Мощные упражнения по тренировки памяти и внимания. Как развить зрительную память при чтении Визуальная память как развить

Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

  • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
  • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
  • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
  • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
  • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

Как развить зрительную память у детей?

Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

  • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
  • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
  • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
  • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

​Зрительная память развита у каждого из нас по-разному. Но иметь хорошую зрительную память очень полезно, в чем можно убедиться в самых разных жизненных ситуациях. Способность запоминать зрительные образы можно и нужно тренировать!

Когда мы смотрим на тот или иной предмет, в нашей памяти остается его зрительный образ. У каждого из нас он будет своим. Способность запоминать форму, цвет предмета и другие его особенности зависит от того, насколько человек восприимчив к зрительным впечатлениям.

По данным профессора медицины Клайва Харпера (Австралия), зрительная память австралийских аборигенов на 50% лучше, чем у представителей белой расы, а часть мозга, отвечающая за нее, – на 25% больше. Это результат особенностей эволюционного развития этноса на протяжении более 80 тысяч лет.

Зрительная память: 8 упражнений для развития

В зависимости от того, с какими подробностями человек воспроизводит в памяти тот или иной визуальный образ, зрительная память бывает слабо развита, умеренно развита и развита в совершенстве. Большая часть людей в этом отношении находится в пределах нормы, которой хватает для обычной жизни. Но есть сферы деятельности, где этого недостаточно. Спецагентам, художникам, шоферам, искусствоведам и т. п. нужна зрительная память выше средней.
Тренировать зрительную память, которая с годами только ослабевает, желательно не только им. Если вы не хотите забывать лица знакомых, терять вещи, плохо ориентироваться на местности, регулярные тренировки зрительной памяти помогут вам сохранить ее.

Упражнение № 1: возвращаем внимание

Для этого упражнения нужно принять удобное положение, расслабиться и начать подробно разглядывать кисть руки, стараясь всмотреться в каждый ее миллиметр. Во время выполнения упражнения необходимо сосредоточиться и ни о чем не думать. Если внимание рассеивается, нужно возвращать его обратно. Общее время на упражнение: 10 минут в день (по 5–7 секунд несколько раз в день, меняя угол зрения).

Упражнение № 2: «растворяем» образ

Для этого упражнения нужно найти какой-нибудь предмет (приятный глазу или нейтральный, но не телевизор). На него нужно смотреть 3–5 секунд не отрываясь, стараясь запомнить все подробности. Затем сделать вдох, закрыть глаза на 3–5 секунд, задержать дыхание и в этот момент представить себе предмет. После этого мысленно «растворите» его образ на выдохе. Выполняя это упражнение, можно менять варианты «стирания» образа, скорость и ритм.
Общее время на упражнение: не менее 2 раз в день (постепенно можно переходить от 5–7 упражнений к 50 за один подход).

Упражнение № 3: стараемся запечатлеть предмет

Необходимо смотреть на предмет (лучше цветной) от 3 до 10 минут. После этого нужно закрыть глаза на 3 минуты и постараться воспроизвести предмет в своем воображении в как можно более четком и ярком варианте. Попытку нужно повторить несколько раз, постоянно сверяясь с оригиналом.
Если вы научились четко представлять себе предмет с закрытыми глазами, можно переходить ко второму этапу: смотрите на предмет в течение 3–10 минут. Затем развернитесь на 180 градусов и посмотрите на лист белой бумаги (приготовьте заранее). Ваша задача – увидеть образ предмета на нем. После того как вы научитесь легко воспроизводить образы предметов, можно переходить к открыткам и картинам.

Упражнение № 4: стараемся «поймать» увиденное

Для выполнения задачи нужно неожиданно остановиться и бросить взгляд на предмет перед собой. Затем закрыть глаза и постараться восстановить в своем воображении то, что вы увидели и свое состояние при этом. С помощью этого упражнения можно научиться запоминать состояния и воспроизводить их. Общее время на упражнение: 10–15 раз в день, для начала по 15–20 секунд, затем по 5 минут.

Упражнение № 5: «фотографируем» прохожих

Это упражнение легко выполнять на улице. Задача – бросить взгляд на прохожего («сфотографировать»), а затем закрыть глаза и представить, как и куда он продолжает движение. Тренироваться нужно до тех пор, пока вы с легкостью не научитесь воспроизводить «сфотографированный» образ.

Упражнение № 6: играем со спичками

Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно попросить кого-нибудь выложить на столе фигуру из спичек и накрыть листом бумаги. Затем лист поднимается на 1–2 секунды, чтобы вы могли посмотреть на фигуру. После этого нужно закрыть глаза и мысленно подсчитать количество спичек. Потом глаза можно открыть и попробовать выложить из спичек такую же фигуру.
Заключительный этап упражнения – проверка соответствия количества спичек и схемы их размещения с оригиналом. После того как у вас будет получаться свободно выстраивать фигуру из 10 спичек, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение № 7: выкладываем ассоциации

Это сложное упражнение также выполняется с чужой помощью. Заранее приготовьте спички (200–300 штук). Затем нужно попросить кого-то из близких вам людей произносить слова с определенной паузой (для начала в 1 минуту), которую от упражнения к упражнению нужно сокращать вплоть до 30 секунд. Во время паузы вам нужно будет выкладывать из спичек ассоциации, которые вызывает произнесенное слово. Количество слов тоже можно постепенно увеличивать, доводя до 50.

Упражнение № 8: стараемся увидеть яркое

Во время этого упражнения нужно стараться смотреть на предмет, ни о чем не думая, стремясь запомнить его целиком (этому было посвящено первое упражнение). Необходимо охватывать взглядом весь предмет, концентрируясь на его центре. Как только у вас возникнет какая-либо (любая!) мысль, нужно закрыть глаза и представить себе этот предмет в максимально ярком цвете.

Упражнения даны в той последовательности, в которой их желательно выполнять. После того как у вас получится правильно выполнять первое, можно переходить к следующему и так далее.Особенности зрительного восприятия и памяти зависят от внешней среды,в которой родился и рос человек. Жители пустынь и саванн или мест, где преобладает белый цвет (снег, лед), иначе воспринимают и запоминают внешние объекты, чем люди, родившиеся и выросшие в городе или в условиях высокогорья.

Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук: «Иногда недостаточно развитая зрительная память может быть обусловлена недостаточностью созревания определенных нервных структур головного мозга или зрительного анализатора в детско-подростковом возрасте. Также причиной недостаточности зрительной памяти или ее снижения могут быть расстройства или заболевания указанных структур нервной системы. Если вы заметили у себя выраженные изменения (недостаточность, снижение) зрительной памяти, рекомендуется проконсультироваться у специалистов – врача-офтальмолога, невролога, нейропсихолога».опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.

Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?

Зрительная память: что это такое

Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.

Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.

Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.

В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.

Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.

Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.

Как развить образную память

Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.

У взрослых

Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.

Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.

Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.

Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.

Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.

Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?

Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.

Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.

Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.

Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.

Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.

Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.

Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.

В процессе занятий для лучшего образного мышления взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.

В рационе должна быть рыба:

  • кета;
  • сардина;
  • лосось;
  • палтус.

Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.

Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.

Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.

Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.

Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.

У детей (школьников, дошкольников) и подростков

Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.

Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.

У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.

Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.

Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.

Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.

У художников

Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.

Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.

Упражнения для тренировки визуальной памяти

Чтобы развивать память у ребенка, с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.

Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.

Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.

Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.

Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг с картинками и без. Читайте не меньше сотни страниц в день и ваши воспоминания будут живыми и объемными.

Был у меня в школе один одноклассник – Игорь. В общем, мальчик был обычным, не выделялся ни никакими особыми качествами. Единственное, в чем он был особо хорош, так это в запоминании различных правил и схем.

Все бы ничего, но так как мы весьма неплохо общались друг с другом, я точно знала, что дома он ничего не учил. Каждый раз он прибегал на занятие, жаловался, что забыл или не успел сделать домашку, но в итоге, когда учителя его спрашивали, он на пятерку рассказывал материал, который нам задавали.

Я долго наблюдала за ним, и во мне все чаще и чаще возникало желание разузнать, в чем дело.

Поддавшись своему любопытству, я решила понаблюдать за ним. Когда Игорь, в очередной раз, запыхавшийся прибежал в школу, а спросила, выучил ли он таблицу по биологии, которую нам задала учительница еще на прошлой неделе. Мой одноклассник растеряно спросил, какую именно таблицу нам задали, и мне стало вполне очевидно, что к уроку он был неготов.

Для полной уверенности я поспрашивала у него что-то из таблицы, и результат был неутешителен (если бы такой ответ услышала учительница, в его дневнике бы красовалась двойка).

Убедившись в его полном незнании темы, я вплоть до самого урока биологии не сводила с него глаз. Я не замечала за ним ни особой нервозности по поводу своего положения, ни попыток выучить материал на переменах или во время других уроков. Единственный раз, когда он взял в руки книгу, был момент за несколько минут до начала урока.

Игорь открыл учебник, нашел нужную таблицу (причем сделала он это не сразу, так как даже приблизительно не знал на какой она странице). И каково было мое удивление, когда на биологии он без особых усилий воспроизвел таблицу с учебника!

К концу урока моя растерянность прошла, и я твердо решила разобраться в ситуации. В конце дня я подошла к Игорю и расспросила его, каким образом он выучил весь материал, если увидел его незадолго до своего ответа. Его ответ меня настолько удивил, что я до сих пор с восхищением вспоминаю своего одноклассника.

Игорь сказал, что он несколько раз просмотрел таблицу перед уроком и полностью запомнил ее. В тот год я серьезно занялась своей зрительной памятью и при помощи специальных упражнений пыталась дорасти до уровня Игоря.

Зрительная память – это специальный вид памяти, который фиксирует и воспроизводит зрительные образы. Зрительные образы представляют собой все, что мы видим: люди, предметы, местность и все тому подобное.

Таким образом, зрительная память помогает сохранить в сознании образные данные, при этом, не требуя каких-либо словесных обозначений. Зачастую люди, запоминая какой либо предмет или явление, сопровождают визуальный образ названием, например, желтая чашка, зеленое дерево, серая стена.

Так мозг получает двойной код, и в некоторые моменты человеку сложно отделить визуальные и вербальные образы (сам по себе оттенок запомнился, но как его назвать, мозг не знает).


Преимущества хорошей зрительной памяти

Зрительная память делится на:

  • кратковременную память;
  • долгосрочную.

Благодаря кратковременной зрительной памяти немного образов остается в сознании человека в течение короткого промежутка времени. По данным нескольких научных исследований мозгу проще запомнить на недолгое время 3-4 образа.

Эти предметы могут даже изменить свою расцветку или форму, но человек все равно будет их помнить, однако с увеличением количества запоминаемых вещей их образы становятся все более и более расплывчатыми. Соответственно, чем больше становится количество визуальных образов, тем хуже эти предметы запоминаются.

Долговременная память предназначена для хранения ценных воспоминаний, регулярных явлений или особо ярких моментов жизни. Особо важные или дорогие для человека воспоминания надолго сохраняются в его памяти, ведь каждый из нас хорошо помнит лица своих родителей, свой первый поцелуй, самый лучший подарок в жизни и множество подобных вещей.

Можно назвать долговременную память чердаком, на который мы закидываем множество информации в надежде, что когда-нибудь она пригодится. В результате какими-то вещами мы пользуемся регулярно, а остальные просто валяются без дела. Долговечная память сильно зависит от ассоциаций.

Для того чтобы вытащить что-либо из долговечной памяти, необходима ассоциативная цепочка. Чем больше у человека таких цепочек, тем больше может поместиться в его долговечную память.

Зрительная память тесно связана с нашим воображением, поэтому развивая одно, мы тем самым развиваем и другое. Также вполне логично и то, что люди с хорошим воображением априори обладают развитой зрительной памятью.

Таким образом, зрительная память важна как для определенной профессиональной деятельности, так и для нашей повседневной жизни. Некоторым людям зрительная память значительно упрощает их работу, а другим – помогает в повседневных делах.

Как часто мы пытаемся вспомнить лицо человека, но память упорно отказывается воспроизводить нужный образ? А бывало ли у вас такое, что вы ходите посреди магазинов, помня, что в одном из них точно видели нужную вам вещь, но вот вспомнить, как выглядит вывеска этого магазина никак не получается?

Подобные проявления говорят о плохой зрительной памяти. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо выполнять специальные упражнения для тренировки зрительной памяти.

Упражнения для тренировки зрительной памяти

Для тренировки зрительной памяти используют следующие упражнения.

  1. Таблицы Шульте. Для такой тренировки потребуются квадраты, которые разбиты на сектора. В каждом секторе в разброс написаны цифры от одного и до определенного числа. Тренировка заключается в том, чтобы как можно быстрее найти все цифры в порядке их возрастания. Если такое упражнение кажется слишком простым, его можно усовершенствовать, беря сектора разных цветов. В таком случае необходимо мысленно расположить в правильном порядке цифровой ряд определенного цвета.
  2. Метод Айвазовского. Внимательно посмотрите на какой-либо предмет или человека. За несколько секунд попробуйте максимально точно запомнить то, что Вы видите. Потом закройте глаза и представьте предмет или человека, что Вы запоминали. Постарайтесь воспроизвести образ во всех деталях. Мысленно задайте несколько вопросов, касаемо воображаемого объекта, и ответьте на них с помощью представленной картинки. На секунду откройте глаза и вновь представьте этот образ, дополнив его деталями. Сделайте так несколько раз. Преимущество данного метода состоит в том, что тренироваться можно просто по пути на работу или домой.
  3. Игра в спички. Возьмите 5 спичек и произвольно бросить их на стол. Затем нужно несколько секунд посмотреть на то, как расположены спички, и отвернувшись предпринять попытку повторить увиденное. Со временем можно увеличивать число спичек и уменьшать время, отведенное на запоминание. Такой способ понравится людям, которые любят наблюдать за своим прогрессом.
  4. Римская комната. Попытайтесь запомнить несколько предметов, при этом учитывайте не только их последовательность, но и их особенности, например, цвет и форму. Помимо этого можно дополнять запоминаемые предметы дополнительными запоминаемыми образами.
  5. Ассоциации. Такое упражнение хоть и сложное, но весьма увлекательное. Попросите человека каждую минуту зачитывать Вам по одному слову. В промежутке между этими словами выкладывайте из спичек возникающие ассоциации. Постепенно можно сокращать время на выкладывание ассоциаций.

Залог всех тренировок – регулярность, поэтому начав выполнять упражнения, не пропускайте тренировки, и спустя какое-то время Ваши старания начнут давать плоды.

Итог

Не всем из нас от природы повезло со зрительной памятью, но это не повод просто смириться с ситуацией и каждый раз полагаться на другие средства фиксации информации. Если природа нас чем-то обделила, то придется взять это силой.

Но как это всегда происходит в нашей жизни, если хочешь чего-то добиться, изволь потратить на это свои силы и время. Тренировки не сразу дадут результат, придется провести не одно занятие, чтобы развить свою зрительную память.

Ну и конечно же, первый шаг к успеху – сильное желание. Имея достаточную мотивацию, все трудности на пути кажутся не такими уж и серьезными, поэтому поставьте себе цель и идите к ней.

Зрительная память – это психологическая функция человека. Психологи утверждают, что именно эта разновидность памяти сильнее всего развита у большинства людей. А кроме этого, зрительная память хорошо поддается развитию с помощью различных методик и упражнений.

Как развить зрительную память с помощью рисования?

Рисование – отличное упражнение для развития для тех, кто обладает соответствующими навыками. Суть тренировки состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести какой-либо объект. Например, на прогулке можно внимательно рассмотреть необычное здание, а дома – воспроизвести его на бумаге. А следующий день можно еще раз прогуляться до этого здания с рисунком и проверить свою память. Зарисовывать можно что угодно – украшения, лица, схемы.

Как улучшить зрительную память с помощью детских игр?

«Найди отличия» . Очень большое количество детских игр способствует развитию зрительной памяти. Например, игра «Найди отличия». Она заключается в том, чтобы найти несоответствия на двух очень похожих картинках. Играя, человек учится рассматривать изображение более детально, запоминать мелкие нюансы. Если часто играть в эту игру, запоминание в обычной жизни улучшится.

«Открой картинки попарно» . Еще одна полезная детская игра – «Открой картинки попарно» или мемори. Для этой игры нужно большое количество парных картинок (можно использовать карты, но не учитывать масть). Карточки нужно перемешать и разложить рядами обратной стороной вверх. Затем открывается одна картинка, а следом нужно открыть ее пару. Если пара не сложилась – обе картинка переворачиваются и продолжают играть. После нескольких попыток игрок запомнит расположение многих картинок и быстро откроет их все попарно.

«Найди что изменилось» . А в игру «Найди что изменилось» можно играть и во взрослой компании. Водящий игрок должен выйти из комнаты, а оставшиеся участники – что-то в ней изменить. Например, переставить статуэтки, убрать вазу и т.д. Побеждает тот игрок, который нашел перемену быстрее всех.

  1. Чтение . Обычное чтение, даже без попыток что-либо запомнить, значительно улучшает . Психологи советую читать не менее 100 страниц в день.
  2. Новые впечатления . Психологи доказали, что чем больше новых визуальных впечатлений у человека, тем лучше он запоминает зрительно. Поэтому они советуют чаще путешествовать, отрывать для себя новые места, знакомиться с новыми людьми.
  3. Ассоциации . Чтобы лучше запомнить визуальную картинку, предметы на ней нужно ассоциировать с чем-то хорошо знакомым. Например, дерево может быть похоже на какое-нибудь животное, а женщина, которую нужно запомнить, одета в платье такого цвета, как блузка у знакомой.

Что еще почитать