Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход. Второй месяц жизни новорожденного Ребенок что может в 1 2 месяца

На втором этапе малыш и его организм продолжают активно развиваться. Все органы и системы уже не просто привыкают к новой среде обитания, а начинают входить в ритм внеутробной жизни.
За время второго месяца жизни, ребенок должен вырасти на 3-4 см, прибавить в весе на 800-1000 г, а объем головы увеличивается на 10-15 мм.

Для того, чтобы ребенок продолжал правильно развиваться, родители должны стабилизировать режим сна и кормления. Здесь, большинство зависит от мамы, так как в данный период начинают устанавливаться ее отношения с малышом. Касательно грудного вскармливания, то лучше придерживаться кормления «по требованию». Важно не забывать о том, что ребенку сейчас нужно спать не меньше 18-20 часов в сутки, а количество молока, которое он употребляет, должно составлять 1/5 массы его тела.

Каждый детский организм уникален, поэтому не стоит паниковать, когда ребенок ест или спит меньше. Детки в таком возрасте уже способны чувствовать свою норму и, как правило, дают маме понять, что уже насытились.Обратись к педиатру, если тебе не удается наладить режим ребенка.На втором месяце жизни ребенка, молока у мамы должно быть много. Бывает и такое, что малышу его недостаточно, тогда пересмотри свое питание. Добавь в рацион больше жидкости, творог, рыбу, нежирное мясо и кефир.

Месячный малыш продолжает приобретать новые навыки и в движениях. Он уверенно может удерживать головку на 10-20 секунд, также начинает поднимать грудь, лежа на животе. Когда ребенок лежит, то ручки и ножки уже более расслаблены, он начинает больше вытягивать их в стороны.В этом возрасте, малыша начинают интересовать яркие пятна и погремушки. Также, он способен крепко ухватить игрушку на непродолжительное время.

О чем, кроме голода говорит плач малыша?

Иногда, с помощью плача ребенок хочет продемонстрировать родителям, что ему не хватает внимания и простых материнских объятий. В основном, когда он попадает в руки мамы или папы, он успокаивается. Если малыш постоянно плачет, доводя себя до истерики, при этом у него начинают трястись конечности и подбородок, немедленно обратись к невропатологу.
На втором месяце у малыша все еще могут быть кишечные колики. Для того, чтобы их устранить, маме опять же стоит обратить внимание на свой рацион. Нужно исключить сладкое, отказаться от винограда, газированной воды и овощей, богатых на клетчатку. Для того, чтобы ребенку стало легче, нужно поглаживать его животик по часовой стрелке.

Популярные статьи сейчас

Уход

В это время родителям особенно тщательно нужно следить за кожей ребенка. Массаж, вечернее купание – обязательные процедуры по уходу.

Психическое развитие в этот период

На этом этапе своей жизни ребенок начинает активно и уверенно использовать органы зрения и слуха. По сравнению с первыми неделями, эти органы у ребенка более развиты. Он уже может фиксировать взгляд на одном предмете полминуты. Также, взглядом он следит за движущимися объектами, поворачивая при этом голову.

Если младенец слышит звук, который нарушает тишину, то упорно пытается найти источник шума, что говорит о совершенствование его слуховых способностей. Он начинает хорошо различать интонацию, поэтому может легко испугаться громкого крика и повышенного голова. Стоит стараться поддерживать спокойствие и тишину в помещении, где находится малыш.

В этом возрасте дети начинают демонстрировать эмоции. Первые улыбка и смех – ответная реакция ребенка на доброе и нежное родительское обращение.
Также, для первого месяца характерны гортанные звуки. Ребенок с легкостью произносит «а», «у», «о», «э», что может перерасти в лепетание.
В голове ребенка начинают выстраиваться первые логические цепочки: я голодный – плачу – мама реагирует на сигнал – меня кормят.

Старайся беречь нежные глаза малыша от яркого света. Освещение в комнате младенца должно быть теплым и приглушенным. Следи за тем, чтобы шум телевизора или звонок телефона не были сильно громкими, ведь они могут испугать ребенка, что в дальнейшем может спровоцировать проблемы в психологическом развитии.

В этот период показатели ребенка должны быть:

  • Рост: 53.50 – 54.53 см
  • Вес: 4.150 – 4.320
  • Окружность головы: 33-37 см
  • Обхват грудной клетки: 33-34 см

Малыш родился. Новый член семьи автоматически стал главным членом семьи. За первые недели жизни новорожденного, мама с папой привыкали к совершенно иному образу жизни. Учились понимать просьбы без слов, ощущать потребности ребенка.

Целый поток новых эмоций и переживаний охватывают взрослых людей, которые еще месяц назад были уверенны, что полностью готовы к рождению своего чада. Ведь прочитаны десятки книг, просмотрены все существующие видео доктора Комаровского, пройдены всевозможные школы мам. Но где там… На практике все оказывается куда сложнее, ведь объективность и родители – понятия практически несовместимые.

Наиболее непростая адаптация ребенка начинается от первого дня жизни и продолжается несколько недель/месяцев. Посредством органов чувств малыш учится познавать окружающий мир.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев – один из сложнейших периодов и для малыша, и для всей семьи. Почему это так, рассмотрим подобнее.

Особенности развития новорожденного и ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Не нужно углубленно изучать специфику развития плода для того, чтобы осознать масштабы различий между внутриутробной жизнью и жизнью ребенка после рождения. Пока нерожденная жизнь находится в утробе матери, все процессы происходят, будто слегка «заторможено»: метаболизм, питание через пуповину, реакция на раздражители (речь, конечно же, идет о нормальной беременности).

Незрелый, развивающийся организм, чем-то напоминают растение, в состоянии анабиоза. Все жизненноважные механизмы активны, но интенсивность их работы в разы снижена, по сравнению с «летним временем года» Тем не менее, чем старше наш плод, тем более чувствителен он к бурлящей жизни за «теплыми стенами». Крошечное сердце берет на себя колоссальную нагрузку, поддерживая интенсивно растущий организм. Как раз оно, бьется сильно и быстро.

Вот, ребенок родился. Позади несколько дней пребывания в родильном доме, и наконец-то, малыш находится в родных стенах своего отчего дома.

Важно! Речь идет о доношенных, здоровых детях , не имеющих специфических патологий, задержки развития и т.д.

Первый месяц ребенок очень много спит. В основном, он просыпается на кормления и смену подгузника. Также, нередким явлением есть перегрев, который тоже может привести к серьезному беспокойству малыша.

После 1 месяца жизни, очень постепенно начинают увеличиваться периоды бодрствования и сокращаться периоды сна . Если возникает какой-либо дискомфорт, ребенок «сигнализирует» об этом громким криком. Пока что, это единственный способ попросить о помощи.

Если ребенок кричит недолго, это оказывает некое полезное влияние на организм: учащается сердцебиение, улучшается кровообращение, происходит стимуляция дыхательного центра и т.д. Но если крик продолжительный, малышу достаточно сложно справиться со столь сильным возбуждением, и это может привести к истощению незрелой центральной нервной системы, что не есть хорошо.

Почему родителям важно помнить об этих особенностях? Без грамотной помощи, малышу достаточно сложно самостоятельно адаптироваться к новым условиям и это может негативно сказываться на самочувствии, общем состоянии, а значит, и на его развитии .

Многие родители говорят, что за первый месяц жизни ребенок заметно прибавляет в весе, а в остальном практически не меняется. Им кажется, что как раз месячный ребенок показывает «интенсивные рывки» развития. На самом деле, это не так. Несложно отследить глубину метаморфоз малыша периода новорожденности и малыша в возрасте после 1 месяца.

Ребенок первых недель жизни:

· Цвет кожи: ярко-розовый, красноватый (вероятна синюшность в первые часы после рождения и при сильном крике);
· Кожные покровы покрыты тонким слоем первородной смазки;
· Может присутствовать легкая отечность, одутловатость лица;
· Форма черепа может быть изменена, за счет специфики прохождения головки по родовым путям;
· Ручки и ножки в тонусе (повышенном напряжении): при их разгибании взрослым, ребенок стремится быстро вернуть их в защитную позу зародыша, прижать к телу;
· Характерен громкий плач, возникающий в случае малейшего дискомфорта;
· Сон, в общей сложности около 16-20 часов в сутки;
· Физиологическая потеря массы тела, в первые дни, составляет около 10% от исходной. Примерно к концу первой недели жизни масса тела снова соответствует показателю при рождении.

Ребенок первого месяца жизни

· Кожные покровы розового цвета, чистые. Физиологическая эритема (красные пятнышки по телу), которая является вариантом нормы, к месяцу проходит полностью, либо остаются единичные, неяркие элементы;
· Напряжение (гипертонус) в верхних и нижних конечностях менее выражен, но еще сохраняется;
· Появляются небольшие периоды бодрствования, около 10-15 минут между сном и кормлением;
· Переводит взгляд за передвигающимся взрослым (четко не видит мелких очертаний);
· Различает свет и темноту;
· Оживляется при появлении родителя, тактильном контакте;
· Непроизвольно улыбается;
· Узнает голос мамы;
· Вздрагивает при резких, громких звуках и совершенно не реагирует на монотонные (работа пылесоса, стиральной машинки);
· Увеличивается чувствительность вкусовых рецепторов, обоняния, осязания.

Несложно отследить как сильно изменился малыш всего за несколько недель. К ряду физических изменений, смело можно добавить антропометрические данные: в среднем, кроха вырастет на 2,5-3 см, и наберет около 600 грамм массы тела.

Крайне важно помнить о значении сна для ребенка. Центральная система еще не созрела, и в некоторой степени, малыш дезориентирован. Обработка поступающей отовсюду информации перерабатывается практически круглые сутки, потому важно не «грузить» кроху лишним вниманием и мероприятиями, обеспечивать все условия для крепкого, продуктивного «восстанавливающего» сна.

Как обеспечить оптимальные условия для развития ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев?

Ребенку должно быть комфортно

Незрелый организм тратит всю свою энергию на сохранение условной стабильности своего состояния. Медики знают о том, что на данном этапе, порой, даже ровное дыхание и нормальные показатели температуры тела являются неким достижением для крошечного организма. Во многом, физиологичные процессы (дыхание, сердцебиение, показатели температуры тела), в той или иной степени зависят от условий, в которых находится малыш. Условий, созданных взрослыми.

К последним относятся:

Ребенок нуждается в свежем воздухе

Свежий воздух – источник кислорода для растущего организма. Первую прогулку можно осуществить примерно к 10 дню жизни новорожденного. Если же погода гостеприимно зазывает на прогулку – вполне можно согласиться на ее приглашение (даже если это первый день после выписки из родильного дома).

Не стоит грузить малыша длительным пребыванием в незнакомой обстановке. Для первого раза достаточно 10-20 минут. В зимнее время (за исключением мороза ниже -5 градусов), гуляем по 30-40 минут, в летнее – от полтора часа и больше (также, избегая жарких периодов дня и попадания прямых солнечных лучей на малыша и коляску). Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на сон малыша, его общее самочувствие, восстановительные процессы.

Для ребенка важна профилактика инфекционных заболеваний

В возрасте одного месяца дети, если можно так выразиться, «не умеют правильно болеть». Нередко, инфекционные заболевания протекают достаточно тяжело, и во многих случаях предполагают госпитализацию в специальное отделение для младенцев.

Как известно, профилактические мероприятия заболеваний – разумный подход, и к тому же, вполне доступный:

o Мытье рук. Тщательно мыть руки должны все кто находится в комнате с ребенком, будь то папа с мамой, или педиатр;
o Домашняя одежда. Придя с улицы, необходимо сразу снять верхнюю одежду, а лучше, полностью переодеться в домашнее;
o Исключение новых контакто в . Разделить радость рождения малыша лучше на нейтральной территории, или как минимум, после первого полугодия ребенка. Чем меньше «знакомств» с новой флорой у крохи, тем больше шансов избежать инфекционных заболеваний, со всеми вытекающими последствиями. К тому же, избыточное возбуждение от незнакомых голосов только истощит центральную нервную систему, выливаясь в выраженное беспокойство, истерику, плач.
o Исключение прогулок в общественных местах. Скопление большого количества людей – залог полноценного обмена микроорганизмами, которые легко воспринимаются подготовленной иммунной системой взрослых и крайне тяжело – незрелой
o Индивидуальный комплект предметов личного пользования. У ребенка должно быть все свое: постельное белье, полотенце, платочек, в дальнейшем, посуда и т.д. Использование бутылочек и пустышек предполагает тщательное мытье и кипячение. По возможности они стерилизуются. Микроорганизмы, годами «сосуществующие» с мамой и папой, являются чужеродными для малыша и «делиться ими» необходимо постепенно. Потому, особенно в первые месяцы, стоит избегать так называемого обмена флорой. Нежелательны даже поцелуи в глаза и губы, предполагающие непосредственный контакт со слизистыми.

