Педагоги считают, что серьезно заниматься с ребенком вопросами ударения и словообразования надо тогда, когда его речь полностью сформирована. В процессе ее становления надо обращать внимание на правильное произношение слов, чтобы позже их не переучивать. Итак, что предшествует обучению ударениям в словах? Как научить ставить его правильно? Давайте разберемся.
Интерес к языку у деток проявляется уже в трехлетнем возрасте. Когда у малыша накапливается определенный словарный запас, он с любопытством и удовольствием знакомится с новыми словами. Очень часто спрашивает, что они означают. Именно в три года, когда у ребенка развивается кризис самостоятельности, вопросы взрослому сыплются один за другим. Многие дети в 3 года спрашивают, почему слова произносятся именно так. Есть и такие вундеркинды, которые придумывают свои названия знакомым предметам, вещам.
Папа с мамой должны улавливать и поддержать интерес ребенка к словам. Большинство взрослых понимает, что их чада копируют действия и речь взрослых. Если вы, ближайшие родственники, с которыми малыш общается, сюсюкаетесь с ним, коверкаете слова, имитируя детское произношение, то он будет говорить плохо. С раннего детства разговаривайте с детьми нормальным и четким языком.
В два года дети в большинстве имеют нечеткое звукопроизношение. Они могут пропускать, заменять звуки, переставлять их местами, допускать ошибки в ударении. Для исправления таких недостатков речи с детьми нужно играть в простые речевые игры, не требующие специальной подготовки и постепенно подводящие к понятию ударения. Вот их варианты:
Читайте также
Далее ребенку нужно объяснить, что ударным в слове всегда является гласный. Когда ваше чадо будет знакомиться с новыми словами, то всегда акцентируйте внимание на ударении как форме правильного произношения. Для этого достаточно лишь несколько раз четко проговорить слово, и малыш будет его копировать за вами.
Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.
Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.
Скажи, как я
Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.
Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.
Угадай загадку
Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.
Позови друга
Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.
Повтори стишок
Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например.
Полное описание
В слове всегда один слог произносится с большей силой и длительностью в голосе (то есть более громко и протяжно). Этот слог и называется ударным. Над гласной в этом слоге рисуют короткую наклонную черточку. Она и подсказывает , какой слог в этом слове ударный. Это особенно важно для тех слов, которые пишутся одинаково, а читаются по-разному.
Надо также знать, что буква Ё всегда стоит под ударением и над ней знак ударения не ставят. В словах, состоящих из одного слога (и включающих одну гласную) ударение также не ставится.
Предложите ребенку для сравнения прочитать и обратить внимание на знак ударения в следующих парах слов:
Миниатюра.Больной ребенок решил самостоятельно прочитать рецепт и принять лекарство. В рецепте было написано: «Принимать по одной столовой ложке 3 раза в день. После приема пищи ». Ребенок принял лекарство и начал пищать.
Вопрос: что ребенок сделал не так?
Ответ:
1. Принимать лекарства можно только под присмотром родителей.
2. Ребенок неправильно поставил ударение и не понял, что от него требуется. Ему нужно было принять лекарство после приема пищи (после еды).
Если ребенок имеет представление о том, что имена собственные пишутся с большой буквы, то предложите ему прочитать и поставить знак ударения в подчеркнутых словах.
Это машина Машина .
Это Машина машина .
У Кати мяч.
Кати мяч ко мне.
Вот девочка Поля .
Вокруг зеленеют поля .
У Коли топор.
Иди коли дрова.
Задание ребенку: «Прочитай стихи, учитывая знак ударения»
А теперь прочитай и поставь ударение в подчеркнутых словах:
В ведерко руку окуни , не бойся – это окуни .
На даче ирис расцветает, во рту ирис -конфета тает.
Тарелки эти мелки. Возьми с собой мелки.
В лесу мелькают белки , а в мясе есть белки .
Я слышу звон апрельских капель –
Поет весенняя капель
Один из важных моментов при обучении ребенка грамоте - правильная постановка ударения в словах. От этого умения зависит в будущем, научится ли ребенок писать слова с безударной гласной. К тому же часто маленький ребенок неправильно ставит ударение в словах. Поэтому начинать обучение лучше в дошкольный период.
Любые новые знания дошколенок постигает в процессе игры. Можно среди развивающих игр поискать и такие, которые научат его постановке ударения.
Игровые методики:
Занятия просты и ненавязчивы, а с постановкой ударения у ребенка проблем больше не будет.
Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.
Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше. Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение. Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.
Скажи, как я
Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.
Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.
Угадай загадку
Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.
Позови друга
Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла». Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение. Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.
Повтори стишок
Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу. Например:
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр
.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам