Что означает ночь хны. Ночь хны. Почему именно хна

«Ночь хны» и свадьба по-турецки. А порадую-ка я вас сегодня повествованием о том, как пришлось мне побывать на турецкой свадьбе, и какой интересный национальный обычай я увидела! НОЧЬ ХНЫ. До сих пор в Турции распространён обычай до росписи в...

НОЧЬ ХНЫ и турецкая свадьба. Стамбул, июль 2016

Интересные места, Культура, Мифы, легенды, истории в Турция, Стамбул

«Ночь хны» и свадьба по-турецки.

А порадую-ка я вас сегодня повествованием о том, как пришлось мне побывать на турецкой свадьбе, и какой интересный национальный обычай я увидела!
НОЧЬ ХНЫ.
До сих пор в Турции распространён обычай до росписи в ЗАГСе проводить очень необычные для нашего восприятия ритуалы проводов молодых из холостяцкой жизни в жизнь семейную.
Возможно, многие любители Турции брали у турагентов страны так называемое шоу «Турецкая ночь». Помимо народных танцев и танцев дервишей гостям так же показывают инсценировку ритуалов прощания жениха и невесты с друзьями с соблюдением определенных ритуалов. Теперь, с моей помощью, вы побываете на реальной церемонии.
..За неделю до намеченного торжества мы получили приглашение от жениха и невесты на торжественное бракосочетание и последующий званый ужин.

Ну и на правах законной супруги родственника жениха я получила устное приглашение поучаствовать в ритуале «Ночь хны». Эрсан очень удивился, узнав, что я имею представление об этой традиции, хотя, как он сказал чуть позднее, моим познаниям по стране он уже практически не удивляется! Театрализованное постановочное действо я с удовольствием смотрела в Каппадокии на вышеупомянутой «Турецкой ночи». Даже приняла там небольшое участие (об этом в процессе повествования обязательно упомяну).
Наверное, «Ночь хны» с натяжкой можно сопоставить с нашим девичником. Здесь тоже невеста прощается со своей холостятской жизнью, так же присутствуют близкие подружки, только еще добавляются родственницы как и невесты, так и родственницы со стороны жениха. В принципе, это знакомство женской родни мужа с будущей родственницей, где она должна показать себя с самой выгодной стороны.
Где-то в интернете я давно читала еще об одной традиции, когда молодую невесту накануне свадьбы ведут в хамам будущая свекровь, тётушки и сестры жениха. Как было описано в заметке, это делалось для того, чтобы получше рассмотреть физические данные будущей матери детей их сына/брата. Не знаю, как это происходит сейчас, и подвергалась ли этой процедуре героиня моего рассказа, но то, что с физической формой у неё всё в порядке, чуть позже можно будет убедиться по фотографиям, которые я вам с удовольствием покажу.
В намеченный день за мной зашли родственницы, которых я, по доброй турецкой традиции вначале напоила чаем, потом угостила фруктами, некоторое время посвятили обмену любезностями и небольшому обмену новостями. После этого мы отправились в специальный салон, где и была намечена церемония.
«Ночь хны» проводится исключительно для женщин. Мужчины в это время тоже общаются с женихом в совершенно другом помещении, и с женской половиной не пересекаются. Я очень надеялась на фотоотчет мужа с женихового вечера, но мой Медведь наглухо задержался на работе, поэтому празднество прошло мимо него.
На входе гостей встречал жених и организаторы церемонии, которые провожали прибывающих во внутрь ресторана. В вестибюле присутствующим предлагались сладости и напиток ЩЕРБЕТ, о нём я писала в своей Заметке «Что попить в Турции», но, к сожалению, здесь просто забыла его попробовать!

Внутреннее убранство зала очень милое, оформлено в бело-розовых тонах, кое-где фиолетовые вкрапления декора.

Но, самое бросающееся в глаза – это, конечно, специальный «трон невесты» - я так назвала сама для себя.

Чтобы потом не уходить от темы, напишу сразу, что я сначала думала, что невеста будет сидеть там постоянно, и, по зову тамады, будет исполнять то, что положено по ритуалу. В реальности все оказалось совершенно по-другому. Тамады никакого не было, а если и присутствовал какой-то руководитель действа, то он замечен мной не был. Но невеста все ритуалы исполняла точно как по расписанию, да и то, что был сценарий, и, возможно, репетировалось всё действо накануне, было понятно. Так вот, на своём «троне» невеста восседала только для фотосессий с гостями, всё остальное время она находилась в гуще событий, и я не видела, чтобы она хоть раз присела поесть или попить!
О гостях. Родственницы со стороны жениха (то есть, наша половина) очень сильно отличалась от невестиных гостей.

Из «открытых» женщин у нас было только три персоны среднего и старшего взраста – я и ещё родственницы из Анкары и Измира. При этом, в наших нарядах преобладали мрачные черно-синие тона. Когда как со стороны невесты женщины были одеты более по-светски. А, если кто и был в хиджабах, то выглядели очень нарядно в добротных и дорогих атласных костюмах. Подружки невесты вообще щеголяли в коротких платьицах, нисколечко не смущаясь и не комплексуя, из чего было понятно, что такая одежда для них привычна в повседневной носке.

Меня мои протеже настоятельно попросили одеться «достойно», поэтому я пришла на торжество в шелковых широких брюках-юбке и кофточке, которая наглухо закрывала мою грудь до самого подбородка. Естественно, цвет наряда был сдержанно-темный! Я совершенно не сопротивлялась их просьбе, так как не знала, что там будет, и какие родственницы у невесты. Нужно было «держать марку», и я с этим справилась.

Я отсела от своих возрастных тётушек, под предлогом того, что у них неудачное место для съёмки. Если честно, то можно было и с ними сидеть, т.к. когда я делал фотографии, то на месте не сидела. Но меня очень подавляли тёмные одежды и выражения лиц, на которых никаких эмоций практически не отражается. С родственницами невесты мне сиделось гораздо комфортнее. Да и молодые родственницы «с нашей стороны» потом ко мне перебрались!
Наступает кульминационный момент, мы встречаем НЕВЕСТУ!

Хороша! Но я, помня шоу «Турецкая ночь», ждала, что невеста будет одета по-другому…
Не присев за стол, не откушав, ни пригубив напитки, моя героиня тут же пускается в пляс. Звучат национальные мелодии, в ритм им невеста и её подружки названивают бубнами. Один бубен дали и мне.

Ради приличия я тоже встала в круг и немного им потрясла – после невесты я была второй звездой на этом празднике, и за мной тоже наблюдали как сторона жениха, так и сторона невесты. Иностранка!
Вот ритуал танца невесты с барабаном для меня остался тайной. Вначале в барабан била одна из подружек невесты, потом передала сей инструмент ей. Предполагаю, что это связано с оберегом от сглаза. Позже спросила у мужа, но он с этим обычаем оказался не знаком.

Во время танца невесты подружки на коленках сидели по кругу, окружая танцующую. Ровно 4 года назад, на «Турецкой ночи» я точно также сидела в кругу актеров, которые инсценировали этот ритуал!

Гостям разносили угощение. Это был традиционный слоеный пирог с сыром, маленькие котлетки из булгура, и пирожные с заварным кремом. Из напитков предлагались любимые турками газировки фабрики «Кока Кола» и фабричный лимонад.
Гарсонами были исключительно девушки.

Через некоторое время я обратила внимание на то, что подружки невесты одели красивые блестящие накидки, а сама невеста куда-то исчезла. На мой вопрос я получила ответ, что невеста ушла переодеть другое платье!
Девочки в накидках приобрели совершенно другой – загадочный – вид!

Наконец появляется невеста! Теперь она в национальном свадебном платье «биндалли», и с закрытым, по древней традиции, лицом. Как мне показалось, вздох восхищения прямо-таки застыл в воздухе. Смотрите!

Невесту усаживают на стул, зажигают фейерверки.

И затем начинается церемония, которая и дала название этой волшебной «ночи».
На ладони невесты наносятся хной большие точки, которые не сойдут у неё с рук в течении нескольких дней (от недели до двух). После этого в ладошки вкладываются золотые монетки и прячутся за специальные нашлепки в виде розочек.

Где-то я читала, что это должна делать свекровь, но на «нашей» ночи это делала другая женщина, но родственница точно. Правда, судя по одежде, не из нашего «клана».
Зачем наносится хна? Я считаю, что это очень мудрый древний обычай. За то время, пока хна не сойдёт, новоиспечённая невестка в доме свекрови, где ей жить теперь отныне, ничего делать не будет. Эти несколько дней молодая женщина будет присматриваться к укладу жизни в новом для нее жилище, и, когда хна сойдёт, уже будет знать правила и устои именно этого дома. Есть возможность и время для молодой жены узнать о привычках семейства и не лезть (даже с добрыми побуждениями) вперед свекрови со своими правилами. Очень умно.

Открывают лицо невесты.

По древней традиции, невеста теперь должна рыдать, демонстрируя всем присутствующим свою горечь расставания с девичеством. Но наша дева счастлива и рыдать вовсе не собирается.
После этого невеста проходит по кругу, демонстрируя гостям свои ладошки.

Раньше невесте хной еще расписывали причудливыми узорами руки и ноги, сейчас этот обычай остался в прошлом. Но вот гостям, кто желает, в фойе специальная женщина наносит узоры хной на запястье.

После этого был ещё один ритуальный танец, который так же для меня остался загадкой.
Танец в разноцветной «юбке», концы которой подружки невесты держали в руках.

«Ночь хны» подходит к концу. Ещё один ритуал, которого на «Турецкой ночи» я не видела.
Расстилается дорожка, к которой, с кувшином в руках, подходит невеста. В кувшине находится сахар. Пританцовывая, невеста кружится и, как бы невзначай, «роняет» кувшин на расстеленный коврик. На лицах гостей отражается разочарование – кувшин не разбился!

В идеале, должны во все стороны разлететься черепки, а сахар, символизирующий сладкую и полную жизнь, должен высыпаться наружу. Будем надеяться, что это просто ритуал, и к реальной жизни отношения иметь не будет.
Ну а женщин встречают на выходе их мужчины из числа родни, и мы прощаемся на 2 дня до государственной регистрации брака (никяха).
НИКЯХ.
У нас с мужем была простая роспись. Без «Ночи хны» и без торжественной росписи с десятками приглашенных. Званого ужина тоже не было. Мы позже посидели с моими русскими подружками Леной-Лейлой (Стамбул) и Алёнкой (Курск) в одном из ресторанчиков Стамбула.

Наш брак был не первым в нашей жизни, да и случился он очень скоропалительно. На фоне событий со сбитым истребителем мы побоялись, что закроют границы, и мы останемся в разных странах на неопределенное время, а, может, и навсегда. Поэтому я в течении 2-х месяцев увольнялась с работы, оформляла все необходимые документы для выезда и для заключения брака за границей, и 25 декабря вылетела в Стамбул. 31 декабря мы заключили наш союз. Поэтому времени и денег для подготовки шикарного действа у нас не было. Я нисколько не расстроена этим, потому что настоящее счастье не измеряется пышностью свадьбы или количеством подарков: мы СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ, и этого довольно.

Так вот, настоящую праздничную церемонию заключения брака испытать не пришлось, но довелось увидеть «со стороны». Фотографии далее по тексту будут с мобильного телефона, т.к. в ЗАГСе снимать на профессиональную технику запрещено – конкуренция! Поэтому сразу прошу прощения за качество снимков, хотя, с помощью лёгкого фотошопа, мне удалось хоть что-то путёвое вытащить из невероятного количества сделанных снимков. Да, фоторепортёром, которого не желают видеть «профи», быть нелегко…
Никях и званый ужин – эти два действия связаны между собой не для всех. Если на росписи могут присутствовать сотни человек (да-да, у одной пары!), то на званом ужине остаются только специально приглашенные гости. Конечно, я пишу сейчас про городскую свадьбу. В деревнях, наверняка, все это проще, и роспись с угощением, по турецким законам, может совмещаться для удешевления процесса.
На бракосочетании наших молодых, Эсны и Серхата, было сотни две гостей! И, конечно же, «наших» женщин легко можно было вычислить по темным одеяниям!

Мужчины на торжество прибыли практически все при галстуках и в светлых рубашках, а кто и в костюмах.

Почему про мужчин тоже заострила внимание: мужское население Турции очень любит рубашки. Футболки носит молодежь, и то – до определенного возраста: после 30-35 лет это опять же будут рубашки с неизменной «клеткой». До жизни в Турции для меня, конечно же, существовал рисунок на ткани «клетка». Просто «клетка» и все. Никогда не задумывалась, что может быть такое великое разнообразие этого однообразия (простите за каламбур)! Так вот, светлые однотонные рубашки одеваются либо для работы, либо на какие-то торжества, в обычной жизни это редкое явление.
И обо мне. Я показала Эрсану фотографии с «Ночи хны», где женщины со стороны невесты одеты очень по-светски, и муж дал добро на то, чтобы я оделась так, как посчитаю нужным сама. Моим выбором он остался доволен. Наши «вороны» тоже.

Дальше я поставлю только фотографии церемонии, т.к. официальная часть проходит одинаково во всём мире. Единственное что, здесь церемонию бракосочетания проводит мужчина. На время церемонии одевает специальный «халат», и все вопросы и ответы приглашенные слышат очень хорошо, т.к. действующие лица используют микрофон. Кстати, для гостей предусмотрены стулья, это очень правильно! Ещё, никях мой и Эрсана происходил зимой, поэтому нас сочетали в помещении. Наших молодых расписывали на свежем воздухе.
Смотрим..

После росписи выдается специальная книжечка. её можно видеть на последней фотографии в руках у новобрачной. Я покажу вам поближе - наш с Эрсаном экземпляр.

Если дословно – «семейный кошелёк». Забавное название, но с копилкой семейных событий сравнить можно: туда вносятся все происходящие юридические события в семье, начиная со дня бракосочетания и до самой смерти. В Турции разводы чрезвычайно редки.

После бракосочетания молодую пару поздравляют родные и близкие. Очередь для поздравления растягивается на несколько десятков метров.

На этой свадьбе подарки для молодоженов складывают в конвертики и потом кладут в специальную красиво оформленную корзинку, хотя, по правилам, даримое должно прикалываться к поясу невесты. Но на нашей невесте нет традиционного алого пояса – символа невинности, умолчим про подробности, но про себя «отметим».
На турецких свадьбах дарят либо деньги, либо специальные золотые монеты.

Вот Эрсан подписывает конверты наших родственников.

Отличие золотых монет от украшений из этого металла в том, что их продают специально для торжественных случаев. И, если человек захочет продать монеты, то продаст по реально действующему на день продажи курсу золота, а не как ломбардный лом.
Если в Турции случиться вам увидеть то, что у нас называется поминальными венками, не пугайтесь, скорее всего вы находитесь рядом с местом, где проводится бракосочетание турецких граждан.

После церемонии мы с Эрсаном отправляемся домой, немного передохнуть и переодеться перед вечерним угощением. Ужин назначен на 19:00, но реально начнется не ранее восьми вечера.
Фото с молоденькими родственницами на память.

ЗВАНЫЙ УЖИН.

Район Кемербургаз, парк «Ботаник», Стамбул.

Гостей встречает красная дорожка, распорядители торжества и несколько нанятых фотографов, которые вовсю щелкают затворами аппаратов, зарабатывая себе на «хлебушек с маслицем».
Одну фотографию мы позже купили за 25 лир. По текущему курсу это примерно 550 рублей, очень дорого, конечно. Глядя на фотографию мне почему-то подумалось, что, имея в руках полупрофессиональный аппарат, даже не владея азами фотонауки, а снимая по наитию, мои снимки получаются иногда гораздо аппетитнее. Но, все равно, фотографией мы остались довольны: на бумажных носителях не так часто в наше время можно себя порадовать остановившимся мгновением.

Дорожка привела нас к великолепной лужайке, где расставлены столики, ходят женщины в вечерних платьях (естественно, родня со стороны невесты), галантные официанты разносят прохладительные напитки.

Наши «вороны», и я вместе с ними, притулились где-то сбоку лужайки, скромненько.

Хорошо, что у меня появилась маленькая подружка-родственница, которая от меня редко когда отходила и в «ночь хны» и сейчас. С ней мы познакомились в деревне в Малатье, когда ездили туда на Рамазан. Очень любознательная девчушка, с подачи которой почти вся деревня ко времени нашего отъезда, умела говорить ПРИВЕТ и ПОКА, и пользоваться этими словами к месту.

Посередине лужайки растёт старое огромное дерево, под которым стоит стол со сладким угощением, а на нижних ветвях развешаны фотографии молодоженов с младенческого возраста до настоящего времени. В принципе, идея не нова, у нас она тоже распространена, но в виде минифильма, как правило.

По фотографиям делаю вывод, что молодые знакомы не с детства, а учились вместе в университете, где и подружились и влюбились. Славно, что социальный статус у ребят примерно одинаков – иначе свадьбы могло бы и не быть. Серьезное отношение к социальному равенству при создании семьи тут до сих пор сильно распространено, хотя браки по любви случаются всё чаще. Каких-то 20-25 лет назад очень часто заключались союзы и между ближайшими родственниками, чтобы семейные деньги не уходили на сторону. Я запуталась в нашей родне. кто кому кем приходится, но у нас очень распространены браки, заключённые как раз в те далёкие времена, между родственниками. К примеру, родная сестра моего мужа замужем за своим двоюродным братом.

Им повезло, у них очень дружная семья, двое детей, уже взрослых. Но вот дочь, которой нет ещё и 25 лет, мне очень не нравится на внешний вид.

Я боюсь делать какие-то предположения, но мне кажется, что у неё не вполне здоровое сердечко. Если учитывать наличие межродственного брака, то это вполне вероятно.
Но я опять ушла от темы.
Мне было очень интересно, как будет проходить турецкая свадьба. Но вот с рассадкой по столикам нам очень не повезло. Наш стол «№1» оказался в самом углу павильона, далеко от места действия. Ну да и действия, в принципе, никакого не происходило. Привычных для нас «тамады и баяниста» не было. Был ансамбль с живой музыкой и певицей.

Ночь хны один из самых красивых обрядов в Турции. Проще говоря, это тот же девичник. Обычно церемония проходит за день до свадьбы, в доме где живет невеста или планирует жить после свадьбы. Гости в основном женщины, и не обязательно ваши подруги и родственницы, это может быть и сестра бабушки вашей соседки, и даже ваш парикмахер, чем больше гостей на турецком празднике, тем лучше, ведь вас обязательно потом спросят сколько человек пришло вас поздравить, а вы со спокойным лицом как-будто так и надо, вскользь ответите «ой не знаю.. человек 600-700». У этого девичника нет возрастных ограничений, будут и дети и старички. Невеста одевает красивое платье, которое расшито золотыми нитями и называется оно-биндалли, а на голову красную фату, через которую она сможет наблюдать за всеми, но при этом саму ее никто видеть не сможет. И так, когда гости собрались, приступили к танцам и угощениям, спускается наша невеста-красавица, ее задача станцевать небольшой танец для жениха с глиняным кувшином на плече который наполнен монетами, конфетами или цветами, и в конце разбить его.

Кстати, если кувшин не разбился, это будет считаться плохим знаком, и ваши «подружки» начнут шептаться, мол брак ваш будет не очень хорошим. Поэтому если вам ночь хны только предстоит, соберитесь и хорошенько расфигачьте этот горшок, пусть знают наших! И так, горшок разбит, все в шоке от вашей силы и поняли что с такой гелин (по тур. невеста), шутки плохи. Теперь начинается самое интересное. Мама жениха и мама невесты усаживают пару в центр на стулья, чтобы все их видели и тут выносят хну на блестящем подносе, зажженную свечами. Женщины вокруг начинают кружить хороводы вокруг вас с этой хной, а тем временем ваша мама поет вам грустную песню из разряда «доча, ты покидаешь отчий дом и это так грустно «, чем грустнее песня и жалобнее голос мамы, тем лучше, ведь ваша задача заплакать, или хотя бы изобразить вид.

Кстати плакать повелось еще давно, когда при женитьбе дочь от родителей увозили в соседние деревни, в горы, в общем далеко, и невеста плакала от того что мать она либо больше не увидит, либо увидит, но не скоро. Времена изменились, но до сих пор принято плакать, иначе по примете «наплачешься в браке», поэтому лучше не рисковать и вспомнить что-то грустное и пустить слезку. Когда женщины вокруг вас доплясали, а вы успокоились — ваша свекровь положит в ваши ладошки по золотой монетке, но прежде чем ладошку открыть вы должны назвать то, что хотите за это, например в денежном эквиваленте, или в золоте — просто так не открывайте. Потом поверх монет намажут слой хны и повяжут красивый платочек или варежку, с которой вы проведете остаток праздника. Оставшейся хной мажут ладошки других девушек, это должно принести им удачу. Что примечательно, на подобных рода мероприятиях практически нет алкоголя, все просто танцуют и наслаждаются вечером.

Турецкая свадьба - дело затяжное, хлопотное, многоэтапное, основательное. У нас с Ф. свадьбы не было, однако избежать свадебного переполоха не удалось - оказались в гуще событий, выдавая замуж его младшую сестру Машу (Мериэм) за Гёкая. Вкратце расскажу о предшествующих непосредственно свадьбе этапах. И покажу картинки.

Знакомство родни и помолвка
В ноябре у нас дома (в аккурат на мой ДР!) собралась "на кофе" толпища турецких родственников (будущих, со стороны жаниха, и наших, со стороны невесты) - состоялось официальное знакомство сторон (пили кофе, чинно беседовали). Затем, через несколько недель, опять у нас же дома (у нас большая, вместительная гостиная, хо-хо!) прошло обручение пары - опять собралась толпа (еще большая), жаних надел Маше кольцо, выпил, не морщась и улыбаясь, круто посоленный кофе (тоже традиция такая - попытка отравить жениха?), а сопутствующую событию толпу родственников угостили специально испеченными в ресторане сладостями (пахлавой) и бёреками (слоеными пирогами с сыром). Стороны обозначили дату свадьбы (через полгода) , а мы с Ф. сделали ставки - продержится ли Гёкай до свадьбы. ;))

Бракосочетание
В апреле пара расписалась в турецком аналоге загса: без шуму и пыли, без гостей (кроме родителей, Ф. и свидетелей). А в конце мая (также, без помпы, в кругу ближайших родственников) - совершили никях (исламский обряд венчания, если можно так выразиться, происходит в мечети). Последнее было данью уважения традициям и родственникам со стороны жениха (преимущественно набожным), никого не смутил тот факт, что невеста - христианка. :).

Ночь Хны (kina gecesi)
В последнюю майскую пятницу состоялась "Ночь Хны" - по традиции праздник проходил там, где молодые планировали поселиться, если переживут свадебный переполох - т.е. в небольшой, двухкомнатной квартирке, которую Ф. со своими родителями купил Маше в приданое.

Невеста готова выпорхнуть из родительского дома, последние приготовления:

Нарядная Мериэм садится в карету, где ее уже ждут Миша и Митя. :))

О Ночи Хны скопирую из журнала , у нас было примерно так же:

"Старинные турецкие обряды «ночи хны» очень красивы и многозначительны. Невеста наряжается в специальное платье - биндалли. Это роскошное, дорогое платье, полностью покрытое красивой традиционной вышивкой тончайшей ручной работы. Обычно биндалли (платье для «ночи хны») является семейной реликвией, оно бережно хранится в семье, используется только для этого обряда и передается из поколения в поколение".

(Ага, значит в красивом машином платье будем выдавать замуж и Ясмин!). Дальше-больше:

"...Лицо невесты закрывают красной вуалью, покрытой золотыми блестками и пайетками - через такую вуаль никто не сможет увидеть лицо девушки, в то время как сама невеста будет видеть всех. ...Невеста и ее подружки с зажженными свечами в руках обходят всех гостей, и во время этой процессии голову невесты осыпают монетами, символизирующими богатство и плодовитость… Появляются подносы с фруктами, орехами, восточными сладостями. После этого звучат традиционные для «ночи хны» песни и причитания. Мелодии и слова этих песнопений настолько печальны, что они трогают невесту до глубины души, и она заливается слезами. И не напрасно: слезы невесты в «ночь хны», по турецким поверьям, принесут девушке удачу и счастье в браке".

У нас "причитания" были вполне веселыми - играла музыка, проникновенно пел аланийский певец, бодро бумкал в барабанище румяный веселый дядька, горели фонарики, гости и соседи танцевали от души на маленьком пятачке двора. Было весело, душевно, очень уютно на этом празднике, жалко что мне пришлось рано уйти - укладывать гавриков. Но Ф. остался (вон как отплясывает с сестрой) и даже снял видео о том, что происходило дальше.

"После горьких девичьих рыданий под эти обрядовые песнопения невесту усаживают на диван, и ее будущая свекровь высыпает в каждую ладонь девушки по полной ложке хны и кладет в нее по золотой монете. Эти золотые монеты в ладонях невесты символизируют удачу, богатство и изобилие - пожелания девушке от ее будущей родни. Приносят хну, и за дело принимается та женщина из всех присутствующих на церемонии, которая наиболее счастлива в браке. Именно этой женщине предоставляется почетное право провести обряд хны. Женщина окрашивает ладони, кончики пальцев рук и большие пальцы на ногах невесты хной. Незамужним подружкам невесты тоже окрашивают руки хной - по турецким поверьям, это поможет им в недалеком будущем тоже выйти замуж. Рисунок, нанесенный хной во время этого традиционного обряда в «ночь хны», ярче всего проявится у невесты непосредственно в день свадьбы. Традиционно в процессе нанесения рисунков хной на этой предсвадебной церемонии в рисунки, наносимые хной на руки невесты, могут быть искусно вплетены инициалы жениха. В брачную ночь жених будет должен найти на руке невесты эти инициалы, а если он не сумеет этого сделать, то должен будет сделать ей подарок".

Пляшем у трона.

Тимур полез на престол.

Маша на троне.

Гости со стороны жаниха. :)

А гостьи со стороны невесты выглядели примерно так:

Свекровь (сзади Тимур на руках у дяди).

Дети мужественно боролись со сном.

Ритуал Хны:

В ближайшие дни добавлю в этот пост коротенькие, динамичные видео с Ночи Хны, если интересно, следите за обновлениями.

(Kına gecesi ).
Это что-то вроде девичника перед свадьбой. Невеста, лицо которой скрывает красная вуаль, садится в центр комнаты, а её подружки и родственницы совершают ряд ритуалов, знаменующих прощание девушки с родным домом.


Вокруг невесты проносят горящие свечи, что, несомненно, символизирует сакральное очищение огнем, гостьи поют то веселые, то очень грустные песни, когда все могут начать рыдать в голос , и есть отчего! В Турции, как и во многих других странах, девушка часто даже не знала, за кого выходит замуж, в какой дом и к каким людям попадет.

Примечательно, что фата да и зачастую весь наряд невесты красные. Красный практически во всех культурах мира символизирует солнце, радость, плодородие. Это как своеобразное пожелание и благословение невесте.
Моя подруга, весьма начитанная барышня, утверждает, что раньше в османские времена именно красный был цветом платья невесты, потом в моду вошел розовый и чуть позже был вытеснен общепринятым белым.

В последнее время ночь хны претерпела некоторые изменения. Например, на ней может присутствовать жених . Или же ночь хны превращается в обычный девичник , больше похожий на европейскую вечеринку.

Тем не менее, центральным событием вечера остается ритуальное нанесение хны на ладони
и пальцы ног невесты.

Этот обряд в различных вариациях по сей день широко распространен на Ближнем Востоке, в Индии и символизирует переход девушки из одной жизни (девической) в другую (замужнюю). Она будто умирает и перерождается.
На Руси, кстати, невесту именно оплакивали. Как умершую.
К слову, белое платье невесты - это траурный наряд (ср. белый саван). Безусловно, белый - это цвет чистоты и невинности, однако у славян он также соотносился с пустотой и смертью. очень красивая русская песня для девичника в исполнении Пелагеи.

Интересно, что в индийской традиции женщина в новом доме начинает заниматься хозяйством постепенно: по мере того как сходят узоры с ее рук и ног.
А в арабской культуре оставшуюся после обряда хну необходимо было закопать: женщины верили, что это убережет брак и предотвратит измены мужа.

Описание ночи хны по-египетски сделал исследователь Эдвард Уильям Лэйн в книге "Нравы и обычаи современного Египта" (середина 19-го века):

Вернувшись домой, невеста ужинает вместе со всеми, кто сопровождал ее в баню. Певицы также приходят с ними и поют во время ужина. Поют они о любви и о том радостном событии, ради которого их пригласили в дом. Затем невеста берет в руки заранее приготовленный брусок пасты из хны и получает подарки (накут) от гостей, при этом все втыкают в хну по монете (обычно золотой). Когда весь брусок утыкан монетами, невеста отлепляет его от ладони, проводя рукой по краю таза с водой. Потом ее руки и ступни покрывают хной и обвязывают полотном до следующего утра: к этому времени они вполне окрашиваются в густой красно-оранжевый цвет. Остатками хны красят руки гостьи невесты. Эту ночь называют лейлят аль-ханна ("ночь хны").


Моя знакомая турчанка утверждает, что в Турции в стародавние времена матери клали хну в ладони своих сыновей, которые отправлялись на войну. Мать как бы провожала сына в опять же другой мир, прощаясь с ним, возможно, навсегда. В некоторых деревнях этот обряд по-прежнему совершается, когда молодые люди уходят в армию. отрывок из турецкого сериала о войне за независимость (см. Дарданелльская операция), который называется "Kınalı kuzular" ("Ягнята, отмеченные хной").

А вот еще интересная информация (спасибо dashikiki ) о том, как смысл обряда интерпретирован в Турции. Помазание хной являет собой не что иное, как жертвоприношение! Хна на животном - жертва Аллаху (Allâh’a kurban), хна на невесте - жертва мужу (eşine kurban), хна на военном - это жертва родине (vatana kurban).

Так вот, вернемся к младенчику в колыбели. Возможно, это всего лишь метафора: малыш уже готов к большой жизни (такой он крепкий и славный), о чем могла бы свидетельствовать хна на ладонях, если бы на них ее нанесли.
Другое предположение основывается на сведениях, что хна использовалась и в обрядах, сопровождающих роды. Ребенок, прожив в утробе матери короткую жизнь, рождается для новой. Таким образом, герой колыбельной - это новорожденный младенец, у которого все еще по-настоящему видна хна на ладошках.

«Ночь хны» в переводе на турецкий “kina gecesi”.

Посчастливилось мне стать свидетелем или скорее участником «ночи хны», которая устраивается перед свадьбой обычно в среду.

Итак, перед свадьбой моей знакомой было объявлено о проведении девишника, на котором проводится и церемония хны и, где собираются родственницы и подружки невесты. Церемония эта очень занятная и интересная.

Естественно в деревнях и небольших, отдаленных от курпных городов поселках сохранились более глубокие традиции проведения ночи хны. Девишник, на котором же побывала я уже был на современный лад. Проводился в ресторане под открытым небом в парке «Лунный Свет» в Кемере. Ресторан условно был поделен на две зоны. В более отдаленной зоне заседали гости «девишника» мужчины, то есть все те мужчины, которые являются мужьями, братьями, отцами и прочими родственниками присутствующих на девишнике дам. Тем не менее их присутствие нисколько не смущало женщин, они веселились, пели, плясали, громкий смех сменяли жалобные песни и стихи, заставляющие невесту плакать. Оно и не удивительно, «ночь хны» – проводы невесты из ее родного дома.

Сама церемония проходила следующим образом: невеста в красивом красном платье с покрытой головой красной вуалью сидела в центре на стуле. Подружки и молодые девушки обходили невесту вокруг, неся в руках длинные палки, на которых по традиции должно было каким – то образом висеть кое-что из ее приданого. В данном случае ничего не весело. Вообще сложно представить, как там должно это приданое висеть. После такого обхода, одна из старших женщин (кто по родству мною установленно не было – это вообще трудно сделать, а именно установить родство, так как по мне там все были родственники и в принципе не важна степень, все-равно не найти ни конца ни края) начала наносить хну на ладони, пальцы рук и ног невесты, все это сопровождалось жалобными песнями и невеста горько рыдала, а вслед за ней и все многочисленные родственницы и, казалось, что мужчины тоже вот вот зарыдают, несмотря на то, что находились они в некотором отдалении от всего основного действа. Так вот, когда наносится хна на ладони, туда же вкладываются и золотые монеты, символизирующие богатство и достаток. На руки одеваются красные варежки. Далее продолжается веселье, танцы. Женщины издают специфические выкрики. Хна наносится и на руки других молодых незамужних девушек, что в свою очередь символизируют скорую свадьбу. Небольшое количество хны выкладывают на середину ладони, после закрывают либо салфеткой, ну или чем подручным. Через некоторое время хну смывают и на коже остается след. Что касается меня, я была в полном восторге, по большей части от того, что мне тоже измазали руки. Ужасно была довольна, даже испытывая некий дискомфорт, так как отнеслась я к этому делу (то есть то, что мне намазали руку) с полной серьезностью и на протяжении часа старалась даже не шевелится. Да и о том, что данная процедура символизирует скорую свадьбу я на тот момент еще не знала. Узнала позже, но было уже поздно))).

Полагается, что все эта церемония длится до утра, так как это последняя ночь девушки, проведенная ею в родительском доме.

Что еще почитать