Драгон эйдж пробуждение огрен отец семейства. DRAGON AGE: ORIGINS. Карта Лагерь. Персональный квест — Прошлое Лелианы

По играм, книгам, аниме и сериалам одноименной вселенной

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 151

0 0 0

Один из древних эльфов-стражей, охраняющих Источник Скорби в Храме Митал.

Aveline Vallen

5 4 0

Один из первых напарников Хоук(а) в Dragon Age II. Она бежала из Лотеринга вместе со своим мужем, сэром Уэсли, во время Пятого Мора. Попала в засаду порождений тьмы и была спасена семейством Хоук. Авелин - один из спутников Хоука.

0 0 0

Серый Страж, живущий в покинутом Пике Солдата.

Авернус был молодым магом, когда София Драйден стала командором ферелденского ордена Серых Стражей.

При нападении короля Арланда на Пик Солдата, командор Драйден, зная о занятиях Авернуса магией крови, потребовала, чтобы тот вызвал демонов. Авернус подчинился, но не смог удержать демонов под контролем. Завеса была прорвана.

Авернус отступил назад, в свою лабораторию, где и провёл в вынужденном заточении почти 200 лет, не позволяя демонам покинуть крепость, пока в заброшенную крепость ордена не пришёл Страж.

Alistair Theirin

11 15 1

Весёлый и добродушный Серый Страж, один из напарников протагониста.

Внебрачный сын Короля Мэрика, был воспитан эрлом Эамоном. Некоторое время учился на храмовника, но был призван в Серые Стражи Дунканом. Во время событий Пятого Мора может стать королем Ферелдена или остаться с Серыми Стражами.

Ameridan

2 0 0

Последний Инквизитор старой Инквизиции. Стал Инквизитором по просьбе своего друга императора Орлея Кордилиуса Драккона. С помощью духа-спутника заточил Гаккона и себя во временной петле в древнем храме.

0 0 0

Глядящий в небо, авварский жрец Хозяйки Небес. Когда в Убежище разверзлось небо, он понял, что это говорит Хозяйка Небес. Теперь, чтобы выполнить ее волю, он следует за чудными низинниками из Инквизиции.

15 41 0

Маг-отступник.

Андерс - это не настоящее имя, а прозвище, которое является ссылкой на то, что его семья была из Андерфелса. Он семь раз сбегал из ферелденского Круга магов, пока не был призван в ряды Серых Стражей.

В Башне Бдения Андерс познакомился со Справедливостью и долгое время с ним общался. Он выжил после нападения порождений тьмы на Башню. Он согласился впустить в свое тело Справедливость, веря, что вместе они смогут помочь магам. Однако, ненависть Андерса к Кругу магов исказила Справедливость в демона Мести. Стражи не согласились укрывать одержимого, каким являлся по их мнению Андерс, и магу пришлось бежать в Киркволл.

В 9:37 Андерс взорвал Церковь, из-за чего началась резня в Киркволле.

Andraste

2 1 0

Пророчица Андрасте ― основательница Церкви, создатель Песни Света и спасительница всех верующих.

Когда народ Андрасте восстал против оккупацци Тевинтера, её видения стали более яркими и затрагивающими её саму, а её понимание воли Создателя - менее отвлеченным и более деятельным. Она начала считать себя посредником между людьми и Создателем, оглашающим людям Его правду и Его требования для их спасения.

Муж Андрасте, Маферат вступил в сговор с архонтом Гессарианом и позволил замаскированным тевинтерцам войти в крепость Андрасте в городе Неварра. Пророчица была схвачена, доставлена в Тевинтер и сожжена заживо, что было самым мучительным и жестоким наказанием, на которое был способен Тевинтер.

0 0 0

Эльф-маг, целитель и бывший ученик Винн.

Ему нужно было время, чтобы привыкнуть к Кругу, но Винн, считая, что необходимо начать учиться, не давала ему этого времени. Когда Анейрин пытался поговорить с ней, она только говорила, чтобы он концентрировался на заклинаниях. Он часто говорил о долийцах и о том, как хочет увидеть их. Однажды ночью он покинул башню, но храмовники обнаружили пропажу ученика и, взяв филактерию, ушли его искать. Поймав Анейрина, они пронзили его мечом и, считая мертвым, оставили. На удачу, его нашел долийский клан, который забрал и вылечил его.

Anora Theirin (nee Mac Tir)

3 4 0

Единственная дочь Логэйна Мак-Тира, жена короля Кайлана.

1 0 0

Ариана - превосходный воин и лучший охотник своего клана. Сражается двумя клинками. Когда была украдена древняя книга истории эльфов, принадлежавшая её клану, хранитель Солан отправляет её на поиски книги. Она полна решимости выполнить поручение, данное хранителем. Во время поиска она пересекается со Стражем, который ищет Морриган. В ходе разговора выясняется, что это Морриган украла книгу, и Ариана присоединяется к Стражу, чтобы вместе найти ведьму.

3 0 0

Китшок стал Аришоком кунари в 9:25 Века Драконов.

Аришок и его кунари преследовали Изабелу, похитившую «Писание Кослуна» - священную реликвию, которую Орлей пытался вернуть кунари для улучшения дипломатических отношений. Шторм потопил корабли обеих сторон у Киркволла. Так Аришок оказался в Киркволле, где ему и его войску выделили место для постоя в порту, пока они, якобы, ждали корабли кунари.

Погиб в бою с Защитником Киркволла.

The Architect

2 1 0

Гарлок-эмиссар порождений тьмы, один из тех магистров, которые вторглись в Златой Град. Архитектор - первое известное порождение тьмы, обладающее своей волей.

Archon Hessarian

1 0 0

Гессариан Освобожденный - маг и правитель Империи Тевинтер во времена восстания Андрасте. По его приказу была публично казнена пророчица Андрасте.

После казни Андрасте, уверовал в Создателя, и объявил андрастианство единой верой на территории Тевинтера.

Athenril

0 1 0

Эльфийка-контрабандистка, первый работодатель Хоука.

Baroness

0 0 0

Одна из правителей ферелденских земель, поделённых между аристократами Империи Орлей во время оккупации Ферелдена. Маг крови. Убивая множество юных девушек, пыталась вернуть себе молодость. В конце концов подданные отвернулись от Баронессы и сожгли её дом. Перед смертью орлесианка произнесла заклятие, которое перенесло её душу и души всех людей в Тень, в кошмарную версию Чёрных болот.

Bartrand Tethras

0 0 0

Гном-наземник из дома Тетрас, старший брат Варрика.

Организовал экспедицию на Глубинные Тропы. Попал под влияние лириумного идола и бросил Хоук(а) и Варрика в Первозданном Тейге.

Swiftrunner

0 0 0

Оборотень, которого Страж впервые встречает в Западном Бресилиане. Он глава оборотней, живущих в Бресилианском лесу.

Bhelen Aeducan

2 1 0

Член Совета гномов и третий ребёнок короля Эндрина Эдукана. Белен ведёт политическую игру и подстроил убийство Триана и предательство Стража, чтобы стать первым претендентом на трон Орзаммара после своего отца.

Если Белен становится королём, он начинает реформы и работает над усилением связи Орзаммара с наземным миром. Он также даёт новые права неприкасаемым и привилегии за военную службу в битвах против порождений тьмы. Такая политика помогает Орзаммару захватить потерянную часть Глубинных троп, но вызывает гнев у каст воинов и знати. После нескольких покушений на свою жизнь, Белен распускает Совет и правит единолично. Одним он запомнится как тиран, а другим - как дальновидный правитель.

0 0 0

Глава Хартии до событий игры Dragon Age: Origins. Вкладывал деньги в охотницу на знать Рику. Был убит Стражем - гномом-простолюдином.

Bethany Hawke

6 3 0

Младшая сестра Хоука и близнец Карвера. Она - маг-отступник, как и её отец, из-за чего её семье и ей приходится жить в страхе перед храмовниками. Магии её обучал отец.

Если Хоук маг, то Бетани умирает в начале игры, но если он(а) воин или разбойник, то она сопровождает своего брата/сестру на протяжении первого акта.

Blackwall

2 5 0

Страж-Констебль орлейского города Вал Шевин и напарник Инквизитора.

Блэкволл - один из тех немногих Серых Стражей, кто добровольно и с энтузиазмом выбрал такую долю. Он всем сердцем верит в благородные идеалы Серых Стражей и не променял бы эту жизнь ни на какую другую.

Bodahn Feddic

1 0 0

Странствующий гном-торговец. В игре Dragon Age: Origins он, вместе с приёмным сыном Сэндалом, путешествует со Стражем. Во второй части Бодан присоединяется к экспедиции Бартранда на Глубинные тропы в качестве торговца. После экспедиции Бодан с разрешения Хоука переселяется в имение Хоуков вместе с Сэндалом.

Bram Kenric

1 0 0

Исследователь и профессор, родом из Старкхевена. Специализируется на истории ранней Церкви, в особенности времён подписания Невааранского соглашения. Он перевёлся из Старкхевена в Орлей, чтобы быть ближе к предмету своих исследований.

0 0 0

Бранка была женой Огрена, члена воинского Дома Кондрат. Она стала Совершенной благодаря изобретению бездымного угля. В 9:28 году Века Дракона, за два года до начала Пятого Мора, она вместе со всем своим домом за исключением Огрена отправилась в экспедицию на Глубинные тропы в поисках Наковальни Пустоты

Ferdinand Genitivi

2 0 0

Один из самых известных церковных ученых, в основном благодаря опубликованным им рассказам (многие из которых современники считают вымыслом) о путешествиях вдоль и поперек Тедаса. Значительная часть кодекса во всех играх написана от его лица.

1 0 0

Эльфийка-служанка императрицы Селины.

По поручению Селины организовала поиски сэра Мишеля де Шевин. Во время поисков узнает, что ее родители были убиты по приказу Селины. После разрыва с Селиной Бриала собрала подпольную армию эльфов, чтобы изводить обе стороны гражданской войны.

Bianca Davri

1 0 0

Изобретательница, член Гномьей Торговой Гильдии и возлюбленная Варрика Тетраса, в честь которой он назвал свой арбалет.

Valendrian

0 0 0

Хагрен эльфов в денеримском эльфинаже. Старый друг Дункана.

Varric Tethras

17 16 0

Гном-разбойник, а также напарник Хоук(а). Именно он рассказывает историю Хоука во время допроса, который устраивает Кассандра, пытающаяся узнать, что послужило началом войны магов и храмовников и куда делся Хоук, ставший Защитником Киркволла.

