Воспитание инициативы и лидерских качеств. Как выявить и воспитать в ребенке лидерские качества. Стоит ли воспитывать лидера

Проектная работа по английскому языку в 3 классе «Сочини сказку»

Цель проекта: вовлечение учащихся в творческую и самостоятельную деятельность.

Задачи проекта:

1. Объединить учащихся единой деятельностью;

2. Формировать навыки самостоятельной деятельности;

3. Создать благоприятный климат общения;

4. Ориентировать на получение конкретного продукта.

Оборудование:

Карандаши, ножницы, клей, бумага и заготовки сказочных героев.

Источники получения информации:

Сборники сказок на английском языке, различные справочные материалы, интернет-ресурс.

Проекта дает уникальные возможности для коммуникативного обучения английского языка даже при опоре на минимальный языковой материал.

Ход выполнения проекта.

Начинаем с выдвижения проблемы.

Проблема-демонстрация своих знаний на английском языке.

Вопрос к учащимся: Как вы можете показать свои знания по английскому языку в интересной для вас форме? Учащиеся начинают предлагать то, что им интересно. Вместе находим приемлемое решение - сочинить сказку.

Следующим этапом обсуждения является то, о чем будет сказка. Дети очень любят животных, они предлагают сказку придумать именно о них.

Вопрос к учащимся: Как мы будем работать - все вместе или по группам, где каждой группой будет придумана своя сказка? Учащиеся выбирают второй вариант и аргументируют его, ссылаясь на то, что когда они будут работать по группам, их производительность будет выше, и в результате их деятельности получится не одна сказка, а несколько, то есть учащиеся заранее проговаривают, что они получат в конце своей деятельности, каков будет их результат.

Обсуждаем этапы работы над проектом.

1.ПОдготовка к проекту. Отрабатываем синонимическую систему обучения, при которой обозначение предметов, явлений, понятий происходит,как на русском, так и на английском языках. Например: Я не могу пойти на бал, мое единственное платье грязное и поношенное.

(слова Золушки).

Перевод учащихся этой фразы Золушки приобретает следующий вид: I can t go to the бал

My единственное dress is dirty and old.

Алладин : I хочу to be a prince. Помоги me to live in the дворец.

Незнакомые слова постепенно вводим в предложения.

2.Организация участников проекта. Формируются при помощи учителя группы учащихся, где перед каждой – стоит своя задача. Распределяются обязанности в группах, учитывая способности учащихся к логическим рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании групп, в них включаются учащиеся разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3.Выполнение проекта.

Чтобы осуществить поставленные задачи, каждый учащийся в группе вынужден искать и отбирать необходимые сведения из различных источников, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств. Например одна из групп создала вот такую сказку.

A Bear and Mouse .

A Bear спал. Вдруг по его телу пробежала a Mouse . The Bear схватил the Mouse и собирался уже ее съесть, как the Mouse пропищала: « Excuse , Bear ! I am a Mouse. I am little and безобидная . Please, let me go. I can help you в трудный час ». The Bear расхохотался : «I am a Bear. I am big. You are a Mouse and you are little. How a little Mouse окажет помощь a big Bear? You can’t help me». The Bear немного подумал, почесал затылок и сказал: « All right Mouse , go ». - и отпустил the Mouse . Она пискнула: « Thank you . Good bye ! » - и исчезла.

Через некоторое время the Bear попался в охотничьи сети и, сколько ни бился, не мог выпутаться.

На его рев прибежала the Mouse and сказала: « I must help you ,»-и перегрызла веревки. « Thank you ! » -поблагодарил ее the Bear -« Теперь я понял, что даже a little Mouse can оказать большую помощь»

The Bear and the Mouse подружились.

5. Презентация проекта.

Учащиеся свою сказку рисуют так, как они ее представляют. Процедура защиты проекта моделирует ситуацию, когда учащийся вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.

6.Подведение итогов проектной работы.

С самого раннего детства в ребенке начинает формироваться лидерский потенциал. Задача родителей – помочь своему малышу стать лидером.

Для начала попросим вас вспомнить свое детство, походы в детский сад или школу. Вспомните свой класс в школьные годы. Были ли в классе те, кого, мягко говоря, не любили? Нет, мы сейчас даже не про хулиганов, срывающих уроки. А про ябед, которые бесконечно жаловались, ныли, а в конфликтных ситуациях еще и перекладывали вину за содеянное на плечи других ребят? Скорее всего, с такими детьми мало кто дружил, к их мнению не прислушивались. А за кем шли, чье мнение было авторитетно? Ответьте себе, какими были такие ребята? Они старались найти выход из любой ситуации, не теряли веру в себя, свои силы, проявляли стойкость, силу воли, характер и достигали цели.

Во взрослой жизни все то же самое. Кто успешен в коллективе на работе, кто из вашего окружения счастлив или умеет хорошо заработать? Это такие же сильные и волевые личности.

И конечно же, любые родители желают, чтобы их ребенок стал именно таким успешным человеком, лидером, а не нытиком. Очень важно, чтобы взрослый понимал, что речь идет вовсе не о становлении ребенка великим оратором или «капитаном команды», не о том, как научить ребенка идти по головам к своей цели.

Кто же такой лидер? Лидер – это тот, кто умеет управлять жизненными процессами, это целеустремленный и волевой человек, а еще лидер не боится брать на себя ответственность.

Лидерские качества не обязательно проявляются в умении вести за собой толпу, лидерство имеет много видов. Лидер может быть организатором, инициатором, эрудитом, умельцем и даже эмоциональным центром. Они могут выступать как вдохновителями, предлагающими идеи, так и исполнителями уже выбранной программы. Часто лидеры являются вдохновителями и организаторами одновременно. Ваша задача – увидеть в ребенке такие задатки и не пытаться дрессировать свое чадо, не стремиться к тому, чтобы он без лишних слов подчинялся вам во всем. Поступая таким образом, вы можете подавить в нем личность. Беспрекословное послушание может сделать из податливого ребенка несчастного взрослого в будущем.

Для того, чтобы стать лидером, ребенку не обязательно быть круглым отличником в школе или побеждать всех соперников на спортивных соревнованиях. Самое главное, чтобы ваш отпрыск не боялся проявлять инициативу, нес ответственность за свои действия и с раннего возраста принимал решения сам. Мы предлагаем вам ознакомиться с работающими решениями, которые помогут воспитать в ребенке уверенность и самостоятельность.

Поддерживайте инициативу

В определенном возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и процессам в нем. Конечно же, для каждого ребенка этот возраст индивидуален. Вот только реакция родителей не всегда бывает правильной: это не трогай, то опасно, и, пожалуй, фраза, хуже которой ничего быть не может «у тебя все равно не получится».

Именно поэтому, не рубите инициативу ребенка на корню, не ругайте, даже если у него не получилось что-то сделать. Наоборот, поддержите детскую инициативу – это станет первым шагом на пути к воспитанию в ребенке лидерских качеств. Она проявляется в мелочах, вы можете даже не заметить этого. Приведем пример. Ребенок решил сам погулять с собакой, помыть посуду, помыть пол. Даже если что-то он сделал не очень хорошо, похвалите его за то, что он решил помочь. Он молодец, ну а в следующий раз получится еще лучше! Если результат совсем плох, например, потерялась собака или ребенок залил полы, необходимо с ребенком сделать выводы из результата, а затем дать ему инструкции и подсказки.

Предложите ребенку вместе выполнить дело. Вы разделяете инициативу с ребенком, но не в коем случаете не делаете дело целиком за него. Если вы поощряете самостоятельность своего малыша, то в будущем ребенок не побоится быть ответственным.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, предлагайте ему выбор. До того, как ребенок примет решение, расскажите малышу о последствиях этого самого решения и оцените их стратегически. Это помогает развивать в ребенке критическое мышление, умение видеть причинно-следственные связи и делать выводы.

Важно: дети, за которых все решают их родители, становятся безынициативными и, вырастая, живут по чужим сценариям.

Ответственность – основа лидерства

Итак, ваш ребенок проявил инициативу и вы поощрили это. Теперь нужно научить малыша нести ответственность за совершенное действие, сделанный выбор, принятое решение. Ребенок-лидер должен уметь справляться с последствиями.

Последствия принятых решений могут быть как позитивными, так и негативными. Поэтому, с детства ребенка нужно учить принимать результаты своих решений.

Например, необходимо объяснить, что если вы купите ребенку конфету сейчас, то вечером на десерт он ее уже не получит. Или: ваше чадо может пойти гулять с собакой, не надев на нее поводок, но тогда она убежит. В любом возрасте у ребенка должна быть хоть и маленькая, но зона ответственности.

Процесс исправления ошибок – это тоже ответственность. Вы направляете ребенка, подсказываете как поступить, но не делаете за него все целиком. Он должен исправить свои ошибки сам.

Чем старше ребенок становится, тем серьезнее обязанность можно доверить ему. От помощи по хозяйству, до чистки клетки попугая или поливки цветов.

Помогите ребенку организовать собственное время

В настоящее время модно использовать такой термин как тайм-менеджмент. Он подразумевает под собой умение управлять, организовывать и распоряжаться своим временем, повышая эффективность его использования. Успешные люди владеют тайм-менеджментом в совершенстве.

Кроме самого тайм-менеджмента успешный человек умеет планировать, обладает самодисциплиной. Важно воспитывать эти качества в ребенке с самого детства, начиная с самых простых вещей: соблюдение режима дня, планирование занятий и физической активности. Сам распорядок дня лучше всего составлять вместе с ребенком, с учетом его пожеланий. Но и вы должны сами соблюдать режим и выполнять обещания. Иначе перед глазами ребенка будет пример, что можно нарушать запланированное, а так быть не должно.

Не стремитесь записать ребенка на всевозможные кружки. Пусть ребенок посещает только те, которые ему действительно интересны. Но занимательный досуг и интересы у ребенка быть должны обязательно, так как они обогащают личность.

Когда ребенок учится в начальной школе, уже можно ставить небольшие цели и планировать их. Купите ему красивый органайзер или веселые канцелярские принадлежности, которые также станут мотивацией для записей и планов. Во всем должен быть элемент игры или творчества.

Опять же, не делайте за ребенка то, что у него не получается. Только преодолевая препятствия, ребенок приобретет силу духа, целеустремленность и настойчивость. Направляйте, помогайте, но справиться ребенок должен сам.

Физическая активность и спорт

Физическая активность необходима и взрослым и детям. Речь идет вовсе не о профессиональном спорте, ведь там ребенка больше загоняют в жесткие рамки. Выберете с малышом что ему интересно: танцы, плавание, единоборства, гимнастика, теннис. Но обязательно в умеренных количествах. Любой спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает множество полезных для жизни качеств, таких как: настойчивость, воля, выносливость, концентрация, самодисциплина, терпение, умение понимать потребности своего тела.

Доказано, что спорт не только укрепляет иммунитет, но и помогает развитию умственных способностей и снятию напряжения. Также, ребенок научится принимать поражения, а из победы не делать самоцель. Иными словами, ваше чадо наладит адекватные отношения с собственным эго.

Не зря родителям советуют привлекать к спорту гиперактивных детей, ведь именно в спорте они учатся направлять свою энергию в нужное русло.

Станьте хорошим примером

В воспитании ребенка прежде всего нужно начать с себя. Глупо рассказывать отпрыску о вреде курения, если сам куришь.

Огромную роль играют семейные устои и традиции, распределение домашних обязанностей между родителями, личные отношения между папой и мамой.

Если отец является достойным человеком, сын будет подражать ему. Если мать уважает себя, самодостаточна, умеет быть чуткой, нежной и имеет гибкий ум, дочь будет подражать ей. Дети как губка – впитывают все. Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя.

На этот счет имеется даже английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Согласны?

Правила общения с ребенком

Баланс контроля со стороны родителей и свободы ребенка как личности очень важен. Правильное общение с ребенком начинается с выполнения некоторых пунктов.

  • Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
  • Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
  • Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
  • Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз. Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем. В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
  • Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
  • Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
  • Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.

И помните, ваша цель – это не воспитание управленца. Цель – воспитание самодостаточного счастливого человека. Не забывайте проявлять любовь к ребенку, верить в него, ведь если ваш малыш будет знать, что дома его всегда поддержат, он вырастет успешным!

Что такое лидерство? Это свойства личности, позволяющие человеку управлять собой и другими людьми. В наше время это очень значимый ресурс, особенно в конкурентном взрослом мире. Понятно, что родители обычно хотят вырастить из своего ребенка сильного, уважаемого и состоявшегося в жизни человека. Однако не всегда это возможно. Не надо быть наивным и думать, что из любого маленького человечка может получиться Лидер с большой буквы - Македонский или Наполеон. Имеют значение врожденные характеристики. Уже в детском саду зачастую видно, кто из детей себя проявляет как будущий лидер. Кто является заводилой, кто не боится риска, отзывается первым, иногда, к сожалению, пускает в ход кулаки. Не все себя проявляют лидерами, есть дети ведомые, но повысить лидерские качества, сделать так, чтобы они больше работали на ваше чадо - это реально. Для этого надо понять, какие качества являются главными для настоящего Лидера?

Первое - это уверенность. По-другому говоря, высокая и независимая самооценка. Формируется она еще в детском и подростковом возрасте - и в первую очередь окружением и родителями. Зависит самооценка от объема безусловной, материнской любви, которую он получает. Материнская любовь - это любовь и уважение просто по факту существования, без всяких условий, только потому, что ты такой, как есть. Материнская, безусловная любовь - это поощрение любого поведения ребенка, независимо от результата. Условная, она же отцовская, это любовь и принятие только при каких-то условиях, за то, что ты хороший и соответствуешь требованиям. Наоборот, отцовская, условная любовь - это поощрение только поведения ребенка с хорошим результатом и отрицание результата негативного. Не значит, что безусловная любовь может исходить только от матери, а условная только от отца, в нашем мире все роли давно перемешались. Важен объем безусловной любви в целом от семьи и от окружения. По большому счету, воспитание - это всегда сочетание отцовской и материнской любви, вопрос в балансе между ними. В семьях, где баланс нарушается в сторону отцовского воспитания, ребенок может развиваться с зависимой и заниженной самооценкой, неуверенный и не уважающий себя. Поэтому родителям важно отдавать себе отчет, что происходит и чаще оказывать знаки приятия, любви, внимания без всякого повода, а не только, когда ребенок заслужил. Возможна и другая крайность, когда ребенка принимают полностью и ничего не требует, тогда он вырастает великовозрастным инфантилом - и речи о лидерстве тоже не идет. Поэтому родителям важно отслеживать баланс и чувствовать границы допустимого.

Второе - это инициативность. То есть умение предложить новое, проявить себя, свою смелость, умение рисковать. Это, конечно, опасно, поскольку инициатива зачастую наказуема не только во взрослом, но и в детском мире. Но без инициативы ребенок так никогда и не научиться выходить из личной зоны комфорта и пробиваться в этом мире. Если на ребенка со стороны взрослых идет давление - не то сделал, не так сказал, не туда пошел, понятно, что ребенок будет себя чувствовать себя маленьким и ничтожным в этом мире. Тем более среди богов - взрослых, которые много умеют и владеют этим миром. Разумеется, удобнее иметь послушного ребенка, но если родители делают из него робота, то пусть отдают себе отчет, что и во взрослом мире он будет только исполнителем чужой воли. Поэтому важно уже в мелочах давать возможность и поощрять инициативу ребенка и помогать ему ее проявлять. Как это сделать? Не пропускать, когда ребенок хочет себя проявить и помочь взрослым. Поручать ему какие-то мелкие дела: самому одеваться, помочь накрыть на стол, протереть пыль. Со старшими детьми договориться и закрепить часть обязанностей - мыть посуду, ходить в магазин, стирать белье. Здесь главный принцип такой - что ребенок может сделать без участия взрослых, он должен делать. Даже если пока он делает плохо, не слишком удачно или коряво, родителям важно взять свое раздражение под контроль и помнить, что инициатива ребенка важнее, чем разбитая чашка.

Третье - ответственность. То есть умение осознавать и принимать последствия своих решений. Во многом лидерство заключается в мере ответственности. Лидеры много получают, потому что много берут на себя. Но сколько именно брать, все равно решает сам лидер. Есть такая расхожая фраза, которую не все понимают и поэтому не придают значения: «свобода - это осознанная необходимость». Какая-такая свобода и какая-такая необходимость? Здесь именно ответственность и имеется в виду. Ответственность за свой выбор и свои решения. Ключевые слова следующие. Свобода выбора. Необходимость принятия последствий. Для развития ответственности ребенок обязательно должен иметь практически ежедневный выбор. Что и когда есть? Когда и в каком объеме делать уроки? Сколько сидеть у компьютера? Но он должен уметь принимать ответственность за эту свободу. Эту ответственность должны воплощать родители. Если он выбирает есть мороженое вместо обеда, то он должен понимать, что больше всю неделю мороженого у него не будет. Если он выбирает делать уроки вечером, а не после школы, он должен принимать на себя ответственность за их качество. Если он выбирает сейчас сидеть у компьютера, а не выполнять домашние обязанности, он должен принять ответственность за то, что завтра у него может не быть компьютера. Жизнь взрослого - это ежедневный ответственный выбор. Если родители воспитали такую осознанность уже к подростковому возрасту, ребенок будет идти по жизни настоящим Лидером!

Татьяна Миронова
Особенности формирования лидерских качеств

Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности с определенным набором лидерских качеств . Если говорить о психологическом портрете такой личности, то основными его составляющими станут такие внутриличностные особенности , как высокая адаптивность, мобильность, стабильность и устойчивость нервной системы, лабильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость. Именно недостаток волевых качеств становится , на наш взгляд, основной причиной неудач и разочарований в себе и, как следствие, формирование его неадекватной самооценки в сторону заниженной.

Период дошкольного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией , умение общаться со сверстниками и т. д.

Прежде чем говорить о специфике , определим, какие же качества относятся к лидерским .

Лидерские качества – это совокупность психологических качеств , умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций .

Существует также мнение, что лидерские качества – это интегральные системные качества , обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации.

Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера . Но выделить одно-два качества , оказывающих главное воздействие, невозможно.

В жизни любого лидера рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые лидерские качества , представленные ниже.

Лидерские качества можно классифицировать следующим образом :

1. Личные качества лидера : знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.

2. Управленческие и организационные лидерские качества : умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.

3. Психологические и социальные лидерские качества : коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.

Таким, образом, существует различные точки зрения относительно того набора качеств , которым должен обладать лидер . К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств , который и позволит в итоге добиться желаемого результата.

Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Поэтому формирование лидерских качеств – это сложный , трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника , т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности ребенка.

Теперь обратимся к рассмотрению основных условий процесса формирования лидерских качеств дошкольника в рамках социокультурного пространства садика, при реализации которых данный процесс, на наш взгляд, будет проходить наиболее эффективно :

1. Формирование дошкольников качеств , присущих лидеру : выработка организаторских, управленческих качеств лидера ; выработка умения сформировать группу , сплотить ее, определить цели, поставить перед группой сверстников необходимые задачи, сформулировать основную цель – вот качества , присущие современному лидеру . В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности.

От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества , умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач) . Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.

На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический) . Таким образом, лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами . Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им цель.

2. Анализ и учёт окружения лидера . Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения , но недостаточное для современного общества. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера . Член группы также должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера , о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для совместной работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников . Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам . Отношения лидера и его коллектива – важный аспект новой, лидерской организации власти . Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом, понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера . Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива, положительно относиться к их заслугам.

3. Учёт реалий современности. Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять . Это лидеры , которые призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Он инициативны и восприимчивы к инициативе других, компетентны, толерантны к другим, целеустремлённы и дальновидны, и это именно те личности, кто действительно сможет управлять людьми в структуре учебно-воспитательного процесса.

Одна из главных задач, которая стоит перед, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала . Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.

Предоставляя возможность каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию , развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения ; разнообразие реализуемых дошкольниками социальных ролей (позиций, садик создает предпосылки для развития лидерских качеств дошкольников .

Вышеизложенное позволяет утверждать, что эффективное формирование лидерских качеств дошкольников осуществляется системно путем передачи обучаемым обобщенных психолого-педагогических знаний и включением их в лидерскую деятельность и отношения.

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания воспитателя к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств . Поэтому считаем, что одна из главных задач – создание детям необходимых условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, что во многом обеспечивается лидерскими качествами . Для того чтобы дети смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им достичь такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества , занять активную жизненную позицию.

Таким образом, дошкольный возраст – это возраст интенсивного всестороннего личностного развития. Именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются черты личности (организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Ученые утверждали, что личность сама должна активно участвовать в деятельности, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, развить как можно полно свои способности и личностные свойства и качества , в том числе и лидерские .

Мир предъявляет к сегодняшним детям достаточно жесткие требования – система образования, воспитания установила высокую планку психического, умственного, физического развития для детсадовцев, школьников. Окружение ребенка изобилует талантливыми, одаренными сверстниками. Возможности роста, расширения кругозора, получения нового опыта растут с каждым годом. Кажется, «середнячки» в современном мире будут совершенно неприспособленными к жизни, неконкурентоспособными, потерянными, не обретут признание, успех, самоуважение и веру в себя.

  • Родители все чаще задаются вопросом: как можно воспитать лидера в ребенке — мальчике особенно?
  • Действительно ли лидерские качества можно привить, развить, воспитать даже в самых робких детях?
  • Что для этого нужно делать?

Задатки лидера проявляются у некоторых ребят уже в трехлетнем возрасте. Все, что нужно сделать родителям и педагогам, – немного подтолкнуть, направить малыша, научить правильно использовать свой авторитет среди друзей. Стоит ли работать в этом направлении, если малыш застенчив? Да – возможно, в будущем такой ребёнок не поведет за собой толпу, но он научится слушать и слышать себя, ответственно принимать решения, отстаивать свои границы.

Родители не всегда имеют четкое представление о том, как проявляются лидерские качества, и путают их с капризами, агрессией, нетерпимостью. Трехлетка, вопящий на соседку по игре, что она должна быть злой принцессой, иначе он выгонит ее из компании, не может называться лидером, как и подросток, держащий в страхе отличника, чтобы тот делал вместо него домашние задания.

Черты лидера

Какие же особенности детского характера и поведения говорят о наличии лидерских задатков?

  • У ребенка есть хобби, увлечение, дело, способное надолго завладеть его пристальным вниманием.
  • Если что-то не получается, малыш не торопится расстраиваться и жаловаться, а пытается решить проблему снова и снова.
  • Контактность, коммуникабельность, в том числе с незнакомыми людьми.
  • Интерес к делам семьи.
  • Умение увлечься делом, которое на первый взгляд кажется скучным, неинтересным, бесполезным.
  • Дружелюбие, доброта – малыш не склонен к обидам, зависти, ссорам.
  • Необъяснимая способность притягивать к себе других детей – ребенок лидер всегда в центре игры.
  • Умение планировать, просчитывать разные варианты, выбирать наилучший.
  • Активность, жизнерадостность, способность «разруливать» чужие конфликты, заступаться за тех, кого обижают.
  • Здравомыслие – дети с задатками лидера умеют договариваться, идти на компромисс, аргументировать свою позицию.
  • Адаптивность, гибкость.
  • Стремление везде и всегда быть первым, побеждать.

Доверие воспитателей, учителей и сверстников, ответственность, обаятельность, харизматичность – признаки настоящего, достойного предводителя. Такие дети ведут за собой без давления, принуждения, они умеют убедить, увлечь, объяснить, согласиться с мнением другого, оказать поддержку, организовать. Являясь авторитетом для друзей, они часто становятся инициаторами «спасательных операций», если кому-то нужна помощь.

У медали лидерства есть оборотная сторона – зазнайство и нарциссизм. Чтобы этого избежать, ребенка нужно мягко направлять в русло созидания, акцентируясь на его лучших качествах, прививать и поддерживать чувство ответственности за себя и тех, кого он ведет за собой.

Истинный предводитель знает свои сильные стороны и с удовольствием демонстрирует их публике. Он тянется к старшим ребятам и взрослым, умело поддерживает общение с ними.

Воспитание лидера в семье

Задумываясь о том, как вырастить лидера, мама и папа чаще всего двигаются в сторону специальных методик, сложных психологических приемов, забывая о том, что основа основ – это общение, собственный пример и доверие. Родители воспитывают своих отпрысков, просто находясь рядом с ними каждый день, демонстрируя определенные модели поведения. Наблюдая за значимыми взрослыми, кроха усваивает их ценности, взгляды, принципы, способы действия в различных ситуациях. Поэтому прежде всего необходимо уделить внимание качеству собственной жизни и взаимодействия внутри семьи.

Психологи объясняют, как воспитать в ребенке лидерские качества, не делая для этого ничего особенного:

Следите за речью

Обидные фразы и слова, сказанные сгоряча, от усталости или на автомате, ранят детей и программируют их на неудачи. «Какой же ты грязнуля», «Ну что ты вечно копаешься», «Молчи и делай, что сказано». Унижающие личность ребенка прозвища: дурачина, неряха, рева-корова, трус. Все эти слова западают глубоко в душу и протаптывают тропинку к комплексам, неумению заботиться о себе и общаться с другими людьми.

Будьте малышу поддержкой, говорите ему хорошие, добрые слова, концентрируйтесь на его плюсах. Исключите дразнилки, обзывания, ярлыки.

Речь родителей должна быть чистой, грамотной, правильной, понятной – такой же будет и речь ребенка, а это очень важно для лидера, ведь предводитель – это всегда отчасти оратор.

Больше внимания

Уверенность в себе, желание исследовать окружающий мир, смелость дерзать — неизменные спутники «долюбленных» детей. Если для совсем крох любовь выражается в постоянном контакте с мамой, то дошколятам и школьникам нужны беседы, обсуждения, размышления. Заведите семейные ритуалы:

  • книжка с мамой на ночь;
  • обсуждение того, как прошел день, после ужина;
  • утренняя зарядка с папой;
  • семейный обед у бабушки на выходных;
  • совместное приготовление пищи, уборка.

Любая совместная деятельность – возможность пообщаться, обсудить какое-то событие, просто поболтать ни о чем.

Свобода действий

Невозможно вырастить из ребенка лидера, если не давать ему пробовать и ошибаться. Гиперопека убивает инициативность, желание развиваться, думать, делать. Разрешите годовасу продолжать попытки взобраться вверх по крутой лестнице, трехлетке – налить себе воды и одеться, пятилетке – разрешить конфликт со сверстником, школьнику – договориться с учителем о дополнительных занятиях.

При выборе секций и кружков руководствуйтесь пожеланиями ребенка, пусть начинает, бросает и пробует что-то другое. Так маленький человечек научится анализировать и выбирать.

Предоставьте выбор в решении проблем. Родители склонны давать детям готовые решения по первому же запросу. Попробуйте изменить сценарий – отдайте инициативу в руки сына или дочери. Чадо научится слушать себя, доверять себе, осознает, что обладает реальным влиянием.

Поддержка

Положительная мотивация – способ подтолкнуть ребенка к новым свершениям. Вместо того, чтобы ругать за неудачу, поддержите: «Да, выступать на публике действительно страшно. Должно быть, ты расстроился, что не смог рассказать стих». Малыш поймет, что ошибки и неудачи – неизбежная часть пути, а с каждой попыткой вероятность победы повышается. Невозможно сделать ребенка лидером, не научив его достойно относиться к своим поражениям.

Поддержать – прежде всего принять чувства, переживания малыша. Правильный посыл от родителей – я вижу твое состояние, я его понимаю, я помогу тебе справиться. Учите детей проявлять свои эмоции с оглядкой на тех, кто рядом: ты злишься, это нормально, но хлопать дверьми от злости нельзя, вместо этого ты можешь порвать бумагу или покричать в подушку.

Широкий круг общения

Маленький предводитель нуждается в аудитории. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе, посещайте массовые мероприятия, гуляйте на больших площадках. Расширяйте привычный круг контактов – помимо садика или школы запишите чадо на занятия командным видом спорта, в театральный кружок, другую секцию, предполагающую взаимодействие в группе.

Ответственность

Воспитывайте в крохе умение отвечать за свои слова и поступки. Показывайте и объясняйте, как сделать выбор, не затрагивающий интересов других людей. Обращайте внимание на то, какие последствия имеют те или иные действия, учите видеть взаимосвязь между собственным поведением и реакцией на него со стороны родных и друзей. Прививайте правильные ценности: честность, уважение к окружающим, умение соблюдать чужие границы, эмпатию.

Ответственность появляется вместе с обязанностями. Подключайте чадо к выполнению домашних дел. Дом – общий, и все члены семьи прилагают усилия, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Договоритесь, за что отвечают сын или дочь, когда должна выполняться работа, кто и когда проверяет качество исполнения. Постепенно этап контроля можно будет исключить.

Здоровая критика и похвала

Умение воспринимать критику играет важную роль в развитии лидерских качеств ребенка. Задача родителей – мягко указать отпрыску на недочеты, подтолкнуть его двигаться дальше, продолжать попытки, искать новые пути решения проблем. Отмечайте то, что сделано хорошо, и стимулируйте делать еще лучше. «Я вижу, что все игрушки на своих местах, одежда лежит аккуратно в ящиках, фломастеры в коробке. Только пыль на столах осталась. Кажется, тут понадобятся тряпка и еще пять минут времени».

Современные психологи утверждают, что хвалить тоже нужно с умом. Дети перестают воспринимать похвалу, когда на все свои достижения слышат неизменные шаблоны: «Молодец!», «Как красиво!», «Ты самый лучший!». Для того чтобы ребенок обрел истинное понимание своей ценности, достаточно немного изменить стратегию. Описывайте то, что видите – «О, я смотрю, ты нарисовал здесь два красных пятна, одно синее, много зеленых черточек и даже желтую закорючку. Как ты так придумал?!», «Я вижу, что посуда помыта, крошки со стола убраны, пол чистый. Все, как я и просила. Вот это я называю ответственностью!». Через некоторое время ребенок сам начнет осознавать свои победы, видеть сильные стороны и признавать собственные достоинства.

Партнерство вместо соревнований

Родители порой имеют искаженное понимание того, как воспитать лидера – в ребенке предлагается культивировать дух соперничества с мамой, папой, братьями и сестрами. Семья – это прежде всего партнерство, в котором существует строго определенная иерархия. Родители обозначают границы, нормы допустимого поведения, являются авторитетом, имеющим решающее слово. Братья и сестры – одинаково ценные члены семьи, на их привилегии никак не влияет то, кто из них лучше рисует, кто первый поел или оделся. Пресекайте соперничество между детьми, поощряйте попытки сблизиться, действовать сообща, поддерживать друг друга.

Игры на определение и развитие лидерства

Вопрос: «Как воспитать лидера в ребенке?» – мальчике или девочке, имеет еще один простой ответ: играйте. Организуйте следующие несколько игр, которые наглядно продемонстрируют, насколько развиты лидерские способности ваших деток, и на что следует обратить внимание.


Игровая деятельность наглядно показывает, кто из детей имеет явные предводительские таланты.

А если он не лидер?..

Дети разные, и зачастую родительские ожидания – а вернее, амбиции – не оправдываются. Как быть, если ваш малыш, несмотря на прилагаемые вами усилия, продолжает оставаться застенчивым, замкнутым и скромным?

Сосредоточьтесь на положительных сторонах своего ребенка и любите его именно таким. Позвольте малышу заниматься тем, что ему интересно, подбадривайте, верьте в него. Не стоит стыдиться дитя, которое избегает всеобщего внимания. Возможно, ваш тихий спокойный созерцатель станет выдающимся изобретателем. В любом случае, ломать стержень человека, даже маленького — сомнительное удовольствие, которое к тому же не принесет счастья ни родителям, ни ребенку. Поддерживайте сына или дочь в их начинаниях, желаниях, инициативах. Учите прислушиваться к себе, самостоятельно принимать решения, ценить дружбу, верность, порядочность.

Быть лидером – не всегда означает быть первым среди остальных. Истинный лидер – тот, кто способен следовать своему сердцу, выбирать свой путь, выбирать цели, идти к ним, сохраняя свой комфорт, окружая себя людьми, которых хочется видеть рядом.

Что еще почитать