Как все-таки чудесен мир вокруг! Когда мы учим географию с детьми , то и сами не перестаем удивляться его разнообразию. Что уж говорить о малышах: для них все на этой планете ново, каждое маленькое открытие рождает бурный восторг. Так с чего же начать знакомство с географией, чтобы поддержать эту естественную тягу к знаниям?
В первую очередь расскажите ребенку о главном: какое значение для человека имеет наука география. Ландшафты, растения, животные, культурные ценности, языки, люди – в каждом уголке Земли свое уникальное сочетание компонентов, но присутствуют-то они повсеместно. Получается, что, несмотря на колоссальные различия, у всех территорий и народов много общего. Вот с чего начинается география для детей: с понимания того, что все мы – соседи по планете!
Звучит красиво, только слишком уж серьезно, правда? Но стоит вам подать информацию под игровым «соусом» – и ребенок тут же откликнется на ваш рассказ с живым интересом. То же самое относится и к другим темам вашего занимательного обучения: от знакомства детей с картой мира до запоминания флагов сотен государств. К счастью, игры для детей по географии придуманы в изобилии. Именно о них сейчас и пойдет речь.
Существуют различные игры по географии для малышей и для школьников, и удобнее всего рассмотреть их по порядку.
1. Компания «Умница» , ведущий в России разработчик методик раннего развития, предлагает целую систему изучения географии . Заниматься по ней могут все любознательные малыши уже с 1 года! Речь идет о комплекте География, или , а также о двух сопутствующих наборах – Больше путешествие. Флаги и гербы и Больше путешествие. Костюмы народов мира . Вместе с ребенком вы исследуете огромную карту и открываете для себя жизнь 15 стран по всему миру. О каждом государстве рассказывает свой красочный путеводитель, а спланировать увлекательное занятие вам помогает методическое пособие для родителей. Начните путешествовать с первых лет жизни!
2. Рассматривать карту мира безумно интересно, а слушать, как она сама рассказывает о странах – и подавно. Юных географов с 3 лет впечатляет электронный плакат «Живая география» (Знаток), а с 6 лет – интерактивная карта мира для детей (Zanzoon). И эта разница по возрасту оправдана:
3. Географические карты , конечно же, бывают и простыми, картонными – зато на них отображено еще больше подробностей. Комнату ребенка 3 лет и старше достойно украсит политическая карта «Страны и народы мира» или физическая карта «Животный и растительный мир Земли» . Разглядывать эти гигантские плакаты (1,5 метра по большей стороне) можно часами. Что там ребенок – даже взрослый найдет здесь много интересного и нового!
4. А что еще лучше и нагляднее, чем карта, демонстрирует ребенку устройство нашей планеты? Разумеется, глобус ! Вам осталось только решить, какой выбрать: глобусы бывают политические или физические, гладкие или рельефные, с подсветкой или без. Первые два параметра можно легко совместить, потому что существуют специальные физико-политические глобусы: включаешь подсветку – и одна карта «превращается» в другую! Кстати, как насчет того, чтобы собрать 3D-модель Земли своими руками? Шаровой пазл-глобус Pintoo складывается из 540 элементов (вполне достаточно не только для школьника, но и для взрослого человека). Работа кропотливая, зато результат выше всяких похвал!
5. Раз уж игра активно способствует обучению ребенка, то нужно привлечь к изучению географии настольные игры ! Выбор в этой области очень велик:
6. Для изучения любой науки всегда актуальны и классические источники знаний – книги и аудиоэнциклопедии . Раз уж речь идет об игровой форме обучения, то пусть и источники эти будут под стать! Детские энциклопедии с Чевостиком (для детей с 6 лет) существуют как в аудио, так и в книжном формате. Вместе со своим ребенком вы слушаете и читаете все самое интересное о планете Земля. В книге «Занимательная география для малышей» научные факты переплетаются со старинными легендами, и все вместе это сопровождается прекрасными фотографиями. Перечитывать эти страницы ребенка тянет снова и снова! Многократно хочется заглядывать и в «Мой большой атлас животных» : в эту книгу нужно вклеить более 80 цветных наклеек, чтобы дополнить карты всех частей света изображениями зверей. Такое занятие и географию растолковывает, и мелкую моторику развивает на пять с плюсом.
Совершите вместе с ребенком научно-игровое путешествие по планете!
Добрый день!
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, для чего необходимо с детьми изучать такую сложную науку, как география.
В детстве я очень не любила этот предмет в школе, я не понимала и половины того, что нам объясняли, точнее понимала, но не запоминала, так как эти знания были мне не нужны. Зачем же начинать знакомиться с географией 3-4-5 летнего малыша, спросите вы. На этот вопрос я попытаюсь сейчас вам ответить.
Что такое география? Это не только знание, где находится земное ядро или кора, где добывается уголь и нефть, и как отличается экономика слаборазвитых стран от стран с индустриальной экономикой.
Это, в первую очередь, понимание того, что находится вокруг тебя: лес, горы, поле, небо, река, море и т.д. Это тоже география, но простая и доступная дл понятия. Вот идете вы с ребенком на прогулку и говорите ему: «Смотри, какое небо». Малыш поднимает голову и смотрит. Что он видит? Голубая, бела или серая масса (в зависимости от погоды). А почему бы не пойти дальше и не поиграть в это самое небо. Пусть далеко оно, пусть он его не потрогает, но ведь и мы не трогали. С одной стороны вещь очень абстрактная, а с другой…
А если придя домой, вы нарисуете небо, а если еще и облака сделаете, например, из ваты, а попутно расскажите, что вата мягкая, как облако. И не важно, что вы его, это самое облако сами никогда не трогали, но ведь главное, что вы задействуете не только зрительную, но и тактильную функцию. Ребенок потрогает вату и в голове ассоциация с облаком останется. А если вы про него стихи и сказки почитаете, а если под музыку порисует или картины посмотрите. Да столько всего придумать можно. Весело? А это География! Можете назвать ее природоведением, но суть останется прежней.
И так шаг за шагом большой и такой неизведанный мир станет малышу чуточку ближе. И вот он уже почувствовал и понял, что если долго подниматься вверх, то можно забраться на гору, а она высокая!!! А если гора «волшебная», то она еще и пар может выпустить или и того больше, необычную штуку под названием лава!
А если идти долго никуда не опускаясь и не поднимаясь, то это равнина, а если спустимся, то можем в овраг попасть. И так шаг за шагом вы придете к тому, что ваш ребенок спросит вас о том, где вы живете. «В России», — ответите вы. А это где? И вот тут вы можете перейти на следующий этап и объяснить ему, что Россия – это страна и таких стран много, и все они на материках располагаются.
И вот вы уже рассказываете ему про Африку. Рисуете льва, лепите жирафа и читаете сказку про неугомонного слоненка, который хотел знать, что у крокодила на обед.
Постепенно вы узнаете и о материках и о странах, о том, как, и где живут люди. Уверяю, вам самим это будет интересно. Я открыла для себя столько нового, пока пыталась простым языком объяснить ребенку что-то очень далекое и возможно еще совсем не понятное, но когда я вижу живой интерес в глазах, когда слышу вопрос за вопросом о том, как и что и где, то сомнения о надобности или ненадобности таких занятий отпадает.
Занимайтесь на здоровье! Надеюсь ваши путешествия будут интересными и увлекательными!
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Костюченко Мария.
Сегодняшний пост и несколько следующих я хотела бы посвятить нашим занятиям по географии, точнее повторению пройденного (повторению, так как хочу с осени продолжить тему и начать новый цикл занятий в этой области). Все, о чем я писала и буду писать, мы с Дашей применяем в своей жизни, но в силу разных причин одни тему разрываются и получается, что несколько дней мы изучаем воду, а потом прерываемся и только через несколько недель приступаем к почве и т.д. Пока на улице лето и очень многое можно сделать и попробовать «прямо тут и прямо сейчас» я решила кратко повторить все, что мы проходили, но уже в упрощенном варианте и с большим творческим уклоном.
Итак, начали мы с того, что вспомнили, какой формы наша Земля. Даша показала на маленький мячик и сказала, что такая же круглая, только очень большая. Для наглядности мы взяли большое блюдце и мяч. Я предложила ей отправить нашего любимого волка в путешествие и представить себе, что блюдо – это Земля (ведь раньше все думали, что она плоская, мы даже вспомнили, как строили модель из слонов и черепахи, которые держат землю и посмотрели фото, как Даша в роли черепахи держала Землю). Волк отправился в путешествие и дошел до конца Земли (((А когда мы отправили его в прогулку по Земле –мячику, то он совершил оборот вокруг Земли и снова вернулся домой!
Потом мы посмотрели, найденную дома энциклопедию (еще моего детства) про планеты и Землю, рассмотрели рисунки, где показано и рассказано, как Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и где все это время находится Луна. А потом отправились ставить эксперимент в ванную. Почему в ванну? Да потому, что там темно. Я дала в руки Даше фонарик, сама и велела светить на Землю (мячик). С одной стороны прижала к мячу волка, с другой кенгуру. Даша стала светить в одну точку, а я крутить нашу Землю и получалось, что если светло волку, то темно кенгуру. Так мы выяснили, как сменяется день и ночь.
Потом мы посмотрели кусочек мультфильма География для самых маленьких, а точнее кусок, который посвящен океану и материкам, откуда что взялось, как называется и как выглядит. Очень интересно был показан процесс расформирования материков на несколько из одного целого.
Посмотрев мультфильм, мы отправились собирать собственный паззл))) Я вырезала несколько кругов разного размера и схематично написала и нарисовала составные части нашего паззла: планета Земля, материк, страна, город, дом и Даша стала собирать его сначала начиная с дома (я ей подсказывала), а потом от Земли самостоятельно.
В завершении мы нарисовали собственную планету Земля (Даша рисовала сама), а потом попросила лист бумаги и стала рисовать землю, по которой мы ходим. Сначала она зарисовала лист коричневой краской, а потом стала наносить на него другие цвета. Я стала расспрашивать, что она рисует и почему именно так. Она тогда ответила, что земля на самом деле не черная и не коричневая, она цветная, так как в ней отражается солнышко, на ней растет трава и красивые цветы и все цвета сливаются и получается «вон как красиво!»
Я никогда не думала, что Даша представляет землю такой, в которой солнышко отражается! Моя малышка не перестает меня удивлять)))
Ольга Гаврилова
b]Введение
В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами - дошкольными работниками.
Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.
Основная часть
Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.
В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.
Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;
2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.
Этапы осуществления проекта:
1 этап - подготовительный
Задачи этапа:
Разработка проекта;
Анкетирование детей и родителей.
Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».
2 этап - практический
Задачи этапа:
Внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;
Экспериментальная проверка проекта.
Ожидаемые результаты:
Внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;
Развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;
Овладение элементарными представлениями о географии;
Устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.
3 этап - обобщающий
Задачи этапа:
Обработка данных, описание результатов деятельности;
Соотнесение результатов с целями;
Выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;
Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.
Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.
Форма занятия: кружковая работа.
Длительность проекта: 1 год.
Время проведения: 1 раз в неделю
Длительность занятия: 25 мин.
Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.
Структура занятия:
Ставить проблему;
Принимать и ставить цель;
Решать проблему;
Анализировать объект и явления;
Выдвигать гипотезы;
Осуществлять эксперимент;
Делать выводы.
Заключе ние
Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.
По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:
Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;
Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;
Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;
Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;
Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;
Улучшился психологический климат в группе;
Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).
Приложение
Программа проекта
«География в детском саду - путь познания окружающего мира»
№ п/п Разделы, темы Практические работы
Подготовительный этап
Изучение научно-методической литературы;
Разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».
Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».
Практический этап
1-2 неделя Сентября
Опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.
Анализ полученных результатов исследования.
Мир вокруг нас.
Плакат «Солнечная система».
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)
2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).
3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)
4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.
5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»
(гранит, известняк, кремень)
6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.
Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».
7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;
Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;
Формировать творческие способности.
Глобус. - Лепка модели Земли
9. Карта. - Работа с контурной картой,
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)
10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).
11 Времена года. - Плакат «Времена года».
Работа с дидактическим материалом.
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)
Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.
Опыт «Извержение вулкана».
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)
13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».
Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)
14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».
15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».
Работа с родителями «Осенний букет».
Суша планеты. Материки.
Карта полушарий.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)
Тепловые пояса.
Опыт с настольной лампой.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)
18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».
19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).
20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)
21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».
22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».
Планета Земля как среда обитания живых организмов.
Дид. игра «Разнообразные животные».
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)
24. Разнообразие материков.
Карта полушарий.
Контурная карта полушарий.
Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)
Я живу в России.
Презентация «Особенности России».
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)
Мой дом Кузбасс.
Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)
27. Моя малая Родина - Топки.
Знакомство с достопримечательностями г. Топки.
Экскурсия по г. Топки.
28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям
«Семейный альбом».
29. Обобщающий этап
3-4 неделя Мая
Оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;
Анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.
Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира
География для малышей
УРОК ПЕРВЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Как башни поссорились"
Жили-были три башни. Да-да, не удивляйтесь, именно башни! Жили они дружно, часто весело болтали о том, о сем. Одну звали Останкинская башня, вторую – Берлинская, а третью – Эйфелева. Но вот однажды...
– Я – самая красивая башня! – сказала Эйфелева. – Меня рисуют художники, меня снимают для журналов, обо мне пишут в школьных учебниках. И нет ни одного человека в мире, кто бы обо мне не слышал! И вообще, я символ Парижа! А Париж – это столица Франции!
– Фи, задавака! – ответила ей Берлинская. – Я вот тоже в каждой книге о Берлине, а Берлин, между прочим, тоже столица, только Германии! Вот!
– Нашли чем хвастаться, – сказала Останкинская башня. – И я из столицы. Да-да, из столицы России – Москвы!
Но француженка не успокаивалась.
– Зато я – настоящее чудо: я сделана из 18 тысяч деталей, а гаек на мне – два с половиной миллиона!
– Ну и что?! Во мне вот 45 этажей! – ответила ей Останкинская.
– А у меня есть ресторан, и он вращается! – вмешалась Берлинская башня.
– И у меня есть! – закричала Эйфелева.
– И у меня, и у меня! – подхватила Останкинская.
– А я самая высокая, – не унималась парижанка, – я 317 метров высотой!
– Ха-ха, – засмеялась Берлинская, – а я – 360! Это не ты, а я самая высокая!
– Куда уж вам, – заявила Останкинская. – Самая высокая – я, у меня рост – 540 метров!
И так башни рассорились. Стоят и молчат, будто друг друга не видят...
Первые дни они еще сильно друг на друга обижались и поэтому было легко молчать. Но потом стало скучно и грустно. Башни стояли унылые. А тут еще осень пришла с частыми дождями. От этого еще тоскливей становилось. Башни начали от одиночества ржаветь. Тут и до простуды недалеко.
– Пщи! – чихнула Эйфелева башня.
– Будь здорова! – тут же откликнулась Берлинская.
– Ты бы горячего чаю попила! – посоветовала Останкинская.
– Спасибо, – ответила растроганная вниманием француженка и улыбнулась двум башням. И башни, конечно же, улыбнулись ей в ответ. И они помирились. И больше никогда не ссорились, ведь какая разница, кто выше, а кто изящнее, главное, что есть те, с кем всегда можно поговорить и посмеяться и кто предложит тебе в непогоду горячего чая!
ГЕОЗАДАНИЯ
1. В сказке башни расхвастались: и высокие-то они, и красивые, да еще живут в столицах. А что такое
столица
?
2. Выучи стишок.
Столица
Есть в каждой стране город главный,
Большой он, важный и славный.
Зовется город столицей.
Не знать ее не годится!
3. Написали мы три страны и их столицы друг против друга. Да вот беда! Осенний ветер подул, и слова перепутались! Помоги разобраться, где же чья столица?
Россия – Париж
Франция – Берлин
Германия – Москва
УРОК ТРЕТИЙ
ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"
часть вторая
Пока друзья летели домой, Афоня рассказал ветру о белой войлочной юрте, на что ветер ответил:
– Фи! Удивил! Из ткани! Я знаю места, где люди строят дома из оленьих шкур и даже из коры деревьев!
– Из коры деревьев? – удивился домовенок. – Но ведь такой дом будет очень хрупким!
– Совсем нет! Давай полетим, увидишь!
Так Афоня оказался на Севере России, где очень-очень холодно и почти всегда лежит снег. Он подошел к домику, похожему на большой колокольчик или на пирамидку.
– Вот это домик! Действительно из кожи! – воскликнул Афоня.
– Это чум ! – раздался голос, и рядом появился темно-оранжевый домовенок, одетый в меховую шубку.
У этого домовенка было красивое чукотское имя – Энлё. Они познакомились, и Афоня узнал о том, как строят чум. Сначала люди ставят по кругу жерди и скрепляют их сверху вместе. Потом готовую основу застилают шкурами и корой деревьев, потому что такое покрытие не даст холодному северному ветру проникнуть вовнутрь. В чуме, как и в юрте, есть дверь - отверстие, завешенное шкурами – и отверстие в потолке, куда выходит дым от костра. На костре готовят еду, а еще костер согревает помещение.
– И чум тоже можно переносить с места на место? - спросил Афоня.
– Конечно, ведь люди разводят оленей. И когда стадо оленей должно уйти далеко-далеко, то люди разбирают чум, все грузят на низкие сани, запряженные собаками, переезжают, а там снова ставят чум. А твой чум разве стоит на месте?
Афоня рассказал об избе и о киргизской юрте.
– Да… – задумался северный домовенок. –- Никогда не слышал ни про деревянный, ни про войлочный чум. Зато белый медведь как-то рассказывал, что слышал от птиц о далекой стране, где есть дома из веток. Чудеса!
Конечно же, после этих слов и Афоня, и ветер захотели своими глазами увидеть домик из веток. Они немного погостили у Энлё и стали собираться в путь. На прощание Афоня подарил северному домовенку варежки и пригласил к себе. А Энлё подарил Афоне обувь из шкур – ичиги.
Попрощались. И полетели Афоня с ветром в далекую страну Америку. Страшно было лететь через огромный океан, но все-таки они достигли индейских лесов и нашли среди деревьев низкие домики.
Теперь Афоня уже знал, что это самый настоящий домик, хотя он был без углов, без окон и без крыльца и скорее походил на половину большого зеленого помидора, покрытого листьями. Афоня познакомился с красным домовым Чароки и узнал от него много нового и интересного. Оказалось, что такой домик называется вигвам , и местные жители, индейцы, строят его из гибких тонких стволов, а сверху покрывают ветками, корой деревьев и циновками. Вигвам, как юрту или чум, можно переносить с места на место
– Как интересно! – воскликнул Афоня. – Такие далекие друг от друга и такие похожие между собой домики. И в то же время они так не похожи на мою родную избушку!