Варрик - младший сын семьи Тетрас, а его старший брат Бартранд - глава дома и руководит семейным бизнесом. Его настоящее дело - руководство "шпионской сетью", основная задача которой - снабжать информацией семью Тетрасов, входящую в Торговую гильдию, а также тихо решать проблемы семьи.

После исчезновения Хоук(а) из Квирколла был допрошен Кассандрой и присоединился к Инквизиции.

1 0 0

Преемница хранительницы клана долийских эльфов, потенциальный напарник протагониста. Она хорошо знает, как много потеряли эльфы в войне с людьми, и считает правильным, что люди с нашествием порождений тьмы потеряли не меньше.

У Веланны вспыльчивый характер и она не боится говорить то, что думает, даже если это может кого-то оскорбить. Она ненавидит людей, но будет помогать им, преследуя свою цель.

Vivienne

1 2 0

Старший рыцарь-чародей орлесианского Круга магов. Потенциальный напарник Инквизитора.

Вивьен была одним из главных кандидатов на пост Первого Чародея в Монтсиммаре. Но конфликт между магами и храмовниками и гражданская война в Орлее не дали ей официально вступить в эту должность.

Вивьен называют «железной леди», и она вполне оправдывает это прозвище. Эта грозная женщина, глава магов и официальная чародейка императорского двора, достигла своего положения коварством и искусной политической игрой.

4 2 1

Маг, Старший чародей ферелденского Круга Магов и один из возможных спутников Стража в игре "Dragon Age: Начало". Играет эпизодическую роль в дополнении "Awakening" ("Пробуждение"), а также является одним из главных персонажей книги Дэвида Гейдера "Маска призрака".

Винн была рождена с природным даром Духовного Целителя.

Vaughan Kendells

1 0 0

Сын Уриена Кенделса, эрла Денерима.

После того как эрл Уриен Кенделлс погиб, Логэйн сделал эрлом Денерима своего сторонника Рендона Хоу. Воган был заключен в тюрьму.

Gereon Alexius

1 1 0

Тевинтерский магистр и командующий Венатори, оккупировавший Редклиф. Был учителем Дориана Павуса.

Hakkon Wintersbreath

0 0 0

Серый Страж: Значит так, у нас нападение на Башню Бдения, говорящие и разумные Порождения Тьмы и еще какая-то непонятная фигня Серый Страж: Нужно во всем этом разобраться, пока не произошло ничего еще более страшного Серый Страж: В прошлый раз я со своими спутниками уделал всех одной левой, так что предлагаю снова всех нас собрать, и мы остановим новый апокалипсис за два дня Огрен: Отличная идея! Алистер (появляется с отрядом солдат) : Я пришел сюда пешком из Денерима только для того, чтобы сказать, что я хотел бы к тебе присоединиться, но дальше ты сам по себе Винн (появляется в Амарантайне) : Порождения Тьмы - это очень серьезно, но у меня собрание магов. Кстати, холоп, найди в лесу Вендинг мою подругу-ботаника и уговори ее присоединиться ко мне Остальные спутники : *в Awakening не появляются* Серый Страж : да бл*ть Встреча с Андерсом Андерс: Я семь раз сбегал из Круга Магов и ненавижу всех храмовников Серый Страж: Да ты крут Андерс: А еще я обожаю котят. Сер Ланселап, уииии, ты такой лапочка... Серый Страж: Ну нет, ты нам не подходишь. Слишком ты мягкий Андерс: Через несколько лет я стану одержим духом, сойду с ума, взорву церковь и начну распрю между храмовниками и магами Серый Страж: Ты принят Прочие спутники: Натаниэль: Я ненавижу тебя, Серый Страж, потому что ты убил моего отца Веланна: Я ненавижу людей и хочу спасти свою сестру, которая явно заражена скверной и перешла на сторону Порождений Тьмы Справедливость: Я Дух из Тени, вселившийся в полуразложившийся труп, и никого это не волнует. Кстати, именно благодаря моему влиянию Андерс взорвет церковь. Сигрун: Я бывшая воровка, воин из Легиона Мертвых, всех моих друзей убили, а я вовремя дезертировала Серый Страж: Думаю, мы сработаемся Серый Страж и Огрен Серый Страж: Я так снова рад тебя видеть Огрен: Ты кто такой бл*ть, я тебя впервые вижу Серый Страж: Но в Origins мы же были лучшими друзьями! Ты даже угощал меня знаменитым Огреновым пивом! Я помог тебе помириться с Фельзи! Огрен: Ничего не знаю Серый Страж: *вздыхает* ладно, на тебе бренди из Западного холма Огрен: Недурно, право! Серый Страж и любой спутник: Спутник: Слушай, тут такое дело, я очень хотел бы, чтобы ты мне помог... Серый Страж: Но мы же едва знакомы! В Origins я должен был подолгу танцевать ритуальные танцы и задабривать подарками, чтобы получить личный квест! Спутник: Заткнись и слушай... Серый Страж и вымогатели денег: Какой-то гном: Стены крепости в ужасном состоянии, срочно дайте 80 золотых на восстановление, а не то в конце все умрут Черный волк: Против вас организуют заговор, и, если вы дадите 50 золотых, я помогу его раскрыть Спутники: Нам нужны доспехи и оружие поприличнее, купи купи купи Серый Страж: Эй! Я копил эти деньги всю прошлую игру и собирался потратить их на себя! Почему король не предоставит нам хоть какое-то финансирование?! Впервые в Амарантайне: Стражник у ворот: А ну стоять, выворачивай карманы, что-нибудь запрещенное везете, приказ распространяется на всех! Констебль Айдан: КАК ТЫ СМЕЕШЬ ТАК РАЗГОВАРИВАТЬ СО СТРАЖЕМ-КОМАНДОРОМ, Я ОТСТРАНЯЮ ТЕБЯ ОТ СЛУЖБЫ Серый Страж: Круто, меня теперь все знают и уважают Констебль Айдан: Помогите разобраться с контрабандистами Серый Страж: *страдальчески закатывает глаза* Где-то в Амарантайне Какой-то житель города: Помогите мне снять кошку с дерева! Серый Страж: Вообще-то я Командор Серых Стражей и Герой Ферелдена! Какого Корифея я должен носиться по всему Амарантайну в поисках пугала и кухонных ножей и отыскивать пропавших мужей?! *задание обновлено* Серый Страж: Бл*ть Мастер Вэйд: Ингридиенты из моего списка не забудь! Бегая по крепостным стенам Амарантайна: Серый Страж: Какой шикарный вид! О, смотрите, там внизу толпа головорезов, которые гарантированно дожидаются нас! Спутники: *равнодушно пожимают плечами* Серый Страж: У меня гениальная идея! Андерс, начинай бить по ним магией, а ты, Натаниэль, стреляй по ним из лука! Спутники: А вы не боитесь, что они поднимутся на стену и навешают вам люлей? Серый Страж: *презрительно фыркает* Натаниэль и Андерс: *начинают атаку* Головорезы: *грозно потрясают оружием, но с места не двигаются и вскоре все умирают* Серый Страж: *демонстративно убирая меч в ножны* Делов-то! Первая встреча с Архитектором Архитектор: Что это у нас тут такое? Серый Страж, я не враг тебе... Серый Страж: Ты кто еще такой и почему у тебя голос Стэна? В плену у Архитектора: Архитектор: Благодарим вас за то, что воспользовались услугами нашей злодейской организации "Архитектор и К°". Мы заботимся о своих клиентах и предоставляем им проживание и новенькую одежду за счет фирмы! Мы же не какая-то там денеримская тюрьма, в которой заключенные содержатся в одних трусах! Архитектор: И, конечно, мы уверены в порядочности наших клиентов и в том, что они не попытаются сбежать и не уделают голыми руками толпу вооруженных порождений тьмы в доспехах! Серый Страж: *убеждаясь, что весь инвентарь пропал* НИКТО НЕ СМЕЕТ БРАТЬ МОИ ШТУЧКИ!!! Огрен: Эй, вообще-то это моя реплика! В Кэл-Хироле: Серый Страж: Итак, мы добрались до самого нижнего уровня, перебив по пути кучу врагов, и нас ждет супер-мега-босс Серый Страж: Тут из-под земли постоянно выстреливают какие-то щупальца Серый Страж: И кто-то упомянул Маток порождений тьмы во множественном числе Серый Страж: Нас ждет очень тяжелая схватка, так что давайте сразу продумаем стратегию. *полчаса спустя* Серый Страж: Так, я сделал все, что мог, и теперь да поможет нам Создатель. Спутники: Даа! Цепи, на которых держится тяжелая люстра: *ломаются в двух местах* Серый Страж: Это что, всё?! На Черных Болотах: Серый Страж: Мы наконец-то добрались до этих болот Серый Страж: Мало того, что здесь полным-полно оборотней, волков, так еще и разрывы в завесе, а еще запросто можно увязнуть в болоте Серый Страж: Так что правильнее было бы дождаться утра, чтобы хотя бы можно было видеть, куда мы лезем Спутники: Совершенно с вами согласны Серый Страж: НО КОГДА ЭТО МЫ ПОСТУПАЛИ ПРАВИЛЬНО ТАК ЧТО ПОЙДЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС СРЕДИ НОЧИ ПРАВДА Я ЗДОРОВО ПРИДУМАЛ Спутники: *facepalm* Баронесса и Страж-Кусланд, ставшая королевой: Баронесса: Я стану королевой в этом мире, и вы все склонитесь передо мной! Серый Страж: Ты на чьи лавры решила посягнуть, стерва? В логове Матери: Архитектор: Давайте жить дружно Серый Страж: Круто Мать: ЗНАЙ ЖЕ, СТРАЖ, ЧТО ЭТОТ ГАНДОН РАЗБУДИЛ АРХИДЕМОНА И НАЧАЛ ПЯТЫЙ МОР! Серый Страж: Что-то ни фига не круто Архитектор: ... Мать: Спутники: ... Серый Страж: Но я все равно согласен на альянс с Архитектором... Мать и половина спутников: КА-А-А-К?!?! Серый Страж: *непринужденно пожимая плечами* У него маска прикольная

НАПАДЕНИЕ НА ЛАГЕРЬ

Крикун (Shriek) х7 Порождение тьмы Ранг 1, 2
Крикун-вожак (Shriek Alpha) х1 Порождение тьмы Ранг 3
Мучающийся крикун (Tormented Shriek) х1 Порождение тьмы Ранг 3 Сражение, если герой - долийский эльф.


