Как правильно плести циновку из тростника. Ковер-циновка

Плетение из камыша — самое древнее рукоделие, о котором известно на сегодняшний день. С него началось гончарное искусство, а именно первые горшки и миски создавались из скрученных стеблей камыша, которые обмазывались глиной. Для начинающих рукодельниц очень важна дешевизна и доступность материала для работы. Камыш – идеальное растение для плетения, ведь найти его можно в любом влажном месте и заготовить без особых умений. Для плетения из камыша для начинающих необходимо знать некоторые тонкости об этом материале и его заготовке для изделия. Подробно изучив этот вид мастерства, вы будете знать, как сплести забор, циновку и много других интересных вещей.



Подготовка материала

Заготовка камыша и других болотных растений производится в июне-июле или сентябре. Стебли этого растения очень хрупкие, поэтому лучше заготавливать их небольшими пучками. Срезанные и заготовленные стебли нужно обязательно просушить перед хранением, например, развесить под навесом или сложить пучками на чердаке, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей. Если солнечные лучи попадают на стебли, они выгорают, теряют свой естественный цвет и становятся слишком хрупкими.

Обратите внимание, что в полиэтиленовых мешках они покрываются черными пятнами и становятся непригодными к работе.


Выбирая камыш для поделок, вы легко соорудите не только корзины и шляпы, а даже тапочки. Мир поделок из этого материала очень разнообразен, поэтому даже не нужно раздумывать, а нужно начинать выполнять их! Многочисленные мастер-классы и схемы выполнения работы — не редкость для современных рукодельниц и умельцев. Вот несколько вдохновляющих фото:



Дальше научимся плести корзинку для мелочей своими руками. Этот мастер-класс создан для того, чтобы научить вас пользоваться простыми мелочами для сооружения поделок и узнать много новой и полезной информации. При правильном выполнении всех рекомендаций, можно овладеть в совершенстве техникой выполнения изделий из камыша и листьев рогоза.

Рогоз часто называют камышом, хотя единственное сходство между ними в том,что они являются многолетними травянистыми растениями.

Для выполнения корзинки для мелочей из камыша вам необходимы:

  • Камыш;
  • Клей;
  • Аксессуары;
  • Нож канцелярский.

Плетение корзинки: пошаговая инструкция.

  1. Сначала плетете по кругу дно корзинки;
  2. Затем, когда дно будет готово, приступаете к бортикам корзинки;
  3. После бортиков плетете стенки;
  4. Обрезаете с помощью канцелярского ножа все лишние частицы;
  5. Когда изготовление изделия будет завершено, можно украсить его аксессуарами. Это придаст корзинке неповторимость и изюминку.

Ваша корзинка для мелочей готова! Пользуйтесь ею с удовольствием!


Особого внимания заслуживает изготовление забора из камыша. Он будет иметь привлекательный вид, в то же время – недорогой и очень простой в заготовлении материалов. Как плести забор из камыша, рассмотрим дальше.

Особенности работы

Забор из камыша – натуральное и довольно оригинальное ограждение.

Начинаем с заготовки материала. Камыш растет практически везде возле рек и заготовляется в сентябре-октябре. В этот период растение имеем период оптимальную высоту, что немаловажно при сооружении ограждения. Перед началом плетения нужно сделать простой стол-верстак для изготовления матов. Длина вашего стола должна соответствовать высоте будущего забора. Выкладываем на стол материал толстым слоем в диапазоне от 15 до 20 см. Затем на него выкладываем доски, при помощи которых фиксируются стебли растения. Далее выполняем прошивку. Она очень похожа на прошивку обычного веника.

Прежде чем сделать плетеный забор из камыша, следует подумать о крепежной системе ограды. Использовать можно различные материалы, например, деревянные балки. Но лучше и надежнее - металлические столбы или трубы. Готовые, прошитые маты крепим к столбам при помощи проволоки. Ограждение обязательно следует обработать специальным защитным противопожарным средством, так как камыш при определенных условиях вспыхивает как спичка. Существуют различные вариации при изготовлении. Например, можно сделать ограждение с поочередным использованием секций, а также применением веток и матов. Отличный вариант можно сделать с помощью сетки – рабицы.


Способы украшения

Ограда, сделанная с помощью данного материала, сама по себе является очень декоративным и оригинальным сооружением. Для того чтобы сделать ваш забор более необычным и придать сооружению характерную деревенскую атмосферу, нужна фантазия и различные дополнительные элементы. Это разнообразные фигурки с применением лозы, глиняная посуда, колеса от повозки. Особого красиво смотрятся цветы. Их можно посадить вдоль ограды или высадить в плетеные горшочки.

