Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша. Опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается , которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Фото: Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").


Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Статья предоставлена детским эко-клубом "Умничка"

Анастасия Шевченко педагог и логопед
Софья Тимофеева кандидат педагогических наук

Комментировать статью "12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий"

Развитие мелкой моторики. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.

Обсуждение

Из опыта общения с ДЦПшками - колупание в носу с доставанием оттуда содержимого и скатыванием его в шарик - тоже мелкая моторика. Нам логопед говорила, что это процесс нужный.
И грызение семечек - тоже развитие мелкой моторики

Какой полезный пост,почитала с удовольствием,перепишу всё!Вот только неусидчивые мы(((Как заинтересовать ребенка?Если она не хочет,то даже не подойдет,или всё раскидает((((.Успокаиваю себя тем,что еще маленькая.

Развивающие игры: пальчиковая гимнастика для детей от 1 года до 7 лет. Пальчиковые игры на немецком языке. Раннее развитие. Для развития мелкой моторики придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

Обсуждение

Есть такая игра:
соединяете две руки(лодони и пальцы)
указательные-прижимаете друг к другу "Мама-мама"
средние-"Что-что-что"
безыменные "гости едут"
мизинцы "ну и что?"
потом, средние, как будто целуются "Здрасте, здрасте" и как будто обнимаются(опускаются на тыльную сторону лодоней) и еще раз, можно до бесконечности..
Племяшка научила, все в быстром темпе...прикольно!

А пальчиковый театр не пробовали? Куклы можно сделать в считанные минуты, а потом разыгрывать сказки. А можно и просто фломастером мордочки на пальцах нарисовать. Кто ж от такого откажется? :)))

Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть к. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Пальчиковая гимнастика Косиновой,-есть книга,знакома-ли она вам?Полистать нет никакой возможности,буду благодарна за ваши...

Обсуждение

У меня есть.
Мне она нравится, я здесь ее неоднократно рекомендовала. В моем издании ("Гимнастика для пальчиков", Олма-Пресс) на левой стороне слова упражнений, рисунки рук и пальцев, пояснения для взрослых. На правой стороне разворота - большой (А4) рисунок-иллюстрация к упражнению.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Подскажите, кто знает, пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук типа "сорока-сорока", желательно с описанием движений...

Обсуждение

Раз, два, три, четыре, пять(раскрываем пальчики)
Будем в пальчики играть (пошевелить поднятыми пальцами)
Закрываем и молчок (сжать пальцы)
Получился кулачок
Открываем понемножку (медленно разжимаем)
Получается ладошка.
Черепашка, черепаха
Хвостик спрятала от страха (погладить больш.палец и спрятать в кулачок)
Тук тук как дела?(стучать по кулачку, похлопывать)
Мама сына обняла (обнять ребенка, удерживая за кисть руки)

Мы из теста из муки(помочь ребенку сделать движение какбудто он чтото разминает)
Накатаем колобки(вращательные движения ладошками)
Маме Тане, папе Эде, Бабе Нате)) (и т.д. перечисляем близких людей, загибаем пальчики)
А Маркушенька-дружок получает пирожок (сложить ладошки, чтобы прикасались кончики пальцев и основания ладошек)

Тритатушки тритата(хлопаем в ладошки)
Убежали 3 кота (зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий (поднимаем пальчики по очереди вверх)
Все сидят на крыше (сложить крышу из пальчиков 2-х рук)

Едет едет паровоз
Много кртится колес
Раз колесо (соединить в круг большой у указат.пальцы)
Два колесо (тоже больш.+средний)
Три колесо (больш.+безым)
Четыре колесо (больш.+мизинец)

Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись (выполнить эти движения)
По ладошке побежали, побежали, побежали (по ладошке левой руки бегают 2 пальца правой и наоборот)
Поскакали, поскакали (изобразить пальцами по ладошке)
И устали сели отдыхать(потрясти кистями и положить их на стол или на колени)

Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические процессы взаимосвязаны между собой и очень часто развиваются в комплексе. Даже сами упражнения и игры подразумевают одновременное развитие нескольких процессов. К таким упражнениям относится также и пальчиковая гимнастика.

При ее выполнении не только происходит развитие тонкой моторики и коордницанионных действий пальцев рук, но и совершенствуется речь. Этот процесс наиболее необходим в старшем дошкольном возрасте, ведь речь в этот период нуждается в повышенном внимании со стороны взрослых. В этом возрасте особенно нужно расширять словарный запас ребенка, переводить пассивный словарь в активный, следить за правильностью произношения и т. д. Давайте разберемся, чем же все-таки так хороша и полезна пальчиковая гимнастика для детей старшей группы.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика - это комплекс в основу которых положена инсценировка текстов различной сложности (стихи, потешки, рассказы и т. д.) при помощи пальцев рук. Эти упражнения имеют комплексное развивающее воздействие, так как совершенствуют не только речевую деятельность, но и всю высшую нервную деятельность (ВНД) в целом. Данный вид гимнастики крайне полезен детям, имеющим отставание в развитии.

Чем полезны пальчиковые игры?

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой.

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  1. В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  2. В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  3. С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст - это старший дошкольный.

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  2. Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  3. Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  1. Игры-манипуляции типа "Сорока-белобока", "Мы делили апельсин", "Моя семья". С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  2. Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  3. Пальчиковые типа "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  4. Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  5. Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковой гимнастики в старшей группе - борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.

Задачи пальчиковых игр

Среди задач, которые реализуются в процессе применения пальчиковой гимнастики, можно назвать следующие:

  1. Интенсивное развитие речи.
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Подготовка руки к овладению навыком письма.
  4. Развитие ВПФ.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Примеры пальчиковой гимнастики для старшей группы

Для детей данного возраста пальчиковую гимнастику проводят в основном перед началом занятий по рисованию, лепке или аппликации, однако если у группы в детском саду логопедический или дефектологический профиль, то пальчиковая гимнастика в таком случае может проводиться в любое время. К тому же этот вид гимнастики можно проводить не только индивидуально с ребенком, но и в группе детей. Также при проведении упражнений могут использоваться различные материалы (су-джок, мячики с шипами или различными наполнителями, мелкие шарики, природные материалы: орехи, каштаны, камешки, желуди и т. д.).

Для большей эффективности проводят комплекс пальчиковой гимнастики в старшей группе, который опирается на лексические темы, проходимые на занятиях. В стихотворной форме лучше происходит запоминание всевозможных наименований. Целесообразно применение игр с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Даже взрослому человеку легче запомнить сложные названия и правила, особенно если их много, если они будут представлены в интересной стихотворной форме. Совокупность движений и тематических стихов, оказывают содействие активизации пассивного словаря, увеличивают заинтересованность изучаемой темой.

Например, пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе может проводиться в течение четырех недель. Однако на протяжении этого времени необходимо менять игровые упражнения и усложнять задачи. Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе может быть применена в различное время года. Здесь в стихотворной форме можно изучать насекомых, которые не спят зимой или просыпаются весной, а также тех, которые водятся только летом. Также можно делить насекомых на опасных и безопасных. Пальчиковую гимнастику по теме "Транспорт" в старшей группе можно проводить в начале учебного года, в середине и в конце (для проверки усвоенного материала), а также при изучении определенного вида транспорта.

Как видите, тематика пальчиковых игр может быть разнообразной, а диапазон применения варьироваться в зависимости от решаемых задач или желания самого ребенка. Пальчиковые упражнения - это настолько гибкий материал для развития ВПФ ребенка, что его можно применять когда угодно и на какую угодно тему, в любом случае будет оказываться развивающее и оздоравливающее воздействие.

Пять миленьких рыбок

Резвились в реке, (руки прижаты друг другу ладонями, слегка округлены; выполняются плавающие движения по воздуху)

Прибило большое

Бревно на песке, (положение рук прежнее; поворачиваем их с боку на бок)

А рыбка и молвит:

"Нырять тут легко!" (положение рук прежнее, выполняются ныряющее движение в воздухе)

Вторая сказала:

"Но здесь глубоко" (качаем руками из стороны в сторону).

А третья зевала:

"Так хочется спать!" (положение рук прежнее, поворачиваем внешней стороной одной из рук).

Четвертая стала

Чуть-чуть замерзать (изображаем руками дрожь).

А пятая молвила:

"Здесь крокодил! (положение рук прежнее, имитируем открывающийся и закрывающийся рот крокодила).

Уплывайте скорей,

Чтобы не проглотил!" (руки снова сомкнуты, имитируем уплывающих рыбок).

А вот пальчиковая гимнастика "Животные" в старшей группе:

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)

Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)

У кошки есть красивые котята,

У собаки - непослушные щенята,

У коровы - пегие телята.

У кролика - трусливые крольчата,

А у мамы - шаловливые ребята.

Пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе:

Шумят все громче дятлы,

Синички вышли петь (пальцы рук складываем "клювиком", качаем ими).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (руки изображают "ковш", поднимаем руки над головой и раскрываем ковш, как солнышко, ребра ладоней остаются прижатыми).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (движения те же).

Текут ручьи под горку,

Исчез уж весь снежок (имитируем текущие ручьи - руки повернуты ладонями вниз, пальцы вместе, выполняем плавные волнообразные движения сверху вниз).

А из-под желтой травки (руки снова изображают "ковш")

Уже растет цветок... ("ковш" раскрывается, кисти остаются сомкнутыми, пальцы растопырены, полусогнуты)

А из под желтой травки

Уже растет цветок... (движения те же)

Раскрылся колокольчик (руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где леса (постепенно кулак разжимается, образуя чашечку колокольчика),

Динь-динь, поет тихонько (покачиваем получившимся колокольчиком, произнося "динь-динь"),

Динь-динь, идет весна.

Динь-динь, поет тихонько,

Динь-динь, идет весна.

Пальчиковая гимнастика "Птицы" в старшей группе:

Сколько птиц к кормушке утром прилетело?

Мы сейчас расскажем, посчитаем смело (работаем кулачком).

Две вороны, соловей,

Шесть синиц и воробей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название загибать пальцы).

Мы насыпем зернышек (вновь работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Цветы" в старшей группе:

Раз - ромашка, два - тюльпан,

Три - пион из жарких стран (на каждое название загибать пальцы).

Соберем большой букет

И поставим на буфет (работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе:

Я - зеленый майский жук (сжимаем пальцы в кулачок).

Облетаю все вокруг (указательный палец и мизинец развести в стороны),

Над полянками жужжу,

А зовут меня Жу-Жу (пошевелить указательным пальцем и мизинцем).

Не кусай, комарик злой, —

Убегаю я домой (перебирать пальцами по столу).

Залетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И красивый мотылек (на каждое название загибать пальцы),

Три жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (имитируем очки - подносим к глазам сомкнутые в круг большой и указательный пальцы).

Пожужжали, полетали (машем руками),

От усталости упали (руки падают ладонями на стол).

Пальчиковая гимнастика "Космос" в старшей группе:

Солнце - главная звезда (левая рука изображает Солнце - пальцы расставлены и слегка округлены, будто держат шарик),

А вокруг - планеты (правая рука изображает планеты - сжатый кулачок "летает" вокруг "Солнца).

И летают - кто куда (выполнять "летающие" движения левой рукой справа налево)

Быстрые кометы (выполнять "летающие" движения правой рукой слева направо).

Пальчиковая гимнастика "Май" в старшей группе:

Мы лопатки взяли, грядки прокопали.

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения лопатой)

Грабли тоже взяли,

Грядки расчесали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения граблями)

Семена рядами

В землю набросали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем разбрасывание семян)

Вырастай скорей, бутон, (пальцы сложить "клювиком")

Распусти цветок - пион! (раскрыть пальцы обеих рук)

Пальчиковая гимнастика "Транспорт" в старшей группе:

Идет на взлет,

Идет на взлет,

Винты вращая вертолет (вращаем руками над головой).

Идут туда (движение руки вправо),

Идут сюда (движение руки влево),

По новым рельсам поезда (вращаем прямыми ладонями перед собой),

А теплоходы, корабли (имитируем нос корабля, складываем руки "домиком" и направляем от себя, будто рассекая волны)

Уходят в море от земли (машем ладошками, будто прощаясь).

  1. Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
  2. Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
  3. Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
  4. Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения. Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
  5. Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от родителей. Это касается и физических, и моральных качеств. Пальчиковая гимнастика как раз соединяет оба эти требования в себе. А всё потому, что от мелкой моторики напрямую зависит мозговая деятельность. К тому же такие занятия не требуют уймы времени и усилий, а игровая форма сделает их весёлыми и интересными даже для самых маленьких. Узнаем об этом побольше.

В чём польза пальчиковой гимнастики для ребёнка

Массаж для маленьких полезен тем, что помогает разгонять кровь и активизировать нервные окончания. Это касается и массажа пальчиков рук и ног. Плюс, такие физкультурные игры развивают мелкую моторику. Цель подобных занятий - познакомить малыша с пальчиками, показать, как ими можно двигать. Для более взрослых это возможность переключить внимание, отдохнуть и научиться концентрироваться на деталях.

Важно! Превратите тренировку в игру - пойте, говорите с разными интонациями. Так малыши будут лучше воспринимать занятие и не начнут скучать. Особенно это касается активных детей до года - они редко хотят сидеть на месте.

Когда занятия сопровождаются стишками, скороговорками, это помогает развить речь, улучшить произношение звуков, потренировать память и внимание. Плюс, после систематических физкультминуток дети будут знать элементарные стихи и песни.

Занятия бывают пассивными и активными. Первый вид подразумевает работу взрослых над пальчиками и руками малыша - поглаживание, сгибание и разгибание. Второй вариант подходит детям, которые уже сами могут повторять движения за родителями.

Правила проведения занятий

Чтобы занятия приносили радость и были эффективными, нужно придерживаться нескольких правил:

  • не заставляйте работать уставшего малыша, особенно если он не в настроении (хочет спать, кушать, ползать);
  • перед каждым занятием предупредите о его начале - поглаживайте медленно ручки и рассказывайте о том, что сейчас будут игры;
  • не спешите, делайте всё медленно, а каждое упражнение повторяйте не менее 5 раз;
  • чередуйте руки, а потом попробуйте сделать упражнение одновременно с двумя;
  • говорите спокойным тоном, чётко и уверенно, меняйте интонации;
  • после каждого упражнения встряхните легонько кисти, показывая, что эта игра закончилась;
  • смотрите на реакцию ребёнка - повторяйте чаще игры, которые ему нравятся, а нелюбимые отложите на некоторое время;
  • хвалите малыша за правильные движения, произношения звуков;
  • для более взрослых детей нужно подавать пример - периодически сами делайте зарядку и предлагайте присоединиться.

Работать с мелкой моторикой необходимо каждый день. Пусть это будет один раз в сутки, но качественно. Лучше выбирать время после сна и еды, когда ребёнок полон сил и энергии для обучения. На ночь можно сделать пару спокойных упражнений, подобрав при этом стишки про сон или колыбельные. Например, укладывайте сначала спать пальчики ребёнка по одному, а потом говорите, что и ему пора.

Важно! Длительность занятий зависит от того, сколько выдержит ребёнок. Ни в коем случае не заставляйте, не повышайте голос и не ругайте - это игры, в них надо вовлекать весёлой интонацией и похвалой.

Виды упражнений

Для качественной и продуктивной тренировки не обязательно иметь уйму игрушек или специальных приспособлений - большинство упражнений проводятся без них. Но некоторые игры подразумевают занятия с применением предметов, поэтому достаточно будет приобрести несколько самых важных.

Упражнения с игрушками

Какой бы сложной или простой ни была игрушка, которую вы купили своему ребёнку, вы должны играть вместе. Показывать, рассказывать и помогать тактильно изучить предмет.

Есть множество специальных игрушек, которые созданы для развития моторики рук:
  • сортеры с разными объёмными фигурками и отверстиями для них;
  • пальчиковые лабиринты - закрученные палочки, по которым нужно водить фигурки, кубики, кружочки;
  • деревянные каталки с крутящимися деталями;
  • игрушки с кнопками, на которые малыш должен нажимать;
  • ксилофоны и пианино;
  • для детей постарше есть кинетический песок, пазлы, складывающиеся кубики со вставными деталями.

Играя с малышом, вы не только покажите, как справляться с кубиками, пирамидками и кнопками, но и поможете ему заговорить. Показывайте (и рассказывайте) медленно, как двигаются детали, как вставляются фигурки, как крутятся колёсики. И давайте ребёнку повторять за вами.

Для развития моторики с игрушками нужно:

  • водить пальчиком и ручкой по неровным краям игрушек;
  • давать трогать тканевые игрушки, пластиковые, деревянные - каждая из них вызывает разные реакции в ответ на гладкость, мягкость, холод, тепло;
  • нажимать кнопки музыкальных игрушек каждым пальчиком по очереди и потом - всей рукой;
  • давать сжимать игрушки разных размеров, форм.

Массаж пальчиков

Особое внимание уделите именно массажу - он поможет разогреть ручки, разогнать в пальчиках кровь и научить малыша сгибать и разгибать их. Начинайте работу с руками младенца с самого рождения - поглаживайте ладошки во время кормления, давайте сжимать свой палец. С каждым месяцем возможных упражнений будет всё больше.

Главное правило для любого массажа - начинайте с лёгких поглаживаний и растираний, а потом уже можно делать круговые упражнения кистей, разминать пальцы и сгибать их. Для занятий подойдут любые стишки-потешки или считалочки. Если фантазия позволяет, можно придумывать на ходу.

Рассмотрим самые популярные движения:

  1. Работа с ладонью - положите свою руку на детское запястье и от него свободной рукой проведите линии до кончика каждого пальчика. После этого можно легонько встряхнуть ладошку. Повторите несколько раз.
  2. Растирание пальцев - своими пальцами разотрите детские по очереди, двигайтесь от кончика до основания и назад. Повторите несколько раз для каждого пальца.
  3. Сдавливание - мягко сдавите подушечку каждого пальчика, при этом имитируя круговые движения.
  4. Сгибание-разгибание. Начните с большого пальца, сначала нежно согните его пополам, потом прижмите к ладошке. Так проделайте с каждым пальчиком по пять раз.
  5. Работа с кулаком - возьмите руку малыша в свою и согните её в кулак, раскройте и легонько потрясите расслабленной рукой. Повторите 5 раз.
  6. Повороты кисти - согните ладошку в кулак и аккуратно прокрутите её вокруг своей оси. По часовой стрелке и против. Так вы разработаете кисть.

Знаете ли вы? За свою жизнь каждый человек сгибает пальцы минимум 25 млн. раз.

Это самые простые, но действенные упражнения, которые помогут расслабить и размять руки.

Игры со стишками и песенками всегда интересны детям - так они учатся и тренируются. Для каждого возраста есть свои занятия. Рассмотрим варианты для малышей и школьников.

Для маленького ребёнка

Особенность этих игр заключается в том, чтобы их проводили родители. Малыш пока ещё не в состоянии сгибать и разгибать пальцы осознанно. При этом нужно проговаривать стишок или напевать песенку. Это не обязательно должно быть народное творчество, можно придумывать и самостоятельно. Приведём примеры некоторых возможных игр.

  • круговыми движениями водим своим пальцем по ладошке малыша и приговариваем: «сорока-ворона кашку варила, деток кормила»;
  • сгибаем по очереди каждый пальчик, говоря каждый раз слова: «этому дала»;
  • сгибаем мизинчик и говорим: «а этому не дала»;
  • разгибаем пальцы и начинаем сгибать снова, приговаривая: «он в лес не ходил, дрова не носил, печку не топил, кашку не варил, вот и не получит кашку»;
  • встряхиваем легонько ладошку и говорим: «пусть будет голодным».

Считалочка про зайчика:
  • сгибаем каждый пальчик и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем сразу все - «вышел зайка погулять»;
  • опять сгибаем каждый и считаем: «раз, два, три, четыре, пять»;
  • разгибаем и говорим: «зайка спрятался опять».
«Члены семьи»:
  • сгибаем каждый пальчик и называем его: «этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - мама, этот пальчик - папа, этот пальчик - я»;
  • разгибаем их и встряхиваем ладошку - «вот и вся моя семья».
«Коза»:
  • сгибаем руку в кулак и выставляем мизинец и указательный, при этом говорим: «шла коза рогатая»;
  • разгибаем все пальцы и кладём руки на голову, говорим: «за малыми ребятами».

«Будем гостей приглашать»:
  • сцепляем по очереди каждый палец мамы и малыша, приговаривая: «Саша, приди! Ваня, приди! Маша, приди! Катя, приди! Даша, приди!»;
  • даём ладошкой «пять» и говорим: «будем печь мы пироги!».

Для детей школьного возраста

Дети постарше уже могут сами показывать пальцами фигуры, сплетать их, сгибать по очереди. Поэтому тут будет легче. К тому же считалки им уже неинтересны, поэтому следует привлечь дополнительные предметы - надеть колпачки на пальцы или вязаные напёрстки, ягоды, специальные игрушки. Можно устраивать теневые шоу - с помощью пальцев создавать причудливые фигуры.

Знаете ли вы? Пальцы - самые чувствительные части тела. Они могут улавливать колебания амплитудой 0,002 мм.

Для школьников это нужно, чтобы:

  • учиться переключать внимание;
  • отдыхать;
  • повышать успеваемость за счёт развития работы мозга;
  • улучшить почерк;
  • размять руки после длительной писанины.

Во что можно поиграть:
  1. Ходунки: поверните ладошки друг к другу будто для игры в ладушки. В таком положении рук нужно соединить указательный палец левой руки с большим правой, а указательный правой - с большим левой руки, чтобы получилась горизонтальная восьмёрка (или знак бесконечности). Теперь по очереди разъединяют указательный и большой палец, переступая другую пару и снова соединяя их. Можете делать упражнение наперегонки, кто быстрее будет переставлять пальцы.
  2. Рыба: необходимо соединить ладошки и делать ими волнистые движения, которые будут похожи на плывущую рыбку. Это поможет размять рабочие пальцы после продолжительного письма.
  3. Круги: сначала на левой, а потом на правой руке поочерёдно соединяйте подушечки каждого пальца с большим. После чего можно попробовать сделать это сразу обеими руками.
  4. Рисование: возьмите два листа бумаги, две ручки и одновременно рисуйте одно и то же двумя руками. Это поможет задействовать сразу два полушария мозга.
  5. Ухо-нос: левый указательный палец нужно положить на кончик носа, а правый - на левую мочку уха. Затем делается хлопок обеими руками и быстро меняются руки. Это игра на внимательность и координацию движений.

Также школьникам хорошо работать с кинетическим песком, пазлами, пластилином, бисером, бусинками.

Итак, мы выяснили, что зарядку для пальцев и рук необходимо делать с рождения ребёнка. Это поможет ему быстрее развиться и заговорить. Также развитие мелкой моторики рук позволяет выработать внимательность и наладить координацию. Проводить регулярно тренировки нужно и со школьниками младших классов - это поможет им отдохнуть от учебных нагрузок и даже улучшить почерк.

Видео: пальчиковые игры

О том, как важно развивать моторику мышц рук малыша, известно многим родителям. Наука подчёркивает связь развития речи ребёнка и того, как развиты пальцы его рук. Именно поэтому в Японии малышей часто отдают учиться играть на скрипке с самых ранних лет. Мы же предлагаем мамам и их ребятишкам вместе заниматься пальчиковой гимнастикой - одним из самых интересных способов совместных занятий с детьми, имеющим игровую форму.

Цель пальчиковой гимнастики

«Полезно знать. Комплекс упражнений для развития рук и пальцев называется пальчиковой гимнастикой. Такая гимнастика имеет благотворное влияние на организм малыша, активизируя развитие его умственных способностей».

К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие. Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика . Игры и , входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.

Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.

Пальчиковая гимнастика - отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.

Итак, пальчиковая гимнастика:

  • развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
  • способствует развитию мозга и речи ребёнка
  • развивает творческое начало
  • улучшает память
  • готовит руку к письму
  • поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
  • обеспечивает хороший досуг
  • закрепляет позитивный настрой на занятия.

Развитие мелкой моторики

Далеко не все родители осознают, как важно работать над мелкой моторикой рук ребёнка, и уж тем более не все знают, с помощью каких способов это можно делать. Давайте подробно взглянем на этот вопрос.

Мелкая моторика - это умение делать мелкие и чёткие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных - от простых (что-то хватать, удерживать) до сложных (техника письма, рисование).

Развивать мелкую моторику у малышей крайне важно, ведь это способствует полноценному развитию ребёнка. Начинать это делать нужно как можно раньше. Сначала маленький ребёнок видит свои руки, рассматривает их, совершает движения, пробует управлять ими. Позже малыш пробует самостоятельно брать предметы, удерживать их - сначала ладошкой, а потом двумя пальцами. По мере развития ребёнка, ему показывают, как нужно верно держать ложку или карандаш.

«Формирование мелкой моторики теснейшим образом связано с формированием психических познавательных процессов малыша (памяти, ощущения, восприятия, внимания, воображения, мышления), а также с развитием речи. Наукой доказано, что речевой и моторный центры мозга находятся рядом - вот поэтому стимулирование нервных окончаний, которые находятся на кончиках пальцев, содействует активизации речевого развития».

Благодаря развитию мелкой моторики, у ребёнка появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. По тому, как развита мелкая моторика, определяют готовность дошкольника к школе. Если мелкая моторика хорошо развита - значит, у ребёнка и всё в порядке с памятью, мышлением, логикой.

Мелкую моторику развивают поэтапно. Для этого малышу необходимо подбирать соответствующие его возрасту и умениям способы и средства развития:

  1. С 6 месяцев. Тренировкой детских пальчиков можно начать заниматься с момента, когда малыш достигнет шестимесячного возраста - в виде массажа и пассивных движений.
  2. С 9 месяцев. Обеспечьте малыша всевозможными кубиками, пирамидками и колечками, для того, чтобы он мог их перебирать.
  3. Дошкольный возраст. Предложите разные виды деятельности для рук: работа с конструкторами и мозаиками, рисование, лепка, рукоделие (вышивание, макраме).

Способы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковый массаж. Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких.
  2. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев.
  3. Может иметь форму настольного и верхового.
  4. Игры с предметами мелкого размера. Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей.
  5. Ручные тренажёры. Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные можно изготовить и самим.
  6. Занятия изобразительным искусством. Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором - традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка.
  7. Использование простого карандаша. Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.

Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.

Пальчиковый массаж

Заниматься развитием ручек младенца можно начинать с рождения. Малыш сам начнёт показывать свою готовность заниматься, сжимая ваш палец или пытаясь взять погремушку. А видели, как детки хватают себя за ножки и притягивают их к себе? Именно в этот момент можно начинать малышу развивать ручки. Поможет в этом специальный массаж - пальчиковый.

С чего начать? Ласково загибайте пальчики крохе, сопровождая движения потешками или забавными стишками. Чтобы массаж был эффективнее, не просто загибайте пальчики, а легонько их массировать - с мизинчика до большого пальца. Рассказывая про то, как «сорока кашу варила», «варите» на детской ладошке, делая круговые движения, со средней интенсивностью. Рифмовки при этом повторяйте ритмично, эмоционально, выразительно, чётко проговаривая: малыш должен понимать, о чём речь. Следите за своим тембром и интонациями. Уделяйте внимание обеим ладошкам. Для звукового сопровождения такого массажа отлично подходят народные игры, в которые играют целые поколения мам с детками: «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока» прочие. В принципе, любое стихотворение, или песенка могут стать основой для пальчикового массажа. Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.

Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.

Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.

Перечислим самые эффективные пальчиковые игры , которые весьма просто проводить:

  1. «Ладушки». Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши.
  2. «Рвём бумагу». Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков . Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
  3. «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала - не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
  4. «Изучаем бусы». Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
  5. «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
  6. «Узоры на песке». Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого - рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
  7. «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
  8. «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.

Советы родителям.

  • Игры должны быть безопасны. Они должны проходить под наблюдением родителей.
  • Играть нужно регулярно. Лучше это делать ежедневно.
  • Не утомляйте ребёнка. Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.

Влияние на развитие речи

«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё . Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики.

Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.

В чём же состоит влияние развития рук на речь?

Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие. Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь - в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития. Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук. Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах - всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.

«Совет. Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка. Для младенцев подойдёт массаж. Младшим дошкольникам – катание шариков разного диаметра. Детям постарше – конструирование, логические игры с применением счётных палочек, создание поделок».

Готовим руку к письму

И мам и пап, и учителей тревожит вопрос о том, как хорошо подготовить ребёнка к школе. Педагоги заметили, что первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма. - достаточно сложный навык для ребёнка, основанный на тонких движениях руки. Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятия и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма.

Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, неправильно ею орудуют. Причина этого - в недостаточном развитии рук. В этом случае необходимо снова обратиться к пальчиковой гимнастике: простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребёнка к письму.

  1. Массируем пальцы. Это ребёнок может делать сам или с помощью взрослого. Необходимо тщательно массировать пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делать это нужно поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Длительность такого массажа - не более 2-х минут. Массаж пальцев рекомендуется выполнять при письменной деятельности: перед началом, в середине, в конце.
  2. «Приветствие». Ребёнок дотрагивается большим пальцем до всех остальных, как бы здоровается: «Здравствуйте!».
  3. «Лебедь». Ребёнок делает движения кистями рук, имитируя полёт лебедя.
  4. «Крестик-нолик». Ребёнок скрещивает поочерёдно указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец.
  5. «Колокольчик». Ребёнок трусит кистями рук в течение 30-40 секунд.
  6. «Змея». Ребёнок тянется каждым пальцем к основанию того же пальца. .
  7. «Пианино». Ребёнок изображает игру на пианино.
  8. «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  9. «Рисуем круги». Ребёнок рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.
  10. В конце занятия повторяем упражнения №3 и №5. Заканчиваем массажем (самомассажем).

Выводы

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

Что еще почитать