Режим дня детей старше трех лет

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет.

В режиме дня детей от 3 – 7 лет должно учитываться множество параметров, первое – это, конечно, развитие организма и подготовка его к более сильным нагрузкам, а именно к школе. Малыши этого возраста начинают активно расти, прибавка в росте составляет примерно 6-8 см в год, немало правда? Естественно на такие темпы роста необходимо тратить колоссальную энергию.

Наравне с ростом малыш прибавляет в весе, около 2 – 3 кг в год. Но родителям не стоит пугаться, что ребенок худеет, для того, чтобы установить нормы роста и веса, нужна консультация специалиста, который оценит рост и вес ребенка и сделает соответствующее заключение. Так, для детей 3 лет, нормой веса будет 14 – 16 кг, а норма роста 95 см, но опять-таки эти цифры средние, и если ваш ребенок весит меньше или больше, не всегда это говорит о патологии. Все индивидуально.

Пробуждение.
Так как некоторые малыши ходят в детский садик, да и подготовку к школе еще никто не отменял, вставать малыш должен 7.00 – 7.30. Как только малыш проснулся, родителям нужно проконтролировать, что бы ребенок встал с постели сразу. Идеальным вариантом является небольшая физическая нагрузка в виде утренней зарядки.

Лучше всего приучить малыша делать это сразу, это может быть достаточно постой комплекс упражнений, а сама зарядка может занимать всего 10-15 минут. Для лучшей мотивации родители могут делать зарядку с ребенком, что является отличным поводом пересмотреть свой образ жизни. В качестве упражнений можно использовать приседания, размах руками, повороты туловищем. Лучше всего, если зарядка будет проходить в виде игры, такая хитрость поможет перевести зарядку из разряда нудного занятия в разряд увлекательных упражнений.

Утренний туалет.
После того как малыш проснулся, конечно, необходимо умыться и справить свою нужду. Сходить в туалет ребенок может и перед утренней зарядкой. А вот чистку зубов лучше отложить на время после завтрака, так как остатки пищи длительно остаются на зубах, и происходит скапливание зубного налета на зубах. Конечно, если ваш малыш очень любит водные процедуры, то препятствовать ему в повторном умывании и чистке зубов не стоит.

Время утреннего туалета так же отлично подходит для водных процедур закаливания, это могут быть обливания и обтирания. Все зависит от того, на каком этапе закаливания ваш ребенок. Родителям важно помнить, что процедуры закаливания нельзя пропускать, в противном случае они просто бессмысленны.

Завтрак.
Завтракать малыш должен с 8.00 – 8.30. на долю завтрака должно приходиться около 25% всей энергетической ценности продуктов. Конечно, лучшим вариантов в качестве питания детей остается молочные каши из различных круп, но, также это могут быть омлеты, или запеканки. Для того, чтобы подсластить кашу можно использовать фрукты или сухофрукты.
Не рекомендовано включать в режим питания ребенка колбасы, сосиски. Эти продукты не относятся категории полезных. В качестве питья, можно использовать чай, можно добавлять в него молоко, но если ребенок не приемлет такое питье, то не стоит его заставлять.

Время бодрствования.
Время бодрствования занимает время после завтрака и до 12.30. Это время должно использоваться с пользой для ребенка, а именно для его развития. При составлении режима дня для детишек данного возраста необходимо обязательно уделить время для занятий.

Время занятий регламентировано, и для малышей 3 – 5 лет, занятия должны проводиться в течение 10 – 15 минут, можно конечно и больше, но при этом ориентироваться по ребенку. Нервная система ребенка все еще легко возбудима, и переутомление может повлечь за собой ряд последствий – капризы, отказ от еды, малыши не могут длительно заснуть, и сон очень тревожный. Для детей с 5 – 7 лет занятия должны проводиться в течение 20 – 30 минут.

Остальное время периода бодрствования ребенка необходимо посвятить его трудовому воспитанию. В первую очередь это приучение ребенка к самостоятельности, самообслуживанию, и конечно помощи маме. Просьбы мамы должны быть простыми, можно просто попросить малыша принести что-то из соседней комнаты. И после того, как ребенок выполнит просьбу, обязательно его похвалить и поблагодарить. Такое поведение родителей даст понять ребенку, что его достижения не остаются без внимания, и родители все замечают. Это положительно скажется на дальнейшей деятельности ребенка.
Лучше всего, что бы все занятия и просьбы родителей проходили в форме игры, малышей 5 – 6 лет, особенно девочек, можно привлекать к работе на кухне, элементарной помощи. Ребенку важно показать, что без него никак не справиться в определенной ситуации. И когда вся семья будет сидеть за обедом, обязательно отметить участие ребенка в приготовлении обеда. Дети 6 – 7 лет должны уметь заправлять свою постель и выполнять несложные поручения родителей.
Конечно, ребенку нужны и подвижные, активные игры, у ребенка есть и свои дела, которые требует выполнения, не стоит препятствовать этому. Так как работа нервной системы еще не устойчива, и малыши быстро устают от одного вида деятельности. Ребенку важна смена деятельности, это залог хорошего настроения на целый день.

В это время с ребенком можно и погулять, особенно это важно зимой, лучше всего гулять в светлое время суток с ребенком. В теплое время года прогулку с ребенком можно перенести и на вечернее время, или вообще сделать две прогулки. Во время прогулки у ребенка должна быть оптимальная физическая нагрузка, бег, активные игры с другими детьми и конечно общение сверстников. После прогулки с оптимальной физической нагрузкой у малыша повышается аппетит.

Обед.
После прогулки следует обед, время обеда с 12.30 – 13.00. в обед ребенок должен получать 35% всей энергетической ценности за день. В меню должны обязательно присутствовать жидкие продукты питания. Суп, щи или борщ, в зависимости от того, что ребенок предпочитает.
Конечно же, на второе, ребенок ежедневно должен получать мясо, мясное блюдо или рыбу. По этим причинам в качестве второго блюда можно предложить различные виды мяса – отварное, котлеты, тефтели и другое. На гарнир можно предложить различные овощи или крупы с макаронными изделиями.

В качестве питья можно предложить чай, компот сваренных из фруктов или сухофруктов или различные виды соков (лучше разбавить их водой).
Важно, чтобы ребенок кушал в одно и то же время, следуя этому правилу, у ребенка сформируется некий рефлекс, и к тому времени, когда малыш будет кушать, будет происходить активное выделение пищеварительных соков, что облегчает пищеварение.

Спокойная, послеобеденная игра и сон.
Время движется ко сну, и недопустимы активные игры, так как это приведет к перевозбуждению нервной системы ребенка. Лучше всего в это время почитать книжку, или посмотреть любимые мультфильмы. В качестве спокойных игр подойдет и рисование, лепка из пластилина, что сказывается положительным образом на моторике рук. Малыши обычно увлеченно стараются нарисовать или слепить какое-либо животное. Такой вид деятельности можно смело отнести к развивающему. После необходимо вымыть руки и умыться, и ложиться спать.

Засыпать малыши могут под сказки, которые читает мама, или самостоятельно. Важно, что ребенок ложился спать примерно в одно и то же время, это приведет к тому, что выработается рефлекс, и малышу с каждым разом будет легче засыпать. Дневной сон ребенка с 13.30 до 16 является оптимальным.

Полдник.
Во время полдника ребенок должен получать около 15% ккал от всего объема. Как раз полдник является отличным временем, что бы дать ребенку стакан молока и пару детских печений, или различной выпечки – ватрушки, булочки. После сна, как правило, у ребенка хороший аппетит, и не возникает трудностей с приемом пищи, тем более, если это любимое блюдо ребенка.

Игры и прогулки.

После полдника наступает время активного отдыха. Это время для ребенка, это время отводится для его дел. В летнее время это могут быть активные прогулки на воздухе, или какие-нибудь полезные дела на свежем воздухе. Малыши любят переводить работу в игру, даже простую прополку грядок или вытирание пыли малыши способны превратить в увлекательную игру и заниматься ей достаточно долго.

В зимнее время или при плохих погодных условиях прогулку можно сократить до нескольких минут или вовсе отложить, и заниматься различными делами дома. Как правило, вечером уже оба родителя дома, и это отличное время, что бы провести его вместе – всей семьей. Можно пойти готовить ужин всем вместе, при этом обязательно привлекать ребенка к готовке. Время бодрствования занимает с 17.00 – 20.00.

Ужин.
В семь-восемь часов наступает время ужина, на долю ужина должно приходиться 25% от всего количества ккал. В качестве ужина может быть предложен какой-либо фруктово-овощной салатик. Пища, которая должна быть предложена ребенку, не должна быть жирной, и легко перевариваться. В качестве питья можно предложить чай, компот, сок.

Игра перед сном и купание.
Как и перед дневным сном игры должны быть тихими и не активными, лучше всего всей семьей почитать книжку или посмотреть телевизор. Для малышей постарше это могут быть настольные игры с родителями.
До 9 часов вечера малыша необходимо еще и искупать. Детки до 4 должны купаться пока при помощи родителей. А вот малыши постарше могут купаться уже самостоятельно, а родители могут просто контролировать. До 6 лет у ребенка формируется гигиенические навыки, и если до этого возраста ребенку не закрепить эти навыки в дальнейшем это будет сложно.

Ночной сон.
Для детей 3-7 лет главным видом отдыха остается сон, перед тем, как уложить ребенка спать, необходимо помнить о том, что ужин должен быть не менее чем за час - полтора до сна, и не допустимы активные игры. Иначе процесс засыпания может затянуться надолго, да и качество сна пострадает.

Перед укладыванием спать детки старшего возраста могут самостоятельно готовить спальное место, в летнее время спать малыши должны при открытом окне, что обеспечит лучший и глубокий сон и одновременно это является закаливанием. В зимнее время спать малыши могут при открытой форточке. Продолжительность ночного сна немного меняется, в зависимости от возраста.

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


6.00-7.00 - Бодрствование
7.00-9.00 - Сон
9.00 - Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 - Бодрствование
7.30-9.30 - Сон
9.30 - Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 - Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Фото - фотобанк Лори

»? У вас уже готов ответ? Отлично! А теперь давайте сравним его с ответом специалистов. Прежде всего, нужно отметить, что режим дня – это комфортный для ребёнка распорядок действий . Ритм, помогающий нормально чувствовать себя в течение дня. А конкретнее – определённое время подъёма после ночного сна, приём пищи в одно и то же время и, конечно же, не менее двух прогулок на день.

Такая установка положительным образом действует как на физическое, так и на психоэмоциональное развитие малыша. Помогает легче преодолеть так называемый кризис 3-х лет , который, кстати сказать, может проявляться как в два с половиной года, так и в четыре. Всё зависит от индивидуальности ребёнка.

О питании

Важность размеренного питания в развитии ребёнка трудно переоценить. Здесь требуется внимательный подход родителей к потребностям своего чада. Завтрак, обед, полдник и ужин должны проходить в одно и то же время . Если вы выработаете, прежде всего, для себя этот режим, то со временем поймёте, на сколько, легче будет проходить момент кормления.

Организм малыша, настроившись на определённый ритм, сам будет требовать приёма пищи в нужное время . И теперь основная задача мамы будет заключаться только в том, чтобы обеспечить ребёнка должным питанием. Ну и, конечно же, организовать воспитательный момент (мытьё рук перед едой, помощь в накрывании на стол и уборка посуды после еды).

Прогулки

Наличие не менее двух прогулок в течение дня очень эффективное оружие в борьбе за иммунитет ребёнка . И это не пустые слова! Для малыша трёх лет очень важно находиться на свежем воздухе не менее четырёх часов в день . И ещё заметьте, что проводить прогулки желательно в любую погоду. Даже когда идёт дождик, можно погулять под зонтиком или спрятавшись в беседке.

Организация досуга

Трёхлетний ребёнок — уже вполне самостоятельная личность. А посему кроме определённых занятий с взрослыми, которые должны обязательно быть в расписании дня, малыш совершенно спокойно может занять себя сам, играя в какие-то игры развивающего плана, рисуя или складывая, конструктор.

Задача родителей — просто помочь ему на первых этапах, дать направление, предложить игру . Далее ребёнок сам в состоянии будет занять себя, что заметьте, значительно упростит жизнь мамы.

Время сна

Организация сна — тоже немаловажный момент в режиме дня. Обязательно должен быть дневной сон и конечно в одно и то же время , точно так же и отход к . Это очень важно для организма. Определённый ритм поможет выполнить эту задачу без проблем.

Все дети, а особенно маленькие, как никто, нуждаются в режиме дня. Это связано напрямую с тем, что неокрепший детский организм очень чувствителен к изменениям в погоде и в природе в целом. Также ежедневный распорядок дня очень полезен мамам малышей. Какой же должен быть оптимальный режим дня у ребенка от 1 до 3 лет?

Приучить малыша к определенному режиму дня довольно легко и просто. Ведь день не настолько разнообразен, как скажем у школьника. Основой дня ребенка от 1 до 3 лет являются кормление, прогулки и сон. И когда все процедуры выполняются изо дня в день в определенное время, это дает ребенку чувство уверенности и спокойствия.

Режим сна

Если ребенок соблюдает режим и спит днем и вовремя ложится вечером, то это огромная заслуга мамы.

1 год. К концу первого года жизни продолжительность сна детей уменьшается до 15 ч в сутки за счет сокращения дневного сна. Ночью малыш спит так же долго.

2 года. С конца первого года жизни ребенок может спать всего один раз днем. А время бодрствования увеличивается до 5-6 часов подряд.

3 года. После двух лет ребенок спит днем в среднем около двух часов и может спокойно бодрствовать до 12 часов в сутки.

Основные правила при формировании режима сна:

  • Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  • Обязательно нужно проветривать комнату перед сном.
  • Укрывать ребенка нужно легко, чтобы ему не было жарко, и он не потел.
  • Желательно находиться рядом, пока малыш не заснет: спеть колыбельную, почитать сказку, тихонько поговорить, погладить по животику.
  • За час до ночного сна не устраивать активных игр и беречь малыша от эмоционального перевозбуждения.
  • Не стоит приучать ребенка спать в полной тишине.
  • Продумать процедуру отхода ко сну, которую ребенок будет выполнять сам: собирание игрушек, купание, переодевание в пижаму.

Режим кормления

Кормление - одно из важных составляющих режима дня ребенка. Время приема пищи зависит от режима бодрствования дневного сна.

1-1,5 года. В этом возрасте количество приемов пищи у ребенка должно составлять 4 раза в день с интервалами в 3-4 часа. Затем ребенок как правило бодрствует, а затем спит до следующего кормления.

1, 5-3 года . Ребенок должен есть по прежнему 4 раза в день, но уже с интервалом в 3,5-4 часа. Завтрак должен быть не позже чем через час после пробуждения, так как период ночного сна у него довольно долгий. Ужин тоже должен быть не менее чем за час до сна.

Режим бодрствования

1-1,5 года. Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 - 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника),

Гулять на свежем воздухе нужно 2 раза по 1,5 часа, а летом можно гулять и до 4-х часов, но с легким перекусом во время прогулки.

1,5-2 года. Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 - 5,5 часов. На прогулку с ребенком следует ходить по-прежнему 2 раза в день, после завтрака и полдника.

2-3 года. Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности.

Прогулки в зимнее время не должны быть дольше 2 часов, но в другое время можно и вовсе проводить все время на улице.

Врачи-педиатры советуют такой режим дня для ребенка от 1 до 3 лет :

Режим

1-1,5 года

1,5-2 года

2-3 года

Пробуждение

Прогулка

Прогулка

Прогулка

Ночной сон

Режим дня ребенка влияет не только на его физическое и моральное состояние, но и на дисциплину в целом. Что очень важно как для родителей, так и для самого ребенка.

Что еще почитать