Никакой заговор до добра не доведет! Что такое заговор и как он работает? Заговоры сибирской целительницы

Что такое заговор? Чем он опасен для православного человека? Почему люди дают себя заговорить? Что их тревожит? Об этом мы будем говорить в нашей статье.

Подробно про заговор

  • В чем сущность заговора?

  • Что значит “заговоренный человек”?

  • Чем опасен заговор?

Инстинкт самосохранения – важнейший в человеке. Но, как и другие инстинкты, если не контролируется разумом и совестью, приводит к безобразию во всех смыслах: и к поведению гадкому, и к мировоззренческой подмене, и к глубинному изменению: к искажению образа Божия в себе (не к утрате – это невозможно – а к его кощунственному коверканию). Одна из многих попыток человека защитить себя выражается в стремлении контролировать себя и окружающий мир: происходящее в обществе (в том числе и в самом близком окружении), в экономике и в природе, в том числе и «на тонком уровне». Стремясь подчинить себе невидимую реальность, человек, не задумываясь над тем, из какого источника черпает знания и силу, объясняет себе подоплеку тех или иных событий своей жизни в оккультном ключе, совершает те или иные магические действия сам или прибегает к помощи «специалистов». Одно из распространенных магических средств – заговор (с ударением последний слог).

По форме он иногда может напоминать молитву. В нем даже могут упоминаться и Господь, и Пресвятая Богородица, и святые, но сущность заговора – не молитвенное обращение, а заклятие тех, к кому/к чему обращаются, на исполнение заявленных желаний .

Магия – это самоуверенная попытка человека управлять тайными силами в окружающем нас мире, и тут не принципиально, кто/что под этими «силами» имеется в виду и какова степень деликатности обращения к ним и с ними. Важно, что они – средство для достижения цели: избавления от болезни или наоборот – наведения ее на кого-то и т.д. Магизм не интересуется душой, он чужд покаянию, как основе любого исцеления душевного и телесного. Магизм «заточен» под конкретный результат. Поэтому существенный признак заговора (как и язычества по своей сути) – потребительское отношение к тем/к тому, кого/что используют для достижения цели (непринципиально, кто/что фигурирует в этом качестве: Бог или враг рода человеческого, или какая-то безличностная «энергия»).

Бесы лукаво прикидываются смиренными: до поры до времени терпят эту дерзость человека, воображающего, что он может ими управлять и пользоваться. А вот Бог такого отношения к Себе не терпит. Не по недостатку смирения, а потому, что для человека такое понимание жизни, превращающее религию в магизм, губительно. Магически мыслящий человек, воображая себя верующим, допускает в своем духовном сознании патологические изменения. Он не замечает, что не на Бога уповает, а на себя: как он классно Им и всем Его «пантеоном» (а именно так магически мыслящий человек воспринимает и святых угодников, и Ангелов, и бесов…) умеет манипулировать.

«…Ну, ты мне зубы-то не заговаривай!» – слышим порой мы в ответ на свои объяснения причин произошедших недоразумений. Причем тут зубы?.. А ни при чем. Просто, народная мудрость давно уже уловила существенную связь между магическим воздействием через заклинания и манипуляцией сознанием посредством риторики. Убалтывание оппонента, основанное не столько на логике, сколько на искусном использовании эмоционально окрашенных понятий и стереотипов сознания, вызывающих положительные или отрицательные реакции, в самом деле, зачастую напоминает кодирование (а то и является таковым). Ну, а почему именно зубы (если они не болят, чего ж их заговаривать)?.. Наверное, потому что они – составная часть речевого аппарата.

Итак, «заговор» – как много в этом слове для мозга суеверного слилось!.. О человеке, которому повезло уцелеть в на войне, в авто- или, тем более, авиакатастрофе, полушутя кивают: «Он, должно быть, заговоренный». Заметьте, не предполагают, что у него сильный Ангел Хранитель, или святой покровитель, тем более, не задумываются о Божием Промысле, спасающем этого человека ради чего-то (или ради кого-то?), и уж, разумеется, не вспоминают о родительской молитве, силу которой тоже, как правило, недооценивают, а что он – заговоренный … Это очень такое, знаете ли, симптоматичное явление, свидетельствующее о нашем перевернутом сознании, в котором Всемогущему Богу доверия меньше, чем могущественной, но далеко не всемогущей, да и к тому же еще весьма нечистой силе.

Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание наше на абсурдность попыток со стороны христианина оправдывать обращение к «бабкам», «заговаривающим» болезни, и, напоминая, что Христос назвал диавола «человекоубийцей от начала» (Ин. 8; 44), увещевает: «Бог говорит: человекоубийца , а ты бежишь, как к врачу? Какой же, скажи мне, дашь ответ на обвинение в том, что обманам этих людей веришь более, нежели изречению Христа? Если Бог говорит, что (диавол) человекоубийца, а эти люди, вопреки Божию решению, говорят, что он может врачевать болезни, и ты принимаешь их чары и волшебныя лекарства, то таким поступком своим ты показываешь, что им веришь более, нежели Христу, хотя и не высказываешь этого словами». (Впрочем, нынешние колдуны редко признаются, чьей силой действуют; все больше иконами да молитвами прикрываются.)

Святые Отцы с пониманием относились к немощам человеческим, в том числе и к малодушию, вынуждающему нас искать оправдания своим грехам. Это понимание с одной стороны побуждало их к отрезвляющему обличению и призыву хранить верность Богу, с другой – к милосердию в отношении падших.

Например, свт. Иоанн Златоуст, предостерегая от обращения к волхвователям, вдохновляет своих слушателей примером святых мучеников, заявляя, что терпение в болезни – «настоящий мученический венец! Мучеником бывает не тот только, кто, получив повеление (от мучителя) привести жертву (языческим богам), порешил лучше умереть, чем принести эту жертву; нет, мученичество очевидно есть и то, когда человек вообще соблюдает (ради Христа) что-либо такое, чем может навлечь на себя смерть. <…> Так и ты, если отвергнешь волхвования, чары и ворожбы, и умрешь от болезни, будешь совершенный мученик, потому что, когда обещали тебе выздоровление посредством нечестия, ты порешил лучше умереть с благочестием».

Однако в устах истинного исповедника веры наставление о предпочтительности смерти отступничеству не приобретает приказной формы. Парадоксально, но факт (как и все христианство), что именно исповедники в древности ходатайствовали о восстановлении в общение с Церковью «падших» (по малодушию во время гонений приносивших жертвы идолам). Как в древности, так и в прочие времена, сильные духом являли великодушие к немощным.

Еще на заре христианской истории, когда свежи в памяти были страшные гонения, свт. Григорий Нисский писал, что надлежит внимательно вникать в состояние людей, обратившихся к чародеям или прорицателям: совершили они это «совсем презревши исповедание им вверенное», или, «оставаясь в вере во Христа, они вовлечены были в такой грех какою-нибудь нуждою, потому что какое-нибудь несчастье или невыносимая потеря внушила им такое намерение». И если последнее, то советовал оказывать им снисхождение по аналогии со снисхождением к отступникам по немощи.

Но… обратите внимание, при всем милосердии, Отцы всё называют своими именами. Да, снисхождение, да, понимание, что человека до этого довела «какая-нибудь невыносимая нужда, обольстив… какою-либо ложною надеждою» (св. Григорий Нисский), но до чего довела? – до отступничества , до предательства … Конечно, это не то же самое, как отступничество «идейное», по неверию, по презрению к вере, но предательство пусть и предательству рознь, а все ж предательство – хоть Иудино, хоть Петрово… Этих двоих апостолов отличает не столько мотив предательства и обстоятельства, сколько отношение ко Христу, к себе и к своему поступку. Иуда-то хоть и раскаялся, что «предал кровь неповинную», что способствовал расправе с Праведником, но не раскаялся в самом предательстве, которое в Гефсиманском саду не произошло, а происходило постепенно , долго , и той страшной ночью лишь проявилось во всем своем уродстве. Но этого-то Иуда и не понял. Ему было стыдно за свою ошибку, за подлость, за алчность, из-за которых пострадал его Учитель, но не за само предательство – его он не осознавал. Иуда в своем раскаянии не менялся, то есть, в нем не происходило покаяния, а раскаяние без покаяния – удобная почва для соблазна и погибели .

Тогда как Петр в своем падении именно покаялся , и плодом покаяния была вся его дальнейшая жизнь и сама смерть на кресте – перевернутом, потому что он продолжал стыдиться своего отречения и считал себя недостойным уподобляться Спасителю даже и в принятии казни.

Так вот, если вернуться к тому, что из себя представляет обращение к всевозможным заклинателям сладкой жизни, следует отметить, что не столь важно, что подвигло человека на обращение к гадалке, знахарке, ведьме, экстрасенсу или какому-нибудь еще языческому реликту; не более важно, верит ли человек в Бога (под этим понимают, как правило, лишь допущение факта Его существования), а важно в первую очередь, как он относится к своему падению. «Плачет ли он горько», при мысли о нем, или риторически пожимает плечами, типа, «а что я мог сделать?» Это касается любого греха, но данного в особенности, потому что милосердие, вырождающееся в равнодушную снисходительность, способствует распространению синкретичного сознания в церковной среде, в результате чего от Православия местами может оставаться лишь «ритуальная корочка», покрывающая поганую (языческую, то бишь) внутренность.

Если относиться к этому пороку как к неизбежному злу и смотреть на него сквозь пальцы, нечего удивляться, что он укореняется и распространяется. К сожалению, многие люди судят о серьезности проступка по суровости наказания за него. То нарушение, которое рассматривается чересчур снисходительно, перестает восприниматься как нечто постыдное, недопустимое. Ну, что поделать, так человек устроен!.. Соответственно, если что-то прощается, значит, можно. Самоубийство – грех? – Да. Отпеть можно? – Не положено. А если представить дело так, что он был в аффекте, за который, как известно, «все прощают» (ведь понятно же, что никто, будучи в своем уме, руки на себя не наложит)? Это же все равно, что психическое заболевание, а таковых отпевать, вроде, можно? – Тогда ладно, можно, только заочно… Уффф!.. И что? – Это доброта? Ничего подобного! Теперь у колеблющихся на пороге самоубийства сократилась почва под ногами: не так все однозначно, авось проскочим?

Аналогично и в случае с отступничеством на почве оккультизма: сходил к бабке, чтобы полечила от сглаза, заговорила болезнь, приворотила-присушила? – Поговорить с ним надо и внимательно присмотреться: а сам-то человек, как относится к своему греху? Собирается ли он вообще в аналогичных ситуациях избегать рецидива? Или «отряхнулся и пошел»? Сокрушается ли он в сердце о своем грехе или же относится к нему, как к чему-то само собой разумеющемуся, приемлемому, нормальному?

Если сокрушается и стыдится своего малодушия, надеясь, с Божией помощью, исправиться – это одно, а вот, если совесть не мучает и он, не то, что не понимает, а не хочет задумываться над этим и осознавать мерзость предательства – это совсем другое. Отношение к греху – вот, что отличает людей между собой. Только каждого – к своему греху.

Церковные наказания имеют смысл только в том отношении, чтобы помочь осознать сущность греха вообще и свой конкретный грех; цель наказания: способствовать покаянию. Что толку в суровой, долгой епитимии, если грешник равнодушен к духовной жизни или, наоборот, если он уже все глубоко осознал и изменился? А если ее тяжесть чрезмерна и он под ней сломается? Это Бог не дает наказания сверх сил, а люди запросто!

И наоборот, что толку в снисходительности, если она развращает? Что толку человеку в том, что ему удалось избежать наказания от людей, если, из-за гнездящегося в душе язычества, в ней идет процесс распада?.. Обличая чародейство, свт. Иоанн Златоуст предлагает нам такое сравнение: «…Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещаясь вылечить больной член, топят все спасение души».

И что, опасаясь потревожить мнимое благодушие ближнего, оставлять его в плену «отца лжи» и «человекоубийцы от начала»?..

Содержимое

Магия существует с очень давних пор, сложно поставить точную дату ее возникновения. Издавна людей влечет все, что связано с магией, мистикой и гаданием. Кого-то она затягивает и он без нее уже не может жить, а кто-то боится ее, как черт ладана. Есть также люди, не верящие в нее, но стоит им только столкнутся с ее явными проявлениями, сразу к служителям оной бегут. Наверное, все же, нет на сто процентов безразличных к этому вопросу.

В средневековье людей, подозреваемых в занятии Магией, подвергали казни, но далеко не всегда они были повинны. Женщин, которые привлекали к себе внимание мужчин, нарекали ведьмами, а инквизиторы особо не разбирались в том виновата ли она на самом деле и без раздумий отправляли на костер. Но времена инквизиции давно минули и занятие Магией не относится к запретным, а в современном мире даже стало модным, как, к примеру, стремление к здоровому образу жизни и вегетарианство. Интернет пестрит разнообразными форумами на тему Магии, достаточно много разной несуразицы можно на них найти.

Женщина и магия неразрывны между собой. Многие задаются вопросом, почему некоторые женщины как магнитом притягивают противоположный пол, несмотря на возможные недостатки во внешности.

Другие же, в свою очередь, будучи писаными красавицами, не могут удержать мужчину и живут в одиночестве.

Магические чары

Любая женщина должна научиться пользоваться теми чарами, которыми наделила ее природа. Женщина должна светиться изнутри и излучать внутреннюю энергию. Нет не красивых женщин, есть женщины - не умеющие себя подать. Этим умениям необходимо учиться. В том числе от этого зависит, сможет ли женщина добиться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Каждую женщину Бог наделил великим даром - интуицией. Но далеко не каждая умеет этим даром пользоваться. Многие женщины и все решения принимают, опираясь на ощущения, слушая свою интуицию. Женская магия - умение разговаривать со своим телом и внутренним сознанием. Люди, обладающие экстрасенсорными способностями и занимающиеся магией, в первую очередь работают в тандеме с имеющимися знаниями и интуицией. Где интуиция является главной помощницей.

Что же такое магия

Есть огромное количество определений такого явления, как Магия, большая часть которых абсолютно абсурдна. Но каждый верит в то, что сам считает правильным. Остановимся на следующем определении:

Магия - это искусство и наука вызова целенаправленных параметров определенных объектов (будь то человек, либо предмет) и процессов с помощью своей силы воли, которая производится развитым сознанием. Она не имеет разделения на цвета, в основе такового лежит индивидуальное понимание добра и зла. Есть, конечно же, откровенно черные ритуалы, которые направлены исключительно на причинение вреда, так же есть обряды на пользу человеку, но то, что поможет одному, навредит другому. Так что все слишком относительно.

Существенную часть знаний мы получили от цивилизаций, которые предшествовали человеческой. Они находились на более высокой ступени развития, чем нынешняя. Можно назвать Магию научным знанием, канувших в Лету, цивилизаций, которые приспособлены к теперешним условиям.

Заговоры и исцеление

Еще одним элементом магии является исцеление. Молитвы, заговоры, обращение к высшим силам - имеют величайшую власть. Женщина способна исцелить заговорами, обращениями к высшим силам, тактильным контактам, во время которого она наполняет другого человека. Каждая женщина может развить умения к магии, при условии большого желания и титанической работы над собой.

Многие люди большинство своих проблем пытаются решить магией и приворотами, но не задумываются о последствиях подобных действий. Большинство людей, имеющие власть над людьми, по средством влияния на них - становятся неуправляемыми. Власть захватывает, результатом чего в дальнейшем могут быть психологические расстройства. Болезни психологического характера - это не больное горло или инфекционное заболевание. Такие болезни не берутся не откуда.

Даже в наш развитый век современных компьютерных технологий и повсеместного внедрения инноваций человечество продолжает прибегать к многовековому опыту своих предков. Так, дошедшие до наших дней настоящие заклинания черной и белой магии и поныне применяются для решения сложных жизненных ситуаций.

В настоящее время

В зависимости от характера проблемы, маги могут прибегнуть к заговорам и заклинаниям лечебной, денежной или любовной магии, а также магии, благоприятствующей торговле, финансовому успеху. Кроме того, по сегодняшний день люди при помощи магии задабривают домовых, которые исстари живут бок-о-бок с человеком и охраняют его жилище. Посредством старинных магических заговоров, обрядов и талисманов человек может уберечь себя от сглаза и порчи, от злых наговоров, чужой зависти и прочих неприятных и опасных явлений.

Чем заговоры и заклинания отличаются от молитв?

Какие есть отличия

Данный вопрос часто задают начинающие маги и обычные люди, далекие от таинственного мира сверхъестественного. Определенный здравый смысл в этом вопросе есть, ведь, казалось бы, для чего человечеству прибегать к заговорам, когда всегда можно обратиться к помощи Святой Церкви? Одно дело, если бы заговоры с наступлением эпохи христианства ушли в небытие, но ведь и после нее они продолжали возникать и распространяться в народе.

Как объясняют опытные маги, различие между молитвой и заговором принципиально существенное. В молитве человек обращается к Богу или к святым угодникам. Еще Иоанн Златоуст говорил, что молитва – это благоговейная беседа человека с Богом. Но сама по себе молитва (даже невзирая на ее мощные свойства) не может выступать гарантией того, что человеческая просьба, озвученная в ее строках, обязательно исполнится. Более того, очень часто после молитвенных обращений и взываний о помощи, человеку на долю выпадают серьезные испытания, которые, по мнению некоторых магов, являются своего рода проверкой на прочность.

В отличие от молитв заговоры обладают прямо противоположным свойством. Считается, что человеку, читающему заклинание для благополучного разрешения той или иной жизненной ситуации, дается едва ли не 100%-ная гарантия исполнения желаемой просьбы. При этом в заговорах и заклинаниях часто может встречаться православная терминология (этот факт, кстати, нередко и вводит в заблуждение человека, не способного отличить заговор от молитвы). Однако при помощи этой терминологии и особого построения самой формулировки заговоров многократно усиливается эффективность читаемого заклинания.

Существуют ли безобидные заговоры?

Чем это грозит

Большинство людей и неопытных магов убеждено, что опасность представляют только те заговоры и ритуалы, для которых использовалась книга заклинаний черной магии. Таким образом, априори, заговоры белой магии, согласно этому представлению, являются абсолютно безобидными.

Специалисты же убеждены в обратном: на самом деле не существует безобидных заговоров и заклинаний, которые не могли бы повлечь за собой определенную расплату. Все дело в том, что любой заговор, так или иначе, предусмотрен для разрешения определенных жизненных трудностей (болезней, неудач в любовных отношениях, проблем с финансами и пр.), которые, в свою очередь, являются ничем иным, как испытанием свыше. Вмешиваясь в ход событий, предусмотренных Высшими силами, и маг, и человек, на долю которого они выпали, взваливают на себя нелегкую ношу. Ни один смертный человек не имеет права изменять ход событий и каким-либо образом влиять на судьбу.

Это прекрасно понимают опытные маги. Ведь, по сути, любая болезнь или жизненная проблема посылаются человеку свыше, чаще всего, с одной целью – обратить внимание на свои ошибки, осознать и раскаяться в них. Очень часто под давлением тяжелых жизненных обстоятельств люди обращаются к Богу, даже будучи до сих пор убежденными атеистами.

Тем же принципом часто обусловлены болезни, с которыми не в силах справиться традиционная медицина – обычно такие заболевания выпадают на долю человека, в качестве расплаты за собственные грехи, за гордыню, ложь, неумение прощать. Любой колдун, который при помощи заговоров и заклинаний, намеревается помочь такому человеку, должен осознавать ответственность за свои действия – ведь в большинстве случаев, именно он становится тем уязвимым звеном, на который проецируют свое действие Высшие силы.

Заговоры и порча (сглаз)

Заговоры и порчи

Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда человек становится жертвой наведенной на него черной магии – сглаза, порчи, наведения злых чар, любовного приворота или заклинания на смерть. Казалось бы, Высшие силы должны заступиться в этом случае за человека, но что делать, если они не внемлют просьбам и молитвам?

В данной ситуации люди неизбежно прибегают к помощи магических заклинаний и исцеляющих обрядов, проводимых белыми колдунами и магами. Но и здесь маг или колдун должны осознавать, что в цепочке:

«заказчик заклятия – исполнитель заклятия – объект заклятия – устранитель заклятия (маг)»

— последнее звено является уязвимым перед наведенной магией. Любая допущенная ошибка может привести к тому, что сам колдун или маг, устраняющий черные чары, становится объектом наведенной порчи, сглаза, проклятия. Однако, если специалисту удается провести очищающий обряд грамотно, то наведенное зло в многократном размере возвращается заказчику и исполнителю заклятия.

Очень много людей, которые сами себе хотят магически помочь без участия специалистов, начинают искать в интернете заговоры, заклинания, молитвы и читать все подряд, ошибочно полагая, что это панацея и совсем скоро принц постучит в их дверь, возле которой уже стоит мешок с .

От незнания нюансов и тонкостей, получается только одно - они себе вредят. И очень сильно. Поэтому я попытаюсь объяснить, чем отличаются молитвы от заговоров.

Молитвы и заговоры с древнейших времен считаются спасителями от многих недугов и целителями судьбы. Читая их можно излечиться от болезни, найти своего суженного, улучшить материальное положение.

Многие ошибаются, когда думают, что молитва и заговор - это одно и то же. Но и в заговоре, и в молитве встречаются обращения к Богу и сопутствующие слова, типа «аллилуя» и «аминь».

Заговор - это мощная словесная формула, которая оказывает волшебное (магическое) влияние на ход событий. Читая заговор, человек частенько призывает в помощь силы природы, стихии и пробуждает скрытые возможности человеческого организма.
Не даром же говорят, что сила человеческого слова нереальная и мощная. И это правда. Заговоры существуют на здоровье, удачу, фортуну, карьерный рост, хорошее протекание беременности и родов, улучшение материального состояния, встречу своей судьбы…

Для того, чтобы заговор имел силу, его надо читать в точности, как указано в источнике. Ничего не путать, ничего не менять и ничего не придумывать. Только тогда он сработает и начнет действовать в нужном русле. Главное, научиться различать правильное от дурного и сто раз подумать, прежде, чем читать какой-то заговор. Проанализировать его слова.

Часто заговоры сопровождаются еще какими-то действиями (). Их тоже нужно делать строго по инструкции. И вообще, магия в домашних условиях частенько оборачивается злом. От незнания, люди наносят себе вред. Поэтому будьте бдительны и уверены в том, что вы делаете. Заговор - это быстро, действенно, но опасно!

Молитва - это слова, которые обращены к Богу и высшим светлым силам и духам. С помощью молитвы люди ограждают себя от действия бесов, темных сил, заручаются божественной поддержкой и просят исцеления духа, души, тела и судьбы. Результат от действия молитвы часто сравнивают с чудом. Это и есть чудо!

Молитва всегда предполагает участие вашего духа. Это огромная работа - читать молитвы. В большинстве случаев читать нужно не менее 40 дней, чтобы молитва по-настоящему начинала работать. Есть молитвы, которые нужно читать всей семьей для исцеления, допустим, родового древа.

Нужно свято верить в то, что вы делаете, читая молитвы. Искренне и по-настоящему желать того, чего просите. Или . В идеале молитва - просящая, настоящая, плачущая, иногда спонтанная. Просто утром пробубнить что-то себе под нос, считая что вы «помолились» - этого не то что мало, этого лучше вовсе не делать.

Молитва помогает избавиться от фобий, страхов, неприятных и тяжких моментов. Она сама по себе несет совсем другой смысл, нежели заговор. Ангелы часто диктуют мне молитвы, которые нужно читать в конкретных случаях. И в этом плане, заговор конечно же прозаичнее, но четче и конкретнее. Никакого высокого и изреченного в нем нет, но есть цель! Молитва же нацелена в первую очередь на ваше исцеление.

Кстати, молитва приносит только положительный результат, заговор часто - непредсказуемый. Поэтому всегда слушайте свое сердце.

И помните, помогая себе, вы помогаете другим.

Ваш Максим Гордеев

В различных газетах постоянно появляются присланные читателями "эффективные заговоры" от болезней, однако заговор Алевтины Картушенко в "Воскресной газете", № 7, 2004 "от гусок и кист" заставил меня взяться за перо.

Православная Церковь относиться к заговорам крайне отрицательно, считая их одной из форм магии, которая всегда душегубительна, даже если она белая.

В духовном мире нет серого цвета, есть только Свет и тьма, Бог и сатана. И человек не может находиться между ними, т.е. ни с Богом, ни с бесом, а сам по себе. В тот момент, когда человек сознательно отвергает или отстраняется от Бога, согрешая, он попадает в окружение злых духов.

Молитва к Богу (не пустая йоговская медитация!) является главным средством богообщения. Мы просим в молитве о милости, защите, вразумлении, исцелении в болезни, благословения в делах и т.д. В случае молитв к святым ("много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5:16) их контекст всегда таков: "святый угодник Божий…. моли Бога обо мне (нас), т.е. не святые помогают, а Бог, которого они своей действенной молитвой просили о нас, грешных. В отличие от сект Православная Церковь, помня, что у Бога "все живы" (Лк. 20:38), считает усопших праведников неотъемлемой, невидимой небесной частью Христовой Церкви. И раз так, то мы можем свободно просить святых на небесах молиться о нас, так же как мы просим своих живых близких или священника "помолись обо мне".

При этом важно чтобы молитва, пусть даже краткая ("Господи, благослови!", "Господи, спаси и сохрани!"), была постоянной: "…непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17), - так поучал св. апостол Павел. В такие моменты мы действительно с Творцом. И все блага, получаемые после молитвы, будут однозначно полезными для человека, поскольку совершены они Богом.

Задумывались ли "целители", колдуны и их клиенты, какая сила исполняет заговоры и магические заклинания? Вот пример заговора якобы от рака: "Как горит сухое, больное, не растущее, не живущее, так с ним сгорит злой нарост с раба (имя) Аминь". И при этом нужно еще совершить некие магические действия с сухими березовыми ветками. Где тут прямое обращение к Богу, святым или ангелам? Где написано: "Господи, помилуй и исцели"? Такого там нет! И становиться понятным, что если результат после заговора или заклинания достигнут, и об этом Бога не просили, то исполнителем, несомненно, являются только бесы , которые с целью введения людей в грех могут совершать вроде бы "полезные" дела. Хотя при раковых заболеваниях магия еще никогда не помогала, хуже того, злокачественный процесс еще хуже усугублялся!

Опасность магии в том, что человек вместо Бога просит о помощи бесов!

Мне могут возразить, что есть много заговоров с молитвами. Что ж, проанализируем и их на примере метода "от гусок и кист" от Алевтины Картушенко.

Первое что бросается в глаза, так это наличие именно магических ритуалов: "две нитки не черного цвета", необходимость "закопать нитки под порогом дома, сарая, ворот, где ходят" и т.п. Это уничтожает всю действенность любой канонической молитвы, читаемой при этом, поскольку нельзя обращаться к Богу, держась при этом за руку беса. И в нашем случае чтение "Отче наш…" только усиливает душегубительность этих действ.

В Православии есть разные виды молитв: молитвы хвалы и благодарности Богу, покаянные, молитвы о помощи во всяких делах и, конечно, об исцелении, при этом каждые из них должны произносится в соответствии их предназначения, а не сумбурно. "Отче наш…" не является молитвой об исцелении телесных недугов.

"Отче наш…" - это особая молитва, это молитва, можно сказать, избранных и действительно совершенных христиан, поскольку является "обоюдоострым мечом", которым можно и духовно возрасти, побеждая ад, и тяжко себя поранить. "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…", - говориться в ней. Этими словами христианин просит Бога простить ему прегрешения, как он сам прощает грехи других; прощает людям, которые причинили любую (!) обиду, вред, не отдали денежный долг, украли имущество и т.д. Приступая к этой высшей христианской молитве, повторю, нужно простить любой грех, совершенный в отношении к нам, любой! А то некоторые, помолясь "Отче наш", после проклинают за пустую мелочь "Что б ты сдох!", "Так тебе и надо!", злятся на обидчиков, разверзаются ругательствами. Можно не сомневаться, наступит время, когда Бог вот также и "простит" молящегося… Вот уж не возрадуется этому "прощению" человек!

Итак, больной (-я) с "гусками и кистами", не осознавая, что нужно самому простить грехи ближнего; прося при этом "… и избави нас от лукавого", сам, кощунственно лукавя, совершает богопротивные магические действия! Да еще и крестит порог и ворота, под которыми закопаны нитки, освящая постоянно попираемые и оскверняемые места… Хуже того, по совету Алевтины больной еще обмазывает себя мочой! По мнению Церкви, применение мочи в лечение ведет:

1) к физическому осквернению , связанному с применением внутрь организма нечистот;

2) к нравственному осквернению , ибо Творцом заложена брезгливость к нечистотам: "И если душа прикоснется к чему-то нечистому, к нечистоте человеческой …. то истребиться душа та из народа твоего" (Лев. 7:21);

3) к духовному осквернению , ибо, поправ заповеди Господа, люди взыскивают мочу. И надо же быть каким дерзким человеком, чтобы, накануне напившись или обмазавшись нечистотой, приступить, например, к Святому Причастию?

Таким образом, даже не вообразить, как больной человек оскверняется от такого лечения и духовно низвергается!

Но в чем воистину великое лукавство, с которым бесы поучают "бабушек-целителей", так это в том, что избавиться от бородавок "на ножках" можно просто перевязав их х.-б. ниткой (шелковые развязываются) любого цвета… И они без всяких заговоров и копания в земле со временем отпадут, а для профилактики осложнений их нужно регулярно смазывать спиртом или лосьоном. Все! Но посмотрите, как ловко бесы обставили простую процедуру перевязывания, превратив ее в еще один метод низвержения человека в тяжкие грехи!

Читая такие "целительские" советы, мне иногда хочется просто кричать: "Люди добрые! Головой думайте, а не иными местами, прежде чем такое советовать и творить!!!". И чтобы не попадаться в эти ловушки, всегда спрашивайте у священника совета и благословение…

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Праволавной Церкви

Что еще почитать