Законы и принципы воспитания в педагогике. Закономерности процесса воспитания

Воспитание- целенаправленное систематическое управление процесса формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.(Ковалев)Осн.закономерности воспитания:Эффективность воспитания обуславливается активностью самого чел-ка(деятельностный подход)

Воспитание детерменировано культурой общества.Воспитание и обучение- взаимосвязанные процессы.Эффективность и результативность воспитания зависит от системности всех структурных элементов процесса воспитания(цели,формы,методы,средства).

Результат воспитания – самовоспитание (потребность к нему).

Законы воспитания1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

10. социальные и психологические основы воспитания. воспитательные системы и концепции

Соц.-псих. уровень воспитательного процесса обусловливает воспитание в условиях отдельных соц. групп, коллективов. А. Макаренко считал коллектив основной целью и инструментом воспитания. Он утверждал, что сначала нужно создать высокоразвитый коллектив, а уже через него воспитывать личность. Целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться пед. коллектив и кот. должна насыщаться воспит. система школы.


Воспит. система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых они создаются; совместной деятельности людей, её реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.Воспитание в коллективе и через коллектив - это центральная идея педагогической системы Макаренко. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех».

Воспит. система В.А. Караковского.Караковский явл. основателем гуманистич. Воспит. системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь явл. ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет пед.концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции пед. воздействий, необходимости коллективного творчества. На пед.х советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В России совр.концепции воспитания личности имеют несколько осн. направлений:-повышение роли воспит. деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;-необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и характеристика совр. концепций воспитания потребностями воспитуемой личности, общества и гос-ва;-восстановление роли государства в воспитании молодого поколения.Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности.

Законы воспитания как предмет педагогической науки

Ребенок как объект научного познания един и целостен. Науки, изучающие его, стремятся к комплексному познанию. Но предмет исследования у каждой науки свой, особенный, специфический. Анатомия и физиология изучают закономерности детского организма и протекания физиологических процессов. Педиатрия - особенности и закономерности состояния детского организма в период его заболевания. Возрастная и педагогическая психология - закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения. Она есть высший этап развития наук о ребенке, о формировании его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, а также реальная общественная воспитательская практика формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса. Педагогика изучает проявление, характер, воспитывающее. действие тех общественных отношений, которые формируются, организуются между старшим и подрастающим поколениями. Эти отношения отражают в себе отношения и противоречия всего общества.

Педагогика как наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия. Его суть состоит в том, что старшее поколение, на основе познанных законов воспитания как общественного явления, стремится к созданию максимально эффективной, абсолютно завершенной организации целостного педагогического процесса, к формированию в нем современной, целостной человеческой личности. Но общественная жизнь и воспитание как ее органическая часть не стоит на месте. На каждом новом этапе развития она предъявляет все более сложные требования к растущему человеку и педагогическому процессу. Канонизируя устаревающую педагогическую систему, содержание воспитания, образования, обучения, их формы и методы, педагогика вступает в противоречие с жизнью. Путь разрешения этого основного педагогического противоречия состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в педагогическом процессе, рассматривать его как движущуюся и меняющуюся в своем существе систему. Необходимо видеть все педагогические явления и, прежде всего содержание, формы и методы обучения и воспитания, в дви-. жении, развитии, отмирании и зарождении. Снятие противоречия обеспечивается своевременным совершенствованием педагогического процесса, всей системы социального воспитания. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного педагогического противоречия, перестройки системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформы высшей, средней общеобразовательной и профессиональной школы.

Важным условием разрешения основного педагогического противоречия является также организация и осуществление постепенного, осознанного ребенком перехода от воспитания к самовоспитанию. Задача педагогической деятельности взрослых в том, чтобы сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способную к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности, творческой самодеятельности. Выработкой в ребенке непреодолимого стремления к самовоспитанию, самообразованию, самообучению, самосовершенствованию, самоконтролю, самообладанию, самоубеждению, самонаказанию и самопоощрению педагогический процесс закладывает в личность надежный духовный «механизм» саморегулирования, неуклонного следования убеждениям и претворения в жизнь идеалов. Обеспечение детям возможности внутреннего самоуправления снимает необходимость в абсолютной педагогической организации детской жизни и систематических внешних воздействий.

Педагогика как наука изучает воспитание, -сложное общественное явление, вбирающее в себя многослойные и разнообразные отношения. Можно вычленить три слоя общественных отношений, в которых действуют законы воспитания. Эти слои взаимно проникают друг в друга,.соотносятся, соподчиняются, а законы в них проявляются в виде устойчивых тенденций и в более или менее выраженных зависимостях одних отношений от других.

Первый слой отношений непосредственно связан с экономическим базисом. Здесь в процессе общественного производственного взаимодействия и отношений собственности возникают и действуют наиболее общие и важные тенденции, определяющие характер требований к человеку, его образованию и воспитанию. Само воспитание в производственных отношениях выступает в качестве механизма осуществления естественной смены поколений, подготовки и развития человеческих производительных сил. Закон воспитания на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций -требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов.

Второй слой отношений проявляется в сфере идеологии, в форме общественного сознания, в политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных взглядах и убеждениях людей. В системе идеологических отношений порождаются закономерности воспитательного процесса, с помощью которых устанавливаются принципы организации жизни; отбора содержания воспитания и обучения; направленности отношений между взрослыми и детьми; этические, эстетические, политические идеалы. Педагогический принцип есть теоретическое выражение требований законов воспитания, характера общественных отношений и идеологии.

Наконец, третий слой отношений существует и действует в лич-ностно-психологической сфере. В системе этих отношений устанавливается непосредственный контакт между взрослыми и детьми, детей между собой. Здесь решается судьба авторитета воспитателя, симпатий и антипатий, воъпитываемости и сопротивления воспитанию, организованности, целеустремленности или бесперспективности детской жизни. В личностных отношениях действуют и проявляются не только объективные закономерности, но и субъективно установленные принципы, правила поведения и общественного взаимодействия. Их воспитательная эффективность зависит от личности педагога, его морально-волевых качеств и мастерства. Педагогическое правило есть частный случай педагогического принципа, примененного с учетом личностно-психологических особенностей участников воспитательного процесса.

Дифференцированный подход к каждому слою отношений, действующих в нем законов, принципов и правил позволяет педагогической науке на основе познания объективных законов разрабатывать объективно-субъективные закономерности педагогического процесса, обосновывать принципы, правила и рекомендации организации педагогических отношений с детьми.

Принципы и закономерности педагогического процесса, а также принципы и правила педагогического искусства будут рассмотрены в разделах, посвященных организации и содержанию учебно-воспитательного процесса. В данном параграфе дается обоснование объективным законам воспитания, которые действуют в общественных отношениях первого (основного) слоя и являются частью предмета педагогики. ,

Основным законом воспитания как общественного явления, на который опирается и из которого исходит педагогическая наука, является закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколений как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сил каждой личности. Этот объективный, вечный закон неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях. Он может быть не осознан людьми или понят частично, проявляться узко, односторонне, действовать стихийно - в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. Основной закон всегда ориентирует общественное воспитание на подготовку человеческих производительных сил и осуществление жизнедеятельности в системе конкретных производственных отношений. В результате его требований в обществе возникают и действуют собственно педагогический процесс, различные разновидности школ. Дети вводятся в систему социальных отношений, зависимостей и присваивают приуготовленный им в этой системе опыт. В условиях демократизации и гуманизации, на основе действия основного закона, общество одновременно решает проблему подготовки производительных сил и всестороннего развития, воспитания человеческой личности.

С основным законом органично связан закон обязательного соответствия содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития производительных сил общества. Многовековая история педагогики убедительно показывает, что в связи с потребностями общественного развития старшие поколения всегда включали в содержание образования детей "прежде всего те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное- поддержание жизни, производство материальных благ. Пренебрежение требованиями этого закона, например исключение общетрудовой подготовки из общеобразовательной системы, может привести к сдерживанию развития производства. Требованиями этого закона обусловливается и всестороннее развитие личности в силу необходимости проявления ею, в первую очередь в труде, интеллекта и творчества.