– Какие еще домики? Что такое избушка? – заинтересовался Чароки.
И Афоня стал рассказывать о домах из дерева, из войлока, из шкур.
Чароки слушал как завороженный, а потом сказал:
– Знаешь, когда-то мне мой дед рассказывал легенду, что на самом северном краю домики строят изо льда! Но это, конечно легенды...
Попрощавшись с Чароки, Афоня и ветер полетели искать ледяной дом.
А пока Афоня и ветер летят на север, помоги разгадать ребус и загадку, в которых “спрятаны” два слова из сказки!
ГЕОЗАДАНИЯ
1. Загадка.
Индеец из прутьев и листьев сам
Построил жилище - легкий...
2. Разгадай ребус.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Путешествия Афони"
часть третья
Долго летели ветер с Афоней на север, становилось все холоднее и холоднее. Вскоре они оказались на самом дальнем Севере, где всегда зима и где не видно было ничего кроме снега. Стали они искать что-нибудь похожее на домик, но ничего не нашли. Совсем расстроились. Темнело быстро, и когда ветер и домовенок совсем отчаялись и уже хотели лететь домой, они увидели среди снегов огонек. Полетели туда. То, что они нашли, выглядело как большая половинка снежка, но сделанная из ледяных кирпичей.
Может, там живет медведь? - спросил ветер.
Разве медведи умеют зажигать огонь? - возразил Афоня. И они приблизились. Вход находился не над землей, а под и к нему вело углубление, достаточно большое для людей, а уж для домовых-то и подавно. Афоню встретил белый домовой, Блэк. Ветер тоже зашел, потому что даже для него снаружи было холодно. Они сели у огня в центре. Домовенок сразу посмотрел вверх, ожидая увидеть в белом потолке отверстие, как в юрте, или поменьше, как в чуме, а увидел маленькую дырочку.
От большого отверстия мы тут замерзнем! - засмеялся Блэк, он догадался, о чем подумал гость.
Это - иглу! - рассказывал Блэк. - Строят иглу изо льда. Сначала находят ровное место, очерчивают на снегу круг и складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые тоже вырезают из ледяных глыб. Когда стены готовы, прокапывают вход и выбрасывают снег наружу. Все, иглу готово.
А почему здесь нет двери, но тепло? - спросил Афоня.
А потому, - стал объяснять Блэк, - что здесь воздух нагрет от огня и он занимает все место под домиком-куполом и не дает холодному воздуху снаружи проникнуть вовнутрь!
А почему же иглу не тает от огня? - спросил Афоня.
Этого огня совсем недостаточно, чтобы растопить все эти ледяные кирпичи, - ответил Блэк, показывая рукой на стены. - Наоборот, чуть-чуть подтаяв, ледяные кирпичи смерзаются еще крепче! А вы откуда?
И гости начали рассказывать об избушке и о том, где они были, какие дома видели. Блэк, услышав так много интересного, засобирался в путешествие, чтобы увидеть, правда ли есть дома из ткани и страны, где не бывает снега.
А домовенок чем больше рассказывал об избе, тем сильнее скучал по дому. У избушки есть высокое крыльцо, крыша, украшенная деревянной резьбой. А внутри дома есть лавка, на которой так здорово сидеть с бабушкой и дедушкой и слушать их сказки. И, главное, там есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья, а на печке так хорошо спится, пока за окнами ходит мороз и раскрашивает узорами окна! Засобирался Афоня домой, а на прощание подарил Блэку теплую шапку и пригласил к себе в гости.
Снова летели ветер с Афоней через океан, но теперь дорога казалась короче, ведь это была дорога домой. Вот и родная избушка!
В гостях хорошо, а дома лучше.
ГЕОЗАДАНИЯ
Разгадай ребусы.
УРОК ПЯТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Площадь Регистан"
Это случилось давным-давно, еще в 15-17 веках. В Самарканд, город Узбекистана, съехались самые лучшие строители и архитекторы со всей Средней Азии. Собрались они, чтобы построить самые лучшие медресе - здания высших школ, в которых бы потом учились юноши и становились философами, математиками, юристами, преподавателями арабских языков и других наук.
Долго трудились строители и архитекторы. И вот, наконец, построили. И так это было красиво, что весть об этих медресе разнеслась по всей Азии, и даже достигла волшебного сада, где жили прекрасные пери (феи). Услышали они, что люди создали что-то очень красивое, и решили на это посмотреть. И вот ночью, чтобы их никто из людей не увидел, прилетели они к площади Регистан, на которой стояли эти медресе, и, увидев, согласились с людьми - это и правда было великолепно. В центре возвышалось медресе Тилля-Карри. Это двухэтажное здание было выстроено квадратом, внутри разбит цветник - дивный аромат роз витал в ночном воздухе.
Слева стояло медресе Улугбека, а справа - медресе Шер-Дор. Они находились напротив друг друга и были похожи как братья: и у одного, и у другого были две высокие башенки, удлиненные окна, двери из дерева, украшенные искусной резьбой.
И так понравилось все это пери, что они от радости засмеялись и затанцевали. И решили сделать людям, создавшим все это, подарок: они сняли свои бусы, прошептали заклинанья и бросили их в сторону медресе. Бусы поплыли по воздуху, превратились в цветные облака и окутали ими здания.
А утром, когда жители Самарканда пришли на площадь Регистан, они увидели чудо: здания были сплошь покрыты тончайшим узором. В нем были и геометрические фигуры, и цветы, и птицы, и строки из священной книги - Корана.
На рисунке: Самарканд, площадь Регистан.
Слева направо - медресе Улугбека (1420), Тилля-Карри (1660), Шер-Дор (1636).
Люди догадались: это пери так показали, что им понравились медресе. И самаркандцы устроили большой праздник.
А площадь Регистана и сегодня восхищает всех, кто ее видит.
ГЕОЗАДАНИЕ
В Узбекистане 13 административных областей. Если ты правильно расставишь названия шести областных центров (Бухара, Карш, Фергана, Навои, Нукус, Турмез), то по вертикали в выделенных клетках сможешь прочитать название столицы Узбекистана. Для подсказки некоторые буквы уже поставлены.
УРОК ШЕСТОЙ
ГЕОСКАЗКА
"Царь и кактус"
Жили-были кактусы. Это были не обычные кактусы, а кактусы-иностранцы. Повелел как–то русский царь Петр Первый основать в Санкт-Петербурге Аптечный огород, где должны были "произрастать чужестранные деревья, травы и семена".
И с 1714 года стали приезжать в Россию заморские гости, в том числе и мексиканские кактусы. Дружно росли кактусы, рядышком. Был среди них один самый большой кактус по имени Марктус. Однажды кто-то ради шутки надел на него картуз, а Марктус решил, что это потому как он самый красивый и самый умный. Зазнался.
Царь повелевал больше школ строить, и для иностранных кактусов тоже школу открыли. Все кактусы учатся, а Марктус только над ними смеется:
– Я и так умный, все-все знаю!
Вот однажды пришел в огород сам царь. Увидел Марктуса и воскликнул:
– Ба! Какой красавец!
Марктус колючки растопырил, важно надулся. Царь спрашивает:
– Откуда ты? Из какой страны?
– Из Мексики! – отвечает кактус.
– А на каком это континенте?
Не знает Марктус, что ответить. Кактусята ему помогают, подсказывают:
– В Северной Америке !
– В Северной Америке! – повторил громко Марктус.
Царь это заметил, нахмурился. Очень ему не нравилось, когда кто-то был неучем и к тому же не хотел учиться.
– А Россия на каком континенте? – спросил царь.
Молчит Марктус.
– На континенте Евразия ! – шепчут кактусята.
– Цыц! – сказал им Петр Первый. – А какая страна больше: Мексика или Россия?
– Мексика, – ответил Марктус.
– Да таких Мексик в России восемь поместится! – загремел царь.– Ну, а какая самая длинная река в Мексике, на твоей родине?
На этот вопрос ответили маленькие кактусы:
– Рио–Гранде .
– Ну, а хоть знаешь, какая самая высокая гора в Мексике, а какая здесь, в России?
Однако ни о мексиканском Пико де Оризаба (5700 метров), ни о российском Эльбрусе (5642 метра) Марктус ничего не знал. Стало ему стыдно.
– Эх! – воскликнул царь. – Глупый кактус! Ничего не знает, ничему не учится! Зато в картузе!
Запомни: важно что не НА голове, а что В голове!
А Марктус снял картуз и попросил у соседнего кактуса учебник.
ГЕОЗАДАНИЯ
1. Назови, на каких континентах расположены Мексика и Россия. Назови самые длинные реки и самые высокие горы в Мексике и в России.
2. Выучи стишок про кактус-зазнайку!
Из Мексики кактус
По имени Марктус,
Одетый в картуз,
Был важен, как туз.
Кактусят поучал он: "Знайте,
И на колючки мотайте,
Я важен, как карточный туз,
Потому что ношу картуз!"
УРОК СЕДЬМОЙ
ГЕОСКАЗКА
"Дружба ничего не боится"
Путешествовал как-то гном. Долго он был в пути и однажды увидел необычную гору, которая стояла одна-одинешенька. Верхушка же у нее была не острая, как у большинства гор, а как будто срезанная.
– Привет! – улыбнулся гном. – Давай знакомиться!
– Со мной? – удивилась гора. – Меня все боятся. И никто не разговаривает со мной, и не играет, а я так люблю придумывать загадки!
– Загадки? Вот здорово! – воскликнул гном. – А я так люблю их разгадывать! Давай играть!
Необычная гора обрадовалась.
– Давай! Вот первая загадка:
Жил-был бог
Когда-то в Риме,
Кузнецом он
Был,
Глубоко
В подземном мире
По наковальне
Бил.
Кругом огонь
Пылал,
Бог молотом
Стучал.
Его Вулканус
Звали.
И мне имя
Дали
В честь него.
Позвольте вам
Представиться –
...
– Вулкан! – догадался гном.
– Правильно! – обрадовался Вулкан. – Правда, я начинающий поэт, поэтому рифма не очень красивая.
– А мне нравится! – сказал гном. – А еще одну загадку можно?
– Внутри меня
Есть пустота –
Огромная труба.
Она пряма.
И неспроста
Тянется она
Из–под земли
К моей макушке.
Есть похожая
У пушки:
Там по ней
Бежит ядро.
У них название
Одно.
Что это?
Минут пять думал гном.
– А, вспомнил! Жерло!
– Правильно! – воскликнул довольный вулкан. – Вот еще одна загадка:
М оре раскаленное,
А лое, бездонное
Г лубоко под землей.
М ечта его – весной
А прель увидеть над землей!
– Нет, не могу я отгадать! – сказал, подумав, гном. – Непонятная загадка! Разве может море быть раскаленным?! Оно же холодное. И синее, а не алое!
– Под землей, действительно, есть огненное море. Оно как манная каша – густое и горячее. Но красное. А в этой загадке название зашифровано: прочитай первые буквы строк сверху вниз!
– Магма! – сказал гном вслух. – Ну ты молодец, такую интересную загадку придумал! С тобой так интересно играть! Почему же тебя боятся?
– А потому, что иногда я чихаю, и тогда происходит…. Вот слушай загадку об этом:
Захотел Вулкан чихнуть –
Поднялось давление.
Через жерло магма в путь
Пустилась в приключение.
Пронеслась по жерлу вверх,
Прорвалась наружу
С шумом, треском из прорех
Разлилась. О, ужас!
– И что это? –спросил гном. Он никогда о таком не слышал.
– Это называют извержением вулкана , – пояснил Вулкан. – Но это еще не все. Когда я собираюсь чихать, подымается гул, и начинается землетрясение . Потом с моей макушки слетает слой застывшей магмы и превращается в облако пыли и пепла . Пепел может засыпать все вокруг! Потом уже вытекает магма, ее называют “ лава ”. Она жутко горячая и может сжечь все на пути, стекая по моим бокам. Когда она остывает, то становится темной и твердой. Вот из-за этого-то меня все и боятся, и никто рядом не живет. Ох–хо–хо!
– Я буду здесь жить! – сказал гном. – И мы будем играть в загадки! А если ты захочешь чихнуть, то я убегу подальше, а потом вернусь. И мы будем играть дальше.
– Здорово! – обрадовался Вулкан.
И до сих пор счастливый Вулкан придумывает загадки, а гном их отгадывает.
ГЕОЗАДАНИЕ
Кроссворд "Вулкан"
1. Она горячая и красная, стекает по вулкану.
2. “Труба” внутри вулкана.
3. Раскаленное море глубоко под землей.
4. Он может зас
ы
пать все вокруг.
5. Это явление самое страшное для всех, кто живет рядом с вулканом.
6. Это явление происходит, когда вулкан собирается чихнуть, при этом все вокруг трясется и падает.
УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Самые опасные"
В Атлантическом океане, недалеко от экватора, жил-был маленький Акварик. Он очень любил путешествовать и даже вел "Путевой дневник", куда записывал свои мысли и впечатления.
Однажды приплыл Акварик к самой длинной реке Южной Америки – Амазонке. Перед ней на подводной табличке было написано: "Самая опасная река".
"Чем же она так опасна?" – заинтересовался Акварик и поплыл посмотреть. Вскоре он увидел огромного крокодила .
– Здравствуйте, я – Акварик!
Крокодил важно кивнул:
– А я – самый страшный крокодил самой опасной реки – Амазонки!
– А разве это хорошо – гордиться тем, что ты опасен? – спросил Акварик.
– Конечно, – пояснил крокодил, – ведь не каждый может похвастаться, что способен долго-долго лежать в воде и ждать, пока какое-нибудь неосторожное животное зайдет в реку, а потом – ам!– и быстро съесть его!
И крокодил снова занял свой наблюдательный пост. Акварик не стал его больше ни о чем спрашивать, а благоразумно поплыл дальше.
Вдруг издалека показалась стайка рыб, конечно же, Акварик решил поплыть им навстречу.
– Осторожно!!! Это же пираньи ! – вскрикнула маленькая рыбка, схватила Акварика за лапку и утянула за камень.
– А что, эти пираньи опасны? – удивился Акварик.
– Это хищницы, самые опасные хулиганки в нашей реке, а может, и во всем мире! Они кусаются острыми зубами, обижая всех подряд, и даже крокодил старается с ними не встречаться! Ах, как бы и мне хотелось быть пираньей!
– Разве это хорошо, когда с тобой никто не хочет встречаться? – спросил Акварик.
– Ну, может и не хорошо, но ведь при этом ты такой знаменитый! Тебя все-все знают!
И рыбка размчталась, как хорошо быть зубастой. Акварик не стал ей мешать и поплыл дальше.
Только забрался в небольшую заводь, как увидел огромную серовато-зеленую змею. Акварик поздоровался. Змея тоже представилась:
– Я – анаконда , самая большая змея Амазонки! И все меня боятсят! Так же, как и нашу Амазонию!
– А что такое Амазония? – поинтересовался Акварик.
– Амазония – все это место: и река Амазонка, и впадающие в нее реки, и тропический лес у этих рек. И везде живут опасные хищники, такие как крокодил, пиранья или я. А ночью в лесу хищные звери кричат так страшно, что даже моя чешуя встает дыбом! Вот как у нас здорово! Так что, приплывай к нам еще!
– Спасибо за приглашение! – вежливо поблагодарил Акварик. – И вы к нам приплывайте!
А вернувшись домой, Акварик написал в "Путевом дневнике": "Амазония – удивительное место, там всем нравится быть страшными и опасными. А где же найти место, где все хотят быть добрыми?"
А вы не знаете?
ГЕОЗАДАНИЯ
1. Прочитай (а если понравится, то и выучи) стишок об Амазонии:
Амазония
Эта область загадочна очень.
Здесь жутко кричит кто-то ночью.
Темен тропический лес,
Полный всяких чудес:
Насекомые, птицы и звери,
Лианы (в них прячутся змеи).
В реке Амзонке – вниманье! –
Опасные рыбки пираньи.
И крокодилы зубастые
Ныряют, будто бы с ластами.
Надеюсь, дело понятное –
Амазония – место приятное!
2. Чтобы научиться наблюдать, совсем не обязательно ехать в Амазонию, ведь интересное находится повсюду: по дороге в школу или домой, во поездки на автобусе. Интересными могут быть люди, животные, забавные плакаты, необычные дома. Заведи себе "Путевой дневник" и пиши или зарисовывай туда все, что покажется интересным. Учись наблюдать! А потом так покажи свои заметки друзьям, чтобы и они узнали о самом необычном из самой обычной прогулки!
УРОК ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"День рождения"
из цикла "Сказки о городах"
Жил-был в столичном городе Риге оргАн . Жил он в Домском соборе . У органа был хороший характер, но иногда ему становилось грустно, особенно перед днем рождения. Тогда он думал: "Вот и еще на один год я стал старее". И вздыхал.
И вот однажды органу исполнился сто двадцать один год. Все друзья поздравляли его с праздником, каждый старался пожелать что-нибудь особенное.
– Желаю тебе, чтобы ты навсегда остался в истории Риги! – пожелал ему Музей истории Риги , живущий на улице Паласта, недалеко от Домского собора. А стоящий в этом музее сосновый великан, конечно же, пошутил по поводу роста:
– Желаю, чтобы ты с возрастом не ссохся, а остался таким же двадцатипятиметровым!
Орган улыбнулся – великан-то был в десять раз ниже его!
– Пусть краски на картинах, украшающих тебя, всегда остаются свежими! – сказал красивый Художественный музей .
А живущая рядом с ним Резиденция президента Латвии показала, что она разбирается в политике
– Желаю, чтобы ты, орган, стал известен во всем мире, и о Латвии узнали все–все–все!
– Не болей! – пожелал Музей фармацевтики .
Этнографический музей пошутил:
– Главное, не забывай по утрам продувать меха, чтобы твоя ширина – одиннадцать метров – не стала больше!
Орган тут же изменил осанку – выпрямился и втянул бока.
– Пусть твоя резьба всегда остается такой четкой! – рапортовала Пороховая башня .
Почему прорапортовала? Да потому, что в ней находится Военный музей .
– Желаю, чтобы тебя ценили! – сказал Центральный рынок , он был самым крупным в Европе и удобно расположился в ангарах, где когда–то стояли дирижабли.
– И чтобы тебя любили! – сказали Часы Лаймы , под которыми обычно назначают свидания влюбленные.
– Главное, – вдруг сказал "Кошкин дом" , – чтобы в тебе не завелись мыши!
Этот дом так называется потому, что у него на фасаде изображены кошки.
Тут хором заговорили Три брата – три средневековых здания с улицы Маза Пилс:
– Желаем, чтобы твои клавиши всегда играли дружно и слаженно!
Темно-красный Дом Черноголовых (так когда–то называли иностранцев) пожелал, чтобы на органе играли самые виртуозные музыканты свои самые красивые произведения. А высоченный Памятник Свободы с улицы Бривибас сказал:
– Желаю тебе, орган, чтобы из твоих медных труб еще долгие-долгие столетия звучала музыка, наполняющая сердца светом и радостью!
Как радостно было органу слушать столько хороших пожеланий!
А Домский собор , самый старый и самый мудрый, сказал:
– Никогда не грусти! И цени, что имеешь!
И тут орган подумал: "Как хорошо, что есть друзья!" И еще он подумал, что Домский собор прав. Год прошел, это так, но зато он целый год был со своими друзьями. Целых 365 дней они болтали, смеялись, обсуждали новости. И до следующего дня рождения у них есть еще целый год! И сколько еще интересного произойдет, сколько хороших впечатлений добавится! Теперь он уже думал о прошедшем годе не с грустью, а, наоборот, с радостью.
И счастливый орган заиграл для друзей свои самые красивые мелодии.
Для справки.
Домский собор
- самый большой кафедральный собор Прибалтики - был основан в 1211 г. Главная достопримечательность Домского собора - орган, сооруженный в 1884 г. В то время это был самый большой орган в мире.
Домский оргАн
- впечатляющая конструкция высотой в три этажа. В нем 6 768 труб, металлических и деревянных, длиной от 13 мм до 10 м, есть четыре клавиатуры для рук и одна - для ног. На пульте - 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. Воздух подается "по старинке" - при помощи шести мехов.
ГЕОЗАДАНИЕ
УРОК ПЯТНАДЦАТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Самые высокие"
Жили-были два друга: Вулкан и Гном. Каждое утро, проснувшись, Гном умывался, чистил зубы, и они приступали к утренней гимнастике. Вулкан пел, и от этого его склоны то раздувались, как шар, то втягивались внутрь. А Гном делал гимнастику со счетом: и раз – мах ногой, и два – кувырок, и три – прыжок. А потом они начинали играть в загадки: Вулкан их придумывал, а Гном пытался отгадать.
– Вулкан, ты знаешь все на свете! – сказал как–то Гном другу. – А какая гора самая высокая в Африке?
– Попробуй, отгадай! – ответил Вулкан. – Слушай внимательно!
Гном взял палочку и приготовился писать на земле буквы.
–
Принадлежат
"ИК", "ИЛ"
, и
"НАМ"
К простым, обыденным словам.
Но если их перевернем,
Слоги первые найдем!
И Гном написал "ИК" наоборот, получилось "КИ", вместо "ИЛ" – "ЛИ", и в конце "МАН" и прочитал: "КИЛИМАН" .
–
А теперь мы попоем:
Нотку
"ДО"
себе возьмём.
Мы с жаром будем распевать,
Куда нам только
"ЖАР
" девать?
Да в нотку! Между
"Д"
и
"О".
Название наше – вот оно!
Гном написал "Д", потом "ЖАР" и, наконец, "О"
– КИ–ЛИ–МАН–ДЖА–РО ! – прочитал он по слогам. – Какое трудное название!
– Есть еще труднее! – отозвался Вулкан. – Вот попробуй расшифровать название самой высокой горы в Южной Америке.
–
Слово
"КОНЬ"
поставь за
"А"
И мягкий знак сотри:
Четыре буквы у тебя –
Название горы.
Гном написал "А", потом "КОНЬ" и стер "Ь". Получилось "АКОН".
–
Теперь две буквы к ним добавь –
Последний слог в
"ЛУЖАЙКА" –
И из
"ГУАШЬ"
ты
"ШЬ"
изъяв,
Найдешь конец. Давай-ка!
И Гном к "АКОН" дописал последний слог "КА" и "ГУА".
– А–КОН–КА–ГУА ! – воскликнул он.
– Правильно! – обрадовался Вулкан. – А вот – название самой высокой горы в Северной Америке:
–
Её название – два слова.
Первое – цветочек с поля.
Алый, с черной сердцевиной
И с дурманящею силой.
Справа
"Кинли"
напиши,
Все название найди!
– МАК–КИНЛИ! – обрадовался Гном, ведь он сразу догадался, о каком цветочке идет речь. – А самая высокая гора в Европе?
И Вулкан снова стал рассказывать загадками:
–
ЭЛЬФ
в лесу
БРУСНИКУ
ел.
И помочь нам захотел:
"Возьми три буквы от меня
(Напиток лей в бочонки!),
Дальше ягода моя
Без имени девчонки!"
– "ЭЛЬ" – действительно, напиток, – воскликнул Гном, – я о нем читал. А вот имя девчонки в "БРУСНИКА"?! "РУСНИ"? Нет, не похоже. "УСНИ"? Тоже не похоже на имя. "НИКА"? Да, точно, "НИКА"! "БРУСНИКА" минус "НИКА" получилось "БРУС". Значит, гора называется ЭЛЬ–БРУС ! Вот здорово!
– Да, правильно, Эльбрус! – ответил довольный Вулкан. – А вот теперь попробуй отгадать название самой высокой горы в Азии. Эта гора, к тому же, самая высокая в мире!
–
Э
то самая-пресамая
В
ысокая гора.
Е
ё вершина острая
Р
ежет облaка
Е
ё найдешь ты в Индии
С
редь гималайских туч.
Т
олько чтоб добраться,
Ты должен быть могуч!
Гном нашел название самой высокой горы, а вы, ребята, нашли?
ГЕОЗАДАНИЕ
Расскажи, где эти горы находятся.
