Пушкина Елена
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши»
Тема :
Цель : Уточнить и расширить представления детей о мебели .
Задачи :
Коррекционно – образовательные :
Учить детей дифференцировать мебель по назначению .
Совершенствовать лексико – грамматический строй речи : активизировать словарь по теме, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, подбирать прилагательные к существительным, употребление уменьшительно-ласкательного суффикса
Коррекционно – развивающие :
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.
Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, память,
Коррекционно – воспитательные :
Воспитывать самостоятельность, активность на занятии, навык обращения с раздаточным материалом.
Образовательные области : социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, безопасность.
Оборудование : разрезные картинки по теме, картинка – схема комнат, предметные картинки по теме «Мебель » , ЛЕГО-дом
Орг момент. -,
Логопед подводит детей к построенному ранее дому из конструктора , читает стихотворение :
«Вот построен новый дом!
Тили – бом! Тили – бом!
Кто же будет жить в нем?»
«Тили – бом! Тили – бом!
Вот построили мне дом!»
Логопед достает лего-человечка .
Ребята, это-человечек Кирюша . А это - его новый дом. Но сможет ли Кирюша в нем жить , посмотрите внимательно? (нет, в нем нет мебели )
Правильно, и мы с вами сегодня поможем Кирюше выбрать мебель для его дома .
Предлагаю детям сесть на стульчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Много мебели в квартире .
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с больших,
А в буфет поставим чашку на каждое название мебели )
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали.
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (Ритмично попеременно хлопают
Много мебели в квартире в ладоши и стучат кулачками)
Расскажите, какая мебель должна быть в квартире?
Ответы детей. (логопед выкладывает картинку с изображением предмета мебели .
Для чего нужен стул?
Для чего нужен стол?
Для чего нужна кровать?
Для чего нужен шкаф, диван, кресло?
Правильно, но разве вся мебель стоит в одной комнате? -Нет
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире (прихожая, гостиная, спальня, детская, кухня)
Какая мебель стоит у вас в гостиной?
В детской?
В прихожей?
На кухне?
Ребята, а сейчас давайте поиграем. Мы будем называть мебель ласково .
Игра «Назови ласково»
У нас диван, а у Кирюши- … .диванчик
У нас кресло, а у Кирюши –… креслице
У нас шкаф, а у Кирюши –…шкафчик
У нас стул, а у Кирюши –… . стульчик
У нас кровать, а у Кирюши – … .кроватка (стол, полка)
А сейчас я называю предмет мебели , когда он один, а вы- когда много
Игра «Один - много»
Стол - столы,
диван - диваны, кресло - кресла,
стул - стулья, кровать – кровати.
комод-комоды тумбочка -тумбочки
Игра «Подбери признак»
Стол у Кирюши – (какой) - письменный, новый большой
диван - – (какой) мягкий, удобный.,
кресло -(какое) большое широкое, удобное,
кровать -детская, игрушечная, мягкая,
-Мебель – изготавливают из различных материалов.
Игра «Что из чего»
Стол из стекла – стеклянный
Кровать из железа –железная
Кресло обтянуто кожей-
Кресло обтянуто плюшем-
Правильно. Скажите,:
Мебель для кукол . Какая мебель ?
Мебель для кухни . Какая мебель ?
Мебель для детей . Какая мебель ?
Про какую мебель можно сказать : деревянная? Деревянное? Деревянные?
Вы отлично справились с заданием. Вставайте, поиграем.
Физкультминутка :
«Кирюшкина кроватка »
Вот Кирюшкина кроватка , развести руки в стороны
Чтобы спал Кирюшка сладко , присесть, ладошки под щечку
Чтоб во сне он подрастал, медленно подниматься
Чтоб скорей большим он стал. Встать на носочки, тянуть руки вверх
Задание на внимание : делаем то, что я скажу.
У меня есть для вас еще игра. Я приготовила вам картинки, но они с секретом. Что нарисовано на картинке, вы узнаете, если правильно ее соберете. (раздает картинки – паззлы) . На доске выставляются картинки-подсказки.
Ребята, какая мебель у вас получилась ? Куда ее можно поставить?
Молодцы, отлично справились.
Давайте расскажем Кирюше , из чего сделана мебель .
Игра «Что из чего»
Стол из стекла – стеклянный
Стул из пластмассы – пластмассовый
Кровать из железа –железная
Кресло обтянуто кожей-
Кресло обтянуто плюшем-
А теперь давайте поможем Кирюше выбрать мебель . («подходим» к дому, предлагаю детям брать предмет мебели и располагать его в комнате). Дети проговаривают свои действия.
11. Итог занятия.
О чем мы говорили сегодня?
Что мы делали на занятии?
Что особенно вам понравилось?
Молодцы, все хорошо работали.
Используемая литература
1. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Детство –пресс, СПБ. 2008
2. Г. Н. Соломатина О. Е. Громова А. Ю. Кабушко Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Т. Ц. Сфера, М. 2008
3. Н. Э. Терешкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном М. 2007
Публикации по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР Лексическая тема "ЛЕС" Образовательные: закрепление произношения звука Л; закрепление артикуляционных укладов. Коррекционные: активизация.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ Тема: «Головные уборы».
Конспект образовательной деятельности по лего-конструированию «Знакомство с конструктором Лего Duplo» Цель: Познакомить с Лего конструктором Задачи: 1. Познакомить с историей появления конструктора лего. 2. Рассмотреть основные виды деталей.
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закреплять.
Конспект проведения совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Наша улица» Цель: коррекция нарушений развития речи детей при ознакомлении с правилами дорожного движения. Задачи: образовательная область «Речевое.
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.
Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.
С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия. Создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Идея сделать легоконструирование процессом направляемым, а не спонтанным, возникла с принятием ФГОС. ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество образования детей, позволяют организовывать игровую, проектную, исследовательскую и творческую деятельность с детьми и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия ЛЕГО. В каждой из возрастных групп есть различные виды ЛЕГО-конструкторов.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, сталкиваешься с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, я решила в коррекционной работе использовать наборы конструктора ЛЕГО.
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
При использовании ЛЕГО-технологий в работе, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
Перспективность применения данных методов и приёмов находится в прямой зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не могут полноценно использоваться в образовательном процессе. Мне хотелось бы рассказать об опыте применения ЛЕГО-технологий для развития и коррекции речи детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, логопедического пункта в МБДОУ “Ягодка”.
Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий в нашем ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи и логопедического пункта является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность моим детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у таких детей происходит через увиденное и осознанное.
Например, работа с детьми по теме “Мой дом” удивила своей результативностью. Дети, используя конструктивно-игровое средство ЛЕГО ДУПЛА, создавали конструкцию дома, с отдельными комнатами, с мебелью.
Эмоциональная составляющая игры способствовала у них активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогло детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Такая же работа в группе проводилась и по теме “Космос”, на логопедическом пункте - по теме “Животные жарких стран”.
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.
Вместе с детьми я участвую в создании конструкций, при этом происходит проговаривание собственных действий или использование отражённой речи. Когда конструирование закончено, начинается работа со всей группой.
Работая с конструктором, хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).
Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. Например: игра “Волшебный зоопарк” где соединяется голова слона и туловище жирафа и получается слоножираф, левослон, зеброжираф).
Чаще всего я применяю ЛЕГО на подгрупповых занятиях по закреплению изучения определённой лексической темы, а так же на индивидуальных занятиях при работе над звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Конспект НОД по лего – конструированию.
Тема: «Домик для друзей»
Цель : Продолжать знакомить детей с конструктором ЛЕГО, с формой лего - деталей и вариантами из скрепления. Вырабатывать навык различения деталей. Закреплять умение отбирать нужные для постройки детали. Формировать умение употреблять слова, обозначающие пространственные отношения: справа – слева, впереди – сзади, ближе – дальше. Воспитывать стремление выполнять постройку красиво. Отрабатывать умение слушать инструкцию педагога.
Оборудование : Наборы ЛЕГО - деталей, платок, наборы для обыгрывания постройки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Мы сегодня снова отправимся в нашу волшебную страну ЛЕГО. Но в ней случилось несчастье. Пронесся сильный ураган и разрушил красивые домики.
Ребята, вы поможете их починить?
Дети : Да!
Педагог : Сегодня мы перенесёмся в страну ЛЕГО с помощью волшебства.
Закройте глазки, а теперь откройте.
Вот мы и в стране ЛЕГО.
Сначала мы будем восстанавливать постройки, но для этого нужно узнать, из каких деталей они состояли.
Отправляемся на раскопки.
Развитие ориентировки в деталях.
Игра «Под платочком». (Проводится на ковре ).
Педагог: Мы пришли к тому месту, где когда-то стояли домики. Но вы видите, какой на месте домиков завал. Надо его разобрать.
Дети выбирают все детали, лежащие под платочком, и называют их (по одной детали на каждую форму).
Педагог : Вы такие молодцы, вы так хорошо определили все детали!
Проводится анализ образца.
А теперь давайте вспомним, какие бывают домики.
Дети рассматривают образец дома и выясняют, из чего сделаны основание, фундамент, стены, как сделаны перекрытия. Обращается внимание на то, как сделаны окна: кирпичики поставлены на бруски, сверху кирпичики накрыты длинной пластиной, которая их скрепляет. Благодаря этому они стоят прочно.
Показ иллюстраций домиков .
Педагог: Посмотрите на домик, что можно о нем сказать?
(красивый, одноэтажный, разноцветный, есть окна и дверь и т.д)
С чего начнем строить?
(пол, стены, крыша)
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас, ребята, мы немножко отдохнём и вспомним упражнение.
«Вот какой красивый дом!»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо).
Будем строить и играть.
(Ритмично выполняют приседания).
Дом большой, высокий строим.
(Встают на носочки, и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем.
(Выполняют прыжки на месте).
Вот какой красивый дом!
(Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будет жить мишутка в нем.
(Приседают).
Самостоятельная работа.
Чтобы ваша постройка была крепкой детали нужно соединять аккуратно, не торопясь.
Теперь можно приступать к постройке домиков.
Педагог достает Лего-элементы.
Дети строят домики (под музыку).
Отметить, что все постройки красивые, прочные, аккуратные.
По окончании работы дети рассказывают о своей постройке.
Что вы можете рассказать о своем домике?
Как строили?
Какие строительные детали использовали?
Кто у вас в нем живет?
После занятия дети обыгрывают свою постройку, используя игрушки.
Зорина О.Ю.
учитель-логопед, МАДОУ № 586
Тема: Транспорт
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Транспорт», совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического слуха, общей и мелкой моторики. Развитие навыков конструирования.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Развивающий набор ЛЕГО (9230 Город DUРLО), схемы моделей транспорта, куклы ЛЕГО, ноутбук, план – схема рассказа.
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в сказочный Звукоград. Давайте мы встанем в круг, и улыбнёмся друг другу. От ваших улыбок стало тепло и солнечно. А теперь мы закроем глазки, и отправимся в путешествие. (Звучит музыка).
Открывайте глазки, вас встречают ЛЕГО - жители Звукограда, поздоровайтесь с ними.
ЛЕГО - жители. В нашем Звукограде мы принять вас рады!
Будем ЛЕГО мастерить и красиво говорить!
Логопед. Ребята, какой странный город. В нём есть аэропорт, но нет…
Дети. Самолётов.
Логопед. Есть широкая река, но нет…
Дети. Пароходов и теплоходов.
Логопед. Есть широкие дороги, но нет…
Дети. Машин.
Логопед. Как назвать одним словом, чего нет в городе?
Дети. Транспорта.
ЛЕГО - жители. У нас город молодой, и транспорт мы построить не успели. Мы надеемся на вашу помощь.
Логопед. Поможем, ребята нашим друзьям?
Дети. Конечно!
Логопед. Сегодня мы будем строить модели разных видов транспорта, и учиться составлять рассказ о них.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед приглашает детей сесть за круглый стол, на котором лежит развивающий набор ЛЕГО. и сделать пальчиковую гимнастику (соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог)
Автобус, троллейбус, машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай (смена рук).
В море уплывают корабли далеко,
В небо взлетают самолёты высоко.
3. ЛЕГО – конструирование.
Дети выбирают, что будут конструировать, и приступают к работе.
4. Представление моделей.
Логопед. Молодцы! Какие красивые у вас получились модели. Давайте мы расскажем о них жителям Звукограда.
Дети рассказывают о своих моделях по плану:
1. Название.
2. Вид транспорта.
3. Что он перевозит?
4.Из каких частей состоит?
5. Кто им управляет?
5. Деление на слоги названий транспорта.
6.Назвать транспорт, который начинается на звук [с], [ф], [п] и т.д.
7. Физкультурная пауза.
Логопед. А сейчас я предлагаю подарить модели нашим друзьям, полетать на самолёте и полюбоваться на Звукоград сверху.
Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны)
На поляну тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели (руки в стороны, поочередные наклоны в стороны).
8.Составление рассказа по постройке из ЛЕГО.
Логопед. Какой красивый у нас получился город! Посмотрите, как радуются ЛЕГО – жители. Я вам предлагаю составить рассказ о построенном Звукограде.
Рассказы детей. Логопед предлагает оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.
ЛЕГО - жители. Спасибо большое, ребята! Мы дарим вам альбомы для раскрашивания с разными машинами, надеемся, вам они понравятся.
8. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям перечислить понравившиеся игры и модели ЛЕГО. Фотографирование.
Конспект составлен с учетом речевого диагноза (ОНР I – II уровня) детей, их произносительных способностей и учитывает специфику работы с такими детьми – многократное повторение речевого материала для его усвоения. В ходе занятия используется конструктор LEGO (набор «Семья»).
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) c использованием конструктора LEGO.
Программное содержание:
Оборудование :
1. Оргмомент.
Назвать предметы круглой/квадратной формы
2. Основная часть.
Ребята, к нам из другого города приехала семья кукол: папа Витя, мама Лена, дочки Катя. Привезли с собой свою мебель, но по дороге она поломалась. Просили нас починить.
Логопед достает из коробки части 3х столов.
– Посмотрите, что это? Это ножка от стола и столешница. Коля и Петя и Маша, сможете починить? (дети собирают стол).
Коля, что ты собрал?
Петя, что ты собрал? (стол).
Маша, что собрала ты? У тебя не большой стол, а маленький… (столик)
Вы собрали …(столы).
Какого цвета твой стол, Коля? (Стол желтый).
Какого цвета твой стол, Петя? (желтый).
Столы какие? (желтые)
А у тетя столик какого цвета? (красный)
Для кого эти большие столы? (для папы и мамы).
А меленький столик для кого? (для дочки Кати)
Еще у нашей семьи есть вот такой предмет мебели. – Логопед достает детали шкафов. Кто поможет собрать шкаф? (дети собирают шкафы)
Логопед, обращаясь к каждому ребенку:
Что ты собрал? (шкаф)
А что ты собрал? (шкаф)
А ты что собрала? (шкафчик)
Что вы собрали? (шкафы)
Какого цвета твой шкаф (красный)
Какого цвета твой шкаф (синий)
Какого цвета твой шкаф (желтый)
Для кого эти большие шкафы? (для папы и мамы).
А для кого маленький шкафчик? (для дочки Кати)
Аналогично отрабатываются другие предметы мебели: стул, кровать.
3. Динамическая пауза.
4. Игра «Расставим мебель».
Вот мы и разобрали с вами всю мебель, которую привезли наши гости. Но теперь ее надо правильно расставить в квартире.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением комнат.
Какие комнаты в квартире наших друзей, давайте посмотрим. Это гостиная здесь встречают гостей. Это спальня, в ней … (дети договаривают: спят) Кто в ней спит? (мама и папа). Это кухня, в ней готовят и … (едят). Это детская, комната для … (детей). У вас на столах картинки с изображением предметов мебели. Расставьте мебель по комнатам, где она должна стоять. У меня стул, я поставлю его в кухню. А что у вас?
Дети выходят по одному и располагают свой предмет мебели рядом с соответствующей картинкой комнаты.
Вопросы логопеда:
Что у тебя?
Куда поставишь …(называется предмет мебели)?
Если ребенок в состоянии произнести названия мебели и комнат, следим за правильным произнесением. Если нет – логопед
проговаривает названия сам:
Это шкаф. Он стоит в спальне.
5. Итог. Оценка деятельности детей.
Троян Н.А.,
учитель-логопед
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам