Классный час "Семейные традиции. Семейные праздники". Воспитательский час «Семья и семейные ценности

ГБОУ СПО ПО

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

СП «С/х и строительство»

Классный час на тему:
«Семейные традиции»

Мастер п/о Пономарева Т.И.

Психолого – педагогический анализ воспитательного мероприятия
Группа № 193

Преподаватель – Пономарева Татьяна Ивановна

Тема мероприятия «Семейные традиции»

Форма мероприятия – посиделки


  1. ^ Анализ подготовки воспитательного мероприятия.
Цель: познакомить обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
План проведения мероприятия:

  1. Национальности и национальные праздники.

  2. Семейные традиции.

  3. Игровые ситуации «Ко мне пришли гости».

  4. Национальный костюм (выставка).

Инициатором мероприятия выступил актив группы, т.к. состав группы

многонационален. В подготовке принимали участие все обучающиеся. Под руководством мастера п/о Пономаревой Т.И. актив группы разработал сценарий, распределил ролевые ситуации, родительский комитет назначил ответственных за подготовку материала о национальных праздниках. Активность при подготовке мероприятия у обучающихся была высокой. Они с большим интересом отнеслись к выбранной теме, искали неожиданные, интересные стороны национальных традиций. Оформили красочную выставку элементов национальных костюмов.


  1. ^ Анализ хода мероприятия.
Место проведения мероприятия было оформлено в национальном стиле.

Внешний вид присутствующих соответствовал направленности мероприятия

(все имели элементы национального костюма). Во время мероприятия рассказы о национальных традициях, сопровождались музыкальным оформлением, прозвучали национальные песни и мелодии. С помощью видеоаппаратуры был продемонстрирован эпизод праздника «Сабантуй». Обучающиеся показали борьбу на полотенцах. Игровые ситуации прошли эмоционально, интересно, т.к. участвовали родители, бабушки и дедушки.

Главный метод педагогического воздействия, которым пользовалась мастер п/о при проведении праздника – создание раскрепощенной эмоционально – положительной обстановки во время проведения праздника.


  1. ^ Анализ эффективности проведенного мероприятия.
Выбранная тема современна и актуальна. Укрепление семьи, ее традиций – это государственное дело. У обучающихся формируются нравственные позиции по отношению к семейным традициям, они учатся видеть в семье основные моральные ценности, формируется чувство гордости за национальные традиции и терпимое отношение к культурным основам разных народностей, населяющих наш город.

Данное мероприятие показало, что за полгода группа смогла сплотиться, между обучающимися дружеские, ровные отношения, ребятам интересно быть в коллективе. Важно, что в этом им помогают не только педагоги, мастер п/о, но и родители, которые принимают самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.


  1. ^ Психологический анализ педагогического руководства
данным мероприятием.

Мастер п/о Пономарева Т.И. придерживается демократического стиля в работе с группой. Пользуется безграничным уважением и авторитетом. Она сумела подобрать работоспособный актив обучающихся и родителей, которые в дальнейшем являются ее основными помощниками в воспитательной работе.

Все поставленные задачи были достигнуты.

План:


  1. Рассказ о национальных традициях.

  2. Ознакомление с национальными обрядами.

  3. Семейные традиции семей: Башкировых, Гриваловых, Ризвановых.

  4. Заключительная часть.

Оформление:

Выставка: предметов национальной одежды, книг, предметов быта, выпечка.

Цель: ознакомление обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
Форма мероприятия – посиделки

Место проведения – учебное кафе

Время проведения – 13.00 часов

Количество и состав – 30 человек (обучающиеся и родители)

^ Пономарева Т.И.: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто нас окружает, живет рядом с нами, это наши друзья и коллеги, соседи и родные, это мы с вами. Более ста различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но одно объединяет нас всех – это культура, обычаи, праздники - религиозные и бытовые, семейные или общечеловеческие, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнавать и, главное, понять друг друга. В наше время, в области межнациональных отношений это особенно актуально. А сейчас, мы узнаем, обычаи и праздники русского народа.
^ Башкирова Т.В.: Начнем с вами с 1 сентября – по – старинному, именно в этот день встречали Новый год. Это в наши дни мы отмечаем этот праздник, как День знаний. С середины 14 века и до 17000 года в Московском государстве существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине со стены Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем церковного Новолетия. Двигаемся далее по календарю, и следующий праздник – Воздвижение (27 сентября). Народное название праздника – Сдвижение, т.к. считалось, что к тому сроку весь урожай с полей уже сдвинулся на гумно и амбары. Считалось также, что это был и срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, до весеннего тепла. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со «змеиной свадьбой». Следующий праздник – Покров Богородицы (14 октября). Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка, поров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиловым снопом, тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах. Двигаемся далее. Параскева – льеница – Параскева – пятница (10 ноября). В православии Параскева – пятница заметила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день – пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки выносили на улицу на показ обработанный лен, угощали друг друга пшеничной кашей, заправленной свежим льняным маслом. А вслед за этим праздником и Встреча зимы Катерина – санница подоспела (7 декабря). Зима в России долгая, поэтому сани ценились. Как надежное средство для передвижения. В этот день повсюду открывались санные торги. На разукрашенных санях устраивали праздничный выезд молодожены. А ровно через месяц наступает Рождественский сочельник (7 января). Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушенными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями, ладовыми пирогами, постными пряниками в виде звезды. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. С этого дня начинали гадать на жениха. А уже 19 января наступало Крещение. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках считается, что вода освещается. Старые люди говорят: «Крещение – такой великий праздник, что в этот день может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети и старики играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «орешки» или в жребий. Специально для игры пеклось много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения очень много орешков. А еще игра создавала настроение счастливой удачи, прибыли. У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами – карнавалами. На это время приходится и русская Масленая неделя. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Кульминация праздника – костры. Пока горел костер кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела в Ростов полетела!». Впереди был особый вечер – Прощенное воскресенье. Затем наступает Великий пост, который длиться 40 дней и заканчивается огромным праздником – Светлое Христово Воскресенье или как в народе говорят Пасха. Но пока поговорим о следующем празднике – Сороки. Встреча птиц (22 марта). 22 марта – день весеннего равноденствия и не было уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильники или другие пенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из – за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны. Вербница – это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, игрушки, свистульки и дудки, сладости. Одна из старинных традиций – рано утром в Вербное воскресенье – слегка стегать детей, для здоровья, освященной веткой вербы. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полуношницу и крестный ход. Символ Пасхи – крашеное яйцо. А еще традиционно готовятся куличи и творог. А затем наступали августовские спасы: 9 августа – Медовый спас, 14 августа – Яблочный спас или Спас Преображения, 29 августа – Ореховый спас. В эти дни освещаются те продукты, которым спас посвящен. А сейчас мы переходим к обычаям и праздникам чувашей.
^ Гривалова Т.Б.: Заметное влияние на культуру чувашей оказало давнее соседство как со славянами, так и с племенами кочевников и булгарских племен. Христонизация чувашей началась довольно поздно - с середины 18 века. Праздник сева (Акатуй). Главными героями этого праздника были соха и земля. В этот день угощали кашей и вареными яйцами. Яйца зарывали на засеянном поле, символически желая большого урожая хлеба. Взрослые и дети состязались в бегах, устраивали скачки на лошадях. Синзе (сохранения урожая) – так в чувашском аграрном календаре называется время, которое по православным святцам примерно соответствует периоду от Вознесения до Духова дня. Эти 12 дней считаются особенно важными для сохранения урожая, люди всем своим поведением старались выразить уважение земле – кормилице. В эти дни не работают, а мужчины и женщины одевали белые одежды. Семейный культы. У каждой семьи имелись свои семейно – родовые духи – покровители - «ирихи». Чаще всего в качестве «ирихов» в старинных описаниях у чувашей упоминаются бытовые предметы, ветки рябины или само рябиновое дерево. «Ирихи» были семейными святынями, им молились в разных случаях жизни перед началом важной работы, при совершении годовых обрядов, чтобы принять какое – то решение.
^ Пономарева Т.И.: Обычаи и праздники мордвы. Мордва живут в Среднем Поволжье, в Республике Мордовия (г. Саранск). Мордовия подразделяется на мокша и эрзя. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями. Крещение (19 января). В день Крещения пекли из теста разные фигурки лошадей, улья для пчел, скотные дворы. Это должно обеспечить изобилие скота, пчел, кур в настоящем году. В Крещение катались на лошадях. Праздники на опушке лесе. Весной, летом и осенью эти праздники проводились на опушке лесе, под старым вязом или дубом. В одних праздниках участвовали только мужчины, в других – женщины, в третьих – все вместе. Праздником – молением руководили самые старые жители села. Накануне таких праздников ходили в баню, надевали чистое платье (нельзя обращаться к духам и божествам нечистыми и в грязной одежде). При общем сходстве этих праздников и сопровождающих их обрядов, все – таки кое в чем они отличались. Например, в начале июня проходил праздник моления, посвященный лошадям – Алашань озкс. Лошадь – главное животное в хозяйстве. К божеству – покровителю обращали такие слова: «Дай нашим лошадям силу сердца, ноженькам их здоровья, загороди их от человека – колдуна, пусти на чистый корм, на зеленый луг». Свадьбы в мордовских селеньях отмечают широко и ярко. Все в красивой одежде. Очень часто – это национальная одежда – красивое сочетание всех цветов радуги с украшениями, сделанными из старинных монет, бисера, раковин, янтаря и лент. Все желают молодым счастья, много здоровых детей. Но есть важное дело, без которого свадьба просто не может состояться – это пирог лукш. Его пекут накануне свадьбы из самой лучшей, самой белой пшеничной муки и обязательно круглым по форме. Обычно его везут из дома невесты в дом жениха, вместе с невестой. Специальное лицо, ответственное за доставку пирога, следит за тем, чтобы с ним ничего не случилось по дороге. Если его сомнут или испортят – это плохая примета для новобрачных. Фигурки из теста, что находятся не верху пирога, должны есть только женщины и девушки – подруги невесты и родственницы жениха. А вот начинку пирога – курицу, яйца и кашу – жених и невеста съедают вместе. Это залог их будущего семейного счастья, богатства и большого количества детей. Если невеста беременна, то поперек живота повязывают желтую ленту – от дурного глаза.
^ Ризванова С.В.: Обычаи и праздники татар. На обширной территории от Тамбова – на западе, до Омска – на востоке, от Перми и Кирова – на севере до Астрахани на юге, коллегантными группами проживают татары. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Праздник по случаю завершения поста – Ураза. Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы – Гает намазы, в которой принимали участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. К завтраку приступали при возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длится три дня), с поздравлениями обходили дома родственников, соседей. «Карга боткасы» - время кашу варить – так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталин, освобождение от снега пригорков и холмов, вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – подсказывали детям, что пора кашу варить. Мальчики и девочки группами по несколько человек, обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка дает крупы, пшена, полбы или гречки, другая – яиц, третья – масла. Для каши все сгодиться. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там, под руководством одной – двух пожилых женщин, из собранных продуктов варили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантуй. Что такое Сабантуй? Как и соседние народы (мордва, удмурты, чуваши, русские), татары в основной массе были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. «Весенний день – год кормит» - говорит народная мудрость. В это время встречали «Сабан туе» - свадьба плуга, а возможно свадьба (торжество) яровых, ведь слово «сабан» означает и то и другое, ну а «туй» – свадьба. Праздник проходит в центре села, где больше места для игр.

ПономареваТ.И.: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными обычаями и праздниками.

Пусть в каждом доме пахнет свежим хлебом.

Пусть детский смех звучит под чистым небом.

Все, кто за мир, хотят спокойно жить,

Давайте, люди, на земле дружить!

Классный час: «Семья. Семейные традиции »

Цель проведения

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

    Изучение семей классного коллектива;

    Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Составление учащимися генеалогических деревьев;

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Ход классного часа

Классный руководитель

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.

Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» — поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа– светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это…

(Наказ.)

16. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ»

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .

 «…» М. Горький.

Мать ».)

 «…-разбойники», А.С. Пушкин.

Братья -разбойники».)

 «… Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

Братья Карамазовы».)

 «Три …», А.П. Чехов.

(«Три сестры ».)

 «… Ваня», А.П. Чехов.

Дядя Ваня».)

 «… Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

Дед Мазай и зайцы».)

 «Капитанская …», А.С. Пушкин.

(«Капитанская дочка ».)

 «… полка», В.П. Катаев.

Сын полка».)

 «… капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)

 «… Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

(Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Подведение итогов

    Награждается самый активный учащийся.

    Лучший участник в номинации «семейный альбом».

    Лучший участник в номинации «Рассказ о семейной традиции».

    Лучший участник в номинации «Семейная реликвия».

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители — во всем мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,

Мария Чистова
Конспект занятия-беседы «Семья, семейные традиции»

Тема : Семья , семейные традиции .

Тип занятия : познавательное

Форма занятия : беседа

Методы : игровой, наглядной, творческое рассказывание, художественное слово, беседа

Цель занятия : обобщить знания детей о семейных традициях .

Задачи : привлечь к патриотическому воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиции . Объединить интересы детей и родителей. Учит детей составлять рассказы из их жизни. Развивать умение детей выступать перед аудиторией.

Предварительная работа : беседа с родителями, составление творческих рассказов, рассматривание фотоальбомов, семейных реликвий .

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит тихая музыка. Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение :

Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся

Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

(Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения) . Воспитатель предлагает сесть на стульчики.

Повторение прошлого.

«Ребята, давайте поговорим о семье . Что такое семья

(ответы детей)

«Я предлагаю поиграть в игру «Кто это?» . Сейчас я буду загадывать вам загадки о членах семьи , но загадку не просто нужно правильно отгадать, но и выбрать картинку, которая соответствует вашему ответу»

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

не ругает нас с братишкой?

Кто же это? (Наша мама)

Кто не в шутку, а всерьез

нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

и коленку расцарапав, не реветь? (Конечно папа)

Я у мамы не один

У нее еще есть сын

Рядом с ним я маловат

Для меня он старший (брат)

Ароматное варенье

Пироги на угощение

Вкусные оладушки

У любимой (Бабушки)

Он трудился не от скуки

У него в мозолях руки

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (Дед)

(Дети выбирают картинки с изображением членов семьи )

Поощрение детей.

Новая тема

Воспитатель : «Семья -это не только родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и конечно традициями . Что такое традиции семьи

Ответы детей.

Воспитатель обобщает : «Семейные традиции –это приятые в семье правила поведения , которые соблюдаются взрослыми и детьми и могут передаваться из поколения в поколения. Например, проводить совместный отпуск, путешествовать, вместе отмечать праздники, хранить семейные реликвии . Давайте поговорим о семейных традициях , которые есть в ваших семьях

«В жизни каждого человека есть вещи, которые ему очень дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остается, и мы продолжаем ее хранить. Это очень хорошая традиция –передавать по наследству семейную реликвию . Сейчас Илюша расскажет нам о такой реликвии.»

(Рассказ ребенка о старинных часах, своего прадедушки, который сопровождается показом слайдов или фото.)

«Молодец, Илюша! Спасибо за твой интересный рассказ. А мы переходим к следующей семейной традиции… »

«Есть семьи , которые все свободное время проводят в движении, любят путешествовать по свету. Сейчас Лева расскажет нам о своих путешествиях.»

(Рассказ Левы и показ фото.)

«Как интересно! Нам понравилось твое выступление.

Есть еще очень хорошие традиции - это совместное прочтение книг.

Саша вместе со своей мамой не только читают книги, но и сами сочиняют стихи. Саша, почитай нам пожалуйста стихотворение, которое вы сочинили вместе с мамой.»

(Стихотворение.)

«Спасибо, мы очень надеемся, что в скором будущем мы услышим от тебя стихи собственного сочинения.»

«Малика нам расскажет о своей семейной традиции

(Рассказ о том, как в их семье проходят дни рождения.)

Воспитатель : «А теперь давайте немножечко отдохнем.»

Физ. Минутка

Пальчиковая игра «Семья »

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка (загибают пальчики)

Кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я

Вот и вся наша семья

Обобщение

«Мы с вами поговорили о семейных традициях , послушали ваши интересные рассказы, а теперь я предлагаю вам нарисовать свою семью

Закрепление

Дети рисуют свою семью . После этого воспитатель говорит :

«У меня есть кувшин с волшебной водой доброты, она поможет нам еще лучше относится к членам нашей семьи и не забывать семейные традиции

Звучит музыка.

«Подойдите все к кувшину, каждый из вас может сказать добрые пожелания для своей семьи . Вода находится на нашей Земле повсюду и, где бы не находились члены вашей семьи , они обязательно услышат ваши пожелания.»

(Дети высказывают свои пожелания)

Воспитатель : «Вода получила от вас очень хорошую энергию, давайте попьем эту волшебную водичку, чтобы осуществились наши пожелания.»

Воспитательский час « Семья и семейные ценности»

Цель : воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Задачи:

Расширить представления учащихся о семейных традициях;

Развивать интерес к истории своей семьи;

Формировать гражданское мировоззрение учащихся, их бережное отношение к семейным ценностям и традициям как национально – культурной ценности.

Ресурсы: компьютер, видеопроектор, слайдовая презентация, буквы с, е, м, ь, я.

Ход классного часа.

1 ученик:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь дорогу!

Разминка

Для разминки предлагается слово «семья» (учащиеся приводят слова – ассоциации с этим словом).

Воспитатель: Что такое семья? Слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?

А как вы понимаете значение слова «ценность»?

Учащиеся записывают на листочках бумагах свои мысли, что они подразумевают под словом «Ценность». Затем идет зачитывание определений и приклепление этих листочков к дереву на доске.

Учитель обобщает ответы детей и дает определение слову «ценность», взятое в БСЭ и словаре Ожегова.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Семья – микрокосмос всего мира. Семья – маленькая модель общества. В ней есть мужчины и женщины, взрослые и дети, руководитель и подчиненные. Только в семье мы играем различные роли: сначала мы – дети наших родителей, потом – родители наших детей, родители наших родителей, дети наших детей. Когда появляются младшие братья и сестры, ты перестаешь быть единственным, становишься старшим, появляются новые обязанности и.т.д.

В семье мы впервые учимся любви, независимости, доверию, навыкам общения, сталкиваемся с проявлениями власти, в семье – ключ к разгадке многих явлений в жизни.

Жизнь семьи зависит от того, насколько каждый ее член понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли друг друга, а они нередко заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

Счастье хорошей семьи – величайшее благо и праздник жизни, равного которому нет на свете.

Символично, что буквальный перевод казахского слова « жанұя » (семья) – «гнездо души», а его синонима «отбасы» - очаг.

Значит, уже наши предки главное предназначение семьи видели не в материальных благах, а в том, что грело, прежде всего, душу, считали семью гнездом, самым безопасным местом для становления души, так же как гнездо птицы является самым безопасным местом для птенцов.

Беседа

Воспитатель проводит беседу с учениками по вопросам:

Что же такое семья? А почему 7 «я»? (мама, папа, я, две бабушки, двое дедушек.

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей только мама или только папа.

А какую семью можно назвать счастливой?

(ответы учащихся)

Вывод : Главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта, - тогда в семье все будет хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

Позитивное высказывание (цитата урока).

Воспитатель предлагает учащимся поработать с высказыванием о семье Л.Н. Толстого.

Как вы понимаете слов Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»? (Ответы учащихся)

Вывод: Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

Упражнение «Дом счастья»

Воспитатель: Давайте построим «дом счастья». Для этого нам нужно превратиться в «строительную бригаду». Что вы положите в основу дома счастья, что для вас главное, а что второстепенное? (Любовь, уважение, понимание, здоровье, чистота, красота, дружба, труд, уют, теплота, доброжелательность, спокойствие).

Давайте подумаем, какая будет у вас семья? Для каждой буквы этого слова найдем прилагательное, которое отражало бы образ вашей будущей семьи.

(доску вывешиваются С,Е, М,Ь,Я, к которым ученики подбирают прилагательные, например: С- счастливая, славная, спортивная, современная, Е – единая, единственная, М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная, Я – яркая, ясная)

Викторина

Воспитатель предлагает учащимся сыграть в викторину по следующим вопросам:

Как по – латыни звучит слово «семья»? (Фамилия)

Какое выражение стало символом большой семьи?

а) трое в лодке;

б) четверо за компьютером;

в) пятеро в ванной;

г) семеро по лавкам.

Какое из музыкальных произведений ьрадиционно звучит на церемонии бракосочетания?

а) вальс Штрауса;

б) полонез Огинского;

в) марш Мендельсона;

г) хабанера Бизе.

Ученик:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

И провожают в путь с добром.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Творческая деятельность, групповая работа

Воспитатель:

В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему «Семья, семейные ценности, семейные традиции».

(Учащиеся работают в малых группах. Время для составления синквейна – 2 минуты. Каждая группа зачитывает получившие синквейны.)

Обобщение воспитательского часа.

Воспитатель:

Ребята, берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой» которая отличает все семьи друг от друга

И в заклбчение нашей беседы давайте выучим несколько семейных заповедей:

Свято храни честь своей семьи;

Люби свою семью и делай ее лучше;

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

Дари родителям радость, не огорчай их;

Умей найти и выполнить дело на радость членов своей семьи.

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата- анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған № 2 Қостанай түзеу мектеп – интернаты» ҚММ

КГУ «Костанайская коррекционная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области

Воспитательский час

« Семья и семейные ценности»

Воспитатель: Лоза Н.С.

КОУ «ЦАСШИ»

Воспитательский час на тему:

«Традиции в моей семье».

Подготовила воспитатель:

Кокшева Р.Р.

Цаган Аман – 2015 г.

Цель проведения

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

    Изучение семей классного коллектива;

    Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка

Составление учащимися генеалогических деревьев;

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

«Семья- один из шедевров природы»,- говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями,когда писали сочинения о семье.

Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

Учащиеся рассказывают о своих близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

У многих дома хранятся станинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни «семья ». (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи ?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

20. В каком месяце отмечается Международный день семей ?

(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ "ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДСТВЕННИКИ"

В названия известных произведений вставьте пропущенные слова, являющиеся названием членов семьи .

 «...» М. Горький.

Мать ».)

 «...-разбойники», А.С. Пушкин.

Братья -разбойники».)

 «... Карамазовы», Ф.М. Достоевский.

Братья Карамазовы».)

 «Три...», А.П. Чехов.

(«Три сестры ».)

 «... Ваня», А.П. Чехов.

Дядя Ваня».)

 «... Мазай и зайцы», Н.А.Некрасов.

Дед Мазай и зайцы».)

 «Капитанская...», А.С. Пушкин.

(«Капитанская дочка ».)

 «... полка», В.П. Катаев.

Сын полка».)

 «... капитана Гранта», Ж. Верн.

Дети капитана Гранта».)

 «... Фёдор, пёс и кот», Э. Успенский.

(Дядя Фёдор, пёс и кот».)

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Что еще почитать