Сквош участие женщин в мужской сетке. Сквош — спортивная экзотика. Какие основные ошибки может совершить спортсмен при игре в сквош

В этой статье мы познакомим вас с правилами модной и современной спортивной игры сквош. Согласно некоторым исследованиям, эта игра с мячом и ракеткой («дальний родственник» тенниса и бадминтона) является самым полезным видом спорта. Сквош развивает все группы мышц и позволяет сжечь больше калорий, чем быстрый бег.

Игра в сквош: фото

Общие сведения

Сквош - это игра с ракеткой и мячом между двумя соперниками. Игра проводится в закрытом помещении (корте). Соперники поочередно бьют мячом по стенкам помещения, мяч отскакивает от стенки и должен быть отбит противником. Если один из игроков не может правильно отбить мяч и совершает ошибку, его противник зарабатывает очко.

Игрок, набравший 11 очков, одерживает победу в гейме, если разница в счете составляет не менее двух очков. При счете 11-10 игра продолжается до того момента, когда разрыв в счете в чью бы то ни было пользу не дойдет до двух очков.

Весь матч состоит из пяти или трех геймов. Как правило, в профессиональных турнирах победа присуждается при трех выигранных геймах, в любительских матчах обычно счет ведется до двух побед в геймах.

Между геймами обычно делают полутораминутный перерыв.

Перед началом игры противники устраивают пятиминутную разминку с «разогревом» мяча, то есть бьют по мячу в течение пяти минут. Разогрев нужен не только спортсменам, но и мячу, который приобретает большую жесткость. Если в процессе игры мяч рвется и в партию вводят другой, ему также нужен разогрев

Право первой подачи определяется при помощи жребия. Право следующей подачи получает тот, кто выиграл очко.

Площадка, ракетка и мяч

Игра проводится в полностью закрытом квадратном помещении с четырьмя стенами. Задняя стенка должна быть прозрачна (изготовлена из ударопрочного стекла). Таким образом, судья и зрители могут наблюдать за ходом матча. На профессиональных турнирах все стенки могут быть прозрачными.

На полу, с правой и с левой стороны, отмечено две «зоны подачи»: с этой позиции игрок подает. Если следующая подача принадлежит тому же игроку (после выигранного очка), он будет бить из противоположной «зоны подачи». Во время подачи важна постановка ног. По крайней мере одна нога подающего должна полностью попасть в зону. Если же этого не происходит, засчитывается ошибка “foot fault” и право подачи переходит к противнику.

При подаче мяч должен обязательно попасть во фронтальную стенку над «линией подачи», ниже «линии аута». Последующие удары можно направлять во все четыре стенки корта, но не выше «линии аута» и не ниже «тина» на фронтальной стенке. Если мяч попадает в линию, считается, что правила нарушены.

Противники отбивают мяч по очереди. Ударить по мячу можно налету или же когда мяч однократно отскочит от пола. В иных случаях игрок допускает ошибку и очко уходит к противнику. Основные ошибки в игре в сквош таковы:

  • отскочив от стены, мяч дважды коснулся пола;
  • после удара мяч попал в пол или выше линии «аута» или ниже линии «тина»;
  • мяч попал в одного из игроков или соприкоснулся с его одеждой.

Размеры корта для сквоша строго регламентированы: его длина составляет 9 метров 75 сантиметров, ширина - 6 метров 40 сантиметров.

В игре используется специальная ракетка для сквоша длиной не более 68,6 сантиметров, шириной не более 21,5 сантиметров.

Мяч для игры в сквош имеет диаметр 4 сантиметра (плюс-минус 0,5 миллиметра) и вес 24 грамма (плюс-минус один грамм). Мячи для сквоша бывают четырех видов:

  • Детский мяч с быстрым отскоком (с синей точкой)
  • Любительский мяч со средним отскоком (с красной точкой)
  • Мяч для опытных игроков с медленным отскоком (с желтой точкой)
  • Мяч для профессионалов с очень медленным отскоком (с двумя желтыми точками)

Сквош : правила let, stroke, no let

Сквош - остроконкурентная игра. При этом оба противника находятся на одной площадке и могут мешать друг другу. Поэтому в сквоше очень значительную роль играет судейство, чтобы матч был честным и безопасным. Согласно рекомендациям Мировой Федерации Сквоша, за матчем должны смотреть судья и маркер, которые находятся за прозрачной задней стенкой. Маркер ведет учет игровым действиям и засчитывает очки, а судья является высшей апелляционной инстанцией.

Если игрок решает, что во время партии возникла помеха, он обращается с апелляцией и просит let. Это значит, очко будет переиграно.

Судья всегда назначает let в следующих случаях:

  • мяч во время игры рвется (в дело вводят другой мяч);
  • при подаче противник не был готов принимать мяч и не предпринимал таких попыток.

Let может быть назначен в ниже перечисленных случаях:

  • игрок должен был пропустить удар, чтобы не задеть противника своей ракеткой;
  • игрок пропустил удар, видя, что мяч летит в противника;
  • мяч задел предмет, который лежит на полу;
  • на корте или за его пределами произошло какое-то экстраординарное событие, которое создало помеху игрокам или отвлекло их внимание.

Отрицательный ответ судьи на просьбу игрока называется No let. Судьи выносят такой вердикт в тех случаях, когда игрок предпринимал попытку отбить мяч, но не выполнил свою задачу.

У судей есть еще и третий вариант ответа. Если один из игроков грубо нарушил правила, судья отдает очко его противнику. Это действие судьи называется Stroke. Stroke назначается в тех случаях, когда один из противников преграждал путь другому или мешал ему сделать замах ракеткой.

Все эти правила введены позволили сделать сквош честной и безопасной игрой.

Правила игры в сквош: видео

Сквош – довольно распространенный и престижный вид спорта, который даже претендует войти в программу Олимпийских игр. Он появился еще в 19 веке в Англии и является прямым родственником ракетных игр – большого тенниса и бадминтона, ведь его главные снаряды – ракетка и мячик.

Играть в него можно вдвоем, а можно парами. Но главное условие – закрытое помещение. Именно поэтому англичане так любят этот вид спорта, ведь ним можно заниматься независимо от переменчивой британской погоды.

Немного истории

Впервые упоминание о развлечении, похожем на игру в сквош появились еще 16 веке. Тогда, в эпоху Возрождения, французская детвора резвилась, отбивая шарики от стен в переулках города. После этого игра перекочевала в долговую тюрьму Флит Призон. Ее заключенные, имеющие немного свободного времени, часто были замечены за монотонным занятием – они ударяли жесткий мячик о стены камеры.

Но настоящее распространение сквош получил после того, как в одной из английских школ (Harrow School) студенты, ожидая своей очереди на теннисный корт, решили скоротать время на небольшой площадке, окруженной со всех сторон стенами школы, отбивая от них мяч.

После этого игра еще долго не выходила за пределы учебных заведений и была прерогативой исключительно студентов. Но вначале 20 века нею заинтересовались военнослужащие британской армии и многие частные клубы. В 1907 году ассоциация Tennis, Rackets & Fives установила и прописала основные правила игры и ее стандарты. А в 1928 году была даже создана первая Ассоциация сквоша.

Но так как специальные корты для проведения матчей отсутствовали, то играть в сквош могли себе позволить только люди с высоким достатком.

И только в конце 20 века игра приобрела массовый характер и стала собирать поклонников по всему миру.

В чем суть?

Как же играть в сквош? Его цель довольно проста – вам необходимо ударять по мячу ракеткой таким образом, чтобы ваш соперник не смог его отбить после вашего удара.

Но и тут есть свои правила.

  1. Мяч должен коснуться стены выше акустической панели, но не попасть в линию аута.
  2. Ударять по мячу нужно по очереди. Бить разрешается в процессе полета шара или после того, как он удариться об землю.
  3. Очки насчитываются игроку тогда, когда соперник ошибается и пропускает удар. Игрок, первым набравший 11 баллов считается победителем. Если счет предыдущего сета составил 10:10, то игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не получит преимущество в 1 очко. Аматоры сквоша играют до 2 побед, а профессионалы до 5.
  4. Перед игрой игроки тянут жребий. Тот, кому повезло, подает первым. После этого подающим является тот, кто выиграл гейм.
  5. Также перед геймом игроки выбирают квадрат подачи. Тот, кто зарабатывает очко, меняет его на время следующей подачи.
  6. Особое внимание также уделяется постановке ног игроков. Хотя бы одна из них должна полностью стоять в квадрате подачи. В случае невыполнения этого требования подача теряется, и игрок, в отличие от игры в теннис, не имеет права на повторную попытку.

Набор игрока

Теперь давайте разберемся, что понадобится, если вы решили сыграть в сквош? В первую очередь ракетка и мяч. Внешне мячи не отличаются друг от друга, но на каждом из них можно увидеть цветную метку, которая указывает на уровень упругости (скорости).

Очень медленный обозначается двумя желтыми точками, медленный – зеленой или белой, мяч средней скорости – красной, быстрый – синей. Также стоит знать, что перед геймом мяч нужно разогреть, иначе прыгать он будет хуже. Причина кроется в специальной жидкости, находящейся внутри, которая, нагреваясь, делает его более «прыгучим».

Корт для игры в сквош также имеет свои определенные размеры. Они были установлены еще в 1920 году, и до сих пор не менялись. Его длина должна быть равна 32 футам, а ширина – 21 футу.

Кардинальное изменение игры произошло тогда, когда задняя стенка корта стала изготавливаться из стекла. Это привлекло большое количество зрителей, которые в результате становились клиентами спортивных клубов.

Основные преимущества

У сквоша, как у вида спорта, есть множество своих плюсов.

  1. Это игра для всех. Нет ограничений ни по возрасту, ни полу, ни комплекции. Не требуется даже особой физической подготовки.
  2. Игра очень доступна. Вам не придется долго осваивать технику и учить правила, все предельно ясно. А экипировка для занятий (для любителей) стоит не так уж и дорого.
  3. Полезна для здоровья. Сквош – отличная альтернатива длительным и изнурительным тренировкам в тренажерном зале. Полчаса игры дают довольно сильную нагрузку на все группы мышц, в результате чего вы получаете еще и хорошую кардиотренировку, сжигая более 1000 ккал. К примеру, в процессе игры в большой теннис это количество составляет всего 400 ккал.
  4. К тому же, такие занятия позитивно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развивают гибкость и тренируют вестибулярный аппарат. А еще они прекрасно подойдут тем, кто мечтает избавиться от лишних килограммов. При условии регулярных тренировок они будут таять на глазах.
  5. Зрелищность. Сквош всегда привлекает огромное число болельщиков. Особое удовольствие доставляет присутствие на играх, которые проходят на кортах с полностью стеклянными стенами.

Найдутся ли недостатки?

Основным минусом таких занятий когда-то было отсутствие, а позже недостаточное количество специальных кортов. Но многие спортивные клубы, в связи с активным увлечением сквошем, оборудовали такие площадки.

Будьте осторожны!

Но так как сквош является очень энергозатратным видом спорта, и приносит реальную пользу при 150 ударов сердца в минуту, то существуют и некоторые противопоказания, среди которых:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • грыжа позвоночника;
  • заболевания суставов.

Сквош – очень увлекательная игра, которая здорово разогревает азарт и дух соперничества. К тому же, подобные занятия во всем мире являются отличным предлогом, как для деловых, так и неформальных встреч. А для тех, кто живет в динамичном ритме современного мегаполиса, и не располагает большим количеством времени для физических нагрузок, сквош станет отличным вариантом для выплеска эмоций и ментального отдыха.

> Правила сквоша

В сквош играют два человека. Перед началом матча проводится розыгрыш, который определяет, кто будет делать первую подачу. Подающий решает, из какого квадрата он будет подавать, а после каждого выигранного очка он делает подачу из другого квадрата. Матч по сквошу может состоять из трех или пяти партий. Для победы в матче достаточно выиграть в двух и трех партиях соответственно. Одна партия обычно ведется до девяти очков.

Хотя сквош во многом напоминает теннис, у него есть ряд особенностей, связанных, конечно, с тем, что стены являются частью корта. При правильной подаче мяч должен удариться о переднюю стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены должен попасть в большой квадрат соперника. При этом мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. Если это происходит, то подача считается неправильной и право подачи переходит к сопернику. Мяч также не должен ударяться ни в одну из линий на стенах.

Соперник должен отбить мяч и направить его на переднюю стену. Розыгрыш мяча продолжается до тех пор, пока один из игроков не допустит ошибку. Ошибками будут считаться следующие ситуации:

  • мяч улетел в аут;
  • мяч попал в специальное поле внизу передней стенки;
  • мяч коснулся пола более одного раза до касания передней стенки;
  • мяч не коснулся передней стенки.

Если ошибку допустил игрок, который делал подачу, то происходит переход подачи, а если ошибку совершил игрок, который принимал подачу, то подающему засчитывается очко. Другими словами, очко за выигранную подачу засчитывается только подающему игроку.

Еще одной особенностью сквоша, кроме стены, является тот фот факт, что обоим игрокам приходится делить одну и ту же площадку, поэтому во время игры нередко возникают спорные ситуации. Если игрок считает, что соперник помешал ему произвести хороший удар, то он может обратиться к судье с просьбой переиграть розыгрыш (нужно произнести «let»). Если судья согласится с тем, что помеха действительно была, то розыгрыш будет переигран, а если нет – то будет засчитан проигрыш этого розыгрыша. Если же судья решит, что соперник помешал игроку сделать явно выигрышный удар, то игроку будет засчитано очко (если он подавал) или он получит право подачи (если принимал). Игрок не может попросить «let», если он уже отбил мяч или хотел ударить по нему, но промахнулся.

Судья отказывает игроку в просьбе переиграть розыгрыш (произносит «nolet») в следующих случаях:

  • если игрок не смог отбить мяч;
  • если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч;
  • если игрок ударил по мячу и промахнулся.

Исключением из этого правила будет ситуация, когда игрок при замахе ракеткой обязательно ударил бы соперника. В этом случае позволяется «let».

Игроку будет засчитано очко («stroke»), если:

  • соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом;
  • соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.

Игроки могут переиграть розыгрыш, если мяч во время игры порвался, если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу, если судья не уверен и считает, что правильнее будет переиграть розыгрыш.

Розыгрыш может быть переигран, если:

  • игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом;
  • игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой;
  • мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу;
  • игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом;
  • изменились игровые условия, которые повлияли на результат розыгрыша.

Игра в партии ведется до тех пор, пока один из участников не наберет 9 очков. При счете 8:8 принимающий подачу игрок должен решить, будет ли игра идти до 9 или 10 очков. Тот, кто первым наберет условленное количество очков, выигрывает партию. В матче, состоящем из трех партий, достаточно одержать победу в двух из них; в матче, состоящем из пяти партий, достаточно одержать победу в трех. Ничьих в сквоше не бывает.

Подсчет очков

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти. Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка). Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.
В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лёта») пришелся в противоположный углу подачи квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу — “NOT UP” («нот ап»),
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),
  • после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.Розыгрыш считается выигранным, если:

  • соперник не смог правильно выполнить подачу,
  • соперник не смог правильно выполнить возврат,
  • игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

  • Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).
  • Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).
  • Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

  • если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,
  • если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

  • беспрепятственный прямой доступ к мячу,
  • свободный обзор перемещающегося мяча,
  • пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,
  • свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены. Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним. В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:
  • Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.
  • Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.
  • Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “ Lets

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

  • В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
  • В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.
  • В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно. В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).

Что еще почитать