В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.
А как же телевизор влияет на детей? Можно ли детям смотреть телевизор? Сколько часов ребенок может смотреть телевизор, не нарушая психику? Чем занять ребенка кроме мультиков? В статье “Влияние телевизора на детей ” вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.
Многие мамы сажают детей за просмотр мультика, чтобы быстрее покормить или заняться своими делами. Но в итоге от этого больше вреда, чем пользы.
Ребенок должен постоянно активно двигаться, осваивать новые предметы, рисовать, лепить, строить, переливать. Во время просмотра телевизора ребенок пассивен, он не развивается.
В период до 3-х лет активно идет процесс развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Телевизор влияет на психическое состояние ребенка. Происходит быстрая смена картинок, неокрепший мозг не успевает перерабатывать такой поток информации. Ребенок находится в перевозбужденном состоянии и, как следствие, появляется плохой сон, страхи и капризы.
Важно, чтобы наши дети выросли умными, любознательными и активными. Конечно, смотреть телевизор можно, но стоит это делать в разумных пределах.
А сколько времени проводят у телевизора ваши дети? Какие передачи они смотрят?
Екатерина Морозова
Время на чтение: 10 минут
А А
Телевидение уже давно поселилось в наших домах, и, несмотря на появление еще и компьютеров, остается актуальным для каждой семьи. И, если раньше дети ждали нового мультфильма, сказки или интересной детской передачи, то сегодня телевизор вещает практически круглосуточно, иногда просто фоном и нередко вместо няни. И, увы — о качестве ТВ-контента сегодня приходится только мечтать. Конечно, некоторые детские каналы пытаются стать полезными, но «коммерческая составляющая» все-таки перевешивает…
Безусловно, сказать, что «от телевидения – только вред» — неправильно. Все-таки еще остались каналы, которые весьма бережно относятся к выбору программ и фильмов, заботясь о своей репутации.
Кроме того, существуют специальные познавательные и детские каналы, в какой-то степени способствующие развитию детей. Но процент таких каналов ничтожно мал.
Есть ли плюсы от ТВ?
Обратная сторона медали…
И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.
Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не по отдельности, как образы — а в качестве единого замысла.
Способность анализировать и отделять вымысел от реальности к ребенку придет позже — и до этого момента можно «наломать немало дров», если не выбирать для чада ТВ-контент, и не ограничивать время просмотра.
Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:
Мультфильм – это один из инструментов воспитания, если использовать его с умом. Ребенок часто копирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультфильмов и кинокартин.
Поэтому важно правильно выбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.
Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.
Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.
В погоне за прибылью производители мультфильмов и кинокартин для малышей и школьников совсем забывают о морально-этической, и тем более — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в итоге видят то, что им видеть совершенно не нужно.
Поэтому, в первую очередь — не оставляем детей наедине с телевизором!
Ну, а вторым шагом родителей должен стать жесткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.
Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.
Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.
Согласно исследованиям, ребенку после просмотра ТВ требуется от 40 минут и более, чтобы прийти в себя и «вернуться в реальный мир». Спустя 40 минут нервная система постепенно возвращается в исходное состояние, а ребенок успокаивается.
Правда, речь идет только о спокойных мультфильмах и передачах. А вот на восстановление после мультфильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и несколько дней.
Важно отметить, что дети до 3-5 лет особо уязвимы — и относительно зрения, и относительно психики. Поэтому мультики «с драйвом» лучше оставить на потом.
Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.
АНАСТАСИЯ МУРАТОВА
Влияние телевидения на детей
Влияние телевидения на детей
Вопрос, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи , является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года , чтобы он хоть на миг оставил их в покое.
Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых . К примеру, дети 3-10 лет, по результатам исследований, не могут четко определить, где, правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему, что показывается на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.
Быстрая смена изображений не даёт ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние мультфильмы, наносят непоправимый вред детской психике : провоцирует проявление детской агрессии, жестокости; повышает состояние тревожности, нервозности и страха.
Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов.
Страх – эмоция, возникающая в ситуации угрозы реальной или воображаемой. Большинство учёных считают, что детские страхи это обычное явление для детского развития. Страх, как и любая другая эмоция, выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде.
Однако страхи, возникающие под влиянием фильмов и телепередач , не являются полезными эмоциями, эти страхи не предостерегают человека от возможной опасности. Поэтому, дети только чувствуют дискомфорт от этих страхов.
В своей книге «Откажитесь от привычки к телевизору » автор Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребенок становится свидетелем 11 ООО убийств ». По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. У агрессивного ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг.
Помните о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодов удовольствие. Особенно, обратите внимание на компьютерные игры и иностранные мультфильмы.
Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие рекомендации :
1. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей , лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием. Например, если ребёнок жадничает, то предложите мультфильм «Два жадных медвежонка» , если обманывает – «Замок лгунов» , если хвастается –«Лягушка путешественница» , если боится -, если неряха - «Мойдодыр» или «Королева зубная щетка» .
2. Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор , как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместо этого подыщите ему какое-нибудь дело - пусть учится рисовать или музыке, развивайте интерес к книге. Чтение вместе с близкими взрослыми ещё и способ психологической защиты : книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.
3. Не ставьте телевизор в детской , если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
В то же время многочисленные свидетельства врачей , психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог.
1. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
2. Ребёнок должен учиться познавать мир, и никакие страхи не должны мешать ему в этом. Конечно, телевизор это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевиденье - не средство для полноценного развития ребёнка.
Публикации по теме:
Проект «Влияние на организм детей 6–7 лет компьютерных игр» Объект исследования: процесс использования компьютера. Предмет исследования: виды компьютерных игр, и влияние их на развитие детей 6-7.
Сценарий выпускного вечера для подготовительной группы «Мега-звезды телевидения» «Мега Звезды телевиденья» Ведущий 1: Сегодня с самого утра грустит наш детский сад Ведь в школу провожать пора нам дорогих ребят Не мало.
СТАТЬЯ «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей» Здоровье - это дар, без которого трудно сделать жизнь.
Ренинговое занятие для родителей по теме «Что лучше – играть или смотреть телевизор» Цель: Помочь родителям выработать правильное отношение.
Влияние игротерапии на поведение детей дошкольного возраста. ВЛИЯНИЕ ИГРОТЕРАПИИ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений дошкольной.
Телевизоры есть в каждой квартире, до появления доступного интернета эта техника была единственным средством для развлечения и получения информации. Они довольно прочно вошли в нашу динамичную жизнь, и мы ежедневно смотрим новостные выпуски, фильмы, сериалы и познавательные передачи. Часто телевизор мы включаем просто ради фона, чтобы в комнате не было непривычно тихо, и вроде бы совершенно не обращаем на работающую технику внимания.
Когда в семье появляется новорожденный, вопрос о телевизоре должен встать довольно остро . Все мы понимаем, что работа этой техники может навредить малышу. Но многие родители, не желая перестраивать свои привычки, включают телевизор при младенце. Они мотивируют такое поведение нежеланием приучать ребенка к тишине и считают, что шум работающей техники и мелькающий на экране видеоряд никак не оказывают на него влияние. Но психологи, педиатры и окулисты иного мнения на этот счет.
Несмотря на то, что производители техники утверждают, что от их изделий не исходит никакого излучения, оно все же есть. Ученые выяснили, что в среднем современные телевизоры выделяют 0, 2 рентгена в месяц. Исследования показали, что даже такое небольшое излучение пагубно отражается на состоянии живых организмов. Влияет на нас также и ультразвук низких тонов, который не слышен взрослым, но к которому восприимчиво ухо новорожденных. Малыши улавливают свистящий высокий звук, исходящий от работающего телевизора. Он пагубно воздействует на становление детской нервной системы, а, следовательно, влияет на весь растущий организм ребенка.
Телевизионное излучение, даже в небольших «дозах», способно замедлить течение обменных процессов в организме. Ученые разных стран, параллельно друг другу проводившие независимые тесты, пришли к мнению, что работающая техника снижает защитные барьеры организма и угнетает работу иммунной системы.
У грудничков органы зрения функционируют еще не достаточно стабильно. Новорожденные дети обладают выраженной физиологической дальнозоркостью и легким . По мере роста ребенка его зрение стабилизируется, он учится фокусироваться на предметах, расположенных на дальних и близких расстояниях от его глаз, учится следить за передвигающимися объектами. Процесс стабилизации работы жизненно важных зрительных органов очень легко нарушить и привести к развитию патологии глаз.
Пагубное влияние этой техники органы зрения человека — давно доказанный факт, поэтому берегите глазки ребенка и избегайте смотреть при нем телевизор.
При телетрансляции световые картинки меняются с большой скоростью, и губительно воздействуют на глаза человека. Даже если грудничок просто находится с работающим телевизором в одной комнате, но не смотрит непосредственно на экран, его глаза будут улавливать сменяющиеся кадры. Мышцы глаз и зрительные центры в головном мозге будут испытывать колоссальную нагрузку, которая усилится, если малыш начнет фокусироваться на экране.
Развитие двигательных и сенсорных участков мозга на первом году жизни ребенка происходит довольно активными темпами. Для правильного формирования всех нейронных связей важно, чтобы младенец активно двигался и нарабатывал тактильный опыт. То есть, чтобы ваш малыш развивался, важно предоставлять ему возможность трогать и ощупывать различные предметы, тянуться, переворачиваться и ползать .
Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки. Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии .
Уже давно доказано пагубное воздействие просмотра телевизора на психику. Малыш может даже не смотреть на экран, но звуковой ряд и видимые на периферии сменяющиеся световые картинки уже могут привести к и эмоциями, а также вызвать головные боли.
Все происходящее на экране телевизора оседает в подсознании у ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя ваше настроение, влияет на них также и домашняя атмосфера. Если у вас с мужем идеальные отношения вкупе с полным взаимопониманием, но при этом вы увлекаетесь просмотром реалити- или развлекательных шоу, герои которых часто ругаются и скандалят, — это может негативно отразиться на психике младенца. Малыш будет капризным, у него часто будут случаться истерические припадки по любому поводу.
Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.
Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается . Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.
У каждого из авторов этой статьи многолетний педагогический стаж. Мы имели возможность наблюдать постепенное внедрение в жизнь кино и телевидения, а потому можем анализировать и сравнивать «дотелевизионный» период с нынешним. И с педагогической и с психологической точки зрения мы вынуждены прийти к выводам, вызывающим большую тревогу.
Для того чтобы эти выводы не показались читателю субъективными, должны сказать, что мы провели обследование (с помощью анкет, бесед и наблюдений) шести классов (второго, третьего, четвертого, шестого, двух девятых) одной из Могилевских школ.
Сравним, прежде всего, книги и телевидение (кино) по качеству и объему информации, по доступности и силе воздействия.
Качество информации, даваемой книгой и телевидением, совершенно различно. Восприятие книги всегда понятийно, книга воспринимается лишь при условии размышления. Никакой образ не может нести в себе ту меру обобщения, которую несет слово. Вот почему, как бы хороша ни была экранизация какого-либо художественного произведения, она всегда неизмеримо беднее этого произведения - и беднее прежде всего мыслями. Каждый это хорошо знает (вспомните хотя бы хорошую экранизацию «Войны и мира» - не говорим уж о посредственных экранизациях).
Информационно книга несравненно богаче. Кроме того, она обязательно требует интеллектуальных усилий, активной мысли, воссоздающего воображения. Книга развивает мышление человека, обогащает его словарный запас, развивает его речь, его воображение.
Телевидение и кино воспринимаются прежде всего как живой образ действительности. Разумеется, хороший фильм или телепередача может дать и дает пищу мышлению, и неподготовленный зритель (а ведь мы сейчас говорим о детях) может так и остаться на «эмоциональном уровне», тем более что сами по себе образы телевидения и кино так впечатляющи…
Чтение книги так или иначе затрудняет, требует умственного напряжения. Без таких усилий читать «неинтересно», так как многое окажется непонятным и чтение вызовет скуку.
Телевидение (кино) можно смотреть и без всякого интеллектуального усилия, и даже порой без понимания: мелькающие образы все равно развлекают, как развлекает «глазение» в окно на улицу.
Конечно же, телевидение и кино имеют свои достоинства, которыми не обладает книга. Только они могут через образ дать человеку новый опыт, даже такой, который в реальности невозможен (например, живо показать исторические события прошлого или дальние страны).
Вывод один: телевидение может быть лишь дополнением к реальности и книге. При разумном использовании - очень важным и полезным дополнением, помогающим приобрести новый опыт, позволяющим обогатить ум и душу человека, воздействующим через образ и на моральную сферу человеческой личности.
Но в силу перечисленных выше особенностей телевидение требует умелого обращения - иначе оно может увести от интеллектуального развития, увести и от реальной действительности, заменив ее развлечением, жизнью в «псевдореальности».
Если телевидение заменяет книгу или реальное действие, если часы досуга человек проводит в основном за телевизором, если он почти не читает, не общается с близкими, с друзьями, не бродит по лесу - то, как бы ни были интересны передачи, которые он смотрит, все равно - духовное оскудение неизбежно.
Влияние телевидения и кино на детей особенно сильно, тем более что они определенным образом связаны с особенностями восприятия ребенка - он ведь только учится осмысливать мир. Так вот - помогает ли телевидение развитию этой способности осмысления? Или, предлагая ребенку зрелище, оно как бы замораживает его на данной стадии развития?
Все зависит, разумеется, от того, разумно ли пользуются телевизором в семье. К сожалению, приходится наблюдать, как сплошь и рядом пользуются им «стихийно», отнюдь не задумываясь о том, что хорошо и что плохо для развития детей, или о том, насколько это целесообразно - проводить свой собственный досуг, каждый вечер глазея на экран и по существу даже не общаясь друг с другом.
Ежевечернее сидение семьи у телевизора отдаляет ее членов друг от друга. И никакая информация, получаемая по телевизору, не восполнит того духовно-эмоционального и умственного оскудения, к которому неизбежно ведет «недостаточность» в отношениях близких людей, особенно если речь идет о детях.
Существует мнение, что современные дети «много знают» и «очень развиты».
Действительно, дети теперь больше знают, скажем, о внешнем виде городов и стран, так как видели их на экранах (раньше могли только читать и смотреть картинки). Но «внутренняя суть» и городов, и стран им отнюдь не стала более известной.
Знают они теперь много о контрразведчиках и детективах - но что знают? Схватывают лишь внешнюю сторону событий - схватки, преследования, стычки…
Дети теперь в курсе спортивных соревнований, модных песен, разнообразных танцев и КВН. Но значит ли все это, что дети теперь интеллектуально и морально более развиты, чем их сверстники 10 лет назад, выросшие и развивавшиеся без телевидения?
В большинстве семей есть книги и музыкальные инструменты, телевизор и различные игры. Сам уровень образования родителей стал гораздо выше. Дети нормально питаются и хорошо одеты. Казалось бы, есть все необходимое для высокого интеллектуального и морального развития. Но, сравнивая нынешних наших учеников с теми, кого мы учили лет 15-10 назад, мы не видим слишком уж большой разницы.
Словарный запас детей не стал богаче. Пожалуй, более, чем прежде, речь детей, поступающих в школу, засорена жаргонными и бранными словами. Дети менее любознательны. В первом классе их трудно увлечь уроком - они не хотят размышлять и ждут, что учитель будет им что-то показывать и как-то развлекать, у них нет привычки к умственным усилиям. Они привыкли получать интересное без всякого интеллектуального напряжения.
Проходит немало времени, пока удается увлечь детей радостью узнавания нового. В «дотелевизионный» период ничего подобного не было: интерес возникал с первых же уроков и носил более глубокий характер. Тогда и к приготовлению домашних заданий дети относились с большей ответственностью и старанием, интерес же к художественной литературе, к книге был неизмеримо большим. Ведь простое созерцание телепередач не требует умственных усилий; дети и не умеют прилагать их. Они привыкли смотреть только то, что «интересно» в их понимании, то есть то, что развлекает их. Если им предлагается неразвлекающий материал - они не могут сосредоточиться. Младшие школьники тратят минимум 3 часа в день (зачастую же - 5-6 часов) на просмотр телепередач. Смотрят и утром, и вечером, были случаи, что и до часа ночи, смотрят без разбора все подряд.
Мы наблюдаем у наших нынешних учеников и отставание в ряде навыков. Так, навык чтения формируется медленней, так как дети мало читают. В грамматике они труднее усваивают любые орфограммы русского языка, так как у них недостаточен опыт зрительного запоминания написания слов, который обязательно приобретается при чтении. Письменная речь нынешних наших учеников отстает от письменной речи прежних. Во-первых, у нынешних беден запас слов, во-вторых, мало читая, они редко сталкиваются с красивыми оборотами речи, метафорами, сравнениями. Описать, например, красоту весны или осени им очень трудно. Сочинения на эту тему даже в четвертом классе крайне скудны и примитивны, тогда как прежде в этом возрасте дети в какой-то мере владели поэтическим языком.
Должны оговориться - при обучении по новым программам запас слов стал больше, дети лучше владеют ими. Дело в большей активности и самостоятельности детей при изучении языкового материала. И все же по-прежнему читают дети мало, речь их развита недостаточно.
Размышляя над проблемами, которые ставит телевидение перед нами, учителями, нашими учениками и их семьями, мы пришли к выводу, что прежде всего детей нужно учить смотреть кино и телепередачи так, как мы учим их читать - глубоко разбираясь в читаемом.
- Е. Андреева, кандидат педагогических наук, М. Моросникова, М. Шлопак, учителя г. Могилев
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам