Экологическая культура здоровый образ жизни. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте фгос. Циклограмма работы класса

  • 3. Понятие "метод" педагогического исследования. Классификация методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент как метод исследования: его сущность, этапы и виды.
  • 1) Воспроизводства культурно-исторического опыта человечества;
  • 2) Развития личности и общества.
  • 6. Личность как субъект и объект воспитания. Факторы развития личности. Понятие "возрастной периодизации" в педагогике.
  • 3) Особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности;
  • 7. Образование как целостный педагогический процесс. Структура и движущие силы педагогического процесса.
  • 8. Закономерности и принципы педагогического процесса.
  • 9. Содержание образования как педагогическая категория. Структура содержания образования. Документы, определяющие содержание образования на различных уровнях.
  • 10. Понятие о дидактике. Ее предмет и задачи. Основные категории дидактики
  • 11. Процесс обучения: сущность, особенности, структура и функции.
  • 12. 3Акономерности и принципы процесса обучения.
  • 13. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Современная классификация методов обучения. Характеристика отдельных из них.
  • 14. Формы организации обучения в педагогике. Урок как основная форма организации обучения. Требования к уроку.
  • 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе, его особенности. Закономерности и принципы процесса воспитания.
  • 17. Суть научного мировоззрения школьников, его виды и функции. Критерии сформированности научного мировоззрения.
  • 18. Цель, задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Сущность и критерии сформированности нравственной культуры личности
  • 20. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни школьников.
  • 21. Воспитательные системы школы и социума: сущность, структура, этапы становления.
  • 22. Личность и коллектив в системе воспитательных отношений.А.С. Макаренко как основатель теории коллективного воспитания.
  • 23. Управление учреждениями образования, его сущность и функции. Принципы управления педагогическими системами.
  • 24. Организация методической работы в школе. Основные ее формы. Педагогическое самообразование учителя.
  • 25. Классный руководитель в современной школе. Технологические аспекты его деятельности.
  • 29. Технологии организации познавательной деятельности школьников: теоретические основы, характеристика одной из них.
  • 2. Технологии полного усвоения знаний и организации усвоения темы урока.
  • 30. Технологии эффективного управления процессом обучения: теоретические основы, характеристика одной из них.
  • 1. Технологии группового и коллективного обучения
  • 20. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни школьников.

    Овладение школьниками ценностями и навыками здорового образа является одной из важных задач воспитания. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. В педагогической справочной литературе здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    Валеология – наука о формировании, сохранении, укреплении здоровья человека, здорового образа жизни.

    Здоровье – физическая, социальная и психологическая гармония человека, его доброжелательные отношения с собой и природой.

    «Здоровье – не все, но без здоровья всё - ничто»

    Признаки здоровья :

    Настроение, внешний вид

    Культура движения

    Культура питания

    Культура эмоций

    Экология – взаимосвязь жизненных организмов между собой и с окружающей средой.

    Экологическое воспитание – целенаправленная деятельность педагога по формированию экологической культуры школьников (уровень сформированности системы экологических знаний, морально-этических отношений к природе, умений и навыков природоохранной деятельности).

    Условия формирования здорового образа жизни:

    Систематические занятия спортом, физкультурой, туризмом

    Формирование ценностных отношений к ЗОЖ и его пропаганды

    Противодействие распространению вредных зависимостей

    Воспитательная работа в ходе оздоровительного отдыха

    Пед. коллектив как эталон ЗОЖ

    Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательных процесс

    Основными направлениями работы общеобразователь-ных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 21, с. 130).

    Пути оздоровления учебно-воспитательного процесса в школе:

    Создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях учителя с учениками, учениками между собой

    Усовершенствование классно-урочной системы в направлении организации групповых форм занятий (17 человек в классе или 30)

    Организация компенсирующего обучения (дополнительные занятия, консультации)

    Активизация познавательной деятельности школьников (нестандартные уроки, стимулирование к творческому поиску)

    Повышение педмастерства учителя в оказании помощи ученикам в учебе

    Активизация деятельности валеологической службы (медсестра, психолог)

    Знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов и средств стрессоустойчивости

    Формирование потребности в разумной активности

    Валеологическое образование предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

    Средства формирования ЗОЖ : солнце, воздух, вода, утренняя гимнастика, уроки физкультуры, секции, игры на природе и т.д.

    Методы экологического воспитания : пример, объяснение, убеждение.

    Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

    1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание».

    2. Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

    3. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека

    4. Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении

    5. Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе

    Формы и методы валеологического воспитания школьников.

    Эпиграф:

    “Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”

    ВА. Сухомлинский “Сердце отдаю детям”

    1. Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Современные экологические проблемы.

    Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль). Под экологией Геккель понимал науку, изучающую распределение и обилие организмов, социологию и экономику животных. Экология была тогда частью естественной истории.

    На государственном уровне об экологических проблемах задумывались еще несколько столетий назад. Так, например, в России во времена правления Петра I была разработан проект создания «коллегии для усовершенствования природы». Постепенно экология расширила сферу своих интересов, и сейчас она изучает весь окружающий человека мир, делая акцент на отношениях между организмами и внешними факторами (физическими, биологическими, химическими и др.).

    Энциклопедический словарь дает такое современное толкование экологии: «Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

    В ХХ веке в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природоиспользования и охраны живых организмов. Это было обусловлено, прежде всего, ухудшением состояния окружающей среды вследствие техногенных катастроф, испытаний различного вида оружия, нерационального использования природных ресурсов человеком и др. причин. На сегодняшний день в странах СНГ сформировалось около 300 ареалов острых экологических ситуаций, занимающих площадь почти 4 млн. кв. км. На современном этапе жизнь ставит перед нами семь экологических проблем: 1) проблема продовольствия, 2) проблема энергии, 3) проблема ресурсов; 4) проблема демографии; 5) проблема генофонда; 6) проблема биосферы; 7) проблема здоровья человека.

    На фоне существующих экологических проблем особую актуальность приобретают сегодня экологическое образование и экологическое воспитание всех слоев населения. Рассмотрим сущность этих понятий.

    Экологическое образование – это:

    · разносторонний анализ разнообразных экологических проблем (научный, идеологический, нравственный, эстетический, экономический);

    · изучение в содержании учебных предметов следующих понятий – охрана здоровья человека, охрана окружающей среды, слежение за состоянием среды, качество окружающей среды, здоровый образ жизни, экспертиза среды и здоровья;

    · связь фундаментальных понятий экологии с различными науками.

    На этой основе выпускник средней школы должен знать:

    · экологические противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования на Земле человеческого общества;

    · причины обострения современных экологических проблем;

    · пути решения экологических проблем в различных странах (социальный, научный и экономический опыт);

    · возможности организации оптимальных взаимоотношений человеческого общества и природы – плановая организация производства, внедрение в промышленность ресурсосберегающих и безотходных технологий, утилизация отходов, усиление государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, перестройка психологии населения по отношению к природной среде, освоение космического пространства в целях мирной цивилизации (по В.С. Кукушину).

    Экологическое воспитание – целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды.

    Цель экологического воспитания формирование у школьников экологической культуры , которую можно представить в трех компонентах – экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность.

    Задачи и содержание экологического воспитания школьников.

    Экологическое сознание включает в себя:

    · экологические знания (факты, сведения, выводы, теории взаимодействия в мире животных и растений, в сфере их обитания и в целом, в окружающей среде);

    · эстетические чувства (понимание и оценивание красоты природы, своей гармонии с окружающим миром);



    · экологическую ответственность (предвидение и предотвращение возможных отрицательных последствий влияния человека на окружающую среду).

    Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней;

    Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.

    2. Задачи и содержание экологического образования и воспитания школьников

    Обозначенные выше компоненты экологической культуры определяют следующие основные задачи экологического образования и экологического воспитания школьников:

    · формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека;

    · развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих;

    · формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства;

    · стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.

    Большие возможности в плане экологического образования и воспитания учащихся содержит учебный процесс , особенно такие дисциплины как биология, химия, география, физика (учащиеся изучают природу как среду обитания, физические факторы природной среды, развитие энергетики и ее экологические показатели, биосферу и ее охрану, природные катастрофы и пути защиты от них, средства борьбы с загрязнением окружающей среды и т.д.).

    В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад и предметы гуманитарного и художественного цикла – история, «Человек. Общество. Государство», литература, изобразительное искусство, музыка.

    Изучая гуманитарные предметы, школьники знакомятся со спецификой природоохранительной деятельности в нашем обществе, с законодательством, регулирующим отношение к природе государственных и общественных организаций, а также всего населения в целом.

    Предметы художественного цикла раскрывают эстетическую сущность природы, оказывающую огромное влияние на нравственность человека и его отношение к природе и ко всему живому.

    Полученные на уроках знания служат основой для дальнейшего экологического образования и воспитания школьников в сфере внеурочного времени. Формы воспитательной работы при этом могут быть как систематического, так и периодического характера.

    К систематическим формам работы по экологическому воспитанию учащихся относятся:

    · деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.), которые могут создаваться при школах, лесничествах, центрах детского творчества, станциях юных натуралистов. В их программах предусматривается не только просветительская работа, но и практические работы – очистка леса, парка, организация зоны отдыха, благоустройство микрорайона, работа в лесничестве или заказнике, организация живых уголков в школах и центрах детского творчества и т.д.;

    · разработка экологической тропы , которая может быть рассчитана на разные категории посетителей – 1) педагогов, воспитателей, студентов вузов; 2) дошкольников, учащихся средних школ и училищ; 3) взрослого населения. При создании тропы учитывается наличие следующих условий: определение природных объектов для изучения, организация протяженности тропы в 2-3 км., доступность тропы транспортным средствам или же возможность разработки пешеходного маршрута, сбор интересного и научно-познавательного материала для содержания экскурсии. При этом необходимо продумать благоустройство тропы (места отдыха, ботанические площадки, участки с привлекательным ландшафтом и т.д.);

    · деятельность туристско-краеведческих кружков и секций , изучающих природу родного края, ведущих наблюдения за ее состоянием, осуществляющих распространение экологических и краеведческих знаний;

    · работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды; выявляющих уровень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха в районе проживания; оказывающих скорую помощь зверям и птицам в зимних условиях.

    К числу периодических форм работы по экологическому образованию и воспитанию школьников относятся:

    беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.);

    трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению пришкольной территории и жилого района;

    – дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.);

    литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.);

    встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.);

    экскурсии на природу с выполнением различных заданий (выполнение зарисовок с натуры, фотографирование ландшафта и природных объектов, сбор природных материалов для коллекции, выполнение поделок из природного материала, составление отчетов и сочинений по итогам экскурсии).

    читательскиеконференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы («Белый Бим – Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Плаха» Ч. Айтматова, «Царь-рыба» В. Астафьева, «»Русский лес» Л. Леонова, «Прощание с Матерой» В. Распутина и др.).

    Требования к компетентности по теме

    □ знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризо­вать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними;

    □ знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические условия и пути осуществления;

    □ знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь рас­крывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы;

    □ знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая куль­тура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни;

    □ знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников.

    Основные вопросы

    1. Экологическая культура личности: сущность, структура.

    2. Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников.

    3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности.

    4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

    Понятия темы

    Экология, экологическая культура личности, здоровье, здоровый образ жизни, валеология, валеологическая культура личности .

    1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от З0.12,2006 г № 8/15613) // Зборнiк нарматыўных дакументаў МА Рэспублiкi Беларусь. - 2007. - № 2. - С. 9-40.

    2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей; Юрайт, 1999. - С. 287-291; 355-362; 367-371.

    3. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 246-269.

    4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 314-315; 322-323; 325-328.

    5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. -С. 329-360.

    6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов, - Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 445-453.

    1. Экологическая культура личности: сущность и структура

    Экологическая направленность образования - один из важнейших принципов политики государства в об­ласти образования. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - наука) - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

    Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экологического образования и во c -питания - формирование экологической культуры школьников. Что понимают под экологической культурой? В педагогической литературе (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и другие) встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом общие аспекты.

    Экологическая культура личности - уровень сформированности системы научных знаний о взаимодей­ствии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

    В структуре экологической культуры выделяют: 1) систему экологических знаний; 2) экологическое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экологическую деятельность (см. схему 65).

    Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды.

    Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы. Эта деятельность не только актуализирует имеющиеся у них экологические знания, но и вызывает потребность в приобретении новых.

    Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) - это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

    Определены задачи воспитательной работы в этом направлении: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентации экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.

    Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек - общество - природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения, участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.

    В качестве условий воспитания экологической культуры школьников выделяют: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры педагогов и родителей; практическую деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями, субъектами природоохранной деятельности; непрерывность экологического образования и воспитания.

    Наиболее эффективными путями формирования экологической культуры являются: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.

    Мурыгина Ирина Васильевна
    Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

    Мурыгина И. В., воспитатель

    «Охранять природу - значит охранять Родину» .

    М. М. Пришвин

    От уровня экологической культуры зависит будущее молодого поколения. Понимая важность данной проблемы, мы определили приоритетное направление нашей работы – экологическое воспитание дошкольников .

    Основной задачей экологического воспитания является создание у детей, прежде всего, установки на здоровый образ жизни , привитие им элементов экологической культуры , формирование экологического сознания .

    Ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни , то есть у него формируются первоосновы экологического мышления , закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия . Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей , начиная с раннего возраста .

    Сформированность экологической культуры выражается в наличии у детей устойчивых знаний о существующих взаимосвязях в природе; в бережном отношении к природе, правильном понимании понятия «здоровый образ жизни » , эмоциональной отзывчивости к живой природе, положительных ощущениях от восприятия и любования природой; в умении познавать особенности окружающего мира.

    Разумное отношение к окружающей нас среде, к природе, которое прочнее всего формируется в дошкольном возрасте , должно стать критерием оценки нравственных качеств человека. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для создания прочного фундамента экологического воспитания человека . Маленький ребенок верит всему, о чем ему рассказывает взрослый и смотрит на мир с открытой душой и сердцем. Поэтому то, как он будет относиться к этому миру, зависит, прежде всего, от нас - взрослых. Перед нами стоит сложная задача - показать, рассказать об уникальности и красоте окружающей нас природы так, чтобы детям захотелось ценить и беречь ее.

    Работу по формированию экологической культуры и здорового образа жизни необходимо осуществлять ежедневно, последовательно и кропотливо. В данном процессе развития старший дошкольный возраст является серьезным этапом.

    У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой осуществляются на бессознательной основе. Они ощущают себя естественной частью природы, не выделяют себя из объектов и субъектов. Дети опытным путем усваивают свойства объектов и явлений природы (полив из лейки цветов на клумбе, результаты взаимодействия одного предмета с другим (песок – вода, связи, возникающие между предметами и явлениями (песок сухой не лепится, а мокрый лепится) . Мыслительная деятельность воспитанников развивается активнее, их ответы становятся развернутыми. У детей появляется познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО ; появляются вопросы : зачем, почему, откуда, где?

    Дети получают большой объем знаний о растениях и животных родного края. Расширяются представления о домашних животных, их значении в жизни человека . Воспитанники получают необходимые знания о том, как заботится о них в разное время года.

    Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста . Воспитанников необходимо включать в посильную для их возраста практическую деятельность. Для этого надо создать необходимые условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. Поддержание положительного эмоционального настроя у воспитанников будет способствовать дальнейшему правильному отношению к себе, как части природы; пониманию ценности жизни и здорового образа жизни и их зависимости от состояния окружающей среды.

    Для реализации данного направления работы мы используем следующие формы работы с детьми :

    Целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;

    Игры экологического содержания :

    дидактические игры («Чудесный мешочек» , «Найди и назови» , «Угадай по описанию» , «Что изменилось?» );

    предметные игры («С какого дерева листок?» , «Чей домик?» , «Найди такой же» );

    словесные игры («Когда это бывает?» , «Можно - нельзя» );

    подвижные игры экологического характера («Коршун и цыплята» , «Мышки и кот» , «Солнышко и дождик» );

    игры - путешествия «Путешествие в заколдованный лес» , «В гости к Лешику» );

    строительные игры с природным материалом;

    игровые ситуации, отражающие различные события в природе или различную деятельность взрослых.

    Словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией , впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

    Чтение литературы природоведческого содержания; просмотр картин, презентаций природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

    Проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом - практическая познавательная деятельность сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

    - экологические праздники ;

    - оформление гербариев из лекарственных трав;

    Изготовление поделок из природного и бросового материала; создание творческих композиций на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

    Интегрированные занятия.

    Таким образом , в процессе решения задач по экологическому воспитанию можно вырастить экологически грамотного человека , способного любить, ценить, беречь природу и вести здоровый образ жизни .

    Литература :

    1. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. // Мир природы и ребенок : Методика экологического воспитания дошкольников - СПб .: детство-пресс, 2003

    2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду . - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    3. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства . – М.: «Мозаика-Синтез» , 2002

    4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду . М.: Карапуз, 2000.

    5. Токарева Г. В. Развитие основ здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста в процессе экологического воспитания // Вопросы дошкольной педагогики . - 2015. - №3.

    Публикации по теме:

    Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

    Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный период - один из периодов в жизни человека ответственный в формировании физического здоровья, культурных навыков, обеспечивающих.

    Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

    Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.

    Культура здорового образа жизни в структуре экологического воспитания

    Охрана окружающей среды - принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.

    С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

    Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

    И для этого в детских садах необходимо создавать проекты основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

    Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

    Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

    Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

    Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.

    В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

    Цель экологического воспитания воспитать у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

    Список использованной литературы:

    1. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

    Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

    Консультация для родителей "Воспитание культуры здорового образа жизни дошкольников как психолого-педагогическая проблема."

    Что еще почитать