План – конспект урока
по технологии
на тему:
«Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей».
Цели урока:
· познакомить учащихся с основными свойствами ткани, научить определять лицевую и изнаночную стороны ткани;
· развивать пространственное представление, исполнительские умения;
· прививать навыки аккуратности;
· коррекция внимания, мышления, зрительной памяти.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, образцы тканей (для определения лицевой и изнаночной сторон), клей, ножницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
А) Проверка присутствующих;
Б) Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей).
II Сообщение нового материала (+ П/Р)
Лицевая и изнаночная сторона.
Ткань -текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке.
Ткань состоит из двух переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называютосновой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, -утком.
А сейчас, возьмем в руки образцы ткани, и внимательно на них посмотрим…
Признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани
· По печатному рисунку. У ткани с набивным рисунком рисунок на лицевой стороне ткани ярче и чётче.
· По поверхности. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая.
· По блеску. К примеру атласная ткань.
· Аккуратность. Количество узелков, петелек, концов оборванных нитей на лицевой стороне меньше, чем с изнаночной.
· По ворсу. На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий
· По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы.
Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды.
В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое.
III Практическая работа
П/Р: определение лицевой и изнаночной стороны
(разд. образцы)
Задание: Определить лицевую и изнаночную стороны в тканях по изученным признакам. Проверка выполненной работы и оценка её качества осуществится в конце урока. Приклеить образцы лицевой и изнаночной сторон в тетрадь.
Свойства тканей (+ П/Р).
К основным свойствам тканей относятся механические, физические и технологические.
· Механические свойства определяют, как относится ткань к действию внешних сил.
Прочность - способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани.
Сминаемость - способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать складки.
Драпируемость - способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.
Износостойкость - способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота и т.д.; зависит от прочности волокон ткани.
· Физические свойства - свойства, направленные на сохранение здоровья человека.
Теплозащитные свойства - способность ткани сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани.
Гигроскопичность – способность ткани впитывать влагу.
Пылеемкость - способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения.
· Технологические свойства - свойства, появляющиеся в ткани в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Скольжение - может происходить при раскрое и стачивании тканей и зависит от гладкости тканей и вида их переплетения.
Осыпаемость - заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому.
Усадка - уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги, зависит от состава волокна, строения и отделки.
Закрепление: по карточкам
(Приложение А) – заполнить и вклеить в тетрадь.
IV . Итоги и оценка выполненной работы.
Оценка за урок суммируется с накопленных баллов:
· первая П/Р – 2 балла,
· вторая – 3
Если отвечать на дополнительные вопросы (1 ответ – 1 балл).
16.05.2018
Во-первых, при выборе тканей обязательно нужно обращать внимание на разницу между лицевой и изнаночной сторонами. В основном, выпускаются полотна, которые имеют явные различия между ними. Но бывают и такие, которые выглядят практически одинаково. Для этого необходимо уметь их различать. Рекомендуем выбирать материал для будущего изделия при дневном свете. Вечером, даже если у вас хорошее освещении, невозможно рассмотреть все нюансы и дефекты. Тема - довольно серьезная, и к ней нужно подойти с большой ответственностью. Тем более, если у вас мало опыта.
Определение лица материала очень важно, потому что от этого зависит то, как будет выглядеть изделие. И кроме того, облегчает процесс пошива.
Сейчас достаточно большое количество двухлицевых полотен, то есть они одинаковые с обеих сторон. С двусторонними тканями удобно работать. Если вам достался такой материал - это большая удача. Но такое бывает не так часто и нужно уметь различать стороны.
Изнанку и лицо односторонней ткани можно различить по поверхности и по расцветке. Ткани вышивают, наносят рисунки, отбеливают, гладко окрашивают, набивают. В таких случаях легко определить лицо материала, руководствуясь следующими правилами:
Это основные признаки, которые могут помочь правильно выбрать сторону ткани. Главное, будьте внимательны к деталям и вы не ошибетесь! Используйте свои ощущения - тактильные и визуальные. А если совсем сложно определиться, то полагайтесь на интуицию, и она не подведет!
Иногда может быть и так, что вам изначально нравится больше внутренняя сторона, чем лицевая. Это исключительно ваш выбор, и вы в праве делать так, как вам хочется. Если у вас расходятся взгляды с изготовителем полотна, и вам изнанка кажется более привлекательной, то используйте ее как лицо. Не придумывайте себе лишние проблемы. Главное, чтобы вам нравилось. Все равно кроме вас об этом никто не будет знать.
Также на нашем YouTube-канале мы подготовили для Вас видео о том, как узнать, где изнанка, а где лицо тканей. Смотрите и подписывайтесь!
Раздел: материаловедение
Тема урока 1: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"
Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.
Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.
Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.
Ход урока
I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.
1) Что изучает наука "материаловедение"?
III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:
Что нового вы узнали о свойствах тканей?
1. Изучение нового материала. (беседа)
Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.
Скажите, какой была первая одежда человека?
Предполагаемый ответ:
Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.
Но эта одежда была недолговечной и неудобной.
Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.
Слово "Волокно" крепится на доску.
Что такое "волокно"?
Волокно это -
А как из отдельных волокон сделать ткань?
Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.
Волокна, соединённые нить называются пряжа.
Слово "пряжа" крепится на доску.
Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)
Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.
Слово "прядение" прикрепить на доску.
В результате прядения получали нить.
Слово "нить" крепится на доску.
Исторические сведения:
На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено . Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.
Впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;
Первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;
Первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.
Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу" , "волокно" , "нить" .
Что можно из всего этого получить?
- Ткань.
Слово "ткан ь" крепится на доску.
Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".
Слово "ткачество" крепится на доску.
Работа у доски:
Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.
Схема получения ткани записывается в тетрадь.
В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными . Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой .
Демонстрация.
Определение нитей основы.
Нити основы определяются по следующим признакам:
1) по кромке;
2) по степени растяжения;
3) по звуку;
4) по извитости;
Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.
Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное .
Демонстрация.
С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.
В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль,батист и др.)
IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"
VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)
Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.
Демонстрация.
Признаки определения лицевой стороны ткани.
VII. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"
VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)
IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение" .
Ткань, которую снимают со станков, называют суровой или суровьём (рис. 37). Она имеет шероховатую поверхность. Цвет ткани соответствует цвету волокон, из которых она изготовлена (льняная - сероватый оттенок, хлопчатобумажная - желтоватый).
Рис. 37. Суровая ткань: а - льняная; б - хлопчатобумажная
Суровую ткань подвергают отделке. Основная цель отделки - улучшение качества и свойств, придание ткани товарного вида.
Отделка состоит из ряда разнообразных процессов:
Готовой называют ткань, которая прошла отделку. В зависимости от способа отделки получают разнообразные виды тканей (рис. 38).
Рис. 38. Виды тканей по способу отделки
Готовая ткань имеет две стороны - лицевую и изнаночную (рис. 39), одинаковую ширину по всей длине ткани. На ткани не должно быть пятен и других недостатков.Если на ней имеются дефекты (пятна, непрокрашенные места, дырки, стянутая кромка и др.), тогда перед началом работы их обозначают мелом.
Рис. 39. Стороны в набивной ткани: а - лицевая; б - изнаночная
Стороны в ткани определяют по следующим признакам: рисунку, блеску, ворсу, кромке, чистоте отделки (рис. 40).
Рис. 40. Определение сторон в ткани
Отделка ткани, лицевая и изнаночная стороны ткани
Оборудование: образцы тканей (3-4), иголка, игольница, ножницы, клей.
Порядок выполнения работы
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам