Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: Весна. Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «

Конспект НОД по познавательному развитию «Весна-зелена» в средней группе

Воспитатель: Панкратова А.Д.

Тема: « Весна-зелена »

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; речевое развитие.

Цель : обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи:

Образовательные - закрепить знания детей о признаках весны, о диких животных и перелетных птицах.

Развивающие - развивать умение преобразовывать слова в уменьшительно-ласкатель

Воспитательные - воспитывать интерес к животному миру, к природе.

Работа над словарем: активизация словарного запаса детей понятиями «заклички» , «перелетные птицы» , «дикие животные» .

Методы и приемы руководства деятельностью детей :

Постановки целей и мотивации деятельностью детей: беседа, придание личностной значимости предстоящей деятельности;

Активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игровые упражнения, загадки;

Организации практической деятельности детей: выполнение заданий;

Поддержания интереса у детей: наглядный материал, разнообразные формы организации НОД;

Оценки и самооценки: анализ результатов деятельности.

Материалы и оборудование: проектор, картинки диких животных, фланелеграф, костюм весны, атрибуты скворца.

Предварительная работа: рассматривание книг о весне, аппликация «Скворечник» , рисование «Дерево» , разучивание песен «Весенний привет» , «Скворушки» ; беседы «Идет весна » , «Как животные готовятся к весне » , рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы» , дид. игры «Назови детеныша» , «Найди перелетную птицу» беседа «Как вести себя в лесу» ; подвижные игры «Найди свой домик» , «Солнце, дождик, ветерок» , пальчиковая гимнастика «Это зайчонок» ; чтение художественной литературы- Л. Толстой «Пришла весна » , Е. Баратынский « Весна , весна » ,закличка «Иди весна , иди красна» , отгадывание загадок о весне.

Работа с родителями: выставка рисунков « Весна в лесу » .

Планируемые результаты :

Ребенок проявляет самостоятельность в игре, конструировании, общении.

Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной.

Использует речь для выражения своих мыслей и чувств

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними.

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце» : кисти рук перекрещены, пальцы растопырены.)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо» : руки поднимают вверх.)

Здравствуй, вольный ветерок! (Плавные движения руками над головой.)

Здравствуй, маленький дубок! (Соединяют вместе предплечья, кисти разводят в стороны – «крона дерева» .)

Здравствуй, утро! (Жест вправо.)

Здравствуй, день! (Жест влево.)

Нам здороваться (обе руки к груди) не лень (разводят руки в стороны!

Ребята, вы знаете, кто я? (Весна )

А теперь отгадайте загадку:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Вот и к нам пришла. (Весна )

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова « весной » . (Показ презентации)

Весной… ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются проталинки.

Весной появляются лужи.

Весной набухают почки, а затем появляются листочки.

Весной бегут ручьи.

Весной появляется трава.

Весной идет дождь.

Ребята, давным-давно люди созывали весну закличками. Вот послушайте какую закличку знаю я.

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Давайте повторим ее вместе.

Сегодня мы отправимся в лес. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Не шуметь, нельзя ломать ветки, разорять гнезда.)

На чем можно добраться до леса? (Машина, поезд, велосипед, самолет и т. д.)

Я предлагаю вам полететь сегодня на облаках. (Дети садятся на бумажные облака, берутся за руки. Звучит песня «Облака- белогривые лошадки» )

Пока мы летели я поймала солнечных зайчиков. Хотите поиграть с ними?

Игра «Назови ласково»

Я вам буду давать солнечных зайчиков и говорить слово, а вы говорите тоже слово, но ласково.

Капля-капелька.

Туча – тучка.

Солнце – солнышко.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

Ветер – ветерок.

Ребята, давайте покажем, как дует сильный ветер.

А теперь, как слабый ветерок.

Ребята, вы слышите? Что это? (Птицы поют.)

Да, птицы уже прилетели к нам из теплых краев. Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка.)

Подойдите к экрану. Посмотрим грача. Какой он? (Весь черный.)

А какой скворец? Какая ласточка?

Как мы готовимся к прилету птиц? (Строим скворечники.)

Давайте мы тоже построим скворечники. Какие фигуры вы здесь видите?

(Дети составляют скворечники из геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат.)

Молодцы, ребята! А теперь я превращу вас в скворцов.

Физминутка «В домике-скворечнике»

(Дети надевают атрибуты скворцов.)

Ребята, а кто еще живет в лесу?

Отгадайте, какие звери спрятались.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу.

(Белка)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

(Лиса)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык!

(Заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У диких зверей весной появляются детеныши. Помогите мне:

У лисы – лисята.

У белки – бельчата.

У ежихи – ежата.

У медведицы – медвежата.

У волчицы –волчата.

Посмотрите, зверята гуляют на полянке. Поможем им найти своих мам.

Игра «Найди маму»

Молодцы! А теперь поиграем со зверятами.

Пальчиковая игра.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Ребята, вам понравилась сегодняшняя прогулка в лес? Кого мы с вами встретили в лесу? Каких птиц мы увидели там? Кому мы помогли найти своих мам?

Ребята, теперь вспомним закличку, с которой мы познакомились сегодня:

Жаворонки, жаворонки,

Летите в поле

Несите здоровье.

Корове – коровье,

Овце – овечье,

А нам- человечье.

Возьмите в руки испеченных жаворонков, поднимите руки вверх и все вместе произнесем эту закличку.

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Как солнце весне помогало»

Средняя группа (4-5 лет)

Воспитатель МБДОУ детский сад

№ 10 «Золушка» г. Оха, 2016г.

Программное содержание - уточнение представлений о весенних изменениях в природе.

Задачи:

Знакомить детей с характерными признаками весны, учить выявлять изменения, связанные с солнцем (ярче светит, сильнее греет, удлиняется световой день).

Учить распознавать птиц по внешнему виду. Познакомить с народными приметами, связанными с птицами (воробьи дружно чирикают - к оттепели, ворона кричит - к метели, птицы кружат в небе - к морозу).

Развивать наблюдательность, подвести детей к пониманию взаимосвязей в природе.

Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Методы и приёмы:

Наглядные: слайдовая презентация, схемы изготовления насекомых.

Словесные: беседа, отгадывание загадок, уточнение приемов выполнения, поощрение, поисковые вопросы, творческое задание - игра «Комплимент».

Игровые: игровая ситуация; сюрпризный момент; игры: «Чего не бывает весной», «Четвёртый лишний», «Перелетные птицы».

Оборудование и инвентарь: мультимедийная доска, презентация, большой красочный конверт с письмом, игровое пособие «Солнце», маленькие солнышки из картона (по количеству детей), панно (изображение ранней весны).

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями, происходящими в природе; рассматривание репродукций картин: И.И. Левитана «Март; проведение опытов со снегом; беседы о птицах.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня утром у дверей нашей групповой комнаты я обнаружила конверт с нарисованной на нем улыбкой и надписью «Детям детского сада «Улыбка». Я решила подождать вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Хотите узнать, что в этом письме?

Давайте прочитаем! (Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали ходить в тёплых шубах. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Воспитатель. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне справиться с зимним холодом? (ответы детей). Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо.

Солнце. Ребята, я - Солнце. Мне нужно помочь весне одолеть холод, растопить снега, но не хватает сил, для того, чтобы подняться выше над землёй. Если вы мне поможете и правильно выполните задания, мой день станет длинней, и я смогу помочь Весне.

Воспитатель. Ребята, поможем солнышку, а значит, поможем и Весне одолеть зиму. Посмотрите на экран, как низко над землей солнце, оно не может растопить снег.Ребята, поможем солнышку подняться выше, засветить ярче, чтобы оно сильнее грело.

Игра «Комплимент»

Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» — солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко — наш друг, наша радость...

Воспитатель. Вот оно и улыбнулось вам!

Посмотрите, на нашем волшебном экране появились картинки.

Игра «Чего не бывает весной?»

(Из серии картин, изображенных на слайде, дети отмечают лишнюю).

Воспитатель. Ребята, какие изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, появились проталины).

Воспитатель: На экране появились птицы, назовите их. (Сорока, воробей, ворона). Дети называют птиц. Народные приметы связаны с поведением птиц (воробьи дружно чирикают - к оттепели, ворона кричит - к метели, птицы кружат в небе - к морозу). С приходом весны в наши края прилетают птицы.

Проводится игра «Четвёртый лишний».

Дети должны определить и объяснить, почему птица лишняя.(Снегирь).

Воспитатель. Ребята, какие ещё изменения произошли на картине? (солнце поднялось еще выше и светит ярче, прилетели птицы).

