Переходный возраст: проблемы. Переходный возраст: как не упустить ребенка

Как быстро бежит время! Кажется, что совсем недавно вы привезли из роддома драгоценный свёрток, в котором безмятежно спал ваш малыш. Ребёнок рос, менялся, развивался. И как бы нам ни хотелось этого избежать, но наступает время, когда вчерашний малыш начинает готовиться к вступлению во взрослую жизнь.

Наши дети вступают в переходный возраст, а вместе с ним приходят и трудности переходного возраста. У детей меняется не только физическое состояние, но и происходит изменение в мироощущении и сознании. Их организм стремительно растёт, в нём происходят удивительные процессы - происходит половое созревание; меняется психика, мировоззрение. Нервная система подростка перегружена всеми этими изменениями.

Дети становятся раздражительными, а часто даже агрессивными. Порой родители теряются и не понимают, как правильно вести себя с подростком. Для того чтобы помочь им, прежде всего необходимо разобраться в том, что же такое переходный возраст и что происходит с нашими детьми во время взросления.

Переходной возраст – это такой промежуток времени у подростка, когда у него происходит половое созревание, сопряжённое с ускоренным ростом и физическим развитием. Все внутренние органы и системы организма в этот период окончательно формируются. В это время происходит интенсивный процесс выработки целого ряда гормонов, что является залогом всех физиологических изменений.

Переходный возраст у мальчиков начинается на год-два позже, чем переходный возраст у девочек. Уже в пятом-шестом классе становится видна эта разница между мальчиками и девочками – все мы помним то время, когда в одном классе учились ребята, которые выглядели ещё совсем по-детски, и девочки, которые уже начинали превращаться в девушек, и выглядели уже вполне взрослыми.

Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма есть свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. С оговоркой, что эти показатели варьируются как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Уже с самого начала переходного возраста у подростков начинают проявляться и половые различия даже в характере протекания и в разнице в возрасте, когда начинается переходный возраст и когда он заканчивается. Как уже говорилось, у девочек взросление начинается на пару лет раньше, чем у мальчиков, проходит не так остро и заканчивается быстрее. У мальчиков переходный возраст длится четыре или даже пять лет и проходит гораздо активнее.

Переходный возраст психология и медицина признают довольно сложным этапом в процессе взросления ребёнка. Причём, сколько бы ни длился переходной возраст, его условно можно разделить на три фазы.

Первая фаза – это период подготовки организма и психики к предстоящим серьёзным изменениям. Вторая фаза – собственно переходный возраст у детей. Ещё его называют пубертатным. Третья фаза – постпереходный (или постпубертатный) возраст, во время которого происходит завершение физиологического и психологического формирования. Первую фазу переходного возраста у детей условно можно приравнять к младшему подростковому возрасту, а вот постпереходный возраст можно отнести к поре юношества. Время, когда заканчивается переходный возраст, характеризуется растущим интересом к противоположному полу, появляющейся и растущей сексуальной активностью.

Теперь вечерние прогулки интересны из-за свиданий, а мячи и скакалки позабыты. Девочки переходного возраста возле зеркала теперь проводят большую часть своего свободного времени. Ведь не только прыщи переходный возраст приносит с собой, изменения во внешности и радуют, и пугают юных девушек. Мальчишкам тоже приходится нелегко, ведь их мировосприятие подвергается психологическим испытаниям. Они ещё не готовы самостоятельно вступить во взрослую жизнь, но и вернуться в детство тоже уже невозможно.

В переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, и одному ему очень тяжело ориентироваться в меняющейся для него действительности. Задача взрослых – подсказать своему подросшему ребёнку, как пережить переходный возраст с наименьшими потерями. Поэтому необходимо знать симптомы переходного возраста, а также быть психологически готовыми к тому, что сложности переходного возраста в той или иной степени настигают каждую семью.

Симптомами переходного возраста становится целый ряд изменений во внешности. Причём, изменения эти у мальчиков и у девочек происходят по-разному. Поэтому и рассматривать признаки переходного возраста у мальчиков и признаки переходного возраста у девочек мы будем по отдельности.

Признаками переходного возраста у мальчиков являются следующие физиологические изменения:

  • примерно в 10-11 лет начинают увеличиваться в размерах яички и половой член;
  • в 11-12 лет начинается рост волос на лобке, появляется пигментация мошонки;
  • в 12-13 лет происходит дальнейший рост полового члена и яичек, а волосы на лобке становятся длиннее и гуще;
  • переходный возраст 14 лет приносит «ломку» голос. Ломка голоса происходит из-за увеличения размеров голосовых связок и развития мускулатуры и хрящей горла. Голос грубеет, становится более «мужественным». Окончательное становление голоса происходит примерно за два года;
  • появляются волосы в подмышечных областях, над верхней губой появляется первый пушок. Постепенно волосами покрываются руки, ноги, пах, лицо. Окончательно волосяной покров сформируется ко времени, когда переходной возраст закончится;
  • в этом же возрасте – в 13-14 лет - начинает бурно развиваться мускулатура. Плечи мальчиков становятся шире, да и сами они становятся выше и сильнее.
  • Практически у каждого мальчика-подростка появляются поллюции – так называется самопроизвольное семяизвержение во время сна. Это абсолютно нормальное явление, а появляется оно обычно в период от 10 до 14-16 лет.

Физиологическими признаками переходного возраста у девочек становятся такие возрастные изменения, как:

  • в 8-10 лет начинают расширяться кости таза, заметно округляются бёдра и ягодицы;
  • в 9-10 лет усиливается пигментация околососкового кружка, он припухает и начинает выступать;
  • в 10-11 лет на лобке и в подмышечных впадинах появляются первые волосы. Молочные железы продолжают расти и развиваться;
  • уже в 11-12 лет может наступить менструация, хотя чаще она начинается позже, в 13-14 лет;
  • в 15-16 лет менструальный цикл уже стабилизируется, месячные становятся постоянными и регулярными. Продолжается рост волос на лобке и подмышками.

И у мальчиков, и у девочек во время полового созревания наступает период усиленного роста. Пик роста выпадает примерно на 12 лет и может достигать в год 9-10 сантиметров. У девушек рост останавливается в 16-18 лет, юноши продолжают расти примерно до 20-22 лет.

В период полового созревания у большинства подростков появляются прыщи и чёрные точки на лице, спине и груди. Прыщи переходного возраста, так же как и чёрные точки и угри, появляются из-за изменения состояния кожи, которое происходит на фоне гормональных изменений в организме.

Но не только изменения во внешнем виде ребёнка говорят о том, что наступил переходный возраст. Есть симптомы и другого плана – меняется поведение ребёнка и даже его характер. Ещё только вчера ласковый и послушный ребёнок вдруг становится мнительным, обидчивым, грубым, категоричным. У него появляется привычка спорить с вами по любому поводу.

Эмоциональная нестабильность и максимализм, упрямство и грубость, часто переходящая в хамство – это тоже возрастная особенность, которая вызвана гормональными бурями в организме подростка. Подростковый возраст несёт изменения во всём, в том числе и в состоянии здоровья подростка. И проблемы психологического плана не могут не оказать дополнительную нагрузку на физическое состояние ребёнка. Основные трудности переходного возраста заключаются именно в этом сплетении физиологических и психологических проблем, которые становятся полной неожиданностью для самого подростка. Вступая на путь взросления, он даже не догадывается, какие испытания ждут его впереди! И очень часто организм подростка начинает давать сбои.

Болезни переходного возраста могут носить временный характер. Чаще всего недомогания вызваны тем, что некоторые органы и системы не успевают расти так же быстро, как растёт сам подросток, и поэтому не полностью справляются со своими функциями. В дальнейшем они «догоняют» в росте своего хозяина, и состояние подростка нормализуется. Наиболее часто встречающимися болезнями переходного возраста являются прыщи, вегетососудистая дистония и подростковые депрессии.

Вегетососудистая дистония - это нарушение в работе вегетативной нервной системы, являющейся регулятором внутреннего равновесия в организме. Такие нарушения возникают из-за гормональных процессов, происходящих в организме, а так же из-за психо-эмоциональных перегрузок, которым подвержены подростки. Симптомами этого заболевания являются учащённое сердцебиение, головокружение, потливость, пониженное давление, зябкость, боли в животе непонятного происхождения, повышенная утомляемость, раздражительность. Как правило, все эти явления исчезают, когда проходит переходный возраст.

Прыщи в переходном возрасте появляются почти у всех подростков – и у мальчиков, и у девочек. Появиться они могут на лице, спине, груди, реже – и на других участках тела. А причиной их появления является увеличившаяся выработка кожного сала вместе с закупоркой выводных протоков сальных желез.

Подростковые прыщи – проблема временная. Она актуальна только в подростковом и юношеском возрасте, а после завершения периода полового созревания обычно самостоятельно проходит. Но в особо серьёзных случаях следы от прыщей в виде шрамов и рубцов могут остаться на всю жизнь. В таких случаях необходимо обращаться за лечением к дерматологу. Помимо лечения, необходимо также постоянное очищение кожи от загрязнения и излишнего жира. А сбалансированное питание поможет ускорить борьбу с прыщами в переходном возрасте.

Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков - особенности переходного возраста девочек.
В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста у девочек, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Необходимо прислушиваться к своей дочери, помогать ей ненавязчивым советом, тактично направлять её к правильному решению. Ни в коем случае не стоит читать нотации или принуждать её что-либо сделать. И очень важно помнить – когда наступает переходный возраст у вашей дочери, все замечания по поводу её внешности вы должны делать как можно деликатней!

Проблемы переходного возраста у мальчиков начинаются чаще всего именно с того времени, как он начинает ощущать увеличение своей физической силы и половой активности. А особенностью переходного возраста у мальчиков можно назвать их постоянное ощущение потребности доказывать всему миру и, главное, самому себе, что он уже взрослый мужчина, а не маленький мальчик. Необходимость постоянно предъявлять доказательства своей мужественности лишает его душевного спокойствия и равновесия. В это время, как правило, кардинально меняется характер мальчика – подростка.

Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

Кроме того, часто, реализуя свою потребность в соперничестве, они постоянно и во всём пытаются быть лучше своих отцов – в спорте, во взаимоотношениях с людьми, в том числе и с противоположным полом – везде они пытаются доказать своё превосходство над отцом. И если сделать это не получается, а отец не сумел ещё с детства выстроить дружеские отношения с сыном, то именно мать становится объектом для выплёскивания агрессии. Переходный возраст у парней вызывает постоянное желание подчёркивать свою независимость от матери, от её «телячьих нежностей». И именно в переходном возрасте у парней появляется тот дух противоречия, который заставляет делать всё назло своей маме: отрастить волосы, когда она призывает к опрятности, завести девушку и проводить с ней всё своё время, когда надо думать об учёбе, начать курить, когда мама рассказывает о том, как это вредно…

Все знают, что с подростками очень трудно. Но задайте себе вопрос: а подростку разве легко с самим собой? Психология переходного возраста характеризуется преобладанием трагических взглядов, с постоянным ощущением отчаяния. По данным социологов, каждый десятый подросток задумывается о самоубийстве. А от каждого пятого можно услышать: «Так всё плохо, тоскливо и безнадёжно, что хочется забиться в уголок и плакать». Психологический кризис переходного возраста переживается подростками тяжелее всего. Всепоглощающее чувство одиночества и отчаяния страшны для неокрепшей психики подростка.

Каждый год примерно четыре из ста подростков переживают серьезные депрессии. И если такую депрессию не лечить, то ситуация может ухудшиться, ведь клиническая депрессия – это тяжёлое заболевание. Она может повлиять на мысли подростка, его поведение и на всё его здоровье.

Существует два вида подростковой депрессии:

  1. всепоглощающее чувство грусти, называемое главной депрессией, или психической, или реактивной депрессией,
  2. маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену расстройству и апатии приходит потребность в активной психической деятельности, которая зачастую приводит к свершению опрометчивых поступков. В частности, к попыткам самоубийства.

В настоящее время подростковое самоубийство стало второй после несчастных случаев причиной смерти. Очень часто попытки суицида оказываются неудачными, но, если девочки в основном после первой неудачной попытки останавливаются, то мальчики пытаются повторить свои попытки по несколько раз.

Если попытаться выявить основные причины, которые служат предпосылкой к подростковому самоубийству, то в первую очередь стоит назвать следующие:

  • глубокая депрессия;
  • семейные трудности, чаще всего – развод родителей;
  • нежелание взрослых принимать участие в подростковых проблемах.

Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

  • резкое снижение успеваемости без видимых причин;
  • потеря интереса к прежним увлечениям;
  • потеря аппетита и болезненное состояние;
  • появившаяся потребность в деньгах;
  • появляется замкнутость, отстранённость от друзей и семьи;
  • настроение подростка становится непредсказуемым, хотя преобладает агрессивность и вспыльчивость;
  • появляется асоциальное поведение;
  • сам подросток постоянно пытается делать вид, что ничего не происходит, и ничего странного в его поведении нет.

Начинать бить тревогу следует только в том случае, если все перечисленные изменения в поведении подростка проявляются в совокупности, ведь сам по себе переходный возраст симптомы имеет сходные. Только проявляются они чаще всего по отдельности. Но существуют и такие признаки, по которым уже вполне уверенно можно говорить о наркотической зависимости подростка:

  • полная апатия, которая вдруг резко сменяется на чрезмерно возбуждённое состояние;
  • постоянная ложь, которая не имеет видимой мотивации;
  • резкое ухудшение памяти и появление проблем с логическим мышлением;
  • изменение размера зрачков. От суженных в точку до расширенных с исчезновением радужки – зависит от принимаемого препарата, которое не зависит от освещения;
  • состояние, похожее на опьянение, но без запаха спиртного;
  • появление на языке налёта с коричневым оттенком, покраснение белков глаз, следы от уколов;
  • появление дома закопченной посуды, уксусной кислоты, растворителей, ацетона и т.д., шприцов и игл.

В том случае, если вы обнаружили такие признаки, то без малейшего колебания и как можно скорее необходимо обратиться к наркологу или психологу. Ни в коем случае не начинайте обвинять ребёнка, наоборот, найдите слова поддержки, которые дадут ему надежду. Помните о том, что это ваша общая беда, и искать пути избавления от неё вам придётся сообща.

С особенностями психологии переходного возраста приходится считаться и тем родителям, которым приходится бороться и с другой зависимостью подростков; не такой грозной, как зависимость от наркотиков, но и не такой уж безвредной, как кажется на первый взгляд – с игровой и компьютерной зависимостью.

Современные технологии стремительно развиваются, и развитие это имеет и негативную сторону, которая затронула в первую очередь детей. Психотерапевты и психологи разных стран уверены, что увлечённость детей телевизором, игровыми автоматами и интернетом становятся настоящим национальным бедствием. Последствия могут быть весьма плачевными, хоть и проявятся они не сразу, а по прошествии довольно продолжительного периода.

В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

Подросток начинает стремиться к самостоятельности, отдаляясь от родителей, при этом сознавая, что всё ещё продолжает быть зависимым от них. Такая зависимость тяготит его. В свою очередь родители чувствуют, что их ребёнок взрослеет, уходит из-под их влияния. У него появляются новые интересы, в которые он не хочет их посвящать. Всё это приводит к острым конфликтам и постоянным ссорам.

Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь – главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста – тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

Чаще вспоминайте о том, что вы сами когда-то были такими же, и вам тоже казалось в 14-15 лет, что вы уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно решать, как вам жить дальше. Такие воспоминания помогут вам понять, что в силу своего небольшого жизненного опыта подросток просто не может увидеть спорную ситуацию с другой точки зрения, отличной от его собственной. Ваша задача – научиться грамотно, незаметно для ершистого подростка контролировать ситуацию и ненавязчиво помогать ему в принятии верного решения.

Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни. Психологи считают такой подход наиболее эффективным.

Когда родители говорят подростку – на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам – такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст – то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

Доверяйте вашему ребёнку, научитесь искать компромиссы и с их помощью давать подростку большую свободу. Например, если подросток вдруг заявляет, что сегодня он придёт домой в двенадцать часов вечера вместо обычных девяти, то предложите ему вариант на выбор – в десять или одиннадцать часов.

Не старайтесь контролировать и его денежные расходы, если вы даёте ему карманные деньги. Даже наоборот – начните давать ему деньги не на один день, а на неделю. Пусть он почувствует себя финансово независимым, ведь теперь ему не придётся просить у вас деньги на какую-нибудь покупку, а к тому же он научится планировать свои расходы.

Психологи считают, что в период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

Безусловно, да, тяжело. И детям, для которых это настоящее испытание, и для их родителей, которые, хоть и готовы были к нему, но все случилось не так, как думалось… Сын, дочь совершенно не хотят слышать вас, уходят в себя, ведут себя, мягко говоря, неадекватно. Что же делать, чтобы смягчить этот момент?

Что происходит с ребенком

Каждая мама или папа будут называть симптомы переходного возраста, говоря о множестве моментов странного поведения, которые есть в их ребенке в этот период. Нет, везде будут какие-то отличительные моменты. Но дети все - как один! - чем-то похожи. А именно их всех выдает точнейший симптом - делать все наоборот!

Послушным был? Теперь идет вам наперекор во всем, не уступая ни на йоту. Был пунктуален и дисциплинирован в детстве? Теперь подросток приходит домой не вовремя, а позже, игнорируя просьбы родителей прийти в нужный час. В этот трудный период добрый ребенок превращается в черствого, при этом может одеваться жутко, красить волосы или лицо не менее жуткими красками и способами.

Именно в этот период большинство пробуют спиртное, сигарету, наркотики. И последствия почти всегда наружу - агрессия к домашним. А чувства? Тут вообще зашкаливают страсти. От неудавшейся любви несколько шагов даже до суицида… Или наоборот мальчик не интересуется девочкой, сидит дома и все тут. Неведомо, чем все это может закончиться, что у них, у подростков, в голове…

Долго ли длится переходный возраст

13-19, где-то такие рамки возрастные. Хотя все может как начаться, так и закончиться раньше либо позже. Для одних переходный возраст быстро и безболезненно почти проходит. Для других приход взрослости замедляется, усложняется. Понятно, что разницу такую дает либо социум, либо степень опеки родителей, или же физиология, психологическая готовность подростка к началу и концу периода.

Во всяком случае, метаморфозы сии могут состояться, если быть точнее, в 11-19лет.

Что такое переходный возраст ?

В этот период происходит становление новой личности. А потому тут, как и в хирургии, нужен особый подход к ребенку, понимание и осторожность.

Ребенок любит своих родителей с рождения, получив от них феноменальное чувство защищенности. Они кормят, обеспечивают всем, любят, заботятся по мере сил и пр. Как бы ребенка в детстве ни ругали, тот зависим от них и любит все равно, даже если родители - алкоголики, словом, неблагополучные люди.

Но приходит момент, когда дети желают быть самостоятельными. Они хотят сами за себя отвечать. Не понимая, что это нереально, ведь взрослая жизнь не сразу начинается. Но ребенок хочет, и его просто несет.

Ребенок странно выглядит, непредсказуемо себя ведет. Но те, кто знает своих детей, могут предусмотреть все, что они могут выдать в переходном возрасте.

Что делать?

Примите и поймите, что это нормальный процесс. Дети отрываются, переставая быть маленькими, от родителей. Ведь и вы хотели стать взрослым в эти годы, не так ли? Чтобы больше понимать их, ставьте себя на их место чаще.

Затем, поймите, что ребенок не был еще взрослым, и все его шаги - первые! Да, неумело сделанные, неправильно, странно, но сделаны, как и когда-то первые шаги в жизни. И снова у него попытка. Пусть пробует! Не пытайтесь ломать подростка, не отдаляйте его от себя, оставаясь другом! Тем, к кому он сразу может прийти за помощью…

Готовьтесь с малых лет своего ребенка к такому периоду. Взрослеют же все! Не пробуйте нивелировать его желания, навязывая что-то свое. И помните, что он взрослеет не только психически. Гормональный взрыв настолько может видоизменить его внешность и взаимоотношения с противоположным полом… Тем более, получив доступ к порнографическим ресурсам.

Могут измениться и отношения со сверстниками, тоже уже почти взрослыми людьми. Он многого в детстве был лишен, и теперь он сбит с толку - столько вокруг всего. Потому и ввязывается в плохие компании, чтобы не стать предметом для издевательств сверстников и т.д.

Посему воспитывайте ребенка, желая ему добра, так, чтобы для всех его переход во взрослую жизнь был таки смягчен. Чтобы не допустить фатальную ошибку...

Здравствуйте!Меня зовут Маргарита,мне 19 лет.Очень давно меня стал интересовать и даже тревожить вопрос по поводу моего поведения в обществе.Сколько себя помню,я всегда была очень нервным человеком,особено в отроческие годы.Во врем учёбы в начальной школе я на протяжение 5 лет страдала от травли одноклассников.Началось всё с 1-го класса с банального обзывания,после чего на протяжение этих 5 лет меня затравливал весь мой район.Я не могла нормально выйти на улицу-там постоянно крутились мои одноклассники,которые,увидев меня,начинали кричать:"Фуу,бомжа!"."Бомжой" я была для всей школы.Бывали случаи,что даже старшеклассники меня,девочку 8 лет,обзывали и всячески пытались унизить при своих товарищах.Даже некоторые взрослые работающие люди с моего района показывали пальцем на меня и говорили вещи,о которых тяжело вспоминать.Были драки,причём дралась я одна,за меня никто никогда не вставал,а дралась я с мальчиками по 4-5 человек.Из-за всего этого в конце 5-го класса пришлось поменять школу,в которой стали происходить похожие вещи,только там я была не бомжихой,а изгоем.Никто не знал,почему я перешла в другую школу,но одноклассники как будто чувствовали,что я уже знакома с травлей.Было очень обидно,когда меня опускали,как говорится,ниже плинтуса мои одноклассники;меня били они и ученики младших классов,Я никогда не смогу забыть эти глаза,глаза маленьких детей,которые были наполнены злостью и своеобразным азартом,когда они меня пытались ударить.Кидались грязью на улице,рвали мне одежду,плевали на неё и в лицо.И всё это делали дети,которые были на несколько классов младше меня.Одноклассники от случая к случаю давали понять,что мне не место у них в классе.Однажды я спросила у одноклассницы,почему ко мне такое отношение у всех,на что она сказала,что виновата только я,потому что не вхожу в контакт с ними.А ведь я действительно не особо говорила с людьми-сказался опыт со старой школой.Каждый день я просыпалась с мыслью,чтобы поскорее закончился этот день;приходила в школу и каждую свободную минуту стояла возле окна и проедала взглядом этот серый и грязный мир.А ведь он мне нравился-каждую весну я радовалась прилёту птиц,первым лучам солнца,проталинам,сладкому воздуху предлетних дней.Так продолжалось с 6 по 10 класс.В 10 классе я поняла,что не смоогу потянуть пресловутую математику,по которой я плохо успевала.Мне в конце 10-го класса в один из майских дней дали понять мои одноклассники,что мне пора уходить,сказав при этом фразу:"Пошла вон отсюда!Ты чужая здесь!".Обиды никакой не было,так как я знала,что совсем скоро я перейду в мед.училище.Так и случилось-в конце 10-го класса я забрала документы и поступила в училище.У меня никогда не было столького количества людей,с которыми я так хорошо общалась бы.Всё было прекрасно,если бы не моя должность старосты,из-за которой меня возненавидела сильная половина группы.Меня доводили до истерик,обвиняли во всех смертных грехах,а потом просили прощение.Я не особо обижаюсь сейчас на этих людей,потому как они были для меня всё-таки ближе,чем все те,с кем я училась до этого.
У меня никогда не было парней,мне говорили,что я страшная и худая(мой высокий рост не соответствовал маленькому весу).Всё изменилось с приходом в училище,но не сразу,а на 2-м курсе,когда мой одногруппник перешёл на другое отделение,а незадолго до этого мы стали с ним общаться как друзья.Потом начали встречаться,я влюбилась в него,хоть красотой он совсем не блистал.И вот тут-то начался кошмар: на фоне отношений стали возникать ссоры,инициатором которых былп я.Мне не нравилось,что мой парень слушает тяжёлый рок и постоянно играет в компьютерные игры.Из-за этого мы много раз расходились и сходились.Было несколько раз,что я его очень сильно ударяла по лицу и телу кулаками,после чего он плакал.Да-да,плакал,а я,выйдя из своих эмоций,просила у него прощение,и он прощал.В конечном итоге я поняла,что чем дальше,тем хуже,и рассталась с ним.
То же самое происходило и в семье .Живу я с детства с мамой(родители в разводе,но отец всячески помогает),до 13 лет жили с бабушкой,которая была настоящим тираном:била меня каждый день,унижала и плюс ко всему этому она пила.И случалось,что когда она уходила пить в соседний район на окраине города,брав меня с собой.Мама работала на рынке,но выходных не было,поэтому всё воспитание легло на бабушку.И вот,под запах самогона и солёных огурцов,которые я никогда не забуду,я возрасте 5-6 лет просиживала вместе со своей бабушкой в гостях у пьяниц.Было страшно,было обиднл,но сделать ничего не могла я-один шаг в сторону бабушки,и доза ударов получена.Один раз она в состоянии алкогольного опьянения накинулась на меня с ножом,вытолкнув меня на дорогу.Машин,слава Богу,не было.Так проходило моё детство,а когда бабушка съехала в другую квартиру,мы остались с мамой жить вдвоём.Она в результате работы получила психическое заболевание,из-за которого стала инвалидом.Я стала замечать,что случаются такие моменты,что меня начинает что-то раздражать в ней,и я слетаю с катушек: начинаю кричать на неё грубым,даже звериным голосом,а так же могу ударить её.Когда прихожу в себя,то понимаю,что сделала,обещаю себе сдерживаться,но всё это повторяется и повторяется изо дня в день.Были мысли о суициде,но страх боли и смерти больше,чем желание уйти из жизни.Но и жить так тоже не могу.Я люблю свою маму и не хочу,чтобы она страдала из-за меня.В последнее время я часто стала уходить в апатию -мне хочется куда-то дется,только бы не делать никому больно.Идёт постоянное давление изнутри на саму себя,желание сделать что-то с собой.Кажется,что я бегаю возле угла,пытаюсь выпрыгнуть,проползти снизу,разбить его,но всё безрезультатно-он огромен и тёмен,а где-то сзади есть свет,на который почему-то я не бегу.Друзей нет,парня теперь тоже,а все люди меня считают если не изгоем,то стервой.Я превратилась в ничтожество,которое ненавижу.Несмотря на то,что я жалуюсь на жизнь и мне всё время всё плохо,оптимистические ноты всё же присутствуют во мне,хоть и в небольшом количестве.
Знаю,что это поведнние копировано с бабушки,но как его уничтожить-не могу понять.Обращалась за помощью к психологу ,но раскрыться полностью не смогла-стыдно за то,что делаю.Помогите разобраться,пожалуйста,что со мной происходит: проблема психологическая или надо обращаться к психиатру?Как можно научиться контролировать свои эмоции и не предаваться желанию ударить человека?

По мере взросления школьника у родителей возникает масса вопросов, часть из них о половом развитии своего ребенка. Меняется не только поведение и настроение, усиливается психическое, физическое развитие. Половое созревание мальчиков, девочек наступает в разное время, для каждого случая это индивидуальный процесс, который начинается с интенсивного роста.

Что такое пубертатный период

Период с 10 до 16 лет – это то непростое время, когда наблюдается переходный возраст у представителей сильного пола. Длиться он может меньше указанного интервала, а заканчивается также неожиданно, как начался. Физиологические изменения в переходном возрасте завершаются способностью организма к размножению, когда некогда ребенок превращается во взрослого мужчину. Кроме того, происходят радикальные перемены в психологии, мировосприятии, отношении к окружающему миру. Для родителей переходный возраст – глобальная проблема, на преодоление которой уходят годы.

Когда начинается половое созревание у мальчиков

Ответ на вопрос, сколько у мальчиков длится переходный возраст, неоднозначный, имеет свои индивидуальные особенности. У одних школьников он начинается в 9 лет, а другие не ощущают первых симптомов к 11 годам. Перестройка подросткового организма стартует с 10 лет, а заканчивается постпубертатный период ближе к 16 годам. Такое переходное состояние начинается гормональным всплеском. Мальчик не осознает таких перемен, но для всех окружающих они очевидны. Пубертатный возраст протекает в несколько этапов – каждому свойственны разные симптомы.

Физиологические признаки полового созревания

Мальчик в переходном возрасте 10 лет стремительно растет, вытягивается. Мама и папа могут заметить, что его рост увеличился на 10-12 см, это не предел. Голос начинает ломаться, поэтому порой подростка собеседника очень сложно узнать при телефонном разговоре. Мальчики становятся шире в плечах, а причина этому активный рост костей, усиленный набор мышечной массы.

Переходный возраст у мальчиков дополняет половое развитие, повышенная растительность на теле. Многие юноши в этот непростой период стремятся отрастить бороду, чтобы выглядеть гораздо старше своих лет, привлекать внимание девушек. Всплеск гормонов делает парня нервным и раздражительным, имеет место нестабильность мужской ЦНС. В таком состоянии подростку свойственны симптомы гиперактивности либо, наоборот, очевидные признаки депрессии. Так сын становится мужчиной, и взрослые должны это принять.

На лице может появиться угревая сыпь, не исключены симптомы акне. Это временное явление, которое доставляет дискомфорт, внутреннюю неуверенность в себе, прививает комплекс неполноценности. Из внешних перемен стоит добавить проявления пигментации кожи, повышенное потоотделение по причине усиленной работы сальных желез. Волосы могут изменить свою структуру, а появляются не только по всему телу, но и в особенно пикантных местах.

Психологические изменения

Переходному возрасту у мальчиков свойственна повышенная чувствительность и серьезная заинтересованность представительницами противоположного пола. Отныне он испытывает не только эмоциональное, но и физическое влечение, стремится добиться объекта вожделения. Так зарождаются первые отношения, появляется любимая девушка и пылкость чувств. В семье происходит полное непонимание, и мальчик может даже уйти из дома.

Период полового созревания – это трудное время, когда мальчики-подростки считают себя излишне взрослыми и могут попасть в сомнительную компанию. Ими движет любопытство и желание показать себя, свое я. Однако недостаток жизненного опыта приводит к колоссальным проблемам. У подростка с родителями наблюдается парная игра: он старается всеми способами отделиться от них, а они возвращают его в семью. Конфликт поколений очевиден, переходный возраст у мальчиков может несколько затянуться.

Что важно знать родителям

  1. Подростковый возраст у мальчиков необходимо просто пережить, тем более это неприятное явление рано или поздно все равно проходит. Папа и мама должны быть не просто мудрее, но и проявить выдержку, лояльность, сохранить в семье дипломатические отношения, при этом не выпускать свое чадо из-под контроля. Один промах – и переходный возраст может перечеркнуть взрослую жизнь.
  2. В переходном возрасте у подростка происходит физическое и эмоциональное развитие, и ломка голоса – не единственный признак взросления. Продуктивная сперма и необдуманные поступки могут привести к раннему отцовству. Чтобы этого не произошло, взрослые должны беседовать с сыном, рассказывать ему о принципах и стремлениях взрослых людей, стать образцом для подражания.
  3. Когда определенные трудности переходного возраста у мальчиков сложно преодолеть, необходимо обязательно воспользоваться помощью психолога, но ни в коем случае не давить на подростка своим авторитетом, жизненным опытом, тоталитарной позицией. Если своевременно найти общий язык, то это сложное время пролетит для встревоженных родителей одним мгновением.

Видео: характеристика подросткового возраста

Переходный возраст - трудный период. Труден он и для родителей, еще бы, ведь ребенок выходит из под контроля, становится неуправляемым или наоборот, чересчур замкнутым, ведет себя, казалось бы, совершенно неадекватно. А как труден он для самого ребенка: это пора становления нового человека и в этот хрупкий период может случиться все, что угодно. Давайте разберемся, что происходит с человеком в переходном возрасте, почему он так изменяется и что должны делать родители, чтобы этот период прошел наиболее мягко и без эксцессов.

При просьбе назвать симптомы переходного возраста, любой родитель подростка начнет перечислять множественные случаи странного поведения, которое появилось в его ребенке с приходом переходного возраста. И хотя у каждого будет свой рассказ и своя история, но мы увидим одну исключительную похожесть всех детей в этот период: верный признак переходного возраста - это всегда выворачивание наизнанку своих лучших качеств. Например, ребенок в детстве был послушным, а в подростковом возрасте начинает идти наперекор родителям, при этом упираясь изо всех сил. Или, другой пример, ребенок всегда был дисциплинированным и пунктуальным. Если мама сказала - быть дома в восемь вечера, ни минуты позже ребенок не придет домой. Когда же начался трудный, переходный возраст, ребенок наоборот, начинает приходить домой позже, как будто не слыша указаний родителей о времени, а то и вообще под утро. Еще один пример, добрый, отзывчивый ребенок становится инфантильным, черствым, вызывающе одевается, красит голову в яркий цвет и так далее.

По статистике, многие подростки в переходном возрасте начинаются первые пробовать алкоголь, курить, пробовать наркотики. Не у всех это проходит без последствий, множество начинают проявлять себя агрессивно по направлению к домочадцам. Что уже говорить о первых любовных увлечениях в переходном возрасте: тут и страсть, от которой сносит крышу, и ссоры, которые кипят и бушуют, и окончания первой любви, после которого подросток чуть ли не хочет выброситься в окно, потому что жизнь закончена и не имеет смысла. А есть и такие дети, которые в переходном возрасте не интересуются противоположным полом, что еще больше настораживает родителей: уже все мальчики дружат с девочками и наоборот, а этот или эта сидит сам по себе и в ус не дует - не это ли странно? Все в переходном возрасте на максимуме, все не понятно и... страшно, ведь неизвестно, чем это может закончиться.

Что же это за период такой странный: переходный возраст, почему и когда он происходит, и главное - почему дети становятся такими странными в это время?

Сколько длится переходный возраст?

В английском языке подростков называют тинейджерами от приставки -teen, которая появляется у цифр от 13 до 19. Таким образом, переходный возраст обозначается именно этим возрастным периодом - 13-19 лет. Но на самом деле у каждого человека переходный возраст может начаться как раньше, так и позже. И так же закончиться в разное время.

Одни дети очень быстро переживают переходный возраст, и буквально за пару лет превращаются во взрослых. У других это происходит более медленно. Такая нечеткая граница в переходном возрасте для разных людей обуславливается разным влиянием социума, большей или меньшей опекой от родителей, а также физиологической особенностью самого человека, его психологической готовностью к переходному возрасту и выходу из него.

Так или иначе, а действительно метаморфозы с человеком происходят приблизительно с 11-12 лет и до 17-19 лет.

Что такое переходный возраст?

Прежде чем описывать, что такое этот период жизни человека, нужно принять один неоспоримый факт: переходный возраст - на самом деле один из самых тяжелых периодов в жизни человека. Это период становления новой личности и необходимо к любым проявлениям подростка относится более чем с пониманием, осторожностью.

Когда ребенок рождается на свет, он получает сразу же одно очень важное ощущение от своих родителей - это чувство защищенности от внешних факторов. Мама дает ему пищу, родители обеспечивают его, дарят, в меру своих сил, тепло, заботу, любовь. Даже если мама часто наказывает (заслуженно) ребенка, а папа ругает его, требует от него лучших оценок, послушания, ребенок все же ощущает свою зависимость от них. В независимости от того, какая у ребенка мама, королева или алкоголичка, ребенок по-настоящему любит ее и ожидает получить от нее то, что она должна ему дать.

Но детство заканчивается. И заканчивается оно именно тем, что ребенок начинает хотеть быть самостоятельным, отдельным человеком. Он вдруг ощущает желание самому отвечать за себя, за свою жизнь. Конечно, в начале переходного возраста он еще не понимает этого, не отдает себе отчет в том, что это именно так. Он просто пытается «пробовать» взрослую жизнь. Кто-то потихоньку, а кто-то - сразу со всей дури, как говорится. И тут... понеслась. При этом симптомы и признаки переходного возраста варьируются от и до.

Симптомы переходного возраста

На первый взгляд подростки выглядят весьма непонятными, странными, кто-то скажет, даже ненормальными. Но это только так кажется. Если взглянуть на них через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана, все встанет на свои места. Любой родитель может точно, до мелочи спрогнозировать действия своего ребенка в переходном возрасте. Это не то, что просто просчитывается, это становится очевидным, как то, что дважды два четыре. Научиться такому пониманию собственных детей можно на тренинге, который проходит в интернете, онлайн.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке .
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Хотите знать как правильно воспитывать детей, лучше понимать их? Приглашаем вас посетить тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вступительная часть лекций абсолютно бесплатна и доступна всем желающим по регистрации .

Что делать родителям в переходный возраст ребенка?

Для начала необходимо понять и принять, что переходный возраст - это нормальный процесс, когда ребенок перестает быть ребенком, то есть отрывается от мамы и папы. Это не что иное, как положительное происшествие, ведь любой человек должен стать взрослым.

Некоторые дети позднее других входят в подростковую фазу развития, меньше других или вообще не интересуются противоположным полом, становятся очень замкнутыми и малообщительными во время того, как у их сверстников начинается переходный возраст. Они могут совершенно не интересоваться вечеринками, алкоголем и тому подобной, как им кажется, ерундой. С одной стороны - это хорошо для родителей, но не стоит слишком радоваться данному факту, ведь ребенок не проходит важную фазу развития, а значит, пропускает или отстрачивает нечто очень важное для него. Для того, чтобы больше понимать таких детей, читайте подборку статей о людях со звуковым вектором .

Второе, что необходимо понять - дети никогда еще не были взрослыми, поэтому все шаги они делают впервые в жизни. Естественно, они делают это неумело, странно, неправильно. Подумайте, ведь когда ребенок, будучи годовалым малышом, пытался впервые в жизни самостоятельно пойти, отпихивая руку мамы и падая, это выглядело забавно и умилительно до слез. Это была его первая проба, его попытка самостоятельно двигаться - это было чудесно. Такой же пробой в жизни для него в переходном возрасте становится желание самостоятельно управлять собственным временем, выбирать увлечения, любимое дело, друзей и так далее. Конечно, рвота подростка у порога или одна половина волос головы синего цвета, а другая - вообще побритая, выглядят не так уж мило, как первый, неумелый шаг малыша, но в серьезности и важности данного события - они равные.

Единственная задача родителей в переходном возрасте не отдалиться от ребенка, а остаться его другом, который все понимает, и может оказать психологическую поддержку в случае непредвиденной ситуации. Это - самый оптимальный сценарий, ведь родитель, старший по годам человек, может упредить негативные ситуации, помочь в непростых, спорных моментах, ответить на довольно простые жизненные вопросы, которые ставят подростка в тупик лишь из-за его неопытности.

К сожалению, большинство родителей, не понимая этой простой истины, уже с началом переходного возраста у ребенка, напрочь отдаляются от него, пытаясь вмешаться в и так сложный, хрупкий процесс становления новой личности. Общение между взрослыми и детьми в переходном возрасте превращается в стресс, сплошное непонимание, которое зачастую остается на всю жизнь.

Родители уже с раннего возраста ребенка должны готовиться к тому факту, что ребенок вырастет и станет взрослым. Самой большой ошибкой родителей является полностью нивелировать желания ребенка и пытаться навязать ему свое понимание жизни.

Необходимо понимать, что ребенок в переходном возрасте взрослеет не только психически, но и физически. Именно тогда происходит гормональный взрыв, который очень сильно видоизменяет как внешность ребенка, так и его взаимоотношения с противоположным полом. Сегодня подростки легко получают доступ к порнографическим сайтам, не удивительно, что они слишком рано по возрасту пробуют сексуальные взаимоотношения. И существует огромная угроза ранней беременности в подростковом возрасте, и родители должны приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Подростки, невзирая на всю браваду, на самом деле в переходном возрасте еще все же не полностью взрослые и морально не готовы к появлению собственного потомства. Поэтому такой разовый опыт может превратиться в настоящую трагедию всей будущей жизни.

В переходном возрасте происходит и становление отношений ребенка со сверстниками, которые тоже уже почти взрослые люди. Самые большие проблемы возникают в этот момент у тех детей, которых с раннего возраста развивали только в интеллектуальном плане, и полностью нивелировалась их социализация. Например, ребенка с 1-2 лет учили 5 иностранным языкам, с 4-х лет обучали игре на скрипке и фортепиано, математике, физике, развивали таланты и все это с бабушкой, мамой и кучей взрослых репетиторов. Ребенок был полностью лишен общения со сверстниками в таком важном для него возрасте до 6-7 лет. Родители, желая ребенку всего самого лучшего, на самом деле лишили его этого самого лучшего: возможности в раннем детстве проиграть общение во взрослой жизни, то, что нормальным образом происходит в детском саду . Зачастую таким детям в переходном возрасте не позавидуешь: они полностью и абсолютно сбиты с толку и могут совершать поступки, граничащие с угрозой для жизни - ввязываться в плохие компании, заводить отношения с неприятными людьми, употреблять наркотики, стать предметом для избиваний и издевок со стороны сверстников и так далее.

Что еще почитать