Сад огород занятие в старшей группе. "во саду ли, в огороде" для детей подготовительной группы. Наблюдение за высотой стояния солнца

Циклограмма планирования организаций жизни и воспитания детей.

Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей об овощах, как источника витаминов. Познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов: консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов и соков. Формировать представления о приспособленности растений к изменениям в природе. Расширять представления об овощах и фруктах разных климатических зон. Закреплять знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении. Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Тема: «Во саду, ли в огороде»

Дни недели.

Распорядок дня

14.09.2015

15.09.2015

16.09.2015

17.09.2015

18.09.2015

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро. Беседы. Групповое общение. Игры. ЧХЛ

Приём детей в группе.

Групповое общение ОБЖ «Вкусно и полезно», беседа о важности регулярного употребления овощей

ЧХЛ Ю. Тувим «Овощи»

Рассматривание картинок и иллюстраций «Овощи и фрукты»

Прием детей в группе

Индивидуальные беседы

Групповое общение «Что растет в огороде. Цель: расширить представления детей об овощах и о людях, которые за ними ухаживают.

ЧХЛ Л. Н. Толстой «Косточка»

Прием детей в группе

Индивидуальные беседы о том, что видел ребенок по дороге в детский сад

Групповое общение: «Полезные продукты для здоровья - лук и чеснок»

ЧХЛ Б. Житков «Баштан», «Сад»

Приём детей в группе

Групповое общение Беседа на тему «Гигиена рук».

Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой; поговорить об опасное связанных с грязными руками.

Индивидуальные беседы о том, что видел ребенок по дороге в детский сад

Приём детей в группе

Просмотр мультфильма «Чипполино»

Групповое общение Беседа на тему «Наши поступки».

Задачи: Формировать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

Утренняя гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Капуста» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Комплекс утренней гимнастики №1

Гигиенические процедуры

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

Подготовка к завтраку, завтрак.

Продолжать закреплять умение сервировки стола, пользование столовыми приборами.

Подготовка к прогулке, прогулка знакомство с природой, игры,
труд. Возвращение с прогулки.

«Наблюдение за небом»

Цель : продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

П/И «Кабачок» - Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

Труд: сортировка спортивного инвентаря.

Подвижная игра

Цель: закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Наблюдение за ветром

Цель: уточнить представление о ветре.

Наблюдение за облаками

Цель : закреплять знания о явлениях неживой природы.

Подвижные игры «Утро в огороде».

Труд: сортировка выносного материала

Наблюдение за высотой стояния солнца

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Экскурсия в огород, рассматривание капусты, кабачков.

П/И: «К овощу беги»,

М/п «Вершки корешки»

Подвижная игра «Кабачок»

Наблюдение за уборкой огорода

Цель: закреплять знания детей об овощах.

Трудовые поручения : уборка на групповом участке. Задачи: Способствовать совершенствованию выполнении детьми трудовых действий, учить детей самостоятельна распределять обязанности, согласовывать свои действии сообща добиваться результата.

Гигиенические процедуры

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Подготовка к обеду, обед.

Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

Подъём. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Гимнастика пробуждения «Мы здоровые»

Босохождение. Дорожка здоровья. Цель: укрепление здоровья детей. Профилактика плоскостопия.

«Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях».

Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

«Дежурство по столовой». Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол.

Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно.

Игры сюжетно ролевые, театрализованные,

Дидактические, труд.

С/р игра «Семья»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес.

Театр. деятельность по сказке «Репка»

Д/И «Добавь слово» - развивать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание названного действия.

С/р игра «Фруктово-овощной магазин» Цель: расши­рить тема­тику сюжет­ных игр, позна­ко­мить с рабо­той продавца, расши­рить словар­ный запас детей: «товар», «дегустация», «фасовщица».

Дидактическая игра «Кто больше увидит».

Задачи: Учить детей последовательно осуществлять зрительное обследование и словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие, речь.

Игры «Один – много» - практическое употребление единственного и множественного числа существительных в составе простого предложения.

Д/и «Чудесный мешочек» Дидактическая игра «Что где растет?» Задачи: Закреплять знания детей о растениях, формировать умение группировать растения по месту их произрастания. Активизировать в речи и уточнить соответствующие понятияОвощи)

КТО БЫСТРЕЕ?
Цель: Развивать представление о движении в пространстве; ввести в активный словарь детей слова «быстро», «медленно», «далеко», «близко».
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Мама готовит овощной суп»

Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к ужину, действовать аккуратно. Совершенствовать умение сидеть ровно за столом. Побуждать выполнять элементарные правила поведения во время приёма пищи.

