Воспитатель первой младшей группы: Емельская Н. Ю. Проект в первой младшей группе «Колобок закрепляет с детьми незнакомое слово)

Пахомова Светлана Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад № 65"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-исследовательский проект "Колобок"
Дата публикации: 10.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

Возрастная группа:

1 младшая группа (2-3 лет)

Пахомова Светлана Дмитриевна

Сыктывкар, 2017

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Пахомова Светлана Дмитриевна,

воспитатель первой квалификационной категории, стаж работы 29 лет.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Дети, родители, воспитатель, младший воспитатель.

Познавател

исследовате

льский

проект

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:

Дети первой младшей группы (2 – 3 года).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

БАЗА РАБОТЫ :

МАДОУ «Детский сад №65 общеобразовательного вида».

Адрес: РК, г. Сыктывкар, ул. Трактовая, 33, тел 23-64-11

ВИД ПРОЕКТА:

Краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие.

ВВЕДЕНИЕ:

В современном мире одним из главных направлений деятельности ДОУ является

разностороннее развитие личности ребенка, его умений, навыков.

Образовательный процесс в детском учреждении невозможен без поиска новых идей,

эффективных

технологий,

развитии

творческих

способностей.

требованиям

отвечает

познавательно-

исследовательская деятельность, знакомит детей с обобщёнными способами исследования

разных объектов окружающей жизни, стимулирует любознательность, включает детей в

совместные

взрослыми

практические

познавательные

действия

экспериментального

характера,

специфической чертой которого является тесная связь с игрой.

ПРОБЛЕМА:

Дети раннего возраста не имеют знаний о муке, тесте, и их свойствах;

имеют минимальные знания о профессиях повара и пекаря.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

«В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим,

а в первые три года - практически единственным способом познания

мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами»

Л.С. Выготский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку

через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

У детей 2-3 лет ведущим познавательным процессом является восприятие, которое в

раннем возрасте идёт через чувства и ощущения.

Дети в этом возрасте с удовольствием манипулируют различными предметами,

исследуя их на разные качества, свойства. Если же ребенок не получит способствующих

развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в

представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Ознакомление детей с мукой и её свойствами – один из способов развития интереса у

расширение

окружающем

ознакомлению

профессией

«пекарь», развитию навыков ручной умелости.

Эта задача очень хорошо решается

познавательно-исследовательскую

деятельность детей, которая направлена на исследование объектов окружающего мира

и экспериментирования с ними.

ЦЕЛЬ:

Развитие у детей раннего возраста познавательной сферы

через ознакомление со

свойствами муки и теста в процессе исследования, экспериментирования и других видов

деятельности.

ЗАДАЧИ:

Для педагога

1. Провести анализ имеющихся знаний детей по данному

2. Подобрать эффективные приемы и методы работы с

детьми, которые бы способствовали развитию

познавательной, художественно-эстетической, социально-

коммуникативной, речевой активности детей в процессе

ознакомления детей с мукой и тестом, и их свойствами.

3. Организовать пространственно - развивающую среду

группы, как условие развития творческой и познавательной

активности детей.

4. Обеспечить взаимосвязь в работе с родителями,

младшим воспитателем.

5. Повышение компетентности.

Для детей

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формировать у детей раннего возраста элементарные

представления о муке и тесте, умение обследовать их и

называть свойства.

2. Формировать умение выделять особенности муки и

теста, описывать их, сравнивать с другими предметами.

3. Познакомить детей с профессией «пекарь».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.Развивать творческие способности детей в

художественной, театрализованной деятельности.

2. Обогащать активный и пассивный словарь детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Развивать эмоциональную отзывчивость,

любознательность, интерес к разнообразным видам

исследования.

2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Для родителей

1. Повышать компетентность родителей в

исследовательски-экспериментальной деятельности детей.

2. Вовлекать родителей в детско-взрослые отношения, через

совместное участие в проекте.

3. Привлечь родителей к пополнению и обогащению

развивающей среды группы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Подбор художественной литературы по теме.

Костюмы для театрализованной деятельности.

Мука, соль, вода.

Готовое солёное тесто.

Посуда для экспериментирования.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

ЭТАПЫ

ПУНКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Подготовительный

Изучение

литературы,

интернет

ресурсов,

кас ающихся

вопро сов

п о з н а в а т е л ь н о -

исследовательской деятельности детей раннего

возраста.

Выявление знаний и детей по теме проекта.

Постановка целей, задач.

Составление

ознакомлению детей с мукой, тестом.

Подборка интересных методов и приемов,

способствующих

развитию

познавательной,

худ оже с т ве н н о - э с т е т и ч е с ко й,

р е ч е в о й

активности детей.

Проведение

родителями

экспериментирования в жизни ребенка.

Создание

информационных

л и с то в -

консультаций для родителей.

Основной

Проведение мероприятий по теме проекта

Заключительный

Оформление проекта

Сравнение и анализирование знаний детей

в начале и в конце проекта.

ОЖИДАНИЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для педагога:

Повышение своей профессиональной компетентности.

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.

Совершенствование предметно – развивающей среды.

Для детей:

Приобретение знаний о свойствах муки и теста, об особенностях их внешнего вида,

а также об использовании теста в жизни человека.

Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование

навыков наблюдения и экспериментирования.

Для родителей:

Повышение у родителей интереса к жизни детей в ДОУ.

Повышение компетентности родителей по данному направлению.

Расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные

РИСКИ:

Недостаточная эмоциональная передача материала.

Нежелание детей участвовать в исследовании, экспериментировании.

Боязнь, страх детей испачкаться.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1этап. Подготовительный.

На данном этапе я знакомилась с литературой, интернет ресурсами, касающимися

вопросов познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

при ознакомления детей с мукой и её свойствами.

Разработала план работы по ознакомлению детей с мукой и тестом.

Провела беседу с родителями о роли экспериментирования в жизни детей.

2этап. Реализация проекта.

Реализация содержания проекта

проходила через совместную и самостоятельную

деятельность с использованием интеграции по всем образовательным областям.

1блок. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование представлений о содержании сказки «Колобок»

Активизация активного и пассивного словарного запаса через разнообразную

совместную деятельность взрослого и детей.