Объективным законом воспитания является также обусловленность содержания, форм и методов воспитания, обучения характером производственных отношений и соответствующей им надстройкой. Этот закон проявляется прежде всего в том, что организация и содержание педагогического процесса в обществе определяются интересами господствующих, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Объективным законом воспитания является возникновение неизбежных воспитательных последствий в результате взаимодействия детей с миром, в жизненных ситуациях, событиях, конфликтах, процессах. Этот закон нашел свое выражение в требовании педагогики соединения воспитания и обучения с производительным трудом, с жизнью общества. У таких советских педагогов, как А.С. Макаренко, И.Ф. Козлов, этот закон выражался в формуле «параллельного педагогического действия». Каждое явление, утверждали они, помимо своего непосредственного жизненного значения имеет значение воспитательное. Закон требует сознательного, педагогически продуктивного трансформирования общественных отношений в отношения воспитательно направленные. Педагогическое обобщение передовых форм жизни, поведения, отношений и организация на этой основе разнообразных форм детской жизни способствуют развитию педагогической науки. В свою очередь педагогические; отношения, реализованные в детской среде, воспитывающие ребят в духе высокой нравственности, по мере. становления детей взрослыми людьми влияют на совершенствование общественных отношений в целом.

Объективный процесс формирования сущности человека как совокупности всех общественных отношений для педагогики может быть осмыслен в качестве закона формирования сущности детской личности в результате ее активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении. Этот педагогический закон нашел подтверждение в психологии, установившей ведущую роль деятельности, особенно педагогически организованной, в становлении психических процессов, свойств и качеств детской личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). В.педагогике наиболее четкое раскрытие «механизма» воспитания дано И.Ф. Козловым: «...какова деятельность ребенка, -писал он, - таково и движение вовлеченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а каково движение этих сил, таково их развитие, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития - воспитания определенных человеческих качеств, определенный тип личности, его своеобразие».

Еще один объективный закон воспитания можно сформулировать как закон гармонического развития сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Требования этого закона лежат в основе реализации идеи всестороннего развития личности. Гармоническое развитие личности, ее сущностных сил осуществляется в первую очередь за счет естественной потребности производства и общественной жизни в людях с высокоразвитым интеллектом, богатой эмоционально-волевой сферой, физическим, действенно-практическим развитием и естественной потребностью в творчестве.

Вечность и необходимость воспитания как общественного явления проявляются в вечности и необходимости его объективных законов. Их действие осуществляется и будет своеобразно осуществляться в любых цивилизациях и конкретно-исторических условиях. Эти законы действуют в обществе через общественное и индивидуальное сознание людей, с их участием, но неизбежно и независимо от степени и глубины их сознания в качестве объективной необходимости отдельными людьми или обществом в целом.

Тот или иной объективный закон постепенно осознается как все более очевидная потребность или тенденция развития общественной жизни. Например, люди не сразу осознают нарастающие требования закона «обязательного соответствия», но развивающееся производство, новые технологии наталкивают на естественную мысль, что общеобразовательная и профессиональная подготовка подрастающего поколения должна включать в себя и знания о действии наиболее распространенных машин, о новых технологиях производства, и компьютерную грамотность.

Педагогическая наука сосредоточивает внимание на познании объективных законов воспитания как общественного явления, на организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с их требованиями. Развитие педагогики, все более глубокое проникновение в существо закона создает возможность своевременного устранения противоречий между требованиями общественной жизни, производства и организацией образования, обучения, воспитания молодежи, требованием гармонического развития детей и организацией педагогического процесса.

ЗАКОНОСООБРАЗНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ

Лекция 10. ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ

Расположить педагогические законы можно не в логической, а в любой последовательности, потому что все они действуют одновременно.

Закон золотой середины . Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны.

Закон золотой середины согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы.

Поскольку и индивид, и группы людей амбивалентны решительно во всех своих свойствах и проявлениях, закон золотой середины действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем.

Закон золотой середины требует воспитания к душевному гомеостазу, равновесию. Так, необходимо воспитание и воли, и гибкости. Принципиальности, но и снисходительности. Послушания и одновременно самостоятельности, и действий по алгоритму, и творчества.

Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия.

Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации.

Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но "излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры " (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей.

Слишком много любви - мы избаловываем, изнеживаем людей. Слишком много строгости - мы ожесточаем наших подопечных.

Дефицит строгости - мы получаем капризный, вздорный характер. Слишком много неукоснительной требовательности - мы обретаем раба, или бунтующего, или подчиняющегося, но все равно раба.

Делая слишком большой акцент на самостоятельности мысли и не заботясь при этом о ее правильности, мы воспитываем самодовольство, самоуверенность, самовлюбленность.

Если мы акцентируем работу памяти, получаем зубрил. Если мы совершенно не обращаем внимание на содержимое памяти, то мы получаем верхоглядов, решительно не способных принимать решения.

Гиперопека, бесспорно, опасна. А нехватка опеки - это беспризорность, брошенность, одиночество.

Правило воспитания по закону золотой середины сформулировал И. Кант: "Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить само подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой, ибо без внутреннего самопринуждения нет нравственности.

Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы? Я обязан сделать способность моих воспитанников ограничивать свою свободу их привычкой и вместе с тем должен так руководить ими, чтобы они научились пользоваться свободой. Без этого нет целенаправленного воспитания и, как результат, нет способности свободно выбирать правильную линию поведения.

Ребенок с раннего возраста должен столкнуться с ограничивающим его импульсы противодействием, которое проистекает из природы и условий человеческого общежития. Постепенно он сможет научиться переносить лишения, самому содержать себя, чтобы стать независимым.

Для достижения этого необходимо: во-первых, чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, всегда и во всем предоставлялась свобода (исключая такие случаи, когда он может повредить себя, например, если он хватается за острый нож), если только проявления последней не вступают в противоречие со свободой других (например, когда он кричит или чрезмерно шумно веселится и мешает другим).

Во-вторых, давать ему возможность убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, не оказывать ему желательных для него услуг, если он не выполняет своих обязанностей: не делает уроков и т.п.).

В-третьих, дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т.е. независящим от посторонних услуг и опеки. Но это последнее условие, благодаря которому разрешается самая трудная из педагогических задач, применимо лишь к более продвинутому уровню развития, ибо дети сравнительно поздно приходят к мысли, что впоследствии им самим придется заботиться о себе, например о своем пропитании. Им кажется, что они всегда будут жить под крылышком родителей и что их всегда будут кормить-поить, не требуя за то никаких от них забот и усилий. Если же совсем игнорировать это третье условие, то дети навсегда останутся детьми.

Многие родители запрещают своим детям все, пытаясь выдрессировать у них терпение, и требуют поэтому от своих детей большего терпения, чем от самих себя. Но это просто зверство. Ребенку должно дать необходимую ему свободу и затем уже сказать ему: " Ты получил достаточно ". И это последнее решение должно быть абсолютно неколебимым.

Здесь, конечно, нет никаких "рецептов", советов, рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателю найти золотую середину .

Только раздумья, только опыт, только чуткость, только знания о природе ребенка, знания о ее амбивалентности и спасительный страх однобоко развить какую-либо одну из крайностей, одну из составляющих амбивалентности.

Закон единства и целостности воспитания . Он отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.

В законе единства и целостности воспитания речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности.

Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. О добром глупце очень точно сказано И.А. Крыловым: "Услужливый дурак опаснее врага". Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство - не красота души.

"Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума" (И. Кант).

Это - закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.

Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.

Магистраль воспитательного процесса - от мысли к действию и от действия к мысли. Нарушение этого закона воспитания имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.

И.В. Гёте: "Думать и действовать, действовать и думать - вот тайна бытия. Мысль и дело, как вздох и выдох, должны следовать друг за другом".

В чем здесь дело? Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий.

Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию своих собственных действий. К переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.

Показатель образованности - способность к сознательному регулированию "потоком" ощущений, смутных представлений и неясных идей.

Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели - полноценного личностного развития.

Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач. (А.А. Ляпунов). Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.

Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности , из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.

Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с общими правилами.

Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли.

Между тем многие учащиеся и преподаватели больше, чем нужно, заботятся о заучивании наизусть. В результате учащиеся не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями.

Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения.

Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.

Закон апперцептивной последовательности воспитания . Он гласит: все самое лучшее - как можно раньше (но не все - с самого начала!), ибо последующее зависит от предшествующего в жизни человека.

"Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые" (Гораций).

По мере созревания человека как можно раньше важно предоставлять ему образцы хорошего вкуса. И вообще образцы всего качественного - чувство, мысль, дело, слово, поступок, образ и стиль жизни.

Если в том или ином возрасте обязательно понадобится человеку то или иное качество, то предусмотреть становление и укрепление этого качества с помощью воспитания надо как можно раньше по ходу человеческой жизни.

Например, в старости от человека потребуется очень много мужества. Но откуда его взять, если оно не было заложено в него ранним воспитанием?

В проблеме отбора культуры для правильного воспитания самое трудное даже не определение ее конкретного содержания (оно вычленимо хотя бы из биографий замечательных людей, представителей дела, мысли, слова), а расположение ее пластов в оптимальной последовательности.

Такое расположение, которое бы давало индивидуально подобранную и элективную культуру.

Закон соответствия требований воспитателя к воспитуемым требованиям воспитателя к самому себе . Он соотносится с процессами научения, подражания, неосознаваемого влияния среды.

Тайна успеха воспитания заключается в том, чтобы воспитателю самому практиковать требуемое им от воспитанников. Нарушение этого закона влечет за собой потерю авторитета воспитателя, развитие у детей лицемерия, приспособительства, лживости.

"Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам" (Оскар Уайльд).

Требовать от детей можно только то, что воспитатель требует от себя.

Ф.М. Достоевский напоминал о великом значении личного примера добра: "Будьте добры, и пусть ребенок ваш поймет, что вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что вы были добры. Этим вы исполните перед ребенком вашу обязанность на всю его жизнь, потому что вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо... Знайте тоже, что более вы для него ничего и не можете сделать. Да и этого с лишком довольно. Воспоминания о хорошем у родителей, то есть о добре, о правде, честности, сострадании, об отсутствия ложного стыда и по возможности лжи - все это и из него сделает другого человека, рано ли, поздно ли, будьте уверены".

Закон золотого совпадения . Согласуется с законом апперцепции и природой неосознаваемых воздействий среды, прежде всего - научения.

Суть закона золотого совпадения вот в чем.

Воспитание есть вмешательство в поток жизнедеятельности воспитанников. Вмешательство в форме организации жизни и наполнения ее неким содержанием.

Но принудительное управление развитием ребенка без включения в него самоуправления воспитуемых или бесполезно, или вредно.

Поэтому существует закон соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности. Это - закон оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого .

Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать требования, рекомендации, запреты воспитания.

Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Педагог помогает питомцам присвоить культуру, но он не в состоянии делать этого за них, вместо них. Растущий человек задыхается и хиреет, когда ему не дают простора для саморазвития, самосовершенствования.

Этот закон обязывает воспитателя привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

Совершенно бесполезно человеку, не знающему азов алгебры, втолковывать математический анализ. Есть необходимость учебной последовательности, предполагающей апперцептивное накопление опыта.

Закон требует начинать любое обучение с того, что близко, интересно и важно человеку. Иногда полезно, наоборот, столкнуть человека с чем-то экзотическим, непривычным, совсем чужим, абсолютно новым. И это может вызвать сильную мотивацию, учение может вызвать интерес. Но человек даже не заметит этого нового, если в его опыте нет ничего, что позволило бы ему сравнить новое со старым. Мы не можем объяснить, что такое вигвам, если не опираемся на уже имеющееся понятие шалаша как попыткой укрыться от непогоды.

Все, что есть в обучении, должно опереться на предшествующий опыт. И лучше всего, если в этом опыте будет то, что близко, важно и нужно данному человеку.

Закон золотого совпадения требует привязать весь учебный материал, все содержание образования и воспитания к наличной системе взглядов человека на мир, к пониманию им своего личного интереса. И, конечно, вовлечь эмоциональную сферу человека.

Еще раз обнаруживается всеопределяющая роль чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет правильной мысли.

Благотворно движение участников воспитательного процесса к принятым, разделенным воспитуемыми целям . Да и способы вмешательства в экзистенциальный поток должны одобряться и поддерживаться теми, жизни которых "докучает" педагог.

Люди приходят в школу не откуда-нибудь, а из совершенно определенного дома, в котором есть совершенно определенные жизненные установки, и из совершенно определенного двора, где свои нравы. И приходят с весьма различными взглядами, оценками, отношениями, ценностями.

Между учебно-воспитательным процессом и окружающей средой происходят сложные взаимодействия, которые и схватывает закон золотого совпадения.

Нарушение этого закона - отказ от опоры на среду - означает отрыв воспитания от предшествующего опыта человека и игнорирование закона апперцепции.

Если вы будете учить в точности тому же, что есть в этой среде, то вы как минимум будете бесполезны.

Если вы будете учить тому, что не имеет никакого отношения к каждодневной действительности окружающей среды, то вы не принесете пользы, а часто - вред.

Воспитание обязано способствовать приращению человеческих совершенств. Воспитанию надлежит оказывать более могущественное, неотразимое влияние на растущего человека, чем его непосредственная, несконденсированная школой культурная атмосфера.

Хорошая школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурные достижения предыдущих поколений.

Ее долг - обеспечивать то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Но для достижения этой цели образование не может не учитывать природы общества и ближайшей среды, в которые вписан ребенок. Только тогда оно способно стать и оставаться сильнее, выше, совершеннее среды .

Воспитание полезно только тогда, когда в споре с жизнью оно оказывается сильнее жизни. Только тогда оно помогает жизни, но оно не может не считаться с жизнью, не может отрываться от нее.

Воспитание обязано создавать зону ближайшего развития среды, вести среду за собой.

Это означает, что воспитатель принимает во внимание верования и нравы своих подопечных, групповые детские "законы". Уметь глядеть на мир глазами ребенка - это и наука, и искусство.

Закон золотого совпадения предполагает синхронность и изоморфность содержания образования социальному бытию и среде, в которой оно осуществляется.

Склад мысли отдельного человека в огромной степени и при всех неизбежных индивидуальных вариациях определяется особенностями данной цивилизации, выработанной ею системой эмоций, верований, интуиций, производства и т.д.

Следовательно, в огромном разнообразии этносов и несомых ими культур, верований, обычаев, установлений и прочего заключено богатство воспитательного материала, усвоение которого личностью способствует совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств.

Так называемое межкультурное обучение, знакомящее в современной школе со спецификой культур разных народов и племен мира, не только вносит ценный вклад в воспитание для всеобщего мира и сотрудничества, но и многократно умножает умственный потенциал новых поколений.

Воспитание должно быть действующей моделью жизни. Вот почему в наибольшей степени действенно законосообразное обучение и воспитание с помощью так называемой воспитывающей и обучающей среды.

Воспитание подчинено законам природы и общества:

1. Закон единства, целостности, непрерывности воспитания. Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, волевой и физической стороне воспитанников. Воспитание должно раскрывать в ребенке позитивное, с последующим преодолением негативного в своей природе. То есть главной задачей воспитания является «подведение» личности к сознательному отказу от насилия и от утверждения за счет других.

2. Закон «золотой середины». Это значит - не ломай воли ребенка, иначе она станет рабом. Бунтующим или покорным, - но рабом. Идеал: не усмирение нашей воле, а понимание необходимости.

3. Закон «золотого совпадения» - это непринужденное управления развитием детей в благотворной совместной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Закон оптимального «закаливания» - это воспитание трудом, из-за трудностей, благодаря трудностям. Но этот закон тоже подчиняется категорическому императиву педагогики - закона «золотой середины».

5. Закон «должной мотивации». Без должной мотивации нельзя добиться успехов в воспитании. Вредно заставлять воспитанников усвоить информацию, значение которой они не понимают ни умом, ни чувствами.

6. Закон индивидуального подхода к воспитаннику. В практической деятельности сложными являются проблемы сочетания общих направлений, идей, целей, задач воспитания с реальными интересами воспитанников, коллектива, семьи; научного анализа теоретических основ с применением конкретных методик, мер воспитания в конкретных условиях.

Учитель и ученик.
Отношения учителя и ученика всегда в истории мировой культуры признавались как глубинные в процессе передачи и усвоения опыта культурно-исторического созидания, опыта постижения времени индивидуальной и социальной истории, опыта быть человеком. Учитель пробуждает личность в своем ученике, его собственную человечность, становясь соавтором его духа, касается наиболее интимных сторон самопроявления ребенка. Учитель направляет свою творческую силу к самому мировосприятию личности. Влияние - тот психологический механизм, через который учитель взаимодействует со своим учеником. Влияние не предусматривает никакого насилия над индивидуальностью человека, он благородный и по форме, и по содержанию. Воздействие осуществляется как взаимораскрытие субъективных миров учителя и ученика, в котором оба искренние и оба субъективно ценные, однако направляет этот процесс учитель. Онлайн уроки по истории

Реализуется влияние во встрече двух моделей миропонимания, толкования смысловой модели, свойственной ученику, и модели, которую учитель выбрал для данного взаимодействия. Педагогическое взаимодействие учителя и ученика всегда является длительным во времени, поскольку является долгим путь познания личностью знаний и усвоение средств обнаружения себя в мире. Также не является одномоментным процесс формирования и закрепления свойств субъективного мира ученика, что требует постоянной и кропотливой работы учителя. Осуществляемое учителем влияние, очень тонкое по способу совершения и величественно глубокое по содержанию, получает характер деяния, которое сочетает в каждом своем моменте элементы прошлого, настоящего и будущего жизни ученика.

Наука состоятельна только тогда, когда открывает реальные законы, действующие в области, которую она исследует. Это относится и к воспитатике как науке о воспитании.

Законы представляют собой объективные, существенные, глубинные связи явлений. Практическая деятельность в области воспитания продуктивна лишь при условии учета действующих в этой области законов. Нарушать или игнорировать законы нельзя - они «мстят» за себя (конечно, если это истинные законы).

Рассмотрение сущности воспитания позволяет нам определить основные его законы, которые вытекают из нее. Каковы же основные законы воспитания?

Их можно сформулировать следующим образом.

Закон жизнедеятельности

Воспитание личности происходите организованном и направляемом педагогом процессе жизнедеятельности ребенка.

Отсюда следует, что попытка воспитывать детей, не затрагивая и не организуя их деятельность, малопродуктивна. Увлечение всевозможными беседами педагогов или родителей с детьми, какими бы хорошими ни казались сами по себе эти разговоры, не приведут к успеху в воспитании, если они не вплетены в организованную педагогом деятельность детей с такой же воспитательной установкой, как и эти беседы. Она понимается здесь не просто как выполнение конкретного дела, включающего систему действий, а как многократная, постоянная деятельность, ставшая жизнедеятельностью.

Закон отношений

Определяющую для воспитания роль в деятельности имеет характер отношений, функционирующих между данным человеком (в частности, ребенком) и обществом, его частями и отдельными людьми.

Особенности складывающихся у человека отношений к другим людям, объектам и явлениям окружающего мира зависит от того, насколько все эти объекты способствуют или препятствуют удовлетворению его потребностей в самом широком смысле слова. Все, что способствует удовлетворению его потребностей, вызывает у него положительное отношение, то, что препятствует - отрицательное. Это необходимо учитывать воспитателям, которые стремятся вызвать положительные отношения школьников к социально ценным явлениям и культурной деятельности.

Из этого закона следует, что не сама по себе деятельность, в которую включен школьник, какой бы она увлекательной или социально приемлемой ни была, воспитывает ребенка. Всем известно много случаев, когда дети включены в труд, часто работают в школьной мастерской, но вовсе не становятся трудолюбивыми. Занять детей какими-либо делами - это не главное. Решающим для воспитания является то, в какие именно отношения они становятся в ходе этой деятельности, - к ее задачам, процессу, участникам и т.д., какие отношения налаживаются, повторяются и становятся привычными. Процесс воспитания предполагает закрепление социально ценных, культурных отношений в опыте человека.

Закон моделирования ближайшей среды

Вооружение воспитанника опытом культурного (в частности, нравственного и гражданского) поведения происходит лишь тогда, когда существенная часть его микросреды построена как целесообразная модель общества и государства, а его поведение в этой среде организовано подобно поведению культурного гражданина в обществе.

Весьма сильное влияние микросреды на развитие ребенка становится действительно воспитательным, т. е. способствующим его культурному развитию, когда оно педагогически облагорожено и скорректировано в виде разумного подобия отношений, принятых в данном обществе и государстве. Это способствует эффективной социализации школьника. Так могут быть построены отношения школьника в школе, классе, в воспитательной детской организации и даже в семье .

Закон мотивации положительной деятельности

Воспитание совершается путем вызова и укрепления положительных мотивов поведения и культурных отношений через актуализацию и возможное удовлетворение соответствующих потребностей.

Целенаправленное влияние педагогов на школьников происходит, прежде всего, через побуждение к культурному поведению на основе актуализации и определенного удовлетворения некоторых их потребностей.

Поэтому стимулирование положительного поведения, а также стремления к самосовершенствованию является ключевой педагогической задачей.

Закон адаптации воспитательных средств

Существенные различия между отдельными детьми, а также между детскими группами, включенными в воспитательный процесс, требуют приспособления форм, характера, методов и приемов воспитательной работы к их особенностям.

Это значит, что общешкольный воспитательный процесс должен дополняться дифференцированным и индивидуальным подходом воспитателей к различным группам детей и к каждому ребенку.

Отсюда следует, что воспитатель должен постоянно изучать и знать особенности каждой детской группы и каждого из своих воспитанников, наблюдать, фиксировать, помнить и учитывать изменения, которые с ними происходят. Потому что если воспитание - это целенаправленное влияние на развитие личности, то, естественно, его успешность зависит как от состояния субъекта влияния, т. е. от воспитателя, от организации процесса влияния, так и от состояния объекта влияния, т. е. детей.

Закон специфики индивидуального воспитательного влияния

Влияние на воспитание человека окружающих его людей тем

выше, чем более их действия и поведение отвечают потребностям данного человека.

Влияние педагога на детей зависит не столько от его возраста, опыта, общественного положения и т.д. (хотя все это тоже имеет определенное значение), сколько от того, в какой мере он включен в жизнедеятельность детей, в их отношения и в удовлетворение их потребностей.

Мать, бесспорно, основательно влияет на своих детей, пока они маленькие, поскольку включена в их жизнедеятельность и отношения и поскольку удовлетворяет многие их потребности. С ростом детей ее влияние на них может уменьшаться, если ее доля в удовлетворении их потребностей существенно снижается.

То же можно сказать и об учителях. Авторитет учителей начальных классов среди их учеников нередко бесспорен. Влияние же педагогов на подростков и старшеклассников очень неодинаково. Одних учителей школьники буквально боготворят и каждую их просьбу немедленно выполняют, а других - едва замечают. И все по тем же вышеуказанным причинам.

При рассмотрении воспитания проблема влияния очень важна. Мы уже говорили, что воспитание есть влияние на развитие и формирование качеств личности человека. Но если влияние педагога малозаметно или отсутствует и, тем более, если влияние на ребенка всех окружающих его педагогов, а также родителей ослаблено, то его воспитание в этих условиях окажется неэффективным.

Воспитание, как мы уже видели, совершается в процессе направляемой педагогом деятельности детей. В своей деятельности ребенок самостоятельный деятель. А значит, будучи объектами направленного на них воздействия воспитателей, дети являются субъектами собственной деятельности. Формирует своя деятельность, а не чужая! В этом и заключается сложность воспитательной работы педагогов. Воспитателю надо постоянно сотрудничать с детьми, договариваться, искать и находить правильное решение возникающих проблем, а для этого учитывать их особенности, потребности и состояние.

  • Подробнее мы рассмотрим эту проблему в главах «Воспитание личности вгруппе», «Воспитательная работа», «Воспитание в общественной деятельности» и других.

Что еще почитать