Ошибки родителей при воспитании детей в семье. Одинокий родитель = неблагополучная семья? Мнение психологов. Три заповеди матери, воспитывающей сына без отца

(2 голоса : 5,0 из 5 )

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей. Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.
Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ. Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация. И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека. Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул. Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался. Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации. Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании. Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться. Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье. Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью. Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине. Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца. Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок. Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите. Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.
прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.
И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

Особенности воспитания ребёнка в неполной семье.

Задачи исследования: установить, как отражается воспитание в неполной семье на становлении и развитии личности дошкольника. Выявить причины возникновения скрытых и явных воспитательных проблем в неполной семье и путей их решения.

По статистике среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена "материнская" семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

Причины возникновения неполных семей:

Смерть одного из родителей

Развод родителей

Внебрачное рождение ребёнка

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для дошкольника жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, Дошкольники с трудом адаптируются ко всему новому, поэтому такие глобальные перемены как развод особенно болезненно воспринимаются в дошкольном возрасте.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, обладают большим уровнем тревожности в отношении своих семейных обязанностей, чем замужние женщины. У одинокой матери чаще возникают страхи и опасения такого рода: "как бы не избаловать", "не отбился бы от рук", "вдруг проявится плохая наследственность".

Тогда матери, особенно в отношении с сыновьями, начинают строго дозировать проявления ласки, становятся критичными и начинают играть роль «строгих отцов».

Основная ошибка такого поведения матери заключается в том что дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская – это «справедливая» критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви.

Исходя, из этого ребёнок может выработать 2е модели поведения:

А) начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы.

Б) дается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с социумом.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

Также отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели "культа самопожертвования", когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "покидает" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Ребенок до полугода, он практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя за несколько дней при условии внимания со стороны остальных родственников.

В возрасте от полугода до двух с половиной лет у него может часто и резко меняться настроение в связи с отсутствием одного из родителей.
Ребенок двух с половиной - шести лет испытывает тяжелое эмоциональное потрясение. Он не понимает причин развода, может считать себя виновным в случившемся, обещает исправиться, если родители помирятся.

Можно сделать вывод, что детям разведенных родителей, в каком возрасте бы они небыли, необходимо как следует переварить тот факт, что семья распалась. Глубоко в душе каждый ребенок хочет, чтобы мама и папа были вместе и любили друг друга. Детям необходимо пережить боль разлуки точно так же, как их родителям. Ребенок нередко не испытывает этой боли до тех пор, пока мама или папа не начнет встречаться с новым мужчиной или женщиной.

Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то также может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться интенсивности, накала своей злости, бояться, что если даже частица этой злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым.

Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно. Иногда детская злость может выплеснуться на сверстников и воспитателей, или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.

Печаль, подавленное состояние - практически постоянно проявляется после развода как у детей так и у взрослых.

Печаль может сочетаться с ощущением своей незначительности и низкой самооценкой, может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к деятельности, которая прежде доставляла ему радость.

Ребенок может стать плаксивым, начать испытывать старые страхи, которые он, казалось бы уже преодолел. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как головные боли и боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью.

Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался

Дети беспокоятся не только за свое собственное благополучие, но и за благополучие своих родителей, и почти всегда упорно цепляются за фантастическую надежду, что их мама и папа в конце концов снова воссоединятся после окончательного развода.

В «послеразводный» период се дети испытывают особую потребность чувствовать себя зависимыми и опекаемыми, нуждаться в большей ласке и успокоении. Исследователи утверждают, что девочки легче удовлетворяют эту потребность чем мальчики. Родители обычно более скупы в ласках по отношению к сыновьям. Поэтому родителям, прежде всего, нужно понимать, что невозможно испортить ребёнка, проявляя по отношению к нему заботу и любовь, в которых он нуждается.


С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Непосредственным воплощением того, как встраивается ребенок в семейный уклад, являются границы, которые взрослые устанавливают ребенку, правила и требования, которые ему предъявляют. Трудности с установлением этих границ знакомы многим родителям. Однако проблемы воспитания детей дошкольного возраста, связанные с установлением границ – явление в истории педагогики, вероятнее всего, молодое. Оно появилось в связи с тенденцией гуманизации воспитания, отказом от физического и грубого психологического «оружия» в обеспечении дисциплины детей.

Именно отказ от грубых методов воздействия на ребенка, понимание того, что взрослый может нанести непоправимый вред ребенку, если обращается с ним жестоко, и становится ошибкой воспитания, причиной трудностей в установлении правил для него. Родители лишились традиционного инструмента власти - физического наказания, которое объявлено вредоносным. В то же время родители не приобрели (или прибрели в недостаточном количестве) иные инструменты воспитания – психологические приемы, умение убеждать и вести детей за собой, мотивировать их. В этой ситуации и возникает такая проблема семейного воспитания детей, как ошибка в установлении границ для ребенка. Кроме того, многие родители отождествляют понятие жестокости в отношении ребенка с понятием жесткости в следовании правилам, отношения к некоторым ситуациям с ребенком. Однако жесткость не означает жестокости, и в некоторых ситуациях для поддержания порядка родители должны иметь смелость эту жесткость проявить.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в современной семье

Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.

На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места. Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное. Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением. Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.

Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.

У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.

Множество проблем с поведением детей касается того, каким образом детям устанавливаются правила и границы. И какая внутренняя мотивация движет родителями, когда те устанавливают правила для ребенка.

Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.

Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.

Актуальная проблема воспитания детей: отсутствие границ

Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.

Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания. Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком. Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою». Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.

Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало. Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.

Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье

Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению. Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам. Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой - втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.

Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.

Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях. На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы. На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться. В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.

Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций

Часто встречающейся проблемой, связанной с воспитанием ребенка, является боязнь его эмоций. Часто родители не могут эффективно установить правила для ребенка, так как они боятся яркого проявления его эмоций: истерик, плача, вспышек ярости.

Многие родители боятся, что сильными эмоциями ребенок нанесет вред своему телесному или психологическому здоровью. Стремясь не допустить сильной истерики или плача, такие родители допускают ошибки при воспитании детей, идут у них на поводу, когда малыши демонстрируют сильные эмоции. Любопытно, что именно дети, у которых трудности с границами, обычно наиболее истеричны. Идя на уступки во время плача или истерики ребенка, вы учите его постоянно прибегать к этому средству, чтобы достичь желаемого, то есть фактически формируете истерический характер.

Такого рода поведение быстро формируется детьми, родители которых уверены, что плач ребенка – явление крайне опасное, и ребенок, не контролируя себя, может нанести себе увечье. Обычно такие опасения сильно преувеличены, и рыдающий ребенок находится в сравнительной безопасности, если предоставить ему выразить свои эмоции.

Никто из родителей не хотел бы, чтобы плакал его ребенок, это, как правило, очень болезненное переживание. Плач ребенка – один из наиболее раздражающих звуков для человеческого уха, сама природа позаботилась о том, чтобы мы стремились утешить ребенка и остановить плач. Однако всегда ли нужно останавливать плач, всегда ли сильные эмоции, будь то слезы ярости или горя, ребенка вредны ему? Ниже рассмотрены несколько педагогических проблем в воспитании детей, возникающих в ситуациях, когда ребенок демонстрирует слишком острую эмоциональную реакцию.

Когда ребенок плачет от жестокости взрослого, страха, отвержения родителей, хронического плохого обращения с ним - это слезы, которые обозначают ситуации, сами по себе приносящие вред ребенку. Так, например, если вы в наказание за непослушание заперли ребенка в темной комнате, где он испытывает ужас и плачет, это, безусловно, травмирующая история, которую нужно прекратить как можно скорее. Но если ваш ребенок требует папин телефон, очередную конфету или включить ему мультфильмы и при этом устраивает очень громкий скандал, то его положение безопасно, несмотря на бурные эмоции. Дайте ему просто выразить свои чувства.

Часть родителей не выносит истерик, потому что во время этих истерик они остро ощущают себя плохими родителями. Они начинают переживать, что ребенок их не любит или он слишком несчастен, и, значит, они оказываются плохими родителями.

Еще одной важной причиной, по которой люди боятся детских истерик, является, конечно же, общественное мнение. Это может быть мнение близких вам людей, например, бабушек или супруга или мнение посторонних наблюдателей. И в том и в другом случае вы можете совершить типичную ошибку при воспитании детей – пойти на неразумные уступки ребенку, чтобы избежать осуждения окружающих.

Страх детской истерики, боязнь, что плачущий ребенок наносит себе большой вред (в том числе и физический), боязнь критики со стороны окружающих заставляет родителей идти на уступки, которые сказываются как на текущей ситуации, так и на будущем характере ребенка. Кроме того, ситуация, когда родители не могут переносить эмоций ребенка, изматывает и самих родителей, делая их заложниками ситуации, лишая средств и инструментов управления.

Ошибка воспитания в семье: панибратство

К числу основных проблем воспитания детей можно отнести и панибратство, то есть чрезмерное стремление стать ребенку другом. Множество родителей уверены, что наилучшая картина отношений между взрослым и ребенком - дружба. Для них наивысшим достижением была бы возможность сказать: «Я лучший друг для своего ребенка!»

У убеждения, что с ребенком необходимо дружить, много аспектов. Один из них состоит в том, что родитель хочет полностью контролировать жизнь и мысли ребенка, поэтому стремится к нему в лучшие друзья, чтобы ребенок не имел от него секретов. Другая ошибка родительского воспитания заключается в том, что взрослый никому не хочет уступать место в жизни и душе ребенка, хочет стать для него всем, в том числе и лучшим другом. Часто родители, которые претендуют на то, чтобы стать с ребенком лучшими друзьями, имеют напряженные или отстраненные отношения со своими родителями, всегда чувствовали недостаток любви к себе. Такие люди могут стремиться к дружбе с ребенком, чтобы не допустить образования той же пропасти, что разделяет их с собственными родителями. Кроме этого, в близости и эксклюзивном положении в жизни ребенка они как бы компенсируют боль отвержения, которую пережили в отношениях с собственными родителями. Любовь и привязанность ребенка в таком случае должны компенсировать урон, полученный человеком в других
близких отношениях (с собственными родителями, партнерами). В таких случаях родители хотят, чтобы все чувства и привязанности ребенка принадлежали только им.

Как добиться выполнения неприятных ребенку требований, не вызывая его раздражения? Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? Рушится главная концепция, на которой выстроена основная идея – дружба с ребенком. Если бы мать действовала, ощущая свое право на установку границ и не стремясь во что бы то ни стало нравиться ребенку, девочка быстрее приняла бы правила. Обстановка стала бы более определенной, спокойной, и именно это позволило бы ее участникам проводить больше приятного времени вместе.

Руководящая роль взрослого отнюдь не означает армейской дисциплины, игнорирование чувств и воли ребенка, командно-приказную систему общения. Однако если рядом с ребенком не оказывается лица, направляющего и при необходимости ограничивающего его, то можно только гадать, какие выборы он сделает.

Родители - мать и отец - уникальные люди в судьбе человека. С ними его связывают самые разнообразные чувства и отношения, часто эти чувства сложны и противоречивы, но они всегда очень важны, кардинально влияют на его отношения с миром. Дружба между ребенком и родителем, конечно, возможна, но это происходит только на определенном этапе жизни ребенка, когда он достаточно взрослый, равен родителю по своему статусу. Пока же ребенок маленький, отношения между родителем и ребенком - крайне несимметричные. Родитель обязан нести ответственность за него, устанавливать правила, руководить ребенком, то есть быть главным. А основа дружбы состоит в близких, почти симметричных отношениях, где каждый свободен эти отношения покинуть, если того пожелает. Опускаясь до панибратства, вы совершаете серьезную ошибку воспитания в семье, ведь дружба с ребенком изначально лицемерна, так как отношения не равны и ребенок не свободен их покинуть по своей воле. Кроме того, он должен подчиняться родителям в принципиальных вопросах. Родитель должен опекать, направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В этих отношениях может быть много тепла, веселья и удовольствия, дружелюбия, сотрудничества и взаимного внимания, однако это не отношения двух друзей. Не стоит совершать такую типичную ошибку родителей в воспитании детей, как подменять ребенку друга – нужно научить его искать друзей, строить и сохранять дружеские отношения. У родителей уникальная роль, им не стоит претендовать на нечто большее.

Другая частая ошибка воспитания детей в семье – это боязнь родителей, что в результате требований они просто потеряют любовь и привязанность ребенка. Ребенок, недовольный вечным давлением и требованиями, которые к нему предъявляются, просто отвергнет родителя, внутренне отстранится от него. Что может быть печальнее потери любви родного ребенка? В таком случае родители совершают ещё одну педагогическую ошибку в воспитании детей – не хотят добиваться дисциплины, охраняя такую важную вещь, как привязанность ребенка. Такие опасения чаще свойственны тем родителям, которые воспитывают ребенка в одиночку. Также подобная ситуация встречается в семьях, где один из родителей отстраняется от воспитания, предоставляя действовать второму. Именно этот второй, обязанный нести весь груз ответственности, и переживает, что станет для ребенка лишь источником ограничений, в то время как второй родитель останется для ребенка вечным праздником.

В действительности гораздо важнее то, что происходит в отношениях помимо требований к ребенку. Что еще вы предлагаете, что даете своему ребенку? Если ваше общение сводится к требованиям, критике, устранению «ошибок детского воспитания», то рано или поздно отдаление неизбежно, как бы успешно ни было ваше «управление». Да, с родителей никто не снимает ответственности за ребенка, необходимости его направлять, но важно, что еще вы даете своему ребенку. Психологи, размышляя над тем, почему возникают проблемы воспитания детей в современной семье, предлагают родителям проанализировать:

  • Умеют ли они по-настоящему понять ребенка, соприкоснуться с его миром?
  • Часто ли проводят вместе приятное обоим время?
  • Могут ли они сказать, что их ребенок полностью доверяет им, чувствует себя спокойно и защищенно рядом с родителями?

Если на эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то вряд ли вы будете бояться предъявлять к ребенку требования.

Чтобы не допускать ошибок в семейном воспитании, родители должны налаживать отношения с ребенком, не снимая требований к нему, а наполняя общение теплом, любовью и близостью. Тогда на основе хороших отношений ребенок примет правила, как часть жизни. Если у ребенка есть уверенность в любви родителей, чувство тепла в отношениях, то дискомфорт от ограничений ему есть чем сглаживать, за счет чего переживать.

Родителям, которые боятся установить правила, чтобы не потерять привязанность ребенка, лучше всего обратить внимание на то, чем, кроме правил, наполнена жизнь ребенка, и направить свою активность именно в это русло.

Родителям вне зависимости от их установок приходится устанавливать правила для ребенка. Не существует родителей, свободных от этой необходимости. Чтобы не совершать типичных родительских ошибок в воспитании детей, постарайтесь установить свои правила, без внутреннего конфликта и раздора с ребенком.

Статья прочитана 14 659 раз(a).

Статистика показывает, что число разводов растет как снежный ком. Люди влюбляются, вступают в брак, у них появляются дети, но, к сожалению, многие принимают решение развестись. Правильность этого решения каждый для себя определяет сам, но тенденция налицо.

Что беспокоит мать-одиночку

Развод ставит перед мамой много вопросов. Вот типичные:

  • Как воспитывать ребенка без отца?
  • Скажется ли это на его развитии
  • В какой степени отразится на жизни мальчика отсутствие папиного примера?
  • Сможет ли девочка, повзрослев, построить счастливую семью, если в детстве она осталась без папы?

Эти вопросы не дают покоя матерям-одиночкам, и при возникновении проблем в жизни ребенка мама думает, что этого могло бы и не случиться, если бы папа был рядом.

Рассмотрим реальное значение роли отца в воспитании, не преувеличивая и не преуменьшая его.

Женщина, узнав о беременности, начинает понимать, что скоро на свет появится человечек, ответственность за которого она будет нести на протяжении 18 лет - а может, и всей жизни. И ее воспитание во многом повлияет на судьбу ребенка во взрослой жизни. Никто не хочет остаться без мужа и воспитывать ребенка в одиночку, но что делать, если обстоятельства ставят женщину в такие условия? Что делать, если пришлось стать матерью-одиночкой?

В жизни возникают разные ситуации - мужчина оставляет беременную жену, родители разводятся, когда ребенок уже взрослый, женщина сама решает уйти от мужа, так как ее не устраивает семейная жизнь. Иногда случаются трагические события, которые оставляют ребенка сиротой.

С самого детства девочкам внушают стереотип о том, что дети должны расти в полных семьях, а иначе ребенок - особенно мальчик - может вырасти неполноценным, неспособным в будущем построить свою счастливую семью. Ведь в жизни много примеров, когда дочки, выросшие без отца, со временем тоже становятся матерями-одиночками. То и дело мы сталкиваемся с историями, свидетельствующими о том, что отсутствие отца в семье негативно отражается на детях. Что же тогда делать?

Современные дети иначе воспринимают развод, чем дети из недавнего прошлого. Если раньше в классе были 1-2 ребенка из неполных семей, то сейчас их значительно больше. Детей, растущих без отца или имеющих «воскресного папу», становится все больше, а потому и известие о разводе они воспринимают по-другому.

Однако всегда необходимо учитывать психотип ребенка. Есть дети, для которых важно, чтобы в семье все было чинно и благородно, чтобы все было правильно. Такие дети тяжелее всего переносят развод родителей. Они тяжело воспринимают любые перемены, а такие важные изменения привычного образа жизни, как разрыв родителей, лишают их чувства защищенности. Поэтому готовить такого ребенка к распаду семьи нужно постепенно, очень аккуратно и максимально деликатно.

Есть дети, которые с легкостью приспосабливаются к любым переменам, поэтому они способны легче принять новость об уходе отца из семьи. Для любого ребенка развод родителей воспринимается как угроза его безопасности, однако не стоит воспринимать это как трагедию всей жизни.

Любые негативные последствия расставания родителей можно сгладить, если отец и ребенок продолжают общение после развода, если они хотя бы иногда видятся, а лучше как можно чаще. Женщина должна найти в себе силы, чтобы не высказывать детям свои обиды на бывшего мужа, не настраивать детей против него, не вызывать в них негатива к отцу, не искажать представление о нем.

А стоило ли семье разводиться?

Необходимо понимать, что не всегда нужно стремиться сохранить семью любыми способами.

Если дети растут во внешне благополучной семье, в которой на самом деле много негатива, то они могут перенести этот опыт на свою будущую семью. Дети не должны видеть ругань и ссоры родителей. Важно помнить, что любой отец - это пример для детей, а плохой отец, соответственно, является плохим примером для подражания. Любое насилие в семье, свидетелями которого становятся дети, является для них психологической травмой.

К сожалению, встречаются отцы, которые бьют детей, калечат их психологически (например, постоянно высмеивая мальчика за его слезы, повторяя «что ты как баба, будь мужиком») - все это не лучше, чем воспитание детей в неполной семье. Самое страшное для ребенка – это видеть, как бьют его маму. С рождения малыш воспринимает мать, как гарант его защищенности и безопасности. И если ребенок видит избиение своей мамы, то рушится картина его мира.

При правильном подходе до ребенка можно донести, что развод – это не смертельно, что иногда такое происходит, и так сложилось в их семье. Некоторые эмоциональные дети при соответствующих разъяснениях могу рассказать друзьям, что мама встретила свою настоящую любовь, и они будут жить теперь в новой семье. Нельзя допускать, чтобы дети стали воспринимать развод, как единственный способ решения проблем в семье – ведь уже совсем скоро они сами заведут семьи и могут столкнуться с конфликтами в них.

Матери-одиночки должны понимать, что они от природы для воспитания психически и физически здорового ребенка имеют все. Послевоенное поколение росло в неполных семьях и стало при этом нормальными людьми. Не стоит заранее настраиваться на худшее. Конечно, женщине одной сложнее воспитать ребенка, чем в полноценной семье, но это тоже возможно.

Татьяна Хонякина
Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»

Роль отца в воспитании ребенка

Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка . Отсутствие внимания со сторону мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка . Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. И несмотря на то, что в реальной жизни главной в воспитании является мама , мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детям необходимо как женское, так и мужское влияние. Мама лаской и добротой воспитывает в ребенке гуманистические черты. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – это миссия отца . Заинтересованность ребенком , требовательность и демократизм со стороны папы формирует у ребенка положительную адекватную самооценку.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь, дисциплинирующая роль . Однако, запреты отца действуют только на фоне отцовской любви. А сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

В осознании ребенком себя , как представителя определенного пола, огромная роль принадлежит отцу . В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на их поведение : у мальчиков поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки приветствует мягкость, нежность, хвалит за помощь маме в приготовлении обеда.

Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене, окружающим.

Мальчику необходим постоянный контакт с отцом. Наблюдая и общаясь с папой, мальчик копирует его поведение : жесты, движения, манеры, слова. Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, отношение к женщине и многие другие черты, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Наиболее уязвимыми в плане эмоционального самочувствия являются мальчики из неполных семей. У них часто наблюдаются трудности в общении, неуверенность в себе, замкнутость, противоречивое отношение к близким.

Для полноценного воспитания девочек и формирования женского характера также необходимо постоянное общение с отцом. Дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенности в себе. Важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней, хвалит ее красивое платье. Отцовское принятие воспитывает в девочке уверенность в себе, женское достоинство.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери , дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, их родительских ролях и обязанностях, о семейных проблемах и способах их разрешения.

Типы современных пап (А. И. Баркан)

«Папа – мама» - это по-матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы : искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается сохранить должное терпение. Пресс настроение папы давит на ребенка : когда все хорошо – он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится – бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме – то тепло, то холодно. А ребенку хочется золотой середины.

«Мама – папа» - папа, который главную заботу видит в том, чтобы угодить чаду. Выступая в роли матери и отца , он безропотно тянет родительскую ношу : заботлив, нежен, перепады настроения ему не свойственны. Ребенок , которому все разрешается и все прощается, удобно «устраивается» на папиной шее, превращаясь в маленького деспота.

«Карабас – Барабас» - злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы» . В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в тупиковый лабиринт. Наказания в качестве профилактики – излюбленный метод воспитания . С таким отцом у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю.

«Крепкий орешек» - папа, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, даже когда он не прав.

«Попрыгунья – стрекоза» - живущий в семье мужчина, но не чувствующий себя отцом. Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза , предмет заботы жены. При первой возможности такой папа превращается в приходящего, но не надолго.

«Рубаха – парень» . Такой папа любому бросится на помощь, забыв о собственной семье. На первый взгляд, он и брат, и друг, с ним интересно, легко и весело. В тоже время ребенок живет в атмосфере конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо» - папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены, в трудные для ребенка моменты он не может прийти ему на помощь.

Как мама может помочь папе установить контакт с ребенком

(памятка для мамы)

Пусть папа помогает ухаживать за ребенком с первых дней жизни : купании, прогулке, кормлении из бутылочки.

Не реагируйте негативно на активные игры. Папы играют с детьми другие игры, нежели мамы – более подвижные и энергичные. И дети это просто обожают!

Чаще устраивайте совместные выходы в свет! Почему-то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах (театр, цирк или зоопарк) .

Оставляйте малыша наедине с папой. Папы, проводящие много времени с детьми, становятся для них важной фигурой и моделью поведения, которой малыш последует в будущем. Чем активней такое общение, тем лучше психическое состояние ребенка .

Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому следите, насколько категорично высказывается отец. Но даже если вы не согласны с папиными методами воспитания , ни в коем случае не обсуждайте этот вопрос при ребенке . Все противоречия лучше обговорить наедине с отцом и найти золотую середину, компромисс.

Придерживайтесь с папой единой линии воспитания . Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении : ребенок должен четко знать , чего от него ждут и мама и папа.

Ребенка нужно хвалить ! Но не забывайте хвалить и папу – нельзя оставлять его заслуги незамеченными.

Помните, ваши супружеские отношения – пример для ребенка , который он реализует потом в своей будущее семейной жизни.

И самый главный совет для мамы и папы – любите своего ребенка ! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

Советы любящему папе

(памятка для папы)

Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это хорошая возможность пообщаться, а ребенком : расспросите малыша, как он провел день, поиграйте с ним.

Обнимайте ребенка . Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт.

Играйте с ребенком в подвижные игры (футбол, бадминтон, ходите на лыжах, лепите снеговика и т. п.

Читайте ребенку книги . Это интересное и занимательное занятие прививает ребенку интерес к чтению . Кроме того, вы с пользой проведете время вместе.

Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше поведение – пример для подражания. Будьте одной командой, если вы с чем-то не согласны, обсудите это наедине.

Показывайте и говорите ребенку , что вы его цените. Хвалите его за большие достижения и маленькие, но хорошие результаты. Этим вы повысите детскую самооценку.

Помните : ребёнок, который не был Сыном отца , не сможет стать Отцом для своего сына

Что еще почитать