Тема: « Пришла весна».
Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима – весна. Развивающая. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать у детей умение видеть простейшие причинно – следственные связи и закономерности. А также развивать творческие способности воспитанников. Воспитательная. Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру. Оборудование. Солнышко, тучки,подснежник, цветок с загадками – из воздушных шариков; силуэты птичек, шапочки – маски птиц; проталинки; краски; стаканчики с водой; плакаты: ранняя и поздняя весна, девушка Весна; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского « Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; воздушный шар наполненный гелием; письмо. Предварительная работа: проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.Ход занятия:
«Здравствуйте дорогие ребята!
Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. За ранее спасибо ваша Весна.
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы помочь Весне? Дети: Да, готовы. Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. – Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Ребята вместе с воспитателем проходят в группу и оказываются в заколдованном лесу.) Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. – Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу? Дети: Зима. Воспитатель: А кто должен прийти после Зимы? Дети: Весна. Воспитатель: Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
–Что такое? Мухи, говорите? Насекомые? Прекрасно: правильно вы сказали, игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
– Что такое? Почему остановились? Дети: Куницы – это животные, а не птицы. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте дальше.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Макароны не птицы? А что же это такое? Дети: Их используют в пищу. Воспитатель: Игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки
–Что, не нравятся болтики? Уберём. Гаечки, кукушки. – А теперь, что вы сигналите? Ах, гаечки не птичке? Позвольте одно штрафное очко вам добавить.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки …
–Ну что вы сигналите? Не «плюшки» – я сказала совы – сплюшки.Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть. А теперь снимайте шапочки – маски. (Пока дети снимают шапочки – маски, педагог вносит разноцветный цветок, на котором приклеены загадки о весне.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали уже много. Чтобы Весна смогла прийти к нам, осталось выполнить самое последнее задание. Нам необходимо перечислить приметы Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. И мы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.
(В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса») Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза: Раз, два, три, четыре, пять! Все, кто погулял, Оглянитесь, повернитесь В группе вместе очутитесь!Времена года для детей: весна
Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с малышами откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей! А также станем экспериментаторами и творцами, поиграем с весенними словами и посмотрим познавательное видео. А еще — превратимся в разведчиков весны и ее помощников!
В этой статье Вы найдете материалы для игр, проектов, занятий с детьми по теме «Времена года. Весна»:
Утром, выйдя на улицу по дороге в детский сад, в школу, на прогулку поиграйте с ребенком в разведчиков весны. «Разведчики» в нашей игре должны быть очень внимательными и замечать всё вокруг. Задача – найти как можно больше примет весны в окружающем мире.
Вариант 1. Вы с ребенком по очереди называете приметы весны, которые видите вокруг себя. Побеждает тот, кто назвал последним. Условие для взрослых – взрослый всегда в этой игре называет самые сложные, на первый взгляд невидимые признаки весны или же те признаки, на которые малыш пока внимания не обращает. Например, солнце стало раньше вставать. Или на лужах теперь нет льда. Или: на снегу образовалась тоненькая корочка наста.
Вариант 2. Дается 1 минута чтобы найти как можно больше признаков весны. При этом все игроки молчат и только наблюдают. Если играете на площадке, то дайте возможность ребенку побегать, потрогать, всё обследовать во время этой минутки. После этого каждый рассказывает о том, что увидел. Кто был самый внимательный и кто назвал больше признаков весны – тот сегодня «главный разведчик весны».
Современным городским детям трудно увидеть половодье. Но у нас есть замечательный мультфильм «Дедушка Мазай и зайцы» по мотивам произведения Н. Некрасова, в котором малыши могут увидеть это явление.
Ваш ребенок или дети могут спросить, почему весна не приходит сразу, почему так медленно изменяется природа? Ответьте им стихотворением Ф.И. Тютчева о споре зимы и весны. Весна приходит незаметно, чтобы зима ее не прогнала со двора! Ведь Зима не сразу пускает весну, метет метелями, засыпает ее снегом.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Посмотрите с малышом мультфильм «Веснянка» о споре зимы и весны и о том, как как злая Баба Вьюга не пускала молодую весну в лес.
А теперь давайте поиграем с весенними словами.
Отгадывая эти весенние загадки малыш научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.
Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов.
Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка или группу детей подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.
Примерный словарь для игры:
Весна какая? Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Солнышко какое? Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите малышам помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым они будут очень рады!!! Обычно такая игра вызывает столь бурную речевую активность наших маленьких помощников весны, что приходится делать огрооооомный сугробище, чтобы всем хватило снега. А когда снег тает, что получается? Ручьи! Вот о них мы и будем говорить в этой игре.
Примерный словарь для игры.
Весенние ручьи что делают? Бегут, журчат, звенят, шумят, сливаются в речку.
Какие ручьи? Бурливые, бурные, бурлящие, быстрые, звонкие, веселые, говорливые, журчащие, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние.
Земля весной какая? Влажная, сырая, холодная, плотная, рыхлая, мокрая.
Если Вы хотите провести этот вариант игры с группой детей, то очень рекомендую использовать пластиковую массу UHU для прикрепления к доске рисунков. Эта пластиковая масса похожа на пластилин белого цвета. Она рассчитана на многоразовое применение, т.е. можно прикрепить картинку, а затем снова ее открепить, и на листе не останется ни следов, ни пятен.
Предлжите малышу сказать наоборот:
Выберите из этих пауз-физкультминуток о весне те, которые Вам больше понравятся и принесут радость Вашему ребенку! И поиграйте с малышом, подвигайтесь под эти ритмичные стишки!
К сожалению, я не знаю авторов многих из этих строчек. Если Вы знаете – подскажите мне, пожалуйста, в комментариях к статье. Ведь для автора всегда очень важно, что его знают и помнят и ему благодарны за его творчество. Тогда я впишу фамилии авторов в текст.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
(повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна:
(потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил
(вращение головой)
Наклонялся взад, вперед
(наклоны)
Вот он по лесу идет
(ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки,
(наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся)
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Ты - ромашка, я - вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы - ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы - резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два - вперед нагнуться! (Наклоны вперед)
Три, четыре - быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два - назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте)
Стали бегать и скакать!
Как поиграть в эту интереснейшую народную игру для детей и как ее использовать для физкультминутки или веселой зарядки подробно описано в статье . Там же Вы найдете слова к игре и музыкальную аудиозапись.
Что может увидеть воробей и что будут движением показывать дети? Как бежит ручей, как растаял снег, как летит скворец, как поет капель, как идет весна, как сажают лён и многое другое, что Вы придумаете в совместном творчестве с детьми.
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу)
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней,за долиной
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).
Возьмите маленькое зеркало и начните пускать солнечные зайчики. Можно это делать как на улице, так и дома в солнечную погоду. Ведущий берет зеркальце в руки и пускает зайчиков. Дети в это время изображают солнечных зайчиков. Читает стихотворение:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе (дети манят пальчиками зайчиков).
Вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей,
Убежал на потолок.
«Лови зайчика!» – по этой команде малыш пытается поймать зайчика, бегает за ним, а зайчик убегает. Если удалось поймать зайчика, то ребенок становится ведущим.
Для этой подвижной разминки подходит и другое стихотворение.
Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)
Вот мы и познакомились с весной. А теперь – задание посложнее. Это задание по картинкам. В большом размере для показа детям все картинки из этой статьи вы можете скачать или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел фотографии, альбом «Весна»).
Попросите ребенка внимательно рассмотреть 4 картинки и найти на них весну. Попросите его доказать Вам, что это действительно весна. Можете сделать преднамеренную ошибку и показать малышу неправильную картинку. Пусть он докажет, что Вы не правы, а Вы похвалите его за внимательность! Дети очень любят исправлять взрослых, так давайте же дадим им возможность почувствовать себя знающими и компетентными!
Попросите назвать и найти на картинке время года, которое идет до весны? Наступит после весны?
А теперь предложите ребенку рассмотреть еще одну картинку и найти на ней признаки весны.
Загадка – это гимнастика ума для маленьких детей. Ведь из текста загадки нужно выделить существенные признаки и по ним сделать вывод. А еще нужно доказать свое мнение!
Выберите из представленных ниже весенних загадок те, которые подходят Вашему ребенку по возрасту. Прочитайте загадку и попросите малыша догадаться, что это? Попросите его доказать свое мнение. Можете сказать неправильную отгадку – пусть он докажет, что это не так! Это научит малыша отстаивать свое мнение, аргументировать свои ответы.
Загадка 1. Прочитайте малышу загадку и попросите назвать как можно больше признаков весны, которые он услышал в этой загадке. Можно перечитать загадку еще один раз, чтобы малыш смог внимательнее ее послушать и запомнить. Можно зарисовать те признаки, о которых говорится в этой загадке простыми рисунками – пиктограммами и по ним составить рассказ о весне.
Светает рано по утрам.
Весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает? (Весна)
Загадка 2.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной).
А почему ты решил, что весной, ведь снег бывает и зимой тает? (потому что день прибывает весной, лужок просыпается и оживает тоже только весной, а не зимой)
Загадка 3.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна)!
О каких приметах весны говорится в загадке?
Загадка 4.
Она пришла с лаской
И со своей сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет! (Весна).
Как ты догадался, что это весна?
Загадка 5.
Под крышей гвоздь висит.
Солнце припечет – гвоздь упадет (Сосулька).
Чем сосулька похожа на гвоздь? Почему в загадке сказано «солнце припечет – гвоздь упадет»?
Загадка 6.
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник).
Как ласково называется земля в этой загадке? Землица! Что такой проталинка? Почему подснежник так называют – «под-снежник». Под-снегом! Это первый цветок, который появляется из-под снега весной.
Загадка 7.
Бегу я, как по лесенке,
По камешкам звеня!
Издалека по песенке
Узнаете меня! (Ручеек)
Загадка 8.
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).
Как весна одевает деревья? Почему в загадке говорится, что весна «движения полна»? Что за движение происходит весной? (Бегут ручьи,растут почки и листочки, просыпаются звери и насекомые и выходят из своих зимних укрытий, идет ледоход)
Загадка 9.
Белый, по реке идет,
А не теплоход.
Почему в этой загадке лед сравнивается с теплоходом? Чем он похож на теплоход (он белый, идет по реке)
Что еще может идти? (Часы идут, время идет, мальчик идет, автобус идет, собака идет)
А теперь давайте снова отдохнем и поиграем с пальчиками
Пальчиковая гимнастика 1. Пришла весна!
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)
А из под старой травки
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)
Пальчиковая гимнастика 2. Капель
Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.)
Почему так говорят?
А в заключении статьи я хочу представить Вам замечательный ролик для детей о весне. В этом интересном и добром ролике дети познакомятся с природой весной и увидят тех птичек, которые прилетают в наши парки и леса весной.
Вот и закончился наш разговор о таком замечетальном времени года — о весне ! Желаю Вам новых открытий, интересного общения с детьми и весеннего настроения!
Речевые игры и интересные задания по теме «Времена года. Весна» для детей 3-4 лет Вы найдете в статье
11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей.
Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Развивающие игры и занятия на тему весна для детей дошкольного возраста способствуют формированию у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.
Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.
Подходит в помощь педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.
Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
А теперь всё ниже, ниже.
Оседает, оседает,
А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
Растопить весь снег сумеет.
Побегут ручьи везде.
Всё окажется в воде.
Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
Пробудились ото сна.
Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)
Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстаяния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.
Слушаем стихи и выполняем различные движения
Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)
И снежок повсюду тает.
Холода кончаются,
Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)
Хоть теперь везде вода,
Скажем: "Это не беда!"
Всё равно пойдем гулять.
Будем лужи измерять. (Идём на месте)
Как широки эти лужи!
Где же лужицы поуже?
Много-много луж больших.
Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)
На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.
К нам весна-красна идёт!
Тает, тает в речке лёд.
Всё теплей, теплей погода
До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
Что шумит там, вдалеке?
Что случилось на реке?
Лёд трещит, ломается.
Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
Льдины по реке поплыли.
О зиме они забыли
И на помощь не зовут.
Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.
Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.
Дождик капает немножко
И на ручки, и на ножки.
На головку - кап-кап!
И на ушки - кап-кап!
Нам на щёчки - кап-кап!
И на носик - кап-кап!
Нам на плечи - кап-кап!
И на грудь нам - кап-кап!
На животик - кап-кап!
На коленки - кап-кап!
Намочил он нас водой.
Что за дождик озорной!
Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик ". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался! ". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик! " дети продолжают резвиться.
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Видим мы подснежники -
Маленькие нежные.
Из под снега вырастают, (Приседаем)
Нам головками кивают. (Киваем головой)
Дунул ветер на цветочки. (Показываем)
Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)
Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)
Выше голову держите. (Поднимаем голову)
Из-за тучки солнце выйдет -
Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)
Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)
И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)
Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок ). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
Птички с юга прилетели, (Машем руками)
И на поле они сели. (Приседаем)
Стали бегать и скакать,
Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)
Птички зёрна отыскали,
Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)
Птички зёрнышек поели,
Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)
Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День ", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь ", все должны замереть (заснуть ). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День ". Игра продолжается.
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
На деревьях зреют почки.
Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
Ветер дует, задувает,
Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)
Солнце веточки нагреет.
Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
Вдруг раскроются все почки,
И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)
Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Совсем маленькому малышу может быть не просто понять - что же это такое "весна", и, если быть до конца честным, то понятие "весна", как время года, он полностью осознает где-то после 3-х лет.
Но какие-то весенние признаки по-отдельности ребенок вполне может осознать и в 2 года. А поможет ему в этом развивающее занятие "Весна", которое можно растянуть на целую тематическую недельку.
Ну а теперь, начинаем радоваться весеннему солнышку!
Если день солнечный, подойдите с малышом к окну, найдите солнце и поговорите о нем: какое оно теплое, светлое, как оно согревает все на земле, как оно помогает расти цветам, деревьям и деткам. Сообщите, что солнышко у нас теперь весеннее и ласковое, потому что наступила весна!
Давайте вместе с малышом споем и станцуем песенку нашего детства… Помните? Солнышко лучистое, улыбнулось весело, потому что мамочке мы пропели песенку .
«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку » - стучим пальчиками по ладошке.
«Через лужи я скачу» - раскладываем на полу "лужи"- подушечки, книжки, листы бумаги. Начинаем перешагивать и перепрыгивать через лужи.
«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» - делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки. Надев «сапожки» - начинаем ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).
Под эту песенку можно просто потанцевать, побегать или придумать инсценировку с зонтиком.
Развиваем память.
Для начала «погрузитесь» с малышом в тему растений весной:
Можно просмотреть отрывки из презентаций о весне (по ссылкам - презентация для малышей до 2,5 лет , презентация посложней для детей старше 2,5 лет).
Можно выглянуть в окно или выйти во двор – если весна уже успела порадовать вас первыми листочками и цветочками. И обсудить с ребенком то, как изменились растения (зазеленели, выросли, появились листочки, травка, распустились цветы).
Можно специально для занятий принести в дом первые дары весны (веточки, листики, травинки, цветы), все это сложить в коробочку и накрыть платочком, а прямо перед началом занятия случайно обнаружить «клад» - и уж конечно же все пощупать, потрогать и обо всем рассказать.
После того как тема раскрыта – устраиваем свою персональную весну. Пускай набухают почки на ветвях деревьев – прикрепляем комочки зеленого теста для лепки на картинку:
После этого сообщаем малышу, что наши почки пригрело ласковое солнышко, и листочки очень просятся распуститься! Поможем им! Надавливаем на комочки теста пальчиком и тянем его в стороны - размазываем "почки", превращая их в листочки! (Отрабатываем технику «размазывания» теста):
Если малыш еще мал и такая премудрость ему еще не по плечу – то можно просто наклеить комочки теста на ветки – и зеленые листочки готовы!
Теперь пришла очередь цветов! Отыскиваем их под землей/под снегом:
(Если у вас будет "снег" - то можно использовать манку - она на него так похожа. Но если вы просто помогаете цветочкам "прорастать из-под земли" - тогда можно и просто крупу использовать).
А теперь раскладываем цветы по клумбам! Каждому цветочку своя!
Чтобы расти всем цветочкам нужно не только солнышко, но и дождик! Включаем песенку, берем музыкальные инструменты - две ложки (можно железные, можно деревянные). Слушаем песенку и подыгрываем дождику на ложках.
Сделаем для каждого цветочка братика или сестричку! Нужно выбрать и наклеить комочек теста для лепки нужного цвета.
Задание попроще:
Задание посложнее:
Выбирая для цветочков нужный цвет теста и прикрепляя его, малыш развивает пальчики, логику, внимание, усидчивость. Конечно интереснее будет, если карточек с цветочками будет несколько.
Уф! Устали! Давайте потанцуем, ведь впереди еще много игр.
Включаем замечательную песенку про весну Екатерины Железновой (найти ее можно по этой ссылке) , выполняем движения по смыслу песни.
Стучатся погромче дятлы, Синички стали петь, | Машем крылышками, как птички, бежим по кругу. |
Встает пораньше солнце И землю стало греть. | Изображаем солнышко - ноги на ширине плеч, руки в стороны, пальчики растопырены. Переступаем с ноги на ногу как мишки. |
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок. | Бегаем по комнате, пританцовывая. |
А из под старой травки Уже глядит цветок. | Киваем головой из стороны в сторону. |
Раскрылся колокольчик В тени, там где сосна | Показываем ладошками "Колокольчик" (руки складываем чашеобразно), покачиваемся из стороны в сторону. |
Динь-динь звенит тихонько, Динь-динь пришла весна! | Хлопаем в ладоши, пританцовывая. |
Развиваем внимание и сенсорику.
Еще одно задание с цветами. Есть два варианта – выбирайте любой или оба по очереди .
Вариант 1 – развиваем внимание - найди для каждого цветочка серединку:
Вариант 2 – развиваем логику и сенсорику.
Найди лепесточек для цветочка:
Все четыре цветочка белые, но все отличаются. Найди каждому цветочку лепесточек.
Для цветов использованы материалы : белая мягкая ткань, белая бумажная салфетка, белая писчая бумага, белый ватный диск.
В принципе можно эксперементировать и с другими цветами, и с другими материалами.
Ну и в конце - можно из обыкновенной веточки сделать очень красивую, цветущую, по-настоящему весеннюю. Берем веточку дерева, прикрепляем к ней листочки и цветочки. Листочки у нас из теста для лепки, цветочки из бумаги, а клеем мы их с помощью цветного теста.
Веточку лучше найти потолще – так будет проще детским пальчикам.
На этом второй день тематической недельки-занятия "Весна" заканчивается.
Впереди еще один коспект, посвященный животным и птицам весной! Оставайтесь с нами!
А вы уже встречаете весну? Расскажите о том, как вы это делаете в комментариях! Очень интересно!
Перед вами - последний день тематической недельки, посвященной весне.
Предыдущие дни, вы сможете найти здесь: день 1 , день 2 .
"Животные весной" - непростая тема для детей от 2 до 3 лет - в этом возрасте не все дети смогут хорошо усвоить подобную информацию.
Поэтому на занятии мы лишь слегка прикоснемся к теме животного мира весной и попробуем коснуться только самых главных идей.
Но все равно, будет весело и полезно! Обещаю! Итак...
Для «погружения» в тему предлагаю посмотреть вторую часть презентации «Весна» (в папке с презентацией вы найдете два файла; вам нужно будет открыть второй файл – он посвящен животным и птицам весной).
Текст презентации рассчитан для деток старше 2,5. Поэтому с детками помладше можно просто рассматривать картинки (веселые зверики и птички им обязательно понравятся) и комментировать их на ваше усмотрение.
Посмотрев с малышом презентацию, вы соприкоснетесь с темой животного мира весной и познакомите ребенка с самой необходимой информацией.
Будет здорово если дома у вас найдется плюшевый мишка. Устраиваем ему теплую берлогу:
Ну а потом, пусть солнышко из первого дня нашей недельки его разбудит! (Можно взять поделку "солнышко", которую мы делали на занятии 1 и "посветить" им на медвежонка). Просыпайся медведь!
Мишка проснется, потянется и очень удивится! Весна пришла! (выполняем кукольную инсценировку с плюшевым медвежонком). И от радости пойдет плясать! Ну и мы с ним тоже:
Слушаем песенку Железновых "Мишка пляшет" и танцуем.
После песенки выполним мишкину зарядку!
Наступила весна, пригрело солнышко (аж медведь проснулся). Тут и птички прилетели из жарких стран. И у них появились детки!
Сначала раскладываем птичек по росту – первой идет самая большая (папа), поменьше - мама, и так далее:
А затем – ой! Что случилось? Птички свои перышки растеряли!
Выполняем сортировку – раздаем птичкам их перышки!
А теперь птичек можно и покормить. Насыпаем птичкам корм, самой большой птичке нужно много корма, птице поменьше - насыпем поменьше, а малыш ест совсем мало! Ему насыпаем меньше всех!
Подвижная игра «Птицы прилетели».
Программное содержание :
Материал:
Ход занятия
Воспитатель : Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда в группе нашей станет веселей и светлей.
Обращается внимание, что Весна прислала видеописьмо. Предлагается послушать.
Весна . «Дорогие, дети! Волшебница Зима не хочет уступать мне место, спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне. Помогите выбраться, тогда оживет, проснется природа и наступит Весна».
Воспитатель . Ну, что дети, поможем Весне? А как вы думаете, что будет, если не наступит Весна?
Дети. Солнце не будет греть, не растает снег, ручейков не будет, цветам нечего будет пить, не проснутся насекомые, не прилетят птицы, не расцветут цветы.
Воспитатель . Тогда нам пора отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. На чем отправимся?
Дети . На автобусе
Дети рисуют на доске маркером.
1 ребёнок. Прямоугольник я рисую 1, 2, 3, и много линий посмотри.
2 ребёнок. Вот ещё полуовалы - вместе мы нарисовали.
3 ребёнок. И снизу несколько кружков. Ещё рисунок не готов.
В центре линию проводим.
4 ребёнок. Соединяем и вперёд. Автобус в путешествие зовёт.
Воспитатель. Автобус готов, а сейчас:
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
На автобусе помчимся,
На поляне очутимся.
Воспитатель. Вот мы в лесу. Посмотрите, солнышко не светит, сосулек нет, птицы не поют, цветы не распустились. Здесь нет Весны. Посмотрите на экран. Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте присядем и внимательно рассмотрим поры года.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Сколько их? На каждой картинке стоит цифра. Найдите картинку, на которой изображена Весна и назовите цифру. Почему вы так думаете? (зима, лето, осень) Посмотрите на следующие картинки. Найдите здесь Весну и назовите цифру. Почему вы думаете, что это Весна? Весна и Зима очень похожи, их можно перепутать. Давайте расскажем про это и поиграем.
Зимой снег белый, а весной…
Зимой дни холодные, а весной…
Зимой дни короткие, а весной…
Зимой солнце теплое, а весной…
Зимой небо серое, а весной…
Зимой ветер холодный, а весной…
Зимой прохладно, а весной…
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы можете отличить Весну от Зимы. Послушайте звуки Весны и отгадайте, что это? (Запись звуков природы: пение птиц, журчание ручейков, звон капели).
Ребята, слышите, кто-то идёт.
Волк . Солнце в небе ни к чему,
Что за радость не пойму,
Ночь охота для меня,
А посплю при свете дня.
Дети. Здравствуй, Волк. Мы слышали, что ты не любишь солнце.
Волк. Зачем оно мне. Оно мне только мешает.
Воспитатель. Дети, объясните, почему без солнца плохо? (не наступит Весна)
Дети. Без луж, без капели, без сосулек, без ручейков и т.д.
Волк. Да, я не знал, что солнце такой помощник у Весны. Смотрите, что я нашел, когда по лесу бродил (показывает палочки)
Воспитатель. Дети на что они похожи?
Дети. На лучики.
Воспитатель. Давайте с ними поиграем.
Под музыку дети ударяют палочками, бегают по кругу, выкладывают солнышко.
Воспитатель. Посмотрите, у нас получилось солнышко, оно улыбается нам (на экране появляется солнышко). Посмотрите на экран, что вы видите? (Солнышко). Придумайте, как можно больше слов про солнышко.
Дети. Весеннее, ясное, теплое, ласковое, нежное.
Воспитатель. Давайте ощутим ее прикосновение.
Массаж.
Светит яркое весеннее солнышко
И ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный.
По утрам ещё иногда пощипывает мороз.
А все-таки солнышко светит сильнее.
Воспитатель. Спасибо тебе, Волк, за солнышко. До свидания. Мы пойдём дальше искать Весну.
Медведь. Все тропинки исходил
Из ручья воды попил
Где малина, вкусный мед
Мишка толком не поймёт
Воспитатель. Здравствуй, медведь, что ты ищешь?
Медведь. Здравствуйте, дети. Я проснулся. Думал, Весна наступила, а её нет.
Воспитатель. Мы тоже ищем Весну. Хотим ей помочь, Зима её заколдовала, спрятала в лесу. Какой у тебя красивый бочонок!
Медведь . Вот нашел в лесу. Думал, что там мёд, а там какие-то листочки.
Воспитатель. Зима спрятала листочки. Давай же их развесим на деревья. Только они волшебные. Возьмите по 2 листочка. Прежде, чем их повесить, соедините 2 картинки и составьте предложение с этими предметами. Начинать предложение нужно со слов - Весной…
Воспитатель. Дети, что нового появилось на экране? (Деревья и листочки).
Воспитатель . Спасибо тебе, Медведь, за листики. До свидания! (Медведь уходит).
Воспитатель. Листочки на деревьях появились. Ребята, можно сказать, что Весна пришла?
Дети. Нет
Воспитатель. Почему? (Нет насекомых, цветов, птиц)
(Входит зайчик).
Зайчик. Шубка старая на мне,
Не доволен я совсем,
Солнца нет и вокруг
Не зелёный лес и луг.
Дети. Здравствуй, заяц. И ты грустишь без Весны. Мы хотим помочь ей. Ты не встречал Весну?
Зайчик. Чтобы помочь Весне, нужно вернуть птиц в лес.
Воспитатель. Чтобы вернуть птиц, надо вспомнить, какие из них возвращаются из тёплых краёв. Называть будем по очереди и при этом складывать гармошкой вот эти листочки, только очень аккуратно, они нам ещё пригодятся, (дети сидят за столами и складывают листочки цветной бумаги «гармошкой») Молодцы, много птиц вы знаете, а на что похожа гармошка?
Воспитатель. А ещё гармошка похожа на крылья птиц. Давайте сделаем птиц и развесим их на деревьях. Я думаю, что они порадуют Весну. Спасибо тебе, Зайчик, за совет. До свидания. Мы пойдём дальше.
Лисы . Я лисичка хороша,
И поет моя душа,
По лесной тропинке шла,
Себе ленточку нашла.
Дети. Здравствуй, Лиса. Какие яркие у тебя листочки.
Лиса. Я по лесу ходила, цветочки искала, цветы не нашла. Посмотрите, сколько весёлых ярких красок-лучиков собрала. Наверное, их весна оставила.
Воспитатель. Ребята, что Весной голубого цвета? Что зелёного? и т.д. Правильно, у Весны много разных ярких красок. Но чтобы появились цветы, Лисичка, нам нужен дождик.
(дети на ткани имитируют капли дождя)
Стало солнце пригревать,
Стали капельки стучать!
Капля - раз, капля - два,
Капли медленно сперва
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки
Их, попробуй, догони
Воспитатель. Посмотрите, насекомые усики показали, значит, они проснулись и цветы распустились. Посмотри, Лисичка, сколько цветов на поляне. Дождь прошел и на экране появились первые цветочки. (На экране распускаются цветы, воспроизводятся звуки весенней природы). Ребята, какая замечательная весенняя картина у нас получилась. Давайте не будем рвать, они ещё только распустились. А тебе, Лисичка, дети сделают цветочки из ярких ленточек и подарят.
Дети стягивают ленточки, которые превращаются в цветы
Лисичка. Спасибо, ребята. Весну надо позвать. Её всегда звали в гости. Скажите такие волшебные слова:
Весна-красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Весна. Здравствуйте, дети! Я - Весна, к вам в гости пришла. Спасибо, что помогли мне, расколдовали, заставили Зиму уступить мне место. Вы уже знаете, что мой главный помощник - солнышко. Чтобы оно засияло ярко, вытяните лучики и скажите, что вы желаете весной.
Весна. Посмотрите, как ярко засветило солнышко - оно прислало нам своих солнечных зайчиков! Какие они теплые, ласковые. Давайте с ними поиграем. Выходите на полянку.
Дети одевают на пальчики колечки «солнечные зайчики»
Зрительная гимнастика .
Солнечный мой зайчик.
Прыгни на ладошку,
Солнечный мой зайчик,
Маленький, как крошка!
Прыг на носик,
На плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать!
Вот наш заинька устал
Прыг на стену, ускакал
Весна. Ребята, животные тоже готовятся к встрече с Весной. Мы сейчас с вами превратимся в животных, а в каких - сейчас узнаете. Возьмите картинки, подуйте на полосочки бумаги и каждый увидит, в кого он превратится.
Дети дуют на полоски бумаги, открывается картинка животного.
Весна: У меня есть волшебные рукавички, они помогут вам превратиться в животных. Давайте присядем и их наденем. А сейчас лесные звери, расскажите, какие изменения происходят весной у вас.
Весна раздает перчатки, изображающие животных. Дети по очереди от имени своего животного рассказывают.
Весна. Как готовится к встрече с Весной лиса?
Ребенок 1. Я - Лиса. Я начинаю обновлять свою нору, готовлюсь к появлению лисят. Мне нужно найти безопасное место.
Ребенок 2. Я - Волк. Весной в нашем логове рождаются волчата. Целый день бегаю, добываю им пищу и т.д.
Весна. Спасибо, звери. Снимите рукавички и в детей превратитесь. Ребята, мне пора - у меня ещё много дел. На прощание дарю вам цветы, они ещё не распустились, но когда вы придете в группу, они от тепла проснутся, расправят свои лепестки. До свидания!
Воспитатель.
Хорошо в лесу весной, но нам пора домой.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
На автобусе помчимся,
И в группе очутимся.
Воспитатель. Вот мы и в группе. Опустите цветы в воду. Посмотрите, какие замечательные цветы подарила нам Весна.
Е. Шарич, О. Гирявец
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам