Почитай мужа своего библия. Библейские принципы семейной жизни. Семья должна создаваться на всю жизнь

То говорит Библия о роли мужа в браке?
18 мая 2010 в 11:32
Источник: nehemiah
Гайдпаркер: Константин Стариков
385 просмотров
Рейтинг +84
Обсудить (23)

Постмодернизм в котором мы живем, пытается перевернуть основополагающие ценности и изменить мышление людей в понимании вещей. Женщины, где по собственному желанию, где из нужды взяли на себя роль мужа и это приводит к дисгармонии как в семье, так и в обществе. Поскольку мы хотим жить согласно цели, для которой сотворил нас Бог, поскольку мы хотим иметь сильные семьи и хотим во всем отображать образ Божий, очень важно для каждого мужчины знать, что ожидает от него Бог в браке. Для каждой женщины необходимо знать роль мужа, чтобы не препятствовать, но наоборот, помогать и воодушевлять мужа на роль, данную Богом для него. Итак, какова роль мужа в браке?

Любить жену

В послании к Ефесянам Апостол Павел написал:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Ефесянам 5:25-33)

Это самая важная заповедь, касающаяся роли мужа в браке и ее осуществление ведет за собой восполнение окружающих его людей. От каждого мужчины Бог ожидает такой же любви к жене, как у Христа к Церкви и как кто-то любит свое собственное тело. Когда мужчина показывает такую любовь к своей жене, через это будет видна всем людям любовь, которую имеет Иисус Христос к Своей Церкви.

Восхищаться женой

Когда Бог создал Адама и Еву, первого мужчину и первую женщину, вот что сказал мужчина, когда увидел в первый раз женщину:

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Бытие 2:23)

Выражение «вот» показывает восхищение кем-то, кого долго желал и ожидал. Такое отношение должен иметь каждый мужчина к своей жене во все дни их брака.

Оставить своих родителей

После прочтения заглавия нашей статьи, читатель может подумать, что этот пункт не входит в нашу тему. Но это не так. Когда Бог привел Еву к Адаму, он сказал:

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Бытие 2:24)

Этим Бог не хочет сказать, что дети должны пренебрегать родителями или не заботиться о них. Но с момента заключения брака каждый мужчина должен осознавать, что отношения с женой является приоритетом и не предполагают, чтобы родители контролировали эти отношения или манипулировали. Мудрые родители не будут никогда этого делать, но не все родители такие мудрые. Знаю одного мужчину, который после брака оставил своей маме возможность контролировать их, что дошло до того, что мама держала у себя их деньги и решала какую одежду покупать его жене. Их брак не продлился долго, а он стал очень несчастным. Я конечно же не один раз предупреждал его о таком конце, если он не оставит свою мать и не прилепится к своей жене. В это же время, каждый мужчина должен осознавать, что когда он женится, он должен содержать свою семью и заботиться о своих родителях и родителях своей жены. А если родители готовы поддерживать молодую семью материально в определенный период времени, принимать это как благословение, а не как что-то должное.

Прилепиться к своей жене

Первоначальное понятие этой заповеди касается интимных отношений, инициатором которых должен быть мужчина. Пусть кто-то не думает, что это греховно или ошибочно, чтобы жена проявляла инициативу в интимных отношениях. Только каждый мужчина должен знать, что Бог хочет, чтобы он проявлял инициативу, как в отношении созидания с семьей своей, так и в других аспектах жизни. Когда возникают трудные ситуации в семье, от мужчины ожидается быть тем, кто ищет решение, кто принимает правильное отношение и действует в разрешении этой трудной ситуации.

Будь открытым в отношениях со своей женой

В этой же 2 главе из книги Бытия, написано:

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие 2:25)

Выражение «были оба наги» включает больше, чем отсутствие одежды. Мужчина и женщины были открыты друг перед другом, имея откровенные отношения, в которых никто не прячет ничего от другого и не боится говорить свои мысли другому, боясь быть осужденным.

Быть главою жены

Я заметил однажды во время одного бракосочетания, как мужчина, услышав эту истину, он подтолкнул жену и сказал: «Слышишь? Хорошо подумай о чем говорит священник!» А когда я преподавал курс «Брак без сожаления» много раз видел как женщины, которые не знали раньше Слова Божьего, когда доходили до этой темы были не благодарны. Но это порядок, установленный Богом:

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава- муж, а Христу глава- Бог. (1 Коринфянам 11:3)

Христос, будучи нашей Главой заботится о нас, защищает и жертвует Собой ради нас. Таким же образом и от каждого мужчины требуется быть главой жены, а не только тем, кто отдает приказы и авторитетно навязывает свою волю. Да поможет Бог каждому мужу вести себя со своей женой так, как ведет Себя Иисус Христос с нами.

Оказывать честь жене

Очень тяжело для некоторых мужчин понять, почему женщины ожидают, чтобы с ними обращались уважительно, как например, подавали руку перед выходом из автобуса или на лестнице. Но так поступать учит Бог:

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1Петра 3:7)

Да поможет Бог всем мужьям исполнить роль, данную Богом и таким образом представить миру характер Господа нашего Иисуса Христа.
с gidepark.ru

Джей Э. Адамс

В наши дни колеблются устои человеческого общест­ва. Нет ни малейшего сомнения в том, что нравственные ценности и общепринятые обычаи подвергаются нападкам со всех сторон. Бросается вызов как основным жизненным принципам, так и вековой морали. Старые обычаи, как хорошие, так и плохие, отвергаются молодыми людьми. Не­которые из них действительно следует отвергнуть. Давайте внесем ясность в данный вопрос: многие старые традиции никогда не соответствовали Библии. Но мы слышим так­же о молодых людях, идущих намного дальше: некоторые из них начинают подрывать корни, пытаясь разрушить са­му основу общества как такового. Например, задаются вопросы по поводу брака с испытательным сроком продол­жительностью в два или три года. Некоторые полагают, что брак, подобно страховке, можно продлевать ежегодно. Когда подобные предложения высказываются со всей се­рьезностью, христиане должны напомнить людям о том, что говорит о семье и браке Библия.

Установление брачных отношений не является случайным. Изучение брака, семьи и семейной жизни - это изучение самого основного, фундаментального общест­венного института. Церковь (формально) еще не была утверждена, когда Бог создал первую семью. Государство как официальное образование еще не существовало, когда появилась семья. Семья - это основа всего, она была создана первой, поскольку является фундаментом общества. Мы обязаны прилагать все усилия к сохранению семьи, потому что ей уделяется первостепенное значение в Писании. Усилия врага направлены на прекращение существования семьи как таковой, и мы попадем в большую беду, если не защитим ее от вражеских нападок. Чтобы быть способными защитить ее, христианам совер­шенно необходимо понимать и заново утверждать биб­лейские принципы, касающиеся семейной жизни.

Первый принцип, о котором следует напомнить, со­стоит в том, что брак учрежден Богом. Он не является чем-то необязательным. Было бы совершенно неправильно представлять себе, что однажды ночью в одной из пе­щер при мерцающем свете костра группа людей, ведших прежде беспорядочную половую жизнь, вдруг решила, что заключение брака было бы хорошей идеей. Брак - это не социальное соглашение, которое придумали люди, поняв, что в 1ечение некоторого времени от него будет польза обществу. Если бы дело обстояло именно так, то мы, возможно, стали бы придумывать что-нибудь полу­чше. И действительно, некоторые люди, считающие брак чем-то необязательным, полагают, что есть другие вари­анты. «Брак был хорош только для определенного периода в истории человечества, - говорят они, - но мы вы­росли из него как из старого костюма. Сегодня нам нужен костюм большего размера. Теперь, когда аборты узаконены и у нас есть противозачаточные средства, брак большей частью утратил свою полезность». Нет, все эти доводы не имеют никакого отношения к браку. Многие идеи и вещи в этой жизни хороши лишь для определен­ного периода времени, и от них приходится отказывать­ся, когда появляется что-то лучшее. Однако брак не таков. Он является фундаментом человеческого общества, потому что Бог заповедал его на все времена, а не только на какой-то короткий период мировой истории.

Первая свадьба состоялась в Едемском саду, где Сам Бог проводил церемонию бракосочетания. Полезно обратить внимание на слово, которое используется Богом для описания брака. Это слово «завет». В книге Притчей Бог предостерегает против блудницы, которая льстит своими словами и которая «оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (2:17). Она оставила мужа, с которым вступила в брак в юности, и Бог обвиняет ее за то, что она забыла (нарушила) Его завет. Супружество, поэтому, является заветом, установленным Богом. В Пи­сании завет - это торжественное соглашение между правителем и подчиненным. Первый предлагает завет второму. Соблюдение завета влечет за собой благословение, а его нарушение - проклятие. Вступая в завет, человек за­ключает самое торжественное соглашение, накладываю­щее на него самые серьезные обязательства.

Пророк Малахия также рассматривает брак как завет. В то время Бог отказался принимать жертвоприношения от Своего народа. Они стали спрашивать: «Почему?» И Он ответил им: «Вы скажете: „за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (2:14). Бог доказывает, что жена является подругой (товарищем) и женой в соответствии с заветом. Брак - это завет, заключенный в присутствии Бога. Бог учредил брак; и он не является чем-то необязательным. Мы не имеем права относиться к браку так, как нам хочется, и вступать в брачные отношения, где и когда нам заблагорассудится. Это самый первый, самый решающий и самый основной фактор.

Во-вторых, поскольку брак от Бога, то он хорош. Брак был учрежден до грехопадения человека. Слыша, что некоторые люди говорят о браке, как они подшучивают над ним и пренебрежительно отзываются о супружеской жизни, можно подумать, что брак был придуман сатаной. Возможно, некоторым будет трудно согласиться с тем, что брак хорош. Некоторые считают брак чем-то греховным или низшим, воспринимая его как меньшее из двух зол вследствие сексуальных отношений между супругами. Брак - это Божие установление, и секс хорош. Брачные отношения были установлены для того, чтобы являться благословением, чтобы делать человека радост­ным и счастливым. Одна женщина задала вопрос на хри­стианской конференции: «Не думаете ли вы, что половой акт вызывает отвращение?» На это следует ответить: «Нет!» Сексуальные отношения являются святыми, пра­ведными и непорочными, если только они не осквернены грехом. Брак хорош, поскольку он от Бога. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» - пишет автор По­слания к евреям (13:4). В Послании к ефесянам Павел сравнивает супружеские отношения с теми святыми от­ношениями, которые существуют между Иисусом Хри­стом и Его церковью (5:22-33). Именно такими должны и могут быть отношения между мужем и женой. В книге Откровение Иисус сравнивает взаимоотношения между Ним Самим и Его народом с отношениями, которые су­ществуют между женихом и невестой (19:7-9; 21:2). Со­вершенно очевидно, что Бог рассматривает брак как свя­той и праведный союз.

Если брак не является греховным, то, может быть, он все же нежелателен? Может быть, безбрачие пред­почтительнее? Некоторые люди именно так понимают слова Павла, записанные в 1 Коринфянам 7:26. В этом отрывке Павел указывает на некоторые преимущества безбрачия, а также на неудобства, которые могут быть вызваны браком. Однако причина, по которой Павел за­трагивает вопрос безбрачия, не имеет никакого отноше­ния к общим правилам. Она связана с конкретной, осо­бой ситуацией. Павел предвидел ужасную кровавую ба­ню, через которую скоро должна была пройти церковь. Он, по сути, говорит следующее: «Все, о чем я пишу вам, и все, что я хочу, чтобы вы поняли, относится к браку, который рассматривается во свете нынешней мировой ситуации». Прислушайтесь к его словам: «По настоящей нужде (ввиду нынешних бедствий - в английском переводе Библии) за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (1 Кор. 7:26). Павел не говорит здесь, что не состоять в браке лучше, нежели состо­ять в нем. Он показывает, что во время гонений безбрачиє имеет преимущество перед браком. Над церковью нависла реальная угроза преследований

Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и ра­дующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся ми­ром сим, как не пользующиеся... (1 Кор. 7:29- 31).

Павел говорит здесь о безбрачии как о крайней, экс­тренной мере. Совершенно очевидно, что отдельным лич­ностям, не состоящим в браке, легче переносить гонения и преследования, нежели целым семьям. Не позволяйте, поэтому, никому убеждать вас в том, что Писание рекомендует безбрачие, возводя его в более высокий ранг по сравнению с браком. В 7-й главе Первого послания к ко­ринфянам Павел пишет об исключительной ситуации; он не считает безбрачие нормой или образцом поведения.

Нормальным состоянием для человека является брак. Муж и жена (а не два одиноких человека) были помеще­ны в сад Едемский. Безбрачие - это исключение; оно требует особого дара. Действительно, Бог конкретно ска­зал, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Он настаивает, что нормальным состоянием является то состояние, когда мужчина оставит отца и мать и «прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Бог установил брак для того, чтобы он служил Его целям. Эти цели указаны в Писании. Невозможно все их перечислить здесь; их очень много, и они разнообразны. Однако некоторые из них, являющиеся самыми главными, все же следует рассмотреть.

Во второй главе книги Бытие мы находим интерес­ные слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть чело­веку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (стих 18). Затем Бог взял одно из ребер Адама и создал из него женщину. Бог сотворил ее как «помощни­ка» для человека. Почему? Да потому, что «не хорошо быть человеку одному». Если бы брак был чем-то нежелательным, то Бог никогда бы не произнес этих слов. Обычное, нормальное и естественное состояние - это жизнь в браке. Некоторые всю свою жизнь проживут вне брака. Есть люди, которым Бог дал особый дар безбрачия. Именно об этом говорит Павел в седьмой главе Первого послания к коринфянам. Но Бог создал жену для Адама, потому что Он сказал, что безбрачие нехорошо. Поэтому для человека лучше состоять в браке. Один лишь взгляд на жилище холостяка (хотя это лишь один из аспектов) подтверждает данную истину. Быть одино­ким нехорошо в любом смысле. Как правило, мужчине нужна женщина.

Теперь давайте разберемся, что из себя представляет женщина. Почему и зачем она была сотворена? Почему не был создан лишь мужчина? Что женщина должна де­лать? Она, главным образом, должна быть (в соответст­вии со стихом 18) помощником. Но она должна быть не просто помощником. Она должна быть помощником, ко­торый соответствует мужчине. Что это значит? Это зна­чит, что женщина является помощником, который подхо­дит для человека. Она соответствует человеку и дополняет его во всех отношениях. Она делает мужчину завершенным и полноценным. Существует несколько различ­ных переводов слова «соответственный».

Бог сотворил женщину, потому что человек нуждал­ся в ее помощи. Это основной библейский принцип. Женщина была создана как помощник, соответствующий мужчине, чтобы жить вместе с ним, помогая ему во всем. Это еще один принцип. Представление о женщине как о помощнике является основной концепцией, которую утратили многие современные семьи. Это тот главный принцип, который более не применяется в современном обществе. Женщина больше не видит себя в роли по­мощника. Наоборот, многие женщины считают, что именно им должна оказываться помощь. Или современ­ная женщина думает о себе как о личности, которая за­нимает точно такое же положение, как и ее муж. У нее может быть много различных представлений о своей ро­ли в семье, однако среди них очень часто отсутствует представление о том, что она должна быть помощником мужу. Однако именно это слово является определяющим по отношению к ее роли в семье.

Продолжая наше обсуждение, мы увидим, что жен­щина становится действительно свободной, когда рассматривает себя как помощника. Различные движения за освобождение женщин, отказывающиеся признать данную истину, непреднамеренно ввергают женщину в рабство. Лишь понимая свою роль в семье и живя в соответ­ствии с этой ролью перед Богом и своим мужем, женщи­на обретает подлинную свободу. Для нее нет другого способа стать истинно свободной. Однако в настоящий момент вам следует сосредоточить все внимание на одной мысли: женщина была создана для того, чтобы помогать мужу.

Как помощник она дополняет мужа, соответствует ему, удовлетворяет его и делает его полноценным. Муж и жена становятся одной плотью (Быт. 2:24). Вместе они об­разуют единое целое. Соединяясь друг с другом в физиче­ском, интеллектуальном и эмоциональном плане, они обретают полноту, которой не имели прежде. Они сливаются друг с другом. Разрежьте апельсин на две неравные части. Обе половины будут соответствовать друг другу. Будучи соединенными вместе, они точно подходят друг ко другу. Одна половина дополняет другую половину, образуя целый апельсин. Вот какой смысл имеет данный стих. Бог сотворил помощника, который полностью соответствовал сотворенному Им человеку, так что, когда мужчина и женщина сходятся вместе, они дополняют друг друга, становясь единым целым.

Мужчине нужна была женщина, которая бы дополняла его. Вот почему «не хорошо быть человеку одному». Хотя об этом не говорится, однако и женщине нужен был мужчина, чтобы она могла чувствовать полноту и завершенность. Когда Бог дает дар безбрачия, Он при этом посылает Свою благодать, делая человека способным жить в одиночестве. В таком случае человек должен на­ходить полноту в Нем. Однако это не является Божиим правилом для всех людей.

Точка зрения мужчины очень часто отличается от точки зрения женщины практически по всем вопросам. Насколько более полным будет понимание истины, если их взгляды соединить вместе! Рассматривая один и тот же вопрос, муж и жена видят его под разными углами зрения. Возьмите, например, вопрос воспитания детей, их наказания и обучения. Женщина подходит к его реше­нию со своей точки зрения. Ее отношение представляет собой любовь медведицы, которая всегда будет яростно защищать своего детеныша. Она, скорее всего, покажет когти, когда кто-то будет угрожать ее медвежонку. Отец же, с другой стороны, может быть более заинтересован в том, чтобы ребенок быстрее освоился в обществе и не был простофилей, у которого еще молоко на губах на обсохло. Он знает, что его ребенок неизбежно набьет себе несколько шишек. Хорошо, если ребенок одновременно чувствует влияние как матери, так и отца. Равновесие в данном вопросе очень важно.

К сожалению, мы не имеем возможности обсудить эту тему более подробно; тем не менее необходимо заме­тить следующее. Церковь Иисуса Христа не помогает должным образом матерям-одиночкам. Когда женщине одной приходится растить ребенка, который не испытывает на себе мужского влияния, то от этого страдает в первую очередь сам ребенок, особенно, если это мальчик. Может быть так, что по каким-то причинам женщина не может опять выйти замуж. Таким образом, ребенок заве­та растет в церкви без отца. Церковь же, со своей сторо­ны, должна вмешаться и обеспечить этого ребенка отцовским влиянием. Ему необходимо ощущать то влияние, которого он не испытывает в своей собственной семье. Ему нужно общаться с мужчинами в церкви. Надо, что­бы христианские семьи почаще приглашали его к себе в гости, чтобы он мог наблюдать семейную жизнь и ви­деть, какой вклад вносят в нее муж и жена. Необходимо, чтобы братья в церкви брали его с собой в разные места: в поход, на рыбалку, на охоту. Знаете ли вы такого ре­бенка, который, возможно, нуждается в вас?

Давайте еще раз зададим вопрос: «Каким образом жена помогает своему мужу?» Она помогает ему как товарищ или партнер. Она помогает мужу, дополняя его. Нехорошо для человека быть одиноким. Всякий, кто находит себе жену, обретает великое благо. Хорошо, когда рядом есть человек, с которым можно поговорить. Обще­ние и товарищеские отношения являются, согласно книге Притчей 2:17 и книге пророка Малахии 2:14, основной целью брака. В обоих случаях употребляется слово «то­варищ» (в русском синодальном переводе Библии упот­ребляются слова «руководитель» и «подруга» - прим. переводчика). Все мы нуждаемся в близких, доверитель­ных отношениях. Брак удовлетворяет эту нужду. Хоро­шо, когда рядом есть человек, с которым можно обсудить различные идеи, разобраться с проблемами, поговорить на разные темы и высказать свою точку зрения. Жена помогает мужу в этом. Всем нам нужен кто-то, кому мы могли бы открыть свое сердце.

Жена также помогает своему мужу, дополняя его и сочетаясь с ним в физическом, или биологическом, пла­не. Писание показывает, что сексуальные отношения яв­ляются святыми, нормальными, правильными, пристой­ными и хорошими. В 1 Коринфянам 7:1-2 Павел подчеркивает, что если Бог не дал человеку дара безбрачия, то ему следует жениться. В сексе нет ничего плохого; и сек­суальные отношения могут законно осуществляться в рамках брака. Секс, согласно Писанию, сам по себе не является греховным; но он становится таковым тогда, ко­гда им злоупотребляют. Сексуальные отношения никогда не должны осуществляться вне законных уз брака. Они могут иметь место только в браке. Бог так повелел. Он поощряет сексуальные отношения. В данном отрывке Писания Павел говорит, что ни муж, ни жена не властны над своими собственными телами. Это налагает запрет как на самоудовлетворение (мастурбацию), так и на эгоистичное воздержание от половой жизни в браке. Секс не должен быть направлен на удовлетворение своих эгоистичных желаний; он должен быть ориентирован на удовлетворение желаний партнера. Всякое проявление эгоизма является сексуальным извращением.

Сексом можно наслаждаться только тогда, когда он соответству­ет библейскому принципу: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Действительно, самый радостный и приятный момент полового сношения заключается не в личном удовольствии, получаемом во время оргазма, а в удовлетворении, которое получает ваш партнер. От мужа и жены требуется, чтобы они удовлетворяли друг друга. Муж не имеет права воздерживаться, пытаясь, та­ким образом, свести счеты со своей женой. Жена не имеет права использовать секс как фактор торговли, чтобы добиваться чего-либо своего. Сексуальные отношения включают в себя полную отдачу своему супругу (супруге) в любви, с тем чтобы удовлетворить нужду своего партнера. Писание не занимает стыдливой позиции в от­ношении секса, однако некоторые христиане не в меру стыдливы и щепетильны по отношению к нему. Склады­вается впечатление, что они знают больше, чем Бог! Писание очень ясно говорит об обязанностях супругов друг ко другу, связанных с сексом.

Есть и другие аспекты брака. Одна из целей супру­жеской жизни - это рождение детей. Чудесно иметь большую семью. Она уподобляется колчану, полному стрел (Пс. 126). Бог дает детей. Они являются наследием от Господа. В книге Бытие 1:28 написано: «И благосло­вил их Бог, и сказал им...» Каким же образом Бог благо­словил Адама и Еву? Вот слова, которыми Он благосло­вил их: «Плодитесь и размножайтесь...». Это слова благо­словения от Господа. Этими словами Он благословил Адама и Еву. Он подразумевал этим следующее: «Я даю вам мое благословение, чтобы вы рождали детей, напол­няли землю и обладали ею».

Адамс, Джей Э. Жизнь христианина в семье [текст]. Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. – 152 с.

гора на которой Господь дал Моисею 10 заповедей, о том как жить в гармонии с миром и окружающими

Религия - не просто отношение человека и Бога. Давным-давно на горе Синай Господь дал Моисею 10 заповедей. И только 4 из них - о нашем долге перед Создателем. Большая же часть - о том, как жить в гармонии с миром и окружающими.

Священное Писание - это отличное руководство, сборник советов, моральная поддержка и кладезь мудрости для любого из нас. Ценности семейных отношений очень важны в жизни человека, ведь через них мы познаём любовь.

Бог - есть любовь, ни больше, ни меньше.

Так что же говорит Библия о муже и жене? Как взрастить и сберечь любовь? Поговорим об этом!

Любовь - самое важное в семье

Самая важная заповедь, которую дал нам Господь, описана в Евангелии от Иоанна:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» (Ион. 13:34-35).

Это нужно и важно приложить помнить мужу и жене. В отношениях, в любви, мы приближаемся к Господу, потому что:

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ион 4:16).

Устав семейной жизни по Библии

Но в семье не обойтись без разногласий. Все мы люди, со своим мнением, и волей-неволей бывают конфликты даже между любящими людьми. Часто они вызваны тем, что супруги забывают о своих обязанностях. Или не знают о них.

Чтобы упростить жизнь супругам, существует устав семейной жизни в свете Писания. Его основные положения:

  • Муж есть образ и слава Божия:

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия». (1Кор.11:7)

  • Всякому мужу глава Христос:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». (1Кор.11:3)

  • Жена есть слава мужа:

«Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». (1Кор.11:7)

  • Жена создана для мужа:

«Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа ». (1Кор.11:8-9)

  • Жене глава муж:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава - Бог». (1Кор.11:3)

Обязанности мужа по Библии

  • Оставить своего отца и мать и прилепиться к своей жене и стать с ней одной плотью:

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ».(Быт.2:24)

Обязаности мужа - любить свою жену как самого себя, как свое тело, питать и греть её

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». (Ефесянам 5:25-30)

  • Благоразумно обращаться с женой:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Оказывать жене честь». (1Пет.3:7)

один из двенадцати учеников Исуса Христа, по канонам католической церкви – первый Папа Римский. В христианской символике изображается стражем рая..

  • Оказывать жене должное благорасположение:

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1Пет.3:7)

  • Передать своей жене полную власть над своим телом:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7:4)

  • Быть всегда трезвым, целомудренным, благоразумным, сдержанным, держать себя с достоинством, быть гостеприимным, не сребролюбивым, должен быть хорошим главой собственного семейства, держать своих детей в повиновении и должном уважении к себе:

«не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью»; (1Тим.3:3-4)

  • Быть верным жене до смерти:

«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ». (Мф.19:6)

  • Быть попечительным о семье:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». (1Тим.5:8)


Обязанности жены по Библии

  • Любить мужа:

«чтобы вразумляли молодых любить мужей»(Тит.2:4)

  • Быть доброй:

«Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину] и получил благодать от Господа»(Притч. 18. 22).

«Добрая жена - счастливая [благая] доля [часть]»(Сир. 26. 3).

Обязаности жены - повиноваться своему мужу как Господу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». (Еф.5:22-23)

  • Быть и учиться в безмолвии-со всей покорностью:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.» (1Тим. 2:11)

  • Заботиться о красоте своего духа кротости и смирения:

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде»(1Пет.3:3)

  • Оказывать мужу должное благорасположение:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» . (1Кор.7:3)

  • Быть целомудренной, чистой, богобоязненной, стыдливой:

«когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1Пет.3:2-4)

«Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная] жена»(Сир. 40. 19).

«Благодать на благодать — жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души»(Сир. 26. 18-19).

  • Заботиться об устроении дома:

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Пр.14:1)


Писание запрещает мужу

  • Желать жены ближнего своего:

« Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего». (Втор.5:21)

  • Прелюбодействовать:

«так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (1Кор.6:9-10)

  • Уклоняться от жены, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:
  • Писание запрещает мужу – быть суровым к жене:

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол.3:19)

Писание запрещает жене

  • Домогаться власти над мужем:

не входит в число двенадцати апостолов Иисуса Христа. Четырнадцать посланий Павла составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

«а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:12)

  • Учить мужа:

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1Тим.2:11-12)

  • Прелюбодействовать:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». (1Кор.6:9-10)

  • Уклоняться от мужа, разве по согласию для упражнения в посте и молитве:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1Кор.7:5)

  • Быть сварливой:

«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме». (Пр.21:9)

«Непрестанная капель в дождливый [зимний] день и сварливая [клеветливая] жена — равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер».(Притч. 27. 16).

  • Быть рассудительной:

« Блажен, кто живет с женою разумною ».(Сир. 25. 11).

Муж и жена должны помогать друг другу стать лучше

Мужу и жене важно помогать друг другу стать лучше.

Семья - это не два человека поодиночке, а одно целое:

«Да прилепится муж к жене своей»(св. Иоанн Златоуст перефразирует слова из Библии - Мф.19:5–6.))

Как это понимать? Это значит, что муж и жена одна плоть, единый организм. Не бывает добродетельная жена и плохой муж. Всё делается только вместе, всё связано.

Например, в 31 главе книги Притч говорится, какой должна быть жена по Библии: ухоженной, даже если ей приходится поздно ложиться и рано вставать.

О красоте в Священном Писании сказано немало:

«Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте] дома ее».(Сир. 26. 20-21).

Но будет ли она это делать, если глава семьи равнодушен? Нет. Муж должен восхищаться супругой, думать о жене, тогда у неё будет стимул наводить красоту:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа ». (Бытие 2:23)

Даже когда в высказываниях не указано напрямую, что речь о жене и муже, можно понять, что в том или ином месте говорит Библия о браке:

«А кто не заботится о родных, и прежде всего о домашних, тот отрекся от веры и стал хуже неверующего» (1 Тим. 5:8).

Для Бога очень важно, чтобы муж заботился о жене, а жена о муже.

Господь ставит эту задачу даже выше, чем даже вера человека в Него. Получается - «почитай мужа своего как Бога»? Смотря, что в эту фразу вкладывать. Если почитание - это любовь, уважение, тёплые чувства, то, конечно, да. А если речь о раболепии - это уже нездоровые отношения.

Надо просто не забывать о роли жены и роли мужа. Она - вдохновительница и возлюбленная. Он - заботливый защитник. И только вместе они достигают гармонии.

Библия часто ставит нам в пример Иисуса Христа. Об отношениях мужа и жены мы тоже можем судить на основе Его дел и слов. Спаситель демонстрирует нам безусловную любовь, преданность, заботу. В этой искренности нет ни элемента эгоизма, расчёта или попытки навязать свою волю.

Мы же, в свою очередь, не ставим Иисусу Христу условий и принимаем его Учение. Так и муж с женой вступают в брак и отныне будут жить уже по новым для себя правилам. В этих правилах нет ничего нового для праведного человека. А для других семья - отличный плацдарм для духовного роста.

Видео о супружестве, о семье, о муже и жене от протоиерея Андрея Ткачева

Июнь 17, 2017

В данной публикации приведены Цитаты из библии о семье – всё, что связано с положительной стороной жизни семьи в свете Торы.

Цитаты из Библии о семье ТаНах (Ветхий Завет)

27 И сотворил Элоhим человека по образу Своему, по образу Элоhим сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их.

28 И благословил их Элоhим, и сказал им Элоhим: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле.

(Берейшит 1)

22 И перестроил Элоhим Йеhова ребро, которое взял у человека, в женщину, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она.

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью.

(Берейшит 2)

16 А жене сказал: умножая умножу муку твою в беременности твоей; в муках будешь рожать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя; в муках будешь питаться от нее все дни жизни твоей.

18 И терние и волчец произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.

19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься.

20 И нарек Адам имя жене своей Хавва, ибо она была матерью всех живущих.

(Берейшит 3)

12 Говори сынам Исраэйля, и скажи им: каждый человек, жена которого совратится и нарушит верность ему,

13 И ляжет кто с нею с излиянием семени, и скроется что от глаз мужа ее; и она тайком осквернилась, и свидетеля против нее нет, и не была она захвачена;

14 И найдет на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она осквернилась; или же найдет на него дух ревности, и будет он ревновать жену свою, а она не осквернилась,

15 То пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет в жертву за нее десятую часть эйфы ячменной муки, (но) не возливает на нее елея и не кладет на нее ливаны, ибо это дар ревности, дар памяти, напоминающий о вине.

16 И подведет ее священник, и поставит ее пред Йеhовой.

(Бемидбар 5)

7 А если она выйдет замуж, а на ней обеты ее или слово уст ее которым она обязала себя,

8 И услышит муж ее, в какой бы день он ни услышал и промолчит о том, то обеты ее состоятся и зароки ее, которые она возложила на душу свою должны состояться.

9 Если же муж ее, услышав воспретит ей в тот же день, то расторгнет он обет, который на ней, и изречение уст ее, которым она зарекалась, и Йеhова простит ей.

11 Если же в доме мужа своего дала обет или возложила зарок на душу свою с клятвою,

12 И муж ее слышал и промолчал о том, не воспретил ей то состоятся все обеты ее и всякий зарок, который она возложила на душу свою, состоится.

13 Если же расторгнет их муж ее в день, когда услышит, то все вышедшие из уст ее обеты ее и зароки души ее не состоятся муж ее отменил их, и Йеhова простит ей.

(Бемидбар 30)

1 Если кто возьмет жену и станет ее мужем, то если она не найдет благоволения в глазах его, потому что он нашел в ней что-нибудь постыдное, и он напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из дома своего,

2 И она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа;

3 И возненавидит ее и сей последний муж, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руку, и отпустит ее из дома своего, или же умрет сей последний муж, который взял ее себе в жену,

4 То не может первый ее муж, отпустивший ее, опять ее взять, чтобы она была ему женою, после того как она была осквернена; ибо это есть мерзость пред Йеhовой; и не опорочь земли, которую Йеhова, Элоhим твой, дает тебе в удел.

(Деварим 24)

22 И разослал он письма во все царские области, в каждую область – письменами ее и каждому народу – на языке его, (о том,) чтобы каждый муж был господином в доме своем и чтобы говорил он на языке народа своего.

(Эстэйр 1)

4 Жена доблестная – венец мужу своему, а позорная – как гниль в костях его.

(Мишлей 4)

10 Кто найдет жену добродетельную? выше жемчугов цена ее.

11 Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.

12 Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

30 Обманчива миловидность, и суетна красота; жена же, боящаяся Йеhову, (будет) прославлена.

(Мишлей 31)

Цитаты из Библии о семье Брит Хадаша (Новый Завет)

6 Однако в начале сотворения Элоhим создал их мужчиной и женщиной.

7 По этой причине мужчина должен оставить своего отца и мать и соединиться со своей женой,

8 И двое станут одной плотью.

9 Таким образом, они уже не двое, а одно целое.

10 В таком случае, никто не должен разъединять то, что соединил Элоhим”.

11 Когда они снова находились в доме, талмидим спросили его об этом. “Он сказал им: “Если кто-либо разводится со своей женой и женится на другой женщине, он изменяет своей жене;

12 И если жена разводится с мужем и выходит замуж за другого, она также прелюбодействует”.

(Бсура Това от Марка 10)

1 Так же и вы, жёны, подчинитесь мужьям; и даже если некоторые из них не верят Слову, вы покорите их своим образом жизни, без слов,

2 Когда они увидят ваше уважительное и безупречное поведение.

3 Ваша красота не должна заключаться во внешнем: красивых причёсках, золотых украшениях или изящной одежде –

4 Но пусть она будет во внутренних качествах вашего сердца, в непреходящем достоинстве кроткого и тихого духа. В глазах Элоhим это имеет огромную ценность.

5 Именно так святые женщины прошлого, надеявшиеся на Элоhим, украшали себя и подчинялись мужьям,

6 Подобно тому, как Сара слушалась Аврагама и с почтением относилась к нему, как к своему адону. Вы её дочери, если поступаете правильно и не поддаётесь страху.

7 И вы, мужья, также будьте благоразумны в своей супружеской жизни. Хотя жёны ваши физически слабее вас, вы должны уважать их как сонаследниц дара Жизни. Иначе ваши молитвы не будут услышаны.

(1 письмо Шимона 3)

2 Например, замужняя женщина связана Торой со своим мужем до тех пор, пока он жив. Но если муж умирает, она освобождается от той части Торы, которая говорит о мужьях.

3 Поэтому, если выйдет замуж за другого мужчину при живом муже, будет считаться прелюбодействующей. Но если муж умрёт, она свободна от этой части Торы, и если она выйдет замуж за другого, она не совершит прелюбодеяния.

(Письмо в Рим 7)

1 Теперь, что касается вопросов, о которых вы писали: “Хорошо ли, если мужчина воздерживается от женщин?”

2 Во избежание половой безнравственности, пусть у каждого мужчины будет жена, а у каждой женщины – муж.

3 Муж должен дать своей жене то, на что она имеет право, будучи в браке, а жена то же самое должна делать для мужа.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; подобно этому, муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве только на определённый срок, по обоюдному согласию, и то лишь для того, чтобы больше времени провести в молитве; а затем вновь будьте вместе. В противном случае, из-за своей невоздержанности вы можете поддаться на искушения Противника.

6 Я говорю вам это как совет, а не повеление.

9 Если же они не могут воздерживаться, то должны вступить в брак, поскольку лучше вступить в брак, чем разжигаться половым влечением.

10 Тем, кто состоит в браке, я даю повеление, и оно не от меня, а от Йеhовы: женщина не должна разлучаться со своим мужем.

11 Если же она разлучится с ним, то должна оставаться незамужней, либо примириться с мужем. Также муж не должен оставлять жену.

12 Остальным говорю я лично, не Йеhова: если у какого-либо брата есть неверующая жена, и она желает жить с ним и дальше, он не должен оставлять её.

13 Также, если у женщины неверующий муж, который согласен жить с ней дальше, она не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж был отделён для Элоhим своей женой, а неверующая жена была отделена для Элоhим мужем – иначе ваши дети были бы “нечистыми”, в данном же случае они отделены для Элоhим.

15 Если же неверующий супруг хочет развестись, пусть поступает так. В таких случаях ни брат, ни сестра не находятся в рабстве – Элоhим призвал вас жить в мире.

16 Откуда ты знаешь, жена, не спасёшь ли ты своего мужа? Или откуда тебе, муж, известно, не спасёшь ли ты свою жену?

32 Я же хочу, чтобы у вас не было забот. Неженатого человека заботят дела Йеhовы,

33 То, как угодить Йеhове; женатого заботят мирские дела, как угодить своей жене;

34 Потому он словно разрывается на части. Подобно этому, женщина, которая уже не замужем, или девушка, никогда не выходившая замуж, заботится о делах Йеhовы, о том, как ей стать святой и в физическом отношении, и в духовном. Замужняя женщина беспокоится о мирских делах, о том, как угодить своему мужу.

35 Я говорю вам это для вашей же пользы, а не для того, чтобы установить для вас какие-то ограничения. Мне важно, чтобы вы вели достойную жизнь и служили Йеhове с безраздельной преданностью.

36 Если же какой-то человек считает, что он поступает бесчестно, относясь к своей невесте подобным образом, и если у него сильное половое влечение, и брак неминуем, тогда пусть делает так, как хочет – он не грешит, пусть женится.

37 Если же человек твёрдо решил, не по принуждению, а полностью отдавая себе отчёт, оставить свою невесту девственницей, он поступает хорошо.

38 Итак, тот, кто женится на своей невесте, поступит хорошо, а тот, кто не женится, поступит лучше.

39 Жена связана со своим мужем, пока он жив, но если муж умрёт, она свободна и может выйти замуж за кого пожелает, если только он верующий в Йешуа hа-Машиахе.

40 Однако, с моей точки зрения, она будет счастливее, если останется незамужней, и, говоря так, полагаю, что имею Дух Йеhовы.

(1 письмо в Коринф 7)

3 Но хочу, чтобы вы поняли, что всякому мужчине глава – Машиах, жене глава – её муж, а Машиаху глава – Элоhим.

5 А всякая женщина, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, навлекает стыд на свою голову – это то же самое, как если бы она была обрита.

6 Ибо если женщина не покрывает голову, пусть также острижёт волосы; если же ей стыдно быть остриженной или обритой, тогда пусть покрывает голову.

7 Ибо мужчина и в правду не должен закрывать голову покрывалом, поскольку он является образом и славой Элоhим, а женщина – слава мужчины.

8 Ведь не мужчина был сотворён от женщины, а женщина от мужчины;

9 И не мужчина был создан ради женщины, а женщина ради мужчины.

10 Поэтому женщина должна покрывать голову, свидетельствуя о своём подчинении власти, которую имеет над нею муж.

11 Впрочем, в союзе с Йеhовой ни женщина не может без мужчины, ни мужчина без женщины;

12 Как женщина была создана от мужчины, так и мужчина рождается от женщины. Все же от Элоhим.

13 Посудите сами, прилично ли женщине молиться Элоhим с непокрытой головой?

14 Разве сама природа вещей не учит вас, что мужчина, отращивающий длинные волосы, позорит себя?

15 При этом женщина, у которой длинные волосы, украшает свою внешность, потому что волосы были даны ей, чтобы покрывать бюст.

(1 письмо в Коринф 11)

34 Пусть жёны ваши молчат во время собрания; им не позволяется говорить, так как этому учит Тора;

35 Если же они хотят что-то узнать, пусть спрашивают у своих мужей дома; потому что для женщины постыдным будет разговаривать во время собрания.

36 Разве слово Элоhим первоначально возникло у вас? Или вы единственные, кого оно достигло?

37 Если кто-то полагает, что он пророк, или наделён Духом, тогда пусть признает, что всё, что я пишу вам, – это повеление Йеhовы.

(1 письмо в Коринф 14)

22 Жёны пусть подчиняются своим мужьям, как они подчиняются Йеhове;

23 Поскольку муж – глава жены, и как Машиах, который глава Общины, хранит тело.

24 Так же, как Община подчиняется Машиаху, так и жёны должны во всём подчиняться своим мужьям.

25 Что касается вас, мужья, любите своих жён, подобно тому, как Машиах возлюбил Общину и даже отдал самого себя ради неё,

26 Чтобы отделить её для Элоhим, очистив посредством погружения в микве, если можно так выразиться,

27 Чтобы представить себе Общину как невесту, которой можно гордиться, без пятна, без недостатка или чего-либо подобного, но святую и непорочную.

28 Вот как должны мужья любить своих жён – как свои собственные тела; так как муж, любящий свою жену, любит самого себя.

29 Ведь никто не может ненавидеть собственную плоть! Напротив, каждый питает её и заботится о ней, как Машиах об Общине,

30 Поскольку мы – органы его Тела.

31 “Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью”.

32 В этом сокрыта глубокая истина, имеющая отношение к Машиаху и Общине.

33 При этом отрывок относится и к каждому из вас в отдельности: пусть всякий мужчина любит свою жену, как самого себя, а жена уважает своего мужа.

(Письмо в Эфес 5)

18 Жёны, подчинитесь своим мужьям, как и подобает в Йеhове.

19 Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы.

20 Дети, слушайте своих родителей во всём, так как это угодно Йеhове.

21 Отцы, не раздражайте и не обижайте своих детей, чтобы не привести их в уныние.

(Письмо в Эфес 3)

12 Я же не позволяю женщине учить мужчину или иметь над ним власть; но пусть будет тиха и мирна.

13 Ведь сначала был сотворён Адам, а затем Хава.

14 Кроме того, не Адам поддался обману, а женщина, которая, будучи обманутой, оказалась причастна ко греху.

(1 письмо к Тимофею 2)

(33 голоса : 4.4 из 5 )

Взаимные права и обязанности супругов

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Безусловная верность супругов

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Супружеские отношения

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Нерасторжимость брака. Развод.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. ). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка ()

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки ()

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Второбрачие вдовствующих

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Воскресение изменяет значение брака

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
(См. параллели: ; ).

Семья – священный союз

Семья - это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья - первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, - это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», - это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» - своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.
То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее - в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость - и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак - это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак - не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу - до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, - и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.
Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови - в начале пути; но путь - снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это - испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого - того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой - он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали - он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу - через Ближнего.

Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату приведен во всех синоптических Евангелиях (; ; ). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (; ; ). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (, ср.: ). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (, ср.: ). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: ). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).
Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

Что еще почитать