Семейные конфликты: родители и дети. Почему возникают конфликты между родителями и детьми - причины

Двенадцатилетняя Соня и ее мать спорили по поводу того, кто должен прибирать в комнате Сони. Мать считала, что это обязанность дочери, но та заявила, что не будет убирать свою комнату.

Что же происходит между Соней и ее матерью? Мать хочет, чтобы Соня несла ответственность за свою комнату; однако она говорит об этом таким тоном, что Соня занимает оборонительную позицию. С другой стороны, всякий раз, когда Соня начинает защищаться, мать становится все более и более "глухой". Конфликт углубляется. Как Соне и ее ма­тери решить его? Как разрешать противоречия так, чтобы выигрывали все? Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возмож­ность разрешить конфликт между родителями и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

Родители прежде всего должны помнить, что поиск аль­тернатив отличается от "дачи" советов и указаний типа "Сделай это", "Я думаю, что ты должен...". Такие советы бесполезны по следующим причинам:

Совет делает ребенка только более зависимым от роди­теля. Он не способствует тому, чтобы ребенок научился ре­шать проблемы и приобрел независимость;

Часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Напротив, он стремится включиться в обсуждение проблемы;

Возникает вопрос, кто виноват в том случае, если ро­дительский совет не работает, ребенок или родитель?

Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

1. Определение противоречия или проблемы.

2. Выработка альтернативных решений.

3. Обдумывание и оценка альтернативных решений.

4. Выбор альтернативы и реализация решения.

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс.

Хотя, на первый взгляд, все это может показаться очень простым в практическом применении, тем не менее имеется ряд ключевых моментов, которые необходимо уяснить прежде, чем начать пользоваться этой схемой. Сядьте рядом с ребенком и объясните ему процесс поиска альтернативных решений, а также то, как они помогут в разрешении проти­воречий. Необходимо помнить, что каждый участник конф­ликта - человек; следовательно, к каждому нужно отно­ситься достойно и с уважением.

Противоречия успешно разрешаются в том случае, когда каждый понимает, что именно включают в себя все этапы процесса. Используя все указанные этапы решения детско-родительского конфликта, родитель сможет избежать мно­гих других проблем, связанных с конфликтом. Хотя некото­рые противоречия разрешаются сами по себе, а другие легко преодолеваются без прохождения всех стадий, мы все же рекомендуем родителям и ребенку понять, что именно включается в каждый этап.

Этап 1. Определение противоречия или проблемы.

1. Родитель должен быть уверен, что выбранный для по­иска альтернативы момент удачен как для него самого, так и для ребенка. Ребенок, как и все, обижается, если его об­рывают или отвергают.

2. Родитель не должен бояться сказать: "То, что случи­лось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее". Нужно придерживаться следующих целей и правил:

а) скажите все, как есть. Если Вы как родитель чувству­ете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы имен­но Вы обратились к ребенку с вопросом;

б) избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ре­бенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение про­тиворечия;

в) используя совместные действия; родителю следует дать ребенку понять, что они должны объединиться в поис­ке того решения, при котором никто не будет ущемлен и которое требует "встречи" ребенка и родителя. Важно, чтобы ребенок поверил в то, что родитель искренне желает его помощи и с уважением относится к его идеям.

Первый этап поиска альтернатив должен быть успешно завершен прежде, чем будут сделаны попытки реализовать остальные четыре этапа. В некоторых случаях этот этап ока­зывается очень простым, например, при выборе одежды. Проблема ясна: "Какое платье купить?". Менее ясной стано­вится проблема "Нужно ли Соне новое платье?". Здесь воз­можно противоречие: "Нуждается ли она в новом платье больше, чем в новых ботинках?" или "Нуждается ли она больше в новых платьях или в дополнительных учебных за­нятиях, которые стоят денег?"

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений. Эта стадия потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того, чтобы начать "мозговой штурм", роди­тель может предложить: "Что именно мы должны проанали­зировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?" или "Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи". Для того, чтобы по­мочь найти решение проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:

Позвольте ребенку первому предложить свои решения. Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

Дайте ребенку достаточно времени для обдумывания его предложений, особенно если он еще маленький;

Будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребенком решений;

Избегайте высказываний, создающих у ребенка убеж­дение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им ре­шений;

Поддерживайте ребенка, особенно в тех случаях, когда в поиске альтернатив участвуют несколько детей;

Занимайтесь "мозговым штурмом" до тех пор, пока не убедитесь, что "выжать" новые альтернативы не удастся. Как правило, максимальное количество идей люди генери­руют за первые 5-10 минут.

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтерна­тивных решений.

Этот этап включает в себя исследование и оценку тех решений, которые, как кажется, способны разрешить противоречия или проблему. В воображении проигрываются все возможные альтернативы, а также последствия принятого решения.

Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Родитель может сказать: "Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?" или: "Можно ли сказать, что какое-либо решение лучше других?"

Эта фраза может быть названа фразой "отсеивания". Ре­шения отбрасываются, остаются только те, которые прием­лемы для ребенка и родителя. Родитель должен честно выра­зить свои чувства по поводу решения. Это можно сделать при помощи реплик типа "Меня не очень осчастливит этот вари­ант" или "Я не чувствую, что это отвечает моим потребнос­тям", или "Это не кажется мне справедливым".

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения. Вы­бор альтернативы и реализация решения произойдут легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителем и ребенком произошел от­крытый и честный обмен мнениями. Для того, чтобы выб­рать лучшую альтернативу, помните следующее:

1. Задайте вопросы типа "Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?".

2. Решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим измене­ниям. Родитель мог бы сказать ребенку: "Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши пробле­мы?" или "Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?"

3. Запишите решение на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы ни один не был забыт.

4. Все участвующие должны понимать, что каждый вно­сит свой вклад в поиск решения. Подводя итог, можно ска­зать: "Похоже, что мы достигли согласия" или "Я думаю, мне ясна наша готовность быть...".

Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: "Кто?", "Что?", "Где?", "Как?". Например: "Кто за что отвечает? Когда мы начнем и когда закончим? Где все это будет происходить? Как все это будет осуще­ствляться?".

Противоречия, связанные с работой по дому и рабочими "обязанностями", могут быть урегулированы с помощью таких вопросов, как: "Как часто? В какие дни? Каковы кри­терии оценки". В конфликтах, связанных со сном, родитель и ребенок могут обсудить, кто должен следить за временем, что происходит, если ребенок вовремя не ложится спать, или почему ребенок не хочет идти в постель.

Вопросы реализации должны обсуждаться только после того, как все участники дискуссии окончательно выскажут­ся по поводу решения проблемы. Реализация обычно прохо­дит легче в тех случаях, когда устранены расхождения во мнениях.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки пра­вильности принятого решения.

Эта стадия, про которую нередко забывают, на самом деле очень важна, поскольку не все решения наилучшим образом отвечают интересам каждого - родителя или ребен­ка. Следовательно, как ребенку, так и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребенок зачас­тую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказы­вается трудноосуществимым. Необходимо сверяться друг с другом, спрашивая: "Как идет выполнение решения? Ты по-прежнему считаешь его удовлетворительным?". Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требую­щая пересмотра первоначального решения. Оценивание яв­ляется важным звеном процесса поиска альтернатив. Оцени­вание покажет, насколько удачным оказалось найденное ре­шение, необходима ли какая-то коррекция.

Важную роль в процессе поиска альтернатив играют уста­новки. И родитель, и ребенок должны:

Хотеть услышать партнера;

Хотеть разрешить конфликт;

Понимать и, по возможности, принимать чувства свое­го партнера;

Верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение;

Смотреть на другого человека как на самостоятельную личность, с особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на понима­ние, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

Зрительный контакт (смотреть на партнера, но не свер­лить его взглядом);

Язык жестов (естественные раскованные открытые же­сты и позы). Сюда входит и Ваша собственная манера дер­жаться, выражающая желание разрешить конфликт;

Внимательное слушание партнера, не столько относя­щееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продолжать и пояснять свои мысли и чувства.

Почему метод исследования альтернатив работает? Про­цесс исследования альтернатив оказывается эффективным в разрешении детско-родительских противоречий по следую­щим причинам.

1. У ребенка появляется мотив найти и реализовать ре­шение.

2. Появляется шанс найти наилучшее решение.

3. Развиваются мыслительные способности ребенка.

4. К наилучшему результату приводит демократическая философия родителей.

5. Возникает гармония и любовь среди членов семьи.

6. Ослабевает склонность родителя к принуждению.

7. Устраняется потребность в демонстрации силы как со стороны родителя, так и со стороны ребенка.

8. Исследование альтернатив касается реальных проблем вовлеченных в них людей. Возможно, в некоторых случаях метод исследования альтернатив не будет работать, убеди­тесь, что Вы прошли через все стадии процесса, не упустив ни единого пункта. Если же, вопреки всему, решение так и не будет найдено, полезно иметь в виду следующее.

1. Продолжайте обсуждение, но сделайте перерыв. Иногда после перерыва у людей возникают новые идеи по поводу как самой проблемы, так и путей ее решения.

2. Вернитесь на стадию 2 и поищите другие возможные решения.

3. Подбодрите себя и других участников обсуждения. Можно спросить: "Нашли ли мы все возможные решения?".

4. Поищите скрытую проблему. Вы можете сказать: "Странно, что же не позволяет нам решить проблему?".

Как правило, один или несколько из предложенных пу­тей приводят к выходу из тупика.

Родитель должен иметь в виду, что на первых порах дос­тигнутые соглашения могут нарушаться по следующим при­чинам.

1. Соглашение оказалось трудновыполнимым.

2. Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегуля­ции при реализации задуманного.

3. Существующая зависимость одного участника конф­ликта от другого также может стать препятствием на пути его разрешения.

4. Забывчивость.

5. Попытка проверить истинную заинтересованность дру­гого участника.

6. Один из участников обсуждения только делает вид, что согласен с предложенным решением, т. к. стремится заняться чем-то другим.

Если соглашение нарушено, виновному необходимо пря­мо и честно показать, что произошло. Сделать это необходи­мо по возможности быстро. Это является формой логическо­го последствия.

Процесс исследования альтернатив будет работать лишь в том случае, если оба - и родитель, и ребенок - понимают, что от них требуется.

Строя отношения с ребенком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы. Главной це­лью каждого из этих навыков является создание у ребенка ощущения собственной полезности и компетентности. Для этого необходимо проанализировать вопрос "Кому принад­лежит проблема?".

В детско-родительских отношениях, как и в любых дру­гих, не все идет гладко. Порой возникают проблемы и проти­воречия. Нужно быть готовым к тому, что такой момент на­ступит и относиться к нему как к нормальному явлению, с которым родитель и ребенок умеют конструктивно работать.

Первым вопросом, который должен решать родитель при возникновении какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема.

Иногда проблема принадлежит только ребенку или толь­ко родителю, в других случаях она разделена между обоими в зависимости от того, чего один из них хочет добиться от другого, либо проблема может касаться семьи в целом.

Для того, чтобы Вам как родителю определить "владель­ца" проблемы, нужно спросить себя:

Чья это проблема?

Кому скем трудно?

Кто не может добиться своей цели?

Что же поможет нам разобраться, является ли ребенок "владельцем" проблемы, либо здесь вообще нет проблемы взаимоотношений, либо "владельцем" является родитель?

1. У ребенка возникает проблема вследствие того, что не удовлетворена имеющаяся у него потребность. Это не роди­тельская проблема, т. к. ребенок своим поведением никоим образом не мешает родителям. Вот примеры проблем, при­надлежащих ребенку: Света чувствует, что ее подруга Аня отвергает ее. У Димы не очень хорошо идут дела в школе. Петя огорчен тем, что ему не удалось собрать футбольную команду.

2. Личные потребности ребенка удовлетворены, но пове­дение ребенка мешает родителю удовлетворить свои соб­ственные потребности. Следовательно, у родителя возникает проблема. Вот примеры родительских проблем: Таня прыгает по дивану; Лида перебивает Вас, когда Вы беседуете с дру­зьями; Боря разбрасывает свои игрушки по всему дому.

Родитель, берегись! Слишком часто родители ошибочно полагают, что все проблемы детей являются и проблемами их, родителей. Это неверно и даже вредно для ребенка. В действительности, действуя в соответствии с подобными представлениями, родитель лишает ребенка возможности пробовать свои силы в решении проблемы.

Помните, что ребенок имеет право находить решения проблем и сам их решать.

Когда родитель решит, кому именно принадлежит про­блема, перед ним откроются несколько путей. Например, если проблема принадлежит ребенку, родитель может выб­рать, что делать:

Внимательно выслушать;

Поискать альтернативы;

Предоставить ребенку возможность самому столкнуться с последствиями его самостоятельности;

Скомбинировать приведенное выше. Если же проблема принадлежит родителю, он может прибегнуть к самостоя­тельному исследованию альтернатив.

Помните, что ответственный родитель должен уметь оп­ределять, кому принадлежит данная проблема; он испыты­вает удовлетворение, выбрав адекватное поведение, ведущее к возникновению взаимного доверия.

В каждой семье время от времени возникают ссоры и конфликты. Их тяжело избежать, так как зачастую все накопившиеся эмоции вскипают и выходят наружу, а именно на членов семьи. Дети бывают особенно эмоциональны и зачатую устраивают дома настоящие представления, нанося вред психологической обстановке внутри семьи.

Проблема отношений в семье обсуждается ежедневно. Ведь она становится глобальной и требует особого внимания.

Основные причины возникновения

  • Не желание выслушать собеседника, его желания.
  • Не совпадение взглядов на жизнь.
  • Чрезмерный контроль.
  • Высмеивание вкусов.
  • Нехватка внимания.
  • Неразберихи на работе.

Возникновение конфликта, его о решение

Теперь нужно разобраться с каждой вышеперечисленной причиной отдельно.

В конфликте обе стороны хотят доказать свои слова с помощью повышения тона. Таким образом они перекрикивают друг друга, слыша только себя и свои претензии. В такой ситуации важно успокоиться и вернуть себе здравый рассудок. Это первое правило. Нужно взять волю в кулак и по очереди выслушать друг друга. Не стоит перебивать и высказывать свое мнение, не дослушав другую сторону.

Родители твердят подростку, что гулять нужно до восьми вечера, а ребенок хочет до одиннадцати. Родители считают, что татуировки делают только сумасшедшие и уголовники, а ребенок считает это искусством. Со временем взгляды на жизнь меняются. Один культ перерастает в другой, на смену одним тенденциям приходят другие. Этому противостоять невозможно.

Что же делать в такой ситуации? Для начала, нужно дать ребенку осмыслить свои слова и взгляды на жизнь. Например, подросток хочет сделать татуировку или перекрасить волосы в зеленый. Не стоит кричать на него и читать лекции о том, как это неприлично, что он сошёл с ума и другое. Нужно провести беседу. Нужно выяснить, является ли это проявлением индивидуальности подростка или же это следование моде. В первом случае объясните ребенку, что когда он станет совершеннолетним, он может делать то, что ему захотелось(возможно до того времени он передумает). Во втором – спросите, хочет ли это он или же общество. Взвесьте все за и против.

Кому может понравиться сильный контроль, который перерастает во власть над персоной? Да, ребенка нужно контролировать, но ни в коем случае во всем. Он должен вырасти самостоятельной личностью. Нужно позволять ему думать, что он сам принимает решения. Родителям нужно научиться выводить ребенка на правильный путь. С детьми нужно общаться наравне . Не следует говорить: «Ты еще ребенок, ты не можешь это понять». Это обидит его, после этого он будет чувствовать себя подавленно. Такое состояние может сопровождать его всю жизнь.

Какая реакция будет у родителей, когда ребенок явится в рокерском одеянии и включит на всю громкость рок? Сначала это шокирует их, но позже они начнут высмеивать его, думая, что таким образом они отобьют интерес к новому увлечению. На самом деле, это ранит ребенка. После этого он станет закрытым, будет скрывать от вас свои увлечения, взгляды на жизнь и свое времяпровождение будет держать в тайне. Ему будет казаться, что любое самовыражение вызовет у родителей смех и они будут высмеивать его. Позже ребенок, когда вырастет, выплеснет всю свою ярость и произойдет большой конфликт, который может длиться достаточно длинный промежуток времени.

Как поступить в таком случае, чтобы избежать сильных ссор? Примите вкусы ваших детей . В каждом из нас – индивидуальность, которая требует выражения во всем: в музыке, взглядах на жизнь, в одежде и характере. Поймите, не стало ли его новое увлечение защитной реакцией на какое-то событие. Возможно, подросток стал готом из-за неразделенной любви, а рок слушает потому что не хватает смелости в реальной жизни. Расспросите, почему ему это нравится. В корректной форме выразите свое отношение. Это всего лишь промежуток времени, на который ребенок выбрал занятие по душе, не нужно делать из этого конфликт.

Когда ребенку не хватает внимания, он может устроить конфликт, с помощью которого получит желаемое. Родители заметят свое дитя. Чтобы избежать таких неприятных ситуация, нужно предотвратить всего этого. Уделяйте внимание чаду, старайтесь проводить какое-то время в гармонии, занимаясь общим интересным делом или разговаривая на любимые темы. Не нужно забывать говорить, что любите. Ведь из-за нехватки любви возникает агрессия, от которой рождаются ссоры и конфликты. Выражайте всю свою любовь .

Да, иногда и от работы зависит состояние семьи. Когда родители приходят в дом после неудачного рабочего дня, а дети начинают привлекать на себя внимание, шуметь, разговаривать, то это приводит к моральному срыву. Все накопившиеся негативные эмоции за день выплескиваются на детей. Это может перерасти в затяжной конфликт, особенно с подростками, которые переживают и так тяжелое время.

Чтобы это избежать, нужно разговаривать с детьми и объяснить, что после работы вы приходите уставшими и хотите спокойствия. Скажите, как вы сильно любите малыша, а в выходные сможете полностью посвятить себя семье. Главное – говорить спокойно, выразите, что вы ждете от малыша понимания. Тогда чадо поймет, что нужно вести себя менее вызывающе, так как родители обеспечивают семью.

Чтобы избежать ситуаций, провоцирующих конфликт, нужно вовремя уделять ребенку внимание, говорить слова любви, понимать его и уметь объективно оценивать свои действия и решения. Ведь именно в семье формируется личность человека. Споров и стычек не избежать, но можно сделать так, чтобы их было как можно меньше. Лучший совет – уметь слышать друг друга, понимать и принимать индивидуальность малыша. В любом разговоре с ним, воображайте, что вам столько же лет, сколько и ему, чтобы он почувствовал вас вашим другом, с которым можно делиться секретами и разговаривать на душевные темы.

Любую конфликтную ситуацию можно спокойно устранить. Проблемы отношений – это вечная тема, которая требует особого внимания. Чтобы в семье царила гармония, всегда было слышно смех счастья детей и родителей, нужно придерживаться лишь нескольких правил.

Как и во всех иных, в семейных отношениях может царить гармония или дисгармония. В первом случае в семье наблюдается равновесие, которое проявляется в формировании социальных ролей членов семьи. Ячейка рассматривается как общность, в которой каждое звено готово идти на компромиссы, чтобы исключить возникшие противоречия.

При втором варианте все совсем иначе. Дисгармоничный тип отношений подразумевает постоянный конфликт между мужем и женой. Это отражается на детях, повышая у них уровень тревожности. Психологическое напряжение в такой семье постоянно. Конфликты перекидываются на младшее поколение, становясь систематической причиной раздора между близкими людьми.

Деструктивное воспитание

Деструктивным называют неадекватный тип воспитания, не дающий систематического развития личности ребенка. Из-за разногласий по ключевым вопросам, несогласованного или непоследовательного воспитания возникают конфликты между родителями и детьми. Ребенок не понимает, что от него требуют. Осуждение и угрозы в сторону детей, ограничение их личной свободы, повышенная опека - все это черты деструктивного воспитания.

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы у детей возникают тогда, когда они входят в переходную фазу между различными состояниями. Ребенок становится раздражительным, срывает злость на окружающих, капризничает. То, что до этого он делал беспрекословно, теперь вызывает у него бунт. Такие протесты часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Период полового созревания считается самым опасным для взаимоотношений в семье.

Личностные особенности

Если говорить о родителях, то причиной конфликта с детьми часто становятся такие личные особенности, как консерватизм, принцип воспитания и вредные привычки. Последнее наиболее пагубно влияет на подрастающее поколение.

Дети своим поведением вызывают конфликтную ситуацию, если имеют низкую успеваемость в школе, игнорируют советы старших, отличаются высоким уровнем эгоцентризма. Защита собственных интересов превалирует у подростков над здравым смыслом. Поэтому они пытаются доказать свою точку зрения любым способом.

Конфликты между детьми и родителями нуждаются в своевременном разрешении, так как иначе близкие люди могут отдалиться друг от друга. Затянутый конфликт приводит к разрушению связей семьи изнутри.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Рождение детей – совершенно новый этап в жизни семьи. Конечно, для нормальных супругов рождение чада всегда очень большая радость и счастье. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения».

Но всякое хорошее дело, а особенно такое важное, как рождение и воспитание детей, не совершается без искушений. И умножение семьи всегда приносит новые трудности и проблемы.

Один мой знакомый папа, измученный семейными проблемами, капризами и непослушанием своих детей, как-то сказал мне в минуту отчаяния: «Как же тяжело с детьми! Наверное, даже адские муки терпеть легче!» Конечно, это было сказано в состоянии аффекта. Я знаю, что этот отец любит своих детей, но, думаю, у каждого из родителей бывали периоды, когда хотелось убежать от своих отпрысков на край света. Однако жизнь без детей невыносима и скучна. Так что в нашей жизни все так – «грусть соседствует с любовью».

Тему детско-родительских конфликтов условно можно разделить на две части:

  • конфликты супругов из-за детей,
  • детско-родительские конфликты.

Начнем с первых.

Новый член семьи

Рождение младенца является не только проверкой, экзаменом для супругов на их готовность стать отцом и матерью, но и испытанием их чувств. И если супруги плохо готовы к этому событию, даже самый долгожданный ребенок может послужить яблоком раздора для них. И часто рождение детей вместо того, чтобы еще более сплотить мужа и жену, наоборот, разъединяет их. Почему? Вина тут чаще всего обоюдная. Рассмотрим несколько вариантов.

Отчуждение, конфликт между супругами, как правило, происходит из-за ревности. Муж, которому до рождения ребенка жена уделяла много времени, с появлением в семье нового члена отходит на второй план. Очень часто ситуация усугубляется еще тем, что жена видела в муже своего «первого ребенка»: заботилась о нем, холила и лелеяла, как дитя. А когда она стала настоящей матерью, ее взрослый «ребенок» оказался забыт. Рождение младенца, особенно первого, – очень волнующее и радостное событие для матери. Ведь она, в отличие от отца, уже девять месяцев имела связь с ним. Недаром в Евангелии сказано, что женщина, «когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ().

Но здесь многие матери совершают ошибку. Они отдаются заботе и уходу за ребенком на все сто процентов. Происходит это еще и из-за неопытности, ведь такая мать все делает впервые, а уже со вторым ребенком она гораздо меньше переживает и тратит душевных и физических сил. А сейчас любой писк или недовольство младенца способны вызвать у нее панику. Она часами гладит пеленки, кипятит соски и наводит в детской стерильную чистоту. Есть даже такая шутка: если первый ребенок уронит соску на пол – мать кипятит ее, если второй – моет под краном, а когда рождается третий младенец – просто облизывает ее.

И вот в первые месяцы после рождения ребенка некоторые женщины забрасывают все дела и занимаются только младенцем. Это совершенно неправильно.

Специалисты утверждают: «Парадоксально, но факт: одержимые мамочки, посвящающие все свое время и силы младенцу, как правило, в результате получают плаксивого, болезненного и нервного ребенка.

Почему так происходит? Малыш эмоционально очень сильно связан со своей матерью, и если чувствует ее подсознательное желание проводить с ним как можно больше времени, всеми возможными способами будет удовлетворять это ее желание: часто просыпаться по ночам, плакать каждый раз, когда мать обращает внимание на мужа, и вообще не отпускать от себя маму ни на шаг. Как правило, беспокойные дети бывают у тех родителей, чьи отношения далеки от абсолютной любви и взаимопонимания».

Так что такая гиперопека наносит двойной вред – и ребенку, и взаимоотношениям супругов. У мужа вполне могут возникнуть ревность, обида; не видя внимания жены, он будет стараться утешиться где-то вне дома в компании друзей или отдавшись любимому увлечению.

Ребенок только тогда послужит объединению семьи, когда родители будут вместе заботиться о нем. Женщине нужно понимать, что, если она будет привлекать мужа к уходу за малышом, например супруг будет купать его, переодевать, иногда гулять с ним, чтобы немного разгрузить маму, то это не только пойдет на пользу ей (ведь она будет больше отдыхать и заниматься домом), но и поможет отцу установить необходимый контакт с ребенком, а также укрепит супружеские чувства. Ведь ничто так не объединяет, как общее дело.

Бывает и такой вариант: муж сам оказывается не готов к отцовству и не хочет брать на себя ответственность и заботу о ребенке. Он видит, что жена с рождением младенца начинает уделять ему меньше внимания, и вместо того, чтобы начать дарить свою ласку, любовь и заботу ей и ребенку, поддержать их, проявляет эгоизм, начинает ревновать жену к ребенку.

Женщина после беременности и родов особенно нуждается в поддержке и внимании. Для нее это время очень непростое, недаром как реакция на огромный стресс, связанный с рождением ребенка, у многих матерей развивается так называемая послеродовая депрессия. Конечно, в супружеском отчуждении, связанном с рождением ребенка, бывает большая вина и женщин. Ведь, несмотря на то, что материнский долг обязывает ее много сил отдавать ребенку, она должна также проявлять любовь и чуткость к мужу, понимать, что ему сейчас может быть тяжелее, чем ей, ведь женщины, как правило, очень привязаны к младенцу, и, несмотря на трудности, ей доставляет большое удовольствие быть матерью. А мужчине еще только предстоит научиться быть отцом.

Так что обоим супругам нужно понять, что с появлением ребенка они должны перестроить свои отношения, научиться взаимодействовать уже в новом качестве – отца и матери.

И первое, что им нельзя забывать: самое важное сейчас – сохранить и преумножить свою любовь и чувства, ведь самое главное для их ребенка – расти в семье, где родители по-настоящему любят друг друга. Кто-то однажды высказал мудрую мысль: «Самое большое, что может сделать отец для своего ребенка, – это любить его мать».

Полюбите детей

Почему супруги рожают детей? Если устроить опрос среди родителей на эту тему, можно будет услышать весьма разные ответы. Кто-то скажет: «Дети – это наше продолжение, мы хотим оставить на земле след, чтобы наша фамилия, наш род не исчезли». Или, например: «Мы хотим иметь опору и поддержку в старости»; «хотим, чтобы дети реализовали наши планы и мечты, которые не смогли осуществить мы»; «если вступили в брак, нужно рожать детей: без них семья будет неполной». И все эти ответы содержат долю истины. Конечно, каждая семья должна стремиться к продолжению рода, любой родитель хочет, чтобы ребенок покоил его в старости, и многие супруги хотят, чтобы дети продолжили их дело и достигли в нем бо льших успехов, чем они сами (хотя, конечно, каждый человек должен сам выбрать свой путь в жизни).

Но самый главный мотив рождения детей должен быть только один – любовь к детям .

Очень хорошо это видно на примере многодетных семей. Многодетных родителей не страшат никакие трудности, экономические и жилищные проблемы, потому что они любят детей. Они знают, что каждый новый ребенок дает им новое счастье.

И когда родители поймут, что главное в воспитании ребенка и в общении с ним – это любовь, тогда их жизнь и жизнь их чада изменится к лучшему.

Что бы мы ни делали: играли с детьми, учили чему-нибудь, наказывали их, – нужно всегда руководствоваться только одним – любовью к ним. И поэтому даже если у вас пока нет особых чувств к вашему чаду, нужно приложить все усилия, чтобы полюбить его. Без любви процесс воспитания ребенка не будет иметь смысла.

Однажды, когда я выступал в одной аудитории, мне был задан вопрос. Молодая женщина, мать, спросила: «Что делать, если папа не имеет контакта, близости с детьми, мало общается, играет с ними?» Установление дружеских, теплых отношений с детьми напрямую связано с общением. Конечно, это определенный труд. Преодолеть усталость, лень; придя с работы, не залечь на диван с газетой, а найти время поиграть с детьми, почитать им книгу. Один мой знакомый дедушка переживал и сетовал, что его внук холодно относится к нему. Но вот внук немного подрос, и дед стал больше общаться с ним, забирать из школы, играть в футбол и вообще больше проводить с ним времени. И взаимоотношения межу дедом и внуком сразу улучшились.

Да, любовь является главным фактором в воспитании детей, но здесь есть одно но . Любовь должна быть правильной и разумной. Ведь очень многие родители, а также бабушки и дедушки понимают любовь как потакание всем желаниям любимого чада. Одна моя знакомая говорила: «Любовью не избалуешь». Избалуешь, и еще как. Любовь к детям предполагает не только заботу, нежность и ласку, но и строгость – мы в ответе за них. «Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих», – говорит преподобный Нил Синайский. Тот, кто балует, излишне опекает ребенка; если и любит его, то слепой любовью, ведь избалованные дети оказываются совершенно не готовы к вступлению во взрослую жизнь. Они не могут взять на себя ответственность за жену и детей, не умеют принимать решений.

Кроме гиперопеки и балования, существует и другая крайность. Это стиль родительского поведения, который можно назвать собственничеством . То есть родителям кажется, что они любят ребенка, но на самом деле они воспринимают его как свою собственность, материал для реализации своих планов. И совершенно не хотят видеть в нем личность.

С самого рождения детей такие родители имеют четкий план относительно них. Например, спецшкола с усиленным изучением английского, потом – Институт иностранных языков или МГИМО, далее – работа дипломатом. Или юристом, экономистом, еще кем-нибудь, но только в соответствии с родительским сценарием. А потом получается, что ребенок хотел стать музыкантом или врачом, но вместо этого оканчивает какой-нибудь весьма скучный вуз, потом без всякой охоты работает адвокатом или финансистом только потому, что это престижно, приносит хороший доход и так захотели его родители.

Или иногда родителям очень хочется, чтобы их чадо воплотило в жизнь те проекты и амбиции, которые не получилось воплотить им. И они, не считаясь с желанием и наклонностями ребенка, используют его для претворения в жизнь своих идей.

Конечно, как правило, любому родителю хочется, чтобы ребенок пошел по его стопам. Но это не должно становиться идеей-фикс.

Самая главная наша задача как родителей – образовать ребенка, то есть взрастить в нем образ Божий, воспитать его верующим, благочестивым человеком и дать развиться его хорошим наклонностям. Конечно, родители должны давать ребенку направление в жизни, но только сообразуясь с его задатками и способностями.

«Мы его не понимаем!»

Перейдем к детско-родительским конфликтам.

Снова и снова вспомним, что конфликт – это непонимание. Обе стороны конфликта не могут или не хотят понять друг друга.

Недавно я поздравлял одну свою знакомую с долгожданным первенцем, и на вопрос: «Как обстоят дела с малышом?», она ответила мне: «Все хорошо, только мы пока не понимаем его». И те же самые слова могут сказать большинство родителей не только младенцев, но и младших школьников, и подростков. Когда я стал отцом и появились новые хлопоты и проблемы, то, признаться, завидовал своим детям. Как иногда хотелось беззаботно лежать в кроватке, кушать, играть и не думать о том, что завтра вставать ни свет ни заря и ехать на службу, что нужно чем-то кормить семью и вообще решать с утра до вечера множество взрослых задач! Большинству взрослых кажется, что дети вообще лишены каких бы то ни было проблем. И если они капризничают, беспокоятся и что-то просят, то просто валяют дурака. Какие у них могут быть проблемы? Делай то, что тебе говорят родители, не делай того, что они не велят, ходи в школу и веди себя хорошо. На самом деле жизнь ребенка, несмотря на то, что он, конечно, чувствует родительскую защиту и поддержку, ничуть не менее трудна, чем взрослая жизнь.

Просто трудности у детей иного плана. Они, в отличие от взрослых, не обладают жизненным опытом, у них нет иммунитета к житейским проблемам, и если мы вспомним себя в детстве, то поймем, что жизнь ребенка тоже отнюдь не беззаботна. В ней присутствуют свои стрессы, страхи, обиды, скорби и переживания. Мы боимся выговора на работе, а ребенок боится получить плохую оценку, быть побитым школьным хулиганом и вообще имеет свои детские страхи, про которые нам неведомо. Мы испытываем стресс, узнав о том, что не сможем вовремя погасить кредит, а ребенок боится, что плохо напишет контрольную, так как совсем не готов к ней.

Дети-дошкольники также имеют свои переживания, страхи, волнения, и нередко их капризы или агрессия могут быть вызваны какими-то внутренними причинами. И мы сможем прийти к взаимопониманию с нашими детьми, когда научимся входить в их положение, постараемся проникнуть в их внутренний мир и понять, чем они живут и дышат. И, конечно, научимся общаться с ними. У детей свое ви дение мира, отличное от нашего взрослого восприятия; оно может быть незрелым, наивным, неправильным, но если родители будут понимать своего ребенка, им будет очень легко без ссор, конфликтов и суровых наказаний заставить его слушаться их. Чадо будет больше доверять им и проявлять послушание не из страха, а из любви.

Начнем с общих положений. Чего в первую очередь ждут от нас дети? Любви и понимания. Мы уже не раз напоминали, что любовь – это жертва. Жертва всегда посвящается кому-то, совершается ради кого-то. В данном случае жертва любви приносится ради наших детей, ради их воспитания. Мы жертвуем свободным временем, покоем, физическими и душевными силами и, конечно, имеем определенные материальные затраты.

Главное, чем любой родитель может повлиять на своего ребенка, – это собственным примером. Как отрицательным, так и положительным. Родители всю жизнь являются примером для детей, а в дошкольном возрасте они составляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответственность перед детьми просто огромна. Рождение и воспитание ребенка – очень большой стимул для родителей, чтобы начать работать над собой, бороться со своими недостатками и вредными привычками.

Если мы не хотим, чтобы ребенок начал курить, мы сами должны не курить. Если родители хотят отучить ребенка от телевизора и компьютера, то должны первыми подать ему пример. Говорить детям, что нельзя употреблять плохие слова, а самим не гнушаться крепких выражений – это значит учить их лицемерию. Они имеют полное право так выражаться, пока их родители не будут сами следить за своей речью. И так во всем! Если не хотим, чтобы сын вырос лентяем и неряхой, сами должны не лениться и не разбрасывать свои вещи. И главное: учить ребенка духовной жизни и молитве можно только личным примером.

Родители должны прийти к взаимопониманию и согласию между собой хотя бы ради своих детей. Ведь дети при создании собственной семьи будут ориентироваться на родительские сценарии.

Так что, воспитывая ребенка, мы воспитываем и самих себя.

Родители склонны допускать одну из двух ошибок. Первая: родители считают, что дети – это маленькие взрослые; они все знают и понимают лучше нас, и поэтому не стоит их особенно воспитывать. И вообще нужно общаться с ними на равных. Это очень большое и вредное заблуждение. Ребенок не может быть равен нам. Он еще не сформировался, у него не развито сознание, и он не обладает опытом и багажом знаний взрослого человека. Если он и поражает нас иногда своими умными высказываниями, то происходит это по двум причинам. Либо он почерпнул какую-нибудь информацию из телепередачи, радиопрограммы, книг, разговоров с взрослыми… Либо возможен такой вариант: сознание, восприятие ребенка, в отличие от взрослого, менее загружено, его глаз менее «замылен», и он иногда может увидеть то, на что мы обычно просто не обращаем внимания. Вот почему устами младенца иногда «глаголет истина».

Но ребенок не взрослый, и, общаясь с ним, нужно это не забывать. Он не будет понимать нас с полуслова. Он ждет от нас объяснений. Он только познает этот мир, и то, что давно известно и понятно нам, может быть для него тайной за семью печатями. Поэтому не будем лениться беседовать с малышом, терпеливо объясняя ему смысл наших слов, просьб и запретов. Дети крайне любопытны. Особенно дети дошкольного возраста. Они задают огромное количество вопросов. Например, у моего младшего сына Коли речь наполовину состоит из вопросов. Правда, он иногда путает «зачем?» и «почему?», что выглядит особенно смешно. Вот мы подходим к дому, и он спрашивает: «А мама дома?» – «Нет» – «А зачем?» Но в основном вопросы он задает правильные и весьма интересные. Для родителей это тоже своего рода тренировка ума, ведь им надо соответствовать статусу всезнаек, обладать достаточной эрудицией. Ребенок задает вопросы не только чтобы получить информацию, для него это также и способ общения. Ведь он сам не обладает еще достаточным кругозором, не может четко формулировать мысли и строить речь. Но он тянется к родителям, хочет поговорить с ними, и поэтому ему легче общаться в вопросно-ответной форме.

При общении с малышом взрослым нужно не забывать, что ребенок обладает очень подвижным сознанием, он часто непостоянен и не очень усидчив. Сейчас ему хочется одного, а через пять минут другого. Детская память также имеет свои особенности, и поэтому в воспитании детей нужно иметь большое терпение, не нужно злиться, если они что-то не запомнили с первого раза. Например, с тем же моим младшим сыном произошел такой случай. Он с помощью мамы склеил очень красивый фанерный самолетик. Потом подошел ко мне и попросил разрешения раскрасить его фломастерами. Я сказал, что делать этого не следует, так как получится некрасиво, лучше оставить все как есть. Коля подходил несколько раз и каждый раз получал отказ. Через пару дней я увидел, что весь самолет «искалякан» разноцветными фломастерами. Я строго спросил его: «Зачем ты это сделал? Ведь я не разрешил тебе!» И тогда Николай чуть не плача сказал: «Нужно было напомнить мне, как только я начал его разрисовывать!» Мне стало очень стыдно, я понял, что ребенок просто забыл про запрет, а я расценил это как неуважение к отцу и проявил ненужную строгость.

Кроме ошибки «ребенок – маленький взрослый», существует и другой неправильный стиль поведения с детьми. Это общение с ребенком исключительно путем приказов, команд и запретов. Родители, практикующие этот метод, считают, что ребенок глуп, мал и неразвит. Он не должен особенно думать и рассуждать, с ним не нужно особенно разговаривать, он должен просто слушать то, что ему говорят родители, и выполнять это. Такой стиль поведения может привести к полной потере контакта с ребенком. Он просто замкнется в своем мире, уйдет туда как в раковину. Он перестанет доверять своим родителям, а слушаться их будет только до поры до времени из страха наказания.

Ребенок с самого раннего детства ждет от родителей поддержки, защиты и помощи. И он должен получать эту поддержку. Один мужчина рассказывал, что его жена придерживается очень странной теории, и он ничего не может с этим поделать. По ее мнению, детей нельзя брать на руки, целовать и ласкать. Родители, которые лишают своих детей ласки, особенно в младенчестве, не смогут потом установить с ними контакт, найти общий язык. Их взаимоотношения будут формальными и холодными.

Детям очень важно чувствовать себя защищенными и обласканными не только словесно, но и телесно. Они чисто инстинктивно хотят подбежать и прижаться к матери в минуту грусти или посидеть у отца на коленях. Это также очень способствует сближению между детьми и родителями. Только, конечно, все должно быть в меру. Если переусердствовать в ласках, ребенок может так привыкнуть к ним, что не будет слезать с рук или они, наоборот, будут вызывать у него отвращение.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.

Руководитель: Назин Константин Иванович, педагог-психолог МОУ СОШ "Веста" города Черноголовка Московской области.

Цель: определить основные причины возникновения конфликтов между подростками и их родителями с точки зрения самих подростков .

Задачи:


  1. Проанализировать научную литературу, связанную с психологическими особенностями подросткового возраста.

  2. Выделить причины конфликтов у ряда авторов, изучающих данную проблему.

  3. Провести анкетирование с 7 по 11 классы МОУ СОШ "Веста".

  4. Сделать анализ и выводы на основе изученного материала и статистики по сформулированной проблеме.
Наш собственный опыт взаимоотношений со своими сверстниками показывает, что конфликты в семьях, на данный момент времени, не такой уж редкий факт. Современные СМИ отмечают, что даже при социальном уровне семьи выше среднего, количество конфликтов не уменьшается, а значит, далеко не экономические причины являются источниками обострения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.

Согласно статистическим данным, даже в относительно благополучных семьях конфликты встречаются более чем в 30%.

Конечно, учёными отмечаются многие причины конфликтов, которые стоят за коротким словом "семья", тем не менее, мониторинг научной организации "Гражданское самочувствие молодёжи" показывает устойчивую закономерность: дети очень дорожат родительской справедливостью и их ласковым обращением. Как написал один мальчик: "Как хорошо, когда есть сильные руки папы и добрые глаза матери".

Современная конфликтологическая концепция позволяет утверждать, что конфликты в принципе управляемы, регулируемы, разрешаемы. Вопрос в том, чему мы научимся, решая конфликты? Какой жизненный опыт может вынести подросток из конфликтной ситуации с родителями? Скажется ли это на его самовоспитании и самообучении - ведь не за горами и его собственная семейная жизнь?

Отрочество, согласно психологической периодизации, находится между детством и ранней юностью. Это период от 10 - 11 до 13 - 14 лет. У некоторых авторов этот период продлён до 15 лет. Основная особенность подросткового периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются:

Стремление общения со сверстниками;

Появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

Независимость, самостоятельность, личностная автономия сама собой не приходит. История всего человечества показывает, что эти качества, чаще всего, завоёвывались если не с оружием, то титаническим трудом просвещения нации, изменения мышления в обществе. Учёные отмечают, что и подростковый период имеет своё центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания.

Этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека или периодам возрастных кризисов. Правда, в этом вопросе также существует несколько точек зрения не совпадающих по этому вопросу. В частности Эльконин Д.Б., Клее М., Раттер М. считают, что этот период протекает "бескризисно" и относительно спокойно. А кризис ими рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом.

Л.С. Выготский подчёркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме". Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путём создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Именно через столкновения подросток узнаёт себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. В аналитике позитивных сторон конфликта по Л. Козеру отмечается один парадокс. Он называется парадокс Зиммеля. Его смысл состоит в том, что невозможно измерить свой потенциал и силы, а также силы и потенциал другого человека до тех пор, пока он не вступил в конфликт. И наша стратегия поведения и действий будет зависеть от того, как мы себя будем чувствовать в конфликте . Это своего рода проверка роста внутреннего мира. Испытание, которому подвергает себя подросток, должно иметь всё настоящее: протекающие чувства, мысли, эмоции. Подросток бессознательно "докапывается" до глубин своего внутреннего мира. Виртуальные компьютерные игры такой возможности предоставить не могут. В тех же случаях, когда этого не происходит, когда отрочество проходит гладко и бесконфликтно, это может усилить и сделать особенно болезненным кризис 17-18 лет. Одним словом, сама природа закладывает определённый конфликт в развитии человека . Испытание достаточно не простоё. Не всем удаётся пройти путём "гадкого утёнка" и стать лебедем.

В литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Наиболее распространенный - кризис независимости. Это некоторый рывок вперёд, выход за пределы старых норм, правил. Второй путь - кризис зависимости. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения. В первом случае это - "Я уже не ребёнок", во втором: "Я ребёнок и хочу оставаться им". С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант.

Мы уже отмечали, что подросток действует самостоятельно, но при этом уверен в поддержке и помощи со стороны взрослых. Бернс Р. и Личко А. отмечали, что для подростка оказывается значимым признание со стороны взрослых, а это, в первую очередь, родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Специалисты отмечают, что если взрослые не меняют отношения к подростку, не учитывают особенностей проявления у него чувства взрослости , то конфликт между подростком и взрослым углубляется и может приобрести затяжной характер.

Исследователи обращают внимание и на стиль семейного воспитания. Это предаёт конфликту силу, остроту, частоту протекания и возникновения конфликтных ситуаций. Ю.Б. Гиппенрейтер в книги "Общаться с ребёнком... Как?" пытается показать через фундаментальные психологические потребности каждого человека всё значение искусства общения, чтобы, в частности, подростковый кризис смог дать возможность ребёнку встать на новую ступень развития, не раздавил его. Автор изображает внутренний мир человека через образ "сосуда". И на самое дно, где заложены базисные стремления, первым помещает очень короткий, больше похожий на призыв, фундаментальный исток, который звучит - "Я - есмь!" Ещё не дано никакого описания этому явлению, ещё не применены оценочные суждения, есть свершившийся факт, который нельзя не принять. Следующими идут: "Я - могу", "Я - любим", "Я - хороший". Эти базисные стремления направлены в то общество, в ту семью, в которую пришла новая жизнь . На этой основе формируется большой пласт не менее важных потребностей: в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении, самоуважении, познании, свободе, независимости, самоопределении, развитии, самосовершенствовании, реализации собственного потенциала. Если всё это не учитывается окружающими, то появляются боль, обида, страх, а эти в свою очередь порождают гнев, злобу, агрессию. Недоучёт столь тончайшей структуры человека ведёт к деструктивному конфликту. Пожалуй, здесь от взрослых требуется особый музыкальный слух, потому что нужно уметь расслышать в поступках и действиях, в словах и крике , в обиде и агрессии, о какой нереализуемой потребности или стремлении, чаще всего бессознательно, говорит ребёнок.

Но было бы несправедливо всю вину в конфликтных ситуациях сваливать только на взрослых. Базисное стремление - "Я есмь" - это ёще не Идеал, пришедший в жизнь. Многими специалистами и наблюдательными родителями отмечается, что часто за элементами воспитания пробивается что-то особенное, и на своё дитя приходится смотреть как на вообще неизвестное создание, словно внутренний мир дитя самостоятельно раскрывается во времени, и мы можем только констатировать ту или иную появившуюся черту. Все современные знания о человеке , как отмечают некоторые мыслители, ещё и не приступили по настоящему к человеку. Пока только идёт примерка сил. Поэтому и во взаимоотношениях с родителями всегда присутствует неизвестность. Причём неизвестность двойная: взрослый далеко не знает себя до конца и ребёнок, который только осваивает свой внутренний мир. Как отмечают физики, неустойчивость двух систем может породить нечто доселе невиданное и великолепное, а может и привести к краху. В общественных законах происходит нечто подобное.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют следующие психологические факторы:

Тип внутрисемейных отношений;

Деструктивность семейного воспитания;

Возрастные кризисы детей;

Личностный фактор.

В подростковом возрасте психологи выделяют следующие типы конфликтов с родителями :

Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребёнка);

Конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

Нами было проведено анкетирование с 7 по 10 класс, которое позволяет посмотреть на конфликт глазами самого подростка и попытаться определить основные причины конфликтов с его родителями.
Выводы:

Наши данные по оценке подростками обстановки в семье дали следующие показатели :

15% респондентов отметили, что обстановка в семье дружелюбная;

25% респондентов оценили её как конфликтную, терпимую;

35% опрошенных нашли её конфликтной, напряжённой;

25% учащихся считают обстановку в семье невыносимой.

По результатам анкетирования причинами конфликта подростки считают:

25% - плохое знание родителями внутреннего мира своего ребёнка;

25% - отсутствие уважения родителями своего ребёнка как личности;

50% - собственная несдержанность.

Полученные данные показывают, что 60% опрошенных подростков считают обстановку в семье неблагоприятной. Конечно, рамки анкеты не позволяют раскрыть до конца, что понимается подростками под этими описаниями. Однако тенденция к негативной оценке семейных взаимоотношений говорит о том, что место, где формируются самые тонкие состояния растущей души, на данный момент времени (а другого больше не будет) не способствует безопасному формированию внутреннего мира подростка.

Определение причин конфликтов с родителями самими подростками показывают, что последние далеко не склонны обвинять в их возникновении только родителей, в то же время 50% конфликтных ситуаций они относят на свой счёт. В другой половине случаев конфликтные ситуации спровоцированы нежеланием взрослых видеть происходящие изменения в психологическом статусе подростка, своего рода «неумениями», некомпетентностями с их стороны, невниманием к его внутреннему миру, что подтверждается проанализированной выше научной литературой по вопросу конфликтов между родителями и их детьми.

Список литературы:


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология, учебник для вузов.

  2. Баныкина С.В., Степанов Е.В. Конфликтология в современной школе

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как?

  4. Морозов Д.Н. Технология безопасного общения с ребёнком нового времени.

Что еще почитать