УРОК ШЕСТНАДЦАТЫЙ
ГЕОСКАЗКА
"Письмо Деду Морозу"
Жил-был мальчик Данилка. Он совсем недавно пошел в школу, но уже умел читать и писать. Его мама работала на почте, и мальчику очень нравилось приходить к ней на работу и помогать рассортировывать письма. А нравилось потому, что таким образом Данилка учил географию. Брал письмо, читал название страны и города. Затем бежал к большой настенной карте мира искать, куда же отправится это письмо. Чаще всего письма были адресованы в города России и в города соседних с Россией стран: Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии... Однако, многим письмам предстояла более дальняя дорога: в страны Западной Европы и даже на другие континенты!
Но вот оджнажды, где-то в ноябре, Данилка сидел на почте за столом. И прочитал на одном из конвертов: "Деду Морозу, город Великий Устюг..."
Непонятно. Какому такому Деду Морозу?! Может быть, так решил пошутить какой-нибудь мальчик, отправляя письмо своему дедушке? Но только Данилка об этом подумал, как услышал:
– Это почта?
– Да, – ответил Данилка, оглядываясь. Откуда же доносится этот тонкий голосок? И тут он увидел, как с открытой форточки спрыгивает маленький человечек, а за ним - маленький белый медведь.
– Ты кто? – удивился Данилка.
– Я?! – переспросил человечек. – Я – почтальон Деда Мороза! Дети уже, наверное, начали писать ему письма? Точно! – и человечек подбежал к письму, которое только что держал в руках Данилка.
Данилка хотел спросить, есть ли Дед Мороз на самом деле, но решил, что глупо спрашивать: раз есть почтальон Деда Мороза, то и Дед Мороз, конечно, есть. И поинтересовался:
– Дед Мороз читает все-все письма, которые ему пишут?
– Хм! – обиделся человечек. – Читает?! Да он на все письма отвечает! И даже выполняет заветные желания! Например, напишут, что хотят рисовать чудесные картины, и он через нас, своих почтальонов, присылает краски или фломастеры. Или, например, напишут, что обожают читать, и он присылает в подарок интересные книжки с красивыми картинками. Или, например,... В общем, мне некогда с тобой болтать, надо собирать письма. А ты напиши ему, и сам все увидишь!
С этими словами человечек подошел к письму.
– А как же вы все письма увезете, если их много? – спросил Данилка.
– Очень просто!
И почтальон вытащил из кармана колокольчик, позвенел над конвертом, и конверт стал маленький, как марка.
– Вот! – сказал он, и убрал письмо к себе в сумку, затем повернулся к медведю. – Ах ты, обжорка!
Медведь в это временя обнюхивал портфель Данилки, видимо, учуял, что там лежит бутерброт. Данилка угостил медвежонка.
– Ну все, нам пора! – сказал почтальон. Он сел на медвежонка, и вдруг тот – оп! – взлетел, долетел до форточки, затем – на улицу! И уже оттуда человечек крикнул: "Пиши Деду Морозу! А я ему доставлю твое письмо! Пока-а-а!"
– Да-а!.. – протянул Данилка, удивленный всем случившимся. – Наверное, мне это показалось!
Но нет, на столе лежал конверт с адресом:
Деду Морозу,
город Великий Устюг...
ГЕОЗАДАНИЯ
1. Найди на карте соседние с Россией страны.
2. Напиши письмо деду Морозу или Санта-Клаусу.
162340, Россия,
Вологодская область,
город Великий Устюг,
дом Деда Мороза
По другим источникам, индекс г. Великий Устюг 162349 и даже 162390,
но говорят, что письма доходят и по одной записи на конверте "Деду Морозу, лично"
Московская резиденция Деда Мороза:
109472, г. Москва,
Кузьминский лес,
Дедушке Морозу
Nordpol (Gronland)
Santa Claus Nordpolen
Julemandes Postkontor
DK-3900 Nuuk
УРОК СЕМНАДЦАТЫЙ
Снежинки с большим нетерпением всматривались в проплывающие под ними контуры городов. Но это и не удивительно, ведь они летели на огромном облаке к Парижу! Париж, Париж! Город мечты всех снежинок. И вот, наконец, одна из пассажирок с левого края воскликнула:
– Эйфелева башня!
А Эйфелева башня - это Париж.
– Ура! Прилетели! – захлопали в ладошки снежинки и начали готовиться к высадке, точнее к "выпрывгке". Как только облако оказалось над городом, началась неописуемая суматоха: снежинки выстраивались в очередь, готовясь спрыгнуть с прозрачными парашютиками вниз, где их у самой земли подхватят ветерки, выпущенные из нижних гаражей облака. А потом начнется увлекательное путешествие по городу.
Три подружки – З и мка, З а мка и З ю мка – дождались свой очереди и на зеленый свет прыгнули вниз. Зимка больше всех прочитала о Париже в их снежной библиотеке и не пропускала ни одной передачи о нем по их "ТВ-Снеж", поэтому подружки то и дело спрашивали у нее, что это такое.
– Эта синяя полоса – река Сена, – с удовольствием объясняла Зимка, поправляя для важности очки.
И тут их подхватил ветерок и унес к самой высокой естественной точке Парижа: холму Монмартра. На нем возвышалось красивое белое здание, похожее своими куполами на восточный дворец.
– Это – базилика Сакре-Кер. Здесь проводятся католические службы. А построили ее в 1876 году.
– Зимка, – спросила высокая Зюмка, – а что это за две фигуры над портиком?
– Это – статуи Людовика Святого и Жанны д`Арк.
– Я про нее уже слышала, – вмешалась Замка, – Эта юная девушка когда-то вдохновляла крестьян на борьбу за свободу!
– Да, – вздохнула Зимка, – это интересная, но грустная история.
– Ой, смотрите, – воскликнула Зюмка, – сколько там пылинок-художников!
И действительно, сотни пылинок в шарфах и беретах носились по Монмартру в поисках натуры, то есть, кого-нибудь, кто бы позировал, чтобы они рисовали. Снежинки, конечно же, согласились позировать, так как были немножко кокетками. А через некоторое время, они уже летели с ветерком дальше, и у каждой был в руках портрет, нарисованный парижскими художниками.
ГЕОСПРАВКА
Одна из самых красивых церквей Парижа – базилика Сакре-Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова) возвышается на вершине Монмартрского холма. Возведена в 1876 году. Освящена в 1919 году. Позади церкви - квадратная колокольня высотой 84 м, с одним из самых больших колоколов в мире (весом в 19 тонн).
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам