Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. "Лицо" или "изнанка"? Основные термины и понятия

План – конспект урока

по технологии

на тему:

«Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей».

Цели урока:

· познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

· развивать пространственное представление, исполнительские умения;

· прививать навыки аккуратности;

· коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, образцы тканей (для определения лицевой и изнаночной сторон), клей, ножницы.

Ход урока

I. Организационный момент.

А) Проверка присутствующих;

Б) Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей).

II Сообщение нового материала (+ П/Р)

Лицевая и изнаночная сторона.

Ткань -текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке.

Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называютосновой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, -утком.

А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…

Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани

· По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.

· По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая.

· По блеску. К примеру атласная ткань.

· Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.

· По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий

· По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы.

Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.

В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.

III Практическая работа

П/Р: определение лицевой и изнаночной стороны

(разд. образцы)

Задание: Определить лицевую и изнаночную стороны в тканях по изученным признакам. Проверка выполненной работы и оценка её качества осуществится в конце урока. Приклеить образцы лицевой и изнаночной сторон в тетрадь.

Свойства тканей (+ П/Р).

К основным свойствам тканей относятся механиче­ские, физические и технологические.

· Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.

Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.

Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.

Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.

· Физические свойства - свойства, направленные на сохра­нение здоровья человека.

Теплозащитные свойства - способность ткани сохра­нять тепло человеческого тела; зависит от со­става, толщины и вида отделки ткани.

Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.

Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.

· Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.

Скольжение - может происходить при раскрое и стачи­вании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.

Осыпаемость - заключается в том, что нити не удержи­ваются по открытым срезам материала и вы­скальзывают, осыпаются, образуя бахрому.

Усадка - уменьшение размеров ткани под действием те­пла и влаги, зависит от состава волокна, строе­ния и отделки.

Закрепление: по карточкам

(Приложение А) – заполнить и вклеить в тетрадь.

IV . Итоги и оценка выполненной работы.

Оценка за урок суммируется с накопленных баллов:

· первая П/Р – 2 балла,

· вторая – 3

Если отвечать на дополнительные вопросы (1 ответ – 1 балл).

16.05.2018

Во-первых, при выборе тканей обязательно нужно обращать внимание на разницу между лицевой и изнаночной сторонами. В основном, выпускаются полотна, которые имеют явные различия между ними. Но бывают и такие, которые выглядят практически одинаково. Для этого необходимо уметь их различать. Рекомендуем выбирать материал для будущего изделия при дневном свете. Вечером, даже если у вас хорошее освещении, невозможно рассмотреть все нюансы и дефекты. Тема - довольно серьезная, и к ней нужно подойти с большой ответственностью. Тем более, если у вас мало опыта.

Определение лица и изнанки ткани

Определение лица материала очень важно, потому что от этого зависит то, как будет выглядеть изделие. И кроме того, облегчает процесс пошива.

Сейчас достаточно большое количество двухлицевых полотен, то есть они одинаковые с обеих сторон. С двусторонними тканями удобно работать. Если вам достался такой материал - это большая удача. Но такое бывает не так часто и нужно уметь различать стороны.

Изнанку и лицо односторонней ткани можно различить по поверхности и по расцветке. Ткани вышивают, наносят рисунки, отбеливают, гладко окрашивают, набивают. В таких случаях легко определить лицо материала, руководствуясь следующими правилами:

  • Полотна отделывают, на них наносят краску, набивают рисунок, опаливают и т.д. Всю работу выполняют с одной стороны полотна. Можете положить ткань на стол так, чтобы было видно сразу две стороны и сравнить их. Та, что более яркая, и будет лицевой в данном случае.
  • Также мы можем попробовать определить на ощупь, когда ткань с вытканным рисунком. При обработке полотна все узелки и нити прячут на внутреннюю сторону. Лицевая сторона будет более приятной и гладкой, а изнаночная - ворсистой. Это правило работает с такими тканями, как жаккард и гипюр.
  • Сатин и атлас имеют специальный рубчик. На внешней стороне он будет направляться снизу вверх примерно по диагонали. Поверхность должна быть гладкая и блестящая. С внутренней стороны такой материал будет почти матовым и с шероховатостями. Обязательно обращайте внимание на дефекты. Их всегда прячут на изнаночной стороне.
  • Если у материала ворсистая поверхность, то она будет располагаться с внешней стороны. Поверхность бывает гладкой, тогда необходимо смотреть на внутреннюю сторону, где всегда больше ворсинок и пуха. Если же ворс присутствует с обеих сторон, то на изнанке он будет менее опрятным и направляться в разные стороны.
  • В шерстяных тканях цветные нити будут выглядеть ярче с лица и тусклее с изнанки. Могут быть катышки, узелки.
  • Еще лицевую сторону можно определить по кромке и по проколам на ней. Дырочки выпуклой стороной будут на лицевой стороне, а вогнутой на - изнанке.
  • Если совсем сложно определить лицевую сторону, то при покупке смотрите на то, как сложен рулон. Большинство материалов обычно скатывают лицом внутрь. Только хлопок чаще всего упаковывают наоборот - изнанкой внутрь.

Это основные признаки, которые могут помочь правильно выбрать сторону ткани. Главное, будьте внимательны к деталям и вы не ошибетесь! Используйте свои ощущения - тактильные и визуальные. А если совсем сложно определиться, то полагайтесь на интуицию, и она не подведет!

Иногда может быть и так, что вам изначально нравится больше внутренняя сторона, чем лицевая. Это исключительно ваш выбор, и вы в праве делать так, как вам хочется. Если у вас расходятся взгляды с изготовителем полотна, и вам изнанка кажется более привлекательной, то используйте ее как лицо. Не придумывайте себе лишние проблемы. Главное, чтобы вам нравилось. Все равно кроме вас об этом никто не будет знать.

Также на нашем YouTube-канале мы подготовили для Вас видео о том, как узнать, где изнанка, а где лицо тканей. Смотрите и подписывайтесь!

Раздел: материаловедение

Тема урока 1: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"

Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.

  • Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
  • Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;
  • Сформировать понятия о процессе получения тканей;
  • Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;
  • Развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.

Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.

Ход урока

I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.

1) Что изучает наука "материаловедение"?

  1. Что называется волокном?
  2. Что называют "текстильным волокном"?
  3. На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?
  4. Какие виды натуральных волокон вы знаете?
  5. Назовите представителей растительных волокон?

III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:

Что нового вы узнали о свойствах тканей?

1. Изучение нового материала. (беседа)

Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.

Скажите, какой была первая одежда человека?

Предполагаемый ответ:

Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.

Но эта одежда была недолговечной и неудобной.

Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.

Слово "Волокно" крепится на доску.

Что такое "волокно"?

Волокно это -

А как из отдельных волокон сделать ткань?

Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.

Волокна, соединённые нить называются пряжа.

Слово "пряжа" крепится на доску.

Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)

Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.

Слово "прядение" прикрепить на доску.

В результате прядения получали нить.

Слово "нить" крепится на доску.

Исторические сведения:

На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено . Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.

Впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;

Первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;

Первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.

Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу" , "волокно" , "нить" .

Что можно из всего этого получить?

- Ткань.

Слово "ткан ь" крепится на доску.

Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".

Слово "ткачество" крепится на доску.

Работа у доски:

Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.

Схема получения ткани записывается в тетрадь.

В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными . Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой .

Демонстрация.

Определение нитей основы.

Нити основы определяются по следующим признакам:

1) по кромке;

2) по степени растяжения;

3) по звуку;

4) по извитости;

Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.

Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное .

Демонстрация.

С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.

В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль,батист и др.)

IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"

VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)

Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.

Демонстрация.

Признаки определения лицевой стороны ткани.

  1. яркий, чёткий рисунок;
  2. гладкая поверхность;
  3. у ворсовой ткани присутствует ровный ворс.

VII. Закрепление изученного материала.

Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"

VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)

  1. Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?
  2. Какую нить называют основной?
  3. Какую нить называют уточной?
  4. Назовите свойства основной и уточной нитей.
  5. По схеме в учебнике расскажите об этапах производства ткани.
  6. Что такое кромка?
  7. Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?

IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение" .

Ткань, которую снимают со станков, называют суровой или суровьём (рис. 37). Она имеет шероховатую поверхность. Цвет ткани соответствует цвету волокон, из которых она изготовлена (льняная - сероватый оттенок, хлопчатобумажная - желтоватый).

Рис. 37. Суровая ткань: а - льняная; б - хлопчатобумажная

Суровую ткань подвергают отделке. Основная цель отделки - улучшение качества и свойств, придание ткани товарного вида.

Отделка состоит из ряда разнообразных процессов:

  • предварительная отделка (очистка и подготовка ткани);
  • отбеливание;
  • окрашивание;
  • нанесение рисунка;
  • заключительная отделка.

Готовой называют ткань, которая прошла отделку. В зависимости от способа отделки получают разнообразные виды тканей (рис. 38).

Рис. 38. Виды тканей по способу отделки

Готовая ткань имеет две стороны - лицевую и изнаночную (рис. 39), одинаковую ширину по всей длине ткани. На ткани не должно быть пятен и других недостатков.Если на ней имеются дефекты (пятна, непрокрашенные места, дырки, стянутая кромка и др.), тогда перед началом работы их обозначают мелом.

Рис. 39. Стороны в набивной ткани: а - лицевая; б - изнаночная

Стороны в ткани определяют по следующим признакам: рисунку, блеску, ворсу, кромке, чистоте отделки (рис. 40).

Рис. 40. Определение сторон в ткани

Основные термины и понятия

    Отделка ткани, лицевая и изнаночная стороны ткани

Вопросы и задания

  1. Что такое отделка ткани?
  2. Как вы думаете, почему ткань подвергается отделке?
  3. Назовите виды тканей в зависимости от их отделки.
  4. Чем отличается суровая ткань от отбеленной?
  5. Какая ткань называется гладкоокрашенной?
  6. Для чего выполняют аппретирование?
  7. По каким признакам определяются стороны в ткани?

Лабораторная работа 3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани

Оборудование: образцы тканей (3-4), иголка, игольница, ножницы, клей.

Порядок выполнения работы

  1. Рассмотрите образцы тканей и определите их вид по способу отделки (см. рис. 38).
  2. Найдите в каждом лоскуте ткани лицевую и изнаночную стороны (см. рис. 40).
  3. Разрежьте образец на 2 равные части.
  4. Оформите выполненную работу в виде таблицы.

Что еще почитать