Бедная невеста островский. "бедная невеста". Александр Островский: Бедная невеста

на отдых (лечение, учёбу, симпозиум, концерты) за границу, в круиз по Средиземному морю, тур по странам Европы, в командировку, в турпоход (горы, байдарки, экскурсии, паломничество по святым местам), к подруге с ночёвкой, на двухсуточный корпоратив с шашлыками в глухом лесу и т.д.?

Читатель, ты поступил совершенно правильно, что начал именно с этого вопроса. До, а не после. Большинство же мужей, наоборот, кричат вслед ушедшему поезду:

Как узнать изменила ли жена, находясь на курорте одна?
Как выяснить изменяла ли тебе жена на отдыхе за границей?
Если жена поехала в командировку вместе с боссом, будет ли она там изменять?
Если жена ездила на вылазку с одноклассниками, был ли там у неё секс?
Почему у жены глаза светятся, весёлая и энергичная после поездки на курорт?
Жена приехала с моря, изменилась не узнать.
Жёны ездят на конгрессы, изменяют ли они?
Жена приехала с юга, не смотрит в глаза.

Уже поздно спрашивать. Раньше надо было это делать, раньше !

Далее… А с чего ты взял, что она там будет одна? Женщине самой вдали от дома как-то боязно (по-началу 🙂) Поэтому, как правило, она собирается ехать с подругой или семейной парой, которых ты не знаешь. Но скорее всего, там будет ещё один человечек. То ли приедет отдельно, то ли в одном с ней самолёте. Они, типа, друг друга не знают, аж пока не доберутся до места. Ну, ты понял кто это…

Зачем жёны ездят на конгрессы? А сам как думаешь? Уму-разуму учиться? Или своим делиться? Ну, поделили ноль на два, что получилось?

Ворона за море летала, да вороной и вернулась. (Русская посл.)

Встреча с одноклассниками, конечно, дело святое. Однако, есть мужья, которые не отпускают жён даже туда! И правильно делают! Сам-то был на таких встречах? Так чё тогда спрашиваешь? Не сомневайся: вспомнят молодость по полной, уж будь уверен! На такие встречи жену можно отпускать не раньше, чем после 40 лет с момента окончания ею средней школы, а института тем более! Что касается балетной школы, театрального/циркового училища, то тебе лучше о них не знать…

Изменяла ли жена в командировке? А зачем она, по-твоему, туда ездила? Женщины, как правило, всеми силами отбиваются от командировок. А твоя аж рвётся куда-то подальше? На месте ей не сидится… Чё, шило в заднице застряло? Часто боссы и прочие бугры выбирают себе любовницу из своего окружения, в подчинённых или аффилированных структурах, для чего тупо просят корешей и коллег: «А нет ли у тебя интересной бабы среди персонала? Познакомь…» И чем вышепоставлен такой перец, тем чаще и наглее он пользуется своим служебным положением. А потом и ездят вместе, типа, - в командировку. Это классика жанра ещё с советских времён. Отличный способ и рыбку съесть и… ну, ты понял.
Если жена ни с того, ни с сего поменяла место работы - будь начеку: очень даже вероятно, что такой наглый перец взял её к себе в свою фирму.

Теперь о курортах-водах и прочих профилакториях. Похоже, что ты там не бывал, раз спрашиваешь. А если бы побывал, то пришёл бы просто в ужас. От разврата, который там творится. Как этому пороку предаются и стар, и млад, красивый и урод, верный и изменник, умный и дурак. Под тлетворным влиянием всяческих курортов, санаториев, пансионатов и прочих гадюшников разлагаются даже самые стойкие люди. Даже мужик-кремень и женщина из стали, видя весь этот содом, невольно приходят к выводу, что они - белые вороны. Раз все так себя ведут, значит, это нормально! А я что, хуже, что ли? «В жизни раз бывает 18 лет!» Всё доступно, легко и без проблем. Пей, гуляй и веселись, оприходуй живопись…

Курорты портят даже самых верных жён. В каждом из этих рассадников порока носятся сотни приезжих «пикаперов», плюс к тому - местная популяция халявщиков (хуторских альфонсов), которые только и думают о том, как бы кому вдуть по самые помидоры.

Гон голожопых приморских ловеласов.

И все они, как молодые петушки, наперебой друг перед другом демонстрируют тупым курицам свои перья. Не задумывался: чего это страшные, толстые тётки каждый год в Турцию да в Египет мотаются? Пирамид не видели, что ли?… Если женщина попробовала хоть раз курортный марьяж, то будь уверен, будет рваться туда снова и снова правдами и неправдами.

Некоторые хитрозадые стервы придумывают себе болезни, подкупают докторов, мажут рожу сажей и прочим макияжем, чтобы иметь болезненный вид, фальсифицируют анализы… И сразу на лечение куда-нибудь за кудыкину гору. Причём есть такие, что даже не считают такой секс-туризм изменой! Дома, мол, верна, а вдали от дома это не измена. О как! 😯

На этой кобыле дрова возить, а не на море лечить.
Не будь лохом, чувак, сади её на цепь.

Конечно, на любом женском сайте или форуме ты можешь прочесть о настоящих, уверенных в себе мужчинах, рыцарях-джентльменах, которые без всяких оговорок и условий отпускают своих умниц-красавиц хоть на край света! Да ещё и снабжают их кругленькой суммой, чтобы им там не было скучно. Сперва съездит она, а потом расскажет супругу стоит ли туда вообще ехать, чтобы он мог правильно планировать свой отдых. А на следующий раз она обязательно возьмёт мужа с собой. (Может быть. 🙂)

А где отдыхала твоя жена, чувак?

Из этих же источников на тебя будет обильно сыпаться лапша, дескать, не отпускают только трусы да неуверенные в себе мужчины! Настоящий мужчина нисколько не будет ревновать, что его багиня пофлиртует там немножко. Ну, и что? Лёгкий флирт женщине совсем не противопоказан, а даже полезен! Она от этого молодеет, хорошеет, становится весёлой, энергичной и не пилит мужа целый месяц!

Есть, правда, и мужья-оригиналы. А вдруг, она оттуда не вернётся?… И нет проблем… Как тот персонаж из известного анекдота, который отправил свою супругу с туристами в Гималаи, а через год задумался: забирать обратно или пусть ещё немного в снегу полежит?

Но если же у тебя в голове не опилки, и ты можешь хоть немного мыслить своей башкой, то ни в жизни не отпустишь свою жену одну на какие-то сраные курорты. Это всё-равно, что на узловой станции метро разбросать пачку баксов. Голодные псы толпы разорвут их в клочья!… Посоветовать тебе отпустить жену куда-то одну могут только твои недоброжелатели или полные болваны… Да жена и сама без тебя не поедет, если она умная, любящая и верная. И сам не езди без жены, если ты любишь и ценишь её. В правильной семье на курорты едут или оба, или не едет никто. Такая вот в ней корпоративная солидарность. А если жена тупо и упорно стремится куда-то ехать без мужа, то нет никаких сомнений - собирается наставить ему рога.

Некоторые интересуются: помогут ли штучки-дрючки из секс шопа сохранить верность жены при частых командировках? 🙂
Не помогут! Ещё А.П. Чехов говорил, что ехать в командировку с вибратором, это всё-равно, что ехать в Тулу со своим самоваром. Это просто лишний груз. Хотя, для эксперимента, можешь и положить незаметно сей девайс ей в чемодан с запиской «Помни обо мне». Это так романтично и оригинально! Когда она обнаружит его в номере гостиницы, то расчувствуется до слёз! И сразу же расхочет изменять.

Почему жена прячет глаза? Да по той же причине, что прячется нашкодивший кот! Чувствует себя виноватой, боится, что муж обо всём догадается, мучается сомнениями, что ей теперь делать. Но это только в первый раз. Со второго стыд превращается в гордость за свои грязные, аморальные делишки… «Как гусли душа её поёт».

Александр Николаевич Островский

Бедная невеста

ЛИЦА:

Анна Петровна Незабудкина , вдова небогатого чиновника .

Марья Андреевна , ее дочь .

Владимир Васильевич Мерич ;

Иван Иванович Милашин , молодые люди, знакомые Незабудкиной .

Платон Маркович Добротворский , старый стряпчий .

Максим Дорофеевич Беневоленский , чиновник .

Арина Егоровна Хорькова , вдова, мещанка .

Михайло Иванович Хорьков , сын ее, бывший студент .

Карповна, сваха (по купечеству) в платочке .

Панкратьевна, сваха (по дворянству) в чепчике .

Дарья , горничная Незабудкиных .

Мальчик Добротворского .

Дуня; Паша , молодые девушки .

Официант и разные лица, являющиеся в пятом действии смотреть свадьбу.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Театр представляет комнату; на задней стене две двери: одна в комнаты, другая на улицу; с левой стороны окно, у окна пяльцы, далее фортепьяно; с правой стороны диван и большой круглый стол.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Марья Андреевна (сидит за пяльцами) и Анна Петровна (на диване).

Анна Петровна. Вот тут и живи, как хочешь. Как бы папенька-то твой не мотал без памяти, так бы другое дело было, а то оставил нас почти ни с чем. Дела все запутаны, тут тяжба еще!… Вот дом-то отнимут, что тогда делать-то? Ты только подумай, как мы тогда жить-то будем!… А что я? Мое дело женское, да я и не знаю ничего: я сама привыкла за людьми жить. (Молчание.) Х5ть бы ты замуж, что ль, Маша, шла поскорей. Я бы уж, кажется, не знала, как и бога-то благодарить! А то, как это без мужчины в доме!… Это никак нельзя.

Марья Андреевна. У вас ведь, маменька, уж один разговор.

Анна Петровна. Что ж такое не говорить-то! От слова-то тебя убудет, что ли? На-ка поди, уж и говорить-то нельзя. Что такое, в самом деле!

Марья Андреевна. Разве я виновата, маменька, что мне никто не нравится?

Анна Петровна. Как это не нравится, я не знаю; это так, каприз просто, Маша.

Марья Андреевна. Какой же каприз, маменька? Кто за меня сватался, вспомните хорошенько, что это за люди?

Анна Петровна. Что ж делать-то, Машенька? Что ж делать-то, друг мой? Где ж нам тебе красавцев-то взять? Нынче хорошие-то женихи всё денег ищут, не хотят видеть, что ты у меня красавица. Куды это я табатерку засунула, уж и не знаю! Посмотри-ка там на столике… Постой, здесь, в кармане. Нет уж, как бы, кажется, тебя не полюбить! Все ветер в голове-то у молодых людей. Да, признаться сказать, ведь и ты-то очень разборчива. А ты подумай, ведь у нас не горы золотые – умничать-то не из чего!

Марья Андреевна. Хорошо, хорошо.

Анна Петровна. Да что хорошо-то?

Марья Андреевна. Я подумаю.

Анна Петровна. Да о чем думать-то, скажи ты мне, сделай милость. Додумаешься до того, что просидишь с девках.

Марья Андреевна. А что ж за беда такая?

Анна Петровна. Глупа еще ты, вот что. (Сидит надувшись. Молчание.) Что это, ей-богу, хоть бы Платон Маркыч пришел. Уж я и не знаю, что мне делать-то. Вот был чулок, вот где теперь чулок?

Марья Андреевна. Вот, маменька, чулок. (Подает.)

Анна Петровна (вяжет чулок) . Нейдет Платон Маркыч, да и только; что хочешь, тут и делай.

Марья Андреевна. Да зачем вам, маменька, Платон Маркыч понадобился?

Анна Петровна. Как зачем? Что мы знаем тут, сидя-то; а он все-таки мужчина. Буточник бумагу какую-то приносил, кто ее там разберет? Вот поди ж ты, женское-то дело какое! Так и ходишь, как дура. Вот целое утро денег не сочту. Как это без мужчины, это я уж и не знаю, тут и без беды беда. Возьми-ка, Маша, бумажку, да посчитай мне деньги-то, сделай милость.

Марья Андреевна. Говорите, я и так сочту.

Анна Петровна. Постой, Маша. Заторопишь ты меня – я опять собьюсь. Где это бумажка-то у меня? Дай бог памяти… Вот она! Постой – нашла. Вот сочти возьми. Давеча считала, считала на счетах – либо целкового нехватает, либо два лишних, а уж Дарью лучше не заставляй. Да уж и в голове-то все не то. Дело-то меня беспокоит очень, об доме-то нужно с Платоном Маркычем поговорить. Все-таки мужчина.

Дарья входит.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же и Дарья.

Дарья. Барыня, а барыня! От Платона Маркыча мальчик пришел.

Анна Петровна. Позови его сюда.

Дарья уходит. Входит мальчик.

Мальчик. Платон Маркыч кланяться приказали; прислали газеты вчерашние и записочку-с да приказали о здоровье спросить.

Анна Петровна. Господи! Куды это я очки дела? Поищи, Маша, сделай милость.

Марья Андреевна ищет очки.

Марья Андреевна. Да позвольте, маменька, прочитаю. Я думаю, у вас с Платоном Маркычем секретов нет.

Анна Петровна. Прочитай, Маша! Какие секреты! Я его об деле просила. Вот женское-то дело: ведь и жаль беспокоить Платона-то Маркыча – старый человек, а делать нечего.

Марья Андреевна (читает) . «Ваше высокоблагородие, милостивая государыня Анна Петровна! Честь имею вас уведомить, что все поручения ваши я исполнил в точности и с удовольствием, и впредь прошу вас таковые возлагать на меня. При сем посылаю вам ведомости вчерашнего числа. Насчет того пункта, о котором вы меня просили, я в названном вами присутственном месте был: холостых чиновников для Марьи Андреевны достойных нет; есть один, но я сомневаюсь, чтобы оный вам понравился, ибо очень велик ростом, весьма много больше обыкновенного, и рябой…» (Смотрит с умоляющим видом.) Маменька!

Анна Петровна. Читай, читай.

Марья Андреевна (продолжает) . «Но, по справкам моим от секретаря и прочих его сослуживцев, оказался нравственности хорошей и непьющий, что, как мне известно, вам весьма желательно. Не прикажете ли посмотреть в других присутственных местах, что и будет мною исполнено с величайшим удовольствием. Дело ваше, по случаю упущений с вашей стороны, приняло дурной оборот; но вы, сударыня, не извольте беспокоиться: ибо я нашел весьма знающего человека, который может оным делом руководствовать. О прочем буду иметь честь объяснить вам при личном свидании. Остаюсь, всегда готовый к услугам, Платон Добротворский». Что это вы, маменька, делаете? Посылаете Платона Маркыча по присутственным местам женихов искать! Это уж бог знает что такое!… И ни слова об этом не скажете; это уж обидно даже. Ах, маменька, что вы со мной делаете! (Садится к пяльцам.)

Анна Петровна Незабудкина , вдова небогатого чиновника .

Марья Андреевна , ее дочь .

Владимир Васильевич Мерич ;

Иван Иванович Милашин , молодые люди, знакомые Незабудкиной .

Платон Маркович Добротворский , старый стряпчий .

Максим Дорофеевич Беневоленский , чиновник .

Арина Егоровна Хорькова , вдова, мещанка .

Михайло Иванович Хорьков , сын ее, бывший студент .

Карповна, сваха (по купечеству) в платочке .

Панкратьевна, сваха (по дворянству) в чепчике .

Дарья , горничная Незабудкиных .

Мальчик Добротворского .

Дуня; Паша , молодые девушки .

Официант и разные лица, являющиеся в пятом действии смотреть свадьбу.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Театр представляет комнату; на задней стене две двери: одна в комнаты, другая на улицу; с левой стороны окно, у окна пяльцы, далее фортепьяно; с правой стороны диван и большой круглый стол.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Марья Андреевна (сидит за пяльцами) и Анна Петровна (на диване).

Анна Петровна. Вот тут и живи, как хочешь. Как бы папенька-то твой не мотал без памяти, так бы другое дело было, а то оставил нас почти ни с чем. Дела все запутаны, тут тяжба еще!… Вот дом-то отнимут, что тогда делать-то? Ты только подумай, как мы тогда жить-то будем!… А что я? Мое дело женское, да я и не знаю ничего: я сама привыкла за людьми жить. (Молчание.) Х5ть бы ты замуж, что ль, Маша, шла поскорей. Я бы уж, кажется, не знала, как и бога-то благодарить! А то, как это без мужчины в доме!… Это никак нельзя.

Марья Андреевна. У вас ведь, маменька, уж один разговор.

Анна Петровна. Что ж такое не говорить-то! От слова-то тебя убудет, что ли? На-ка поди, уж и говорить-то нельзя. Что такое, в самом деле!

Марья Андреевна. Разве я виновата, маменька, что мне никто не нравится?

Анна Петровна. Как это не нравится, я не знаю; это так, каприз просто, Маша.

Марья Андреевна. Какой же каприз, маменька? Кто за меня сватался, вспомните хорошенько, что это за люди?

Анна Петровна. Что ж делать-то, Машенька? Что ж делать-то, друг мой? Где ж нам тебе красавцев-то взять? Нынче хорошие-то женихи всё денег ищут, не хотят видеть, что ты у меня красавица. Куды это я табатерку засунула, уж и не знаю! Посмотри-ка там на столике… Постой, здесь, в кармане. Нет уж, как бы, кажется, тебя не полюбить! Все ветер в голове-то у молодых людей. Да, признаться сказать, ведь и ты-то очень разборчива. А ты подумай, ведь у нас не горы золотые – умничать-то не из чего!

Марья Андреевна. Хорошо, хорошо.

Анна Петровна. Да что хорошо-то?

Марья Андреевна. Я подумаю.

Анна Петровна. Да о чем думать-то, скажи ты мне, сделай милость. Додумаешься до того, что просидишь с девках.

Марья Андреевна. А что ж за беда такая?

Анна Петровна. Глупа еще ты, вот что. (Сидит надувшись. Молчание.) Что это, ей-богу, хоть бы Платон Маркыч пришел. Уж я и не знаю, что мне делать-то. Вот был чулок, вот где теперь чулок?

Марья Андреевна. Вот, маменька, чулок. (Подает.)

Анна Петровна (вяжет чулок) . Нейдет Платон Маркыч, да и только; что хочешь, тут и делай.

Марья Андреевна. Да зачем вам, маменька, Платон Маркыч понадобился?

Анна Петровна. Как зачем? Что мы знаем тут, сидя-то; а он все-таки мужчина. Буточник бумагу какую-то приносил, кто ее там разберет? Вот поди ж ты, женское-то дело какое! Так и ходишь, как дура. Вот целое утро денег не сочту. Как это без мужчины, это я уж и не знаю, тут и без беды беда. Возьми-ка, Маша, бумажку, да посчитай мне деньги-то, сделай милость.

Марья Андреевна. Говорите, я и так сочту.

Анна Петровна. Постой, Маша. Заторопишь ты меня – я опять собьюсь. Где это бумажка-то у меня? Дай бог памяти… Вот она! Постой – нашла. Вот сочти возьми. Давеча считала, считала на счетах – либо целкового нехватает, либо два лишних, а уж Дарью лучше не заставляй. Да уж и в голове-то все не то. Дело-то меня беспокоит очень, об доме-то нужно с Платоном Маркычем поговорить. Все-таки мужчина.

Дарья входит.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Те же и Дарья.

Дарья. Барыня, а барыня! От Платона Маркыча мальчик пришел.

Анна Петровна. Позови его сюда.

Дарья уходит. Входит мальчик.

Мальчик. Платон Маркыч кланяться приказали; прислали газеты вчерашние и записочку-с да приказали о здоровье спросить.

Анна Петровна. Господи! Куды это я очки дела? Поищи, Маша, сделай милость.

Марья Андреевна ищет очки.

Марья Андреевна. Да позвольте, маменька, прочитаю. Я думаю, у вас с Платоном Маркычем секретов нет.

Анна Петровна. Прочитай, Маша! Какие секреты! Я его об деле просила. Вот женское-то дело: ведь и жаль беспокоить Платона-то Маркыча – старый человек, а делать нечего.

Марья Андреевна (читает) . «Ваше высокоблагородие, милостивая государыня Анна Петровна! Честь имею вас уведомить, что все поручения ваши я исполнил в точности и с удовольствием, и впредь прошу вас таковые возлагать на меня. При сем посылаю вам ведомости вчерашнего числа. Насчет того пункта, о котором вы меня просили, я в названном вами присутственном месте был: холостых чиновников для Марьи Андреевны достойных нет; есть один, но я сомневаюсь, чтобы оный вам понравился, ибо очень велик ростом, весьма много больше обыкновенного, и рябой…» (Смотрит с умоляющим видом.) Маменька!

Анна Петровна. Читай, читай.

Марья Андреевна (продолжает) . «Но, по справкам моим от секретаря и прочих его сослуживцев, оказался нравственности хорошей и непьющий, что, как мне известно, вам весьма желательно. Не прикажете ли посмотреть в других присутственных местах, что и будет мною исполнено с величайшим удовольствием. Дело ваше, по случаю упущений с вашей стороны, приняло дурной оборот; но вы, сударыня, не извольте беспокоиться: ибо я нашел весьма знающего человека, который может оным делом руководствовать. О прочем буду иметь честь объяснить вам при личном свидании. Остаюсь, всегда готовый к услугам, Платон Добротворский». Что это вы, маменька, делаете? Посылаете Платона Маркыча по присутственным местам женихов искать! Это уж бог знает что такое!… И ни слова об этом не скажете; это уж обидно даже. Ах, маменька, что вы со мной делаете! (Садится к пяльцам.)

Анна Петровна. Никакой тут обиды нет! Ты, Маша, этого не знаешь, это уж мое дело. Я ведь тебя не принуждаю; за кого хочешь, за того и пойдешь. А это уж мой долг тебе жениха найти. (Мальчику.) Кланяйся, милый, Платону Маркычу; скажи, что приказали благодарить; слава богу, мол, здоровы.

Мальчик. Слушаю-с.

Анна Петровна. Поди сюда, я тебе дам записочку Платону Маркычу.

Уходят.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Марья Андреевна (одна) . Вот всякий день этакий разговор! Как это не надоест маменьке, право. Такая тоска, такая тоска, что не знаешь, куда деться! (Шьет в пяльцах.)

Дарья входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Марья Андреевна и Дарья.

Дарья. О, чтоб вас!

Марья Андреевна. Что ты все сердишься?

Дарья. Да как же, барышня, не сердиться-то! Этакой народ, не поверите! Бегу из лавочки, а тут какой-то дурак остановился на дороге да прямо в глаза и смотрит. Что, говорю, бельмы-то выпучил, чего не видал, на мне ничего не написано. Да как, говорит, на тебя, на красавицу этакую, не посмотреть. Плюнула да и пошла. (Ищет что-то.) Вот вечно растеряет, а тут ищи. О чтоб!…

"Бедная невеста" не только не могла назваться шагом назад, но приходилась родною сестрою первой комедии Островского, принадлежала — так же, как и "Свои люди — сочтемся", — к числу первоклассных и образцовых явлений в русской словесности. Новая комедия была не так сценична, как первая; предмет ее не приходился по плечу каждому читателю, но она имела высокое литературное значение и должна была навсегда сделаться любимой пьесою для людей с развитым вкусом. Мы знаем не одного беспристрастного знатока, предпочитающего вторую комедию Островского первой, — и сами отчасти разделяем это мнение. Одна подарит нам минуты наслаждения на театральных подмостках — другая очарует и увлечет читателя в тиши кабинета. Одна поразит мастерством хода и леденящею силою катастрофы — другая наведет на глубокие вопросы жизни и заставит сердце наше облиться кровью. Одна удовлетворит всякую театральную публику при исполнении отчетливом, но самом обыкновенном, — другая может быть принята массою лишь тогда, когда для главной роли отыщется гениальная артистка со всем обаянием молодости, красоты и душевного благородства. Несмотря на то, что красоты "Бедной невесты" менее доступны массе, нежели красоты комедии "Свои люди — сочтемся", ее содержание ближе к общей жизни, ее лица типичнее. В создании действующих лиц как типов виден успех автора и несомненное движение вперед. Для многих читателей семейство Большова с его обстановкой — гости, любопытные явления, лица разного ему круга, но в "Бедной невесте" почти все персонажи — всем нам сестры и братья. Частиц нашего собственного я, о которых мы говорили выше, в них гораздо более. В Анне Петровне, бедной чиновнице, может узнать себя первейшая аристократка, когда-либо выдававшая дочь по расчету; тысячи изящных и даже нравственно недурных молодых людей отыщут родственные струны в Мериче и Милашине; Беневоленский живет и ходит между нами — только не в вицмундире со светлыми пуговицами, но иногда в изящнейшем фраке или пышном мундире со звездами, иногда в купеческом наряде или в синем кафтане богатого кулака-крестьянина. Нечто подобное можно сказать и о самых второстепенных лицах, о Дуне, о Дарье, о гостях и зрителях на свадьбе — в этом страшном и поэтическом пятом акте, где автор поднялся на небывалую высоту творчества, смешав в одно потрясающее целое самые простые элементы московской жизни: свадьбу с угощением, слезы невесты, простодушное довольство людей, ее загубивших, горькие шутки покинутой любовницы, комическую болтовню зрителей и перебранки салопниц между собою. Говорим смело — человек, который, после серьезного чтения этого пятого акта, не увидит в нем истинно вдохновенной гармонии творчества , лучше сделает, если обратится к изучению современной политики или наук точных, с поэзией ему делать нечего.

Что же сказать о главном лице комедии, о девушке, вокруг которой сплетаются все нити мастерски задуманной интриги? Марья Андреевна, бедная невеста чиновника Беневоленского, есть истинно поэтическое создание и по личности своей, и еще более по своему значению. Это лицо, повторяем мы, только тогда будет понятно вполне, когда на русской сцене явится гениальная артистка для выполнения роли Марьи Андреевны. Собственно, как девушка, бедная невеста не имеет в себе ничего особенно геройского или обворожительного: это юное, счастливо одаренное и чистое душою создание, каких в свете бывает немало. Главную прелесть получает она от положения, в которое поставлена, и самое положение это до чрезвычайности просто, без него даже, до некоторой степени, не обходится ни одно девическое существование. Стесненные дела семейства, глупая мать, в которой эгоизм, любовь, бестолковость и слезливость перепутаны в какую-то неразрывную сетку, — красивый и пустоголовый мальчик, в первый раз заставивший заговорить молодое сердце, жених-взяточник... во всем этом немного нового. Нового в положении — одна глубина и правда. <...>

Первое серьезно враждебное отношение русских ценителей к лучшему из современных нам драматических писателей, наконец, проявилось в приговорах и толках по поводу третьей комедии Островского, помещенной в "Москвитянине" и игранной с огромным успехом на столичных театрах. Комедия эта называлась "Не в свои сани не садись", по объему была почти наполовину менее двух первых комедий, по литературному же значению своему она скорее могла быть отнесена к началу целой серии драматических очерков Островского, которая всем нам доставила столько наслаждения и еще недавно обогатилась "Воспитанницей", возбудившей такое единодушное одобрение повсюду. Написанная прежним превосходным языком, простая и замысловатая по интриге, исполненная жизни и драматических положений, новая комедия была прежде всего писана для сцены и до сих пор остается одной из любимейших пьес в русском репертуаре. Из персонажей ее, не отличавшихся особой новизною или типичностью, художественно выдавалось прелестное лицо героини, любящей девушки с чисто русской доверчивостью, чисто русской кротостью в характере, да еще два или три второстепенных лица. <...>

Огромный успех комедии на сцене показывал, что она достигла своей цели, и в целом, и в подробностях она отличалась чрезвычайной сценической стройностью. <...>

Героиня "Бедной невесты" могла назваться первым шагом в драматической всесторонности, замысел Русакова и Бородкина, честных русских людей, был новой ступенью правдивого сознания. Но от сознания до воплощения полного — дорога велика и многотрудна. Если Марья Андреевна удалась — Русаков и Бородкин заставляли желать многого в художественном отношении. Наш автор не уклонился от задачи, ему представившейся, и подступил к ней без страха. Быт простых русских людей, преимущественно людей торговых, был ему знаком в совершенстве и легко навел его на ряд сильных соображений. В русском торговом сословии, которое зрело и формировалось под условиями оригинальными и довольно выгодными, вне крепостного права, которое извратило нравы крестьян и земледельцев, вне чиновничества и чужеземного обезьянства, которые принесли много вреда высшим классам общества, в этом русском сословии драматический автор мог искать не одних Большовых и Подхалюзиных, не одних злостных банкротов и бездельников. Сверх того симпатические и положительные стороны русского купеческого быта представляли свою завлекательную сторону для комика; лица, взятые из означенной стороны, невзирая на их симпатичность, были, так сказать, живописнее лиц из высшего общества, их речь могла иметь свои комические оттенки, их особенности, сложившиеся своеобразно и далекие от наших цивилизованных привычек, в самом светлом проявлении могли хранить свою часть смешного, хотя не ядовито-смешного. Само собою разумеется, изучение светлых сторон данной жизни для Островского не могло перейти в розовый цвет, односторонность или идилличность. Для этого наш автор был слишком поэтом, то есть человеком по преимуществу зорким. Он мог иногда не доканчивать своих изображений, иногда не доходить до ясного воплощения своих замыслов (как, например, в Бородкине), но до сладкой идиллии, конечно, ему нельзя было унизиться.

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

Варианты подготовлены А. И. Ревякиным ("Свои люди - сочтемся", "Бедная невеста"), С. Ф. Елеонским ("Не так живи, как хочется").

"БЕДНАЯ НЕВЕСТА" {*}

{* Подготавливая первое Собрание своих сочинений, вышедшее в 1859 году в издании Кушелева-Безбородко, драматург снял в пьесе "Бедная невеста" подзаголовок "Суженого конем не объедешь" и сделал ряд исключений и исправлений как некоторых сцен, так и отдельных слов и выражений. Ввиду важности этих переделок приводим их полностью. Вначале дается текст данного издания (являющийся переработанной в 1859 году А. Н, Островским второй редакцией пьесы) с указанием страниц и строк, а затем, после знака //, идет текст первой редакции, опубликованный в журнале "Москвитянин" (1852, Љ 4).}

Стр. 135, строка 4…живи, как хочешь. //…живи, как знаешь.

Стр. 135, строка 17…уж и говорить-то нельзя //…уж и поговорить-то нельзя.

Стр. 135, строка 23. Марья Андреевна. Какой же каприз, маменька! Кто за меня сватался… //Марья Андреевна. Вы знаете, маменька, что у меня капризов нет, а просто не нравится никто, да и все тут. Да что же тут мудреного, кто за меня сватался…

Стр. 137, строка 17…весьма много больше обыкновенного… //…весьма много более обыкновенного…

Стр. 137, строка 33. И ни слова об этом не скажете… // И ни слова мне об этом не скажете…

Стр. 138, строка 35. Так зачем же быть красавицей-то? // Так зачем же быть красавицей-то, лучше быть хозяйкой хорошей.

Стр. 139, строка //. Марья Андреевна. Маменьке легко говорить… // Марья Андреевна. Муж будет любить! Да я-то буду ли любить мужа! Вот в чем дело. Маменьке легко говорить…

Стр. 139, строка 18…я вашу дочь за красоту возьму. (Смотрит в окно задумавшись.) //…Я вашу дочь за красоту возьму; другой прикинется влюбленным, лезет с нежностями, это еще хуже. Боже мой, сколько оскорбительного видела я в последнее время! (Смотрит в окно задумавшись.)

Стр. 140, строка 34…а она все ворчит… //…а она все ворчит, все ворчит…

Стр. 141, строка 29…по передним-то шлямшись. //…по передним-то шляясь.

Стр. 143, строка 31…зайди на-днях… //…зайди как-нибудь на-днях.

Стр. 144, строка 6. А у меня дочь невеста. // А у меня дочь невеста. Как без мужчины в доме - никак нельзя.

Стр. 144, строка 28…но я завсегда предпочитаю с вами об деле разговаривать. //…но я завсегда предпочитаю с вами об этом деле разговаривать.

Стр. 146, строка 22…а тут какой-нибудь… //…а тут какой-нибудь выскочка…

Стр. 146, строка 29…есть новые знакомые, с которыми вам веселей, чем со старыми; но вы теряете друга… //…есть новые знакомые, с которыми вам веселей, чем со старыми; прощайте; но вы теряете друга…

Стр. 147, строка 17…я вас боюсь. //…я вас боюсь. Вы в самом деле способны возбудить в человеке серьезную страсть.

Стр. 148, строка 11…не бываю в обществе; //…не бываю в высшем обществе;

Стр. 148, строки 19-20…я бы мог во сто раз быть лучше его… и до слов: Что он вам мешает? //…я бы мог во сто раз быть лучше его. Да и с чего он взял смеяться надо мной! Как он смеет! Нет, я это так не оставлю.

Марья Андреевна. Чего же вам хочется, я все не понимаю.

Милашин. Да это очень трудно понять! Человека унижают, не считают ни за что. Для них главное дело наружность! Вот что обидно, Марья Андреевна! Вы не думайте, чтоб я завидовал таким людям, как Мерич. Я слишком горд, чтоб им завидовать. Много будет чести для них. Хороши люди, которые восхищаются такими господами.

Марья Андреевна. Я с вами согласна. Значит, и говорить не об чем.

Милашин. Конечно, Марья Андреевна, но вы… не принимайте Мерича ради бога, я вас умоляю.

Марья Андреевна. Что он вам мешает?

Стр. 148, строка 33…насильно мил не будешь. Осчастливьте того, кто достойнее меня! //…насильно мил не будешь. Но я имею довольно твердости, чтобы перенести это, и довольно гордости, чтобы не унижаться и не вымаливать вашу любовь.

Марья Андреевна. И слава богу.

Милашин. Осчастливьте того, кто достойнее меня?

Стр. 148, строка 33. Осчастливьте того, кто достойнее меня!

Дарья входит с самоваром //

Милашин. Осчастливьте того, кто достойнее меня! Есть много очень хороших молодых людей, которые умеют одеваться к лицу, говорить комплименты. (Принужденно смеется.)

Марья Андреевна. Это скучно, наконец!

Милашин. Вам скучно? Да! А каково мне!

Марья Андреевна. Да мне-то что ж за дело; все-таки вы должны быть учтивы, по крайней мере. (Отворачивается; молчание.)

Милашин. Марья Андреева! Вы на меня сердитесь?

Марья Андреевна. Да как же на вас не сердиться, когда вы глупости говорите.

Милашин. Ну, простите меня, ради бога, простите - дайте ручку. (Берет ее руку и целует; молчание.) Марья Андревна, у нас один чиновник получил наследство - тысяч двести. Вот дураку счастье… ужасно досадно.

Марья Андреевна. Отчего же вам досадно?

Милашин. Да как же не досадно, теперь будет нос подымать, нас и знать не захочет. А как, я думаю, подличал, унижался перед дядей-то, чтобы тот ему что-нибудь оставил.

Марья Андреевна. А может быть, и не подличал.

Милашин. Как, чай, не подличать. Я говорил ему давеча: "Я думаю, вам теперь низко будет служить с нами".

Марья Андреевна. Зачем же вы говорили это?

Милашин. Да как же, ведь досадно до смерти. Еще, дурак, приглашает обедать; пускай другие идут, а я уж слуга покорный. Очень приятно смотреть, как он будет важничать, что у него денег много.

Дарья входит с самоваром.

Стр. 149, строка 37. Ох, да никак я вам сахару-то забыла. // Ох, да никак я вам сахару-то положить забыла.

Стр. 151, строка 21. Мы, сударыня, с ним к вам приедем. // Мы, сударыня, с ним к вам завтра приедем.

Стр. 151, строка 25. Так только маешься. // Так, только маешься. Как это без мужчины!

Стр. 152, строки 1-2. Я готов пожертвовать даже жизнью, чтобы вы были счастливы.

Марья Андреевна, Это что такое! // Я готов пожертвовать даже жизнию, чтобы вы были счастливы.

Марья Андреевна. На что мне ваша жизнь! Мне только тошно, что ко мне пристают с женихами.

Милашин. Конечно, Марья Андревна, для меня бы легче было видеть вас в несчастном супружестве, чем видеть вас счастливой с другим; но я не эгоист.

Марья Андреевна. Ах, боже мой, да зачем мне все это знать! Вы опять за свое.

Милашин. Прощайте, Марья Андревна; быть может, мы больше не увидимся.

Марья Андреевна. Это что такое!

Стр. 152, строка 31…ни капли самолюбия… и до слов: Для нее я бы стал работать… //…ни капли самолюбия! Я уж начинаю успокаиваться в бездействии (встает). Нет, надобно кончить. Надобно сказать ей, что я ее люблю! Неужели она не сжалится надо мной? Я слабый жалкий человек; она увидит, что для меня в ней одной только спасение. Для нее я бы стал работать…

Стр. 153, строки 30-31…а тогда что? //…а тогда что! Я не перенесу.

Стр. 154, строка 11. Маменька?

Хорькова. Посмотрите, как страдает… // Маменька!

Марья Андреевна. Вы влюблены? Я считала вас холодным человеком.

Хорьков. Я холодный человек?

Марья Андреевна. Так неужели вы можете полюбить кого-нибудь? Полноте. (Смеется.)

Хорькова. Посмотрите, как страдает…

Стр. 156, строка 5. Это ужасно досадно! // Это ужасно досадно. Приедет - станет важничать, ломаться.

Стр. 157, строка 33…что мы из ревности хлопочем. Эх, не хочется мне… //…что мы из ревности хлопочем. Надобно ей показать Мерича с смешной стороны, тогда он ей будет не опасен. Эх, не хочется мне…

Стр. 158, строка 12. Он человек совершенно без правил. // Он человек совершенно без правил, бессовестный, и проповедует девушкам безнравственные начала.

Стр. 161, строка 21…любит ли он меня… а я его очень люблю.// Любит ли он меня… а я его люблю, очень люблю.

Стр. 175, строка 10. Марья Андреевна. Приехал этот Беневоленский. // Марья Андреевна. Не успела еще я опомниться от твоего поцелуя (Закрывает глаза руками, Мерич ее целует.)… приехал этот Беневоленский.

Стр. 175, строка 22…чтоб ты пошла за Беневоленского. //…чтоб ты, из угождения маменьке, пошла за Беневоленского.

Стр. 177, строка 16. Ты, кажется, опять близко ко мне. // Ты, кажется, опять уж очень близко ко мне.

Стр. 189, строка 30…я, кажется, сойду с ума. Как незаметно подкралось ко мне это горе. //…я, кажется, сойду с ума. Я не могу больше переносить моего положения. Как незаметно подкралось ко мне это горе.

Стр. 190, строка 2. Марья Андреевна… Теперь ее спокойствие зависит от меня. Неужели у меня хватит сил противиться ей. Дарья входит,

Что еще почитать