Ирина богушевская - биография, информация, личная жизнь. Бабочкины крылья Ирина богушевская личная жизнь муж

Прекрасная и талантливая артистка – Ирина Богушевская покорила сердца многих телезрителей своими пронзительными стихами и песнями. Она смогла соединить в своем репертуаре несколько разных стилей: шансон, джаз и рок-н-ролл. До сих пор слушатели наслаждаются выступлениями Ирины Богушевской и как прежде проявляют интерес к новым достижениям в ее творческой биографии и личной жизни.

Детские годы

Ирина родилась 2 ноября 1965 года в Москве. Родители были добрыми и простыми людьми: отец работал переводчиком, а мама некоторое время занималась художественной гимнастикой. В семье всегда царила гармония и любовь, поэтому она очень любит говорить о своем детстве.

Когда Ире исполнилось 3 года, семья временно переехала в Ирак. Девочке там очень понравилось. Новая обстановка натолкнула ее на творчество, поэтому она начала сочинять небольшие стихи и песни. Затем ей захотелось заняться пением, и она записалась на курсы в детскую хоровую студию «Веснянка». Ира получала от этого большое удовольствие. Она всегда стремилась к познанию чего-то большего и очень заинтересовалась курсами эстетического воспитания. Родители были очень рады тому, что девочка растет разносторонней личностью.

Однажды певица рассказала:

«Первым моим педагогом по вокалу была Малахова Ирина Николаевна. Детям всегда было интересно с ней заниматься, ведь у нее был к нам особый подход. К примеру, в нашей группе была лесенка из пенопласта, в которой было 8 ступеней. На каждой из них было по одному животному: на первой – жил медведь с грубым голосом, а на самой последней – сидели маленькие певчие птички. И мы должны были пропеть каждого из них определенным тембром…. Я считаю, что мое увлечение музыкой практически на 100% зависит от замечательной женщины и прекрасного педагога Ирины Николаевны».

Спустя некоторое время, семье вновь пришлось пережить переезд в другую страну. На тот момент Ирина была подростком. В ней играл юношеский максимализм, и она мечтала о том, чтобы выделиться из толпы неординарными поступками. Позже певица призналась о том, что хотела показать родителям свое «Я» и доказать, что она неидеальная. Это был сложный период в биографии и личной жизни Ирины Богушевской. Именно тогда в ее голове появлялись страшные мысли о суициде. Но она вовремя сумела справиться и совладать с собой.

На фото Ирина Богушевская

Студенчество

Девушка удачно окончила школу и поступила в МГУ им. Ломоносова на философский факультет. Там она принимала активное участие в общественной жизни университета: выступала на сцене, пела, писала стихи. Когда Ирина перешла на второй курс, ее очень заинтересовал студенческий театральный коллектив. Девушка охотно вступила в его ряды и обучалась актерскому мастерству у своего художественного руководителя Евгения Славутина. Ирина слегка боялась его, так как педагог часто был очень резок в своих выражениях. Но все же, девушка очень уважала своего наставника и благодарна ему за все, чему он ее научил.

Кроме того, Богушевская быстро нашла общий язык со своими коллегами. Артисты выступали не только на родной сцене театра, но и часто ездили на гастроли в другие страны. Стоит отметить, что именно в этот период не только в творческой биографии Ирины происходят перемены, но и в личной жизни. В стенах родного университета Богушевская встречает своего первого мужа – Алексея Кортнева

.

Первые шаги к успеху

Помимо выступлений в театре, Ирина старалась налаживать связи и в музыкальной сфере. Так, однажды Богушевская вместе с Кортневым, создали творческий союз, благодаря которому получили широкую известность. Они успешно выпускали новые альбомы и устраивали многочисленные концерты.

В 1993 году девушка приняла участие на фестивале актерской песни А. Миронова и выиграла. Удивительно, что по сей день, Ирина является единственной певицей, которая получила на этом конкурсе Гран-при. В том же году певица выступила с новой сольной программой на сцене своего родного университета.

Но вдруг за сплошной полосой везения, последовала череда неудач. Однажды, возвращаясь с очередного спектакля, Ирина попала в автокатастрофу. Она чудом осталась жива, но без травм не обошлось. Девушку доставили в больницу с сильным повреждением сосудов на руке. Целых два года Богушевская старалась бороться с недугом и обращалась за помощью к разным специалистам. Но только в 1995 году одной целительнице удалось восстановить чувственность руки.

После этого певица сразу же принялась за постановку нового мюзикла «Зал ожиданий», в котором должна была исполнить песни собственного сочинения.