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича , из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев
добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки - вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля - это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии .

Цыновка из камыша. August 25th, 2012

Заготовка стеблей камыша (рогоза) для плетения.

Рогоз - многолетнее травянистое растение, произрастающее по заболоченным берегам рек, озер, прудов. Стебли рогоза бывают более 2 м в длину. Из них плетут корзинки, подставки, головные уборы, салфетки, абажуры, шкатулки для рукоделия. В центральных областях России рогоз известен под названием камыш.

Заготовка рогоза производится в июне - июле или в сентябре. (Но автор этих строк делала это и зимой.) Выбирайте растения без цветоносов. Срез делайте острым ножом ближе к корням. Перед тем, как связать стебли в пучки, обрежьте тонкие и слабые концы.

Заготовленные стебли перед хранением надо просушить в естественных условиях (не у отопительных приборов!), разбросав, например, на чердаке или развесив пучками под навесом, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей: от солнца стебли выгорают, теряя красивый цвет и шелковистый блеск, и становятся слишком хрупкими. Никогда не храните стебли в полиэтиленовых мешках, они покроются черными пятнами, станут пористыми и совершенно непригодными для работы.

Перед хранением стебли следует рассортировать по размерам. В сухом состоянии стебли могут легко поломаться, поэтому с ними надо обращаться особенно осторожно.

Чтобы подготовить стебли к работе, подержите их в воде в течение десяти минут (например, в ванне). Если идет дождь, просто оставьте пучок на часок во дворе, но затем проверьте, хорошо ли он намок. Имейте в виду, что стебли внутри пучка могут остаться совсем сухими. Убедитесь, что концы тоже хорошо намокли, иначе много материала уйдет в отходы.

Намокшие стебли заверните в мокрую материю и подержите там два-три часа. Ткань должна быть достаточно плотной, чтобы содержать нужное количество влаги. Для этой цели лучше использовать старое байковое одеяло или покрывало. Не вымачивайте стебли слишком долго, так как они дадут значительную усадку после того, как изделие будет готово. Подготовленные к работе стебли берите из пучка только по несколько штук (чтобы они не успевали высохнуть).

Перед началом работы каждый стебель надо промокнуть влажной тряпкой, чтобы удалить воздух и излишки воды, а также очистить его и сплющить. При этом будьте особенно осторожны с тонкими стеблями.

Во время работы оставляйте стебли завернутыми в мокрую материю не более чем на сутки, иначе они потеряют хороший цвет.

Для начала определитесь с выбором растения. От него зависит внешний вид циновки и ее прочность. Традиционные японские коврики под названием "татами", которые вы могли видеть в ресторанах делают из тростника или бамбука.

Поговорим о растениях, которые можно найти в наших просторах. За неимением тростника на каждом шагу в России поплярны поделки из камыша. Такую поделку можно использовать на даче в виде жалюзи или коврика. На севере нашей страны популярны поделки из травы чакан, похожей на осоку. Она обладает оригинальным цветом, некоторые породы чакана отливают золотом. Стебелки этой травы имеют четкие геометрические формы в виде ромбов и зигзагов и хорошор подойдут для украшения современного интерьера. При боковом освещении узор из этой травы выделяется небольшим рельефом. Также у нас часто используют хлопок, лен и коноплю. Сами побеги конопли не обладают никаким наротическим эффектом, а поделки из них оказывают обычным расслаблющим действием на организм пободно траве валерианке. Раньше из них делали одежду и украшения. Для создания циновки приветствуется любой оригинальный выбор, главное перед использованием собрать сведеиня о растении и убедиться в том, что оно не портится со временем и не теряет цвет.

Выбор растения также зависит от того, для чего вы будете использовать циновку. Материалом для коврика у порога должны служить твердые и плотные стебли. Циновка, созданная в декоративный целях для украшения интерьера наоборот должна быть как можно более тонкой и элегантной. Перед работой растений можно окрасить. Цветная циновка естественного цвета выглядит более дорого и благородно. Сварив отвар из шелухи темного лука можно сделать красящий состав, который создаст имитацию красного дерева, как в нашем примере.

Перед производством циновки нужно обработать растения. Высушите стебли в тени, скрутите их и вытяните. Старайтесь сделать так, чтобы материал оставался прочным и одновременно стал гибким и пригодным для плетения. Перед началом плетения немного смочите стебли водой, что они стали эластичными.

Самый простой способ создания циновки, для которого не понадобиться дополнительных инструментов, это плетение большой косички. Другой вариант - это выкладывание стеблей в ровный ряд и прошивание коврика плотными нитками через каждый 5-6 сантиметров. Третий вариант - создание коврика на ткацком станке. В таком случае узор создается во время переплетения растения с нитками ткацкого станка.

Вот как это выглядит:

Чтобы украсить циновку и придать ей оригинальный вид, по окончанию работы можно нарисовать на ней несколько иероглифов. особенно эффектно будет выглядеть темно коричневая циновка с белыми буквами. Помните что она не должна долго находиться на солнце, иначе стебли станут ломкими и коврик порвется. Поэтому в качестве пляжного коврика такая поделка не подойдет.

Во времена бурного развития цифровых технологий, искусственных материалов и виртуальной реальности людей все чаще тянет к чему-то настоящему, поистине природному. Если помощникам в виде компьютера и посудомойки человек несказанно рад, то обставляя свое жилище, он отдаст предпочтение натуральным и экологичным материалам. Одним из островков природы в квартире является плетеный из растительных волокон безворсовый коврик, известный под названием циновка.



Что это такое?

Первые циновки были привезены в Европу из Китая. Настоящую родину незамысловатого коврика определить невозможно ввиду того, что они довольно быстро (с исторической точки зрения) разлагаются, тем самым невозможно определить их наличие путем археологических раскопок у древних народов. Однако о широком распространении циновок в странах с жарким климатом и не только спорить никто не будет. Например, в Японии до сих пор используется один из видов циновки – напольные плетеные маты. Японцы называют их татами.


Циновки отличает натуральное эко-волокно, из которого они изготовлены. Они не вызывают аллергии, не являются средой для обитания пылевых клещей, просты в уходе. К тому же ходьба босиком по грубой плетеной текстуре поверхности сравнима с легким массажем стоп, что благоприятно воздействует на организм в целом.

Используется циновка не только как ковер на пол. Ее используют и в качестве обоев, штор, картин, а иногда и покрывают ею потолок. Благодаря натуральным природным тонам она отлично вписывается как в современный, так и в классический интерьер.

Можно выделить следующие достоинства плетеных безворсовых ковров:

  • Природные натуральные материалы – основа изделия.
  • Гипоаллергенность;
  • Тепло- и звукоизоляционные свойства (зависят от плетения – чем оно туже, тем выше эти свойства).
  • Практичность. Не притягивают пыль и неприхотливы в уборке.
  • Приятны на ощупь, благоприятно воздействуют на организм при хождении по ним босиком.
  • Различные техники плетения предоставляют широкий выбор.


Виды и формы

На сегодняшний день в продаже имеются коврики не только ручной работы, но и промышленного производства. Последние преобладают на рынке по количеству предложений. Также в продаже появились циновки не только из растительных, но и искусственных синтетических материалов. Такие изделия не боятся влаги, более износостойкие, что делает их пригодными для использования в ванной комнате, а также на открытых площадках, к примеру, на веранде.


Для создания циновок применяются различные техники плетения, наиболее распространенные из них – плетение в шахматном порядке, косичками. Встречается и комбинирование нескольких техник плетения в одном изделии. После плетения материал, приготовленный к продаже, представляет собой рулоны, ширина которых лежит в интервале от 3,5 до 4 метров. В результате чего покупатель имеет возможность заказать круглую или квадратную циновку, маленький коврик или огромный ковер.

Обычно фирмы предлагают создать кант сами , некоторые из них предлагают различные материалы – кожу, гобелен, замшу, хлопок. Стоит отметить, что создание бордюра чаще всего не входит в стоимость циновки и оплачивается отдельно. Стоимость этой процедуры может составлять от 10 до 50% стоимости циновки в зависимости от материала бордюра и сложности его исполнения.


Материалы изготовления

Основная часть предлагаемых на рынке циновок сделана из растительных волокон. Как и в древние времена, их изготавливают из стволов растений, сплетают между собой и хорошо высушивают, стараясь создать из различных по длине, толщине и форме волокон тонкую веревку или нить. Именно из таких нитей и плетется впоследствии ковер. Наибольшую популярность приобрели такие материалы, как джут, тростник, сизаль. Много и других растений используется в качестве основы, однако они встречаются не так часто.

Тростник

Многолетнее травянистое растение растет на берегах рек, болот, за что многие ошибочно называют его камышом. Издревле используется человеком для создания плетеных изделий. Тростниковые циновки обладают отличными теплоизоляционными свойствами.



Джут

Растение рода кустарников относится к прядильной культуре. Традиционно из джута изготавливались мешки и канаты. Сейчас джут активно используют в производстве упаковок и пакетов как альтернативу синтетических материалов. К тому же джут отличается высокой выносливостью и прочностью, что объясняет его использование в местах скопления людей – офисах, магазинах.



Сизаль

Сизаль или агава сизалевая – растение, из волокон которого делают канаты, шпагат, тарные ткани. Нити получаются достаточно длинными и прочными, что позволяет сплести циновку из цельных нитей. Такие изделия считаются лучшими среди подобных.



Койра

Волокно, получаемое из межплодника орехов кокосовой пальмы. Кокосовый орех длительное время вымачивается в воде, затем из него вычесываются волокна. Те, что длиной более 20 см и идут на изготовление циновок, матов, канатов и веревок. Те, что короче, используются как набивка или щетина для щеток.



Рис

Известное однолетнее растение семейства Злаки. Рисовая солома пользуется такими преимуществами перед остальными видами растительных волокон, как мягкость и тонкость. Отличие рисовых волокон состоит также в том, что сушат их уже в готовом изделии. Просушенные на солнце рисовые соломенные циновки обладают гибкостью и прочностью, а также издают приятный аромат.

Ротанг

Растение из семейства пальмовых. Ротанговое волокно, пожалуй, единственное из растительных волокон, которое не подвергается возгоранию. Его достоинствами также является устойчивость к повышенной влажности и перепадам температуры. Большой выбор оттенков циновок из ротанга делает их любимцами дизайнеров.



Бамбук

Многолетнее растение произрастает в районах с высокой влажностью, однако благодаря особым свойствам не подвергается гниению и инфекциям. Бамбуковые циновки делают двумя способами. Первый традиционный – плетение. Второ, й более современный предполагает использование скрепляемых нитями бамбуковых планок. Стоит заметить, что такие ковры имеют меньшую прочность, чем плетеные, поэтому они не подойдут для помещений с интенсивным движением людей.



Хлопок

Натуральный и весьма распространенный материал. Используется в качестве основы, что оберегает циновки от деформации. Также встречается при обработке края в качестве материала бордюра.



Бумага

Для изготовления ковров используется бумага из риса и хлопка. Стоит отметить, что во всех странах, кроме Японии, ковер называются бумажным, если в его состав входит не менее трети бумаги. Подобные циновки не боятся воды и обладают высокой прочностью и износостойкостью, однако главным их недостатком является высокая стоимость.



Лен

Льняные волокна активно используются в текстильной промышленности. Циновки из чистого льна недолговечны, но весьма красивы, поэтому их почти не производят. Однако в продаже встречаются ковры с вставками изо льна.



Конопля

Пенька – так называется получаемое из конопли волокно. Из него делают канаты, веревки, мешковину. Особенностью пеньки является устойчивость к морской воде, благодаря чему она нашла применение в морском деле. Для изготовления циновок конопля с незапамятных времен применяется ввиду высоких прочностных характеристик.

Водоросли

Циновки из водорослей не так широко известны, как бамбуковые, однако и они имеют свои достоинства. Они получаются тонкими и гибкими, а волокна водорослей придают изделию необычный зеленый цвет, также они могут быть традиционного бежевого или бурого цветов. Как и рисовые плетеные ковры, ковры из водорослей имеют свой особенный запах – запах морской соли.



Применение в интерьере

Циновка с легкостью подчеркнет аскетичность и натуральность интерьера, однако в современном дизайне ее используют и как главный элемент декора. Очень многое зависит от ее размеров. Так, коврик небольших размеров отлично впишется в пространство перед камином, кроватью или около кровати. Ковры среднего размера – от 2 до 6 квадратных метров часто используют, чтобы выделить определенную зону. Они подойдут для кухни – выделят столовую группу, однако следите за тем, чтобы задние ножки стульев также находились на ковре. Придутся ко двору такие коврики и в качестве дорожки в прихожей, здесь особую ценность приобретает их практичность и простота в уходе. Ковры большего размера целесообразнее использовать в гостиной, спальне.

Отличительной особенностью плетеных ковров является их незаметность при укладке на лестнице. Они не деформируются и не выделяют сгибы.

Циновки используются не только в качестве напольного покрытия. Их часто вешают на стену, именно вешают – верхний край закрепляют на деревянные планки, а нижний свободно опускается вниз. Можно создавать прекрасные композиции, изменяя длину висящих циновок.

Что еще почитать