Стихи, сценарий встречи гостей дома, в ресторане, с хлебом-солью.
День рождения — отличный праздник, который любят не все взрослые. Но если вы уважаемый человек, то про ваш юбилей не забудут сотрудники и друзья. Поэтому даже если вы не собираетесь организовывать пышную вечеринку, придется устроить скромные домашние посиделки.
Чтобы застолье не превратилось в обычное пожелание вкусностей, заранее подготовьтесь к празднику. Разошлите приглашения, а за день до торжества позвоните всем гостям и скажите время и в каком формате будет проходить праздник.
Это необходимо для того, чтобы гости смогли приобрести подходящую одежду и подарки. Если планируете барбекю или выезд на шашлык, предупредите гостей, что нужно надеть спортивную одежду.
Варианты встречи гостей:
Очень необычно смотрится встреча гостей в стиле гангстеров. В таком случае каждому гостю надевают шляпу, бабочку на шею и вручают стакан виски.
Здесь все немного сложнее. После ЗАГСа молодожены обычно отправляются на прогулку или на фотосессию. Соответственно гости предоставлены сами себе. Если есть возможность, не приглашайте гостей в ЗАГС, лучше вообще расписаться в другой день.
Пригласите гостей непосредственно в ресторан. Пока вы будете кататься и фотографироваться, попросите близкого родственника встречать гостей в ресторане. Чтобы приглашенные не ютились в холле и не знали чем заняться, устройте фуршет.
В холле зала поставьте несколько столиков с нарезками, бутербродами канапе и шампанским. Не нужно ставить стулья возле столов, это перекус перед застольем. Можно устроить несколько простых конкурсов, пока жених и невеста не приедут к гостям.
Этот сценарий подойдет для встречи гостей в ресторане.
Текст сценария:
Это древний обычай, когда соль стоила дороже золота. Хлеб – милость, а соль – любовь. Это расшифровка двух символов. Подавая каравай с солонкой, вы показываете приглашенным любовь и милость. Считается, что совместное поедание каравая с солью связывает гостей, это такой ритуал сближения.
Сейчас таким способом встречают молодоженов из ЗАГСа или иностранных гостей. Таким образом, показывают свою милость и радость. Каравай подносится на вышитом рушнике, произносится торжественная речь. Гости отламывают кусочек выпечки, и обмакивают в соль, кушают каравай.
Приветственные слова отличаются в зависимости от повода и праздника.
Для встречи с хлебом-солью:
Дорогих гостей встречаем
На родной русской земле,
Хлеб и соль вам предлагаем,
Как обычай нам велел.
Самым уважаемым и долгожданным
Преподносим мы каравай,
Ну-ка, все вместе, давай, запевай!
Встречаем вас с весельем,
С хорошим настроением,
Проходите, не стесняйтесь,
Хлебом-солью угощайтесь!
Слова для встречи гостей в школе:
Поприветствуем сегодня наших дорогих гостей,
Раз пришли они к нам в школу, то полны свежих идей.
Поделитесь, не ленитесь, не останемся в долгу!
Мы покажем в лучшем свете школу любимую свою!
Школа – это дом родной, Полдня мы в ней дружно живем!
Здесь можно всесторонне развиваться,
Духовной энергией наполняться!
Проходите без стесненья, Это лучшее на свете заведенье!
Слова для встречи гостей на день рождения:
Здравствуйте, гости дорогие,
Все нарядные такие!
Ждем давно мы вас, уж час,
И волнуемся за вас.
А виновник торжества,
Ждет вас с самого утра!
Проходите, не стесняйтесь,
Комфортно все располагайтесь,
Скоро праздник мы начнем,
Потанцуем, запоем!
Веселимся до утра,
С нами вместе детвора.
Будем кушать и болтать,
Время с удовольствием коротать!
Когда вечеринка подошла к концу, необходимо непросто попрощаться с гостями, а сделать это так, чтобы они захотели еще неоднократно навестить вас и выпить чашечку кофе или чего-то покрепче. Это можно сделать в стихах.
Прощальные стихи для гостей:
Что гости милые… поели…
Я вижу, вкусен был обед!
Вы мне немножко надоели…
Я провожу Вас, чтоб не случилось бед…Если гости надоели,
А домой идти «не хочут»,
Хлопни громко ты в ладоши,
Их вниманье привлекая.
А потом читай стихи им,
Требуй, чтоб тебе внимали…
Ты заметишь, как тихонько,
Сократится штат гостей-то.
Самым стойким на прощанье
Ты рюмашечку налей-ка…
И пойдут они до дому,
Окрылённые стихами…
Постарайтесь продумать все до мелочей. Очень приятно, когда знакомые и родственники считают вас хорошей хозяйкой и всегда с удовольствием приходят в гости.
Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита, так ведь?
А в далекие времена на Руси говорили: хлеб да соль вашему дому.
И, должна сказать, смысл выражения в былые времена был намного полнее, чем наши с вами пожелания приятного аппетита.
Спросите почему?
Давайте вместе разберемся.
Все мы знаем народную традицию подавать молодоженам каравай с солью. Если вы думаете, что это делается для красоты или просто, чтоб народ повеселить, то вы ошибаетесь.
Этой традиции очень много лет. Хлебом-солью всегда встречали самых дорогих гостей на Руси. Если с хлебом все более-менее понятно, то возникает вопрос: а зачем соль? Почему нужно аккуратно отломить кусочек хлеба и, макнув его в соль, съесть? В чем тут скрывается потаенный смысл?
Оказывается, подношением хлеба-соли хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб, как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль, как символ чистоты души). С солью вообще связано очень много народных примет. Например, .
Некоторые источники утверждают, что предложением попробовать соль, хозяева проверяли гостей, живые ли они люди, а не морок насланный.
Гости обязаны были принять дар хозяев, т. е. попробовать кусочек хлеба с солью. И только тогда между ними устанавливались дружеские отношения.
Если гость отказывался принять этот дар, в дом его не пускали, боялись занесенной нечести, дурных помыслов и злого глаза.
Поэтому самых гостеприимных хозяев до сих пор называют хлебосольными, т.е. умеющими не только радушно принять и вкусно покормить, но и подарить свет душевной беседой и сердечным теплом. Не зря существует .
Теперь немного о свадебной традиции подавать молодоженам хлеб-соль.
Это делают родители молодоженов, встречая их на пороге дома. Сейчас каждый из молодых старается откусить кусок побольше, так как есть такая примета, чей кусок больше, тот и хозяин в доме, тот и будет рулить семейной лодкой.
А в былые времена, полагалось хлеб отламывать не спеша, степенно – хлеб требует уважения и внутренней уверенности в своих силах.
Так вот, отламывался кусочек, макался в соль и съедался.
После того, как каждый из молодых съедал кусочек хлеба с солью, жених брал в руки каравай, разламывал на две части. Одну оставлял себе, а вторую вручал невесте. И они шли по кругу и угощали приглашенных гостей.
Т.е. со всеми приглашенными заключался молчаливый хлебосольный договор о дружбе и поддержке.
На следующий день со стола собиралась оставшаяся еда и относилась в церковь, для нищих. Хлеб при этом присаливался. Так молодожены делились со всем людом своим душевным богатством и своим счастьем.
Хлеб и соль издавна были соединены вместе в русской речи, что нашло отражение в пословице: «Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно». А само выражение «хлеб-соль» сначала означало просто еду, пищу, а позже - угощение. Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать - будет твоему дому достаток и полнота.
Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а соли - редкой в те времена специи- приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль».
Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию.
Стол, по обыкновению ломящийся от блюд, располагался в «красном углу» рядом с лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.
По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки.
После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.
Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между гостем и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!»
В 17 в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб - первое, что клали на стол за трапезой царя.
Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось пристальное внимание. Рассыплется соль - к беде, ссоре, ведь соль - символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал».
По старинному русскому обычаю родители встречают молодоженов с хлебом солью и приглашают всех гостей к праздничному столу.
Молодожены обязательно откусывают от каравая, выясняя, кто из них будет "первым" в семье, и принимая благословение своей семье.
Поговорки о хлебе и соли
Как многие знают, родители женихов встречали новобрачных в своём доме караваями с солью. Обычай берёт начало в тех далёких временах, когда после свадьбы молодые жёны переезжали жить к мужьям. А, поскольку дома были большими и вместительными, места в них было достаточно для всех. То есть, новые семьи жили вместе с другими членами семей женихов.
Традиционно, по окончании венчания, молодожёны сразу же направлялись к родителям женихов, которые встречали молодую семью хлебом-солью. Это символизировало приветствие новых жильцов дома.
В настоящее время молодые пары предпочитают как можно скорее обзавестись собственным жильём и переехать от родителей. Именно поэтому данный обычай в своём первоначальном виде не актуален на данный момент. Однако в некоторых случаях обычаи эти всё-таки проводятся в ресторанах перед началом свадебных банкетов.
С одной стороны, теряется часть свадебной романтики, но с другой - родители женихов теперь не должны торопиться домой, чтобы успеть подготовиться к встречи молодых в своих домах хлебом-солью, не забыв при этом угостить и остальных гостей. Кроме того, родителям не требуется тратиться на фуршеты, что позволяет сделать более щедрые подарки. В ресторанах же эти обряды могут провести профессиональные ведущие, отчего обряд получится ещё более торжественным.
Чтобы провести обряды, нужно заказать специальные караваи. Во избежание непредвиденного, желательно иметь их в наличии уже накануне свадьбы.
Также понадобятся рушники, представляющие собой специальные расшитые орнаментами кухонные полотенца, на которые кладутся караваи.
Разумеется, никуда без соли, поэтому нужны ещё и небольшие открытые солонки, наполненные солью и помещённые на вершины караваев в специальные углубления.
При подъезде молодожёнов к домам женихов, родители последних выходят навстречу. Как правило, матери женихов держат в руках рушники, на которых размещены караваи, а отцы держат иконы (можно и наоборот).
Родители благословляют новобрачных иконами и принимают в своих домах с хлебом и солью, предлагая откусить от караваев по кусочку хлеба и обмакнуть их в соли. Считается, что хозяином в доме станет тот, кто откусит кусок большего размера. Руками при откусывании пользоваться нельзя!
Иногда главы семей выявляются и по-другому. Берут 2 тарелки, кладут их на землю и накрывают покрывалами. Далее женихи и невесты бьют ногами каждый по тарелкам. Чья тарелка разобьётся на большее число осколков, тот и будет главенствовать.
Одна примета гласит, что матери женихов не должны никому давать прикасаться к караваям, после того, как новобрачные от них откусили по кусочку. Остатки пирогов следует завернуть и упрятать, а после праздника снести в церковь и оставить на столах для пожертвований. Если всё сделать правильно, то в новых семьях будет лад.
Если Вы не суеверны, то, с помощью караваев, можно провести занимательное испытания. К примеру, женихи и невесты разламывают караваи напополам и бегут со своими половинками угощать гостей. Кто раздаст свою часть быстрее - тот и будет кормильцем семьи.
После этого родители женихов приглашают новобрачных и гостей в дома. При этом женихи часто заносят невест в дома на руках. Это делается от сглаза. При этом, зачастую, проводятся повторные обсыпания молодожёнов зерном на счастье.
В домах родителей женихов, обычно, проводятся небольшие фуршеты, которые можно считать генеральными репетициями перед свадебными банкетами. При этом гости, в очередной раз, поздравляют новобрачных и произносят напутственные слова.
Разумеется, фуршеты, как и на выкупах, должны быть небольшими. Вряд ли куму-то в этот момент захочется салатов, поэтому бутербродов будет вполне достаточно.
После фуршетов можно немного отдохнуть и отправиться на вечерний банкет!
Время чтения: 4 мин.
Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
«Без хлеба – смерть, без соли — смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.
Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам