Как развить речь у ребенка. Советы молодым родителям

Развитие речи ребенка зависит не только от способностей и характера малыша, но и от его родителей. Именно от мамы и папы зависит то, как скоро их ребенок начнет разговаривать и насколько чистой и понятной будет его речь.

Чтобы помочь малышу в развитии речи необходимо правильно построить отношения с ним, знать и помнить некоторые важные моменты.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком, чем бы вы ни были заняты: во время уборки, кормления, приготовления еды или игры с малышом. Спрашивайте ребенка, что он делает, и рассказывайте ему, чем заняты вы. Это поможет расширить словарный запас малыша и развить коммуникативную функцию.

2. При разговоре с ребенком не торопитесь. Умейте выдерживать паузы, чтобы у малыша была возможность высказаться. Не важно, что сначала он просто будет молчать – всему свое время. Ребенок должен видеть и понимать, что мама и папа ждут от него ответа, им важно его мнение.

3. Учите с ребенком по 5-6 новых слов в день, но и не забывайте повторять недавно введенные слова. При введении нового слова обязательно показывайте предмет, который оно обозначает.

4. Если ребенок неправильно произносит слово, не смейтесь над ним и не ругайте. Но и поощрять, а тем более повторять такое произношение нельзя. Произнесите это слово медленно, несколько раз, после чего попросите малыша повторить.

5. Для тренировки фонематического слуха полезно проговаривать пары слов, которые схожи между собой, но отличаются одной буквой (например, лодка - ложка).

6. Если ваш малыш уже разговаривает, но часто старается говорить быстро, сбивается и путает слова, - останавливайте его и просите повторить, но в этот раз медленно и спокойно. Приучайте ребенка четко и понятно излагать свои мысли.

Идея 1. В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

Например: «Поставь обувь на место. Давай расставим посуду на столе – какую посуду поставим для завтрака? Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Отгадай, какие овощи я купила в магазине. Давай положим одежду на место. Помоги папе достать инструменты».

Исследования доказывают, что лучше всего и без труда усваивают обобщающие слова дети, которые часто их слышат от близких взрослых в повседневной жизни.

Идея 2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал - воспроизводил мысли взрослых.

Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Для этого давайте купим в магазине вместе с ребенком несколько настоящих овощей для супа и салата, по дороге домой обсудим с малышом, чем эти овощи отличаются друг от друга (по размеру, по цвету, по вкусу, по форме, по характеру поверхности – гладкий или нет). Потом вместе с ребенком выложим все овощи, рассмотрим их и найдем, чем они похожи друг на друга. И выведем вместе с малышом свое собственное определение – что такое овощи.

Вопрос к ребенку, который нам поможет – чем похожи друг на друга все овощи? Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:

а) растут на огороде на земле или в земле,
б) их выращивают люди, сами по себе они не растут,
в) овощи съедобные - из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.
Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.

Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка по ходу жизни, задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?», « Какие овощи принес папа из магазина?», «Я загадала овощ, отгадай, какой?». И еще - поиграть в магазин, где ребенку надо будет выложить овощи и фрукты на разные прилавки.

Аналогичным образом можно обсудить с ребенком и другие обобщающие слова (мебель, посуда, одежда и т.д.) и уточнить их.

Идея 3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.

Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки.

Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.

Например: «У Ваниного комбинезона есть капюшон, а у маминой куртки капюшона нет. Куртка короткая, а комбинезон длинный. У куртки высокий воротник, а у комбинезона низкий воротник. У комбинезона есть манжеты, а у куртки нет» и т.д. Аналогично в следующий раз сравните обувь (ботинки и сапоги). Можно сравнить два дома, мимо которых Вы проходите (сколько этажей и подъездов, какие окна и балконы, что находится на первом этаже и т.д.). Во время приготовления обеда сравните кастрюлю и сковороду, чашку и стакан, назовите их части, форму, цвет, материал, назначение. На прогулке сравните троллейбус и автобус, грузовую и легковую машину, ель и сосну, березу и дуб.

Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.

Идея 4. Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта.

По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился или вечером придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть.

А вечером после садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился. Папе вечером расскажите вместе с малышом о событиях дня, о книжках, которые Вы читали (перескажите самый интересный и полюбившийся фрагмент).

Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.

Идея 5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание.

Идея 6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».

Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание. Давайте начало фраз: «Сегодня мы были….где? Там мы видели…? Они были…. Мы стали….. И уточки….». Постепенно Вы заметите, что речь ребенка стала более связной, и ребенок стал легко строить цельный текст – рассказ о событии.

Идея 7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.

Когда Вы собираетесь на прогулку или кормите ребенка, проговаривайте, что Вы делаете, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (пушистый, гладкий, блестящий, шероховатый, мягкий, твердый): «А сейчас возьмем полотенце и вытрем Ванечку. Вот какое у нас полотенце – мягкое, пушистое, белое. Где у Вани ручки? Вот ручки. Давай вытрем ручки» и т.д. Не важно, что ребенок еще не говорит или плохо говорит.

Комментированием Вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка. Это воздастся сторицей, когда он начнет разговаривать.

Идея 8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.

Вместо того чтобы сказать «надевай штаны» назовите предмет точно – «надень брюки (или – джинсы, шорты, рейтузы, колготки). Это поможет малышу научиться сравнивать и отличать друг от друга похожие вещи. Рассмотрите вещи в доме. Чем отличаются и чем похожи брюки и рейтузы? Чем похожи и чем отличаются берет и кепка (панамка)? Чем похожи и чем отличаются чашка, стакан и бокал? Стул, табуретка и кресло? Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

Идея 9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.

Анализ речи малышей показывает, что когда ребенку нужно что-то объяснить сверстнику, помочь ему, показать и рассказать о чем-то, дети употребляют в несколько раз больше сложных синтаксических конструкций, чем на занятиях со взрослыми! А значит, формируется грамматический строй речи ребенка.

Идея 10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.

Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять!

Идея 11. Сочиняйте сказки. Этим можно заниматься даже с трехлетками и прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте.

Для самых маленьких понадобится Ваша помощь – начала фраз. Вы начинаете фразу, а ребенок ее продолжает. Например: «Жили – были… Они любили… Один раз …. Вдруг… Бабочка спросила…Тогда…И зверята решили…» и т.д. Такие сказки очень хорошо придумывать даже с малышами везде - в дороге, в очереди, в ситуации, когда нужно занять ребенка, а игрушек под рукой нет. Вы заметите через несколько месяцев такого сочинения, что малыш стал сам в своей речи употреблять слова - связки между предложениями, которые он услышал от Вас в сочинении сказок.

Идея 12. Играйте с малышом в загадки.

Играть можно «по пути», во время приготовления ужина, на прогулке, на детском празднике, то есть когда угодно и где угодно. Самые простые загадки, доступные для сочинения ребенком примерно с 4 лет строятся на сравнении. Например: «Он желтый как… (ребенок продолжает –«солнышко»), но не солнышко. Он пушистый как…. («вата»– продолжает ребенок), но не вата. Он пищит как …. (резиновая игрушка), но не игрушка. Кто это?» (Цыпленок). Или «Зеленый как…. (крокодил), но не крокодил. Прыгает как…. (заяц), но не заяц. Живет на пруде, но не (утка). Кто это? (Лягушонок)».

Сочиняя загадки, ребенок учится перечислять признаки предметов в последовательности. Загадайте придуманную загадку папе, старшему брату, бабушке и дедушке. Сначала Вы будете начинать фразы, а ребенок заканчивать их. Постепенно он станет более активным и начнет придумывать их сам!

Идея 13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.

Ребенку очень важно пощупать, потрогать, увидеть результат его речевого творчества.

Согните несколько альбомных листов пополам и сшейте их. Подпишите красиво обложку. На каждой страничке сверху Вы приклеиваете картинку, а под ней пишите загадку, сказку или рассказ, придуманный малышом.

Можно сделать книжку и более интересно оформленной – с использованием фотографий малыша, картинок из журналов и каталогов, его рисунками. Здесь простор для творчества!

Идея 14. Играйте с ребенком в рифмы.

Например: «Где ты, заинька, скакал?» (Маму с папой я искал), «Где ты, Машенька гуляла?» (Я цветочки собирала) и т.д. Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.

Идея 15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья», «красивоя облако» вместо «красивое облако», «рисую краснЫМ ручкой» вместо «рисую красной ручкой»), то Вам поможет грамматическая игра.

Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:

«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».

«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»

«КрасивЫЕ новЫЕ – это брюки или куртка? (туфли или сумка)»

«КрасивАЯ новАЯ – это шапка или свитер? (юбка или платья)»

Если малыш ошибся, скажите: «Разве мы так говорим – красивОЕ футболка? Как мы говорим о футболке? Она какая? Правильно, красивАЯ. Значит, красивОЕ – это что? Да, платье».

В эту игру можно играть и на прогулке: «ЗеленАЯ молодАЯ – это береза или дуб?», в магазине «СвежИЕ хрустящИЕ – это огурцы или арбуз?», в траспорте – «КруглЫЕ новЫЕ – это колеса или руль?».

В игре малыш учится прислушиваться к окончаниям слов в речи и ориентироваться на них, правильно согласовывать слова в роде и числе.

Идея 16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.

Это уже доказано в исследованиях неврологов. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков, координацию работы мышц, автоматизацию правильного произношения звуков. А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Поэтому очень важно, чтобы ребенок как можно раньше стал самостоятельным и много двигался, чтобы малыш научился уже в 8 месяцев пить из чашки, которую держит в руках взрослый. А в год — сам держал в руках чашку (брал в руки и пил из нее) и пользовался ложкой (взрослый докармливает).

В более старшем возрасте полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки в резиночки, школа мяча, спортивные игры.

Идея 17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».

«Собирайте» их в волшебный сундучок – кто заметил или запомнил интересное слово или выражение из сказки, рассказа или стихотворения, тот кладет его в сундучок (используем красивые фишки). А потом «доставайте» из сундучка, когда сочиняете свои сказки. Спросите ребенка, о чем еще так можно сказать.

Идея 18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.

Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.

Идея 19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию советы, направленные на просвещение родителей о развитии речи их детей.
Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы для родителей по развитию речи детей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры- «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка - щучка, река - щека, венок - щенок, мель - щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
- разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
- разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Немалую роль в становлении личности играет речь. Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы для родителей по развитию речи детей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён - значит вооружён. Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии. Совет №2. Предречевой период - показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения - важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность). Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии. Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения. Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое - дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному. По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек - на предметы. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое - за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи. Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно. Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье. Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время. Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект. Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи. Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог -имитация и звукоподражание -стихи -чтение Имитация и звукоподражания. Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д. Стихи. Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно. Чтение. Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам. Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом? Игры— «превращалки» Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д. Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово. Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель. Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?.. Игра в «слово». Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в СЛОВО! Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Наши помощники» Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)? «Приготовим сок» Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д. И наоборот — из чего получается апельсиновый сок? «Назови ласково» Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне. «Что, где лежит?» Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.) «Веселый счет» Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д. «Чего не стало?» Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов. «Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)» Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…» «Упражнения с тестом» Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки). Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой). Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. «Волшебный мешочек». Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет. «Парочки». Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.) «Пересыпание-переливание». Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам. «Бусы». На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания). «Рисование пальчиком». Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой) - разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги) - разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку. Артикуляционная гимнастика. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух - трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. «Построить забор» Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. «Сделать трубочку» Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами. «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10. «Киска сердится» Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку. «Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать. «Маляр» Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Чашечка» Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. «Качели» При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым. «Пощелкать кончиком языка» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. «Барабанщики» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(

Приличная статья и по делу, что приятно

Что еще почитать