Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.
Робототехника - наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день
Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.
Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Конструирование для ребёнка - это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов
В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:
https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM Video can’t be loaded: Художественное конструирование из бумаги в детском саду (https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM)
Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.
При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:
Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке
Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе - художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.
Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.
В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку
Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.
Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:
Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.
https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24 Video can’t be loaded: Занятие по конструированию «Домик для Машиных игрушек» группа «Капитошки» (2-3 года) (https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24)
При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.
Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:
Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.
Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.
Тема технического конструирования | «Мост» |
Цель образовательной деятельности | Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором |
Задачи образовательной деятельности |
|
Предварительная работа |
|
Организация развивающей среды | Имитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки. |
Материалы и оборудование |
|
Описание этапов проведения с указанием продолжительности |
|
Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку
Схемы для конструирования могут быть как цветными, так и монохромными Выполнять аппликации можно из разных материалов Схемы необходимо готовить с учётом типа строительных материалов, которыми располагает ДОУ Дети могут собрать мост и модифицировать его впоследствии по заданию воспитателя Эта схема позволяет понять, как выглядит готовое изделие Глядя на схему, ребята могут сконструировать животных из подготовленных фрагментов бумаги, картона или фетра Дети могут наклеивать заранее подготовленные фрагменты бумаги, картона или других материалов на готовую схему
Поделки маленького размера требуют от ребёнка большой концентрации внимания и помощи взрослых
В процессе занятий дети могут работать все вместе как над одним объектом, так и над целыми инсталляциями
Дети могут заниматься конструированием и дома вместе с родителями
Аппликация «Космос» выполнена с использованием легко доступных материалов (цветная бумага, одноразовая посуда, клей, фломастеры)
В инсталляции можно включать как поделки, так и готовые фабричные объекты
Детям очень нравится, когда с выполненными поделками можно играть после окончания работы
Инсталляции можно выполнять с использованием любых подручных материалов, в зависимости от цели занятия
Изделия, выполненные на занятиях по конструированию, хорошо интегрировать в другие виды деятельности ДОУ
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Неваляшка» | В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку: В гости к нам пришла, друзья, Кукла необычная. Не сидит, не лежит, Только знай себе, стоит. Знают Сашки и Наташки, Куклы эти… (неваляшки). Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д. Проводится игра «Найди, где спряталась». Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена. |
«Игрушки-зверюшки» | В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята. |
«Красавица-снежинка» | Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку. |
Автор | Суворова Л.А. |
Название | «Будка для собачки» |
Цель | Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам. |
Задачи |
|
Материалы |
|
Ход занятия |
|
https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4 Video can’t be loaded: Конструирование в младшей группе, 2011г (https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4)
https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk Video can’t be loaded: Занятие по легоконструированию «Сказочный лес» в д/с Маленькая страна (https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk)
https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ Video can’t be loaded: Конспект НОД по конструированию из бумаги (https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ)
Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:
Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.
Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).
Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.
В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам
Выглядеть перечень тем может так:
Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач.
Дети в группе наверняка будут иметь разный уровень готовности к работе по конструированию. Точно определить и уточнить этот уровень для каждого воспитанника, чтобы отдельное внимание уделить ребёнку с особенностями, важно для успешности работы воспитателя.
При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).
Оценка навыков конструирования ребёнка требует внимательного наблюдения за ним в течение двух–трёх занятий
При необходимости стоит проконсультироваться с другими педагогами, психологом, тактично поговорить с родителями и узнать, как малыш ведёт себя дома, как проводит досуг, кто с ним занимается и играет, во что именно. Обладая терпением и доброжелательным вниманием к ребёнку, учитывая его особенности, воспитатель сможет улучшить выявленные показатели в процессе дальнейших занятий.
