Когда происходит выбор между верностью и изменой. Когда возникает выбор между верностью и предательством

Когда человеку приходится выбирать между верностью и изменой? На мой взгляд, подобный нравственный выбор человеку приходится делать в нескольких случаях. Во-первых, когда им овладевает какая-либо страсть, и это может быть влюбленность, деньги или жажда власти. Во-вторых, когда человеку угрожает смертельная опасность.

Литература не раз обращалась к теме верности и измены. Так,

мы находим доказательство того, как человек, ослеплённый страстью, вынужден выбирать между верностью и изменой. Младший сын Тараса Бульбы, Андрий, ради любви польской панночки предаёт семью, боевых товарищей и родную землю. Он говорит девушке, что душа человека делает своей Родиной то, что ей милее всего, и называет полячку своей Отчизной. Андрий не просто уходит от казаков, он принимает участие в бою, где скачет с шашкой наголо, готовый рубить вчерашних своих товарищей. Здесь мы видим, на какие низкие поступки способна сподвигнуть страсть. Поэтому мы понимаем Тараса Бульбу, который сам казнит сына. Для главного героя измена Родине – больший грех, чем убийство.

Примеры, когда человеку приходится делать выбор между предательством и преданностью, находясь в смертельной опасности, можно найти и

Так, попав в фашистский плен, один из советских солдат, чтобы спасти собственную жизнь, готов выдать врагам своих товарищей-коммунистов. Для него измена – это возможность остаться в живых. Этот человек не способен пожертвовать собой ради спасения других. Не таков главный герой произведения Андрей Соколов. В тексте представлен эпизод, где он попадает к начальнику лагеря военнопленных Мюллеру, который намеревается расстрелять солдата за призыв к саботажу. Но даже в такой сложной ситуации Соколов выбирает верность Родине. Герой отказывается пить с Мюллером водку за победу Германии и не теряет достоинства перед лицом врага. Переступить через собственный страх Андрея Соколова заставляет желание оставаться человеком. Шолохов хорошо показывает внутреннюю борьбу героя с чувством голода, который накатывается на него при виде стола, полного еды, и те обиду и возмущение, охватившие мужчину, понимающего, что его, русского человека, хотят сломать, унизить. На мой взгляд, именно чувство собственного достоинства и верность своей родной земле, всему тому, что он оставил там: жену, детей, работу – не разрешают Андрею Соколову идти на компромиссы с совестью.

Таким образом, есть несколько ситуаций, которые способны заставить выбирать человека между предательством и верностью. Сильная страсть и смертельная угроза часто ставят людей перед этой дилеммой. Но в конце концов человеком с честью и достоинством остаётся только тот, кто проходит через все испытания стойко и не предаёт свои жизненные принципы, семью и Отчизну.

Франсуа де Ларошфуко однажды сказал: «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера». Смысл этого высказывания полностью совпадает с моим отношением к проблеме проявления верности и предательства со стороны человека. Мы принимаем решения ежесекундно, выбираем последовательность своих действий и поступков, в этом состоит вся наша жизнь – в выборе.

Но есть такие ситуации, когда проблема поиска решения, выбора, крайне тяжела, так как затрагивает чувства и ожидания других людей и себя в том числе. Как поступить, чтобы не навредить близкому человеку? Как сделать так, чтобы поступок не был расценен как предательство? Я убеждена, чтобы принять тяжелое решение, нужно быть сильным и оставаться верным самому себе, а это, согласитесь, не самое легкое.

Выбор «остаться верным или предать» проявляется во всех сферах человеческих отношений: любовной, семейной, социальной и т.д. От данного выбора зависит личное счастье каждого из нас и счастье тех, кого мы любим. Сенека говорил: « Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё», и ведь это чистая правда: если человек верен себе, окружающим, своему слову, он воспринимается как «опора», «надежное плечо», в нем уверены, а неизменность, равновесие – это залог человеческого благополучия. И напротив, если кто-то способен предать, изменить, то есть попросту обмануть другого человека, его воспринимают как «угрозу», способную разрушить столь хрупкое подчас счастье человека. Как подтверждение вышесказанного, приведем в пример слова мудреца Конфуция: « Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?

Литература как отражение человеческой души ярко показывает нам поступки во имя верности и человеческое предательство. Для меня идеал верности – это княжна Марья Болконская. Живя с отцом, который в силу своего скверного характера часто морально издевался над дочерью, был причиной того, что она не могла выйти замуж, устроить свою личную жизнь, она оставалась верной ему, не бросала старого дурного отца, а ведь это стоило ей молодых лет и огромной душевной силы! Она не предала, потому что любила, потому что была сильной!

Другой, противоположный, пример, - это Швабрин из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Вот оно, воплощение предателя, кроме того, еще человека подлого, низкого, а самое главное, трусливого! Он не способен на благородные поступки, потому что трус, подлец! Перешел на сторону врага в самый тяжелый при осаде крепости момент, издевался над Машей, пытаясь насильно женить ее на себе. Он изменил отечеству, забыл, что такое долг и честь, и как он жалок: «Швабрин упал на колени.. . В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Примеров проявления верности и измены со стороны человека множество, да и каждый из нас – пример тому. В наше тяжелое время очень трудно оставаться «нравственно сильным», смелым в своем выборе. Это происходит по разным причинам: мы боимся осуждения, боимся высказать мысли вслух, боимся что-то сделать и чего-то не сделать, но все же выбор, как поступить, всегда за нами, только всегда надо помнить о том, что кроме тебя есть еще кто-то рядом…

  • Предательство Родины позорно и не знает прощения
  • Предатель – трусливый человек, подстраивающийся под сложившуюся ситуацию путем уступок
  • Человека, бросившего невинную девушку, любящую его до безумия, можно назвать предателем
  • Можно предать не человека, а собственные убеждения и моральные принципы
  • Предательство своей страны – тяжкое преступление
  • Человек, предавший самого себя, не может быть счастлив

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Алексей Швабрин, один из защитников Белогорской крепости, оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону самозванца Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками. Полностью противоположен ему Петр Гринев, человек чести с незыблемыми моральными принципами. Даже под угрозой смерти он не соглашается признать в Пугачеве государя, потому что верен Родине и воинскому долгу. Сложные жизненные обстоятельства позволяют увидеть главные черты характера героев: Швабрин оказывается предателем, а Петр Гринев сохраняет верность своей стране.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Любовь Тараса Бульбы и других казаков к родной земле заслуживает уважения. Воины готовы отдать жизни, защищая Родину. Предательство в рядах казаков недопустимо. Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказывается предателем: он переходит на сторону врага, потому что любовь к полячке для него выше любви к отцу и родной стране. Тарас Бульба убивает Андрия, несмотря на то, что это все-таки его сын. Для Тараса верность Родине гораздо важнее любви к сыну, он не может пережить и простить предательства.

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”. Любовь к Эрасту становится для Лизы трагичной. Сначала юноша видит в Лизе свое будущее, но после того, как девушка отдается ему, чувства начинают остывать. Эраст проигрывает деньги в карты. Ему не остается ничего, кроме женитьбы на богатой вдове. Эраст предает Лизу: он говорит ей, что уходит на войну. И когда обман раскрывается, он пытается откупиться деньгами от несчастной девушки. Лиза не выдерживает предательства Эраста. Она думает, что ей лучше умереть, и бросается в пруд. Предателя ждет наказание: вечно он будет себя корить за смерть Лизы.

М. Шолохов “Судьба человека”. Предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради своего благополучия. Андрей Соколов решается задушить предателя и тем самым спасти несколько жизней. Герой исполняет свой воинский долг, не испытывая стыда и жалости, потому что предатель Крыжнев заслуживает такой позорной смерти. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно является ужасным преступлением.

Джордж Оруэлл “Скотный двор”. Конь Боец трудился на благо Скотного двора изо всех сил, с каждой неудачей обещая “работать еще упорнее”. Его вклад в жизнь фермы трудно переоценить. Однако когда произошло несчастье, Наполеон, глава Скотного двора, просто решил пустить его на мясо, сказав всем животным, что отправляет Бойца на лечение. Это настоящее предательство: Наполеон отвернулся от того, кто был так предан ему, кто сделал все для Скотного двора.

Джордж Оруэлл “1984”. Джулия и Уинстон понимают, что являются мыслепреступниками, а значит, в любой момент могут быть пойманы. Уинстон говорит, что если их раскроют, предательством будет потеря чувств, а не признание в содеянном. В итоге их ловят, но не убивают и не судят, а заставляют научиться мыслить по-другому. Уинстон предает Джулию: когда к нему подносят клетку с крысами, куда хотят поместить его лицо, герой просит отдать крысам Джулию. Это и есть настоящее предательство, ведь если человек говорит что-то, он этого хочет. Уинстон и правда хотел, чтобы на его месте оказалась Джулия. Позже она признается, что тоже предала Уинстона. Героев сложно судить, ведь невозможно представить, что пришлось им вынести, прежде чем они пошли на предательство.

Жизнь очень часто ставит человека в ситуацию выбора между добром и злом, честью и бесчестьем, совестью и бесстыдством, правдой и ложью, общественным долгом и личной выгодой, верностью и изменой. Очень часто проблема выбора возникает на войне и приобретает при этом трагический характер, поскольку человеку приходится выбирать между жизнью и смертью, подвигом и предательством.
Именно такой выбор делают герои повести В.Быкова "Сотников", где отсутствуют полутона, представления о верности и предательстве бескомпромиссны. Писатель ставит своих героев перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств, испытывая их неотвратимостью и безысходностью. Действие повести происходит в первые годы Великой Отечественной войны в Белоруссии. Небольшой партизанский отряд загнан немцами в Горелое болото. Два партизана, Рыбак и Сотников, посланы на задание: добыть для отряда какую-нибудь еду. В.быков предельно сгущает обстоятельства, в которые попадают герои: хутор, на который возлагались надежды, сожжён; Сотников тяжело болен; партизаны попадают в перестрелку с полицейскими. В доме Дёмчихи, куда герои заходят с просьбой о помощи, появляются полицаи. Партизаны прячутся на чердаке, Но рыбак не выдерживает и сдаётся в плен. Арестовывают и хозяйку дома. Перед героями встаёт проблема выбора: остаться в живых, купив жизнь предательством, или умереть, не выдав товарищей. Сотников ведёт себя достойно, хотя испытывает нечеловеческие муки. Рыбак, решивший выжить любой ценой, надеется "обхитрить " полицейских. Но нравственный компромисс в той ситуации, в которой оказались герои, невозможен. Шаг за шагом сдавая нравственные позиции, Рыбак приходит к предательству. Он участвует в казни своего оварища, а затем поступает на службу в полицию. Антиподом предателя Рыбака является в повести Сотников. Он живёт, подчиняясь нравственным принципам: больной идёт на задание, потому что другие отказались. Он принимает неравный бой с полицаями, раненный в бою, стойко преодолевает тяжёлый путь. Уже на чердаке дома Дёмчихи Сотников делает свой нравственный выбор: он молчит на допросах, предпочитая быть расстрелянным, нежели подвергнуть опасности женщину с детьми. Автор подводит нас к выводу о том, что человек, живущий по законам любви к людям и самопожертвования, не предаст самого себя. Таким образом выбор между верностью и предательством чаще всего возникает в экстремальной ситуации, когда верность своему слову, долгу, Родине приходится доказывать даже ценою собственной жизни. Но и в мирное время, в бытовой обстановке тоже часто возникает ситуация выбора.

Что еще почитать