Педсовет «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» учебно-методический материал на тему. Развитие эмпатии в процессе формирования межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста Педсовет в доу педагогические условия развития эмпа

(Из опыта работы)

Согласно ФГОС одной из основных задач ДО является развитие нравственных качеств, формирование ценностных ориентаций у дошкольников, основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе. Большое внимание уделяется развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками, основам поведения в быту, в природе, в обществе; формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо", восприятию окружающего мира, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию.
Опыт работы убеждает: социально – коммуникативное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществлении. Сам личный опыт дошкольника организуется так, чтобы естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. При этом, человек остается главной ценностью культуры в представлении детей.
Эмоционально комфортный климат в группе, организация разнообразных ситуаций, содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми – основа для накопления положительного опыта и ценностных ориентаций воспитанников.
Ситуации конструируются воспитателем: игровые, имитационные, реального практического опыта и условные, ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был близок личному опыту ребенка, вызывал эмоциональный отклик и убеждал к проявлению активных действий.
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного опыта всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации воспитателю необходимо:
- Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально предоставить ее, ввести детей в ситуацию. (Что случилось?)
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей. (Какие чувства они испытывают?)
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций. (Как помочь?)
- Включить детей в конкретное практическое действие. (Помочь разрешить конфликт, проявить заботу.)
- Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья!)
Для разыгрывания игровых ситуаций с малышами используем игрушки, персонажи настольного и пальчикового театра, сказочных персонажей. Также применяем в работе игровые приемы. Общаясь с воспитанниками не только привлекаем их внимание, но и воспитываем культуру поведения. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите меня, пожалуйста». Детей особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводим игры:
- «Расскажи и покажи кукле Даше как разговаривать по телефону?»;
- «Научим вежливым словам волчонка»;
- «Расскажем Мишутке о правилах поведения на улице» и др.
В своей работе с детьми используем художественные произведения, например, «Что такое хорошо, что такое плохо»; беседуем на нравственные темы и разговариваем о поведении в общественных местах, используя при этом игрушки, сказочных героев, сюжетные картинки, художественное слово.
Задача наша состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.
Социально – коммуникативное развитие дошкольников успешно при умении не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать, оценивать эмоции других.
Нашими неизменными помощниками в социальном развитии детей являются родители. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов, при условии, что педагоги и родители доверяют друг другу, понимают и принимают общие цели, методы и средства социально – коммуникативного развития.
Искренняя заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию – основа наших совместных с семьей усилий и помощи дошкольнику в налаживании контактов с социальным миром и позитивному отношению к его среде.

Одним из важнейших компонентов правильного построения процес­са общения является эмпатия как умение сопереживать чувствам собе­седника.

Можно выделить несколько основных условий эмпатического обще­ния.

Умение слышать партнера, отмечая, что сказано и как.

Наличие положительных установок к собеседнику.

Развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Приятно говорить с чутким собеседником, который раз­деляет наши эмоции и переживания.

Развитие эмпатических способностей определяется:

условиями, в которых воспитывается человек;

числом содержательных коммуникативных связей человека в се­мье;

культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Как развивается эмпатия в процессе взросления человека? В период до 6 месяцев преобладает эмоциональное общение с матерью. Ребенок реагирует на эмоциональные проявления родителей, подражает им, имитирует их мимику, речевые звуки, не осознавая их значения.

К 3 годам ребенок отделяет себя от окружающей среды. У него формируется образ «Я», а также наблюдается ситуативно-речевое подражание. Ребенок начинает оценивать собственные поступки так, как это делали в отношении его взрослые: разговаривая сам с собой, он отчитывает или хвалит себя. Ребенок как бы использует социаль­ные роли других, перенося свое «Я» на персонажи своего воображе­ния.

В 5-7 лет у ребенка в сюжетно-ролевых играх обогащаются пред­ставления о жизни взрослых. Вместе со сверстниками дети отображают ситуации из жизни родителей, стараются в ней разобраться.

По мере развития мышления и речи децентрация собственного «Я» все чаще осуществляется «про себя», молча. Ребенок проигрывает роли в своем воображении, наделяя героев сопутствующими переживания­ми. Материал для инсценировок берется:

из своего жизненного опыта;

из просмотренных кинофильмов;

из сказок, рассказов.

Период от 10 до 17 лет характеризуется тем, что постепенно, по мере приближения к юношескому возрасту, накапливается большой репер­туар ролевых взаимоотношений, причем он тем шире, чем богаче соци­альный и эмоциональный опыт личности.

Эмпатические качества развиваются тем интенсивнее, богаче и раз­нообразнее, чем больше у подростка представлений о других людях, а познание других связано с познанием самого себя.

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию

Отражение чувств наиболее полезно в конфликтных ситуациях. Если мы сумеем показать человеку, что понимаем его чувства, навер­няка «обвинительный накал» его речи спадет.

Отражение чувств помогает и говорящему - он лучше и полнее на­чинает осознавать свое собственное эмоциональное состояние, что яв­ляется началом преодоления кризиса.

Правила отражения чувств.

1. При отражении чувств акцент делается не на содержании сообще­ния, а на эмоциональном состоянии собеседника. Это различие не всегда легко уловить, но оно имеет принципиальное значение. Срав­ним две фразы: «Я чувствую себя обиженным» и «Я думаю, что я обижен».

Отражая чувства собеседника, мы должны показывать ему, что понимаем его состояние: «У меня такое ощущение, что вы чем-то расстроены». Желательно избегать категоричных формулировок типа: «Я уверен, что вы огорчены».

Следует учитывать и интенсивность чувств собеседника: «Вы не­много расстроены!» (совершенно, очень и т. п.).

Понять чувства собеседника можно различными путями:

по выражению лица, жестам, интонации собеседника;

по его словам, отражающим чувства.

Иногда понять и промолчать ценнее, чем лезть к собе­седнику в душу со своим «пониманием».

Большую помощь в обучении эмпатическому пониманию может оказать умение «читать» мимику, жесты, позы, взгляды, рукопожатия, походку собеседника.

Ситуация. Мама, встречая сына Сережу (7 лет) из школы, увидела, что его трясет от случившихся неприятностей. Мама сказала: «При­крою окно, а то тебя всего знобит от холодного ветра». Как только окно было закрыто, дрожь прекратилась.

Что же произошло?

Решение. Эта ситуация показывает пример выражения эмпатии со стороны мамы. Кроме того, в этом случае ярко проявился такой психологический механизм, как создание «якоря» по типу условного рефлекса. Слова мамы связали его дрожь (вызванную испытанными неприятностями) с холодным воздухом из окна и сформировали так называемый «якорь». И как только окно закрылось, как только «при­чина» была ликвидирована - дрожь тут же пропала, хотя объективно от этого существенных изменений температуры воздуха и т. п. не про­изошло. «Якорь», подменив истинную причину дрожи другой, сумел «обмануть» организм сына. После этого мама смогла спокойно об­щаться с сыном, выясняя причины неприятностей.

Ситуация. Дети мгновенно улавливают наше дурное настроение. Беспокоясь за родителей, они часто винят в плохом настроении взрос­лых именно себя.

Как предпочтительнее поступать в данной ситуации?

Решение. Искренние слова о переживаемых нами чувствах помогут ребенку перестать чрезмерно беспокоиться, ощутить уверенность: «Раз у родителей могут быть мрачные мысли, значит, это нормально, что и у меня они время от времени появляются». Но ребенку не нужны подробности, иначе возможен риск сформировать у него тревогу, страх и склонность к депрессии.

Даже испытывая упадок духа, родители способны передавать детям оптимизм - не столько в отношении своего, сколько их будущего. «Я знаю, что ты можешь быть счастливым и добиться успеха в жиз­ни» - именно такие ободряющие слова в сочетании с проявлениями поддержки, любви и готовности выслушать в повседневной жизни при­дают ребенку веру в себя и свое будущее.

Ситуация. Дима в семье единственный ребенок. Он с удовольствием слушает мать, которая часто говорит ему о своей материнской любви и о том, какой он хороший. В такие минуты у него возникает мысль: «Она - мать и хочет мне добра». Но когда Дима смотрит на маму, то отчетливо видит холодные, отстраненные глаза, и ее голос тогда кажет­ся ему суровым, и мальчик чувствует какую-то тревогу.

Как влияет на личность ребенка такое противоречивое пове­дение матери?

Решение. У Димы возник внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит безрадостное выражение лица матери.

Противоречия и несовпадение сказанного и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Проти­воречивость ее поведения может выражаться и в том, что она иногда бы­вает спокойной и любящей, все понимает и все прощает, а в другой раз - нервной, отчужденной, ничего не хочет понимать и прощать.

Диму такое поведение матери пугает. Не понимая причин, он винит себя: «Я что-то не так сделал, и мама перестала меня любить».

Неоднозначное отношение матери к ребенку значительно тормозит его личностное развитие. Это влияет и на формирование внутреннего образа «я», а также на отношение к самому себе. Ребенок не знает, как себя оценивать: «Хороший я или плохой?», «Умный или глупый?», «Сильный или слабый?».

При излишнем беспокойстве попробуйте немного «отойти» от своих ощущений и проявить в отношении кого-либо эмпатию. Поставьте себя на место другого человека, подумайте, о чем он думает, что переживает. Такое изменение угла зрения помогает изменить стра­тегию отношений.

Родители должны передавать детям положительный настрой, даже если им самим не всегда хватает при­сутствия духа.

Задание (на различение интонирования речи). Подготовьте фонограм­му с записями одних и тех же фраз с различными интонациями, выражаю­щими неуверенность, растерянность, агрессивность, возмущение и др.

Задание (на понимание эмоционального содержания печатного тек­ста). Приготовьте лист бумаги, разделенный на две части.

Слева нужно написать какой-либо текст, отражающий процесс об­щения, справа - названия выраженных в нем чувств.

Задание (на понимание эмоциональной стороны устной речи). Пона­блюдайте со стороны за общающимися и попытайтесь определить эмо­циональную окраску высказываний участников диалога.

Ситуация. Оценивая действия ребенка, можно ему сказать: «Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо» или: «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это лучше».

^Какое из данных высказываний нужно предпочесть? В чем различие их психологического смысла?

Решение. Обращение первого типа обеспечивает психологическую поддержку, тогда как второе выражает разочарование. Для нормально­го развития ребенок часто нуждается в психологической поддержке. Чтобы ее оказать, нужно:

опираться на сильные стороны характера, психики ребенка;

помогать ему разделять большие задания на мелкие, с которыми он может справиться;

создавать ситуации гарантированного успеха;

проявлять веру в ребенка;

показывать удовлетворенность ребенком;

демонстрировать оптимизм. Поддерживать ребенка психологически можно:

словами, например: «красиво», «аккуратно», «продолжай» и т. п.;

высказываниями типа: «Мне нравится, как ты работаешь»;

прикосновениями к плечу, руке, легким объятием и т. п.;

совместными действиями;

выражением лица, улыбкой, кивком и т. п.

При общении с ребенком придерживайтесь некоторых правил, при­меняя эмпатическое слушание.

Проявите полную заинтересованность в его проблемах. Подчер­кивайте эту заинтересованность мимикой, жестами, восклица­ниями и т. п. Не пользуйтесь предвзятыми оценками, данными ребенку чужими людьми.

Свое расположение к нему подчеркните улыбкой.

Слушая ребенка, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте все свое вни­мание на нем.

Дайте ребенку высказаться. Не торопите, дайте ему время выска­заться свободно.

Не подчеркивайте всем своим видом, что ребенка трудно слушать.

Не давайте советов и оценок без его просьбы.

Ищите истинный смысл слов ребенка. Помните, что сказанное слово дополняется оттенками, проявляющимися в изменении то­нальности и окраски голоса, мимике, жестах, движениях, накло­нах головы и тела.

Покажите ребенку, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Форма проведения - «Педагогический Гайд-парк»

Сегодня наш «Педагогический Гайд-парк» предполагает несколько остановок, где будет обсуждаться вопрос «Эмоциональное развитие дошкольников». И первая остановка «Методический кабинет».

Методист: В настоящее время резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать, писать, читать.

А вот об эмоциональном развитии мало кто думает, и каждый год в детский сад приходят разные дети с нарушениями в развитии, среди которых особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дети меньше удивляются и восхищаются, реже сопереживают.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Предложить педагогам составить кластер «Эмоции»

Счастье, грусть, раздражение, одиночество, удивление, скепсис, ярость, задумчивость, стыд, усталость, сарказм, одобрение, веселье, печаль, удовольствие, недовольство, радость, обида, равнодушие, страх, злость, наслаждение, восхищение, любование, сострадание, любовь, гордость, гнев, горе.

Одна команда озвучивает название эмоций, другая добавляет.

Методист: Влияют ли эмоции на образовательный процесс? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам небольшой текст «Эмоциональный компонент образования».

Работа с текстом предполагает использование стра новое

Текст: Эмоциональный компонент образования

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки), сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях.

Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Механизм, который приводит в движение когнитивные процессы - эмоции, - средство активизации его произвольного поведения, включения в деятельность. Ведь в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен по долгу наблюдать за объектом, рассуждать по поводу его свойств, связей с другими объектами, фантазировать, детально описывая плоды своего воображения, увлеченно мастерить, рисовать, играть и т. д. Это во-первых. Во-вторых, эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, изменяют их направленность, избирательность.

Без особого напряжения дошкольник запоминает событие со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.). Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности.

Наконец, в-третьих, эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и на правах сопровождения придают им особый тон, выступая в роли «своеобразной валюты мозга».

Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов (как поступить, какую деятельность выбрать), совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Известно, основные средства образования дошкольника в детском саду - это игровая деятельность и общение с воспитателем. Как отмечают некоторые исследователи, «развитие личности в целом происходит в процессе деятельности, через осмысление этой деятельности и себя в ней, в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком».

Основная функция эмоционального компонента - обеспечить детям усвоение содержания через переживание, а также поддержку интереса, увлеченность деятельностью, развитие положительного отношения к познанию.

Однако, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

После чтения заслушать ответы: что знали, что не совпало, что узнали нового, что удивило.

Методист : Уже не раз говорилось о том, какую важную роль в развитии личности ребенка играет влияние, оказываемое на него общение с родителями. Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития. Если ребенок часто плачет, капризничает, раздражен - это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него сферах отношений со взрослыми. С целью выяснить насколько благополучны семьи наших воспитанников, было проведено анкетирование родителей.

Анкета для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

    Родители любят детей; родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит; родители уважают мнение детей, их переживания; родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении; нравственная атмосфера семьи; наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие); наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие); наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

    Благополучно; иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают; неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

    Настаиваю на своей точке зрения; ищу компромисс; «иду на поводу у ребенка»; обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

    Уравновешенный; терпеливый; уступчивый; приветливый; вспыльчивый; склонный командовать; свой вариант _________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

    Прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду; сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Благодарим за участие в анкетировании!

Познакомить с результатами анкетирования родителей.

Методист : Именно в дошкольном возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка. Нарушения в общении как признак слабой адаптации дошкольника к окружающему миру могут стать причиной серьезных эмоциональных проблем в будущем. Поэтому для дальнейшего разговора мы пройдем в кабинет психолога - тема для обсуждения «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения дошкольников».

Психолог: Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Педагоги в форме Памятки получают: Упражнения для релаксации, Упражнения для снятия мышечного напряжения, Комплекс дыхательных упражнений. Некоторые из них проводятся с педагогами в виде тренинга.

Методист: С развитием представлений об эмоциях в единстве должно осуществляться и овладение словарем эмоциональной лексики. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других. Приглашаем в логопедический кабинет поговорить об «особенностях овладения эмоциональной лексикой детьми дошкольного возраста».

Логопед: Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи. Эмоциональная окрашенность речи предопределяет эффективность общения, поскольку состояние эмоциональной напряженности влияет на речевое высказывание.

Методист: Вызывают положительные эмоции у детей и у взрослых произведения искусства: музыка и изобразительная деятельность. Прослушать информацию на тему: «Эмоции и искусство», мы приглашаем вас в изостудию.

Преподаватель ИЗО: Известный актер, режиссер, театральный педагог С. В. Образцов говорил: «Произведение искусства вызывает эмоции. Если оно эмоций не вызывает, то это либо не искусство, либо адресовано оно не тому, кто в данный момент его воспринимает».

Педагогам была представлена электронная презентация проекта «Радость творчества» - нетрадиционные техники рисования, тестопластика. Занимаясь данной деятельностью, у детей формируются положительные эмоции, которые очень нужны для успешного продвижения детей в образовательном процессе.

Методист: Наше путешествие по «Педагогическому Гайд-парку» подошло к концу. И мы сегодня еще раз убедились в том, что именно «эмоциональное благополучие» является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

В старших группа детского сада в начале учебного года были внесены в циклограмму «Эмоциональные минутки» в утренний образовательный блок. Как проводится эта работа воспитателем, можно увидеть на открытых просмотрах.

Методист: Проанализировать свои эмоции, чувства по поводу сегодняшней встречи нам поможет ПОПС-формула .

П - позиция «Мы считаем, что…»

О - объяснение «Потому что…»

П - пример «Мы можем это доказать на примере…»

С - следствие «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…»

Педагогический совет

«Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.

План педсовета

    Выполнение решений предыдущего педсовета.

    Сообщение с использованием мультимедийной презентации «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».

    Мозговой штурм (практическая часть: работа в группах) (по программе «Радуга») с использованием мультимедийной презентации.

    Сообщение «Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками»

    Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

    Сообщение «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников». Игры-тренинги с воспитателями.

    Итоги тематической проверки «Состояние работы по социально-личностному развитию дошкольников»

    Итоги смотра-конкурса «Создание условий для социально-личностного развития детей»

    Обсуждение проекта решений.

Ход педсовета

Разминка: Коммуникативная игра « Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете что я люблю» (вариант – делать в свободное время)… (называется какой – то факт о себе, который большинству неизвестен)»

Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.

1. Вступительное слово . (старший воспитатель)

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Стандарт дошкольного образования, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников.

    Развитее направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту и социуме

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

    трудовых навыков;

    знаний;

    норм, ценностей, традиций, правил;

    социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых “маугли”, показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

2. Определение основных направлений социально-личностного развития ребенка-дошкольника / воспитатель Дмитриева Е.В. /

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.

На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-личностного развития дошкольников.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге . Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.

Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).

Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: (презентация)

    Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

    Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

    Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

    Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

    Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

    Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

    Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

    Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально личностного развития дошкольников.

4. Задачи по социально-личностному развитию ООП для каждой возрастной группы. Примеры работы с детьми по реализации задач из опыта своей работы. /Воспитатели групп/

5.Практическая часть педсовета

5. 1. Социализация через игру

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. . Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

1. (Разбери Ситуацию. Дай ответ »)

1часть ситуации . «Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными - с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Почему?

2 часть ситуации - «Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь.»

1 часть ситуации : «Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала Почему? »

2 часть ситуации : «Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи».

ВЫВОД: / Д.Б. Эльконин. \ Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая-сфера деятельности людей и их отношений.

Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы.

4.2 Рассмотрим как влияет познавательная деятельность на социальное развитие личности ребенка.

Рассмотрим некоторые методы повышения познавательной активности дошкольников:

Метод анализа и синтеза

4.2.1. . Представьте себе, что воспитатель и дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?

( Предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать:
зачем строителю мастерок, который он держит в руке;
почему подъемный кран такой высокий;
зачем нужно строить такой большой дом;
кого может порадовать работа строителя и т. д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.)

4.2.2. Метод сравнения (по контрасту и по подобию, сходству.)

Вопрос к ребенку: «Чем отличается слон от волка?» или « Чем похожи волк и слон?»

Какой вопрос уместнее задать ребенку: сравнение по сходству или по контрасту?

(При использовании этого важного методического приема взрослый в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или по контрасту. Сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенку гораздо сложнее отыскать между ними сходство)

4.2.3. Прием классификации

Например « Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». (4-5 лет)

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.
Например, старшим дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, мыло, лыжи, карандаши.

Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке летом, мальчику – зимой. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым; что поможет рассказать о тебе?

4.3.3.Метод моделирования и конструирования


Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например, дети вместе с родителями заняты устройством детской комнаты: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных. Можно предложить ребенку прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.

4.4.4. ВОПРОСЫ Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы вы ставите перед ребенком в беседе с ним по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Чаще всего в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка взрослый требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений. Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для детей.

Задание: Детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае – кошки с котятами. Традиционный вопрос «кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Какие, задайте их?

(«Почему котята резвятся, а взрослая кошка – нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»)
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.

4.4.5. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Вывод: Познавательная активность - социально значимое качество личности.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствует интеллектуальной деятельности.

Слайд: Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии:

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

Дается задание назвать возможные игры и провести одну из них с коллегами

1. Епифанова С.В. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.

    "Как можно нас называть по – разному?"

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

    "Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

    "Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" . 2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:

    " Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

    "Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

    "Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

    "Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу".

3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:

    произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

Научить детей договариваться. Избежать конфликтов в детском коллективе поможет такая игра – мирилка « Дорожка дружбы»:

Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

- По дорожке я шагаю-гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить « Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в « Кругу применения» (большом обруче)

5. Для развития у детей эмпатии (осознанное сопереживание текущему другого человека) и эмпатийного поведения им предлагают:

Участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

Сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

Разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

- следующие упражнения, игры:

· "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

· "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

· "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

· "Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

· "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

Решение педсовета:

    Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, ИКТ, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).

Срок: постоянно

2.Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

3. Осуществление постоянной работы с детьми по нравственному воспитанию, с использованием разнообразных форм и приемов организации образовательной деятельности.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

4 троить образовательный процесс по реализации ОО « Социализация» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп

5. Оформить уголки настроения в группе с целью отслеживания эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Ответственные - воспитатели групп).

Управление образования администрации города Шахтерска

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

8 «Малыш»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

По теме: «Социально-коммуникативное развитие ребенка-дошкольника».

Разработала: заведующий ДОУ №8 «Малыш»

г.Шахтерск 2016

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

    Создать творческую группу по разработке педсовета в составе:воспитатель-методист Овсянникова М.В., педагог-психолог Чижова Н.А., воспитатели: Беленко Т.С., Кузеванова Л.В., Киселева О.Н.

    Воспитателю-методисту подготовить выставку-презентацию методической литературы по теме педсовета.

    Творческой группе разработать вопросы по направлению, проект решения педсовета.

    Творческой группе в составе: Голуб И.А., Овсянниковой М.В., Чижовой Н.А., Челышевой С.Г. провести тематическую проверку в группах № 7,8,9 по теме: «Использование игровой деятельности в формировании социально-коммуникативных качеств у детей».

    Воспитателю методисту сформировать Справку по результатам проверки.

    Воспитателю-методисту Овсянниковой М.В. подготовить педагогические проблемные ситуации по теме педсовета.

Тема: Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольника.

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ по воспитанию дошкольников в мире социальных отношений и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня :

    Выполнение решений предыдущего педсовета.

    Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»

Правила игры: передается предмет от участника к участнику по объединяющему признаку (цвет волос, глаз, рост, одинаковой возрастной группы, возраста и прочее). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что в свободное время я люблю..» (называется какой-то факт о себе).

Задание:

Поставить цель к данной игре, назвать возможные варианты данной игры с детьми.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

заведующий ДОУ Голуб И.А.

    Определение основных направлений социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника.

воспитатель Беленко Т.С.

    Психологический комфорт группы как фактор успешной социализации ребенка.

педагог-психолог Чижовой Н.А.

    Решение педагогических проблемных ситуаций.

воспитатель-методист Овсянникова М.В.

воспитатели: Антоненко Н.Л., Киселевой О.Н., Кузевановой Л.В.

    Решение педсовета.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации программы «От рождение до школы».

заведующий ДОУ Голуб И.А.

Проблема социально-коммуникативного развития особенно актуальна сегодня. Современное общество нуждается в активных и инициативных, общительных молодых людях, способных реформировать устоявшие жизненные уклады.

Поэтому в государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных « на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопередживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения.

По словам известного психолога Л.С.Выготского: Социально-коммуникативное развитие – результат «врастания» ребенка в субкультуру». Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.

Оно осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:

Наследственность как совокупность генетически заданных характеристик;

Социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;

Социальная активность как способ самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание.

Цель социального воспитания детей дошкольного возраста - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достижениям культуры как результат человеческого труда; уважительного - к истории семьи, детского сада, страны;

толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям, и др.). Технология социального воспитания предусматривает реализацию его содержания в определенной последовательности: от приобщения к социокультурным ценностям – к их культуротворчеству в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной и двигательной.

В соответствии с ГОС ДО эффективность педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие детей, предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:

    Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

    Наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;

    Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

    Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.

Эффективность социального воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается учетом основных закономерностей социального развития:

    Цели социального воспитания определяются в соответствии с социальным заказом, потенциалом возрастного развития дошкольника, методологическими основаниями процесса социального воспитания.

    Содержание социального воспитания зависит от правомерного подбора видов и элементов социальной культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, а воспитательные результаты - не от объема информации по разным видам социальной культуры, а от степени ее доступности, значимости, эмоциональной притягательности для детей.

    Технологии социального воспитания предопределяются соответствием средств, форм и методов взаимодействия педагога с детьми, особенностями их личностного и психического развития.

    Многообразие используемых средств, методов и форм социального воспитания предопределяет гармонизацию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер социально-коммуникативнго развития, обеспечиваемую в процессе участия ребенка в разных видах деятельности.

    Диагностика личностных социальных достижений ребенка оказывает более эффективное влияние на качество социального воспитания, чем диагностика общих достижений.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление обновления образования, в том числе и дошкольного, связанного не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольников во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. Наша задача как педагогов использовать широкий спектр современных педагогических технологий для успешного коммуникативного и социального воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА.

(решение проблемных ситуаций)

    Разбор ситуаций.

    Ситуация

А) Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными – с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но, дети, ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?

Б) Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, ветеринар лечит животных, экскурсоводы рассказывают посетителям о животных. После этой экскурсии дети самостоятельно начали играть.

    Ситуация.

А) Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникла. Почему?

Б) Тогда с детьми была проведена еще одна экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка бгажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров. После этой экскурсии сразу возникла игра.

ВЫВОД: Д.Б. Эльконин: Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы. Первая - это сера предметов, вторая – сфера деятельности людей и их отношений. Это свидетельствует о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними.

    Приемы активизации детской деятельности.

    Метод анализа и синтеза

(на картинке изображен повар с интструментом на фоне кухни. Какие приемы для повышения познавательной активности может применить педагог?)

    Метод сравнения.

(по контрасту и подобию; врач и учитель)

    Вопрос к ребенку.

(чем отличается лошадь от коровы? Чем похожи лошадь и корова?)

    Прием классификации.

(прием классификации: «Разложи картинки на две группы. В одну отбери все, что нужно для работы парикмахеру, а в другую - врачу»).

    Усложнение заданий.

(увеличение количества объектов для группировки, усложнения основания для классификации).

    Метод моделирования и конструирования.

(повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации. Например устройство супермаркета- обговорить расположение прилавков, размещение кассира, охранника. Можно предложить детям нарисовать схему или проект торгового зала).

В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Это умение самопрезентовать себя. А мы умеем себя презентовать? Очень важно, чтобы взрослые, работающие с детьми подавали пример в легкости общения, нахождения общих тем и поддержания разговора.

Упражнение «Мой образ»

Цель: помочь участникам игры переключаться, активизироваться, расширять представление о себе.

Мы живем в мире людей и мире вещей. И знаем о качестве вещей, например то, что хрустальная ваза может разбиться, а шерстяная вещь согреет от холода. То же и с людьми. Важно знать о своих качествах и уметь о них говорить другим. Сейчас представьте, что вы попали на необитаемый остров в виде предмета, животного, птицы, стихии.

Определите в качестве кого?

Из чего сделаны, какого цвета, свойства?

Какими свойствами и качествами обладаете?

Каково ваше предназначение?

(5 минут, работа на карточках, вытягиваются по очереди несколько карточек и автор рассказывает, например: я настольная лампа, разноцветная, пластмассовая, очень прочная. Я здесь для того, чтобы светить всем желающим).

Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель. Определить степень отношения к себе, поиск и утверждение положительных качеств.

В центре размещается круг - общее солнце. Каждый участник на листе бумаги (в виде луча) записывает имя и качества, характеризующие этого человека. Каждый свой луч разлаживает по кругу. При анализе учитывается количество названных качеств (позитивное восприятие себя).

Коммуникативное развитие способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции. Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии: игры, ситуации.

    «Угадай» (действие по жесту, сказочного героя, животного, профессию и др.)

    «Зеркало» (один выполняет действие, все повторяют. То же в парах)

    « Произнести текст с разными эмоциями: грустно, радостно, зло, нежно, хитренько ит.д.»

Важное значение в налаживание добрых взаимоотношений имеют игры- мирилки:

«Дорожка дружбы»

По дорожке я шагаю – гнев на волю впускаю.

Не хочу я грустным быть и сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить «Дорожка дружбы сможет».

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.

    Совершенствовать работу педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ГОС ДО.

Все педагоги постоянно

    Активизировать познавательную деятельность детей на социальное развитие личности через организацию экскурсий, использования ИКТ.

Все педагоги постоянно

    Провести анализ развивающей среды каждой группы и пополнить игровые уголки игрушками и предметами-заместителями.

Все педагоги до 01.05.16

    Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Все педагоги постоянно

    В работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать игровые технологии, планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течении дня.

Все педагоги постоянно

Что еще почитать