"сказка, как средство патриотического воспитания дошкольников". «Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Патриотическое воспитание старших дошкольников через сказку

Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

«Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут», - подчеркивала Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, опираясь на следующие задачи воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость.
  3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Обогащать социальные представления о людях.
  5. Развивать интерес к родному городу и стране.
  6. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность и привязанность к семье.
  7. Развивать стремление к совместным играм взаимодействию в паре или небольшой группе.

Дети выполняют с интересом тот вид деятельности, который адекватен их возрасту. Игра (игровая деятельность) – ведущая деятельность дошкольного возраста, основная форма практики для ребенка, и как любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со взрослым.

Основными методами социально-нравственного воспитания детей являются следующие:

  • Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопления личного опыта, культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе.
  • Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношения взрослых людей
  • Организация игр-драматизаций и театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояний людей.

Игровая деятельность в патриотическом воспитании не всегда должна преобладать, уместно чередовать ее с другими видами деятельности, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной, особенно с чтением (восприятием) художественной литературы. Реалистические рассказы, стихи, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Поэтому одним из важнейших способов совместной деятельности взрослого и ребенка является чтение народного эпоса.

Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Но необходимо включать в педагогический процесс и русские народные сказки.

Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).

Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»

В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», « Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).

Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.

Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.

Дети в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый» (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).

В этой возрастной группе детей начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Они узнают, что хорошо знакомая сказка «Рукавичка» – украинская, «Легкий хлеб» – белорусская.

С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).

Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведения к минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима

Воспитывать патриотических чувства у детей, любовь к родине через сказку - самое доступное и любимое детьми.

Цели:

Создание условий для формирования основ патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок.

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Развивать эмпатию и таллерантность у детей на основе содержания русских народных сказок.

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

-"Гуси-лебеди"

-"Теремок"

Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

-"Крылатый, мохнатый да масленый"

-"Жихарка"

-"Курочка, мышка и тетерев"

Цель: Показать детям силу коллективизма("там, где трудно одному, сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку чувство товарищества

-"Лисичка со скалочкой"

-"Лисичка-сестричка и серый волк"

-"Лиса и журавль"

-"Золотое веретено"

Цель: Познакомить детей с предметами русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.). Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

-"Каша из топора"

Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.

-"Хаврошечка"

-"Снегурочка"

-"Морозко"

Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.

-"Заяц-хваста"

-"У страха глаза велики"

Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.

-"Царевна-лягушка"

-"Сивка-бурка"

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

-"Мужик и медведь"

Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.

-"Два мороза»

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

Консультация для родителей на тему «Сказка как средство патриотического воспитания».

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.).

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи6 во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д.

Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе. Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.)

Рассмотрим один из методов патриотического воспитания – сказкотерапию с учетом гендерного (полового) подхода.

Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

Мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

Женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

Смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи: во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д. Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к счастливому супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Принимай помощь с благодарностью, и все, что ты задумаешь, обязательно исполнится.

Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные (человекообразные) герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.


Консультация для родителей

«Народные сказки как средство воспитания

патриотических чувств у дошкольников»

Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. В разные исторические периоды жизни нашего общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколения, начиная с дошкольного, культуры межнационального общения, которая включает знание культуры и традиций местного этноса, толерантности.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам. Сутью патриотических чувств является привитие детям любви к родному краю, природе, к истории и культуре родных мест.

В «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т.2. с.109) патриотизм (от греч. patris –Родина, Отечество) трактуется как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности».


Патриотические чувства закладываются в ребёнке с раннего детства. Дети с самого рождения инстинктивно привыкают к окружающей среде, природе родного края, культуре своей страны, быту своего народа. Первой ступенью традиционной отечественной культуры являются культуры, созданные народами (этносами) российской земли, народные культуры. Россия – полиэтническая страна, родина многих народов. Потому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми.

Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.


Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

· дружба помогает победить зло («Зимовье»);

· добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

· зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

Воспитатель МБДОУ МО

г. Краснодар «Детский сад № 000»

Что еще почитать