Ирина Богушевская во время выступления

Долгожданное возвращение

Сразу же после возвращения на сцену Ирина старается наверстать упущенное: записывает новые песни, посещает светские мероприятия. В 1995 году ее приглашают на фестиваль эстрадного искусства «Ялта — Москва — Транзит». Певица с успехом проходит несколько этапов отборочного тура, но перед финальным выступлением узнает новость о смерти матери. Она была настолько подавлена, что отказалась от дальнейшего участия в финале.

Через три года творческая биография Ирины Богушевской пополнилась первым сольным альбом – «Книга песен». По мнению многих критиков, ее творчество стало главным достоянием постсоветского пространства. Кроме того, тексты ее песен просто поражали своей глубиной и чувственностью, поэтому Союз писателей принял ее в свои ряды.

В начале 2000 годов выходит второй альбом – «Лёгкие люди», но, к сожалению, до дебютного альбома ему было еще очень далеко. Некоторое время певица сотрудничает с другими авторами и выпускает несколько новых песен. А в 2001 году Богушевская делает небольшой перерыв.

В январе 2005 года певица вновь врывается на подмостки отечественного шоу-бизнеса с новым альбомом – «Нежные вещи». Поклонники были безумно рады новым хитам, а критики восторженно обсуждали ее непревзойденный стиль и талант.

Последним ее альбомом стал «Шёлк». По ее словам, это была особенная программа, предназначенная для людей, которые хотя бы раз в жизни любили.

Альбом «Шелк»

Личная жизнь

Творческая биография и личная жизнь Ирины Богушевской всегда были тесно переплетены. Первым ее мужем стал друг и коллега Алексей Кортнев. Их связывали общие интересы, увлечения. Именно этот период в их жизни считается самым успешным. Но, несмотря на то что в творчестве они полностью дополняли друг друга, в семейной жизни было не все так гладко. После рождения первого сына Артемия, певица решила повременить с карьерой и взяла небольшой отпуск. Несколько месяцев она не могла прийти в себя, и очень расстраивалась из-за того, что не может двигаться дальше в карьере. Но также она понимала, что в данный момент нет ничего важнее, чем ее ребенок.

Ирина с Алексеем Кортневым

Постепенно супруги стали отдаляться друг от друга, и в конце концов разошлись. Но молодые люди сумели сохранить теплые и дружеские отношения. Периодически они видятся и обсуждают важные вопросы по поводу воспитания общего сына, который только недавно всерьез увлекся фотографией.

Спустя некоторое время в личной жизни Ирины Богушевской вновь происходят радостные перемены: встреча со вторым мужем – репортером Леонидом Головановым. Супруги прожили в браке на протяжении двенадцати лет. За это время певица родила еще одного ребенка – сына Даниила. Пара всячески старалась сохранить этот союз ради детей, но было очевидно, что им это доставляет огромные мучения. Супруги нашли в себе силы и серьезно обо всем поговорили. В результате они пришли к обоюдному решению и развелись. Их отношения тоже закончились на дружеской нотке.

Ирина с Леонидом Головановым и сыном

Все это время поклонники строили догадки о том, как будет складываться дальнейшая творческая биография и личная жизнь Ирины Богушевской. На самом деле она и сама не раз задавала себе этот вопрос. Некоторое время певица просто хотела насладиться свободой и обрести душевную гармонию. Когда у нее это удалось, Ирина встретила новую любовь. Несмотря на то что у нее уже в прошлом было два мужа, Богушевская решила рискнуть. И не прогадала.

Ирина и Александр Аболиц

Александр Аболиц затронул все струны ее души. Практически после первой встречи он знал, что Ирина – это его единственная. Мужчина долго ухаживал, оказывал знаки внимания, налаживал отношения с детьми. Своей настойчивостью, он буквально вырвал победу, и Богушевская поддалась на его уговоры. Сейчас Ирина Богушевская ни о чем не жалеет: у нее есть прекрасный муж, дети, творчество. Она чувствует любовь и готова дарить ее в ответ.

…Домофон в доме на Плющихе временно не работал, и Тема, сын Ирины Богушевской, выскочил меня встретить. Высокий, красивый… А как на Кортнева похож! (Алексей Кортнев – бывший муж Богушевской, отец Темы. – Ред.) «Мам, представляешь, папа два ребра сломал на проекте!» – возбужденно говорит Тема маме. «Да ты что! И как теперь?» – «Все. Ушел». – «Ничего себе! Бедный! А мне ведь тоже звонили с «России». Мол, вы такая спортивная, у вас все получится! Говорят, на лед надо выходить в июле. Какой лед, вы что?! А они: ну, у нас же «Танцы на льду». Полную медицинскую страховку обещали. Мол, все участники, если что, сразу ложатся в очень хорошую больницу! Я вспомнила все свои травмы и сказала, что подумаю. Тема: «А было бы забавно: папа – на первом канале, мама – на втором».

Каждое утро: я хочу умереть

Ирина, вы, наверно, ни о каких больницах теперь слышать не можете – после той автомобильной аварии в 1993 году … Сейчас, когда вы вернулись к полноценной жизни, можете сказать, как это на вас повлияло?

Прекрасно! Я очень долго размышляла тогда, почему со мной это случилось. Я как раз только выиграла конкурс, у меня только оформились, еще даже не просохли бабочкины крылья, чтобы можно было лететь к новым свершениям, и вдруг так жестоко, в 27 лет, я остаюсь практически без правой руки, инвалидом – с темным облаком на месте будущего. Почему, как? Тогда ничего не поняла. Поняла гораздо позже: мир, вероятно, хотел сообщить мне какие-то очень важные вещи, а я не слушала. Мы тогда расставались с Лешей, это казалось мне вселенской катастрофой – и, собственно, и было для меня именно ею. И было настолько тяжело, что не хотелось жить. Я просыпалась с этой мыслью каждое утро: я хочу умереть. Но это ведь страшная штука! Это программа самоуничтожения, и если ты ее запускаешь, мир не может не выполнить твое желание! Он всегда наши желания выполняет. Очевидно, нужно было как-то меня остановить... Эта история меня научила прежде всего ценить каждый день, который мне дан. Она вообще меня изменила – перевернула во мне всю систему ценностей. Я стала гораздо более сильным человеком – это было серьезное испытание. Я когда-нибудь, наверное, напишу про это сценарий фильма.

Вправду так было: дернули за руку – и она ожила?

Ну, фактически так. Это был армянский хирург с колоссальным стажем. Ему было глубоко за семьдесят. Почему меня к нему отвезли? Потому что у него был огромный опыт после спитакского землетрясения: они с сыном, тоже хирургом, несколько суток в полевом госпитале собирали людей по частям. У него были феноменальные руки! На самом деле проблема с недвижимостью моей руки состояла в том, что, когда спала посттравматическая опухоль, неправильно встали кости – они срослись и зажали нерв. И он действительно голыми руками поставил кости на место. Я грохнулась, конечно, в обморок тут же и ничего не помню, но когда я пришла в себя, моя рука шевелилась. Это просто чудо. Правда.

Судя по песням, у вас вообще «чудесное мироощущение», поэтому неудивительно, что чудеса к вам приходят…

Да, мне кажется, где мысли, там и энергия. И мы способны, как минимум, себя программировать определенным образом – даже на бытовом уровне. В нашей старой квартире двери в гостиную были со стеклами, и Тема страшно любил на них рисовать моей помадой. Он взял как-то и нарисовал силуэт дома. И вдруг через какое-то время мы с родителями построили такой дом. Потом он пририсовал к нему трубу – и в доме появилась печь, которая изначально не была предусмотрена. И я ему сказала: «Тем, ты осторожнее рисуй. Ничего плохого не рисуй, пожалуйста». А может, мы просто смотрели на эти картинки, думали – создавались некие мыслеформы и начинали на нас влиять. Все это такие тонкие вещи… Я не боюсь казаться смешной, когда про это говорю, потому что убеждена, что наша наука просто пока еще очень мало понимает в этом, а когда-нибудь дорастет и прояснит, как оно все происходит.

Или вот еще яркий пример на эту тему. Когда я лежала в больнице, один мой друг принес мне кассету с записью альбома «Гетц и Жильберто играют музыку Антонио Жобима». Я влюбилась в эту музыку раз и навсегда. Так же как мед – это квинтэссенция лета, впитавшая все его лучи и запахи, бразильская босанова – это какая-то эссенция счастья. Она полна покоя и радости. Я слушала эту кассету на повторе день за днем, и моя боль отступала. И я сказала себе, что однажды переведу эти песни на русский и спою со сцены. Потом этой идеей загорелся мой друг и учитель Алексей Иващенко – и после полугода работы мы сделали программу «Утро Карнавала». Публика была в восторге, и стало понятно, что нужно делать из этой истории большой праздник жизни. Дальше – как в хорошем кино. Мне звонят из холдинга «Миэль» и предлагают встречу. Прихожу – и вдруг меня спрашивают, что у меня за планы и не нужна ли мне помощь. И конечно, я сразу сказала, что мечтаю о Фестивале босановы – с приглашенными гостями, с оркестром. И что вы думаете? В прошлом году все это произошло на самом деле, был грандиозный концерт во МХАТе, с переаншлагом, лишние билеты спрашивали от метро! Всем так понравилось, что «Миэль» решил сделать Фестиваль ежегодным. Разве это не чудо – найти таких потрясающих партнеров и такую поддержку?

Расскажите о детях...

Лучшие дня

Ну, они оба мое счастье. Тема помешан на всяких гаджетах, а друзья у него просто по всей стране. У нас, конечно, очень интересная семья… Я много езжу на гастроли, муж путешествует, поскольку мотается на всякие тест-драйвы…

А кто у нас муж?

Муж у нас автомобильный журналист Леонид Голованов, обладатель нескольких премий «Лучший журналист года». И Тема много ездит! Мы иногда созваниваемся: «Привет, я в Харькове» – «Ой, а я в Мурманске!» Он через Интернет познакомился с большим количеством людей: то они к нам приезжают, то он – к ним. В общем, где он только не побывал! Теме уже двадцать. А Дане сейчас шесть, и самое смешное, что он активно пишет песни! Ему страшно не хватает слов, поэтому иногда он мурлычет вместо слов «ме-ме-ме, бе-бе-бе». (Смеется.) Ужасно забавный человек, с абсолютно своим подходом к действительности и уже понятно, что творческий. Я прямо вижу, когда на него накатывает вдохновение! Такое счастье, когда сейчас Данила растет, а у меня есть возможность часто быть с ним рядом, потому что Темыча вырастили мои родители в основном, и, конечно, хотелось с младшим ребенком этих ошибок не повторять.

Кисель из макарон

Ирина, а вы сами в какой атмосфере росли?

Когда я родилась, мама училась в инязе и ушла оттуда, чтобы полностью посвятить себя семье. Она была бескомпромиссным человеком: если я служу семье, то просто вся, с потрохами, отдаю себя на этот алтарь – мужу и ребенку. И я бы, наверное, была другой, если бы она не вкладывала в меня такое количество любви, сил. А атмосфера в доме была удивительная! Родители представлялись мне какой-то сказочной парой. Очень красивой: папа был на восемь лет старше – высокий красавец, мама рядом с ним – маленькая и хрупкая (она была очень маленького роста). Папе было уже 28, когда я появилась, и он полностью был готов к тому, чтобы стать отцом, – он страшно меня любил и баловал. Ну и маму, конечно. Они растили меня такой принцессой, что когда папа остался работать в Будапеште (и мама с ним), а я поступила в Московский университет и отныне жила одна, я столкнулась с тем, что даже не понимаю, в какой воде нужно варить макароны. Много раз, пока не сообразила, что их кладут все-таки в кипящую воду, засыпала в холодную, ставила на маленький огонь, садилась с книжкой и зачитывалась до того, что у меня в кастрюле образовывался кисель из макарон, которым можно было обои клеить. То есть я совершенно не знала никаких бытовых проблем, а потому и решать их не умела.

А папа кем был?

Папа тоже закончил иняз – они с мамой там и познакомились. (Это было его второе образование.) Он был профессиональным переводчиком с испанского, но знал при этом пять языков, а работал всю жизнь в международном отделе ВЦСПС (Совет профессиональных союзов) и отвечал за дружбу между народами. То есть он нереально много для советского человека ездил по «заграницам», так что жили мы очень неплохо по тем меркам. В общем, такая семья – номенклатура не номенклатура, но где-то близко.

Пели, сочиняли с детства?

Да, это очень рано проявилось: в три, в четыре года я начала булькать какие-то песенки, сочинять стишки, и так оно дальше и пошло. Потом, конечно, колоссальный всплеск был в 14-15 лет, когда я влюбилась, – в этом возрасте очень многие пишут, но у них, к счастью, проходит.

Стоики, сидики и лежики

А у вас не прошло, но вы тем не менее пошли на философский факультет…

Я счастлива, что училась там. Моя мама хоть и бросила иняз, но тяга к образованию и самореализации ее постоянно глодала, и когда мне было уже семь или восемь лет, она поступила на философский, на вечерний, и закончила его. В результате я росла в атмосфере особых разговоров: к маме приезжала группа – готовиться к экзаменам, они вместе обсуждали разные философские концепции. Помню, они страшно смеялись, когда я, услышав, что они обсуждают каких-то философов-стоиков, спросила: «А бывают философы сидики и лежики?» В общем, как-то в мой неокрепший детский ум все это вошло и, честно говоря, тогда я и решила, что это очень подходящее занятие – читать умные книжки, разговаривать с умными людьми, что лучшего просто быть не может. И постепенно, к последним классам школы, я действительно созрела до того, чтобы получить гуманитарное образование. У меня по всем этим предметам были пятерки, а кроме того, в Будапеште, где я оканчивала школу, не было возможности продолжать музыкальное образование: я была в «тотальной» изоляции и читала книжки сутками, – в итоге отлично подготовилась к поступлению и с удовольствием потом училась.

А в какой момент вы переключились на искусство?

Поначалу я настолько была поглощена учебой, что мне было ни до чего. Нагрузка на первых курсах на философском факультете сумасшедшая! А потом, когда на факультете распределяли общественную нагрузку (а я была девушка, которая окончила школу в Будапеште, такая… немножко диссидентская), я поняла, что совершенно не могу выполнять какие-то идеологические задания, и сказала: давайте я буду петь и танцевать за честь факультета. Так и получилось, и на всяких смотрах – художественной самодеятельности, слетах песни, фестивалях – я выходила и пела за честь факультета (смеется) свои декадентские песни. Там меня заметила Ирина Александровна Большакова, худрук театра МГУ, и пригласила прослушаться на главную роль в мюзикле. Я совершенно была этим потрясена, счастлива, и здесь началась моя вторая жизнь. Довольно долго мне удавалось все совмещать: и учиться, и репетировать, и ездить на гастроли, и играть, и писать, и тусоваться с всякими невероятными людьми… Все это было возможно, пока не родился Темка. Но когда он родился (а как раз началась перестройка, и все эти самые ужасные, нищие голодные годы), то крылья мои не то чтобы совсем отсохли, но, конечно, приувяли. Мы были нищие студенты, я поступила в аспирантуру, но денег от этого не прибавилось, в сад Артемия не брали – у него был медотвод от прививок. В общем, я должна была писать диссертацию, а могла себе позволить нанять няню два раза в неделю на три часа. И хочу сказать, что такой бешеной работоспособности, как в эти три часа, у меня не было ни до, ни после в жизни. Но я все равно не успевала написать диссертацию за эти клочки времени. И когда моя знакомая сказала, что идет кастинг ведущих на музыкальную радиостанцию, я подумала: вот туда-то мне и надо! Пошла… Человек из театра, плюс свободный английский – меня взяли, и это было потрясающе! Еще и потому, что там я получала в десять раз больше, чем в аспирантуре. Вот таким образом я плавно-плавно ушла с научной орбиты. Не знаю, наука вздохнула с печалью или с облегчением? (Смеется.)

Я тебе вручаю твое имя

А вы запели уже на всю страну, пользуясь служебным положением?

Нет, я прочла о конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова и подумала: «Боже мой! Актерская песня! Да еще и Андрей Миронов! Это мое!» И послала кассету со своими песнями. И я выиграла этот конкурс – получила Гран-при. Это было полнейшее счастье, потому что я разом избавилась от одного очень важного и страшного для меня комплекса: я пою, выступаю на сцене, а на самом-то деле я человек (шепчет трагически) с дипломом философского факультета! На конкурс пришли люди из Щуки, из МХАТа, из Щепки – а я какая-то дворняжка, прости Господи! Я понимала, какая пропасть между нами – людьми из студии и ребятами, которые пять лет осваивали профессию. Перед театральными у меня был жуткий комплекс. И когда Николай Караченцов вручал мне приз, это был дико трогательный момент – я его никогда не забуду: помимо приза, диплома, денежной премии, он вручил мне листок формата А 4, где от руки было написано: «Ирина Богушевская». «Я тебе вручаю, – сказал он, – самое дорогое, что есть у артиста: твое имя! Вот теперь ты должна вести себя так, чтобы никогда не было стыдно за него». И это очень серьезное напутствие. Какие-то проекты, в которые меня звали, не выдержали этой проверки – не на все я соглашалась. Это страшно важный момент, когда суперпрофессионалы признали тебя своей. Вот тогда, наверное, я в себя по-настоящему и поверила. И мой театр в меня поверил, потому что от каких-то двух-трех песен в спектакле я перешла к бенефису, потом на его основе вырос мономюзикл по моим песням – это был очень большой скачок. Такая санта-барбара.

Вы ведь и с Алексеем Кортневым познакомились в театре МГУ...

У нас с Лешей много общего, как ни странно, в духовном. Это какое-то братство: мы и впрямь родственные души, потому что даже книжки, явления, фильмы оцениваем совершенно одинаково. И по природе нашего творчества мы близки. Однажды нас независимо друг от друга пригласили выступать в одно и то же место, и мы там встретились, уже будучи женатыми, и он (я даже не могу описать это сложное чувство) с какой-то обреченностью сказал: «Ты знаешь, я убежден, если бы в театре не встретились, мы все равно бы потом поженились». Нас просто нос к носу столько раз жизнь сталкивала! И, кроме того, говорят, что браки заключаются на небесах, – наверное, так и есть. Но мы, правда, были дико молодые, оба с таким гонором – в общем, не готовые совершенно к семейной жизни. Если бы кто-нибудь мне тогда сказал, что я вдруг однажды почувствую, что находиться дома мне гораздо приятнее, чем брать чемоданы и ехать на гастроли, я бы никогда в жизни не поверила! Мне казалось, что моя жизнь будет только на сцене, а все остальное – вообще такая ерунда, про которую даже не стоит думать. У нас замечательный общий сын, мы все общаемся, и мне ужасно интересно, что у Леши происходит, как он себя чувствует, как у него карьера складывается. Мне с ним интересно! Это родной человек на всю жизнь. Я вообще хочу сказать, что из всех мужчин, с которыми у меня были длительные отношения, есть только один человек, с кем я не хочу общаться. Со всеми остальными существует очень глубокая связь, которая не прерывается никогда, и мы пожизненно можем встречаться как друзья.

Помнится, в одной передаче вы рассказывали, какой чудесный у вас муж – второй, и как красиво он вас завоевывал…

Действительно он вас «в боях» завоевывал?

Ой, там в начале была такая санта-барбара в отношениях – очень они были сложносочиненные... Нет, я не могу это рассказать: все участники, к счастью, до сих пор живы… Скажу одно: все они вышли из ситуации с честью, достоинством и даже изяществом и, к счастью, общаются друг с другом с колоссальным удовольствием, а это главное.

А вы песни сочиняете по мотивам своей жизни?

Я бы дорого дала за то, чтобы уметь придумывать истории и конструировать миры. Но я, к сожалению, как паук, который тянет из себя нить: я тоже все вытягиваю из себя – из своих эмоций, жизненных ситуаций, состояний. И даже если я рассказываю истории про третьих лиц, это все равно про меня. Это такая женская лирика – на сто процентов.

А вам заказывали когда-нибудь написать песню?

Ирина Александровна Богушевская - певица, поэтесса и актриса, она родилась 2 ноября 1965 в Москве. Женщину считают уникальным явлением в российском шоу-бизнесе. В её репертуаре удивительным образом сочетаются элементы французского и русского шансона, джаз и даже рок-н-ролл. Слушатели по всему миру до сих пор получают колоссальное удовольствие от выступлений Богушевской.

Тяга к искусству

Отношения с родителями у артистки складывались удачно. Её отец был переводчиком, а мать в юности занималась гимнастикой. Когда дочери было три года, семья на время переехала в Багдад. Ирина с улыбкой вспоминает в интервью то время, проведённое под ярким солнцем у бассейна. Она была счастлива, в семье царила гармония и любовь.

Ира с детства писала стихи и песни про животных, а потом и про мальчиков. Она пела в детской хоровой студии «Веснянка», позднее девочка занималась в студии эстетического воспитания при университете. Из-за переезда семьи в Венгрию Богушевская не получила музыкального образования.

В подростковом возрасте будущая певица обожала стихи. Она запоем читала сочинения Цветаевой и Ахматовой, мечтала стать поэтессой с трагической судьбой. После десяти классов школы Богушевская стала студенткой философского факультета МГУ имени Ломоносова. В 1992 г. она получила диплом.

Уже на втором курсе девушка начала играть в студенческом театре. Под руководством Евгения Славутина она обучалась актёрскому мастерству, регулярно выступала в составе труппы. Коллегами Ирины были такие известные личности, как Валдис Пельш и Алексей Кортнев. С постановкой «Синие ночи ЧК» театр ездил на гастроли в США, Германию и Финляндию. Также актёры представили этот мюзикл на Эдинбургском театральном фестивале Fringe.

Начало карьеры

Ещё в студенческий период Богушевская выступала с группой «Несчастный случай». Также она училась в музыкальной студии Алексея Иващенко и Георгия Васильева. В 1993 г. девушка стала победительницей конкурса актёрской песни Андрея Миронова. До сих пор она является единственной обладательницей Гран-При. Победу Ирине принесли композиции «Пароход» и «39 трамвай».

После успеха на конкурсе певица презентует сольную программу на сцене Театра МГУ. Но на пути к успеху встала автомобильная катастрофа, вследствие которой девушка два года не могла заниматься музыкой. В 1993 г. девушка попала в аварию, уезжая со спектакля. Она чудом осталась жива, но на руке произошёл разрыв нервных окончаний. Только в 1995 г. армянской целительнице удалось вернуть чувствительность правой руке Ирины.

В 1995 г. Евгений Славутин и Алексей Кортнев помогли певице поставить моно-мюзикл «Зал ожиданий». В этой постановке она исполняла композиции собственного сочинения, также Алексей написал стихотворное либретто. В том же году Богушевская выступала в летних играх клуба знатоков «Что? Где? Когда?».

Возвращение к музыке

В 1995 г. после долгого перерыва Богушевская участвует в конкурсе «Ялта-Москва-Транзит». Но незадолго до финального выступления она неожиданно узнаёт о смерти матери. Эта новость выбивает девушку из колеи, она отказывается принимать участие в финале конкурса.

В 1998 г. был выпущен первый сольный альбом Ирины, он назывался «Книга песен». Критики высоко оценили эту пластинку, она стала сенсацией на территории постсоветского пространства. Творчество Богушевской ставили в один ряд с первыми альбомами Аллы Пугачёвой и Жанны Агузаровой. Благодаря её удивительным текстам девушку приняли в Союз писателей.

На сцене певицу сопровождал «Оркестр форсмажорной музыки». Позднее к ним присоединились участники группы «Несчастный случай», и коллектив был переименован в «Случайный оркестр». После дефолта Ирине пришлось сократить количество музыкантов. Она оставила при себе только пианистку Светлану Мочалину. Вместе девушки выступали с программой «Шоу для тебя одной», в течение трёх лет им удавалось собирать крупнейшие залы в России. Но старые знакомые музыканты продолжали помогать Богушевской во время работы в студии.

В 2000 г. вышел второй диск «Лёгкие люди», но он не смог повторить успех дебютного альбома. В это же время она сотрудничает с А. Скляром и А. Вертинским. Совместно они записывают несколько песен. В 2001 г. Ирина на время уходит со сцены.

В январе 2005 г. на полках магазинов появилась третья пластинка певицы, она называлась «Нежные вещи». Критики хвалили эту работу, поклонники Богушевской также с теплом встретили новые композиции. Вместе с Алексеем Иващенко женщина выпускает в 2005 году программу «Утро карнавала». В сентябре 2007 г. выходит последний на сегодняшний день альбом «Шёлк». Эта программа, по словам артистки, была предназначена для тех, кто знает, что такое настоящая любовь.

Достижения в других сферах

За последние несколько десятилетий Богушевская проявила свои таланты не только в качестве певицы и актрисы. Вместе с Кортневым она вела телепередачу «Пилот» на НТВ, также была ведущей «Ночного рандеву» на ТВЦ. Ирина работала ди-джеем на радио 101, занимала пост редактора музыкальных новостей радио «Свобода».

В 2011 г. певица представила проект «Детская площадка № 1». Она исполнила песни Александра Пинегина на стихи Андрея Усачёва, результат был записан на диск. С этой программой Богушевская также ездила по стране. В том же 2001 г. она выступает вместе с симфоническим оркестром, программа получила название «Тайный сад».

В 2013 г. состоялась грандиозная презентация книги «Вновь ночи без сна: стихи о любви», для которой Ирина отобрала более 100 текстов. Некоторые из них были представлены впервые, публика не слышала эти стихотворения ранее. Презентация проходила в концертном зале имени Чайковского.

Личная жизнь женщины никогда не была поводом для обсуждений прессы. Ещё в юности она вышла замуж за своего друга и коллегу Алексея Кортнева. В 1988 г. появился на свет их сын Артемий. Несмотря на тесный творческий союз, брак вскоре распался. Через некоторое время Богушевская снова вышла замуж, на этот раз её избранником стал журналист Леонид Голованов. У них родился сын Даниил.

Ирина Богушевская - талантливая артистка и очаровательная женщина. Ее творчество нельзя отнести к конкретному жанру. В репертуаре этой певицы есть композиции в стиле рок, шансон и так далее. Вас интересует биография Ирины Богушевской? Тогда рекомендуем ознакомиться с содержанием статьи.

Детство и юность

Биография Ирины Богушевской началась 2 ноября 1965 года. Наша героиня является коренной москвичкой. Ее родители не имеют никакого отношения к музыке и сцене.

Ира росла активной и любознательной девочкой. И во дворе, и в школе у нее было много друзей. С ранних лет она интересовалась музыкой. Ей нравилось петь и делать пародии на популярных исполнителей (Алла Пугачеву, Софию Ротару и других).

Студенка

Все друзья и родственники Иры были уверены в том, что она поступит в театральный или музыкальный вуз. Но девушка всех удивила. Богушевская подала документы в госуниверситет философии. Ей удалось поступить и стать одной из лучших студенток на курсе. По окончанию вуза она какое-то время работала преподавателем философии.

Театр

Выступать на сцене Ирина начала на 4-ом курсе университета. Блондинку пригласили в Студенческий театр МГУ. Ее наставником был Е. Славутин.

Богушевская участвовала в музыкальных номерах и драматических спектаклях по произведениям всемирно известных авторов. С мюзиклом «Синие ночи» коллектив, в который входила Ира, объездил половину Европы.

Творческая деятельность

В какой-то момент наша героиня решила уйти из театра и всерьез заняться музыкой. В 1993 году певица Ирина Богушевская приняла участие в конкурсе авторской песни им. Профессиональное жюри высоко оценило выступление белокурой красавицы. Богушевская завоевала Гран-при этого конкурса.

В период с 1990 по 1993 гг. выступала с группой «Несчастный случай». С лидером коллектива, Алексеем Кортневым, ее связывала не только работа, но и сильные чувства.

В 1993 году певица попала в автокатастрофу. Девушка осталась жива, но ее правую руку полностью парализовало. Лишь через 2 года Ире удалось восстановить подвижность и чувствительность кисти.

Наша героиня сразу же приступила к развитию творческой карьеры. В1995 году состоялся ее спектакль-бенефис «Зал ожиданий». Богушевская уходила со сцены под громкие аплодисменты и крики «Браво!».

На протяжении нескольких лет Ирина работала над написанием стихов и созданием музыки. В 1998 году на суд слушателей был представлен ее дебютный альбом, получивший название «Книга песен». Эта работа произвела настоящий фурор в музыкальных кругах. Даже строгие критики признали, что альбом оказался успешным. Для красавицы-блондинки это послужило стимулом для дальнейшего развития музыкальной карьеры.

Биография Ирины Богушевской очень интересует ее поклонников, которые пристально следят за карьерой своей любимой певицы. Она выпустила 7 альбомов, дала сотни концертов и снялась в нескольких клипах. Ее творчество вызывает интерес у слушателей разных поколений.

Ирина Богушевская: биография, личная жизнь

Высокая блондинка с точеной фигурой всегда пользовалась популярностью у противоположного пола. За ней ухаживало немало парней. Однако красавица не торопилась отвечать им взаимностью. Она ждала настоящую любовь.

Личная жизнь Ирины наладилась после знакомства с музыкантом Алексеем Кортневым (создателем группы «Несчастный случай»). Их отношения получили стремительное развитие. Влюбленные поженились. В 1988 году у них родился общий ребенок - сын Артемий. К сожалению, продлилось недолго. Алексей и Ирина развелись, прожив вместе несколько лет.

Вскоре наша героиня встретила новую любовь. Ее сердце покорил журналист Спустя несколько месяцев со дня знакомства он сделал Ире предложение. Певица ответила согласием. Их свадьба проходила в одном из лучших столичных ресторанов. В 2002 году биография Ирины Богушевской пополнилась еще одним радостным событием - на свет появился ее второй сын. Мальчика назвали Даниилом.

С бывшим мужем Алексеем Кортневым певица находится в дружеских отношениях. Он регулярно видится с их общим сыном Артемием, оказывает мальчику моральную и материальную поддержку.

В заключение

Теперь вам известно, где родилась, училась и как попала на эстраду певица Ирина Богушевская. Биографиябыла подробно описана в статье. Пожелаем этой замечательной исполнительнице творческих успехов и семейного счастья!

Игорь Кохановский: «Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» считаю ужасным»

Он написал стихи ко многим советским шлягерам. Он – автор текстов ко многим любимым нами хитам. Он – близкий друг Высоцкого. Это ему Владимир Семёнович посвятил песни «Мой друг уехал в Магадан», «Получил я недавно письмо» и другие. Игорь Кохановский в интервью «Радио Шансон» рассказал о работе на колымских приисках, о своей новой книге и о дружбе с Владимиром Высоцким.

Зара поделилась новостями, которых точно ждали поклонники певицы. Конечно, это скорые релизы нескольких песен и не только: «Уже готовы к выходу новые песни. И через несколько месяцев ждите выхода моего нового альбома. Пока что мы не знаем, как он будет называться. Может быть, он «С понедельника». Мы к нему очень готовимся»

Даже в средней полосе России водные мотоциклы могут доставлять удовольствие. На водных просторах пробок не бывает вообще появился благодаря творческим изысканиям американского банкира Клейтона Джейкобсона в 60-х годах прошлого века. Будучи по жизни заядлым байкером, молодой человек...

Не думал я, что наша оппозиция столь коварна и хитра. Не догадывался о тайных помыслах. Что учудили, а? Решили очередной митинг провести 3 августа! Какова степень изощрённости? Ведь в субботу в очередном матче чемпионата страны по футболу встречаются «Спартак» и «Динамо». Это историческое противостояние, уходящее корнями к истокам отечественного футбола. Игра едва не оказалась под запретом. Руководство МВД обратилось к руководству премьер-лиги с просьбой перенести матч. Они же не могут перенести...

Что еще почитать