Физкультминутка

На горе стоит лесок

круговые движения руками

Он не низок не высок

сесть, встать, руки вверх

глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста

Шли домой из далека

ходьба на месте

Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"

плечи поднять

Воспитатель. Некоторые звери спят всю зиму в норках и берлогах под толстым снежным покровом. С наступлением весны они - просыпаются.

  1. «Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой» (Медведь).

  1. «Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной» (Ёж).

  1. «Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине» (Барсук).

Воспитатель. Ребята, опять произошли изменения на картине, какие? (Солнце поднялось еще выше и светит ярко, вышли из зимней спячки медведь и ёж; заяц линяет, белка стала рыжей).

Подведение итога занятия.

Дети садятся в общий круг, каждый называет весеннее изменение в природе и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу (Пособие «Солнышко»).

Воспитатель: Получилось солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Солнце вручает детям маленькие солнышки в знак благодарности от весны и солнца.

Вид деятельности: организованная образовательная

Возрастная группа: средняя группа

Педагог: Захаревич Екатерина Алексеевна

Тема: « Подарки весны»

Программное содержание

Цель: обобщить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные:

Активизировать словарь детей по теме «Весна»;

Совершенствовать грамматический строй речи;

Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе;

Развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Формировать умение работать в коллективе.

Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»

Материалы и оборудования: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер, презентация к НОД, макет пригорка, подснежники из бумаги, листы бумаги с готовым фоном для аппликации; детали аппликации (из бумаги цветочки для яблоньки, головки цветов одуванчика, листики, синтепон для облаков, ленточки для лучиков солнца, клеящие карандаши, набор карточек с изображение птиц (грач, скворец, жаворонок).

Ход деятельности

Организационный момент:

Педагог: Подходи ко мне дружок

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … ВЕСНА.

Педагог: Правильно, весна. Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?

Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.

Педагог: А с чем приходит к нам зима?

Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.

Педагог: Вот и весна пришла к нам со своими подарками. Я хочу пригласить вас совершить со мной небольшое путешествие и посмотреть, какие же подарки нам принесла весна.

(Дети вместе с воспитателем подходят к экрану)

Педагог : Дети, а с чего начинается весна? С чем она к нам приходит?

Дети: С солнышком.

(слайд № 1)

Педагог: Какое весной солнышко?

Дети: Теплое, ласковое, яркое, весеннее, лучистое.

Педагог: Вот это первый подарок весны – теплое солнце. А что происходит дальше?

Дети: Снег тает.

Педагог: Почему снег тает?

Дети: Потому что солнце греет.

Педагог: Снег тает и превращается во что?

Дети: Превращается в воду. Появляются лужи и ручейки.

(слайд №2) .

Педагог: А что любят делать дети с ручейками и лужами?

Дети: Ходят по лужам, пускать кораблики.

Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?

Дети: Опасное.

Педагог: Почему?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?

Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.

Педагог: Молодцы. Это уже второй подарок весны - звонкие ручейки, лужицы. Пойдемте искать следующий подарок? (ответ детей). .

Подвижная игра «Кого разбудила весна».

(слайд № 3)

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» дети имитируют движения животных и птиц.

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что?

Дети: Подснежник.

(слайд № 4)

Педагог: Анжелика, прочитай нам стихотворение «Подснежник".

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Педагог: Какие красивые цветы. Может, нарвем себе подснежников?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нельзя нарвать, ведь так хочется?

Дети: Они завянут. Исчезнут если их рвать. … .

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.

Дети: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, … .

Педагог: Давайте присядем на полянку. Мы с ребятами выучили загадки про весенние цветы. Если вы отгадаете, то они появятся на нашем волшебном экране.

(слайд № 5)

1. То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел! (ОДУВАНЧИК)

2. Смотрит солнышко – росток

Не травинка, не листок,

Появился самый первый

Желтый маленький цветок. (МАТЬ – И – МАЧЕХА)

3. Замечательный цветок,

Яркий словно огонек.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный …. (ТЮЛЬПАН)

4. Есть у весеннего цветка

Примета, чтоб не ошибиться:

Листик - как у чеснока

А корона – как у принца. (НАРЦИСС)

Педагог: Дети, как мы одним словом назовем эти цветы?

Дети: Первоцветы.

Педагог: Почему их так называют?

Дети: Потому что они появляются и цветут первыми.

Педагог: Правильно. И это еще один подарок от весны – цветы-первоцветы.

Ваши глаза устали смотреть на экран, я предлагаю сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко»

Солнышко, солнышко!

В небе свети! Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.

Яркие лучики нам протяни! Руки вперед.

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам попал.

Солнечный лучик песенку пел

Каждый себе на плечо посмотрел, вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой. Закрыть глаза.

Мы же на полянке

Сядем с тобой. Садятся на ковер.

Педагог: Прислушалась весна, чего не хватает. Как-то тихо вокруг. И тут же приготовила следующий подарок. Как вы думаете какой?

Дети: Птицы прилетели.

(слайд № 6) .

Педагог: Откуда птицы прилетели?

Дети: С юга. Из теплых стран.

Педагог: Зачем они вернулись, ведь там так хорошо, тепло?

Дети: Они вернулись домой. Будут строить гнёзда, и высиживать птенцов.

Педагог: Какие птицы к нам возвращаются первыми?

Дети: Грачи. Жаворонки. Скворцы.

Дидактическая игра «Узнай по голосу!

Педагог: Сейчас мы поиграем в игру. Вам надо будет узнать по голосу птицу. Показать карточку с ее изображением и назвать эту птицу. Если вы правильно отгадаете, то она появиться на экране.

(слайды № 7, 8, 9)

Педагог: Молодцы. Я для вас приготовила еще одну игру

Физкультминутка – игра «Прилетели птицы».

Правила игры: Послушайте-ка правила игры. Я называю птиц и насекомых. Если назову птицу, то вы должны будете помахать руками, изображая птицу; если насекомых, то присесть и положить голову набок, показав, что насекомые зимой отдыхают.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пчелы, снегири.

Прилетели птицы: голуби, муравьи, воробьи, вороны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, снегири, кузнечики.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какой следующий подарок весна приготовила?

Дети: Появляются листья на деревьях .

(слайд № 10)

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла. Мы тоже с вами начали делать весне подарок, но еще не закончили. Давайте его сегодня закончим и подарим весне, ведь она от нас скоро уйдет.

(Ответ детей)

Подойдите к столам. Там лежат наши картины и недостающие детали к ней их надо приклеить на свои места.

Коллективная аппликация из готовых форм «Подарок весне»

(слайд № 11)

Итог занятия:

Педагог: Ребята, вы молодцы, все очень старались. Вам понравилось наша прогулка по весне. Какие же подарки весна приносит с собой (солнце, ручейки, первые цветы, прилет птиц, появление травы, листьев на деревьях). (слайд № 12)


Конспект НОД в средней группе «Весна»

Воспитатель: Новикова И.Г.
МАУДО «Детский сад №7» СП №1,
Г. Ялуторовск, 2017г.Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне;
Расширять и активизировать словарь по теме;
Формировать способность детей работать в коллективе;

Оборудование:

иллюстрации на тему весна, письмо с загадками, игра «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие заглянуло солнышко. Какое оно?
Дети: Весёлое, лучистое, желтое, весеннее
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, как солнышко нам, подарим друг другу хорошее настроение. Ребята, очень долго длилась зима с морозами, сильными ветрами, снегом, серым, хмурым небом. Нам всем приходилось одевать теплую одежду (теплые куртки, шубы, шапки, зимние сапоги, валенки).
Но в природе все идет своим чередом, и на смену суровой зиме приходит новое время года. А как оно называется, вы сейчас сами попробуете догадаться. (Взять конверт.)
Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
Вам загадки отгадать!
Воспитатель: Давайте откроем конверт и отгадаем загадки:

В синем небе алый мяч,
Он светел и горяч. (Солнце.)

Белая морковка
Зимой растёт,
А как солнышко пригреет,
Горько слёзы льёт. (Сосулька.)

Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)

На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)

Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)

У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Правильно ребята, это весна. Посмотрите на эти иллюстрации и расскажите, что на них нарисовано. Какое время года на этой картинке?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что на ней видим?
Дети: Много снега, дети катаются на санках, деревья в снегу, дети тепло одеты и т.д.
Воспитатель: Назовите, что за время года нарисовано на второй картинке?
Дети: Весна.
Воспитатель: По каким предметам вы догадались, что это весна?
Дети: Солнце светит ярко, сосульки, ручейки, проталины, птицы прилетели и т.д.
Воспитатель: Давайте подарим весне красивые слова. Какая весна?
Дети: Теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная.

Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек» . Посмотрите у меня мешочек, да в нём что – то лежит! Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной картинке и называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние - на весну. (Дети по очереди подходят, берут маленькую картинку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года.)
Воспитатель: Ребята, назовите, ещё раз, приметы весны.
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, дети и взрослые надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: После какого времени года начинается весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Воспитатель: Ребята, а зима и весна похожи друг на друга?
Дети: Нет.
Игра «Скажи наоборот».
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Воспитатель: С какого месяца начинается весна?
Дети: Весна начинается с марта месяца.
Воспитатель: А сколько месяцев у весны? Назовите их.
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
Воспитатель: Как, вы думаете, почему в народе так называли весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой ветер весной?
Дети: Теплый, свежий.
Воспитатель: А какое весеннее небо?
Дети: Ясное, яркое, высокое, чистое.
Воспитатель: А какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Из теплых краев возвращаются птицы (Демонстрация картин с птицами). На деревьях набухают почки. (Демонстрируется веточка вербы с почками.). Лопаются почки и растут зеленые листочки. Появляется зеленая травка, первые цветы – подснежники. Люди одеваются в легкую одежду.

Физкультминутка:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Воспитатель: Дети, как вы, думаете, кто к нам приносит весну?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Конечно, солнышко. Солнышко помогло появиться ручьям, звонкой капели, почкам на деревьях, первой травке, первым листочкам.
Самый главный признак весны – ласковое весеннее солнце, которое ярко светит и согревает землю.
Воспитатель: А какое у вас настроение, когда нет солнышка?
Дети: Грустное, плохое, печальное.
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда грустные. А какое настроение, когда светит солнышко?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: Покажите, какие вы, когда веселые.
В русских народных потешках говорили:
Весна, весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
У всех много забот весной. Птицы строят гнезда, высиживают птенцов. Звери заботятся о своем потомстве. И у человека весной горячая пора. Поле надо вспахать, пшеницу посеять. Огороды засадить овощами. И все надо сделать в свое время. Недаром говорится в народе «Весенний день-год кормит».
Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне. Показать руками цветок.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питанье Движение пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки. Ладони вниз, тыльной стороной
Друг к другу, пальцы развести.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?
Дети: О весне.
Воспитатель: Какие приметы весны вы запомнили?
Дети: Солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, сосульки свисают с крыш, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, люди надели легкую одежду, дует теплый ветер.
Воспитатель: Все сегодня старались. Молодцы.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей 4-5 лет (воспитанников средней группы) по теме «Что мы знаем о весне?!». Данная работа будет полезной воспитателям средней группы. Вашему вниманию предлагается конспект совместной образовательной деятельности, где происходит формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства).

Для детей средней группы на тему «Что мы знаем о весне?!»
Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Цель: формирование осознанного познавательного интереса к природе через смысловое восприятие и понимание шедевров мировой классики (словесного, музыкального, изобразительного искусства)

Задачи.
Образовательные:

Учить детей подбирать нужные характеристики музыкальным и изобразительным образам;
-формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
- учить запоминать и выразительно рассказывать стихотворение, выполняя соответствующие тексту движения;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
- обобщить знания о весне, о признаках наступления весны в природе.
Развивающие:
- развивать импровизационные способности;


- развивать слуховое внимание, память, мышление, понимание смысловой стороны текста (восприятие), воображение;
- развивать связную речь при анализе музыкальных впечатлений;
-развивать воображение и творческую активность.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и положительное отношение к музыкально-импровизационной и продуктивно-художественной деятельности;
-воспитывать звуковую культуру речи, умение использовать достаточную громкость голоса, необходимый темп речи и различные интонационные средства выразительности;
-воспитывать умение соблюдать правила игры, дружелюбие, умение согласованно действовать в группе;
- воспитывать положительное отношение к познанию особенностей окружающей природы.
Методические приемы:
- создание положительной мотивации к деятельности;
- опора на знакомый материал;
- соблюдение преемственности с предыдущим и последующим материалом;
- использование ИКТ;
-художественное слово;
- стимулирование и познавательной речевой активности;
- рефлексия («взгляд назад» и элементарный анализ своих достижений)
Формы организации:
- малоподвижная игра с речевым сопровождением;
- беседа, чтение стихотворений
рассматривание картин;
- слушание высокохудожественной классической музыки;
- музыкально-творческая импровизационная деятельность
- совместно-индивидуальная коллективная работа;
- художественно-эстетическая деятельность в семье.
ППРС: фонограммы «Весна» Г. В. Свиридова, «Голоса птиц. Грачи», «Апрель. Подснежник» П.И. Чайковского, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, мультимедийная презентация, ленты, цветы, веточки для импровизации спрятанные на «весенней полянке» (задекорированный батут) под «снежным покрывалом» (белая ткань), ноутбук, мультимедийный проектор, экран, изобразительный материал: гуашь, кисти, пластилин, доски для лепки, незаконченное панно-весенний пейзаж.

Предварительная работа: наблюдения в природе; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа; разучивание стихов о весне; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; лепка и аппликация весенних цветов.

Ход НОД
1 этап. Мотивационный.
Воспитатель:
- Дети, не так давно мы с вами беседовали о Дне космонавтики. Помните? О чем мы говорили?
Дети:

Мы говорили о космонавтах, звёздах, ракетах… Однажды на Луне родился необычный малыш. Как зовут этого сказочного героя? Правильно, Лунтик! Мы мультфильм про него смотрели! И случилось так, что он попал на Землю и сегодня он у нас в гостях! Посмотрите на экран, вот он!

Поздоровайтесь с ним! Ребята, Лунтик сказал мне, что он слышал на Земле весна и ему стало грустно от того, что он не знает, что такое весна и какая она… А вы знаете, что происходит с природой весной у нас на Земле? Вы хотели бы помочь Лунтику рассказать о весне?
2 этап. Ориентировочный.
Воспитатель:
-Давайте сядем в круг и подумаем, как же нам рассказать Лунтику о весне? Что нужно сделать? Предлагайте, а я буду записывать все ваши предложения.
Дети:
- Взять его с собой на прогулку, рассмотреть картины о весне, послушать весеннюю музыку, станцевать весенний танец, нарисовать весну, прочитать стихи о весне!.....
Воспитатель: - Молодцы! Сколько предложений! Я всё это записала, чтобы не забыть!
- А для начала, давайте с ним поиграем и повеселим его! Раз, два, три, кружочек собери!
Проводится хороводная игра «Весеннее солнце».
Солнце, солнце, выходи. (Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)
И всю землю освети! (Идут по кругу)
Чтоб весна скорей настала, (Останавливаются и опускают руки)
Чтобы нам теплее стало, (Перекрещивают руки на груди и потирают плечи)
Чтоб капели звонко пели, (Имитируют движение капель)
Чтоб весной ручьи звенели, (Волнообразно двигают руками)
Чтоб цветочки распускались, (Поднимают руки над головой, опускают через стороны до уровня плеч, ладони вверх)
С юга птицы возвращались. (Взмахивают руками)
Солнце, солнце, землю грей! (Хлопки на каждое слово)
Пусть весна придёт скорей!

3 этап. Исполнительский

А) Блок «Живопись».
Звучит фонограмма «Голоса птиц. Грачи».
Воспитатель:
Слышите, ребята? Кто это нас приветствует?
Дети:
- Это грачи.
Воспитатель:
- Правильно. Да вот же они на картине «Грачи прилетели».
Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Появляется на экране картина «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Воспитатель:

Дети:
- Грачи прилетели, снег тает.
Воспитатель:
- Да дети, художник изобразил, как на березы опустилась стая грачей, они шумят и радуются, вернувшись в свои гнезда.
- Обратите внимание, каким стал снег?
- Он потемнел, стал серым, грязноватым, местами подтаял, и разлилась большая лужа.
Звучит фонограмма «Весна» Г. В. Свиридова.
Воспитатель:
- Ах, послушайте, какая нежная весенняя музыка. Наверное, сейчас произойдет что-то прекрасное, весеннее. Как вы думаете, что же происходит после того, как сходит снег?
Дети:
- Распускаются цветы.
Воспитатель:
- Какие же цветы распускаются первыми?
Дети:
- Подснежники.
Воспитатель:
- А почему эти цветы так называются?
Дети:
- Потому что они первыми появляются из-под снега.

На экране появляется картина «Подснежники» А.М. Грицая.

Воспитатель:
- А эта картина называется "Подснежники".
- И правда! Среди тонких осинок из - под прошлогодней травы появились нежные, хрупкие, голубенькие подснежники. И в темном, голом лесу сразу повеяло весной.
-Ребята, что происходит весной с деревьями?
Дети:
-Набухают почки, появляются листочки.
Воспитатель:
- А какого цвета небо изобразил художник?
- Да, оно нежно - голубое.

Воспитатель:
- Ребята, весной оживает природа, пригревает солнышко, тает снег, прилетают птицы, они щебечут и поют, радуясь весеннему теплу, начинает пробиваться травка, появляются первые цветы.
- Мы с вами это все увидели на картинах. Давайте вспомним, как называются картины, которые мы показали нашему другу Лунтику?
Дети перечисляют картин, ("Грачи прилетели", "Подснежники").

Б) Блок «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- Ребята, мне так понравилась эта картина, на которой были изображены подснежники! А давайте мы сейчас с вами послушаем музыку, которая так и называется «Подснежник». Присаживайтесь на ковёр.

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Музыкальный руководитель комментирует музыку стихами С.Маршака:
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Музыкальный руководитель:
-Вам понравилась эта музыка? А какая она?
Дети:
- Нежная, танцевальная, кружащаяся.
Музыкальный руководитель:
- А какое настроение передаёт эта мелодия?
Дети:
- Радостное!
Музыкальный руководитель:
- Написал ее для нас композитор Петр Ильич Чайковский. Когда мы слышим эту мелодию, то у нас возникает радостное, светлое, весеннее настроение. Кто бы из вас хотел в танце показать, как наступает весна?
- Смотрите, что есть на нашей весенней полянке? (Разложены ленты, цветы, веточки). Выбирайте, что вам нравится, и станцуйте для нашего гостя танец весны!
Дети выбирают атрибуты для танца (веточки, ленты, цветы) и исполняют танцевальную импровизацию «Приход весны».
Музыкальный руководитель:
- Я думаю, что Лунтик с удовольствием посмотрел ваш танец! А какую еще музыку о весне вы знаете?
Дети:

- «Песня жаворонка»!

Музыкальный руководитель:
- Послушаем ее вместе с нашим гостем.
Звучит небольшой отрывок «Песни жаворонка» П. И. Чайковского с комментированием музыкального руководителя, побуждающим фантазию детей.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, а кто хочет показать танец весёлых весенних птиц? Покажем нашему другу, как веселятся птички, радуясь весне.
Дети исполняют танцевальную импровизацию «Весенние птицы».
Музыкальный руководитель:
-Молодцы! Ваши птички были весёлые, они радовались весеннему теплу и солнышку! Вот мы и познакомили нашего друга с весенней музыкой.

Обращает внимание детей на экран.

Посмотрите, мне кажется, что Лунтик улыбается нам! Он теперь знает, что весна бывает нежной, красивой! Именно поэтому весенняя музыка передаёт нежное, светлое, радостное настроение!

в) Блок «Поэзия»
Воспитатель:
-Весна несет всем людям радость жизни, творчества. Композиторы сочиняют, что?
Дети:
-Музыку.
Воспитатель:
Художники пишут?
Дети:
- Картины.
Воспитатель:
- А поэты сочиняют.
Дети:
- Стихи.
Давайте вспомним стихотворения о весне.
Дети:
Дети читают стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталинки на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Дети читают стихотворение А. Плещеева «Весна»:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Дети читают стихотворение А. Плещеева "Травка зеленеет.."
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
Воспитатель:
- Молодцы! Вы очень красиво, красочно рассказали Лунтику о весне!

Г) Блок «Продуктивная деятельность»
Воспитатель:
- А как же сделать так, что бы Лунтик не забыл наш рассказ о весне?
Дети:
- Сделать ему подарок на память!
Воспитатель:
- Правильно! Давайте сделаем подарок для нашего гостя, чтобы он смог рассказать о весне своим друзьям.
Воспитатель:
- А вы помните, что мы с вами начали рисовать весеннюю картину? Вот же она. (Подводит детей к столу, на котором лежит незаконченное панно).
- Давайте представим, что мы великие художники весны. Что мы с вами хотели изобразить на нашей полянке, чтобы тут стало по-весеннему тепло и весело?
Дети:
- Солнышко, облака, травку, листики, цветы.
Воспитатель:
- Все необходимое у нас уже приготовлено, выбирайте кто, что будет делать и занимайте места.
(Звучит музыка, дети выполняют работу).

Что еще почитать