Как считать деньги не только быстро, но и очень эффектно. Можно ли развить в детях предпринимательскую жилку

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.


Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Как только вы начнете уважать деньги, так сразу они ответят вам полной взаимностью и начнут уважать вас! Именно с этого простейшего действия (уважения к деньгам) я рекомендую начинать налаживание своей финансовой жизни. Для этого следует фиксировать (записывать) каждое движение своих денег – к вам в кошелек и из него.

Скрупулезный учет (фиксация) каждого движения ваших личных (семейных) финансов является одним из самых важных элементов финансовой грамотности. Именно это простое действие гарантированно приведет вас к вашему финансовому благополучию. Однако мало кто решается сделать этот шаг – даже те, кто не раз слышал (читал) про это простейшее правило обращения с деньгами.
Причин НЕделания достаточно много:
– элементарная забывчивость – люди попросту забывают записывать (учитывать) свои расходы и доходы;
– желание «казаться» богатым – я что, нищий на паперти, собирающий милостыню-мелочь?
– застенчивость – кому-то очень сложно (стыдно, некомфортно) прилюдно считать деньги или делать записи о своих расходах;
– банальная лень, за которой прячется НЕпонимание важности фиксации каждого движения денег.
Эту ситуацию хорошо иллюстрирует реплика из фильма «Форсаж»: – Ты же миллионер, а все шаришься, мелочь собираешь.
– Ну, я же хочу остаться миллионером.
И еще одна причина: «глаза разбегаются, не знаю, что выбрать» – так можно трактовать вопрос, который неизбежно возникает при ведении учета своих денежных потоков.
Вопрос заключается в техническом моменте – как выбрать программу по учету личных финансов? Все ищут простой и понятный интерфейс, хороший функционал, желательно с установкой на любой девайс. Мой ответ прост: воспользуйтесь любым удобным (привычным) для вас способом!
Рекомендую для начала использовать самый обычный EXEL:
Шаг 1 – создайте таблицу с несколькими столбцами;
Шаг 2 – фиксируйте-записывайте крупные категории расходов (питание, воспитание, одежда, коммунальные и бытовые расходы, транспорт, развлечения и т.п.);
Шаг 3 – введите формулы (например, сумма расходов за месяц). При желании, в Интернете (или на своем гаджете) вы найдете огромное количество различных программ-приложений по ведению учета личных (семейных) финансов. Выбирайте любую, они мало чем отличаются друг от друга по функционалу! Не важно как вы это делаете, важно что вы это делаете на постоянной основе.
Завершу этот материал напоминанием, какие плюсы несет выполнение этого правила финансовой грамотности – «вести учет своих личных финансов»: Вы начинаете уважать деньги (а не отмахиваться от них). Вы привыкаете проявлять заботу и внимание к финансовым вопросам на постоянной основе, даже не задумываясь об этом, на уровне автоматических рефлексов-привычек. Вы четко видите и понимаете, откуда к вам приходят деньги (источники доходов) и куда они уходят от вас (основные статьи расходов: постоянные и спонтанные). Вы тренируете свою целеустремленность (тем самым значительно ускоряя свое движение к финансовой свободе). Вы гордитесь собой (за еще один сделанный шаг навстречу своей Мечте). Что бы вы еще добавили в этот список?
P.S. Ведение учета личных финансов – это всего лишь один из 50 шагов, которые помогут вам повысить уровень своего благосостояния. Начните движение, дальше будет проще…

Несколько раз в год мы, сотрудники Хоум-Кредит-банка, приезжаем в разные школы и играем с детьми в финансовую игру «Полезные деньги». Игра длится примерно два часа. Весь класс делится на команды-семьи, и каждый игровой месяц (их всего пять) каждая семья получает на руки игрушечные деньги и список товаров, на которые их можно потратить. Можно заплатить за жильё или купить продукты, а можно приобрести игровую приставку, айфон или планшет. При этом купить сразу все товары на месячный бюджет, конечно, нельзя. Так что тут, как в жизни, приходится выбирать, на что потратить деньги, а от чего отказаться.

Как правило, когда «семья» получает «деньги» (рубли от банка приколов) и игровое поле с «товарами», дети тут же покупают игровую приставку. Скучные покупки вроде оплаты транспорта или жилищных платежей часто остаются без внимания. И если «семье» не хватит «денег» на оплату жилья, команде «отключают электричество», а значит, члены «семьи» не смогут играть в приставку. Получается, никакой радости покупка не приносит, а игровые баллы теряются.

Казалось бы, зачем учить детей выбирать между жилищными платежами и игрушками - они вырастут и сами научатся тратить деньги с умом, а не спускать их на развлечения и гаджеты. Но ведь наверняка у большинства из нас есть какой-нибудь знакомый менеджер по продажам с зарплатой в 25 000 рублей и купленным в кредит айфоном последней модели. Не все умеют сопоставлять свои желания с возможностями, многие влезают в долги ради необязательных покупок. Финансовой грамотности нужно учиться, и чем раньше, тем лучше. Это как уметь читать. Если в детстве человека не научили читать и он растёт неграмотным, он не читает книг, а вывески в магазинах различает по картинкам. Конечно, такой человек всё равно сможет жить обычной жизнью - устроиться на работу, завести семью. Но его возможности будут сильно ограниченны. То же самое с финансовой грамотностью. Чем раньше начинаешь ей учиться, тем лучше разбираешься в тонкостях ведения бюджета, начинаешь копить деньги и разбираться в услугах банков.

Как и когда пора учить ребёнка пользоваться деньгами?

Начинать лучше с детства. Даже совсем маленького ребёнка можно научить откладывать деньги на игрушку, о которой он мечтает, и не бросаться на яркую упаковку из рекламы. А уже потом постепенно вводить более сложные понятия: депозит, кредит, карта с начислением на остаток по счёту, ценные бумаги. Чтобы финансовая грамотность не сделала ребёнка жадным, можно научить его помогать другим - например, вместе с ним перечислять деньги благотворительным фондам и хосписам. Ещё можно вместе сходить в приют для животных, принести туда корм, подстилки, миски. Так ребёнок поймёт, что в мире много людей и животных, оказавшихся в беде, и узнает, что может сделать их жизнь лучше, если поделится тем, что у него есть.

Первые карманные деньги психологи советуют давать детям в пять-шесть лет. Нужно объяснить ребёнку, что эти средства - его собственные. Если он хочет, он может сразу потратить их, а может положить в копилку. Ученикам младшей школы лучше выдавать небольшие суммы - по 100–200 рублей в неделю. Тем, кто постарше, можно выдавать больше. Сколько - решать родителям, ведь у всех разные финансовые ситуации и потребности.

Часто ребёнку поначалу бывает трудно грамотно распоряжаться деньгами - он может получить карманные на неделю и потратить в первые два дня, а потом прийти к родителям и снова попросить денег. В такой ситуации лучше отказать ребёнку и объяснить, что в следующий раз он получит карманные деньги по плану - в начале следующей недели.

Можно ли в наказание лишать карманных денег?

Ребёнок должен знать: чтобы получать деньги, нужно следовать определённым правилам. То же самое будет и во взрослой жизни. Так что временное лишение карманных денег, если ребёнок не выполняет правил, - тоже вполне жизненный опыт. Но одно дело - на время отказаться выдавать карманные деньги, другое - лишить ребёнка тех денег, которые он уже накопил. Это сумма уже стала собственностью ребёнка, и отобрать её - значит, потерять доверие сына или дочери. Вернуть это доверие будет очень сложно.

Нужна ли подростку банковская карта?

Когда ребёнок становится старше, ему можно завести банковскую карту. Это не обязательно, но такой опыт будет полезен. А если ребёнку срочно понадобились деньги, можно быстро скинуть их ему на карту.

Прежде чем заводить банковскую карту, нужно рассказать ребёнку про мошенников и про то, как они «обрабатывают» своих жертв, чтобы снять деньги с их счетов. Нужно, чтобы ребёнок запомнил: никому, даже близким друзьям, нельзя говорить пин-код от своей карты и цифры на обороте. Когда покупаешь что-то в интернете, нужно быть внимательным и не вводить данные своей карты на подозрительных сайтах. Надёжные сайты не списывают деньги сразу, а сначала присылают на мобильный телефон, привязанный к карте, код подтверждения операции, и списывают деньги, только когда введёшь код.

Можно ли развить в детях предпринимательскую жилку?

Здорово, если ребёнок будет знать, что в будущем ему не обязательно работать по найму - можно открыть своё дело и давать работу другим людям. Можно рассказывать истории о бизнесе, приводить в пример истории известных предпринимателей: Билла Гейтса, Илона Маска. Но начать всё-таки лучше с малого: например, попробовать организовать небольшой бизнес прямо дома. Допустим, ваш ребёнок - мастер рукоделия или любит мастерить поделки. Пусть попробует сделать несколько из них на продажу. Подросток может попробовать зарабатывать физическим трудом: выгуливать собак или подстригать газон. К такому делу нужно подойти серьёзно - вместе составить бизнес-план, учесть расходы на производство, понять, кто ваши потенциальные потребители и конкуренты, с какими проблемами может столкнуться бизнес. Первыми клиентами могут быть родные и знакомые. Если дело пойдёт успешно, можно начать расширяться - например, продавать свои поделки через соцсети.

Во что поиграть, чтобы научить ребёнка финансовой грамотности?

Есть целая куча игр, которые учат детей обращаться с деньгами. Многим очень нравится игра «В сыщика». Сначала игроку нужно перечислить признаки настоящих денег: защитные волокна, ныряющая металлизированная нить, радужные полосы, микроперфорация, водяные знаки, цветопеременная краска, рельефные изображения. Потом предложите ребёнку изучить под лупой купюры из кошелька и найти на них признаки настоящих денег. Ещё интересно вместе с ребёнком сделать его первую копилку. Например, пусть он нарисует на бумаге свою финансовую цель (предмет, на который он копит), а потом прикрепит рисунок к стеклянной банке. В эту банку он потом будет складывать купюры и монетки. Можно смастерить копилку или купить в магазине заготовку, чтобы вместе собрать её и раскрасить.

Когда ребёнок становится старше, задачу можно усложнить и придумать несколько финансовых квестов. Например, чтобы показать, как отличаются друг от друга цены в разных магазинах, можно вместе составить список из продуктов определённых марок, которые вы обычно покупаете, а потом вместе пройтись по магазинам. Пусть ребёнок выпишет цены на одни и те же товары в разных торговых точках: в супермаркете, продуктовом у школы и возле дома, а потом их сравнит и посчитает, сколько денег вы сэкономите, если будете подходить к покупкам разумно. Ещё можно искать ловушки для бюджета: например, невыключенный свет или телевизор, оставленный включённым кран с водой. Поиграйте в контролёра: пусть ребёнок всегда проверяет, не горит ли где-нибудь свет и не оставил ли кто-нибудь течь воду в раковине. Постепенно это научит экономить ресурсы и поможет ребёнку выработать привычки, полезные для личных финансов.

Фотография на обложке: Александр Чепурко / Фотохроника ТАСС

Играть любят все дети. А учиться играя, узнавая что-то новое — детям вдвойне интересно. Научится считать можно легко, просто играя в любимые игры. И лучше это успеть сделать до школы.

Как вы думаете, можно ли сегодня в школьном классе из 30 человек спокойно слушать учителя и усвоить тему? Думаю, в 1 классе – это еще возможно, если учитель успевает что-то объяснить и не тратит время на соблюдение тишины.

Долгое сидение, застыв за партой, правда, не проходит бесследно – вырвавшись на волю, первоклашки «взрываются» и выплескивают всю свою накопленную энергию – это наглядно можно увидеть в мультфильме про Машу, где Миша устраивает ей одной уроки на дому. А теперь умножьте энергию одной Маши на всех учеников, вы получите звучание перемены. После перемены снова в класс и сдерживаться до следующей.

Маша идет в школу — на перемене

А ведь чтобы усвоить что-то нужно всего несколько условий: тишина , чтобы сосредоточиться, увлекательные задания , чтобы интерес не пропал и понимающий ребенка, учитель .

Если все это сложить, то получим обучение … дома с мамой . Надо, конечно, чтобы мама могла, а ребенок хотел. Если звезды сошлись, и вы обучаете своих детей дома, то повезло всем в этой жизни.

1. Образовательные мультфильмы

Занимательные уроки Р. Саакаянца — Учимся считать

Удобный вариант, когда у родителей нет время на занятия — какой ребенок откажется от мультиков? Из множества мультфильмов, обучающих счету, выделю особо поучительные уроки Р.Саакянца и один из них, посвященный счету и понятию времени. Кстати, посмотрев эти уроки, мои дети незаметно начали разбираться в цифрах и это помогло быстрее овладеть счетом.

2. Играем в Магазин

Книга-тренажер: Мы играем в магазин

Игра, где будут игрушечные деньги и покупки, поможет имитировать поход в магазин. И даст понятие, как считать деньги, чтобы хватило на все покупки.

3. Копилка для денег

Давая небольшие деньги ребенку, чтобы тот копил на покупку нужной игрушки, постепенно приучаем его к счету и бережливости. При этом важно научиться потерпеть и не потратить их, скажем, сегодня на сладости. А эта Нюша-копилка еще та штучка, ведь при попадании монеты внутрь, она декламирует стихи: «Когда полюбит сердце пылко — спасет любовь твою копилка. Ведь главное в любви конфеты, не пожалей на них монеты» . Этакая копилка с тренажером для силы воли.

4. Считаем на пальцах

Комплект плакатов «Играем и считаем на пальцах». 4 плаката с методическим сопровождением.

Самый надежный и древний способ обучения счету. Удобное и наглядное обучение счету до десяти. И этим можно заниматься везде, ведь руки не забудешь, они всегда при тебе. Болеетого, в дальнейшем можно с их помощью освоить и умножение.

5. Игра-ходилка с кубиком

Пожалуй, одни из самых популярных игр для всей семьи — это бродилки, с кубиком и фишками. А в случае с Путешествием по России — это еще и возможность познакомиться поближе со своей страной, оценить ее размеры. Эти познания пригодятся потом на уроках географии.

6. Домино и

Домино и лото детское — это лишь подготовка к знакомству с классическим вариантом этих древних игр. В классическом домино есть игра под названием «Колбаса», в которой легко научиться считать числа, кратные пяти. Если в домино надо приложить ум, чтобы набрать побольше очков, то в случае с Русским лото придется положиться на удачу и по ходу упражняться в запоминании чисел от 1 до 99.

7. Рэндзю — японские «крестики-нолики»

Рэндзю — японские шахматы

Рэндзю — в переводе с японского означает «нить жемчуга». Эта очень простая игра, напоминающая наши «крестики-нолики», только для победы надо первым построить не три, а пять фишек своего цвета в одну линию. По количеству комбинаций, рэндзю можно приравнять к шахматам (правда начинают игру всегда черные и первую фишку ставят точно по центру поля). А суть игры сводится к созданию вилки, которая и приводит к победе. Играть можно на обычном листе в клетку, даже не обводя поле 15 на 15 клеток и квадрат по центру (он нужен только для 2-го хода, чтобы уравнять шансы игроков). Эта игра настолько увлекательная, что у нас весь класс «резался» в нее. Представьте изумление, когда не было учителя в классе и случайно кто-то из преподавателей заглядывал, — они недоумевали, почему такая тишина стоит. Просто было некогда даже поболтать.

8. Нарды и шашки

Древнейшая игра, которая была известна еще 5 тысяч лет назад. Особенно популярна на Востоке. И обратите внимание, как навык быстрого счета и перебора комбинаций помогает в торговых делах. В отличие от игр-ходилок с одним кубиком, здесь участвует два, а значит и счет до 12 доводится до автоматизма. А если использовать «куб удвоения», то ставки многократно увеличатся. В этом наборе доска двухсторонняя и перевернув ее, можно для разнообразия поиграть и в шашки.

9. Детские часы

В течение дня постоянно приходится смотреть на часы, чтобы везде успеть вовремя.А если перестать это делать, то легко опоздать в садик, школу, на кружок, в кино, на встречу с друзьями. Если не проявлять инициативу, то дети сами рано или поздно попросят объяснить, куда должны смотреть стрелки. Причем этапы на лицо — сначала до 12, затем до 24 часов, а там и до минут с секундами близко. Так что в плане изучения чисел, часы очень полезная вещь.

-интеллектуальная игра

Этой замечательной игре для всей семьи более 50 лет. Это не только прекрасный способ с пользой провести время, но и возможность расширить свой словарный запас, заработав при этом очки на своей эрудиции. А принцип соединения слов, как в кроссворде. Стоит только пару раз поиграть, как захватывает азарт и желание обязательно набрать побольше очков, придумав что-нибудь эдакое.

Что еще почитать