Рекомендации по патриотическому воспитанию в семье. Роль семьи в гражданско – патриотическом воспитании ребенка

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

В приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

В процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

Дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

Известия ДГПУ, №2, 2009

На основе анализа условий жизни современной дагестанской семьи определены ее возможности в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов.

On the base of the analysis of the conditions of modern Daghestan family life its possibilities in rising generation’s education in the spirit of patriotism and peoples’ friendship are determined.

Ключевые слова: семейное воспитание, межнациональная семья, дагестанская семья, этническая социализация, культура межнационального общения.

Keywords: family education, interethnic family, Daghestan family, ethnic socialization, culture of interethnic communications.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее

функционирование и контроль за эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно осуществляющих патриотическое воспитание молодого поколения, является семья.

Актуальность поднятой темы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для настоящего времени: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви и к своей Родине вообще, и малой родине - своей республике, области, краю.

Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства. Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общерос-

сийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области.

Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому человеку адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличать подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку, где впервые ребенок слышит порицание или похвалу и где складывается доверительное отношение к первому опыту в межнациональном общении.

Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок зависит реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.

Российское общество подверглось коренным структурным изменениям всех его социальных институтов. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи.

Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы ХХ в.

Психолого-педагогические науки

российская семья оказалась на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали наблюдаться реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная - подверглась жесточайшим испытаниям. Если в доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим, то теперь под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности. Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.

Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое, всепоглощающее стремление к материальному достатку привело не только к стремительному вхождению в новые социальноэкономические отношения, изменению ценностных ориентаций людей, но и неприемлемому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку.

Нынешние социально-

экономические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи.

Решение проблем российской семьи должно осуществляться в стране в целом. Большое значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи семье и ее поддержки. В этих условиях, независимо от социально-экономи-ческого строя,

геополитического расположения, этнического состава населения, важная роль должна отводиться семье как институту воспитания и социализации личности. В решении задач формирования гражданина-патриота государство большое внимание должно уделять мерам, направленным на укрепление семьи.

Процесс демократизации привел к либерализации всех сфер жизни, в том числе и семейных отношений. Сложилась парадоксальная, противоречивая ситуация: с одной стороны - это религиозная экспансия, с другой - идеализация западного образа жизни и ценностей, вплоть до языковых и поведенческих стереотипов. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

Новые экономические отношения породили новые семейные и супружеские отношения, изменили ролевые позиции функции членов семьи. Женщина, как никогда ранее, стала активно заниматься предпринимательской деятельностью, наравне с мужчинами самостоятельно, порою рискуя всем, осваивать азы новых, рыночных, отношений. Такая женщина сама пытается определить судьбу свою и детей. Экономическая независимость влечет за собой иные по структуре социальные отношения.

Понятия семья, брак, супруги наполняются новым смыслом и содержанием. Самоутвердившимся женщинам мешает жесткий прессинг общественного мнения, традиций и адатов (горских обычаев). Изменения в общественном сознании представлений о роли женщины отстают по сравнению с развитием рыночных отношений.

На личность ребенка со стороны семьи действует три группы факторов:

а) семейный микроклимат как социальная микросреда; б) семейное воспитание как направленное воздействие на личность ребенка с це-

Известия ДГПУ, №2, 2009

лью формирования и развития тех нравственных и социальных ценностей, которых придерживается семья; в) различные виды деятельности, осуществляемые в семье (труд, общение и т.д.).

Будучи объектом семейного воздействия, ребенок сам выступает в качестве субъекта, непосредственно влияющего на жизнедеятельность семьи, сохранение внутрисемейных взаимоотношений, факторов и стимулирующего процессы повышения экономического благосостояния и нормализации внутрисемейного климата.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования в России, вопросы воспитательной работы отодвинуты на задний план. В связи с этим огромный груз ответственности ложится на семью, так как в этих условиях семья не только основной, но и практически единственный институт воспитания. Готова ли к этому современная семья? Каковы возможности нынешней семьи в воспитании подрастающего поколения? Ответ очевиден: многие дагестанские семьи сохранили традиционные ценности народной педагогики, свойственной их предкам, и восприняли современные технологии воспитания.

При изучении семейных возможностей воспитания в духе патриотизма и дружбы народов нельзя отказываться от использования опыта советской педагогики, несмотря на ее четкую прокоммунистическую идеологическую направленность.

В качестве форм воспитания в духе дружбы народов в советской семье предлагались: регулярная информация о жизни многонациональной страны, рассказы о дружбе и сотрудничестве между народами Советского Союза и социалистическими республиками, о международных событиях, ознакомление с экономикой, культурой и бытом союзных и автономных республик, стран социалистического лагеря; переписка детей

из разных городов и республик. Формами патриотического воспитания в семье выступали знакомство с трудовыми биографиями родителей, преобразование уголков родной природы (озеленение школы, родного села и т.д.), посещение памятных мест, рассказы родителей о социалистическом соревновании, его победителях и т.д.

Для укрепления функциональной связи семьи с системой интернационально-патриотического воспитания детей важно: развивать средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного детства, восприятия места рождения (малой Родины); обеспечивать взаимосвязь семьи и образовательного учреждения для утверждения в детском сознании доступных ему элементов толерантного поведения; ввести в школьную программу предмет «Культура межнационального общения».

Условиями воспитания культуры межнационального общения в семье выступают: повышение родительской и педагогической компетентности, акцентирование на достижениях национальной культуры и народной педагогики, развитие эмпатии и понимание межэтнической толерантности как компонента общей культуры личности.

Северокавказская семья - понятие неоднозначное, она отражает общие тенденции и закономерности, основывающиеся, прежде всего, на традиционной культуре народов в сфере семьи, вызванные многими общими явлениями и обусловленные близким соседством, природно-

климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-

бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, населяющих регион. В то же время семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны.

Народы и национальности Северного Кавказа выработали собственные этнокультурные семейные и брачные традиции, особенно в отно-

Психолого-педагогические науки

шении эндогамности и экзогамности браков.

На Северном Кавказе можно выделить следующие типы семей:

1) жесткие экзогамные браки. При этой форме экзогамии запрещены браки между родственниками до седьмого-восьмого колена, а также внутри фамилии вообще. Запрещены браки между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, между потомками молочных братьев и сестер. Подобная форма характерна для осетин, абазин и адыгов;

2) строгая экзогамность по отцовской линии, характерная для чеченских и ингушских тейпов. При этом к бракам между родственниками отношение относительно спокойное. Запрет на браки между родственниками по отцовской линии до седьмо-го-восьмого колена обосновывается опасением за будущее потомство, которое может быть генетически больным;

3) либеральная экзогамия, характерная для семей карачаевцев и балкарцев, ограниченная фамильнородственной экзогамией. Отношение к браку между людьми дальней степени родства весьма либеральное и спокойное;

4) эндогенные браки между представителями одного рода (тухума), характерные для дагестанцев. При этом браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами даже поощряются (например, у аварцев, даргинцев).

Многонациональные браки в Дагестане имеют свою историю. Большинство народных обычаев противостоит созданию смешанной семьи, так как дагестанцам присуще тяготение к эндогенным бракам. Эти обычаи стремились противостоять мировой тенденции интернационализации семьи, формированию экзогенных браков.

Только после Великой Октябрьской революции в Дагестане появилась тенденция к увеличению числа межнациональных браков. Если в

1925 году только 2,5% браков были смешанными, то в 1967 году это число выросло до 12%. Сегодня примерно треть браков в Дагестане является смешанной. Многонацио-

нальными в республике считаются браки между представителями разных национальностей. Многие малые этносы стремятся в настоящее время позиционировать себя как отдельные национальности, хотя официально отнесены к более крупным этническим объединениям. Например, го-доберинцы, цумадинцы, цунтинцы, каратинцы, имеющие собственные языки, принадлежащие андо-цезской группе, отнесены к аварцам, следовательно, браки между представителями данных этносов не будут считаться смешанными. Исходя из этого, мы считаем, что реально межнациональных браков в Дагестане намного больше.

Распространению межнациональных браков в республике в большой степени способствует культивируемая идея единства народов и национальностей под эгидой целостного Дагестана. Взаимная интеграция культур разных этнических групп привела к созданию общедагестанской культуры, впитавшей в себя многое из лучшего, присущего языкам, литературам, традициям и обычаям дагестанских народов.

Межнациональные семьи - достаточно распространенное явление в нашей стране. В них идут те же процессы, что и в мононациональных семьях, и выполняют они те же функции независимо от национальной принадлежности или вероисповедания обоих родителей.

Межнациональные семьи имеют и свои специфические особенности. Так, в национально-смешанных

семьях происходит реальное взаимовлияние культур обоих родителей. Дети в таких семьях непосредственно сталкиваются с различиями в обычаях, традициях своего ближайшего окружения. При этом внутрисемейные отношения носят выражен-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ный интимно-личностный характер. Поэтому первичная межэтническая социализация в таких семьях приобрела особую социально-психологическую значимость. Она определяется необходимостью выбора путей приобщения детей к истории, культуре, языку, традициям одной, двух и более народностей.

Именно в межнациональных семьях отмечается высокий уровень национальной терпимости, межэтнической толерантности, отсутствие национализма и шовинизма, знание нескольких языков и культур, гуманистическая направленность мировоззрения у детей.

Специфической особенностью дагестанской семьи является также возникновение в условиях небывалого роста безработицы и отсутствия рабочих мест в республике института «условно неполных» или дистантных семей, в которых отец длительное время находится в других регионах России, стремясь заработать средства для экономического обеспечения жизни. Таким образом, существующая социально-экономическая ситуация способствует снижению воспитательной роли одного из родителей, выработке представлений о необходимости выживания. В этих условиях формирование нравственных ценностей, к которым мы относим воспитание патриотизма и дружбы народов, сложно, так как трудно объяснить ребенку необходимость любить Родину, которая не может обеспечить его родителей законно заработанными средствами к существованию. При этом могут возникать чувства национальной неприязни к представителям более благополучных в экономическом плане регионов.

Другой особенностью дагестанской семьи является ее частая многодетность. Многодетная семья обладает значительно большим потенциалом в воспитании культуры межнационального общения и дружбы

народов по сравнению с другими типами семьи.

В многодетных семьях легче формируются такие личностные качества, как коллективизм, сочувствие, соучастие, готовность прийти на помощь, терпимость, умение принять и понять человека. Однако в случае материального неблагополучия воспитание в многодетных семьях может приобрести уродливый характер, вызванный возможностью обеспечить только элементарные материальные потребности.

Сложившееся особое пространство многонациональной микросреды создает благоприятные, опосредованные родственной близостью условия для межэтнической социализации. Естественно, уровень культуры межнациональных отношений будет определяться многими факторами. Так, они находятся в зависимости от особенностей этнокультурной системы, ее открытости или закрытости, уровня урбанизации.

Как и во всех семьях, в межнациональной семье имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере.

Одной из первых проблем, возникающих при рождении детей, является проблема выбора языка общения с ребенком. Как правило, ни у одного из родителей нет возможности полноценного обучения ребенка какому-либо из языков. Реально ребенок осваивает язык межнационального общения - русский.

При полноценном осознании своей принадлежности к обоим этносам у детей формируется специфическое самосознание. Детям из межнациональных семей в той или иной степени характерны свойства и качества, присущие отцовской и материнской этнической культуре. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Термином «маргинальность» обозначаются особенности социальнопсихологической ситуации личности

Психолого-педагогические науки

в силу своего происхождения (раса, национальность) или социального положения вынужденной осуществлять свою жизнедеятельность под одновременным воздействием двух или более культурных традиций.

Если дети попадают в зону конфликта родителей, то оказываются перед выбором, на что ориентироваться в жизни, так как конфликтующие родители своим поведением обесценивают систему норм и идеалов. Опасность в том, что наступает

процесс интенсивной дифференциации хороших и плохих черт родителей в соотнесении с их этнической принадлежностью. Переоценке в данной ситуации подвергается весь круг представлений и предпочтений обоих этносов.

В целом же национально-смешанных семьях первичная этническая социализация способствует формированию терпимого отношения к этническим, языковым, религиозным и культурным различиям.

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

В статье рассмотрен более подробно организационно– содержательный аспект гражданско-патриотического воспитания в семье. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная.

“Любовь к Родине начинается с семьи”.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Крупницкий Д.В. в своей статье “Современное состояние патриотического воспитания в школе пишет о том, что “Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, её культуре, истории и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определённых условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей”.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках привлекается региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

  • благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);
  • уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
  • возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
  • возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Гражданско – патриотическое воспитание в семье.

Шевченко О.А.

Учитель начальных классов

МОУ Самарская СОШ№4 Азовского района

«Любовь к Родине начинается с семьи».

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках я привлекаю региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения.

Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями.

Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);

возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Ульяна Кубрикова
Патриотическое воспитание в рамках семьи

Патриотическое воспитание , это идея имеет глубокие исторические корни и основания. В течение веков в России главной задачей обучения и воспитания молодого поколения считалось формирование «истинного сына Отечества» , патриота на примерах подвигов предков.

Все мы знаем, что патриотизм это любовь к Родине . Воспитывают ее в детях дошкольное, школьное учреждение, но в первую очередь это должны делать родители. Нужно больше уделять внимание развитию и воспитанию патриотизма детей не только со стороны государства, но и со стороны семьи , прежде всего.

Условия дошкольного учреждения не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни . И здесь на помощь могут прийти родители. Ведь именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, с первых лет жизни он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества. «Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания . В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным взаимодействием».

С чего же начинается патриотическое воспитание в семье ? Да со слов ребенка, «Мама, а что здесь было раньше?» . В этот момент начинается процесс воспитания знание истории , в том числе знание своей малой Родины. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье . Каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Все, что можно посмотреть, потрогать, все, что стоит веками. Это может быть увлекательно, если правильно представить. И в рамках семьи это может быть бесконечно интересно, здорово.

История обладает особым очарованием для ребенка, потому что она заставляет его прорости корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки. На серьезный вопрос ребенка, «Как погиб мой прадедушка?» , нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери , продолжающих дела родителей, своей родословной. Рассказывая и показывая детям семейные реликвии – памятные предметы, связанные с боевой жизнью или с военной службой своих отцов, дедушек, прадедушек. За каждым таким предметом стоит семейное придание.

С этого начинается семейная традиция. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи . Передается из поколения в поколение знание собственных корней, уважение к своей истории, духовным ценностям, любовь к городу, стране. Что хорошо воспитывает настоящую любовь к Родине, к русской культуре.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне - «…много об этом говорят в детском саду и в школе» . Поэтому у педагогов дошкольного образования в нравственно – патриотическом воспитании , главная задача состоит в привлечении родителей активно участвовать в жизни группы своих детей. Совместное участие детей и родителей в подготовке и проведению мероприятий, которые формируют представление об отношении к малой Родине и Отечеству. Некоторые мероприятия становятся традиционными, находя отклик в сердцах не только детей, но и их родителей.

К таким мероприятиям можно отнести :

Совместные экскурсии по музеям города, по местам боевой славы. Возложение цветов к стелам в честь героям Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами;

Реализации проектов, совместно с родителями :

«Моя семья » (беседы, составление рассказов о своей семье , о предках военного времени, праздники, выставка «Поколения» );

«Мой город (поселок) » (рассказы воспитателя и родителей об истории города, рассматривание фотоальбомов, экскурсия по городу);

«Достопримечательности города (поселка) »;

«Знаменитые земляки» (драматизация сказок, рассказы воспитателя о знаменитых людях - писатели, художники);

Организация мини-музея в группе (реликвии военных лет) .

Помогать родителям, активно участвовать, в процессе патриотического воспитания своих детей необходимо в виде информации для родителей : книжки-передвижки (что и как рассказать детям о событиях Великой Отечественной Войны) . Там же могут быть рассказы взрослых о военном времени (боевые эпизоды, улицы – герои, семейные маршруты по памятным местам погибших героев – земляков, стенгазеты с фотографиями детей и родителей у памятных мест, памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине ".

Работа, по формированию патриотических чувств , проходит эффективнее, если дошкольное учреждение устанавливает тесную связь с семьей . Необходимость включения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется наличием педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств : любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Педагог, с особенностями, сказанными выше, правильно определяет место семейной педагогики в общем воспитательном процессе .

Необходимо раскрыть сущность и значение работы родителей и педагогов. Ведь это первые шаги на пути к патриотическому воспитанию , к приобщению Большой Истории – через историю семьи . Родители – не только помощники детского учреждения, а равноправные участники формирования детской личности.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А. С. Макаренко) .

Воспитать патриотов сегодня , это значит обеспечить будущее, завтра. Именно эти цели и задачи должны ставить перед собой педагоги и родители.

Патриотическое воспитание это работа , в которую мы должны вложить часть своей души, часть своего сердца, и пропустить через себя.

1. Кром, М. Сколько лет патриотизму ? [Текст] / М. Кром // Родина. – 1994. – № 10 – С. 15–21.

2. Дубровина И. В. Мир психологии. Семья и социализация ребенка. - 1998. - № 1. - С. 54-57

3. Чечет В. В. Патриотическое воспитание в семье ? – М., 1989.

4. Н. А. Арапова-Пискарева. «Воспитательная система «Маленькие россияне» . Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников » - 2005.

5. Жуковская Р. И. и др. Родной край : Пособие для воспитателей .

Консультация для родителей ДОУ

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Данная консультация пригодится воспитателю, учителю начальных классов, педагогу-организатору,работникам дополнительного образования.

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»
Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье
Задачи:
приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;
развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России; своем городе%
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора, деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.

Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в Музей Семьи Степановых, к мемориалу «Вечный огонь», расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.

3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Р асскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Проезжая мимо полей, садов, виноградников нашего края, остановитесь, расскажите о том, что земля Краснодарского края очень плодородна, много разнообразных культур растут на ней и дают хорошие урожаи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Во всех возрастных группа д/с № 10 организованны патриотические уголки, наполненные предметами быта кубанских казаков, изображением национальных костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой Кубанских казаков. Также представлены макеты избы казачей. Ребята с удовольствием изучают представленные предметы и играют в такие игры, как «Наряди казака и казачку», «Разрезные картинки», «Укрась вазу».
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!

Что еще почитать