Воин, храмовник. Внебрачный сын короля Мерика, воспитанный в монастыре. Может обучить специализации Храмовник.
Присоединяется в Остагаре при выполнении квеста Посвящение в Серые Стражи . При любых отношениях остается в отряде до Собрания земель. Если на Собрании земель сделать Логэйна Серым Стражем, Алистер покинет отряд (его заменит Логэйн).
Личный квест Семья Алистера . По ходу квеста можно сделать Алистера более эгоистичным, это повлияет на его дальнейшие поступки.
Романтические отношения возможны с героем - женщиной. Ход диалога очевиден. Благородная женщина - человек может стать супругой Алистера. Женщина иного происхождения может после Собрания земель сохранить романтическую связь, если Алистер стал более эгоистичным по ходу личного квеста (возможный брак с королевой Анорой не имеет значения). Если в финале игры отвергнуть помощь Морриган и взять Алистера на битву с архидемоном, он принесет себя в жертву, спасая возлюбленную.
Сюжетные подарки: Амулет матери Алистера , Щит Дункана . Другие личные подарки: рунные камни, статуэтки и т.п.
Судьба. Может быть казнен. Может стать королем Ферелдена (один, либо в браке с героем - женщиной, либо в браке с Анорой). Может пожертвовать собой в бою с архидемоном. Может уйти в изгнание, оставшись при этом Стражем или спившись.


Личный квест Алистера. При хороших отношениях (одобрение больше 25) можно расспросить Алистера о его семье (удобнее всего это сделать при первом посещении деревни Редклиф). Позже в Торговом квартале Денерима Алистер узнает дверь дома, где живет его сестра (дом рядом с кузницей). При желании, после встречи с сестрой можно убедить Алистера, что «все живут для себя» - это соответственно изменит стиль его реплик и поведения.

Итог:


Маг, оборотень. Дочь легендарной ведьмы Флемет, выросшая в Диких землях Коркари. Может обучить специализации Оборотень.
Присоединяется в локации Где-то посреди Диких земель после битвы при Остагаре. Можно прогнать, но на последнем этапе игры в замке Редклиф Морриган появится и пожелает ребенка от Серого Стража. В случае отказа навсегда покинет отряд. Иначе уйдет после битвы с архидемоном.
Романтические отношения возможны с героем - мужчиной. Их можно начать при одобрении от 51 до 85. Ход диалога очевиден. Если близость состоялась, в эпилоге будет сказано, что Морриган ждет ребенка (даже если отказать ей в замке Редклиф).
Личный квест Гримуар Флемет . Если в момент получения квеста отказаться убивать Флемет, Морриган покинет отряд, но вновь появится в замке Редклиф на последнем этапе игры.
Сюжетные подарки: Черный гримуар , Гримуар Флемет , Золотое зеркало . Другие личные подарки: ожерелья, медальоны и т.п. Если после вручения зеркала попросить "быть полюбезнее", некоторые диалоги смягчатся.
Судьба. Так или иначе покидает отряд и уходит неведомо куда.


Личный квест Морриган. В Башне магов в Комнатах старших магов нужно найти Черный гримуар для Морриган. Через некоторое время в лагере Морриган попросит убить Флемет. В локации Где-то посреди Диких земель нужно поговорить с Флемет (в отряде не должно быть Морриган) и получить у нее ключ, либо отнять ключ у Флемет-оборотня (этот выбор последствий для игры не имеет). Затем - взять Гримуар Флемет из сундука в хижине и отнести Морриган.

Если в момент получения квеста отказаться убивать Флемет, Морриган покинет отряд, но вновь появится в замке Редклиф на последнем этапе игры.

Итог:
250 ХР за завершение квеста.


Разбойник, бард. Беженка из Орлея, жившая в монастыре и ставшая фанатичной поклонницей Андрасте. Может обучить специализации Бард.
Присоединяется в Лотеринге (в таверне или при выходе из локации). Покидает отряд, если по ходу квеста Урна священного праха осквернить прах Андрасте. Но если после личного квеста сделать Лелиану более эгоистичной, можно уговорами или запугиванием убедить ее остаться.
Романтические отношения возможны с героем любого пола. С мужчиной начинаются легко. С женщиной начинаются при высоком одобрении, если благосклонно отреагировать на похвалу прически. После личного квеста открываются дополнительные диалоги, тоже ведущие к романтическим отношениям.
Личный квест Прошлое Лелианы . После квеста можно сделать Лелиану более эгоистичной, развеяв ее сомнения при очередной беседе. Это слегка повлияет на ее дальнейшие поступки.
Сюжетные подарки: Прелестный наг , Милость Андрасте (цветок). Другие личные подарки: символы культа Андрасте, атласные туфли.
Судьба. Может остаться с героем. Может вернуться в Орлей. Может заняться изучением порождений тьмы. Может отправиться с церковной миссией в храм Андрасте. Может остаться при дворе Ферелдена, потом исчезает.


Личный квест Лелианы. При хороших отношениях нужно выяснить, почему Лелиана покинула Орлей. Затем на карте мира (Лелиана должна быть в отряде) можно встретить наемников, нанятых Маржолайн (локация Лесной ручей). Нужно поговорить с Лелианой о Маржолайн, затем - встретиться с Маржолайн в доме на западе Торгового квартала Денерима. Можно убить или отпустить ее - последствий для игры это не имеет.

Итог:
250 ХР за завершение квеста.


Воин, без специализации. Кунари с северных островов, собирающий сведения о Море.
Присоединяется в Лотеринге (нужно освободить из клетки). В Убежище, по ходу квеста Урна священного праха , присутствующий в отряде Стэн идет на конфликт с героем ("...нам нужен архидемон, а мы ищем останки...") и, при определенном диалоге и низком одобрении, может стать враждебен. Побежденный - остается в отряде.
Личный квест Меч Бересаада .
Сюжетный подарок Меч Стэна . Другие личные подарки: картины, тотем.
Судьба. Возвращается на родину с собранными сведениями. Герой может отправиться с ним.


Личный квест Стэна. Если отношения со Стэном хорошие, он может рассказать о потере меча. Нужно поговорить с мародером на озере Каленхад. Затем - узнать у Фарина в Морозных горах, кому он продал меч. В одном из домов деревни Редклиф нужно убедить Двина отдать меч, затем - подарить меч Стзну.

Итог:
125 ХР за разговор с мародером;
125 ХР и двуручный Меч Стэна за завершение квеста.


Разбойник, убийца. Эльф, антиванский Ворон (наемный убийца), имеющий поручение убить Серых Стражей. Может обучить специализации Убийца.
Присоединяется в локации Долгая дорога (случайная встреча на карте мира) после попытки выполнить поручение. Встреча происходит после завершения первого из четырех сюжетных квестов Флемет (Природа зверя и т.д.) В Денериме при низком одобрении может присоединиться к Ворону Тальесену в локации Задворки (случайная встреча на карте города) - "...посмотрим, Страж, удастся ли со второй попытки..." . При более высоком одобрении сохранит нейтралитет во время боя или поддержит героя. После боя можно отпустить или убедить остаться.
Романтические отношения возможны с героем любого пола. Ход диалога очевиден. Может предложить отношения сам при одобрении более 75. Если после достижения отметки Любовь отвергнуть Зеврана, он покинет отряд (но можно убедить его остаться).
Личного квеста нет. Фактически, эпизод с Тальесеном заменяет личный квест. Итог: 500 ХР.
Сюжетные подарки: Долийские перчатки , Антиванские кожаные ботинки . Другие личные подарки: слитки золота и серебра.
Судьба. Может остаться с героем (возможный брак героя с Алистером или Анорой не имеет значения). Может вернуться к Воронам.


Воин, берсерк. Гном, бывший муж Совершенной Бранки, фактически отверженный своим народом. Может обучить специализации Берсерк.
Присоединяется в Общинных залах Орзаммара по ходу выполнения квеста Само Совершенство .
Личный квест Давняя зазноба Огрена . От итога квеста зависит судьба Огрена.
Сюжетных подарков нет. Другие личные подарки: пиво, крепкие спиртные напитки.
Судьба. Может остаться на поверхности (создав семью с Фельзи или оставшись холостым). Без поддержки (плохие отношения с главным героем и Фельзи) может спиться.


Личный квест Огрена. Если поговорить с Огреном о его прошлом, он признается, что скучает по своей бывшей подруге Фельзи. Встреча с Фельзи состоится в таверне на озере Каленхад. Можно заранее подготовиться, поговорив с Фельзи без Огрена. При желании, можно поддержать Огрена во время его встречи с Фельзи, подсказывая ему шепотом ответы, и примирить его с бывшей подругой.

Итог:
250 ХР за завершение квеста.


Маг, духовный целитель. Старший маг Круга, доброволец битвы при Остагаре, пережившая смерть и остающаяся в живых благодаря поддержке Духа Веры.
Присоединяется в Башне магов (комнаты учеников) по ходу выполнения квеста Разорванный круг . Далее, по ходу того же квеста, покинет отряд, если высказаться за уничтожение магов в разговоре с Калленом или с ней самой (но после спасения Ирвинга можно договориться с Грегором о поддержке храмовников, не раздражая Винн). Если по ходу выполнения квеста Урна священного праха осквернить прах Андрасте, Винн покинет отряд, даже если находилась в лагере.
Личный квест Сожаления Винн . При подготовке квеста открывается личная способность Винн Сосуд духа .
Сюжетных подарков нет. Другие личные подарки: книги и свитки, вино.
Судьба. Может стать королевским магом при дворе Ферелдена. Может отправиться изучать тевинтерскую магию (одна или с Шейлой). Если заключен союз с храмовниками, планы Винн останутся тайной.


Личный квест Винн. До начала квеста при небольшом одобрении нужно поговорить с Винн о прошлом. Затем - взять Винн в отряд. При случайной встрече с монстрами на карте (локация Путь по склону) она потеряет сознание. Если обсудить с ней это происшествие, при следующей случайной встрече на карте (локация Разбитая дорога) Винн получит способность Сосуд духа . После очередного обсуждения начнется квест - нужно найти бывшего ученика Винн Анейрина. Его можно встретить в Восточном Бресилиане немного севернее поляны отшельника (подсказку может дать Сарел в Лагере долийцев).

Итог:
125 ХР и амулет Кулон Анейрина за завершение квеста.


Воин, витязь. В прошлом - освободитель Ферелдена от орлесианских захватчиков, ныне - виновник поражения при Остагаре, ставший Серым Стражем. Может обучить специализации Витязь.
Присоединяется на Собрании земель, если позволить ему вступить в орден Серых Стражей (заменяет Алистера в отряде).
Личного квеста нет.
Сюжетных подарков нет. Другие личные подарки: карты.
Судьба. Может пожертвовать собой в бою с архидемоном. Может заняться воссозданием Ордена Серых Стражей Ферелдена.


Голем. В прошлом - женщина-гном, добровольно ставшая големом для борьбы с порождениями тьмы. Нужен мод Каменная пленница .
Присоединяется в деревне Хоннлит по ходу выполнения квеста Голем в Хоннлите . Если по ходу выполнения квеста Наковальня Пустоты поддержать Бранку в присутствии Шейлы, она станет враждебна. Если Шейла отсутствовала - она все равно захочет уйти, по можно убедить остаться.
Личный квест Воспоминания голема .
Сюжетных подарков нет. Другие личные подарки: драгоценные камни.
Судьба. Может отправиться с Винн в Тевинтер в поисках способа вернуть прежний облик. Может вернуться к свободной жизни.


Личный квест Шейлы (мод Каменная пленница ). Есть два способа начать квест. Либо по ходу выполнения квеста Наковальня Пустоты нужно привести Шейлу к Каридину в локацию Наковальня Пустоты. Либо после выполнения того же квеста нужно поговорить с Шейлой о ее прошлом. Шейла предложит отправиться на глубинные тропы и на любой из их локаций вспомнит о тейге дома Кадаш (на карте появится новая отметка). В конце тейга Кадаш нужно осмотреть Памятник голему - Шейла восстановит свои воспоминания.

Итог:


Пес мабари.
Присоединяется либо в начале игры в замке Кусланд (пролог за благородного человека). Либо после битвы при Остагаре, в локации Заброшенное хозяйство (случайная встреча на карте мира), если выполнен квест Волкодав мабари . Либо в Остагаре после битвы (нужен мод Возвращение в Остагар ). Остается в отряде до победы над архидемоном.
Личного квеста нет.
Сюжетных подарков нет. Другие личные подарки: кости. При всегдашнем наивысшем одобрении это только забава для игрока.
Судьба. Жив, здоров и весел:)


[Нужен мод Крепость стражей .] Квест и метка на карте мира появляются после разговора с Леви Драйденом в лагере отряда. Нужно избавить Крепость серых стражей от демонов.

Во-первых, нужно закрыть проход в Завесе на втором этаже крепости. Это может сделать одержимая демоном София, если пообещать ей убить мага Авернуса (квест Сделка с демонами ), либо это сделает сам Авернус.

Во-вторых, нужно избавиться от Софии - убить или позволить покинуть крепость (последствий для игры выбор не имеет).

[В русской игре есть баг - при первом заходе в крепость игра вылетает. Нужно зайти, быстро выйти и снова зайти.]

Итог:
1500 ХР за завершение квеста.

Личные задания спутников в Dragon Age: Awakening появляются после достижения определенного уровня расположения или выполнения определенных условий. Чем выше уровень расположения, тем выше шансы узнать из доверительной беседы о прошлом спутников, их личные истории, переживания, совершенные ошибки и прочие тайны. Личные задания - это одно или два дополнительных поручения, после выполнения которых отношения переходят на новый уровень доверия. Добиться высоко расположения помогают и принимаемые решения по ходу игры. Расположение меняется исходя из характеров и убеждений спутников: что одному по нраву, другого может раздражать. Романтических отношений в дополнении нет, слишком мало времени.

Список личных заданий спутников и условия появления в Dragon Age: Awakening:

  • Андерс (задание «Свободу Андерсу!») - после разговора с Намайей недалеко от северного выхода из Амарантайна. Она расскажет об амулете с кровью мага, по которому его можно найти и выследить. Амулет хранится на заброшенном складе перед лавкой оружейника Глассрика, сбоку от главных ворот города. На складе будут поджидать храмовники, готовые арестовать Андерса и отправить в Круг Магов. Амулет найти не удастся.
  • Натаниель Хоу (задание «Семейство Хоу») - после встречи с садовником Сэмюелем во дворике с домами сельчан к востоку от входа в Башню Бдения. Садовник расскажет, что сестра Натаниеля Делайла жива и вышла замуж за амарантайнского купца. Все остальные родственники погибли во время гражданской войны. Встретить сестру можно возле мастера Хенли в торговых рядах Амарантайна.
  • Огрен (задание «Огрен - отец семейства») - Фельзи, мать ребенка Огрена, явится в Башню Бдения, разгневанная на то, что муж пренебрегает своим семейным долгом. Душевный разговор с другом, при высоком уровне расположения, поможет уладить проблему.
  • Веланна (задание «Изгнание Веланны») - во время перехода к Черным Болотам произойдет случайная встреча с бывшими соплеменниками задиристой эльфийки во главе с Марреном. Как выясниться, ее изгнали из клана, но о причинах станет известно позже, после душевного разговора в Башне Бдения.
  • Справедливость (задание «Кристофф и Справедливость») - Ора, жена Кристоффа, в поисках своего мужа прийдет в Башню Бдения после возвращения отряда с Черных Болот. Конечно, она испытает страшное потрясение, когда Справедливость объяснит, что Кристофф мертв, а в его теле теперь обитает дух из Тени. Переживания женщины закончатся в церкви Амарантайна после повторного разговора со Справедливостью.
  • Сигрун (задание «Воровское прошлое Сигрун») - в Амарантайне, если пойти по правой дороге от констебля Айдана в сторону таверны и церкви (не доходя до лесенок и телеги), можно встретить Мищу, давнюю подругу Сигрун, которую по ее вине выгнали из Орзаммара. Встреча пройдет на повышенных тонах. После откровенного разговора с Сигрун в Башне Бдения надо вернуться в Амарантайн и зайти в таверну «Корона и лев», где можно будет все уладить миром.
    Мища не появится на улицах Амарантайна, если были выполнены, или даже взяты, поручения констебля Айдана по уничтожению бандитов в задании « ». Исправить ошибку в логике выдачи заданий можно с помощью файла «Sigrun"s Roguish Past & Law and Order fix ». Скачиваем файл Sigrun_Law_Order.rar из социальной сети Bioware, копируем папку Sigrun_Law_Order , содержащую три файла, в /packages/core/override с установленной игрой. Выполнить личное задание Сигрун можно будет до обороны Башни Бдения или до спасения Амарантайна, то есть до начала финальной стадии игры. Для удаления фикса из игры удалите папку Sigrun_Law_Order.

Квесты от спутников
Свободу Андерсу
В Амарантайне у ворот города вы встретите эльфийку-разбойницу Намайю. Поговорите с ней. Она расскажет о том, что искомое Андерсом находится в Амарантайне на заброшенном складе, после чего уйдет. Допрашиваем Андерса. Тот расскажет, что просил Намайю выяснить местоположение его амулета крови, по которому храмовники могу найти беглых магов. Обещаем ему при случае обыскать склад. Вход в него находится рядом с торговыми рядами. Заходим внутрь, обыскиваем сундуки в первой комнате. Идем во вторую, где нас будет ждать засада храмовников. Неугомонная храмовница, которая никак не желает отставать от Андерса, требует, чтобы мы отдали ей его. Посылаем ее куда подальше, убиваем, после чего забираем оставшиеся вещи и сваливаем тем же путем, что и пришли. Все, больше Андерса церковь не потревожит.

Семейство Хоу
Как только вы вперваый раз выйдете из тронного зала с Натаниэлем во двор башни Бдения, его признает бывший эльф-слуга, который расскажет ему о том, что его сестра Делайла жива, вышла замуж и сейчас находится в Амарантайне. Натаниэль попросит нас ее отыскать. Нет ничего проще. Идем в Амарантайн к торговым рядам и около оружейника Глассрика встречаем Делайлу. Она откроет Натаниэлю глаза на личность отца, после чего он будет безоговорочно верить вам и вы даже станете лучшими друзьями.

Огрен - отец семейства
Как только расположение Огрена к вам станет больше 25, то в башню Бдения заявится его вторая жена Фельзи. Барышня будет попрекать нашего рыжебородого друга тем, что он бросил семью (ее и ребенка), ради того, чтобы рубить порождений тьмы. После того, как Фельзи уйдет, вы получите данный квест. Вам надо догнать благосклонность Огрена до 75 и вернуться к разговору о его семье. Он скажет вам, что не создан для семейной жизни. В зависимости от того, что вы ему посоветуете, он в конце игры либо будет навещать Фельзи и сынишку, либо навсегда исчезнет из их жизни.

Изгнание Веланны
Путешествуя по маршруту Амарантайн - башня Бдения, вы встретие отряд долийцев. Поговорите сначала с их предводительницей, а затем (уже в тронном зале башни) с Веланной. Ее народ отречется от нее, поддержите ее, чтобы повысить ее благосклонность. Квест будет выполнен при любом раскладе.

Воровское прошлое Сигрун
Придите с Сигрун в Амарантайн. Справа от входа в город будет находиться девушка-гном по имени Мища. Она наорет на Сигрун благим матом, т.к. когда-то по ее вине Мищу выгнали из Орзамара. На этом диалог будет окончен. Позже, когда благосклонность Сигрун будет выше 50, в тронном зале вы сможете вернуться к этому разговору и убедить Сигрун извиниться перед Мищей. Вы можете найти ее в трактире "Король и лев". Как только Сигрун поговорит с ней во второй раз, квест будет завершен.
Примечание: вы можете не получить этот квест вовсе из-за двух багов
-вы выполнили задание "Контрабандный маршрут"/"Закон и порядок" до того, как спасли Сигрун;
-после убийства маток Кэл Хирола благосклонность Сигрун подскочила сразу до 100 (на самом деле она осталась базаовой).

Кристофф и справедливость
Придя во двор башни бдения после прохождения Черных болот. К Справедливости кинется жена Кристоффа Ора. Когда она узнает, что это нее муж, а всего лишь дух в его теле, она убежит, покрыв Справедливость последними словами. Потом до него дойдет, что расстроил девушку и захочет загладить свою вину. Нам нужно отыскать ору в Амарантайне и устроить ей вторую встречу со Справедливостью. Она поймет, что дух хотел только добра и простит его. Справедливость же пообещает ей, что смерть Кристоффа будет отомщена. Квест на этом будет завершен.

Что еще почитать