Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками. Как найти общий язык с новыми одноклассниками? (5)

Родители, время от времени узнавая подробности положения дел своего ребенка в школе, иногда становятся лицом к лицу с неприятным фактом - ребенок практически не общается со своими одноклассниками. Иногда он сам с обидой жалуется: «Одноклассники совсем не общаются со мной, что не так? ». Действительно, в чём тут дело - чрезмерная стеснительность, нервное расстройство, последствия плохого воспитания или особенность ребёнка? Попытаемся разобраться.

Почему ребенок трудно общается в школе

Психологам давно известно, что люди имеют разные темпераменты, разные характеры, привычки и склонности. Дети и подростки не исключение. Тем не менее человек - существо социальное, живет в обществе себе подобных, и потому задачей ведущих философов, педагогов и психологов последних нескольких веков было сгладить личностные противоречия между людьми, и позволить им конструктивно и продуктивно сосуществовать вместе на общее благо.

Школа в ее нынешнем виде была изобретена гуманистами девятнадцатого века, желавшими свести к минимуму классовые и национальные противоречия, существовавшие на тот момент, дать всем гражданам одинаковое базовое среднее образование.

В Российской Империи среднее образование было раздельным - мальчики и девочки не пересекались, наследники мещан и аристократов не пересекались с отпрысками крестьян и рабочих. Все могли жить отдельно в своих слабо пересекающихся мирах, и разница между уровнем образования детей была колоссальной.

С тех пор среднее образование прошло долгий путь к смешению, и нынче одноклассники вынуждены терпеть друг друга, дружить друг с другом, соперничать и конкурировать. Не каждый темперамент изначально настроен на столь постоянное и обильное общение с людьми, как того требует школа.

Все же, ходить в определенное здание пять-шесть дней в неделю и находится семь-восемь часов в контакте с людьми - утомительное занятие. Педагоги стараются повышать в детях усидчивость и способность к постоянному умственному и физическому труду, так как этого требует взрослая жизнь. Но не все к этому предрасположены, и потому в определенной степени многие дети в школе проходят через насильственную ломку своего характера.

Совместимость темпераментов в школе

Имея все это в виду, попробуем представить, как детская психика приспосабливается к этой обстановке. Очевидно, что наиболее приспособленными к таким условиям будут дети-экстраверты - общительные, активные, задиристые и физически развитые. Если при таких качествах у этих детей есть еще усидчивость и желание обрабатывать предлагаемый школой материал, они станут отличниками и хорошистами, будут неформальными лидерами в классе.

Если желания нет, и педагоги не смогут его привить, то такие ребята сбиваются в стайки троечников-хулиганов и сбрасывают излишек эмоций на более пассивных и спокойных ребят, часто негуманным образом.

Детям-интровертам - спокойным, неторопливым, малообщительным, необходимость постоянного хождения в школу может казаться мукой, даже если у них есть усидчивость и желание изучать науки.

Иногда родители устраивают таким детям обучение на дому, но в большинстве случаев для такого обучения нужна или подходящая медицинская справка, или материальная возможность оплачивать визиты репетиторов. Если же такой ребенок в учебное заведение все же ходит, то лучше бы ему быть физически развитым, иначе он рискует постоянно подвергаться нападкам и издевкам экстравертов.

Понятно, что общение у экстравертов складывается спонтанно, и часто носит иерархический характер. Мальчики-отличники чаще всего общаются с такими же, реже - с девочками-отличницами, еще реже - с хулиганами, и почти никогда со всеми остальными.

Мальчики-хулиганы - это наиболее общительная каста, т.к. им не только приходится постоянно поддерживать свой статус перед слабыми и замкнутыми мальчиками, как посредством тумаков и драк, так и показным ухаживанием за девочками, но и быть полезными для отличников в свете постоянно грядущих контрольных.


Физически слабые мальчики-троечники или хорошисты таким образом оказываются предоставлены сами себе, и если общаются, то преимущественно только с такими же. А так как по натуре они общаться не особо склонны, то нередки случаи полных одиночек в этой категории.

В женской части класса состязательность, как правило, не носит столь жесткого характера, как в мужской. И хотя известный советский фильм «Чучело » в героях имел девочку-изгоя, стать полным изгоем в классе девочке сложнее, чем мальчику, по той простой причине, что в среде девочек нет естественного слоя хулиганов, применяющих физическое насилие на регулярной основе.

Во многом это заслуга порицаемого сегодня «патриархального » мира, который порицает тягу к насилию в девочке намного сильнее, чем в мальчике. Педагоги советской закалки также не уделяли женским дракам много внимания, и относились к ним поверхностно.

В целом, расслоение в женской школьной среде основано либо на успеваемости, либо, после достижения полового созревания, на внешних данных. Последнее также является одним из факторов в степени общительности девочки. Начиная с седьмого-восьмого класса, подростки, сами считающие себя некрасивыми или признаваемые таковыми, реже ходят на школьные дискотеки и имеют ограниченный круг общения.

Как помочь своему школьнику стать увереннее в классе

Исходя как из своего личного опыта, так и из этого анализа, родители могут задуматься - как облегчить социализацию ребенка, упростить его пребывание в школе и соответственно повысить успеваемость в учебе. Прежде всего, надо четко определить тип своего ребенка, его темперамент.

Любящая семья часто склонна закрывать глаза на недостатки чада, смотреть на него сквозь розовые очки и считать самым лучшим несмотря ни на что. На самом деле, честное признание недостатков может помочь начать работу над их исправлением, и облегчит взаимодействие с одноклассниками.

Мы очертили круг школьников, который имеет проблемы в общении с одноклассниками:

  • физические слабые мальчики, троечники или хорошисты;
  • некрасивые девочки, или признаваемые таковыми другими детьми;
  • двоечники и двоечницы, дети со слабой успеваемостью;
  • ребята с природной склонностью к замкнутости и уединению, домоседы.

В каждом случае, или комбинации из них, можно дать разные советы.

Если мальчик не имеет медицинских противопоказаний и является физически слабым по причине недостаточной активности - его можно отдать в спортивную секцию. Вид спорта в этом случае нужно выбрать аккуратно, т.к. цель - увеличить мышечную массу, улучшить осанку и дыхание, повысить самооценку.

Очевидно, что боевые искусства здесь не подходят, т.к. там такой мальчик будет чувствовать себя неуспешным по сравнению с имеющими все это изначально хулиганами. Здесь подойдут более щадящие, менее соревновательные виды спорта.

В случае с девочкой дело обстоит и легче, и тяжелее. С одной стороны, ученице с лишним весом можно и не худеть, а просто перестать оценивать себя глазами мальчика, не страдать от проблемы «что со мной не так ».

С другой стороны, это не избавит ее от издевок одноклассников. На нашем сайте есть специальный раздел, посвященный теме здоровья и диет, с помощью этих статей такая школьница может привести себя в соответствие с общественными ожиданиями.


Для домоседов подойдет задушевная беседа, возможно, какое-то поощрение высокой посещаемости. Например, разрешение сидеть дома все выходные, в обмен на учебную неделю без прогулов.

Библиотечка психологической службы гимназии № 000

Как построить хорошие отношения с одноклассниками

(по материалам психологических изданий)

Если ты внимательно присмотришься, то сможешь заметить, что в классе ребята делятся на несколько групп. Причем заметим, что специально никто никого не делит - роли распределяются как-то сами собой.

Во-первых, в классе есть лидеры - те, кто пользуется особым уважением. К мнению таких ребят прислушиваются, им стараются подражать.

Затем идут так называемые "середнячки": учатся хорошо, но звезд с неба не хватают, среди одноклассников пользуются достаточной популярностью, но не стремятся во всем верховодить и предпочитают держаться поближе к лидеру.

Следующую группу составляют "серые мышки" - ребята, которые не пользуются в классе особым уважением. С их мнением никто не считается, одноклассники их редко приглашают на дни рождения и вечеринки , но в то же время откровенной неприязни тоже не испытывают - их просто не замечают.

Особая категория детей - это так называемые "отверженные". По отношению к ним одноклассники появляют активную нелюбовь, иногда - ненависть. С такими ребятами никто не хочет сидеть за одной партой, не хочет дружить. На переменах такого мальчика или девочку не берут в общую игру, а когда на уроках физкультуры начинаются командные игры, оказывается, что и тут "отверженный" не у дел: его не хотят принимать ни в одну команду.

И вовсе не обязательно в "отверженных" оказываются отъявленные хулиганы и двоечники. Среди таковых (то есть двоечников и хулиганов) как раз попадаются невероятно обаятельные личности - с ними все хотят дружить! "Отверженным" в таком случае может оказаться, наоборот, чудесный мальчик или умная девочка.

Если ты попал(а) в "отверженные", скажем прямо: это никуда не годится. Но не спеши заливаться слезами - этим горю не поможешь. Нужно обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Может быть, тебе совсем ни к чему становиться лидером, но постарайся попасть хотя бы в число "середнячков".

Первым делом посмотри вниматель на себя. Почему никто не хочет с тобой дружить? Может, ты не слишком чистоплотен(тна)? Или же любишь сплетничать и говорить окружающим всякие гадости? Чем увлекается большинство ребят в классе? Насколько ты интересен(сна) одноклассникам - вдруг им с тобой просто не о чем говорить?

Дело в том, что в каждом классе есть свои увлечения и ценности. Любителя серьёзной классической музыки будут презирать в классе, где все слушают поп - или рок-группы. Или представим, например, что большинство мальчишек в классе ходят с грязными ногтями (фу-у-у-у) и ушами, учебой особо не замарачиваются и ничем, кроме компьютерных "стрелялок", не интересуются. Прилежный, аккуратный и умненький мальчик в таком классе будет пользовать репутацией "маменькиного сынка". Естественно, мальчишки будут его недолюбливать, и скорее всего именно он окажется в "отверженных".

Вывод очевиден: тот, кто в одном классе ходит в "отверженных", в другом классе вполне может оказаться в середнячках, а то и в лидерах!

Если ты чувствуешь, что разница между тобой и одноклассниками слишком велика, и ты никогда не сможешь "прижиться" в своём классе, подумай: а не лучше ли будет перейти в другой класс, а может быить, вообще поменять школу? Конечно, это дело непростое, и новеньких всегда встречают настороженно, но все же это лучше, чем много лет ходить в изгоях и изо дня в день терпеть насмешки и унижения.

Но это, разумеется, "рецепт" для самых тяжелых случаев. Мы же подробно расскажем о том, как наладить отношения с одноклассниками, заслужить их авторитет и при этом оставаться самим собой.

Как наладить отношения с одноклассниками

Скажем сразу: как ребята отнесутся к тебе с самого начала, так они и будут относиться и на всем протяжении учебы - если, конечно, ты сам (а) не предпримешь никаких усилий, чтобы изменить сложившееся о тебе мнение. Так что, раз видишь, что время идет, а отношения с одноклассниками оставляют желать лучшего - пора срочно что-то предпринимать.

Возможно, ты уже пробовал (а) разные "военные хитрости" - например, "подкупать" одноклассников, угощая их конфетами, плюшками и прочими вкусностями, давать списывать задачки, но ощутимых результатов не принесло. Значит, нужен другой метод.

Прежде всего, - и об этом мы уже говорили - если ты чувствуешь, что одноклассники относятся к тебе не слишком дружелюбно, задумайся, почему это происходит. Вот несколько причин, по которым одноклассники могут относиться к тебе не так хорошо, как ты того заслуживаешь.

ПРИЧИНА 1. Твои манеры резко отличаются от поведения других ребят. Например, ты - утонченная, мечтательная особа, увлекаешься классической музыкой, поэзией, с малых лет играешь на фортепиано и сочиняешь романтические стихи. Одноклассники тебе кажутся крикливыми и глупыми ребятами, с которыми и говорить-то не о чем. Ты не понимаешь, как можно слушать ту ужасную музыку, от которой без ума большинство из них, или читать какие-то примитивные комиксы, не любишь шумных игр - уж лучше почитать интересную книгу. Одноклассники, со своей стороны, считают тебя занудой.

Как исправить ситуацию??? Хотя бы ради любопытства прояви интерес к тому, чем интересуется большинство твоих одноклассников. Ведь что-то находят они в этих "ужасных" музыке, фильмах и комиксах. Не сторонись общих игр - они позволяют лучше узнать друг друга. Может быть, тебе только кажется, что вокруг - сборище глупышек, с которыми и говорить-то не о чем, а на самом деле в классе есть умные и талантливые девочки и мальчики, только с другими увлечениями. Ведь для того чтобы дружить или хотя бы просто общаться, людям вовсе не обязательно иметь абсолютно одинаковые интересы.

Вот увидишь, если ты проявишь заинтересованность в окружающих тебя людях, то и они будут внимательнее и дружелюбнее к тебе относиться.

ПРИЧИНА 2. Ты слишком застенчив (а). И тебе просто не хватает смелости подойти к ребятам и принять участие в разговоре или игре. Тебе кажется, что ты обязательно сморозишь глупость или сделаешь что-то не так, и над тобой будут смеяться. В душе ты надеешься, что ребята сами подойдут и позовут тебя в игру. Но этого не происходит - и тебя, похоже, вообще перестали замечать. И снова ты всю перемену стоишь у стенки, молча страдая, горько вздыхая и завидуя веселью других.

Как исправить ситуацию. Не надейся, что первый шаг сделают другие. Наверняка твои одноклассники уже решили, что тебя просто не интересуют их игры и разговоры, раз уж ты ни разу не изъявила желание в них поучаствовать. Ребята ведь не знают, что сделать это тебе мешает робость, и может быть даже считают тебя задавалой.

Постепенно учись преодолевать свою стеснительность, иначе нельзя - не хочешь же ты всю жизнь прожить в одиночестве. Начни хотя бы с того, что в общем разговоре вставь несколько слов - вот увидишь, это не так уж страшно. Дальше - больше: попроси ребят принять тебя в игру, наверняка они не откажут. А со временем страх и робость исчезнут вовсе. Ведь твои одноклассники - не злобные монстры и не существа с другой планеты, а такие же ребята, как и ты, так чего же бояться???

ПРИЧИНА 3. Ты одеваешься не так красиво, как большинство ребят из твоего класса. Твои родители не могут позволить купить тебе стильный портфель или модные кроссовки, и среди нарядных одноклассников ты чувствуешь себя бедным родственником, а ребята относятся к тебе снисходительно-принебрежительно.

Как исправить ситуацию. Во-первых, перестань сам (а) комплексовать по поводу того, что ты одет (а) хуже остальных. Запомни: человека любят и уважают не за красивое платье или модные сапоги, а за доброту, чуткость, умение сопереживать другим людям. Если с тобой интересно, если ты всегда жизнерадостный и доброжелательный человек, никто и не посмотрит на то, что твой костюм - не последний писк моды. Главное, чтобы твоя одежда была чистой и опрятной.

ПРИЧИНА 4. Ты не видишь ничего такого, что сильно отличало бы тебя от других ребят, но дружить с тобой почему-то не хотят.

Может быть, ребята решили, что с тобой просто не интересно общаться?

Как исправить ситуацию. В таком случае, чтобы изменить отношение к себе, постарайся узнать, чем они интересуются. Это могут быть современная, популярная музыка, кино, мода. Когда определишь, чем увлекается большинство твоих одноклассников, приступи к изучению предмета, то есть посмотри фильм, о котором в классе столько разговоров, полистай модные журналы и т. д. Хорошо, если тебе удастся узнать что-нибудь любопытное об интересующем всех предмете - какой-нибудь малоизвестный факт или важную новость. На следующий день расскажи эту новость одноклассникам, и лучше всего, если ты преподнесешь ее как бы между делом - как будто тебе все это давным-давно известно.

После двух-трех таких случаев у ребят сложится впечатление, что ты - настоящий кладезь разных увлекательных сведений, и общаться с тобой очень интересно.

Даже если на самом деле ты не разделяешь увлечения твоих одноклассников, наверняка эти небольшие спектакли пойдут тебе на пользу: ты научишься поддерживать разговор на любую, даже неинтересную для тебя тему, а одноклассники будут знать, что с тобой есть о чем поговорить, причем с удовольствием.

Когда правда во вред

Бывают случаи, когда одно неосторожное слово или необдуманный поступок превращают друзей во врагов, причем зачастую человек, допустивший досадную оплошность, сам этого не осознает и не понимает, за что на него обижаются. Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно иметь чувство такта, которое подсказывает, что, когда и как можно говорить тому или иному человеку. Даже замечание можно сделать тактично - так, что человек не только не обидится, но и будет благодарен, что ему указали на ошибку.

Самое интересное, что зачастую - и сильнее всего - нас оскорбляет не ложь, а нелицеприятная правда, сказанная грубо, в глаза. Избежать таких ситуаций поможет опять же чувство такта.

Вот, предположим, ты видишь, что у Лизы - грязные шея и воротничок. Наверное, она этого не замечает. Зато замечают другие, и вот ты слышишь, как кто-то уже назвал её грязнулей. Как сказать ей об этом? И стоит ли вообще говорить? Вообще-то это не твое дело: не хочет - пусть не умывается. Но жаль девочку - на неё уже скоро пальцем начнут показывать. Значит решено: надо сказать! Только как это сделать таким образом, чтобы не обидеть её?

Слушай, Лиза, посмотри: не грязная ли у меня шея? Что-то мне так лень было сегодня умываться, и я неловко себя чувствую. Что, чистая? Удивительно. Наверное, говоришь из вежливости . Тебе, наверное, тоже не хотелось сегодня умываться, и у тебя шея тоже грязная".

Такой намёк девочка уж точно поймет, да и обижаться ей на тебя будет не за что.

Но существует и такая правда, которую не стоит говорить вообще. Если, например, у Даши кривые ноги, не стоит ей об этом напоминать. Наверняка, она и сама это знает и переживает по этому поводу.

Вывод такой: правду в глаза следует говорить тогда, когда это как-то поможет устранить недостатки, и делать это тактично.

Если же ничего нельзя изменить, то горькая правда будет всего лишь напоминанием о неприятном факте. А зачем это нужно?

Неудачные шутки

Под партой у Юли ты нашел (нашла) записку. Что это там ей пишут??? Ну-ка посмотрим... Нет, это она сама кому-то пишет: "Вова, ты самый классный мальчик в школе и ты мне очень нравишься, давай дружить. Юля". Хм, интересно, о каком Вове идет речь? Неужели о том конопатом очкарике из параллельного класса? Вот это сенсация - Юлька влюбилась! Найденную записку ты зачитываешь всему классу. Все смеются до упаду. И в этот момент входит Юля. Конечно, её это очень задело. "Это потому, что у неё совсем нет чувства юмора", - убеждаешь ты себя.

Позже выяснилось, что чувством юмора не обладает и Наташа: в её отсутствие кто-то съел яблоко, которое она принесла из дома, и засунул обратно в портфель огрызок. Петя, у которого перед уроком спрятали тетрадь с домашним заданием, также не смог должным образом оценить шутку.

ПОМНИ: оскорбительные, ехидные, обидные шутки - это уже не шутки, обыкновенное хамство.

Дневники, письма, содержание школьного портфеля и карманов - это личная собственность, к которой без позволения владельца прикасаться нельзя!

Не единственная, но неповторимая

(для девочек)

Наиболее распространенная ошибка, которую совершают девочки - твои ровесницы, это стремление подражать кому-то, будь то звезда Голливуда или же более удачливая и обаятельная одноклассница. Порой это доходит до смешного: например, когда девочка старательно копирует разговор, жесты, манеру поведения, стиль одежды любимой героини сериала, которая в два, а то и в три раза старше неё. Нет ничего комичнее, чем девяти-десятилетняя девочка, ведущая себя и разговаривающая как взрослая женщина.

Да и одноклассница, которой "посчастливится" стать для тебя эталоном для подражания, наверняка будет не в восторге. Только представь, что кто-то вдруг будет одеваться как ты, говорить и думать как ты. У тебя возникнет ощущение, что тебя всё время пародируют, передразнивают. Будешь ли ты после этого с симпатией относиться к своему непрошенному "двойнику"?

Нет ничего более ценного, чем индивидуальность человека: только представь, как было бы скучно и неинтересно, если бы все люди на свете были одинаковыми. И очень глупо, да и совершенно незачем обезьянничать, подражая кому бы то ни было. Зачем стараться выглядеть другим человеком? Ведь всем известно, что лучше плохой оригинал, чем хорошая копия.

Не лучшую услугу оказывает девочкам или мальчикам и стремление быть как все, боязнь проявить индивидуальность и непохожесть. За этим обычно скрывается страх: "а вдруг меня не примут таким, какой я есть, уж лучше буду незаметным - так спокойнее".

Не надо бояться быть самим собой, проявлять свои способности и таланты: окружающие оценят это, и уж конечно никто не вздумает смеяться над тобой из-за того, что ты, например, лучше всех рисуешь или превосходно играешь на пианино.

Чтобы заслужить уважение одноклассников и чтобы им было с тобой интересно, вовсе необязательно изображать из себя кого-то, кем ты на самом деле не являешься - у тебя ведь есть свои собственные таланты и достоинства.

Лучше быть открытой, веселой и естественной - БУДЬ САМОЙ СОБОЙ!

О дразнилках и прозвищах

Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, Лимон, иди сюда и скажи Фингалу, что его ждет Кабан". Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.

Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. То есть окружающие заранее ожидают от него определенного поведения: например, Фингал - обязательно задира, Ботаник - зубрила, зануда.

Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.

Почему же ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько. Иногда, таким образом пытаются самоутвердиться, как бы сказать: "вот такой Петя плохой, Сережа глупый, Маша смешная, один я - умный и хороший". Чаще всего дразнильщиками становятся именно те ребята, которые сами до ужаса боятся стать объектом насмешек. Привлекая внимание окружающих к недостаткам какого-нибудь мальчика или девочки, они надеются таким образом отвлечь внимание от собственных недостатков: "Пусть все дразнят Лиду, потому что у неё длинный нос, авось не заметят моих кривых зубов".

Или же причиной становится зависть: "Миша учится лучше всех? Так значит, он Ботаник или Очкарик. Таня очень симпатичная девочка и к тому же модно одевается? Назовем её Фифой, чтоб не задавалась". В этом случае дразнильщики, чувствуя, что ты их в чем-то превосходишь, пытаются таким образом как бы обесценить твои достижения или преимущества. На самом деле они понимают, что ты лучше, умнее, успешнее их, вот и злятся.

Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?

Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому (самой) издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять.

Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе!

законопослушных" учеников, здесь обитают ещё и забияки, нарушители общественного спокойствия, не желающие ни с кем считаться и подчиняться каким-либо правилам, - словом, хулиганы. Нередко такие личности навевают ужас не только на учащихся школы, но даже на учителей, и бесчинства их тоже иногда заходят слишком далеко. Например, нередко случается так, что хулиганы бьют младших ребят, отбирают у них деньги.

Как правило, своими жертвами хулиганы выбирают тихих и робких ребят, которым не удаётся найти общий язык с одноклассниками и которые держатся поодиночке, так что вряд ли смогут дать обидчикам достойный отпор. Чаще всего такому террору подвергаются мальчишки-младшеклассники, хотя вообще-то объектом внимания этих лоботрясов может стать любой.

Хорошо, если тебе такая ситуация не знакома и в твоей школе все ребята живут мирно и дружно, а старшие помогают младшим. А может быть, старшеклассники и учащиеся младших классов просто не общаются друг с другом - ну нет у них общих интересов и существуют они как бы в параллельных мирах? Такое тоже нередко случается.

Ну а если тебе не посчастливилось, и хулиганы просто прохода не дают, то нужно срочно применять какие-то меры.

Конечно, тебе не удастся силой заставить обидчиков отстать, и драку с ними ты не полезешь. Но есть и другие не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Какой из них выбрать, зависит от ситуации и степени нахальности обидчиков: одно дело - принять меры для усмирения не в меру разбушевавшегося озорника из параллельного класса, который обзывается, дергает девчонок за косички, и совсем другое - обуздать великовозрастного хулигана-старшеклассника, который уже состоит на учете в детской комнате милиции и терроризирует всю округу, включая учителей.

Один из вариантов защиты, к которому прибегнуть легче всего, - это пожаловаться своим родителям или призвать на помощь старшего брата. Однако существенный недостаток этого способа в том, что ни родители, ни старший брат не смогут защитить тебя от хулиганов раз и навсегда. Ведь для этого им пришлось бы находиться с тобой рядом каждую минуту, а это все-таки невозможно. Значит, нужно искать другое решение проблемы.

Например, научиться правильно общаться со сверстниками и старшими ребятами. Если в своём классе ты не пользуешься популярностью и постоянно держишься вдали от сверстников, в одиночестве, это тоже делает тебя лёгкой добычей хулиганов. Постарайся найти общий язык с ребятами-одноклассниками. Тогда и на переменах ты будешь в окружении ребят, и домой не придется возвращаться в одиночестве. Поверь, хулиганы, которые кажутся тебе злобными и всемогущими, по натуре трусы и поостерегутся подходить к компании ребят, пусть даже младших, - им легче справится с одиночкой.

А главное - ты сам (а) должен(на) поверить в то, что сможешь противостоять хулиганам. Они чувствуют твой страх и беззащитность , и это ещё больше их раззадоривает.

Ещё один способ защитить себя - пожаловаться учительнице. Если же она не в силах помочь (нередко учителя, в особенности женщины, сами остерегаются связываться с великовозрастными хулиганами), обратись к директору школы или пусть твои родители сделают это. Директор в свою очередь может провести беседу с нарушителями порядка или же вызвать их родителей. Ведь даже самые грозные с виду хулиганы - это самые обыкновенные ученики, и какими бы взрослыми и нахальными они не выглядели, они тоже боятся учителей, директора школы, взбучки от родителей.

Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы... всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

В особо сложных случаях, когда ни один из вышеперечисленных способов не действует, твои родители могут даже обратиться в милицию, особенно если проступки хулигана приобретают характер преступных действий и серьёзно угрожают здоровью окружающих: например, если хулиган отнял у тебя мобильник, плеер или другую дорогостоящую вещь, если толкнул или ударил так, что ты получил(а) серьёзную травму, если он заставляет тебя силой или при помощи запугиваний делать что-то такое, что тебя унижает и оскорбляет.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать - чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому при первой же попытке со стороны хулиганов обидеть тебя не молчи, расскажи обо всём: родителям, учительнице - это не ябедничество, а попытка себя защитить. Во всяком случае, получив взбучку от учителей, родителей, а то и самого директора, хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой и поискать более беззащитную и безответную жертву.

(5)

По меньшей мере, раз в жизни тебе уже приходилось вливаться в новый коллектив. А скорее всего, что и не раз, а куда больше: детский сад, первый класс, тусовка во дворе, курсы при институте...

Тогда почему таким тревожным событием представляется переход в другую школу? Давай попробуем разобраться: как быстро и просто найти общий язык с новыми одноклассниками?

Встречают по одежке...

Хоть одежда — и не главное в человеке, а все же от внешнего вида во многом зависит первое впечатление о тебе.

Важно следовать одному правилу: если в своей старой компании ты могла появиться в разорванных на коленке джинсах и ботинках на гигантской платформе, то в твоем нынешнем положении «новенькой» это может явиться толчком для впечатления о тебе, как о девушке, которая не особенно заботится о своем внешнем виде. Либо выглядеть как заявление о том, что ты - отчаянная сорвиголова, которой море по колено. А это и в самом деле так?

С другой стороны, предстать перед новыми знакомыми этакой «пай-девочкой» в оборочках и взглядом в пол - значит, броситься в другую крайность. Естественность всегда была и будет главным козырем и самым верным способом завоевать расположение людей.

Под естественностью, конечно, подразумевается не только одежда, которую ты выберешь, но и твой макияж, и манеры, и стиль общения. Не стоит пытаться сразу же стать своей с помощью жаргонных словечек, слишком громкого смеха или стремления угодить всем подряд, решив на контрольной варианты заданий за себя и соседей по партам. Все равно не получится. А то, что ты чересчур заботишься о том, что о тебе подумают, будет видно сразу - и плюсов никак не прибавит.

Понаблюдай за поведением других: кто ведет себя свободно и раскованно (в разумных, разумеется, пределах), а кто притворяется и ненатурально пытается быть лучше, чем он есть на самом деле. Ты сама быстро поймешь, с кого стоит брать пример, а с кого - нет...

На вкус и цвет...

Может получиться так, что большинство ребят и девчонок в классе объединяет общее увлечение, которое тебе абсолютно чуждо. Например, они — поклонники отечественной поп-музыки, а твоему сердцу милее звуки русского рока. Или они не пропускают ни одного футбольного матча с участием городской команды, а тебе интересна художественная гимнастика... Неужели все потеряно? Вовсе нет!

Прежде всего, стоит попытаться разделить всеобщее увлечение. А что, если не такой уж и скучный этот футбол, как тебе всегда казалось? Это не значит, что нужно ломать себя и подстраиваться под большинство. Но попробовать вникнуть глубже в то, чем живет отныне близкое тебе окружение, все-таки стоит.

Если же ты поймешь, что попса и галдящая толпа на стадионе - ну совсем не твое, тоже не стоит отчаиваться. Возможно, ребята просто не знают, как может захватывать просмотр гимнастических пируэтов? Пригласи их на чай к себе домой и между делом включи трансляцию. Или агитируй посетить концерт группы, которая тебе нравится.

Даже ситуация, когда благодаря своим интересам ты выглядишь «белой вороной», не так уж страшна, как может показаться на первый взгляд. Наверняка понимающие и поддерживающие тебя люди рядом есть, а одноклассники могут оценить совсем другое — твое чувство юмора и отзывчивость.

Учитель всегда прав.

Если учитель не прав, читай сначала.

Как бы ни сложилось твое общение с одноклассниками, от отношения к тебе школьного «начальства» в лицах учителей зависит многое. Здесь, конечно, попроще: когда ты хорошо знаешь предмет, или, по крайней мере, пытаешься как можно лучше ориентироваться в теме урока, при этом ведешь себя вежливо и корректно, учитель, несомненно, оценит это и мысленно отметит тебя как старательную и способную ученицу.

Если в твоей старой школе вам преподавали по другой программе или же выяснилось, что ты немного отстала в знаниях, ни в коем случае не нужно этого скрывать. «Хвосты» так быстро затягивают, что не успеешь оглянуться, как окажешься в рядах отстающих. Подойди к учителю и напрямую скажи, в чем твоя проблема, не бойся этого. Может быть, тебе придется посетить факультатив или взять несколько индивидуальных занятий, а еще можно договориться, чтобы в ближайшую неделю тебя не вызывали к доске, дав возможность самостоятельно догнать класс.

В то же время, как бы хорошо ни приняли тебя преподаватели, при возникновении трений с кем-то из одноклассников не стоит сразу поднимать руку и жаловаться. Ябед не любит никто, даже те, кому ябедничают!

Говорят, что самых близких и верных друзей, остающихся рядом на долгие годы, люди приобретают во время учебы в школе и институте. ВУЗ у тебя пока впереди, а вот до окончания школы остается не так уж много времени. Поэтому прожить его нужно так, чтобы потом об этом беззаботном периоде остались только легкие и светлые воспоминания.

Ты новенькая — но это ненадолго, и скоро ты окончательно освоишься в новом кругу, а вот незаменимый урок искусства дипломатии получишь, чему можно только порадоваться.

На сегодняшний день вопрос о том, как найти общий язык с одноклассниками приобрел форму проблемы коммуникации среди учащихся.

Это стало одной из самых актуальных тем, так как по данным исследований, проводимых психологами школ, более 50% учеников не могут найти общий язык со своими одноклассниками.

Общение со сверстниками очень важная часть познания мира и самопознания.

Каждый человек индивидуален, он обладает своим внутренним миром, ему присущи свой характер и свои особенности. Это важно помнить и учитывать при общении со сверстниками.

Общение-это искусство и не у всех получается наладить контакт с окружающими людьми, а, тем более, завести друзей. Школьникам еще сложнее, так как дети склонны выражать эмоции более ярко, полно, четко и менее склонны к гибкости в общении. Это осложняется еще и тем, что часто дети бывают жестоки по отношению к окружающим, а особенно если чувствуют, что товарищ слабее. Таким образом, они поднимают свою самооценку, зачастую не думая о чувствах окружающих.

Непринятие коллективом очень тяжело переживается детьми, так как это их основной круг общения и интересов, основная возможность самореализации и признания, принятия их социумом. Непринятие в свой коллектив может выражаться группой как игнорированием, так и физическим насилием. Такое негативное отношение со стороны значимых для ребенка людей оказывает травмирующее действие на его психическое состояние.

Для того, чтобы ребенок благополучно влился в школьный коллектив, был принят одноклассниками и нашел друзей, необходимо быть интересным окружающим. Чтобы тебя принимали, нужно и самому учиться принимать людей, с их характером и особенностями.

Адаптация в коллективе во многом зависит от самооценки ребенка, чем более она адекватна, тем ему проще найти общий язык с членами коллектива.

Дети очень открыто выражают свои эмоции и чувствуют фальшь. Поэтому не стоит пытаться заслужить внимание одноклассников лестью и заискиванием, это никому не понравится и даст совершенно противоположный результат.

В случаях, когда дети проявляют вербальную агрессию в виде обзываний, обвинений, оскорблений, тем самым пытаясь унизить собеседника и поднять свою самооценку за его счет, следует стараться уйти от контакта такого рода и ни в коем случае не вступать в словесные перепалки, поскольку победа уже изначально на стороне нападающего.

Говорить нужно спокойно, уверенно, четко выражать свои мысли и желания.

Окружающим должно быть интересно общаться с ребенком, поэтому нужно расширять круг интересов по средствам посещения различных кружков, секций. Таким образом, у ребенка расширится кругозор, ему будет чем заинтересовать коллектив и о чем поговорить. Так же это позволит ему общаться не только со своим классом, но и найти друзей по интересам.

Для того чтобы уметь поддержать разговор с одноклассниками, необходимо узнать чем они интересуются и попробовать тоже поинтересоваться этим, тогда будет о чем поговорить на переменках.

Необходимо развивать ребенка в разных направлениях, тогда ребенок и сам сможет задавать темы для разговоров и быть интересным коллективу.

Еще одна составляющая конструктивного общения это гибкость. Не стоит быть слишком категоричным, следует проявлять лояльность по отношению к одноклассникам, но при этом быть устойчивым и отстаивать свое мнение.

Организация совместной деятельности очень сближает. Поэтому стоит заняться общим делом или устроить совместный досуг, провести время вместе и желательно за пределами школы и класса, это позволит каждому ребенку показать себя с новой стороны и быть интересным одноклассникам.

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

Что еще почитать