Женские дуэли: малоизвестные истории (8 фото). Женские дуэли

Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. А женщины в лучшем случае лишь наблюдали за поединком, а чаще узнавали о победе, ранении или гибели близкого после случившегося. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где стрелялись на пистолетах. Маркизе выпало стрелять первой, но она промахнулсь, а графиня своего шанса не упустила и ранила свою соперницу в ухо. Позже она простила свою соперницу. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой...

Женские дуэли в России

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.

Самая легендарная российская женская дуэль произошла между немецкими принцессами-подростками в 1743 году. Принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получила «вызов на дуэль» от своей родственницы, принцессы Кристины Анны Атхальт-Кёттен. Неизвестно, что не поделили четырнадцатилетняя София и семнадцатилетняя Анна, но они заперлись в спальне Софии и попытались на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. Эта «дуэль состоялась незадолго до переезда Софии в Россию.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году Екатерина Воронцова-Дашкова (1743–1810), близкая подруга Екатерины Второй и главная значительная фигура российского просвещения посетила Лондон. Там, в доме российского посла Пушкина она встретилась одной из самых образованных дам Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами, в присутствии жены российского посла, завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.

Дуэли в России продолжаются... XIX век

Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Oстроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы".

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность и более сильный аромат азарта, когда ты видишь еще не изуродованное тело соперницы. Аромат, вероятно, сомнительный.

На самом деле, дамские дуэли в первой половине XIX века проводились в глубокой тайне, так что мало кто об этом знал и мало кто разглашал сведения о них. Поэтому сведения о них бывают не очень достоверными.

Июнь 1829 года, Орловская губерния

Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Любовь - повод для дуэли

"Дамы, к барьеру!" - сказала дородная женщина посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов.

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.

Дуэль на ногтях

Отношения известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Дуэль на перочинных ножах.

Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.

Современная дуэль соседок

Конфликт между двумя женщинами может завести далеко. Ну а если еще и обстоятельства не дают противницам разойтись и забыть о существовании друг друга, то кровопролития не избежать, как в этой страшной и, одновременно, курьезной истории. Дело было в женском общежитии. Так получилось, что две соседки по комнате почти с первых дней начали грызться. Почти год продолжались беспрерывные выяснения отношений, частенько завершавшиеся банальным женским мордобоем с вырываниями волос. В один прекрасный день очередная склока закончилась словом: Дуэль! То есть, девушки решили благородно решить, кто из них лишняя в этом мире. Вооружившись кухонными ножами, соперницы бросились друг на друга, и началась резня. Впоследствии судмедэкспертиза насчитала на телах обеих до 50 (!) ран.

От автора

Вот на этой современной российской женской дуэли я завершаю свои записки. Если кто-то внесет в них дополнения, то я буду признательна. Кроме того, мне хотелось бы обратиться с просьбой, что если кто-то располагает какой-либо информацией на эту тему, то вышлите ее мне. Не лишним будут иллюстративные материалы и женские дуэли из художественной литературы.

В дополнение к статье о женских дуэлях хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст.119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли ставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

Дуэль – как много в этом слове! Слышится звон клинков, хлопки выстрелов из старинных пистолетов, вскрик раненого дуэлянта. Перед глазами встают фигуры фехтующих или целящихся друг в друга с расстояния в 10–15 шагов мужчин в одеждах прошлых веков. Вспоминаются романы и фильмы о героях давно минувших дней – настоящих рыцарях, готовых умереть за даму сердца или во имя сохранения чести. Между тем само слово «дуэль», обозначающее регламентированный строгими правилами поединок двух человек, в русском языке относится к женскому роду. И несмотря на все стереотипы, укоренившиеся в современном обществе, в дуэлях не так уж редко сходились не только кавалеры, но и дамы. Причём как прекрасные, так и ужасные. Женские дуэли были зачастую даже более эмоциональными и жестокими, чем мужские. Дуэлянтки кровожаднее дуэлянтов.

Пойдём, прогуляемся

Случаи дамских схваток не на жизнь, а на смерть известны с древнейших времён. Первые свидетельства о поединках с участием женщин появляются ещё до того, как сформировалось само понятие дуэли, и относятся к античным временам. Наверное, нельзя воспринимать в качестве исторических фактов легенды об амазонках и мифы о воинственных богинях. Но ведь о ставших традицией в одной из провинций Древней Греции жестоких схватках девушек, вооружённых палками, писал ещё Геродот. Дошли до нас и тексты древнеримского писателя Марселлина, красочно и подробно рассказавшего о нравах современных ему галлов, женщины которых, по его свидетельству, дрались между собой и даже с мужчинами «кулаками и ногами», а также не брезговали для выяснения отношений брать в руки оружие.

Во времена викингов существовал прототип классической дуэли – хольмганг (дословный перевод – прогулка по острову). Предложить «прогуляться» один воин мог другому в случае притязаний на собственность или женщину, а также в случае возникновения неразрешимых мирным путём разногласий. «Прогулка» была по своей сути поединком, регламентированным сводом сперва негласных, а в XIX веке – законодательно закреплённых правил, которые порой могли так или иначе изменяться и толковаться фигурантами непосредственно перед началом боя. В правилах акцент делался на использование равного по эффективности оружия. А окончательно решать, кто прав, предоставлялось жестоким скандинавским богам. Отправившись «на остров», кто-то обязательно оказывался в Вальхалле. «Гуляли» подобным образом время от времени не только яростные берсерки, но и их белокурые валькирии. Из саг до нас дошли указания на то, что если на хольмганге мужчина сходился с женщиной, их шансы следовало изначально уравнять. Представителя сильного пола ставили на время смертного боя по пояс в яму, ограничивая, таким образом, свободу его движений. Или же привязывали за спиной левую руку, лишая возможности прикрываться щитом. Остаётся добавить, что в Средневековье традиция хольмганга из Скандинавии распространилась на значительную часть Европы. Позже европейское рыцарство стало проводить свои «судебные поединки» и турниры по особому регламенту.

Поединки в кустах

В XIV веке в Италии среди городских дворян сложилась традиция так называемых «поединков в кустах» или «схваток зверей» – выяснения отношений на шпагах и кинжалах без доспехов, в стороне от людных мест. Это поветрие, ставшее продолжением забав викингов и рыцарей, уже спустя столетие перекинулось на Францию. И тут началось! Так как во Франции женщине во все времена отводилась особая роль, то и в стороне от дуэлей француженки не остались. Как, впрочем, и темпераментные итальянки. Сообщения о дуэлях с участием женщин начали появляться даже в монастырских хрониках. В мае 1571-го в миланском женском монастыре Святой Бенедикты две знатные синьоры под предлогом совместного молебна заперлись в комнате и устроили поединок на кинжалах. Разнять их не успели. Когда дверь была выбита прибежавшей на шум схватки монастырской прислугой, одна из женщин уже отправилась на небеса, а вторая умирала, истекая кровью. Облегчить душу и поведать, что стало причиной кровавой драмы, у дамы уже не хватило сил. Как и назвать имена – своё и соперницы. Надо полагать, что монастырь в качестве места дуэли был выбран не случайно. Здесь и помощь медицинскую могли быстро оказать, и похоронную мессу отслужить. В результате первое не понадобилось, а второе пришлось очень кстати.

Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо. Факт дуэли подтверждён как автобиографическими записками любившего экстравагантный «пиар» Ришелье, так и зафиксированными на бумаге воспоминаниями самих участниц действа.

Стоит отметить, что в то время женские дуэли проходили в прямом смысле в кустах – подальше от мужских глаз. Секундантами дуэлянток были только дамы. Объясняется это просто. Верхняя часть гардероба знатной особы того времени несколько сковывала движения. Управляться с колющим оружием, будучи одетой в модное платье, было не слишком удобно. И всерьёз сражаться друг с другом женщинам было удобнее, обнажане только шпагу, но и грудь. Впрочем, когда вызов бросали мужчинам, полуобнажаться было уже никак нельзя. Придворная оперная певица Мопен, пользовавшаяся покровительством Людовика XIV, тайно брала уроки фехтования у своего любовника – первой шпаги Парижа того времени месье Серана. Знаменитый фехтовальщик согласился научить диву отбиваться от своих слишком назойливых поклонников, готовых составить ему конкуренцию в борьбе за благосклонность звезды королевской оперы. Уроки пошли впрок. На одном из балов дерзкая Мопен оскорбила едкой шуткой одну весьма знатную особу. Друзья оскорблённой потребовали выставить певицу вон и… моментально были вызваны ею на дуэль. Некоторые из них, не принимая происходящее всерьёз, согласились принять вызов. И поплатились тут же. Мопен заколола нескольких не ожидавших от неё такой прыти дворян прямо в парке у дворца, где проходил бал. После чего вернулась к танцам. Все присутствовавшие, в том числе и сам король, были шокированы. Шок Людовика оказался настолько глубок, что он даже не наказал диву, хотя дуэли им же самим запрещались. Эта история в будущем вдохновила писателя Теофила Готье на превосходный роман

Французская болезнь

Экстравагантная выходка оперной певицы обернулась настоящим бумом женских поединков во французской аристократической среде. На Францию обрушился кровавый дождь из брошенных женских перчаток. Часто причиной схватки становился кавалер. Не случайно считается, что в любви, как и на войне, правил нет. Если верить статистике того времени, четыре из пяти дамских дуэлей заканчивались смертями. Мужчины же были не столь склонны к смертоубийству – тут погибшие были лишь в двух случаях из пяти.

Всё чаще представительницы слабого пола бросали вызов полу сильному, хотя и без особых успехов. Всё-таки женщине пронзить мужское сердце шпагой несколько сложнее, чем лукавым взглядом. Однако заступаться за струсившего любовника или мужа, как это с грандиозной оглаской однажды сделала некая мадам Шатеру, бросившая вызов наглецу, отвесившему её благоверному пощёчину, стало едва ли не хорошим тоном. Пикантная подробность – далеко не все женские дуэли свершались хоть по каким-то правилам. Частенько слабые нервы секунданток не выдерживали, и они, забыв о своих обязанностях, с воплями бросались в схватку. Подобно болезни, мода на схватки femmes fatales из Франции стала распространяться по Европе. Сражаться на дуэлях начали англичанки, немки, испанки, русские.

С течением времени количество женских поединков то уменьшалось, то снова росло. Затем о дуэлях дам узнали и за океаном. Всё разнообразнее становилось дамское дуэльное оружие – к кинжалам и шпагам, клинки которых стали обрабатывать ядами и раздражающими раны жидкостями, добавились пистолеты. В 1744 году на дуэли из-за какого-то пустяка едва не погибла будущая российская императрица Екатерина II Великая. Тогда, правда, она была ещё всего лишь принцессой Софьей Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской. Кстати, пик женских пик женских дуэлей в России пришёлся именно на её царствование.

Так, в 1765 году состоялось примерно два десятка поединков. Стоит отметить, что в отечественной женской дуэльной традиции стараниями самой же императрицы, помнившей о своём неприятном опыте, было заведено драться строго до первой крови. Благодаря этому история екатерининской эпохи помнит всего трёх павших «невольниц чести». Любопытный факт: в восьми поединках императрица Екатерина приняла самое непосредственное участие. Но, слава Богу, лишь в качестве секундантки. А однажды она едва не скрестила шпагу со своим супругом – императором Петром III, когда тот в семейной ссоре попробовал угрожать ей оружием. Царственных особ тогда удалось временно примирить. Фаворитка императрицы княгиня Дашкова в 1770 году вывела русских дуэлянток на международный уровень. Она после публичных оскорблений и обмена пощёчинами вступила в бой с английской герцогиней Фоксон. Но первый блин обернулся комом – Дашкова получила колотую рану плеча.

Кошмар на улице Листа

В XIX веке в России настоящими рассадниками «женской дуэльной болезни» стали салоны знатных дворянок. В историю вошёл, например, салон некой госпожи Востроуховой (привет маркизе де Несль и графине де Полиньяк), в котором в 1823 году случилось целых 17 ссор, приведших к поединкам. Дуэли происходили не только в столицах, но и в провинции. Порой дело доходило до откровенных курьёзов, заканчивающихся, впрочем, трагически, – дело матерей продолжали их дочери. В Орловской губернии помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова после нескольких лет бытовых разногласий взялись за оружие и при секундантках-гувернантках (обе, разумеется, из Франции) в берёзовой роще изрубили друг друга в куски позаимствованными у мужей-офицеров саблями. Спустя пять лет на том же месте уже на шпагах дрались их 19-летние дочери. Что характерно, в присутствии всё тех же гувернанток. На этот раз Александра Заварова заколола Анну Полесову. Русские аристократки, по воспоминаниям иноземных свидетельниц, вообще отличались яростью, желанием во что бы то ни стало уничтожить соперницу и неграциозной эффективностью своих действий. Им не уступали и мещанки. Из-за молодого человека безвестной незнакомкой была застрелена актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Симптоматично, что дуэль возникла буквально на пустом месте. Малевская приревновала к своему возлюбленному чуть ли не случайную прохожую, у которой, впрочем, рука оказалась твёрже.

Во Франции же дамам наскучило просто колоть и стрелять друг в друга топлес, для придания схватке особого шарма они стали раздеваться полностью. Это позволяло подвергнуть поверженную, но не убитую соперницу дополнительному унижению. Особенно если по итогам выяснения отношений ей требовалась помощь со стороны. Продолжал совершенствоваться и дуэльный арсенал. Писательница Жорж Санд и Мария д’Агу, у которой первая хотела отбить композитора Ференца Листа, провели дуэль, соблюдая весь формальный этикет, но в качестве оружия используя… свои собственные острые как бритва ногти. Сюжет, пожалуй, пострашнее «Кошмара на улице Вязов». Сам Лист, в доме которого происходило «рандеву», вынужден был запереться в кабинете и в трепете ждать, когда дамы кончат. Победительница, к слову, так и не была выявлена. Но Лист выбрал Марию, а не предпочитавшую в быту мужской костюм женскому платью Жорж Санд.

Барышни, не деритесь!

В ХХ веке женские и мужские дуэли, к счастью, вышли из моды. Но иногда отголоски прошлого всё же давали о себе знать. В милицейских хрониках советского и пост-советского времени нет-нет да и промелькнёт нечто похожее на дела давно минувших дней. В период хрущёвской «оттепели» в одном из общежитий престижного московского вуза студентки с криком «дуэль!» (об этом потом рассказали свидетели) вступили в бой на кухне. Каждая при этом вооружилась кухонным ножом. Итог – около 50 колото-резаных ран на двоих. А в лихие девяностые две романтически настроенные подруги одного криминального авторитета однажды решили поделить сферы влияния на любимого при помощи пистолетов ТТ. Причём всё сделали по правилам – с секундантами и командой «К барьеру!». Одна из них вскоре оказалась в больнице, а другая – за решёткой.

Кстати…

В молодости поэтесса Мариэтта Шагинян, пойдя на поводу у молвы, беспочвенно обвинила знаменитого поэта Серебряного века Владислава Ходасевича в жестоком обращении с супругой. Мол, поколачивал свою половину служитель муз… Шагинян даже не зная лично жену будущего классика русской литературы и поддавшись эмансипационному порыву, не нашла ничего лучше, чем всерьёз вызвать Ходасевича на дуэль. Владислав тогда ответил спокойно и ёмко: «Я с барышнями не дерусь». Спустя месяц Шагинян остыла и в знак примирения прислала поэту букет фиалок. Как было бы мило, если бы все женские дуэли кончались именно так.

Николай Ивашов

Далеко не все женщины - мирные домашние кошечки. Дамы способны сражаться за свою любовь или достоинство не на жизнь, а на смерть. Особенно жестокими во все времена были дуэли из-за мужчин. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Исторические документы зафиксировали немало кровавых поединков как между женщинами, так и между женщинами и мужчинами. Оказывается, уже в древности физическая сила была весомым аргументом в спорах дам. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин поведал, что у галлов жены дерутся кулаками и ногами, сражаются с другими женщинами и с мужчинами. Древнегреческий историк Геродот писал, что в одной греческой провинции девушки собирались толпой и свирепо дрались между собой на палках.

Викинги имели интересный обычай – «прогулку по острову», когда спорщики на небольшом островке вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал - тот и прав. Если на такую «прогулку» выходила женщина, то ей давали фору: мужчину-соперника опускали в узкую яму по самый пояс, либо привязывали левую руку за пояс. Боец–мужчина таким образом ощутимо проигрывал в обороне.

Россию дуэлями не удивишь. В Древней Руси решение споров с помощью оружия было обычным делом. Узаконены были и женские дуэли. Правда, оскорбленная женщина вместо себя могла выставить мужей, братьев, отцов или знакомых, если в споре против нее выступал мужчина. Если же противницей была женщина, то дама сражалась с ней лично. Эти правила были записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года.

В те стародавние времена при поединках использовались дреколье, рогатины и дубины, окованные железом. Иногда, очень редко, он происходил врукопашную. Петр I решительно воспротивился дуэлям и издал указ об их запрете. Он не хотел, чтобы люди сводили друг с другом счеты в обход государства. Этот указ подтверждали все последующие императоры, но и столетия спустя дворянки выбирали скорейшее силовое разрешение конфликта вместо судебных тяжб.

В пятнадцатилетнем возрасте в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II. Будучи принцессой, она дралась на шпагах со своей троюродной сестрой. К счастью, никто не был убит или ранен. Кстати, впоследствии Екатерина смотрела сквозь пальцы на дуэли и меры принимала лишь в случае смерти или серьезного увечья. В период ее правления произошло 20 женских дуэлей, три из которых оказались смертельными.

В 1829 года в Орловской губернии поссорились помещица Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Между ними состоялся смертельный поединок на саблях своих мужей, а секундантами были гувернантки-француженки. Соперницы встретились в березовой роще и на предложение примириться ответили отказом, продолжая перепалку между собой. В разгар скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову и скончалась на месте. Екатерина Васильевна с ранением живота промучилась сутки, а затем также скончалась. Этот ужасный случай ничему не научил их дочерей, и спустя 5 лет они также избрали сабли для разрешения конфликта. Это соперничество привело к смерти Анны Полесовой. Ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Французская маркиза де Мортене заметила в записках, что русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Она писала: «Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Как говорится, со стороны виднее, но, судя по историческим запискам, «слепая ярость» присутствовала в поединках французских дам в не меньшей мере. Правда, во Франции был любопытный обычай: женщины дрались обнаженными до пояса. Возможно, это придавало поединкам некоторую изощренную красоту, но не меньший трагизм.

Западные дамы так привыкали к оружию, что художник Жан Беро штамповал картины с элегантными француженками, которые держат шпаги, как будто это не оружие, а веер или зонтик. Европейки вовсю выясняли отношения с оружием в руках с шокирующей жестокостью. Если мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти, то между женщинами восемь из десяти дуэлей имели смертельный исход или серьезное ранение. Это было связано с тем, что правил для дам не существовало. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло страдания; сражаясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой.

Итальянки не отставали от француженок. 27 мая 1571 года в миланский монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты. Они прошли в комнату для молебна, но вскоре монашенки услышали шум. Когда она вошли в келью, то увидели жуткую картину: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Судя по всему, между ними состоялся поединок на кинжалах.

В 1624 году в Булонском лесу произошла дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Женщины подрались из-за благосклонности кардинала Ришелье. Кардинал был любовником графини, но отличался «ветреной галантностью» и постоянно изменял де Полиньяк. Графиня ревновала его ко всем дамам и однажды встретила маркизу де Несль, которую сочла соперницей. Она вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу.

Дуэль обошлась без смертей: графиня ранила маркизу в ухо. Правда, крови было много, и маркиза упала, ее грудь быда залита кровью. Вместо того, чтобы испугаться, графиня закричала: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Об этом поединке еще долго судачили во дворце, и сам кардинал упомянул о нем в своих записках. Видимо, он был сильно польщен.

Оказывается, случались поединки между женщинами и мужчинами. В XVII веке в доме красавицы вдовы графини де Сен-Бельмон самовольно поселился один французский офицер. Вначале графиня пыталась мирно выдворить непрошенного гостя, посылая вежливые записки, но наглец ни в какую не желал покидать чужое жилище. Тогда женщина вызвала его на дуэль под видом шевалье де Сен-Бельмон.

В назначенное место она явилась в мужском платье и загримированная. Спустя несколько минут графиня ловким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Но не всегда женщины проявляют милосердие по отношению к соперникам. Особенно трагично заканчиваются поединки между женщинами и бросившими их мужчинами. В исторических архивах Парижа сохранилась история о мадемуазель Лерье, которая отомстила неверному возлюбленному. Встретив его на улице, она предложила ему сразиться на пистолетах, вложив один в его руки. Мужчина выстрелил в воздух, но это не остановило Лерье, и она разрядила в него пистолет.

Легенды ходят также об оперной певице мадемуазель де Мопен, которая расправилась с несколькими мужчинами. Согласно роману Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен», эта женщина решила отомстить грубому и наглому актеру Дюмени и вызвала его на дуэль. Услышав такое приглашение, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. В ответ певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала обидчика. Наглец так опешил, что позволил отобрать у себя часы и табакерку.

После этого случая девушка решила, что ей все позволено. Вскоре на балу она вызвала очередного обидчика на дуэль. Тот тоже отказался драться. Тогда певица потребовала, чтобы он извинился. Разразился скандал, дамы возмущенно шептались, и хозяйка предложила скандалистке покинуть помещение. После некоторого замешательства мужчины вывели вон нахалку.

В саду она выхватила шпагу у одного из них и приказала другому защищаться. Мужчины, вместо того, что обезоружить разгоряченную де Мопен, решили понаблюдать за развернувшимся представлением. Спустя несколько мгновений один из них был ранен и упал. Второй, поняв, что не до шуток, стал защищаться всерьез, но актриса оказалась мастером поединков и ранила противника. Затем она, поправив прическу, как ни в чем не бывало, вернулась в танцевальный зал. Людовик XIII, жестко наказывающий дуэлянтов, простил красавицу. Впоследствии мадемуазель де Мопен вышла замуж за учителя фехтования, который обучил ее драться.

July 15th, 2013


José de Ribera. «Женская дуэль».

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Караззи и Диамбра де Поттинелло дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе (Джузепе) Риверу (Риберу) в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Древнегреческий историк (отец истории) Геродот писал об обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин писал, что у галлов жены даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами.


Франц фон Штук. «Амазонка и кентавр».

Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению — истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал «Хольмганг» (прогулка по острову). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на «Хольмганг» выходила женщина.


Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Юханнеса Флинту (1787—1870)

Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца- мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.

В 1348 британский хроникер рассказал о женщинах, “свободных от брачных уз, чье поведение потрясало публику. В любом месте, где устраивались турниры, появлялась группа женщин числом сорок - пятьдесят, одетых по-мужски. Женщины эти были из числа самых красивых, но не самых лучших в королевстве. Они носили раздельные туники, маленькие капюшоны, а на поясе у них, в спецальных чехлах, хранились ножи, которые они вульгарно называли кинжалами. Они выходили биться на турнир на великолепных превосходно украшенных боевых конях. Таким способом они растрачивали свое богатство и увечили себя, проявляя нелепое распутство”.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.


Екимов В. Ю. «Натюрморт с брошенными перчатками».

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.

А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной...

Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках. На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринужденно, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик.


Jean Beraud.

Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать.

Ещё в одной истории рассказывается,что один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сан- Бельмонт, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но она была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сан-Бельмонт». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде.

Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сан-Бельмонт».

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт- Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а впоследствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящества — вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицирована, но кое-что можно найти.

Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго.
Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки — дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник: «"Дамы, к барьеру!" -сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов».

Дуэль на ногтях

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам. Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Дуэль на перочинных ножах.

Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.

Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздраженность, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».


Jean Beraud.liveinternet.ru/users/lviza_neo/p ost126033786/#


Jean Beraud.

Использована статья Н. Игориной.

«– И вам тоже доводилось сражаться до смерти?
– Трижды. В первый раз я убила, во второй – даровала жизнь.
– А третий?
– Третью дуэль я проиграла.
– И ваш противник вас пощадил?
– Нет, он на мне женился…»

В нашем XXI веке всё большую актуальность приобретает тема гендерного равенства. Женщины занимают мужские должности, а мужчины, образно говоря, сидят дома с детьми и готовят обеды. Хотя, чем больше знакомых мужчин «в декрете» встречаю, тем больше убеждаюсь, что сказано это вовсе не образно. И равенство полов заключается не только в профессиях, но и в стремительно меняющемся мировоззрении и жизненных принципах. Моя знакомая несколько лет назад обронила фразу: «Мир перевернётся с ног на голову, если женщины будут дарить мужчинам цветы и подарки, а те, в свою очередь, капризничать и ходить на маникюр». Так вот, мне кажется, мы «переворачиваемся».

Началось это совсем не в век инновационных технологий, а гораздо раньше. Вы думаете, раньше женщины были прям такими леди-леди? Хранили домашний очаг, молча выполняли женские обязанности и ни в коем случае не устраивали потасовок? Вы ошибаетесь! Возьмём, к примеру, дуэль. Она считается прерогативой мужчин. По крайней мере, мы привыкли так думать ещё со школьной скамьи, изучая биографии русских классиков, где те непременно с кем-нибудь стрелялись. А между тем представительницы прекрасного пола тоже были не прочь сразиться друг с другом. И я вам скажу даже больше: женские дуэли были куда кровавее и изощрённее и не считались редкостью .

Самые известные женские дуэли

Самый легендарный в истории - поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль. Женская дуэль состоялась осенью в 1624 году в Булонском лесу. Не сумев поделить благосклонность будущего кардинала Ришелье, дамы, взяв с собой секунданток и шпаги, отправились на место сражения.

Победительницей стала графиня, которая сразила соперницу выстрелом в ухо. Ришелье упомянул случившееся в своих записках, благодаря чему ничем не примечательный поединок оставил след в истории.

2. Во времена матриархата активная жизненная позиция женщин проявлялась и на поле боя. Хроникальный отсчёт женских дуэлей ведётся именно с тех времён. Но, к сожалению, документальных подтверждений подобных мероприятий не сохранилось. А вот XVI век сохранил сведения о женских дуэлях, которые на сегодня имеют статус первых и достоверных. Они, к слову, опровергают тот миф, что первыми в дуэльном деле были француженки.

Так, 27 мая 1571 года в монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты с просьбой к настоятельнице монастыря предоставить им комнату для моления. Девушки не вызывали никаких подозрений и потому комнату им предоставили без проблем. Никому и в голову не пришло, что эти дамы, вооружившись кинжалами и заперев дверь на ключ, устроили дуэль прямо в комнате.

Естественно, подобная потасовка не прошла мимо ушей монашек, и те ворвались в комнату. Два окровавленных тела сеньорит, причём одно из них было уже потенциальным трупом, а второе только отходило в мир иной, - такая картина предстала перед монахинями.

Эти события отразил в своей хронике миланский монастырь Св. Бенедикты.

3. Середина XVII века - пик моды на дамские дуэли. Мужская половина населения считает, что женщины – это существа непредсказуемые и разгон от милой девушки до жуткой стервы у них составляет всего-то несколько секунд. А поскольку француженки, англичанки, итальянки и немки вскидывали пистолеты и скрещивали шпаги практически по любому поводу, то можно сделать вывод: женщины какими были, такими и остались. Любовники или косой взгляд в твою сторону, а ещё хуже – одинаковый наряд могли стать весомым аргументом для поединка.

Женщины сходили с ума и проявляли шокирующую жестокость на дуэлях. Если из десяти мужских поединков лишь четыре заканчивались летальным исходом, то в женских сражениях это количество увеличивается вдвое.

Иногда в дуэль вмешивались секундантки: они раздражающими растворами смазывали кончики шпаг, чтобы сопернице каждый укол был болезненным.

4. Не только девушки Запада выясняли отношения таким способом. Русские девушки тоже не уступали этой моде. А началось всё в Германии. Принцесса Анна Людвига Анхальт в июне 1744 года отправила своей троюродной сестре, немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербстской, вызов на дуэль. Причина столь неожиданного поступка до сих пор не ясна, хорошо, что выяснение правоты на шпагах не закончилось смертью одной из них. Иначе, не видать России Екатерины II, которой спустя время стала Софья.

Кстати сказать, с ее царствования и начался бум женских дуэлей. 1765 год насчитывает только 20 поединков, где в половине из них секунданткой была сама царица. Хоть женские дуэли стали очень популярны, но летального исхода их Екатерина не терпела, и потому зафиксировано лишь 3 случая гибели во время сражений. Лозунг, которым сопровождались поединки между представительницами прекрасного пола, звучал: «До первой капли крови!».

А в 1770 году дискуссия княгини Екатерины Дашковой и герцогини Фоксон, которая по праву считалась самой образованной женщиной Англии, очень быстро перешла в горячий спор, а там и в обмен пощёчинами. Когда дамы потребовали шпаги, графиня Пушкина, в чём, собственно, доме всё это и происходило, попыталась примирить спорщиц. После безуспешных попыток она всё-таки выдала оружие соперницам. Дуэль состоялась в саду и закончилась ранением Екатерины Дашковой в плечо.

После эпохи правления Екатерины II женские поединки стали любимым занятием женщин. Были открыты даже специальные салоны, где светские петербургские дамы дуэлились. Только в 1823 году в одном из таких салонов состоялось 17 поединков.

В отличие от француженок, русские дамы редко доводили дуэли до смертоубийства, а вот про изящество первых и вторых можно поспорить. Во Франции женские дуэли отмечались полуобнажённым видом девушек, а позже - и вовсе нагишом. Насколько это было изящно, можно поспорить, но благодаря этому введению поединки стали наиболее пикантны.

5. Часто информация о женских дуэлях в России XIX века недостоверна и мала.

Так, к примеру, после слов «дамы, к барьеру!», соперницы с неподдельным интересом посмотрели на пистолеты, а спустя несколько минут одна из них упала и больше не подавала признаков жизни. Так лишилась жизни Анастасия Малевская, актриса Мариинского театра. А всё из-за молодого человека, который безумно нравился актрисе, но предпочёл находиться в обществе незнакомки. Достаточно маленькой вспышки ревности - и девушки уже целились друг в друга.

Хочу отметить, что дуэли из-за мужчин проходили с особой жестокостью и одним лишь ранением женщины не обходились.

Так закончилась дружба французской писательницы Жорж Санд и композитора Листа. Его возлюбленная приревновала к писательнице и вызвала последнюю на дуэль. Как ни странно, но девушки не дрались, а царапались ногтями. Всё действие происходило в доме Листа, который закрылся в кабинете и вышел только после того, как девушки успокоились. Победителя в этой стычке не было, но Жорж больше не появлялась в поле зрения возлюбленной Листа.

Всё-таки женщины очень опасные существа, один косой взгляд, неверный жест - и всё: либо вы, либо вас.

Хорошо, что мода на дуэли прошла и женщины стали более мягкими и нежными. Хотя кто знает, что у них в голове. Не просто так ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся.

Что еще почитать