2 блок: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Формировать представления у детей откуда берётся хлеб.

Познакомить детей с мукой и тестом, их свойствами и качеством.

Просмотр мультфильма

«Теремок»

Разучивание

пальчиковой игры

«Испекла нам

бабушка»

рассматривание

иллюстраций к

сказке «колобок»

Рассматривание

книжки «колобок»

Рассматривание

иллюстраций к

сказке «колобок»

Просмотр

мультфильма

«Колобок

Показ открытого занятия

(Пахомова С.Д.)

Чтение и рассматривание

иллюстраций к потешкам:

«Пошёл котик на

«Кисонька-мурысонька»

Дидактическая

«Расскажи

Пальчиковая игра «Пекари»

Чтение стихотворения

П.Воронько «Пирог»

Дидактические игры

«Кто где живет»

«Кто как кричит»

«Большие и маленькие»

«Кому что нужно»

«Кто позвал»

Эксперименты с

Эксперименты

Просмотр презентации

«От зернышка до колобка»

«Превращение

муки в тесто»

«зёрнышки

для птичек»

«Рисование

пальчиком на

«Следы на

«Рисование

стекой на

3 блок. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Развитие творческих способностей детей, интереса к художественной

деятельности.

Развитие музыкальных способностей детей: умение откликаться на музыку,

чувствовать характер музыки, желание подпевать взрослому

4 блок. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .

Познакомить детей с профессиями «Повар», «Пекарь»;

Формирование творческих способностей детей, выразительности движений,

Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности с детьми и

взрослыми.

5 блок. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Повышение у родителей интереса к жизнедеятельности детей в группе.

Разучивание музыкальной

хороводной игры «Теремок»

Повторение знакомых музыкальных

игр (Железнова): «Вышли зайки на

лужок», «Зайка прыгал…», «Игра с

мишкой», «Бурый медвежонок»,

«Лягушата прыгать любят».

«Баранки для

Рисование

«Куличики для

Мишутки»

«Испечём

колобок»

Пение песни

Сюжетно-ролевые игры

«К нам гости пришли», «Я

Пекарь»,

«Я – повар»

Чтение (рассказывание) по

ролям потешки

«Кисонька - мурысонька»

Показ театра

настольного

«Колобок»

Ремонт книги

«Теремок»

Беседа с детьми

«Кто такой пекарь»

«Что делает

Экскурсия

на кухню,

наблюдение

Драматизац

СОД «Чудеса из мешка»,

«Тесто мы месили,

пироги лепили».

Хороводная игра

«Каравай»

Повышение уровня педагогической компетенции о познавательно-

исследовательской деятельности детей.

3 этап. Заключительный

ИТОГ ПРОЕКТА .

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:

Организовать кружок по работе с детьми «Умелые ручки».

Продолжать знакомить с профессиями повара, кулинара, пекаря и др.

Продолжать обогащение предметно-развивающей среды группы.

Создание дидактической игры «Кому что надо на кухне».

ПРЕОДАЛЕНИЕ РИСКОВ.

Привлечение к совместной деятельности с детьми игрового персонажа.

Индивидуальные беседы, индивидуальная помощь, личный пример.

Эмоциональный, доброжелательный тон в общении.

ВЫВОДЫ.

Мой проект «Колобок» по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего

возраста был рассчитан на одну неделю. Свою работу я постаралась провести через разные

Мастер-класс

изготовлению

изделий из

солёного теста

«Курочка-

Хохлатушка»

Совместное

изготовление

изделий из

соленого теста

родителями дома.

Консультация

«Роль семьи в

развитии

поисково-

исследовательской

активности

ребёнка»

Привлечение родителей к

обогащению книжного

уголка новыми книгами и

играми речевого

Привлечение

родителей к

пополнению

экспериментального

уголка – новыми

атрибутами.

Выставка поделок из солёного теста «Тили-тили тесто»

Использование и обыгрывание

детьми сказки «Теремок» в

самостоятельной деятельности.

Создание книжек «От колоска до колобка», «Кто работает на кухне?»

Пополнение развивающей среды группы новыми атрибутами и играми

(в уголок природы и экспериментирования – муку, солёное тесто,

кинетический песок и др.; в театральный уголок – из солёного теста героев

сказки «Колобок»; муляжи хлебных изделий в кукольный уголок)

виды деятельности: мы находили хлебные изделия среди других продуктов, рассматривали

книжки, сюжетные картинки по теме, раскрашивали картинки по теме (смотри

приложение), играли в пальчиковые, дидактические, сюжетные игры и проводила другую

работу (смотри план реализации проекта). В течение этого времени я познакомила детей с

профессией повара.

Экспериментальная деятельность очень увлекательна. Дети, с удовольствием играя с

мукой и тестом, знакомились с их свойствами. Были у меня и такие дети (Ксюша, Сережа),

которые боялись работать с мукой, тестом. Настороженно воспринимали игру детей. С

этими детьми приходилось работать индивидуально, показывая на личном примере, на

примере детей, помочь детям «окунуться» в муку, тесто. В результате, преодолев страх,

дети приняли участие в наших играх с мукой и тестом, создавая свои образы в лепке с

солёным тестом.

Проект не обошел вниманием и родителей дошкольников.

В родительском уголке была размещена папка-передвижка«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребёнка», брошюра «Экспериментальная

деятельность дома», были розданы листовки «Как приготовить солёное тесто». Был

организован с родителями мастер-класс «Игры с тестом», после совместной деятельности

в ДОУ им было предложено изготовленную игрушку раскрасить дома.

Для развития совместной деятельности детей и родителей была создана выставка «Тили-

тили тесто», куда родители приносили свои работы с детьми (смотри приложение.)

Подводя итог, можно сказать, что работу на этом этапе заканчивать нельзя. Нужно

закреплять у детей полученные знания, продолжая беседы, игры с мукой и тестом

(смотри перспективы развития проекта).

ЛИТЕРАТУРА:

Емельянова И. «Роль исследовательской деятельности в развитии одаренных детей».

Дошкольное воспитание № 7, 2010г.

Прохорова

«Организация

экспериментальной

деятельности

Иванова А.И . «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду».

4. Рыжова Н . «Лаборатория в детском саду и дома».

5. Янушенко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года).

Материалы интернет сайтов.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пальчиковые игры:

«Пекари»

Муку в тесто замесили

(показываем, как мы лепим тесто)

А из теста мы слепили

(показываем, как мы лепим пироги)

Пироги и плюшки,

(загибаем с каждым названием

Сдобные ватрушки,

Булочки и куличи –

Всё мы испечём в печи

(вытягиваем руки вперёд)

«Оладушки»

(Движения по тексту)

Испекла нам бабушка

Вкусные оладушки,

Маслом поливала

Деток угощала:

Ксюше – два,

Даше – два,

Маше – два …..

Всем дала!

Потешки:

Пошел котик на торжок ,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Ане снесть?

Я и сам укушу

Да и Ане принесу.

- Кисонька-мурысонька ,

Ты где была?

На мельнице.

Кисонька мурысонька,

Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна!

Стихотворение

П.Воронько «Пирог»

Падал снег на порог

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки,

Не из снега, из муки.

Дидактические игры

«Сложи сказку», «Узнай сказку»:

Дидактическая игра «Разложи сказку»

Пальчиковая игра «Испекла нам бабушка вкусные оладушки»

Самостоятельное рассматривание сказки «Колобок»

и рассказывание её другим детям.

Просмотр мультфильма «Колобок»

Пение песенки Колобка (подпевание)

Игра – драматизация «Колобок»

«Полдник со сладкими аппетитными булочками»

Создание папки «Катотека игр и экспериментов»

(с постоянным пополнением картотеки)

Беседа «Кто работает на кухне»

Индивидуальные беседы с детьми, рассматривание альбомов

«Кухня», «От зёрнышка до колобка»

Рисование «С пылу с жару пирожки вынимает из печи» (раскрашивание)

СОД «ЧУДЕСА ИЗ МЕШКА»

Рисование на муке

Исследование свойств и качеств муки и теста

СОД «ТЕСТО МЫ МЕСИЛИ, ПИРОГИ ЛЕПИЛИ…»

Экспериментирование с мукой и тестом

Лепка колобков и бубликов

Лепка из солёного теста

«Баранки для зверят», «Испечём колобок»

СРИ «К нам гости пришли»

Мастер-класс «Курочка - Хохлатушка»

Изготовление поделок из солёного теста и их разрисовывание

детьми и

родителями дома.

Консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно

решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между

родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они

воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута

общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Следуйте совету В.А. Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы

ребёнку захотелось ещё и ещё раз

возвратиться к тому, что он узнал ».

Вот несколько советов для родителей

по развитию

поисково-исследовательской

активности детей .

ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ

К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от

желаний ребёнка, даже если они

вам кажутся импульсивными.

Поощрять любопытство, которое

порождает потребность в новых

впечатлениях, любознательность:

она порождает потребность в

исследовании.

Ведь в основе этих желаний

может лежать такое важнейшее

качество, как

любознательность.

Предоставлять возможность

ребёнку действовать с разными

предметами и материалами,

поощрять экспериментирование с

ними, формируя в детях мотив,

связанный с внутренними

желаниями узнавать новое,

потому что это интересно и

приятно, помогать ему в этом

своим участием.

Нельзя отмахиваться от

совместных действий с

ребёнком, игр и т.п. – ребёнок

не может развиваться в

обстановке безучастности к

нему взрослых.

Если у Вас возникает

необходимость что-то запретить,

то обязательно объясните, почему

вы это запрещаете и помогите

определить, что можно или как

Сиюминутные запреты без

объяснений сковывают

активность и самостоятельность

С раннего детства побуждайте

малыша доводить начатое дело до

конца, эмоционально оценивайте

его волевые усилия и активность.

Ваша положительная оценка для

него важнее всего.

Не следует бесконечно

указывать на ошибки и

недостатки деятельности

ребёнка. Осознание своей не

успешности приводит к потере

всякого интереса к этому виду

деятельности.

Конспект СОД «Чудеса из мешка»

Воспитатель первой

квалификационной

Пахомова С.Д.

Цель:

Знакомство детей с мукой и её свойствами через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятием слова «сыпучая»;

Закреплять понятия «мягкая», «легкая», «сыплется», «отпечатки»;

Познакомить детей со способами действия: прикладывание,

разравнивание, просеивание;

Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие:

Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Развивать речь, воображение, тактильные анализаторы, мелкую

моторику.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоциональное удовлетворение от работы с мукой.

2. Формировать привычку к аккуратности.

Материал:

Мука, тазик с мукой, фартуки на каждого ребёнка, салфетки на каждого

Ход занятия

Педагог : Ребята, посмотрите, какой у меня большой мешок.

Как вы думаете, он тяжёлый?

(предложить детям выяснить это, подержав мешок)

Что же там интересно лежит?

Давайте потрогаем и попробуем догадаться.

(Дети трогают, высказывают свои предположения)

Педагог: А ты, Кирилл, как думаешь? А ты, Дашенька?

Педагог : Чтоб нам точно узнать, нам, наверно, надо заглянуть в этот

мешок. Давайте посмотрим, что в нём лежит.

Педагог : Что же это такое? (дети высказывают свои версии)

Педагог: Ой, Алёша, какой ты молодец. Правильно, это мука!

Педагог: Ребята, а что же мы будем делать с мукой?

(детские предположения)

Ребята, мы с вами ещё маленькие и не можем испечь пирог,

а вот поиграть с мукой мы можем.

Педагог: Ребята, а когда мама с бабушкой занимаются с мукой, они что

надевают? (фартуки) Давайте, и мы наденем фартучки!

Педагог: А как мы будем играть, ведь мука-то в мешке. Нам будет

удобно так играть? А что надо сделать? (предложения детей)

У меня есть разные подносики.

Давайте, пересыпим на них муку.

(Воспитатель и мл. воспитатель насыпают муку на подносы)

Педагог: Ребята, скажите какого цвета мука?

Дети: Белого.

(После каждого вывода, просить повторить ответ 3-4 детям)

Педагог: А теперь, потрогайте муку. Какая она?

Дети: Мягкая.

Педагог: Возьмите муку в руки. Скажите, какая мука - лёгкая или

Дети: Лёгкая.

Педагог: А давайте попробуем сделать большую горку.

А теперь сделаем маленькую горочку.

Смотрите, какая горка получилась у Ромы!

Посмотрите, какая у меня горка получилась!

Педагог: Какие мы молодцы. А сейчас давайте разровняем наши

горочки. Аккуратно, не торопитесь! Как у нас ровно

получается, гладко.

Педагог: Ребята, когда мама или бабушка печет блины или оладушки,

она просеивает муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть

маленькие ситечки. Давайте просеем муку!

Педагог: Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться)

Значит мука сыпучая! Давайте все вместе скажем – сыпучая.

Педагог: Ребята, а мои пальчики хотят погулять по муке.

А ваши пальчики хотят? Пусть наши пальчики погуляют.

Ой, что это остается от наших пальчиков? (следы)

Педагог: А теперь давайте отпечатаем наши кулачки.

(если дети не решаются, взрослые помогают)

Что получилось? (отпечатки)

(Если дети затрудняются в ответе, взрослый говорит сам,

закрепляет с детьми незнакомое слово)

Педагог: А сейчас давайте опять разровняем муку и положим наши

ладошки на неё. Что отпечаталось на муке?

Дети: Отпечатки ладошек.

Педагог: Ребята, а я еще умею рисовать на муке. Посмотрите.

А вы хотите порисовать на муке? Ваши пальчики вам помогут,

они умеют рисовать дорожки, шарики, солнышки, капельки…

Катя, что ты нарисовала?... А у тебя, Вика, что получилось? …

Педагог: А что делают мамы и бабушки дома из муки?

(детские ответы)

Педагог: Верно, ребята. Мамы и бабушки пекут из них блинчики,

оладушки, пироги и пирожки, и даже пиццу.

Вы любите их кушать?

Педагог: И я люблю всё это кушать. И я сегодня принесла вам

угощение – блины. (Показывает)

А завтра мы с вами увидим, как мука превращаться в тесто.

А сейчас пойдемте мыть руки, а потом будем угощаться

блинчиками.

Конспект СОД

«Тесто мы месили, пироги лепили…»

Воспитатель первой

квалификационной

Пахомова С.Д.

Цель:

Знакомство детей с тестом и его свойствами через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с тестом и его свойствами.

Закреплять понятия «мягкое», «липкое», «мнется», «тянется»,

«отпечатки»

Развивающие:

Формировать способность к диалогической речи.

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, словом или короткими

предложениями.

Развивать мелкую моторику, разминая тесто пальцами и ладонями обеих

Воспитательные:

Формировать у детей интерес к работе с тестом.

Вызвать у детей желание слепить колобок, сушки или бублики.

Материал:

Тесто, фартуки, игрушка кошечка, влажная тряпочка.

Прием лепки .

Разминание, отщипывание, раскатывание.

Участники:

Дети первой младшей группы (2-3 года),

воспитатель, младший воспитатель.

Вноситься игрушка Кошечка.

Педагог: Дети, кто это сегодня к нам пришел? (ответы детей)

Правильно, это Кисонька - Мурысонька.

Давайте спросим у нее, где она была.

(ролевой диалог)

Дети и воспитатель:

Кисонька-мурысонька, где была?

Кисонька: На мельнице.

Дети и воспитатель:

Кисонька-мурысонька, что там делала?

Кисонька: Муку молола.

Дети и воспитатель:

Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?

Кисонька: Прянички.

Дети и воспитатель:

Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?

Кисонька: Одна.

Дети и воспитатель:

были. Я теперь даже не знаю чем мне моих друзей зверят

угостить.

Педагог: Не переживай, Кисонька. Мы сейчас муку замесим и испечем

колобки да крендельки всем на удивленье. Вот и будет угощенье

для твоих друзей зверят.

Кисонька: Ребята, а чтоб с мукой заниматься, что нам надо одеть?

(фартучки) Правильно.

(Дети одевают фартуки)

Педагог: Ну вот, можно начинать.

Ребята, что это у меня? (мука)

Мука какая? (белая, мягкая, лёгкая)

Кисонька: Дети, как вы думаете можно ли испечь пирожки из такой муки?

Попробуйте! Возьмите муку и попробуйте сделать пирожки.

Почему у вас не получается? (Мука сухая, она рассыпается).

Педагог: А что нужно сделать? (нужно сделать тесто)

Кисонька: Правильно. Нужно замесить тесто (предлагает детям вытереть

руки влажными салфетками и приглашает поиграть)

Педагог: Кисонька, а как из муки сделать тесто? (предположения детей)

Кисонька: Для того, чтобы из муки получилось тесто, надо добавить туда

соль, и воду.

Педагог: Ребята, помогите мне. Катя, подай, пожалуйста, соль.

А это точно соль? Попробуйте (дети пробуют).

Педагог: Соль какая? (солёная)

Педагог тоже пробует: Правильно, это соль.

Педагог: А теперь я возьму чайник с водой и вот в эту мучную воронку

налью воду. (педагог показывает)

Правильно я делаю, Кисонька-Мурысонька?

Кисонька: Правильно – правильно… А сейчас возьми деревянную лопатку

и осторожно-осторожно всё перемешай.

Педагог перемешивая приговаривает :

Месим, месим тесто, Тесто мы лепили

Есть ли в печке место Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп

Тесто мнём, мнём, мнём Испечём сейчас пирог.

Тесто жмём, жмём, жмём Будут, будут из печи

Тесто мы месили… Булочки и калачи.

Педагог: Посмотрите, мука у нас изменилась. Она превратилась в тесто.

Давайте его потрогаем. Какое оно? (липкое, мягкое)

Даша, какое тесто? Настя, какое тесто? Ваня, а у тебя какое тесто?

Попробуйте его растянуть. Получается? Значит оно тянется,

растягивается. Давайте вместе скажем – ОНО ТЯНЕТСЯ.

Кисонька: Тесто готово, можно и пирожки лепить.

Педагог:

Ребята, давайте возьмём влажные салфеточки и вытрем руки.

А затем сядем за столы и будем лепить наши пирожки да колобки,

бублики да крендельки.

(Педагог приглашает детей к столам, где приготовлено солёное тесто.

Дети рассаживаются. Педагог показывает способы лепки, объясняет,

оказывает посильную помощь)

Кисонька: А я посмотрю, как вы будете лепить, полюбуюсь.

Педагог: Давайте сначала налепим колобков. Возьмите кусок теста и скатайте

из него шарик. Вот у нас и получился колобок.

Прямо как настоящий колобок из сказки.

Педагог: А теперь давайте слепим бублики. Возьмём у себя на тарелочке

кусок теста и скатаем толстую колбаску, немного сплющиваем

между ладонями, кончики защипываем.

Кисонька: Молодцы. Все слепили пирожки. А теперь их надо в печку.

Педагог: А у нас нет печки. Что делать?

Кисонька: А у вас в садике есть кухня. А на кухне есть печка. Отнесите

пирожки на кухню, повар вам поможет.

Педагог: И правда, ребята, пойдёмте на кухню и попросим нашего повара

Оксану Сергеевну положить наши булочки в духовку, чтобы они

там испеклись. Спасибо тебе, кисонька, за совет.

А пока они пекутся, мы успеем погулять.

А вечером будем угощать всех зверят нашими булочками.

Кисонька прощается до вечера.

Дети с педагогом и младшим воспитателем несут изделия на кухню.

После того, как дети возвращаются с кухни в группу.

Педагог: Ребята, кто к нам сегодня приходил?

Что мы делали с Кисонькой – Мурысонькой?

А из чего мы пирожки пекли?

Вам понравилось лепить пирожки из теста?

А куда мы унесли наши пирожки?

Кого будем угощать булочками и крендельками? Молодцы!

Цель: развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности и участии в совместном с родителями художественном творчестве.
Образовательные задачи:
учить в театрализованной деятельности разыгрывать ситуации по несложным сюжетам, развивать эмоциональную отзывчивость, побуждать детей включаться в совместную со взрослыми и сверстниками деятельность.
формировать устойчивый интерес к процессу чтения и запоминанию прочитанного.
продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным видам музыкальной деятельности.
Развивать умение выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности, передавая свое отношение к героям и событиям.
продолжать содействовать проявлению созидательной и творческой активности детей.
формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций.
Подготовка к мероприятию. Чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, обсуждение с детьми внешности, характера сказочных персонажей, их поступков, распределение ролей и заучивание реплик персонажей, обсуждение и подбор вместе детьми атрибутов для инсценировки сказки, изготовление декораций, афиши, оформление сцены.
Подготовка рабочего места, оборудования и материалов для практической части досуга.
Ход мероприятия.
В зал приглашаются зрители (дети, из других групп).
1. Вступительная беседа
Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы предлагаем вам провести вечер вместе со сказкой «Колобок»!
2. Инсценировка сказки «Колобок» (по мотивам русской народной сказки).
Действующие лица
Ведущии.
Колобок.
Дед(родители).
Баба(родители).
Заяц.
Волк.
Медведь.
Лиса.
Ведущий.
Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки,
Любят сказки, любят песни...
А чтоб было интересней,
Сказки старые покажем,
Но в стихах о них расскажем,
Звонких песен Колобка
Не слыхали вы пока?
Все расселись? В добрый час!
Начинаем наш рассказ...

Ведущий.
Жил старик со своею старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды Дед:
Дед.
Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.

Баба готовит колобок (имитирует движениями рук процесс замешивания теста, лепки формы колобка).

Ведущий.
По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла -
больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный и румяный.
Появляется Колобок.


Баба.
Погоди-ка, Дед, чуток.
Пусть остынет Колобок!
Колобок прячется за занавес.
Ведущий.
Непоседе- Колобку
Стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу,
Разомнусь немножко!»
Ведущий.
Прыг с окошка - и в лесок
Покатился Колобок.
Мимо елочек, берез,
Мимо бабочек, стрекоз
И цветочков разных:
Желтых, синих, красных.
Видит в небе синеву
И зеленую траву,
В небе солнце красно.
Все вокруг прекрасно!
Навстречу Колобку выходит Заяц.


Вдруг наш шалунишка
Повстречал Зайчишку.
Заяц (важно).
Я полакомлюсь тобой.
Я с утра не кушал.
Колобок.
Что ты?! Погоди, Косой!
Песенку послушай!
(Поет песенку.)


Колобок я, непоседа,
Испекли меня для Деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна - и был таков!
Велика Зайчишке честь:
Колобок румяный съесть!
Заяц зачарованно слушает песенку, а Колобок убегает по лесу.
Хороводная игра «Зайка серенький сидит».


Вдруг на его пути появляется Волк.
Ведущий.
Прикатился по дороге
Волку Серому под ноги.
В колобках он знает толк...


Волк.
Как ты кстати, колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок, -
Буду сыт до ночи!

Колобок.
Что ты, что ты, Серый Волк!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай.
(Поет песенку.)
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для Деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна - и был таков!
Обманул Зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!


С последними словами Колобок пробегает мимо Волка дальше в лес.
Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»




И тут ему навстречу выходит Медведь.
Ведущий.
Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу:
Медведь.
Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!


Колобок.
Что ты, что ты, косолапый!
Опусти ты свою лапу.
Лучше песенку мою
Ты послушай - я спою.
(Поет песенку.)
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для Деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна - и был таков!
Убежал от Зайца я
И от злого Волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти недолго!
Подвижная игра « У медведя во бору»


Колобок бежит по лесу. Крадучись, выходит Лиса, садится на пенек.
Ведущий.
Покатился кувырком
Через рощу прямиком...
Долго ль, коротко ль катился.
На опушке очутился.
Как беде тут не случиться,
Коли хитрая Лисица
На опушке той сидела,
Рыжий хвост на солнце грела.
Лиса встает, идет к Колобку.


Увидала Колобка
И к нему издалека
Двинулась навстречу
С ласковою речью.
Лиса.
Как пригож ты, Колобок!
Как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок,
Знаешь много песен...


Колобок.
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для Деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна - и был таков!
От Медведя я ушел
И от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком
Тоже не угнаться!

Лиса (лукаво).
Глуховата я чуток...
Ближе подойди, дружок.
Сядь ко мне ты на носок,
Громче спой еще разок.
Колобок (поет громче).
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для Деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна - и был таков!
От Медведя я ушел
И от Волка с Зайцем,
И Лисе за Колобком
Тоже не угнаться!
Общий танец « Мы идём играть».
(Все артисты выходят на поклон.)


.
3. Беседа по итогам сказки.
Понравилась ли вам сказка? Как повел себя Колобок, убежав из дому? Почему? Как будут чувствовать себя Бабушка и Дедушка, узнав о том, что Колобка съела Лиса? Нужно ли им посочувствовать? В следующий раз мы посмотрим с вами другую сказку.




Спасибо за внимание, до новых встреч.

Проект


Проект «Неделя театра».

Тип проекта : познавательный По числу участников : групповой По продолжительности : краткосрочный Сроки реализации : с 23 марта- по 27 марта 2015г Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Материал и оборудование : декорации, ширма, виды театра: кукольный, би- ба –бо, пальчиковый, и т.д маски, костюмы, шапки, атрибуты.


Актуальность темы:

Театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей боятся групповой деятельности. Это боязнь общения, замкнутости в своих переживаниях, опасения быть осмеянным сверстниками или получать негативную оценку своих поступков взрослыми- всё это обрушивается на маленького человека, загоняя в мир страхов и сомнений.

Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Эту проблему можно решить с помощью игр- драматизаций с использованием разных видов театра.


Цель проекта:

Использование разных видов театра: пальчиковый, деревянный, теневой, настольный, би-ба-бо,

для устранения психологических проблем. Пробудить интерес детей и родителей к театру. ,

Вовлечь родителей в жизнь детского сада.


Для достижения данной цели поставлены следующие задачи :

  • развивать у детей выразительность речи;
  • вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
  • содействовать развитию творческой активности детей;
  • развитие мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

  • развитие эмоционального фона и речи дошкольников, пополнение театрального уголка;
  • приобретение детьми первичных навыков в области театрального искусства;
  • увлеченное использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности.


I этап - подготовительный.

  • Совместное создание педагога с родителями разных видов театра;
  • Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
  • Пальчиковая гимнастика.


II этап – основной.

  • Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи пальчикового театра к сказке «Колобок».
  • Чтение русской народной сказки «Колобок».
  • Рассматривание героев пальчикового театра.
  • Повторное чтение сказки.
  • Распределение ролей.
  • Индивидуальная работа с персонажами по передачи характера персонажа.
  • Индивидуальная работа с персонажами.
  • Репетиция сказки.


III этап –заключительный.

Итоговое мероприятие «Колобок»


Взаимодействие с родителями:

  • консультации для родителей «Театр в детском саду», «Воспитание сказкой»;
  • помощь в изготовлении разных видов театра;
  • участие в выставке рисунков «Мы из сказки».

Результаты проекта:

Анализируя проделанную работу,можно сделать выводы: тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (познавательную, речевую, художественно-эстетическую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами театра, дети проявляли интерес и желание играть с куклами; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети осуществляли ролевой диалог, а так же сами инсценировали сказку.


1 этап. Целеполагание Участники проекта: Воспитатель группы, дети 1 мл. группы. Цель: развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм. Задачи: способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорным произведением о колобке, продолжать учить детей слушать речь воспитателя, расширять представления о диких животных, формировать у детей интерес к художественному творчеству, развивать познавательные способности, восприятие детей, развивать эмоциональный отклик на любимое произведение, моторику рук, творческие способности, воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным.


2 этап: Разработка проекта Итоговое мероприятие: драматизация сказки « Колобок ». Продукт проекта: детские рисунки и поделки из пластилина, приобретение масок для сказки, создание альбома « Дикие животные », поделки родителей и детей по сказке « Колобок ». Ожидаемый результат: повысилась речевая активность у детей, дети знают произведение, говорят фразы из сказки, перевоплощаясь в героев, получили необходимые знания о диких животных; педагоги усовершенствовали технику проектной деятельности; родители участвуют в образовательной деятельности детей в детском саду.


3 этап. Выполнение проекта План реализации проекта Физическая культура Подвижные игры: « Зайка беленький сидит …», « Догони лису », « Доползи до мишки », « Зайка серый умывается », « Перепрыгни через ручеёк в лесу ». Движения: попрыгать, как зайки, походить, как медведь.




Социализация Дидактические игры: « Поможем бабушке накрыть на стол », « Чудесный мешочек » (овощи для зверят), « Кто ушёл?» (герои из сказки), « Колобок грустит и веселится ». Сюжетно - ролевая игры « День рождение у лисички », « Печём пирожки для зверят », « Купание медвежонка ».















Детско-родительский проект «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе

Вид проекта: творческий, групповой, игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели) – с 20.01. по 31.01.2014г.

Участники проекта: дети первой младшей группы «Здоровячки», воспитатели, родители.

Актуальность для родителей. Общаясь с маленькими детьми и занимаясь их воспитанием, мы получаем уникальную возможность вернуться в свое собственное детство, окунуться в радостные воспоминания. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания, восприятия).

Актуальность для детей. Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам. Сказки для детей несут в себе кроме чисто развлекательного характера, еще и познавательный, исследовательский и творческие элементы, ведь они: развивают слух и произношение, формируют понятия «добро» и «зло», способствуют развитию памяти и обогащают словарный запас

Мир сказки чудесен: он увлекателен и неповторим. Восприятие текста произведения становится более действенным, если его и прочитали, и рассмотрели иллюстрации, а также, если в сказку поиграли.

Цели для родителей : Создание условий для положительного взаимодействия взрослых и детей, развитие взаимопонимания, творческого сотрудничества.

Цели для детей : Создание условий для развития устойчивого интереса к сказке, развитие познавательной активности.

Задачи для родителей :

  • Приобщать современных родителей к чтению сказок детям.
  • Расширять понимания нравственного смысла сказки «Колобок».
  • Обогащать знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ.

Задачи для детей:

Образовательные:

  • создавать необходимые условия для знакомства с миром сказок
  • расширять кругозор, словарный запас, знания о нормах и правилах поведения и безопасности;
  • формировать умение понимать содержание сказки, уметь эмоционально реагировать на сказочные ситуации, правильно оценивать действия и поступки героев;
  • формировать интерес к чтению.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, творческие способности;
  • способствовать развитию умения воспроизводить и эмоционально передавать знакомые сюжеты;

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;
  • создавать условия для бережного отношения к книгам;
  • воспитывать любовь к чтению книг и желанию неоднократно воспроизводить их содержание в разных видах деятельности;
  • закладывать основы нравственности, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Ожидаемый результат проекта:

Родители творчески подходят к вопросам воспитания детей;

У детей формируется интерес к сказкам, они бережно относятся к книгам.

Проблемная ситуация:

Получение письма с просьбой о помощи от Колобка.

Этапы проекта:

I этап :

Подобрать разнообразные книги, иллюстрации по темам «Русские народные сказки»

Познакомить детей с уголком театрализованной деятельности и книжным уголком;

Ввести игровую (сюжетную) ситуацию: дети 1 младшей группы получают письмо от Колобка с просьбой о помощи.

Заинтересовать родителей созданием благоприятных условий для реализации проекта, активизировать их творческую инициативу.

II этап

Деятельность по реализации проекта по образовательным направлениям:

Физическое развитие:

Проведение комплекса утренней гимнастики:

«Веселые Колобки»

Проведение гимнастики после сна под песенку колобка «Я веселый колобок»

Игровые упражнения:

«Пройти по дорожке колобка» - упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

«Колобок» - закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

«Догони колобка» - приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Дыхательные упражнения

«Надуй шарик для колобка» - формирование дыхания, обучение более ритмичному и углубленному дыханию, правильному смыканию губ.

Социально-личностное развитие:

Знакомство с героями сказки «Колобок»;

Игра-имитация движений сказочных героев;

Беседы на тему элементарных правил поведения детей (не брать предметы и угощения у незнакомых, не брать ничего с пола – грязно, не убегать из дома, не разговаривать с незнакомыми людьми);

Дидактические игры: «Найди друзей Колобка», «Размеры Колобков».

Познавательно-речевое:

Прослушивание русской народной сказки «Колобок»

Отгадывание загадок про героев сказки «Колобок»

Элементы экспериментальной деятельности:

«Липкий Колобок» - свойства снега (рыхлый, мокрый, липкий)

«Катится Колобок или нет?» (сравнение куба и шара, что покатится, а что нет?)

«Башенки из Колобков» (сравнение куба и шара, что будет стоять?»)

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование на тему: «Дорожка для Колобка»

Аппликация «Колобок покатился по лесной дорожке»

Лепка «Колобок»

Лепка колобка из снега «Снежный Колобок»

Разучивание песенки колобка.

Взаимодействие с родителями:

I этап - Беседа с родителями - «Знакомство с проектом», обсуждение и уточнение предложений от родителей. Введение в игровую ситуацию (получение письма).

II этап

1. Ознакомление с папкой – передвижкой «Как читать ребенку дома»

2. Придумать и сшить костюмы соответствующих героев.

3.Предложить вылепить из снега «Наш Колобок»

4. Сделать фотографии на тему: «Как мы играли с колобком».

5. Изготовление пальчикового театра «Колобок»

Результат:

Настольный театр «Колобок»

Подведение итогов:

Для реализации проекта мы создали условия по формированию устойчивого интереса детей к сказке, по развитию их познавательной активности, а также условия для положительного взаимодействия взрослых и детей, творческого сотрудничества и взаимопонимания. В процессе реализации проекта мы достигли следующих результатов:

  • вовлекли детей и взрослых в увлекательный метод проектирования;
  • приобщили современных родителей к чтению сказок детям и расширили их представления о нравственном смысле сказки «Колобок»;
  • обогатили знания родителей о способах взаимодействия с детьми и ДОУ, привлекли к активному участию в совместной деятельности, активизировали творческий потенциал родителей.

Дети и родители придумали неординарные развязки к традиционной сказке, самостоятельно разработали и пошили костюмы, изготовили дидактическую игру «Колобок», пальчиковый театр «Колобок», разучили слова песни Колобка. Участники проекта получили огромное количество положительных эмоций и впечатлений, создалось ощущение открытия чего-то важного и значимого для каждого участника: родители взглянули на своих детей с новой творческой стороны, дети восхищались талантами и умениями своих родителей, а педагог открыл для себя потенциальные возможности детей, родителей в их совместной креативной деятельности.

Считаю, что реализация проекта прошла успешно и плодотворно.

Рефлексия

  • В дальнейшей работе по театрализованной деятельности необходимо создать больше атрибутов (костюмы, другие виды театров) .
  • Продолжать знакомство детей с любимыми сказками.
  • Создать уголок эмоций для более успешного усвоения знаний о характерах и эмоциональных состояниях героев изучаемых сказок.

Хотя ребёнку всего два года, в этом возрасте он учит слова, постигает понятия и идеи быстрее, чем в какой-либо другой период своей будущей жизни. Вы как родители можете воспользоваться стремительным темпом его развития и привить ребенку основу чтения – важнейшего навыка, который обеспечит ему успех в школе. Родители, которые регулярно читают ребенку, закладывают фундамент для его последующего обучения к чтению. При чтении ребенок должен сидеть рядом с вами или у вас на коленях. Вы читаете книгу вместе. Ребенок знакомиться, как надо держать книгу, как читать, чтобы картинки и истории имели смысл, повествование развивалось от начала до конца. Во время чтения ребенок слышит многократное повторения на разные лады знакомых слов. Ребенок, которому систематически читают, накапливает гораздо более богатый словарный запас, потому что он слышит больше слов. Некоторым малышам нравятся большие книги с картинками, где подписан каждый изображённый предмет. Если они привлекают вашего малыша, необходимо их читать ему. Многим детям нравятся книжки, где одна и та же фраза встречается много раз, ребенку нравиться повторять эту строчку вместе с вами или самостоятельно. Читайте медленно, отчетливо, чтобы ваш малыш ясно слышал слова и фразы. Чтобы хорошо читать, ребенок должен полюбить чтение. Двухлетнему малышу не требуется много книг. Иллюстрации в книгах должны быть понятными и простыми. Некоторые дети любят рассматривать в книге животных, другие – поезд, машину. Покупая книгу, убедитесь, что сюжет и словарный запас книги соответствует уровню развития ребенка.

Объясните ребенку, что книги надо читать, рассматривать иллюстрации, рвать их нельзя. Первые книги вашего малыша должны быть из плотного картона, книжки – раскладушки, мягкие книжки. Давайте ребенку для рассматривания по одной книжке.

Помните, что преимущества, которые получает от чтения ваш малыш, останутся с ним на всю жизнь!

Многие родители с удивлением замечают, что двух – трехлетний малыш сидит с книжкой, «понарошку» читая. При этом он произносит текст, который запомнил наизусть. Дети любят слушать стихи, сказки, потешки, прибаутки, песенки.

Читайте и рассказывайте детям:

Потешки: «Ладушки …», «Сорок …», «Пальчик-мальчик», «Киска-киска», «солнышко-ведрышко», «Катя-Катя …», «Водичка-водичка», «Дождик, дождик».

Народные сказки: «Курочка – ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Произведения советских писателей:

А.Барто «Игрушки», «Солнышко», «Кто, как кричит?», «Снег».

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой - весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малыша.

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

Сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;

Обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;

Демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

Следует выразительно, правильно расставлять акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере, книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к этому. В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой истории дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Особое место в литературном репертуаре вашего ребенка должно занять поэтическое чтение. Стихи развивают речь малыша, расширяют его словарный запас, приучают к особому, вдумчивому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства.

Чтение новых книг (назовем его условно «литературным чтением») стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна. Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».

Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру малыша. Например, есть ранимые, впечатлительные дети которые категорически не хотят слушать истории из-за того, что им страшно.

Часто существует несколько переводов одной и той же книги. Постарайтесь сравнить их и выбрать лучший. Очень часто наиболее качественным, как ни странно, оказывается первый. Новые нередко делаются для того, чтобы восполнить или просто для того, чтобы иметь возможность выпустить новое издание

Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, белой, хорошего качества, шрифт - четким, разборчивым и достаточно крупным. Это важно не только по эстетическим, но и по медицинским соображениям: начинающий самостоятельно читать ребенок может испортить глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге. Иллюстрации должны быть выполнены на хорошем художественном уровне. Они совсем не обязательно должны быть реалистичными, но чересчур смелые эксперименты на страницах любимой сказки малыш вряд ли оценит по достоинству. Часто издают серии книг «Лучшие художники России - детям» и т. д. Они, безусловно, заслуживают особого внимания. Обязательно познакомьте детей с творчеством великолепных художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, В. Конашевича, В. Сутеева, М. Пивоварова, Б. Диодорова.

Возможно, средства не позволяют вам покупать такие книги, (хотя самая дорогая детская книга стоит намного дешевле куклы Барби или робота-трансформера, которых сегодня стараются купить своим чадам даже семьи с весьма скромным доходом). Но даже в этом случае можно найти выход. Создайте обменный фонд с родителями друзей вашего малыша, попросите родных и близких дарить ребенку хорошие книги на праздники, запишитесь, наконец, в районную библиотеку. Главное, чтобы в руки ваших детей никогда не попали убогие издания на скверной бумаге с блеклыми безвкусными картинками.

Дети входят в мир книги еще совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации,а то и просто средством убить время.

Любимые книги для ребёнка от 2 до 3 лет

Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность. А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые? Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и приключениями?

ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ? Чтение дает ребенку новые знания, развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен. Но есть еще один важный момент. Период от года до трех - это время, когда детям просто необходимо внимание взрослых. Энергия родителей - самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось «прятаться за мамину юбку». Чтение - хороший момент для того, чтобы просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.

Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг - книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.

Чтобы привить любовь к чтению, сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение - это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом... а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.

Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю «музыку» стиха (если он, талантливо написан).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ? Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговариват малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.

Книжная полка

Начинайте с классиков детской литературы:

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.

Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки и прибаутки.

МБДОУ № 10 «Лазорик»

Аппликация с элементами рисования

«Колобок покатился по лесной дорожке»

Задачи. Учить детей создавать выразительный образ Колобка в техники бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии.

Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.

Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами.

Материалы, оборудование. Листы бумаги, с наклеенным окошком и колобком, фломастер, салфетки бумажные и матерчатые, клей, книжка, игрушка Колобок.

Чтение и обыгрывание потешки:

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Воспитатель говорит, что знает бабушку, которая испекла Колобок.

Рассматривание иллюстраций в книге «Колобок», беседа по содержанию:

Где лежал Колобок?

Кого встретил в лесу?

Чем закончилось путешествие?

Можно ли помочь Колобку? Что надо сделать, чтобы он не попал к лисе?

Дети вместе с воспитателем сначала в воздухе, затем на листе чертят другую дорожку для Колобка. Затем воспитатель показывает детям, как сделать из салфеток дорожку (сминает в комок, прикладывает к нарисованной дорожке). Обыгрывание ситуации: Колобок катится по новой дорожке, он доволен.

Самостоятельное выполнение задания. Напомнить об аккуратности.

Анализ работ. Колобок благодарит за новые дорожки.

Комплекс утренней гимнастики « Веселые Колобки»

Ходьба и бег за воспитателем стайкой. Построение в шеренгу.

Игровая ситуация: к детям пришел Колобок, привел своих друзей и хочет выполнять упражнения (раздать мячи).

1 упражнение. «Колобок на окошке»

ИП: ос, мяч внизу. 1 – поднять вытянутые руки вперед, 2 – ИП (4р)

2 упражнение «Колобку нравится солнышко»

ИП: ос, мяч внизу. 1-руки вверх, 2-ИП (4р)

3 упражнение «Покатился Колобок»

ИП: ос, мяч внизу. 1-присели, 2-оттолкнули мяч вперед, 3- догнали, 4-ИП (3р)

П/И «Лиса и Колобок»

Дети бегают произвольно, по команде: «Лиса!» убегают в «домик» (обруч), лиса старается догнать детей. (2-3 р)

Ходьба по кругу, на носочках (чтобы не разбудить Лису).

Дыхательное упражнение: «Большой – Маленький»

Дети стоят в кругу, близко друг возле друга. Воспитатель говорит, что это похоже на колобок, который испекла бабушка. Чтобы его не съела Лиса, он должен быть большим. Дети набирают воздух в грудь и медленно дуют перед собой, при этом отходят назад. Получается большой Колобок.


Что еще почитать