Рекомендации родителям по теме народная игрушка. Русская народная игрушка. Скачать полный текст конспекта


Почитать ребёнку и обсудить с ним русские народные сказки:

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Лисичка-сестричка и волк

Гуси-лебеди

Лиса и козел

Привередница

Лиса-лапотница

Петушок и бобовое зернышко

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным


1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.


Песенки, потешки и заклички для чтения и заучивания


Иди весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март –

Солнцу рад.

Апрель, апрель –

Откроет дверь.

Май, май –

Сколько хочешь гуляй!

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Радуга-дуга,

Hе давай дождя!

Давай солнышка -

Колоколнышка!

Расскажите детям о матрешке


Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей - темница.

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Шилова Светлана Анатольевна
Воспитатель Д/С №25 «Лесная сказка» п. г.т. Мирный р. м.Красноярский Самарской области.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное — просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь — как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.
Это очень древний промысел. В старину праздновали «Свистопляску» — праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка.
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки — это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Скачать полный текст конспекта

Консультация для родителей детского сада «Народная игрушка в жизни дошкольника»

Данная работа будет интересна педагогам и родителям для приобщения к народно-прикладной культуре через игрушку,используя логические задания для детей, теоретический материал для взрослых.
Цель: Приобщение родителей к декоративно – прикладной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
- Формировать интерес и желание к народным традициям, к культуре своего народа.
- Воспитывать духовные традиции в жизни своего ребенка.
- Развивать познавательную сферу ребенка через логические задания.
Оборудование: выставка народных игрушек, альбом с иллюстрациями, детские подделки.
«Кто не знает своего прошлого - тот не имеет будущего» (Народная мудрость)
Воспитать сознательного гражданина и патриота означает сформировать в ребенке комплекс определенных знаний, личностных качеств и черт характера:
- патриотическую направленность, гражданскую ответственность и мужество,
- уважение к родителям, своей родословной, традиций и истории родного народа,
-дисциплинированность, трудолюбие, творчество, заботу о природе и экологию родной земли;
- уважительное отношение к культуре, верований, традиций и обычаев нашего народа.
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Христианская педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к Правде и Добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
ИГРУШКА. Взрослые привыкли покупать в магазинах и супермаркетах, а раньше изготовление игрушек было замечательным ремеслом рукодельниц.
Весной дети с особым старанием мастерили разноголосые свистульки, украшая их художественными рисунками.


Девочки умело плели венки, делали пасленовые куклы. Под осень, когда с поля собирали овощи, дети мастерили забавные маски. Вынимали мякоть из тыквы, вырезали глаза, нос и рот, а внутрь вставляли свечу. Вечером, как сползали сумерки, выходили на улицу. В древности народный календарь брал свое начало с весны. Давно люди начали считать яйцо символом жизни, прихода весны. Поэтому наши предки обожали его, расписывали разными яркими красками. Так возникло замечательное искусство - писанки. В расписывании яиц всегда принимали участие и дети.


На писанках изображали различные линии, точки, символизирующие бесконечность мира. В каждой сельской семье, родители мастерили для детей куклы, волчки, волчки с катушки прялки, погремушки. Лучшим гостинцем для детей с базара или ярмарки, были цветные конфеты или пряники в виде петушков, рыбок, белочек, жаворонков.


Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.


Анкета для родителей:
1.Чем занимаются дети в свободный час?___________________________
2.Какими игрушками они играют?_________________________________
3.Какие народные игрушки Вы знаете? ________________
4.Есть ли у Вас дома народные игрушки? Какие? _______________
5.Какие народные праздники связанные с народными игрушками? ____
6.Чем отличаются игрушки? __________________
7.Каких мастеров Вы знаете? _________________
8.Какие народные игрушки Вы бы хотели приобрести? _____________
9.Какие с детьми игрушки с природного материала? С теста? С пластилина делали вместе?___
10.Есть ли желание принимать участие в детских выставках? Народных праздниках?
Задания для детей.
1.Помоги птичке дойти до колоска.


2.Сколько игрушек нарисовал художник?


3.Найди отличия на свистульках.


4. Дорисуй узор на игрушке.


5.Какая игрушка здесь лишняя?Из какого материала она сделана?


6. Внимательно посмотри и посчитай все игрушки.


Предлагаю посмотреть выставку детских работ.

Уважаемые педагоги!

В народных играх, в том числе в детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания.

Таким образом, каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Интересными сведениями, связанными с детскими играми, располагает этнографический материал.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. К последнему мы относим весь набор предметов, необходимых для игры. Игровой инвентарь – это, прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» - предмет, которым играют.

Игрушки имели и имеют сегодня конкретные воспитательные задачи на каждом этапе жизни ребенка. Игрушки раннего младенческого возраста (от рождения до 1,5 – 2 лет) стимулировали движения, активизировали зрение и слух, помогали установить простейшую ориентацию. Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце. О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками и т.д. Делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочонка.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появились игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка – игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку изготавливали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие игрушки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например, фуркалка – продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка вертелась и «фуркала».

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и также музыкальные инструменты, как дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скаканье на палочке – коне и др.).

Сегодня игра в мяч – одно из самых любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Русских народных игр в мяч насчитывается более 80.

Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную. Формы их поражали своим разнообразием: кроме классических шарообразных были мячи кубические и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, нередко добавляли горошины или камешки, чтобы при бросании мячик «звучал».

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно девочке делали взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборов обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела косу. Для куклы – женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в свадебный наряд. Иногда во время игры, разыгрывалось целое действие – свадьба, сватовство, посиделки. Обращает на себя внимание такая распространенная особенность матерчатой куклы, как безликость. У многих народов существовало поверье, что если у куклы есть черты лица, то в нее может вселиться злой дух.

Таким образом, мы видим, что в игре, дети воспроизводили все жизненные ситуации. А народные игрушки служили проводником в мир народных традиций и культур.

Консультация для родителей и педагогов:

«Народная игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители и педагоги, давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой уникальное творение, созданное людьми. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. В преддверии веселых и долгожданных народных праздников, например таких как Масленица, мы предлагаем вам и вашим деткам окунутся в увлекательный мир народного наследия и творчества.

Почему ребенку важно знать народную игрушку?

Народное творчество заключает в себе очень важное воспитательное значение. Оно аккумулирует культуру народа, начиная с ее истоков и перенося многовековое наследие сквозь вереницу поколений, поддерживая, таким образом неразрывную связь между старшими и младшими представителями нации. Отбирает лучшее, что накоплено в национальном опыте. Отражает мировоззрение людей, менталитет нации, ее фундаментальные ценности и традиции. Именно в народном творчестве следует искать духовные начала и семейные основы, многовековые знания и верования. Народное творчество показывает этапы становления нации, ее эволюцию.

Поэтому изучать историю своей страны и своего народа необходимо в тесной связи с сокровищницей народного искусства. Подлинно патриотические чувства человека всегда уходят своими корнями в истоки национальной культуры. Кроме того, народное творчество приоткрывает перед человеком, его изучающим, разнообразие уголков Родины: от крупных ремесленных центров до крошечных сел, славящихся мастерами и их уникальными изделиями, в которых отражен неповторимый облик народа. Широкие познавательные возможности, заключенные в народной культуре, способны расширять кругозор детей и взрослых. И наконец, видя перед собой лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, возникает невольное желание подражать выдающимся мастерам, создавая подобные работы своими руками; стремление овладеть ремеслом и заниматься им как хобби или профессиональной деятельностью .

Изучение декоративно-прикладного творчества своего народа очень важно начинать в дошкольном детстве, когда ребенок как бы пропитывается духовной жизнью разных поколений, впитывает в сознание культурный опыт предшественников.

Из истории русской народной игрушки.

Из диалога мамы и сына. «Что же такое народная игрушка?» — спросила одна мама у своего сына. «Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ», – не без гордости ответил ребенок.

Народная игрушка – особый вид русского народного творчества, сокровищница народной культуры.

Народное творчество любят и понимают все, потому что в нем живет душа народа. Речь идет, прежде всего, о народных ремеслах, которыми славятся городки и селения нашей необъятной страны и которые формируют национальный колорит России. Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), посуду, ковры, кружева, чеканку, вышивку, ковку и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее как на продукт народного творчества. Например, когда мы видим среди прочих сувениров, находящихся на стеллаже в гостиной или на полке в детской комнате, занимательных медведей-кузнецов или расписную свистульку, не сразу можем сказать, что та или иная поделка есть изделие народного промысла. Хотя нас привлекает особый дизайн игрушки, ее яркие цвета и чисто русское содержание.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, которая сначала несла в себе ритуальную, обрядовую функцию, постепенно становясь декоративным элементом. Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

История народной игрушки подтверждает, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, которая имеет свои традиции и техники исполнения.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Иными словами, игрушки изготавливали из всего, что давала человеку природа. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей, Сама природа вдохновляла человека на создание творений декоративно-прикладного характера.

Чтобы достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выразительного образа необходимо длительное время и усилия многих людей, поэтому народная игрушка была плодом коллективного творчества нескольких поколений народных мастеров. На протяжении долгого времени совершенствовался пластический и колористический облик игрушки, присущий конкретной местности. Разные мастера вдыхали в него свою жизнь, вносили оригинальные приемы лепки, цветового оформления, характера игрушки; оставляли след своей, несравнимой ни с какой другой фантазии; оттачивали собственную технику и передавали ее ученикам. Так формировались целые династии мастеров, изготавливающих народную игрушку, живущую благодаря их художественному чутью и умению. Постепенно «отсекалось» все лишнее, ненужное, усложняющее выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое. Игрушка принимала идеальную форму, с которой живет по сей день.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы:

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Перед началом создания куклы, кратко ознакомьте ребенка с историей возникновения куклы, расскажите о ней, можно показать несколько иллюстраций с ее изображением.

Поговорка: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

«О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу»;

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

«Моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей!»

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Народные тряпичные куклы-закрутки.

Технология изготовления народной тряпичной куклы-закрутки:



Материалы. Берем один квадрат белой ткани

подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.


В середину кладем вату, чтобы наша Выполняем тугое закручивание.

куколка не была слишком худенькая

Получилась скрутка - рулик. Это На уровне шеи и пояса

«тулово» нашей куколки. перевязываем скрутку ниткой.


Берем второй квадрат белой ткани, в центр Завязываем ниткой на уровне шеи.

размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы

голова получилась более круглой.


Расправляем ткань. Постараемся убрать Формируем руки: определяем их длину,

лишние складки с лица куклы. лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь

Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки

подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань

равномерно. Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество!


Сарафан. Берем две узкие цветные ткани и Квадрат цветной ткани сворачиваем

располагаем их крестообразно через плечи пополам, располагая нитку внутри.

на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, Повязываем куколке косыночку,

равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Завязываем пояс и куколка готова.

Материал подготовила: воспитатель

Что еще почитать