Подготовка к прогулке, прогулка игры самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Выносной материал : лопатки, совки, ведерки, носилки, бумажный самолет.

Подвижная игра: «Жмурки» с колокольчиком (развитие ориентировки в пространстве, ловкости).

Подвижные игры «Утро в саду».

Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном Пространстве.

Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

Подвижные игры «Птицы».

Цель: закреплять название птиц, умение прыгать на од­ной ноге.

Художественное слово : Выучить считалку:

Это облако - как будто смотрит на меня медведь,

Это облако - как птица, так и хочет улететь,

Это - дерево с цветами,

Это - лодка с парусами,

Это - плавают киты,

А водить-то будешь ты!

Исследовательская деятельность

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Труд : Сортировка ведерок, совков.

Наблюдение за облаками.

Цель: Продолжать учить сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, желание наблюдать за природой.

Организация предметно-пространственной среды

Книжный уголок : Выставка книг «Русские народные сказки», внесение альбомов «Овощи и фрукты»

Энциклопедии для детей «Хочу всё знать», «Что? Где? Когда?»

Центр сюжетно – ролевых игр : Внесение и дополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Фермеры».

Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки и аппликации

Поддержка индивидуальности ребёнка.

Индивидуальная работа с девочками - развитие движений.

Цель: закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;

Индивидуальная работа с Ярославом П. и Матвеем Я.

Математическое упражнение.

Цель: закреплять счет четных и нечетных чисел.

Индивидуальная работа с Данияром, Миленой: прямои и обратный счет в пределах 10.

Индивидуальная работа с подгруппой детей : дидактическая игра «Не делай так» Цель: учить правилам поведения.

Дидактическая игра «Математическое лото» Цель: создание условий для закрепления математических представлений. Арина В., Лёва, Семен.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам. Буклет «Витамины на столе». Привлечь родителей к участию в выставки «Чудо огородное»

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание. Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.

Формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации. Развивать умение прогнозировать, переключать внимание.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.

Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, усвоение слов-антонимов.

Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать, сопереживать.

Воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.

Предварительная работа. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К.И.Чуковского, Д.Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; знакомство с маленькими человечками (твёрдыми, жидкими, газообразными), где они живут; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.

Материал к занятию. Муляжи овощей, фруктов и ягод в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; модели геометрических фигур, разной формы, величины и цвета; фломастеры; модель трёхэтажного дома; мяч для игры; шапочки-схемы твёрдых, жидких и газообразных человечков; фруктово-ягодный компот в чашках, накрытый салфеткой.

Ход занятия

– Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем –
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

– Для хорошего настроения вместе с улыбкой подарите друг другу комплименты (дети называют разные достоинства рядом стоящему ребёнку не только напрямую, но и через сравнения).

– А я вам для хорошего настроения подготовила сюрпризы – каждый себе выберет понравившийся мешочек, а что в нём лежит, вы определите на ощупь. (Дети берут по мешочку и, ощупывая овощи, фрукты, ягоды, называют их, показывают, рассказывают какие они и выкладывают в ряд на столе.. Например: “Это овощ – помидор, он круглый, гладкий, красный, сочный, вкусный, полезный”)

– Что вы разложили на столе?

– Где они растут?

– Сколько всего предметов здесь лежит?

– Сколько овощей?

– Сколько фруктов?

– Сколько ягод?

– Что лежит посередине?

– Что лежит первым?

– Что лежит между капустой и грушей?

Игра “Да – нет”

– Ребята, я сейчас загадаю лежащий здесь объект, а вы попробуйте отгадать его, задавая мне вопросы, на которые я смогу отвечать только простыми ответами: “да”, “нет”. Например: “Это круглое?” “Оно сладкое?” “Это лежит в центре?”

– Теперь кто-то из вас пусть загадает объект, а я вместе с остальными детьми буду отгадывать.

Игра “Четвёртый лишний”

– Я буду называть ряд слов, а вы – выделять лишнее слово и объяснять, почему, по вашему мнению, оно лишнее: яблоко, груша, помидор, персик;

яблоко, помидор, картофель, огурец;

огурец, капуста, арбуз, помидор;

клубника, малина, арбуз, капуста.

Игра на переключение внимания.

– Давайте узнаем, насколько вы внимательны: если я назову

фрукты – поднимаете руки вверх, становитесь на носочки;

овощи – приседаете, руками упираетесь об пол;

ягоды – наклоняетесь, имитируя сбор ягод.

Проблема.

– Ребята, представьте себе, что на яблоне созрели яблоки. Мальчик хочет попробовать яблоко, но сорвать нельзя – около дерева будка со злой собакой. Как ему попробовать яблоко?

Варианты детских ответов:

1. дождаться, когда хозяин уведёт собаку гулять;

2. бегать вокруг будки, пока собака не запутается в цепи;

  1. отодвинуть будку вместе с собакой;
  2. сбить яблоко длинной палкой;
  3. подружиться с собакой.
  4. подружиться с хозяином;
  5. отвлечь собаку косточкой.

– Какое решение вам понравилось больше? Почему?

– Молодцы, решили проблему!

Игра “Что потом?”

– Я буду показывать и называть различные предметы, лежащие на столе, а вы догадайтесь, что с ними произойдёт в дальнейшем:

яблоко – испекут пирог с яблоками;

клубника – сварят варенье;

огурец – сделают салат;

помидор – закатают в банку;

капуста – засолят;

виноград – высушат для изюма;

апельсин – отожмут сок;

арбуз – съедят;

смородина – сделают желе и т.д.

Психогимнастика “Превращения”

– Дети, скажите, пожалуйста, чем были раньше все ягоды, овощи, фрукты? (Семенами.)

– Представьте, что вы – семечко, которое посадили в тёплую землю. Оно ещё совсем маленькое, слабое, хрупкое. Но вот чьи-то добрые руки принесли воду, полили семечко и оно начинает прорастать. Пригрело ласковое солнце, и растение стало расти всё выше и выше, поднимая свои листики к свету.

(Дети под спокойную музыку, сложив ладони перед собой, поднимаются вверх, имитируя произрастание ростка из семечка.)

– Вот какие дружные всходы в нашем саду-огороде!

Игра “Скажи наоборот”

– Всходы у нас дружные. А вы, ребята, недружные? (Дружные.)

– Вы грустные, ребята? (Весёлые.)

– Вы ленивые? (Трудолюбивые .)

– Вы трусливые? (Смелые.)

– Вы злые? (Добрые.)

– Мне приятно общаться с такими хорошими детьми. Я сконструировала для наших даров природы “Дом Дружбы” Помогите мне, пожалуйста, его заселить.

Продуктивная деятельность детей.

– Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью фломастеров, превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков.

– Давайте поселим их в нашем “Доме Дружбы”. На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.

– Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём!

(моделирование маленькими человечками)

“Сварим вкусный компот”

– Дом построили, теперь, ребята, давайте сварим вкусный компот, а маленькие человечки нам помогут. (Воспитатель делит детей на 3 группы: “твёрдые человечки”, “жидкие” и “газообразные”, а на головы детей одевает шапочки-различия)

– Сначала надо взять кастрюлю. Какая она? Выходите, твёрдые человечки, сделайте кастрюлю. (Дети встают в круг, крепко взявшись за руки.)

– Теперь положим в кастрюлю свежие фрукты и ягоды. Какие они? (Выходят дети, в шапочках фруктов и ягод)

– Сейчас зальём фрукты кипящей водой и добавим сахарный песок. Вода какая? А сахар?

– Как ведут себя человечки кипящей воды? Они бурлят, двигаются, соединяются с твердыми человечками сахарного песка. (Выходят дети, изображающие “жидких человечков” воды, берут за руки “твердых человечков” сахарного песка и слегка покачиваются.)

– Компот всегда очень вкусно пахнет. Почему?

– Да, дети, это пар. Компот варится, и из него выскакивают газообразные человечки. Они бегут в разные стороны, и ничем их нельзя удержать. Выходите, “газообразные человечки”!

– А почему мы заливаем воду прозрачную, а компот получается цветным?

– Правильно, ребята, фрукты сочные, они отдают сиропу свой сок и цвет своей кожуры. Значит, фрукты состоят не только из твердых человечков, но и из жидких. Тогда вы, дети-фрукты, ведите себя как твердые и жидкие человечки. (Дети вертятся вокруг себя.)

– Вот и компот готов. Какой он получился? (Вкусный, сладкий, ароматный, яркий)

– Угощайтесь на здоровье! (Предлагает детям чашки с фруктово-ягодным компотом .)

Используемая литература

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. – М.: Детство-пресс, 2000. – 126 с.

2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112 с.

3. Жихар О.П., Корзун А.В. ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании: вопросы планирования: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД “Белый Ветер”, 2008. – 100 с.: ил.

4. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 2010. – 72 с.: ил.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.

Организованная образовательная деятельность
Для детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Во саду ли в огороде»

Лексическая тема «Овощи и фрукты»

Цель: создание условий для развития художественно-творческой активности детей и

Задачи:

  1. Создавать условия для познавательно-речевой активности детей.
  2. Способствовать развитию техники рисования и лепки.
  3. Обеспечивать условия для самостоятельного выбора партнера и материала.
  4. Создавать условия для развития чувства композиции и цвета.

Организация детских видов деятельности:
1. общение ребенка со взрослым;
2. общение ребенка со сверстниками;
3. познавательная деятельность.

Материал: корзина с натуральными овощами и фруктами (натуральные овощи и фрукты можно заменить муляжами); 2кострюли, 2 половника, колпаки повара; пластилин, подставки, салфетки, стеки; альбомные листы, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности
1.Организационный и мотивационный момент.
В группу входит младший воспитатель с корзиной в руках, в ней овощи и фрукты. Ставит на стол и уходит по своим делам.
У детей появился интерес к корзине и что в ней.
(Обследование корзины и её содержимое).

2. Основная часть
Воспитатель - Что вы обнаружили в корзине, расскажите?
Ответы детей: (Названия овощей, фруктов. Форма, цвет.)
Воспитатель - Как вы думаете, для чего они нужны?
Ответы детей (из овощей готовят суп, из фруктов компот и т.д.)

Детская игра «Поваренок»
Цель: создание условия для развития познавательной деятельности.
Описание игры: дети делятся на две команды. 1 команда собирает фрукты для компота. 2команда овощи для супа. (Материал: 2кострюли, 2половнка, колпаки повара) Презентация командами по очереди своего блюда. (Из овощей готовят супы, салаты, а из фруктов компоты, варенье)

Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ой, дети, что мы с вами натворили!? Ведь это корзина не наша, значит и овощи, и фрукты не наши. (Обратить внимание, что мы совершили не красивый поступок.) Как нам быть?
Ответы детей: Мы должны вернуть овощи и фрукты.
Воспитатель: Где нам взять овощи и фрукты?
Ответы детей: (в огороде, саду, на даче, дома, в магазине)
Воспитатель: Что же нам делать? (нацеливание детей на художественное творчество)
Ответы детей: (их можно нарисовать, слепить)

Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Как мы будем это делать и чем?
дети самостоятельно выбирают материал для художественного творчества. Это пластилин, карандаши цветные.

4. Заключительная часть.
Выставка и анализ детских работ.
Как здорово, что у нас есть чем наполнить корзину, теперь мы сможем её вернуть хозяину.

Переход на самостоятельный вид деятельности:
А кто же хозяин? (ответы детей)
Беседа на тему «Красиво не красиво».

Название: Конспект занятия по лепке и рисованию для старших дошкольников «Во саду ли в огороде»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ ЦРР-д/с № 27 «Сказка»
Месторасположение: МО г.Саяногорск, Республики Хакасия

«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

· закрепить умение детей в технике «пластилинография»;

· развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;

· продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;

· закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;

· поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;

· развивать общую и мелкую моторику рук;

· совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;

· продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;

· вызывать положительные эмоции;

· активизировать словарный запас детей;

· формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;

· формировать умение делать выводы, умозаключения;

· учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

· приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

· учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

· принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;

· создавать доброжелательную атмосферу среди детей;

· развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;

· развивать способность наблюдать;

· развивать умение детей действовать самостоятельно;

· способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;

· совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

· воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;

· формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;

· воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

· воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

· игровая;

· коммуникативная;

· познавательная;

· двигательная;

· продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали!

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой

«Компот»

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот:(правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Во саду ли, в огороде»

Для детей подготовительной к школе группы

Участники: дети 6-7 лет.

Длительность НОД : 30 минут.

Форма организации : групповая.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Образовательная область Художественное творчество.

Тип: классическая НОД.

Цель:

Развитие художественного творчества воспитанников в процессе познавательной деятельности.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить умение детей в технике «пластилинография»;
  • развивать композиционные умения и способность к восприятию и воплощению образа со своей точки зрения;
  • продолжать учить детей наносить пластилин на картон ровным слоем, сглаживать поверхность формы;
  • закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей;
  • поощрять желание самостоятельно украшать свою работу, создавать коллективную композицию;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • совершенствовать умение лепки. Учить самостоятельно, находить приемы для передачи образа предмета;
  • продолжать вызывать устойчивый интерес к труду садовода-огородника, воспитывать трудолюбие, любовь к природе;
  • вызывать положительные эмоции;
  • активизировать словарный запас детей;
  • формировать представления детей о окружающем мире, осени как времени года, эмоциональное положительное отношение к окружающему миру;
  • формировать умение делать выводы, умозаключения;
  • учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
  • приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивающие:

  • принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • создавать доброжелательную атмосферу среди детей;
  • развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки;
  • развивать способность наблюдать;
  • развивать умение детей действовать самостоятельно;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;
  • совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для самостоятельной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности;
  • формировать у детей представление о труде садоводов и огородников;
  • воспитывать умение проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • воспитывать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Словарная работа: Осень, урожай, фрукты, овощи, огород, сад, сезон, консервирование, заготовление

Создание среды для организации и проведения НОД (или оборудование и материалы): пластилин, картонные заготовки овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, ростовые куклы дед и бабка, домик, магнитная доска.

Виды детской деятельности в НОД:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • двигательная;
  • продуктивная.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса в процессе деятельности;

Умение детей действовать самостоятельно;

Воспитание нравственных качеств;

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на НОД:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в познавательной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Соподчиняет мотивы.

7. Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Ход НОД

«Во саду ли, в огороде»

Воспитатель: Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Листья опадают, дожди поливают.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Предполагаемые ответы детей: Осенью.

Воспитатель: Правильно ребята. Скажите мне, пожалуйста, что делают люди в садах и огородах в это время года?

Предполагаемые ответы детей: Осенью садоводы и огородники собирают урожай.

Воспитатель: Мне сегодня утром пришло письмо от бабушки Ани и дедушки Вани, послушайте, что они пишут: (читает письмо) «Здравствуйте дорогие ребята, вот и настала осень и пришла пора собирать урожай, много фруктов в саду, овощей на грядках. Но вот беда, совсем мы с дедушкой старые стали, трудно нам урожай собирать. Приезжайте к нам в гости, помогите собрать урожай».

Ребята, поможем бабушке с дедушкой?

Предполагаемые ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда поехали! (Дети строятся друг за другом в «паровозик»; выполняют движения по тексту.)

Уезжаем мы на дачу

Чтоб собрать наш урожай

Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, станцию не прозевай.

«Тук-тук-тук» -стучат колеса. Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, остановка впереди.

К то на дачу собирался? Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

Помидоры – овощ нежный. Чтоб сорвать его присядь.

Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

Высоко висят на плетях молодые огурцы.

Сверху собери сначала. Ну, а плети подвяжи.

Вот капуста раздобрела, до чего же, хороша!

Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свёкла? Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, что свалились на траву.

Кажется, мне, что работать я уж больше не смогу.

Но вернулись быстро силы, чистым стал наш огород.

Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

Дети собирают «урожай». Относят бабушке и дедушке (домик, возле на скамейке сидят ростовые куклы). Бабушка и дедушка их благодарят, дают корзину с овощами и фруктами.

Воспитатель: Вот помогли мы Бабушке Ане и дедушке Ване, теперь пора возвращаться.

Дети «паровозиком» возвращаются на свои места.

Ребята, мы уехали, а бабушка с дедушкой остались одни, и наверное будут скучать. Давайте для них сделаем сюрприз. Мы с вами сделаем им сказочные фрукты-овощи. Для этого каждый из вас выберет заготовку фрукта или овоща, который больше нравится и превратит его в сказочный, с помощью пластилинографии. Вы сделаете из своих заготовок «живые» фрукты-овощи, у которых будут личики. Что вы должны добавить своим поделкам что бы они ожили?

Предполагаемые ответы детей: глазки, носик, ротик, ручки, ножки.

Воспитатель: Правильно, а еще вы можете украсить их и превратить в мальчика или девочку.

Дети выбирают заготовки, воспитатель уточняет цвет выбранного овоща или фрукта (баклажан-фиолетовый, помидор-красный, груша-желтая, т.д)

Воспитатель: Давайте немного разомнем наши ручки перед работой (выполняют пальчиковую гимнастику (автор Н. Нищева).

«Компот»

Будем мы варить компот (Левую ладошку держим «ковшиком»),

Фруктов нужно много. Вот: (правой «мешаем»)

Будем яблоки крошить, (Загибаем пальчики на правой руке, начиная с большого.)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варим» и «мешаем)

Угостим честной народ.

Воспитатель: Теперь ручки готовы, можете приступать к работе.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает, подсказывает по мере необходимости индивидуально, каждому ребенку.

Воспитатель: Какие красивые и веселые поделки у вас получились, посмотрите, Данин баклажан серьезный, у Яны веселое яблочко, а у Дашиной груши красивый бант. (Дети совместно с воспитателем положительно отзываются о каждой поделке.) Я думаю, что бабушка и дедушка очень обрадуются, когда получат посылку. А пока давайте их отнесем на выставку и покажем родителям, пусть они тоже порадуются вместе с нами.

Овощи и фрукты

Вкусные продукты.

Урожай у нас хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Литература.

1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.


Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему «Во саду ли, в огороде»

Описание работы : материал может быть использован воспитателями для проведения ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе дошкольного возраста.

Программные задачи:
формировать и развивать навыки образования относительных прилагательных от существительных, согласования прилагательных с существительными мужского рода;
расширить словарный запас по теме «Сад. Огород»;
активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации;
воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Материал: мяч, карточки к игре «Вкусный компот», дыхательное упражнение «Горячий чай», восковые мелки, листы с нарисованными геометрическими фигурами.

Ход занятия

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
-– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
А сколько всего времен года? (4) Какое время года перед осенью, а после? Назовите время года между зимой и летом. Молодцы! Назовите признаки осени.

Стук в дверь. Входит Маша.
Воспитатель: -Здравствуй, Маша, ты почему такая грустная?
Маша: -Здравствуйте, ребята, у нас на огороде выросли какие-то странные овощи, мы не знаем съедобные они или нет. Что нам с ними делать?
Воспитатель: -Маша расскажи подробнее, что же случилось.
Маша читает стихотворение Натальи Кончаловской «Про овощи»

Жил один садовод,
Он развёл огород:
Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,
И взошли семена,
Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.


Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Ни в земле, ни в воде,
Никогда и нигде
Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук, и репуста.

Сельдерошек поспел,
И мортофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
И мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли
Но решить не могли:
Как нам быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?..
Или съесть их просто сырыми!

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же за овощи выросли на огороде. Я сейчас буду называть вам название нового удивительного сорта, а вы должны будете сказать из каких овощей он состоит. Например: спаржовник –спаржа и крыжовник. Готовы?
Огурбуз –огурец и арбуз;
помидыня – помидор и дыня;
редисвёкла – редис и свёкла;
чеслук –чеснок и лук;
репуста – репа и капуста;
сельдерошек –сельдерей и горошек;
мортофель – морковь и картофель;
баклачок –баклажан и кабачок.

Маша: -Спасибо вам, ребята, за помощь. А не подскажете мне, что можно приготовить из этих овощей? (суп, борщ, пюре, салат, сок, соус) Какие вы все умненькие, а хотите поиграть со мной?
- Все лето я собирала разные ягоды и готовила лакомства для своих друзей. Предлагаю вам угадать, какое варенье я сварила.

Проводится игра «Вкусный компот»
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется компот из изображенной ягоды (фрукта).



Маша: -А хотите я вас научу варить компот? Тогда становитесь в круг.

Физминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. (мешают ложкой)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (мешают ложкой)
Угостим честной народ. (руки в стороны)

Воспитатель: -Ой, какой у вас получился компот. Я бы его хотела попробовать, но нельзя – он очень горячий. Как же мне попробовать ваш компот? Подскажите. (подуть, остудить при помощи вентилятора, поставить в холодильник, опустить чашку с компотом в холодную воду…)

Маша: -Ребята, давайте все вместе подуем и наш компот быстрее остынет. (Проводится дыхательная гимнастика «Горячий чай»)

Воспитатель : -Спасибо вам, напоили вы меня вкусным и ароматным компотом. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы.

Воспитатель: – Выберите геометрические фигуры любого цвета, размера, формы. С помощью цветных восковых мелков превратите их в весёлых фруктовых, овощных и ягодных человечков. (Дети приступают к рисованию).

Маша: - Давайте поселим их в нашем домике.(макет) На первом этаже будут жить красные жители, на втором – зелёные, а на третьем – разноцветные.
Вот какой замечательный дом и необычные жители в нём.
Маша: -Спасибо вам, дорогие ребята. Но мне пора домой. До свидания!
Воспитатель:
Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Все мы дружно занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Что еще почитать