Рассказ леонида пантелеева буква ты читать. Читать онлайн «Буква "ты"

Повествование рассказа ведется от лица человека, оказавшегося в роли учителя, который помог девочке Иринушке познакомиться с русским алфавитом. Несмотря на свои четыре года, она была очень развитой и способной. Поразив своим старанием, за короткий срок с легкостью освоила все буквы алфавита. Благодаря интересным занятиям, Иринушка делала попытки прочитать некоторые слова и ей это удавалось без затруднений.

Однако одно из заключительных занятий закончилось безрезультатно. К большому удивлению и разочарованию учителя Иринушка не могла усвоить последнюю букву алфавита, называя ее не "я", а "ты". А взрослый-повествователь признал, что к своему стыду не смог объяснить маленькой девочке разницу между ними. С этого момента между героями рассказа возникла стена недопонимания. То, что казалось взрослому простым, легким для поминания, не давалось девочке. Поначалу каждая его попытка объяснить заканчивалась неудачно. Это вызывало вспышки гнева до тех пор, пока девочка не расплакалась. Решив, что следующее занятие принесет положительный результат, учитель отправил ее погулять.

Следующий урок начался с чтения слов, но к огромному разочарованию наставника букву "я" девочка так и продолжала называть "ты".

Ситуация разрешилась благодаря хитрости, придуманной учителем, заключавшейся в том, что буква "ты" существует. В конце произведения маленькая девочка порадовала рассказчика успехами.

Рассказ Л. Пантелеева "Буква ты" напоминает эпизод из повседневной жизни семьи, в которой рано или поздно наступает время обучать ребенка дошкольного возраста буквам алфавита. Произведение дает возможность каждому человеку посмотреть на подобную ситуацию со стороны. Важно помнить, в каких случаях хорошо известные взрослому вещи, не совсем понятные детям, необходимо стараться преподносить с терпением и пониманием. Оно учит взрослых относиться к процессам воспитания и обучения детей со всей серьезностью, проявлять осторожность в словах и действиях, уметь прощать детские промахи.

Картинка или рисунок Буква ТЫ

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ефремов Час быка

    Будущее часто кажется нам далеким и просто иногда нереальным. Все представляют свое будущее и будущее детей своих – по-разному. Но никто точно не может знать, как и что будет в самом будущем. Современные технологии

  • Краткое содержание Брэдбери Марсианские хроники

    «Марсианские хроники» – роман с разными действующими лицами, рассказчиками, растянутый в хронологии и разбитый на главы-рассказы. Действие начинается в январе 1999 года. Ракетное лето в США – стартует первая экспедиция на Марс.

  • Краткое содержание Платонов Еще мама

    В своём произведении Ещё мама Андрей Платонов написал о маленьком мальчике - семилетним Артёме, который первый раз пошел в школу. Рассказ начинается с диалогом между маленьким Артёмом и его матерью - Евдокией Алексеевной.

  • Краткое содержание Агата Кристи Убийство Роджера Экройда

    Действие романа происходит в небольшой английской деревушке, жители которой знают друг о друге буквально всё. Рассказ ведется от лица доктора Шеппарда, который становится помощником бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.

  • Краткое содержание Чехов Попрыгунья

    Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз

Главные герои рассказа Л.Пантелеева «Буква «ТЫ» — девочка по имени Иринушка и человек, который учил ее читать. От лица этого человека и ведется рассказ. Когда он начал учить Иринушку читать, той было всего четыре года. Девочка быстро освоила многие буквы и уже могла читать слова.

Проблемы начались, когда дело дошло до последней буквы алфавита. Рассказчик показал ее Иринушке и сказал, что это буква «Я». Девочка буквальным образом поняла рассказчика и сказала, что это буква «ТЫ».

И как потом рассказчик ни бился, он никак не мог объяснить Иринушке, что это буква произносится как «Я». Дошло даже до того, что Иринушка расплакалась. Пришлось прекратить занятия и отправить девочку домой.

На следующий день рассказчик не стал повторять ей вчерашний урок, а сразу попросил прочитать предложение, в котором были слова с буквой «Я». Иринушка прочитала это предложение, но вместо «Я» она упорно произносила «ТЫ». Поэтому вместо слова «яблоко» у нее получалось «тыблоко».

Рассказчик поправил ее и сказал, что это слово надо читать как «яблоко». Девочка это поняла и сразу сказала, что трудная буква называется «Я». Рассказчик, боясь запутать девочку, подтвердил ей, что это действительно буква «ТЫ». Так, благодаря маленькой хитрости рассказчика, Иринушка и освоила трудную для нее букву «Я».

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Буква «ТЫ» заключается в том, что для обучения детей надо иметь большой запас терпения. И ни в коем случае на детей нельзя кричать. Рассказчик никак не мог объяснить Иринушке, как правильно читать последнюю букву алфавита, и проявил несдержанность, чем довел девочку до слез.

Рассказ учит быть терпеливым и настойчивым, уметь просто и доходчиво объяснять детям трудные для понимания темы.

В рассказе мне понравилась девочка Иринушка, которая в четыре года научилась читать. Буквы — это просто для больших и трудно для маленьких. Но у маленьких тоже есть характер и они хотят освоить материал так, как правильно. И Иринушка изо всех сил стремилась к этому.

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Буква «ТЫ»?

Всякому терпению мера.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Что хитро, то и просто.

Прозвенел звонок.
Начался урок. Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Повторяем за мной.

Я внимателен

Я умен

Я послушный

Я хорошо думаю

Я уверен в себе

Что мы делаем на уроках литературного слушания?

Хорошо. Молодцы.

Сегодня мы познакомимся с произведением

Л. Пантелеева Буква «Ты»

Предположите, о чем будет рассказ.

Хорошо, а теперь давайте проверим ваши предположения и послушаем рассказ.

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и «папа», и «мама», и «Саша», и «Маша», и оставалась у нас невыученной одна только самая последняя буква-«я».

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал букву, дал ей как следует её рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква «я». Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Ты?

Почему «ты»? Что за «ты»? Я же сказал тебе: это буква «я».

Буква «ты»?

Да не «ты», а «я». Она ещё больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква «я».

Не ты, а буква «ты»?

Ох, Иринушка, Иринушка. Наверно, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется- «я»?

Нет, - говорит, -почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется-«ты». Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я-это не я, ты--не ты, она--не она и что вообще «я»--это только буква?

Ну, вот что, - сказал я наконец,-ну, давай скажи как будто про себя: я. Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну-ну... конечно.

Вижу-молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь? Она оглянулась и шёпотом-на ухо мне:

Ты!..

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже всё кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварём, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая.

Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек- не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал всё-таки. Я быстро подошёл к девочке, ткнул её пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто? Она говорит: Это я.

Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит:

Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился-вот-вот заплачет.

Что же ты, -я спрашиваю,-понимаешь?

Понимаю, -говорит, - что это я.

Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно?

Ясно, -говорит. - Это буква «ты».

Да не «ты», а «я»!

Не я, а ты.

Не я, а буква «я»!

Не ты, а буква «ты».

Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»!

Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! -закричал я.--Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». Понимаешь? Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы.

Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко её.

Хорошо, - сказал я. -Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня--хватит.

Она кое-как запихала в сумочку своё барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнём через эту проклятую букву «я»?

«Ладно, -решил я. -Забудем о ней. Ну её. Начнём следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет».

И на другой день, когда Иринушка, весёлая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил её за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поёрзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое?! Какому тыкову? Какое тыблоко? Что ещё за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там чёрным по белому написано: «Якову дали яблоко».

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так, значит, это буква «я»?

Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и думаю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я»--значит, опять пошло-поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся».

И я сказал:

Да, правильно. Это буква «ты».

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду.

Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы всё это кончилось. И может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы: вместо «яблоко»-«тыблоко», вместо «ярмарка»-«тырмарка», вместо «якорь»-«тыкорь» и вместо «язык»-«тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

О чем этот рассказ?

Назовите главных героев? (Взрослый человек, Иринушка)

Чего хотел добиться взрослый человек?

Зачем он обманул девочку?

Почему девочки было сложно понять эту букву?

Чем закончился рассказ?

А вы когда-нибудь обманывали? –Ложь это хорошо?

Хорошо. Спасибо, ребята.

Теперь откройте свои раб.тетради на с. 13

Задание №2.

Прочитайте. Как звали девочку в рассказе?

Подчеркните.

Задание №3

Прочитайте слова. (Яблоко, якорь.)

Произнесите слово яблоко, только мальчики. Что услышали?

Составьте звуковую схему этого слово.

Аналогично со словом якорь.

Работа в паре. Правила.

А теперь давайте почитаем.

На ваших столах лежат карточки.

Скажите для чего нам нужны уроки чтения и литературного слушания?

Что делали сегодня на уроке?

С каким рассказом мы сегодня с вами познакомились?

Спасибо.

Порошу оценить свое поведение на уроке, при помощи жеста.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)

Буква "ты"

Алексей Иванович Пантелеев

(Л.Пантелеев)

Буква "ты"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква "я".

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!

Буква ты?

Да не "ты", а "я"!

Она еще больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква "я"!

Не ты, а буква ты?

Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?

Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется: "ты".

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква.

Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну, ну... Конечно.

Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто?

Она говорит:

Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!

Она говорит:

Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.

Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?

Понимаю, - говорит, - что это я.

Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?

Ясно, - говорит. - Это буква ты.

Да не ты, а я!

Не я, а ты.

Не я, а буква "я"!

Не ты, а буква "ты".

Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"!

Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?

"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

"Якову дали яблоко".

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так значит, это буква "я"?

Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".

И я сказал:

Да, правильно. Это буква "ты".

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.


Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л)

Буква "ты"

Алексей Иванович Пантелеев

(Л.Пантелеев)

Буква "ты"

Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".

И тут вот, на этой последней буковке, мы вдруг с Иринушкой и споткнулись.

Я, как всегда, показал ей букву, дал ей как следует ее рассмотреть и сказал:

А это вот, Иринушка, буква "я".

Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:

Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!

Буква ты?

Да не "ты", а "я"!

Она еще больше удивилась и говорит:

Я и говорю: ты.

Да не я, а буква "я"!

Не ты, а буква ты?

Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?

Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.

Что ты понимаешь?

Это не ты, а это буква так называется: "ты".

Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще "я" - это только буква.

Ну, вот что, - сказал я наконец, - ну, давай, скажи как будто про себя: я! Понимаешь? Про себя. Как ты про себя говоришь.

Она поняла как будто. Кивнула. Потом спрашивает:

Говорить?

Ну, ну... Конечно.

Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит.

Я говорю:

Ну, что же ты?

Я сказала.

А я не слышал, что ты сказала.

Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю.

Что же ты говоришь?

Она оглянулась и шепотом - на ухо мне:

Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.

Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква "я".

Наконец я придумал все-таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю:

Это кто?

Она говорит:

Ну вот... Понимаешь? А это буква "я"!

Она говорит:

Понимаю...

А у самой уж, вижу, и губы дрожат и носик сморщился - вот-вот заплачет.

Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь?

Понимаю, - говорит, - что это я.

Правильно! Молодец! А это вот буква "я". Ясно?

Ясно, - говорит. - Это буква ты.

Да не ты, а я!

Не я, а ты.

Не я, а буква "я"!

Не ты, а буква "ты".

Не буква "ты", господи боже мой, а буква "я"!

Не буква "я", господи боже мой, а буква "ты"!

Я опять вскочил и опять забегал по комнате.

Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква "я". Понимаешь? Я! Буква "я"! Изволь повторять за мной: я! я! я!..

Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее.

Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит.

Она кое-как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая вышла из комнаты.

А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву "я"?

"Ладно, - решил я. - Забудем о ней. Ну ее. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет".

И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшаяся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчерашнем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал:

А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.

Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло и не переводя дыхания, прочла:

Тыкову дали тыблоко.

От удивления я даже на стуле подскочил:

Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?

Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано:

"Якову дали яблоко".

Вам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю:

Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!

Она удивилась и говорит:

Яблоко? Так значит, это буква "я"?

Я уже хотел сказать: "Ну конечно, "я"! А потом спохватился и думаю: "Нет, голубушка! Знаем мы вас. Если я скажу "я" - значит - опять пошло-поехало? Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся".

И я сказал:

Да, правильно. Это буква "ты".

Конечно, не очень-то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь! Если бы я сказал "я", а не "ты", кто знает, чем бы все это кончилось. И, может быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы - вместо "яблоко" - тыблоко, вместо "ярмарка" тырмарка, вместо "якорь" - тыкорь и вместо "язык" - тызык. А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки.

Что еще почитать