Кормление ребенка – ребенок подскажет

Грудное молоко – лучшее, что могла предложить природа для младенца. Но каждый малыш и каждая мама – индивидуальны.

Бывает так, что малыш вяло сосет (это временное или стойкое явление, определяет врач), или у мамы не хватает молока (+ ряд других специфических причин). В таких случаях, временно, либо на постоянной основе, приходится прибегать к так называемому смешанному или искусственному вскармливанию. Не стоит паниковать и расстраиваться. Доктор обязательно подскажет, как сохранить грудное вскармливание.

Если добиться положительного результата не получится, в этом также нет ничего страшного. Множество детей, по каким-либо причинам выросшие на искусственных, адаптированных смесях имеют отличные показатели развития и крепкое здоровье!

Многие мамы отмечают, что в ночное время ребенок сосет грудь более активно, нежели в дневное. Это вполне закономерное явление: ночью более интенсивно вырабатываются гормоны, способствующие выработке молока (пролактин). Чем активнее сосет грудь ребенок ночью, тем больше молока будет днем (ночные кормления более продуктивные!). Таким образом, малыш как бы «насасывает молоко сегодня на завтра».

На сегодняшний день, наиболее приемлемым считается подход свободного вскармливания : мать прикладывает ребенка к груди по первому требованию, и так в течение всех суток. Тем не менее, по-прежнему остаются приверженцы так называемого «режимного кормления» (в возрасте 1 месяца – каждые 3-3,5 часа). Режим формирует своеобразную привычку готовности пищеварительной системы к приему и перевариванию пищи. + приятный бонус для мам – они могут спланировать хоть небольшие промежутки времени.

В случае, если мамы подозревают, что количества молока недостаточно для малыша, он беспокоен даже после кормлений и т.д., стоит обратиться к педиатру. Молоко должно соответствовать потребностям растущего организма по своим качественным и количественным характеристикам. В этом поможет разобраться специалист.

Родители и их роль в развитии ребенка

Ребенок, в возрасте от 1 до 2 месяцев осваивает навыки, которые требует больших усилий для крошечного человека. Дети чувствуют поддержку близких людей даже в таком возрасте, потому, участие родителей существенно облегчит столь непростой старт для малыша.

Полезные развивающие мероприятия: (таб.5)

o Положить малыша на ровную поверхность, неторопливо меняя положение тела. Несколько минут на спине, затем на животик, на бочок. Движения должны производиться плавно и ненавязчиво. Если настроение крохи меняется в худшую сторону, лучше оставить данные мероприятия на завтра;
o Повесить над кроваткой игрушку. Игрушка может быть движущейся, музыкальной. Единственное, важно внимательно отслеживать реакцию малыша. Если эмоции негативные, необходимо на несколько дней отложить нововведение;
o Упражнение с красным предметом или фонариком. Дети любят, и раньше других распознают красный цвет. Завернув фонарик красной тканью, необходимо проводить в воздухе воображаемую линию от и к ребенку, а также, вправо и влево. Расстояние от глаз – около 30 см. Общая кратность движений – 10-15 раз. Малыш не сразу будет четко фиксировать взгляд на движущемся объекте, но ежедневные труды вскоре приведут к прилежному выполнению полезных упражнений для глаз.
o Игры с погремушками. Приближающийся, отдаляющийся звук, слуховая ассоциация с предметом, способность запоминать предмет «на звук» — полезные мероприятия для развития;
o Спокойная, приятная музыка в течение 5-10 минут, хорошо работает как мягкое успокоительное для нервной системы и прекрасная основа для формирования любви к искусству;
o Воздушные ванны. Несколько минут голышом, на твердой поверхности (плотный матрас) – полезная «дышащая гимнастика» для чувствительной детской кожи;
o Ежедневные купания. Купание – не только стандартная гигиеническая процедура. Для малыша 1 месяца это отличная гимнастика, массаж и нестрессовая стимуляция кровообращения.
o Легкий массаж. Легкое растирание стоп малыша, верхних и нижних конечностей, ненавязчивые круговые движения по животу – мероприятия, которые могут выполняться родителями. Стимуляция активных точек и кровообращения, благотворно влияют на растущий, развивающийся организм.

Кишечные колики – непростой период, который надо пережить…

В возрасте, примерно, от 3 недель, нередко наблюдается такое неприятное явление, как кишечные колики. Пропустить его нереально: каждая мама помнит период колик у своего малыша. Иногда они заканчиваются через 3-6 недель, иногда – гораздо позже. Все зависит от индивидуальных особенностей организма, кишечника малыша.

Колики сопровождаются сильными болевыми ощущениями: ребенок беспокоен, сучит ножками, может кричать в течение нескольких часов. Конечно, это влияет на его общее самочувствие и нередко, на качество сна.

К сожалению, так называемое «становление кишечника» пропустить невозможно. Его надо пережить, максимально помогая малышу облегчить неприятные ощущения.

Опыт показывает, что пресловутые «микстуры от животиков» далеко не всегда эффективны, что говорит об отсутствии показаний к их рутинному применению. Необходимость в применении так называемых «пеногасителей» и спазмолитиков лучше обсудить с педиатром.

Лучшее лечение – терпение родителей. Снизить интенсивность боли иногда помогают материнские объятия, легкий массаж живота, купание в теплой воде (способствует снятию спазма). После периодов колик важно обеспечить крохе условия для полноценного, восстанавливающего отдыха.

Первые месяцы жизни ребенка всегда кажутся долгими, так как наполнены переживаниями, смешанными эмоциями, множеством открытий, как для крохи, так и для родителей. Стоит помнить, что правильный «старт» крайне важен, особенно если речь идет о человеческой жизни.

Материал п о дготовила

В рач-неонатолог — Скавинская В.

Самый сложный, адаптационный период, когда и для малыша, и для родителей все было ново и непривычно, успешно завершен. Следующие тридцать дней - время других, не менее важных открытий, грандиозный период усвоения новых навыков, обретения опыта и формирования привычек.

Физическое развитие

На втором месяце жизни организм вашего малыша продолжает развиваться чрезвычайно высокими темпами: взяв хороший старт на первом месяце, малыш активно растет. За предстоящие четыре недели он должен набрать 800–1000 г веса, увеличить рост на 3–4 см, увеличить объем груди и головы на 10–15 мм. В этот период развитие внутренних органов ребенка приобретает активный характер, системы и органы малыша уже не столько адаптируются, сколько входят в ритм, соответствующий внеутробной среде.

Показатели ребенка от 1 до 2 месяцев

Для обеспечения роста и развития малыша родители должны обеспечить своему ребенку стабильный режим сна и кормления. Задача стоит, прежде всего, перед матерью. Конечно, навязанная еще советской педиатрией система почасового кормления себя изжила, и вполне реально кормить малыша по требованию, при этом ничуть не нарушая его режим. Однако, важно учитывать, что месячный малыш должен спать 18–20 часов в сутки и съедать такое количество материнского молока, которое соответствовало бы 1/5 массы тела малыша.

Если взять, как эталон, вес ребенка 4 килограмма, то в сутки мама должна обеспечить своего грудничка не менее, чем 800 граммами молока. Такое количество пищи дает ребенку возможность полноценного энергообмена, он остается активным, веселым и хорошо набирает вес.

Если родители замечают, что малыш чуть меньше (больше) спит или кушает, то бить тревогу не стоит. Каждый детский организм индивидуален, и соблюдать какие-либо нормативы при налаживании режима отдыха и кормления не стоит - их просто не существует. Как правило, здоровые дети уже в этом возрасте чувствуют свою норму сами и умеют отчетливо дать маме понять о том, что уже насытились.

Если на протяжении второго месяца жизни вашего ребенка вам так и не удалось самостоятельно наладить его режим, - он мало ест и, в основном, спит или капризничает,-то лучше обратиться за помощью к педиатру. Кроме здорового сна у месячных малышей обязательно должен быть еще один источник энергии - обильное питание.

На втором месяце лактация у матери должна быть активной - молока нужно много и часто. Если заметили, что малыш не наедается, измените свой рацион: пейте много жидкости - не менее двух литров в день, добавьте в свое меню творог, рыбу, нежирное мясо, молоко и кефир. Перед кормлением возьмите за правило выпивать чашку некрепкого чая с молоком.

Малыш обретает новые двигательные навыки

Он уже уверенно поднимает головку и может удерживать ее на протяжении 10–20 секунд, в положении лежа на животе ребенок, кроме головы, поднимает и грудь и может оставаться так на некоторое не очень продолжительное время. Лягушачья поза, характерная для первых недель, начинает трансформироваться в человечью: руки и ноги ребенка более расслаблены, он все больше вытягивает их в стороны. Если кто-то из старших поддерживает малыша в сидячем положении, он может покачивать головой, а непроизвольное вздрагивание и подергивание мускулов случается у ребенка все реже.

Любое яркое пятно, погремушка, издающая мелодичные звуки - прелюбопытнейшие предметы для малыша в этом возрасте.

Он крепко хватает игрушку и может удерживать ее некоторое время. А когда руки ребенка не заняты игрушкой, то кулачки его частично раскрыты. Иногда малыш изо всех сил молотит руками по воздуху - и это вполне нормальное явление для детей такого возраста.

Плачет малыш когда устал или не может уснуть

Кроме того, плач малыша может быть своеобразным сигналом родителям о том, что ему одиноко и хочется в родные объятья. Для большинства малышей - попасть на руки к маме или папе - это отличное средство, чтобы успокоиться.

Если ребенок подолгу плачет, доводя себя до того состояния, при котором дрожат ручки и подбородок, при этом он сильно запрокидывает голову, слишком часто срыгивает и мало спит - немедленно покажите его невропатологу.

У малыша и на втором месяце могут остаться кишечные колики. Чтобы свести их к минимуму, маме снова следует обратить внимание на свой рацион: ограничить сладкое, отказаться от винограда и овощей, богатых на клетчатку, от газированной воды и напитков на ее основе.

Облегчить участь ребенка, когда у него начинаются проблемы колик, можно, выкладывая малыша на животик, прикладывая теплую грелку или поглаживая его пузико по часовой стрелке.

В этот период особенное внимание родители должны обращать на кожу малыша и уход за ней . Воздушные ванны, массаж, вечернее купание - не только очень полезные процедуры, но и весьма приятные для ребенка.

На втором месяце жизни дети проявляют все большую активность, уже отдают предпочтение тому или иному виду общения. Самое любимое занятие почти каждого месячного малыша - покачиваться и подпрыгивать. Любят полежать, удобно устроившись на отцовской груди.

К двум месяцам малыш должен обязательно быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом.

Психическое развитие

Второй месяц жизни - тот этап, когда ребенок начинает увереннее пользоваться органами зрения и слуха. Зрительный орган, по сравнению с первым месяцем, развился значительно, позволяя младенцу фиксировать взгляд на неподвижном ярком объекте целых полминуты.

Малыш уже умеет следить глазами за движущимся предметом, при этом он «цепляется» за привлекающий его внимание объект не только взглядом, но и изо всех сил помогает себе, вертя головкой.

Ребенок теперь умеет ловить взгляды родителей , настолько его зрительные способности «повзрослели» за этот короткий отрезок времени. Ребенок может сосредоточить свое внимание на любом из предметов, попадающих в его поле зрения. Обычно родители, проверяя зрительную реакцию малыша, используют несложный тест: в полуметре от глаз ребенка медленно проводят цветной игрушкой - малыш обязательно ведет глазами следом, с той же скоростью, с которой движется заинтересовавший его объект.

Слуховые способности ребенка на втором месяце жизни тоже заметно возрастают. Теперь, услышав любой звук, нарушивший тишину комнаты, малыш активно пытается обнаружить источник шума и определить его местонахождение.

Тест на слух можно провести с помощью той же погремушки, позвенев ею не более 10 секунд вне поля зрения ребенка. После огорошившего его звука, малыш на долю секунды замирает, подсознательно анализируя природу явления. А потом начинает вертеть головой, пытаясь обнаружить «шумный» предмет.

Кроме звуков, издаваемых погремушками, пищалками и другими игрушками, кроме различного рода искусственных звуков, месячный малыш начинает прислушиваться к голосам. Он прекрасно различает интонацию, в ответ на тихий ласковый голос будет поворачиваться спокойно и неспешно, но может испугаться резкого выкрика. Поэтому главное правило разговора в детской комнате: негромко, не резко, спокойно.

Динамика в эмоциональном развитии младенца

В месяц дети способны одарить родителей первыми улыбками. Но эта улыбка не будет беспричинной - она, скорее, станет ответной реакцией ребенка на ваше нежное обращение к нему. Кроме улыбаться многие дети в этом возрасте могут смеяться, и характер смеха у каждого разный: от тихого прерывистого до громкого заливистого.

Ребенок в месячном возрасте предпринимает первые попытки отличать одушевленный объект от неодушевленного: присмотритесь, насколько больше вашего малыша заинтересует другой ребенок, нежели предложенная игрушка. На ребенке или ком-нибудь из взрослых малыш сосредотачивает все больше внимания и наблюдает за ними с таким интересом, что в какой-то момент может показаться - месячный малыш размышляет об увиденном. Характерная неподвижность тела и некоторые из мимических нюансов дают повод сделать выводы о месячном «мыслителе».

Одиночные гортанные звуки, характерные для первого месяца жизни, теперь перерастают в лепетание. Малыш отчетливо произносит «а», «у», «о», «э», «эээ». Гуление зачастую наблюдается на втором месяце жизни.

В конце месяца ребенок уже старательно начинает соединять гласные с согласными и такие «слова», как «эхе», «ах», «хо», «хэ» положат начало богатому словарному запасу вашего малыша.

Если месячный ребенок гулит, то делает это очень эмоционально. В гулении можно уловить и бульканье, и кряхтение, и визжание, и чавканье, и воркование. В каждый звук малыш вкладывает чувство и, возможно, он способен чувствовать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая присутствовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания. Маме он доверяет больше всех, даже сочувствует, когда она чем-то огорчена - уловив настроение, малыш тоже огорчается и начинает плакать.

Дети в этом возрасте начинают интересоваться лицами окружающих. Подолгу изучают черты родителей, пристально их рассматривая.

Даже плач малыша на втором месяце жизни привязан к ассоциативной цепочке: проголодался - плачу - сигнал слышат - меня кормят.

Несмотря на семимильные темпы развития малыша, месячного кроху нужно беречь от слишком яркого света, слишком громких звуков, во время его сна лучше выключать или максимально убавлять звук телевизора и сдерживать при ребенке свои негативные эмоции.

Ученые считают, что умственные способности месячных детей намного выше, чем мы привыкли думать, однако чтение художественной литературы младенцу вслух, скорее всего, практиковать еще рано.

Но вербальное и визуальное контактирование, а также контакт посредством прикосновения принесут много пользы в построении ваших отношений с малышом. Общайтесь с ним как можно чаще, в том числе во время кормления: нежно прижимайте ребенка к себе, поглаживайте, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним. В дальнейшем он будет это «помнить».

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова - ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Набрав полную ванну теплой воды, опустите ребенка с кругом в воду и подождите, пока малыш освоится. Буквально одно-два плавания, и младенец начнет получать удовольствие от таких занятий, а мама сможет просто наблюдать за крохой и ловить самые яркие моменты для фото.

Опускайте в водичку малыша осторожно, начиная с пяток, учитывая чувствительность младенцев к изменению температуры окружающего мира. Если малютка негативно реагирует на первые купания, попробуйте погрузиться в ванну вместе с крохой. Уложите малыша на свою грудь, осторожно поливайте тело младенца водичкой и показывайте игрушки.

Покажите карапузу, что он может оттолкнуться ножками от стенок ванны. Разверните плавающего младенца так, чтобы его согнутые ножки уперлись в бортик и дождитесь, когда кроха оттолкнется и немного проплывет назад. У противоположного края ванны разверните малыша и повторите упражнение.

Интересным упражнением для младенцев первого месяца во время плавания будет ходьба по дну ванны. Придерживайте кроху под мышки и слегка наклоняйте вперед, стимулируя рефлекс ходьбы несколько секунд. Дальше дайте малютке немного поплавать на спинке.

Частые проблемы

Отклонения от нормы, которые могут выявить родители в 1 месяц:

  • Повышенный либо пониженный тонус мышц ребенка. Также возможна ассиметрия мышечного тонуса.
  • Желтуха. У некоторых детей она не проходит к месяцу, что требует консультации педиатра.
  • Колики . Они появляются к третьей неделе жизни у многих малышей и вызывают большой дискомфорт у крохи.
  • Недостаточный набор массы, который может быть связан как с проблемами организации грудного вскармливания, так и с болезнями малыша.

При любой из этих проблем ребенка нужно показать врачу, рассказав о настораживающих симптомах.

Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

Что еще почитать