Исследуемые навыки | Примеры |
Умение узнать, определить и выделить объект конструирования среди иных объектов (умение видеть существенное и понимать связанные с этим понятия) | Ребёнок опознал или не опознал на показываемой картинке и в предлагаемой объёмной модели понятия «машина», «автомобиль», затруднился дать объекту описание своими словами или без труда справился с поставленной задачей. |
Умение работать по шаблону, осознанно повторять предлагаемые действия | Ребёнок смог или не смог собрать простой объект (пешеходный переход) из нескольких деталей, несмотря на предварительный показ и понимание объекта. |
Умение собрать объект из предложенных частей (синтез от частного к общему) или построить объект при помощи рисунка, схемы | Ребёнок смог или не смог собрать светофор из кубиков, несмотря на наличие простого понятного рисунка, небольшое число деталей и посильность операций для других детей его возраста. |
Умение расчленять объект на составные части, выделять основные части и второстепенные (умение анализировать) | Ребёнок опознал или не опознал в объектах «паровоз» и «машинка» использование схожего элемента, одинакового в предлагаемом конструкторе (колесо), выделил или не выделил колесо как нечто общее в двух объектах, определил или не определил общие свойства этих объектов (у них есть колёса, они едут, они транспортные средства). |
Умение видоизменить и преобразовать объект или его компоненты по заданным параметрам | В работе с оригами ребёнок затруднился выполнить простую инструкцию–подсказку: «сверни лист пополам, отогни уголок налево» или без труда справился с задачей. |
Умение из преобразованного или видоизменённого объекта (или его отдельных частей) собрать новый | Ребёнок смог или не смог собрать здание свободной конструкции из имеющихся деталей строительного конструктора, ранее использовавшихся для объекта «забор». |
Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе.
Юлия Нащекина
Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Строители »
Цель : учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки , закреплять умение детей строить разные дома , учить конструировать по чертежу .
Образовательные задачи :
Учить детей планировать свою деятельность;
Развивающие задачи :
Закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах .
Продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором ;
Развивать чувство формы и композиции;
Воспитательные задачи :
Воспитывать умение работать не мешая другу -другу, уметь договариваться.
Самостоятельно подбирать нужный строительный материал ;
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Словарная работа :
Обогащение словаря детей : «архитектор» ,
Активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над) .
Материалы и оборудование :
Демонстрационный –Иллюстрации, фотографии
Раздаточный –конструктор
Предварительная работа :
Во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;
Рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Моя улица»
Чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций;
Игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .
Методы и приемы :
Игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа) .
1 часть. Беседа.
Воспитатель сообщает тему конструирования . Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе .
2 часть. Какие красивые и разные дома в нашем городе.
Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.
Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора , которые изображены на данном рисунке.
Дети рассматривают, называют детали конструктора , которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы :
Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить . Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.
Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке .
Воспитатель предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома . Проводится пальчиковая гимнастика «Строители » .
Мы строители , мы строим , Ребенок стучит кулачком о кулачок.
Много мы домов построим , Загибает по очереди пальцы на обеих руках.
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.
В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье» , поднимая руки вверх.
Проделав половину работы предлагаю немного размяться.
Физминутка :
То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,
Кровельщик на крыше. изображая стук молотком кулачками)
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)
3 часть. Итог
По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга . Воспитатель предлагает рассказать о том, кто, что строил .
Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились. Понравилось ли вам строить дома ? (Ответы детей) .
Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. Молодцы.
Публикации по теме:
Онструирование в старшей группе «Сказочный город» Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять.
Программное содержание. Цель: создать условия для формирования УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, а именно конструирование.
Конспект НОД по конструированию «Мы-строители» в подготовительной группе Богомазова Елена Константиновна Воспитатель МБДОУ Детский сад «Звездочка» ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой Конспект НОД по конструированию.
Конспект НОД по конструированию «Здания нашего города» в старшей группе. Задачи: 1. продолжать учить детей создавать простые и сложные конструкции.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Собака» Программное содержание: - учить детей изготавливать игрушки на основе цилиндра; - упражнять в умении соединять лист бумаги прямоугольной.
Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Подснежники» Программное содержание. Учить детей делать поделку из бумаги способом оригами, честно выполнять инструкции воспитателя. Развивать память,.
Цель . Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.
Материал. Цветные карандаши, строительный материал, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).
Ход работы
Работа с иллюстрациями "Зверюшки и фигуры". Предложите детям помочь зверюшкам обвести фигуры. Рассмотрите с ребятами изображения на каждой картинке (рис. 12, 13, 14, 15, 16). Предложите обвести геометрические фигуры в рамочках, изображенные пунктиром, сначала пальчиком, потом карандашом, а затем раскрасить.
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Работа с иллюстрациями. Прочитайте детям стихотворение:
Ранним утром, на заре,
Вырос терем на горе.
С куполами золотыми
И стенами расписными.
Подберите иллюстрации, на которых изображены разнообразные терема. Рассмотрите с детьми картинки, побеседуйте по содержанию. Напомните ребятам сказку "Теремок" и предложите построить теремки для зверюшек.
Постройте терем из строительного материала. Обратите на него внимание детей: рассмотрите, проанализируйте, уточните, какой формы у него фундамент, сколько этажей, сколько надстроек, как они украшены.
Предложите детям бумажные модели (разные фундаменты) – пусть они выбирают любые. Побуждайте ребят отбирать по несколько моделей для фундамента и объединять их, чтобы получились необычные по форме терема. Например, можно положить на стол прямоугольник, а перед ним вплотную на некотором расстоянии друг от друга два круга и т. д. Пусть дети назовут отобранные фигуры.
Сначала дети обстраивают бумажные модели, устанавливая кирпичики плотно друг к другу, вертикально и оставляя между ними расстояние для окошек и дверей. Потом делают перекрытия, используя разные по форме пластины (фанерные, картонные и пр.). Предложите им соорудить на образовавшихся перекрытиях различные надстройки и завершить строительство оформлением построек, сооружением сопутствующих конструкций.
В процессе работы оказывайте ребятам помощь. По окончании строительства обратите их внимание на то, что получился целый сказочный городок из красивых и разных теремков. Рассмотрите с детьми теремки, заселите их жителями (игрушками, человечками) и предложите ребятам поиграть.
Организуйте конструирование сказочного городка из конструктора "Лего-Дупло" (добавьте платы). Заселите его жителями (игрушками, человечками). Поиграйте вместе с ребятами, объединяя их деятельность общим сюжетом игры.
Советы воспитателю Создавайте условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества; побуждайте детей к речевому и игровому общению; учите бережно относиться к своим постройкам и к конструкциям своих товарищей. Предлагайте убирать строительный материал на место, постепенно аккуратно разбирая сооружения.
Игровые задания. Строительство теремов, домиков для сказочных героев (из строительного материала и конструкторов). Предложите детям построить домики для деда, бабы и курочки Рябы; трех медведей, всех героев сказки "Репка". Показывайте варианты сооружения двух-, трехэтажных домиков; варианты наращивания сооружений в высоту (накладывая, устанавливая детали друг на друга или соединяя их). Предложите строить по условиям: "Построй высокий теремок, чтобы в нем мог жить этот зайчик".
Учите детей анализировать постройки (выделять основные части, различать их по форме, величине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга). Знакомьте с доступными им закономерностями (зависимость устойчивости сооружения от прочности основания, конструктивных возможностей деталей от их формы; взаимозаменяемость деталей в результате их комбинирования и т. д.).
Работа с иллюстрацией "Бусы и флажки". Предложите ребятам задание, которое подготовил для них Кубик: закончить рисование и раскрашивание бус и флажков (рис. 17). Поупражняйте их в различении и назывании фигур и цветов, в чередовании предметов в заданном порядке.
Рис. 17
Поупражняйте детей в умении находить одинаковые геометрические фигуры способами сравнения и выделения (рис. 18). Предложите отыскать в ряду фигур в рамке такую же фигуру, как та, что нарисована слева, и раскрасить ее в любой цвет. По окончании работы проверьте вместе с детьми правильность выполнения задания.
Рис. 18
Ключевые слова
Овал, пунктирная линия, перекрытие, надстройка.
Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.
Материал. Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы.
Ход работы
Работа с иллюстрацией "Геометрические фигуры". Предложите детям задание, которое подготовил для них Кубик: найти лист, на котором изображена полоска с пятью геометрическими фигурами (рис. 19), отрезать ее и вырезать геометрические фигуры; затем найти оставленное для фигур свободное место на картинках (рис. 12 – 16) и наклеить их (например, рядом с зайчиком нужно приклеить шарик (кружок)).
Перспективное
планирование
по конструированию
старшая группа
№1
Сентябрь
Занятие 1
Тема: «Дома».
Цель:
Прогр. задачи:
(3, стр. 5-12)
Занятие 2
Тема: «Дворец для сказочных героев».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 38-41)
Занятие 3
Тема: «Машины».
Цель:
Прогр. задачи:
Развивать внимание, память.
(3, стр. 13-18)
Занятие 4
Тема: «Мосты».
Цель:
Прогр. задачи:
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Октябрь
Занятие 1.
Тема: «Новоселье кукол».
Цель: Закрепить умение детей строить мебель из деревянного конструктора.
Прогр. задачи: - продолжать учить работать вдвоём, договаривать о том, какую часть работы будет выполнять каждый;
Развивать навыки коллективной работы.
(5, стр. 161)
Занятие 2.
Тема: «Работа с конструктором».
Цель: Развивать навыки работы с конструктором.
Прогр. задачи: - учить детей разбираться в рисунках, изображающих конструкции, вместе с воспитателем определять этапы работы;
Учить доводить начатое дело до конца.
(5, стр. 106)
Занятие 3
Тема: «Город мастеров»
Цель: Учить различать и называть строительные материалы.
Задачи: - Проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину в зависимости от величины кукол;
Учить работать рядом не мешая друг другу.
(5. стр26)
Занятие 4
Тема: « Дома для гостей»
Цель : Учить строить дома.
Задачи: -учить преобразовывать известную конструкцию в новую;
Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом
(5. стр30)
Занятие 5
Тема: « Выставка машин»
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;
Развивать внимание, память.
(5. стр35)
Ноябрь
Занятие 2
Тема: «Машины».
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;
Развивать внимание, память.
(3, стр. 13-18)
Занятие 3
Тема: «Мосты».
Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;
Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;
Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;
Воспитывать у детей навыки коллективной работы.
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Занятие 4
Тема: «Самолеты, вертолеты»
Цель Расширять представления детей о различных летательных аппаратах.
Задачи: - формировать обобщенные представления о данных видах техники;
Развивать конструкторские навыки;
- упражнять в создании схем будущих построек
(3, стр. 18)
Декабрь
Занятие 1.
Тема: «Детская площадка или парк отдыха».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 104-106)
Занятие 2.
Тема: «Гирлянда».
Цель: Научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку.
Прогр. задачи: -;
Продолжать развивать интерес к совместному труду;
(5, стр. 69)
Занятие 3
Тема: «Письмо из цветочного города»
Цель : Учить строить простейшие здания
Задачи:
Продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;
Учить планировать постройку;
Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.
(5, стр. 76)
Занятие 4
Тема: Тема: «Мосты».(Повторение)
Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;
Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;
Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;
Воспитывать у детей навыки коллективной работы.
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Январь
Занятие 2.
Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр.127)
Занятие 3.
Тема: «Роботы».
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи:
(3, стр.22-26)
Занятие 4
Тема: «Детская площадка или парк отдыха».(повторение)
Цель: Продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.
Прогр. задачи: - продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;
Учить планировать постройку;
Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.
(5, стр. 104-106)
Февраль
Занятие 1.
Тема: «Наш микрорайон».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 163-166)
Занятие 2.
Тема: «Конструирование из конструктора».
Цель: Упражнять детей в конструировании из конструктора.
Прогр. задачи: - учить работать с разными видами конструктора, выполнять простые конструкции;
Закреплять навыки конструирования;
Закреплять навыки соединения деталей;
Развивать изобретательность, пространственное мышление.
(5, стр. 81-82)
Занятие 3
Тема: «Город».
Цель: Продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.
Прогр. задачи: - учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки;
Учить воплощать задуманное в строительстве;
Упражнять детей в рисовании планов;
Закреплять навыки самостоятельного строительства;
Совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.
(5, стр. 163-166)
Занятие 4
Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».(повторение)
Цель: Научить детей строить железнодорожный вокзал.
Прогр. задачи: - учить строить небольшой железнодорожный состав;
Учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом;
Договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение;
Продолжать учить работать коллективно.
(5, стр.127)
Март
Занятие 1.
Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».
Цель:
Прогр. задачи:
(4, стр. 44-46)
Занятие 2.
Тема: «Суда и корабли».
Цель:
Прогр. задачи:
Занятие 3
Тема: «Роботы».(повторение)
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - предложить детям построить робота по заранее созданной схеме;
Развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности;
Формировать представления об объёмных телах, их форме, размере;
Развивать воображение, сообразительность, понятливость.
(3, стр.22-26)
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты».
Цель: Упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, грузовой и тд);
Способствовать развитию экспериментирования и изобретательства (стар.гр.);
Формировать обобщенные представления о данных видах техники;
Формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправить свои ошибки (подг. гр.);
Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
(3, стр. 18-21)
Занятие 2.
Тема: «Письмо из Цветочного города».
Цель: Продолжать учить строить разные здания из крупного и мелкого конструктора.
Прогр. задачи: - продолжать учить строить по рисунку, самостоятельно планировать этапы постройки;
Сооружать различные постройки;
Самостоятельно находить конструктивные решения для завершения постройки;
Развивать творческие способности, эстетический вкус.
(5, стр.76-78)
Занятие 3
Тема: «Дома».(повторение)
Цель: Упражнять детей в строительстве различных домов.
Прогр. задачи: -уточнить представления детей о строительных деталях (кирпичик, куб, брусок, пластина, цилиндр и др.), деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания);
Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
(3, стр. 5-12)
Занятие 4
Тема: «Суда и корабли».(повторение)
Цель: Учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о разных видах судов (виды,функциональное назначение, особенности строения);
Упражнять в сооружении различных судов;
Развивать фантазию, внимание, память.
(5, стр. 45-49; 3, стр. 39-42)
Май
Занятие 1.
Тема: «Автозавод».
Цель: Закрепить умение детей строить машины по рисунку.
Прогр. задачи: - закреплять навыки планирования постройки;
Учить самостоятельно подбирать детали для выполнения постройки;
Закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений;
Развивать сообразительность, воображение, изобретательность.
(5, стр.130-132)
Занятие 2.
Тема: «Цирк».
Цель: Научить отражать впечатления от посещения цирка в конструировании.
Прогр. задачи: - продолжать учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый;
Воспитыватьнавыки коллективной работы.
(5, стр. 181)
Занятие 3
Тема: «Дворец для сказочных героев».(повторение)
Цель: Научить строить красивый дом - дворец.
Прогр. задачи: - находить необычные конструктивные решения;
Самостоятельно находить детали для украшения дворцов;
Учить творчески подходить к решению конструктивных задач;
Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.
(5, стр. 38-41)
Занятие 4.
Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».Повторение
Цель: Упражнять детей в конструировании по замыслу.
Прогр. задачи: - развивать детское творчество, конструкторские способности;
Умение самостоятельно организовывать свою работу;
Выполнять разнообразные интеллектуальные действия;
Закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
(4, стр. 44-46)
Список используемой литературы:
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.:Мозаика – Синтез, 2005.
Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозика-Синтез, 2008.
Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32» - КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект занятия
по конструированию
«Мой дом, моя улица»
в группе № 6 (ДЦП)
(старший возраст)
Подготовила и провела:
воспитатель
коррекционной
Сатлыкова Э.К.
СТЕРЛИТАМАК-2014
СТЕРЛИТАМАК-2008
Тема: «Мой дом, моя улица» (микрорайон города)
Цель : продолжать учить детей делать постройки из строительного материала.
Задачи:
коррекционно-образовательные - учить детей выделять в реальных предметах их функциональные части (фундамент, стены, крышу, потолок, окна, дверь) и определять их пространственное расположение, сооружать постройку, используя пластины для перекрытия, учить детей сравнивать графическую модель с готовым образцом, продолжать учить строить в определенной последовательности, закрепить в речи названия строительных деталей, формировать умение самостоятельно подбирать нужные для постройки строительные детали и строить по плану-чертежу, учить анализировать свою работу и работу товарищей;
коррекционно-развивающие - развивать зрительно-моторную координацию, пространственные ориентировки, внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение рассуждать, развитие общей моторики и манипулятивной функции кистей рук;
коррекционно-воспитательные - воспитывать интерес к занятиям конструированием, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, отзывчивость на трудности других людей, уважение к труду взрослых.
Словарная работа: куб, кирпичик, призма, пластина, фундамент, внизу (вверху), между.
Материал и оборудование: иллюстрация к сказке «Гулливер и лилипуты», письмо в конверте, план-чертеж на каждого ребенка, магнитная доска, набор строительного материала на каждого ребенка, мелкие игрушки для обыгрывания, массажный шарик «су-джок».
Предварительная работа: чтение сказки «Гулливер и лилипуты» (или просмотр мультфильма), д/и « Строим дом» (выделение основных частей дома), беседа «Из чего строят дома» (камень, кирпич, дерево, глина, песок, вода), плоскостное конструирование домов из геометрических фигур, зарисовка плана строительства дома, заучивание слов к упр. «Строитель».
Методические приёмы: создание благоприятной атмосферы в группе,нормализация тонуса мышц тела, рук, дыхания, разминочные задания, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации, беседа, игровые задания и упражнения, напоминание, объяснение, анализ и оценка работ.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Положительный эмоциональный настрой на занятие
Ребята, я очень рада снова видеть вас.
2.Подготовительный этап
Упражнение «Сосед» (нормализация дыхания)
Детям дается инструкция: «Сядьте в круг. Поднимите вверх правую руку. Опустите ее на плечо своему соседу справа. Вспомните, как его зовут. Сделайте вдох через нос, поднимите руки через стороны вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнося на выдохе имя соседа». Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.
При повышенном тонусе мышц
Упражнение на расслабление кистей рук
«Давайте поздороваемся». Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую, а затем левую руки ребенка от плеча).
Имитационные движения для кистей рук:
- «стряхивание воды»;
- «полоскание белья»;
- «поглаживание кошки».
Массаж и пассивные движения для кистей и пальцев рук:
Разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;
Поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;
Движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) и пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз);
Массаж кистей рук с использованием шарика «Су-джок»
При пониженном тонусе мышц
Активизирующие пассивно-активные и активные упражнения
массаж кистей и пальцев рук жесткой щеткой;
сжимание резинового мячика с шипами, катание между ладонями;
нанизывание металлического пружинного колечка «Су-джок» поочередно по каждому пальчику от кончика к основанию и обратно;
рисование геометрических фигур пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины.
При гиперкинезах
Применение утяжелителей (мешочки с песком)
3. Основная часть. Практическое конструирование
Игра «Угадай, что в мешочке?»
В мешочке находятся несколько геометрических тел (шар, куб, параллелепипед (кирпичик), цилиндр, конус, треугольная призма (крыша). Дети поочередно определяют, называют и вынимают их из мешочка. Педагог подтверждает правильность определения или объясняет ошибку.
Игра «Найди подходящую фигуру»
Соотнесение геометрических тел с геометрическими фигурами) похожа деталь (шар-круг, куб-квадрат, параллелепипед-прямоугольник, призма- треугольник). Каждый ребенок поочередно составляет пары.
Игра «Определи цвет и найди свое место»
Ребенок определяет цвет геометрической фигуры, ищет стульчик с такой же фигурой и такого цвета, садится на свое место.
Сюрпризный момент
Письмо от маленьких жителей одной далекой страны, которые просят помочь построить им новый дом.
Поможем им? (Да).
Решение проблемной ситуации
Как вы думаете, вот такой домик подойдет им? (Показ готового образца простого одноэтажного дома)
Что же делать, какой же надо построить дом, чтобы все жители смогли в нем поселиться? (многоэтажный, с несколькими подъездами)
Работа с планом-чертежом постройки дома
Детям дается инструкция: «Внимательно посмотрите на план-чертеж. Предлагается определить, сколько в доме этажей, сколько подъездов; вспомнить и назвать основные части дома (фундамент, стены, крыша); какие детали нам понадобятся (куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма (крыша)».
Конструктивная игра «Строим дом»
Дети самостоятельно подбирают детали для постройки и строят дома в соответствии с планом-чертежом. Педагог оказывает необходимую направляющую помощь при возникновении трудностей.
Музыкальное сопровождение (бодрая музыка).
Минутка отдыха
Поза «Великан» - стоя на носочках, потянуть руки вверх.
Поза «Карлики» - присев на корточки вытянуть руки вперед, спина прямая.
Упражнение с обручем или гимнастической палкой «Строитель»
(движения руками вверх, в стороны, вниз)
Посмотрите, вот какой
Дом высокий и большой
Все разместятся друзья
В доме, что построил я!
4. Анализ и оценка работ
Детям предлагается оценить качество выполненной ими работы и сравнить полученный результат с чертежом. Детские постройки обсуждаются с позиции точности воспроизведения, крепости.
Посмотрим, чья постройка получилась крепче и прочнее.
Вова, тебе какая нравится больше всего?
А тебе, Оля, чья понравилась?
Молодцы, ребята!
Вы очень старались помочь маленьким жителям. Постройки у всех получились крепкие, прочные и очень красивые. Я думаю, они будут довольны.
5. Закрепление материала и подведение итогов занятия
Для кого мы строили дома?
Назовите основные части дома?
Какие детали нам понадобились для строительства домов?
Молодцы, ребята. Вы очень внимательные и сообразительные, справились с непростой задачей - очень быстро смогли построить не один дом, а целый город для маленьких жителей далекой страны.
Маленькие жители благодарят вас за помощь и дарят вам вот такие блокнотики, чтобы вы могли в них зарисовывать новые проекты, схемы домов.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам