Традиции в этот день молитвы об успешной рыбалке, ярмарки, народные гулянья, встречи с родственниками. А для молодых девушек естественно повод для гаданий. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.
Даты праздника на ближайшие годы:
2018 год — 12 июля, четверг.
2019 год — 12 июля, пятница.
2020 год — 12 июля, воскресенье.
Молодые девушки в день Петра и Павла также как и на Троицу «завивали березку». Для этого на молодой березе выбирали три ветки, сплетали их в косичку, и загадывали желание, повторяя при этом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!».
Завивали веточки обычно красной лентой и крепкой травой. Через три дня девушки снова приходили к берёзе и смотрели - если коса не завяла и не распустилась, то желание сбудется. «Березовую косу» после гадания обязательно распускали.
В Петров день девушки собирали 12 цветков с 12 полей и клали под голову, крепко зажмуривали глаза, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».
Эти же травы можно положить на ночь под подушку, чтобы увидеть вещие сны: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Также под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
Покачайтесь на качелях вместе с любимым мужчиной, про себя сказать слова заговора: «Приглядись, влюбись, женись. Меня женою назови, под венец меня веди. Не про себя шепчу, а в твоё сердце говорю. Именно!» После этого нужно обязательно сделать так, чтобы ваш мужчина помог вам встать с качелей.
Собирали на Петров день подорожник до рассвета солнца, потом шли домой и ложились спать, загадывая сон про суженного, приговаривая такие слова:
«Подорожник, ты у дороги живешь, много знаешь, много видишь, подскажи да покажи, каков мой миленький»!
Считалось, что можно увидеть либо лицо, либо фигуру жениха.
Нужно выйти в чистое поле и не глядя нарвать травы. Сколько травинок будет в руках, через столько лет девушка выйдет замуж. Только не стоит мошенничать, стараясь сорвать одну или две, тем самым приблизив счастливый момент замужества.
На Петров день нужно сорвать белый одуванчик и хорошенько дунуть на него, но перед этим сказать такие слова:
«Одуванчик, найди ответ для меня, кто будет мое первое дитя»!
Если останется что-то на цветке – значит, первенец будет дочь, если нет – сын.
В праздник нельзя кушать ягоды и фрукты, собранные в нынешнем году. Считается, что ослушавшийся этого правила, накликает на себя беды и недуги.
Прежде чем отведав фруктов и ягод урожая сего года, нужно идти в храм, и угостить фруктами и ягодами нищих, либо отнести эти дары природы на могилы умерших.
Который отмечается 12 июля, в народе имеет многочисленные названия. Петрок, Петр-Павел, Зеленый покос, Петры-рыболовы, Петров день, Петры и Павлы, Петровки, Рыболов – это только часть распространенных названий.
Встреча праздника начиналась с вечера . Всю ночь длилось веселье с песнями и хороводами.
Молодежь уходила в поля и ждала рассвета, при этом жгли большие костры и играли в забавные игры. Девушки брали с собой лавочки, смолу и солому. Незамужние девицы старались собрать с 12 полей 12 цветков.
Этот букет клали под головы, приговаривая: «Двенадцать цветов с двенадцати полей двенадцать молодцев! Суженый мой ряженый покажись да на меня погляди.»
Кульминацией гуляний был рассвет. Солнце при восходе на Петров день переливалось невероятными красками. Блики его играли, то вспыхивая, то исчезая.
На Петров день солнышко играет. В этот день оканчивался Петров пост. Поэтому существует название праздника Петрово говенье.
Крестьяне устраивали настоящий пир. Накрывались столы с обетными угощениями. Еда была, прежде всего, для тех людей, которые не могли себе позволить разносолы. Поэтому к столу звали нищих, странников, бедных родственников и соседей.
Для общей трапезы в некоторых губерниях к церкви вели быка, где его забивали, чтобы сварить мясо в больших котлах и всем вместе разговеться. Тещи преподносили зятьям сыр, а те в благодарность угощали вторую маму лакомствами.
День был праздничный – в домах принимали гостей, как близких друзей, так и дальних родственников. А вот к вечернему застолью собирались только супружеские пары и старики.
После трапезы остатки пищи не убирались, так как считалось, что в доме соберутся и умершие предки для разговения.
Так как Петр до призыва Господа был простым рыбаком, он считается покровителем рыбного промысла. В Петры-Павлы молитвы рыбаков обращены к Петру. Существует обычай сбора денег на Мирскую свечу, которую ставят перед иконой апостолов.
Праздник богат на народные приметы, связанные с урожаем, погодой и полевыми работами.
Люди примечали в этот день, что их ожидает в ближайшем будущем.
Петров день считался не только праздником солнца, но и днем, когда лето преломляется и идет к зиме.
Петров день – проводы весны.
День становится меньше, а воздух накаляется. Ведь середина лета – самый знойный период года.
Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.
День убывает – жара прибывает.
Как придет Петро, так и будет тепло.
В Петровки сухо, и день велик.
Петр-Павел жару прибавил.
Наблюдают за поспевающей нивой. К Петровкам яровые хлеба должны заколоситься.
Просо в Петров день в ложку – будет его и на ложку.
На Петра и Павла дождь, то жито уродится.
Петр также считался покровителем полей и лугов. Поэтому с этого дня начиналась уборка урожая и покос травы.
Убирается озимый чеснок, чтобы не ушел в землю. А сенокосы спешат в поля скосить травы, чтобы не переросли.
С Петрова дня красное лето – зеленый покос.
Доставай косы и серпы к Петрову дню.
С Петрова дня пожня.
По погоде на Петровки определяли, какой будет урожай.
Не хвались баба, что зелено, а смотри, какой день Петров.
На святого Петра дождь урожай худой, два дождя хороший, три богатый.
Готовились к озимому севу.
До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
С Петрова дни зарница хлеб зорит.
Реки и озера пересыхают и не смотря на жару начинают облетать первые листья.
К Петрову дню вода в реках уменьжится.
12 июля старались умыться водами из трех родников, что помогало, по поверьям сохранить красоту и молодость.
А купание в водоемах позволяло смыть грехи.
И все-таки, праздник был связан с проводами лета. Поэтому начинали устраивать ярмарки, называемые Петровские гулянья.
По приметам определяли погоду не только на ближайшие дни, но и на будущие сезоны.
Придет Петрок – сорвет листок.
Птицы – соловей и кукушка перестали петь и куковать. Значит, лето повернулось к зиме.
Кукушка на Петров день подавилась мандрынкой.
Далеко кулику до Петрова дня.
Соловей поет до Петрова дня.
Петровки также связывали с уплатой пошлин и свершением судов. В церковь приносили петровскую дань. Обязательно рассчитывались с пастухами, отдавая им вторую петровскую плату.
Особое внимание было восходу солнца, который ждали с ночи на пригорках, до самой зари веселясь и греясь у костров и заводя то песни, то игры. Про солнце на Петров день говорили, что оно в небе «играет» – идет то выше, то ниже, сияет ясно и порой вспыхивает всеми красками, словом, кажет себя во всей красе, всему народу на удивление. Существовал обряд сторожить в этот день восход солнца, который особенно красив именно в этот день.
Магия трав
Издавна считалось, что травы после Петрова дня теряют часть своих целебных свойств , поэтому успеть заготовить их надо до праздника.
Волшебный подорожник
Собирали на Петров день подорожник до рассвета солнца, потом шли домой и ложились спать, загадывая сон про суженного, приговаривая такие слова:
«Подорожник, ты у дороги живешь, много знаешь, много видишь, подскажи да покажи, каков мой миленький»!
Считалось, что можно увидеть либо лицо, либо фигуру жениха.
В иных случаях они даже складывались на большую восковую свечу и ставили ее пред образом «ловца рыб» - апостола Петра. Сама Церковь тоже считает приличной и уместной молитву апостолу Петру как покровителю рыбного промысла.
Идущий на рыбалку бывалый рыбак никогда не скажет, куда он идет, так как водяной любит секреты и уважает людей, умеющих хранить тайны…
Ясно на Петров день – год будет хорошим. На Петров день дождь – урожай не худой, два дождя – хороший, а три – богатый.
Кумование проходило следующим образом. Вечером накануне Петрова дня девчата приносили к хозяйке дома сыр, масло, молоко, яйца, сало, муку на блины. После чего хозяйка с одной девушкой готовит, а оставшиеся поют песни и танцуют под частушки. Парни приносят водку. Приглашаются музыканты, вечеринка проходит с танцами и песнями всю короткую ночь, молодежь расходится по домам уже утром на второй день.
Издавна соблюдался обычай приурочивать к этому дню вынесение решений по судебным и гражданским делам, взыск денег на уплату налогов, сбор священником подати маслом, зерном и яйцами (Петровщина), начало и окончание сроков службы, заключение новых договоров. Повсеместно в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название “петровских”; они проходили в крупнейших населенных пунктах и собирали огромное количество народа.
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм.
Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течении ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами – в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников.
Пойду я, раба Божья (имя), в поле росное, Найду в поле апостолов Петра и Павла, Поклонюсь им пониже, Попрошу их крестом, постом, Всеми страданиями человеческими: «Как у младенца ноги не болят, Кости не ломит, суставы не скрипят, Так бы и у меня, рабы Божьей (имя), Ноги не болели, кости не ломили, Суставы не скрипели, Не было б на ногах толщины, синевы, Жил больных, шага слона тяжелого». Снимите с меня болезнь, Заприте на тридцать три замка И не отдавайте ключа ни ветру, Ни солнцу, ни месяцу, Ни другу, ни врагу, Ни батюшке, ни матушке, Ни внукам, ни правнукам. Чтобы в роду у рабы Божьей (имя) Не было этой болезни. Аминь.
12 июля православные христиане празднуют День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В народной традиции - Петров день. Он знаменует собой окончание Петрова поста и сопряжён со многими народными традициями. Мы решили вспомнить, как следует провести Петров день, о чём не стоит забывать и чего лучше не делать.
12 июля Церковь отмечает как день общего мученичества двух апостолов. На большинстве христианских икон апостолов рисуют рядом. В современном христианстве Петр наделяется властью Божьего ключника, который управляет воротами Небесного Царства, или рая, а потому на многих иконах его изображают с ключами в руках.
Петров день является окончанием зеленых Святок и купальских гуляний.
Многие петровские песни начинаются с обращения к солнцу и Богу: «Солнышко! Петрова ночка-невеличка, солнышко...» и «Солнышко! Петрова ночка, где твоя дочка? Солнышко...», «Боже наш! Петрова ночка маленькая, Боже наш...», «Боже наш! На сенокосы медуночка, Боже наш...», «Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить...», «Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать...». Петров день - день окончания поста, а потому радостные песни не только не запрещены, но и поощряются традицией.
Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекла, жарила, варила и запасала водку. В праздничной выпивке принимали участие в основном только женатые и старики.
Деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле. Там, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко». По народному поверью, солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресения, «играет», то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. Обычай караулить солнце берет свое начало с древних времен, когда крестьяне отгоняли от села русалок, которые в Петров день своими злыми шалостями причиняли немало вреда посевам. Встретив солнышко, молодежь заплетала венки на ветках деревьев, в основном на березе.
Петров день был особо почитаем среди рыбаков; зачастую его называли "рыбацким" или "ловецким" праздником, "рыболовом". В районах, с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобный промысел, 12 июля устраивали крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги "Петру-рыболову на мировую свечу", которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Старые рыбаки по этому случаю украшали свои костюмы растением "Петров крест". Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы. В Сибири, например, в бассейне реки Ангары считалось обязательным подать к праздничному столу рыбу, выловленную накануне Петрова дня вечером. Из этой рыбы готовили уху - "шербу". В начале застолья один из старших членов семьи провозглашал: "Петры-Павлы! Садитесь, хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам щерба" . Среди рыбаков Петров день считается началом летнего сезона ловли рыбы. В связи с этим традиционно принято было устанавливать новые цены на товар и заключать сделки и договора с торговцами рыбой.
Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельцев в это время были связаны с уборкой урожая, тогда как в период, предшествующий Петрову дню все силы были направлены на рост, сохранение и преумножение урожая. Значение Петрова дня как границы в аграрно-магическом отношении, отразилось в поверье о кукушке. По приметам кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит по наблюдениям народа в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится "пустозерным", а год "плохим"; крестьяне говорили, что в этом случае "и сам закукуешь, как кукушка". Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые обычно в весенне-летний период, переносить их (например, пересадку овощей и цветов) на более позднее время запрещалось. Считалось, что прока в этом не будет. Кроме того, к Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне: грабли, вилы, приспособления для стягивания сена и соломы на возу. Петров день снимал запрет на вкушение плодов, строго соблюдаемый в течение весеннего периода. Например, в Сибири именно с этого времени было принято "брать" землянику.
В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. В молодежных обрядах четко просматривалась эротическая и свадебная символика. Это позволяет говорить о том, что в период летнего солнцестояния, молодежи, обладавшей, по традиционным представлениям, мощной неизрасходованной энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной потенции.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих-женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора". 12 июля местами еще совершались некоторые ритуальные действия, характерные для периода Семик-Троица: завивание берез, заключительные этапы обрядов крещения и похорон кукушки, кумления. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях. В локальных традициях праздник считался последним днем разгула русалок, в которых видели души умерших девушек.
До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день святой Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Славяне верили, что в Петров день святой Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками. При этом, если чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишался яблока. Существовал целый ритуал, который соблюдали все женщины, потерявшие своих детей. В Петров день они, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, устраивали угощение для соседских детей. В некоторых районах в Петров день совершали коллективное заклание животного и следовало пиршество.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам