Лепка фигур из пластилина. Художественное слово о филимоновских свистульках

Мастер - класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс для воспитателей.

Цель: познакомить воспитателей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе».

Задачи:

1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности.

2. Обогащение предметно - развивающей среды ДОУ.

Отрывок А. Дьякова «Веселая дымка»

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Для изготовления нам понадобится:

Основа (банка, крышка …)

Пластилин

Клей ПВА

Лак бесцветный

Пошаговый процесс изготовления поделки

Подбираем по размеру основу для игрушки. Можно использовать консервные, пластмассовые банки. Обрезанные пластиковые бутылки не подойдут, т.к. они не плотные.

Из фольги формируем туловище, голову и руки. Очень плотно сжимаем фольгу.

Прикрепляем руки к туловищу с помощью фольги.

С помощью пластилина прикрепляем туловище к банке.

Начинаем покрывать весь каркас пластилином, формируя фигурку.

Дополняем фигурку деталями: нос, волосы, шляпка, рукава и собачка.

Обезжириваем фигурку с помощью муки.

Приготовим грунтовку - смешиваем клей ПВА и белую гуашь пополам (1 к 1) консистенция густой сметаны. Наносим первый слой. Клей ПВА должен быть свежий, иначе при высыхании грунтовка потрескается. Её можно вымыть с мылом, просушить и снова загрунтовать, если все равно трескается - добавьте в грунтовку немножко воды.

После высыхания наносим второй слой.

Когда фигурка хорошо просохнет, раскрашиваем элементами дымковской росписи. После высыхания покрываем лаком. Собачку фиксируем на руках при помощи тонкой проволоки (отделяем 2 см. от канцелярской скрепки), втыкаем в руку барышни и ногу собаки.

Аналогично можно сделать любые дымковские (филимоновские) игрушки.

Работа длительная и трудоемкая, но игрушка при правильном хранении (не допускать попадания солнечных лучей) долго будет вас радовать своей яркостью и неповторимостью. Игрушку можно использовать для украшения интерьера и на занятиях при ознакомлении дошкольников с народным творчеством.

Татьяна Кирюшатова
Сказка о дымковской игрушке «Козлик-золотые рожки»

Дорогие коллеги! Спешу представить вашему вниманию новую сказку из цикла "сказки- игрушки ". Её можно прочесть детям при знакомстве с дымковской игрушкой .

Козлик – золотые рожки

Давным-давно это было. В деревушке одной семья жила – муж, жена да семеро детушек. Жили они хорошо, землю сеяли-пахали, скотинку держали, нужды особой не знали. Так уж сложилось, что к своим семерым детушкам, пришлось им взять в семью сиротку-племяшечку – девчоночку небольших годков – Алёнушку.

Всё бы хорошо, да только не каждое сердце на любовь щедрое. Так и тут получилось. Невзлюбили муж с женой сиротинку. Хоть и родная племяшечка, да свои детушки милее кажутся.

Муж с женой одно сиротинку гоняют, ругают да шпыняют, а детки на них глядят да всё повторяют. Целыми днями у Алёнушки глаза на мокром месте, не поймёт, в чём она виновата, видно в том провинилась, что на белый свет народилась.

День за днём быстро идёт, не успели лето проводить – зима пороги снегом заметает.

Вот настал как-то день ярморочный. Собирается вся семья, наряжается. Мать да дочки старшие щеки румянят, бусами обвешиваются. Отец да сыновья новые рубахи да пояса узорчатые примеряют.

Алёнка возьми, да и спроси :

– А можно и мне с вами на ярмарку?

Все на неё ногами затопали :

– Куда тебе на ярмарку? Дома дел полно.

Забилась в уголок Алёнушка, заплакала. Тут один из сынков старших сжалился :

– Давайте возьмём её, – говорит. – Пусть в санях сидит, добро стережёт, пока мы по ярмарке гулять будем.

– И то правда, – отец с матерью соглашаются.

На том они и порешили. Сами по торговым рядам пошли, а Алёнушку в санях оставили, соломкой прикрыли да цыкнули :

– Никуда не уходи. Здесь сиди, покуда мы не вернёмся.

Сидела Алёнушка, сидела :

– Дай, –думает, – сбегаю, погляжу одним глазком на ярмарку. Быстро обернусь, никто не заметит, что меня не было.

Сказано-сделано . Побежала Алёнушка в торговые ряды, смотрит – глазам не верит. Чего только нету на ярмарке : калачи, булки, пряники, соленья, варенья всякие, мёда колоды полные, рубахи, сарафаны, валенки, украшения разные. А средь всех стоит дедок – сам с вершок, вокруг него столы все невиданными игрушечками заставлены : и барыни здесь в широких юбках с рюшами, и гармонисты – добры молодцы, и олени, и медведи, и петушки с индюшками. Мужичок знай свистит да насвистывает, игрушки свои нахваливает , кричит как оглашенный :

Подходи, народ, кто игрушки берёт ! Не простые – расписные, свистящие. Засвистишь – не устоишь, сразу в пляс пойдёшь. Сразу в пляс пойдёшь – своё счастье найдёшь.

Встала Алёнушка перед этими игрушечками как вкопанная , глаз отвести не может.

Ну-ка, что тут за игрушечки , - кричит. – Сейчас поглядим да своим ребятушкам прикупим.

Спохватилась Алёнушка да скорее к своим саням кинулась. Под соломку забилась, лежит, еле дышит.

Тут с ярмарки вся семья вернулась, покупки в сани укладывают, хвалятся. А игрушечек -то расписных накупили : у каждой девчонки по барыне в платье цветастом, у каждой мальчонки по свистульке-коню с золоченой гривою, а у самого маленького сыночка - карусель расписная.

-– Чего глядишь, – на Алёнку кричат. – Помогай покупки в сани складывать.

У Алёнки опять глаза на мокром месте. Родне помогает, а сама слёзы вытирает. Тут глядит прямо у саней маленькая игрушечка валяется – козлик расписной , рожки золоченые . Только один рог обломился слегка, видно поэтому его и бросили.

Подняла Алёнушка козлика , в рукавичку спрятала.

Дома все дети принялись новыми игрушками забавляться . Меж собой играют, Алёнушку не зовут. А Алёнушка и не обижается, у неё теперь своя игрушка есть – козлик –золоченые рожки .

Уж так она к этому козлику привязалась , что ни на минуту с ним не расставалась. Бывало делает работу какую по дому, а сама всё на козлика поглядывает , разговоры с ним ведёт, песни ему поёт.

Мало ли, много ли времени прошло, никто не знает, не ведает. Только решили как-то мальчишки над Алёнкою подшутить. Отобрали козлика и давай друг дружке кидать-перекидывать. Алёнка в слёзы, а мальчишкам смех. Тут один из них возьми, дверь открой, да и брось козлика прямо в сугроб .

Алёнка бегом шальку накинула, валенки натянула да во двор. Сама плачет, снег руками гребёт, козлика ищет . Искала она так искала, слышит кто-то по воротам стучит, выглянула, а по улице расписной козлик скачет , рожки у козлика золоченые , один только обломан немножечко. Алёнка за ним :

- Козлик , - кричит, - погоди, не убегай.

А козлик знай себе бежит , копытца мелькают, золоченые рожки сверкают .

Бежала Алёнка за козликом , бежала, до речки добежала. Козлик тот , недолго думая, на лёд заскочил, копытом бьёт, Алёнку зовёт. А Алёнке боязно по льду-то ходить.

А, будь что будет, - думает и вперёд за козликом .

Перебежали они речку, на пригорочке очутились.

Смотрит Алёнка, деревенька перед ней. Каждая изба, как игрушечка . Окошки золотыми огоньками светятся, а над крышами сизый дымок плывёт.

Козлик снова копытцем бьёт , Алёнушку за собой зовёт.

Вот подбежали они к одной избушке. Козлик рожками в дверь упёрся , она и открылась. Остановилась Алёнушка на пороге, глядит, в избушке за столом старушка сидит. Весь стол глиняными игрушками уставлен , а старушка та их меловым молочком белит да красками цветными расписывает. Козлик к старушке подбежал , на ушко что-то нашептал и вмиг снова игрушечкой обернулся . А старушка на Алёнушку глядит улыбается :

Заходи, - говорит, - внученька. Сейчас я тебя отогрею, кашкой накормлю, молочком напою.

Так и осталась Алёнушка у старушки той. Стали они жить вдвоём, поживать да добра наживать.

Узнала потом Алёнушка, что речка, через которую они с козликом перебегали , Вяткой называется, а деревенька волшебная – Дымково . Научилась Алёнушка игрушки из глины лепить , молоком белить да узорами яркими расписывать. Стала на деревне первой мастерицею. Всяк кто к ней зайдёт, без игрушки не уйжёт .

Может и до сих пор она там живёт, вас в гости ждёт. Хотите верьте, хотите не верьте, а лучше поезжайте да сами проверьте.

Публикации по теме:

Составление описательного рассказа по игрушке «Бюро находок». Развитие речи в процессе описания игрушки (средняя группа) Составление описательного рассказа по игрушке. «Бюро находок» Группа: средняя (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по игрушке» Цель: Учить детей составлять небольшой описательный.

Конспект по развитию речи о второй младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушке-Дед Мороз» Цель: -Учить составлять описательный рассказ по игрушке; - Закреплять умение отвечать полным предложением; - Активизировать словарь детей.

Конспект СОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного и творческого рассказа об игрушке «Пропала собака» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 134 Развитие активной речи детей дошкольного.


Вступление:

Почему я взяла именно эту тему, хочу сказать словами В. Сухомлинского «Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков, чтобы у них воспитывалось уважение, гордость за землю, на которой они живут.

И Дымковская игрушка это сказочная игрушка, которая притягивает к себе своими яркими, цветами-просто завораживает, поможет маленькому человечку познать мир. Ведь каждый её цвет обладает магическим действием:

Красный, малиновыйцвет - обостряет реакции, и усиливает умственную деятельность;

желтый –развивает фантазии, придает смелость, вызывает радость;

зеленый- успокаивает и обостряет зрение;

голубой - снимает тревожные предчувствия;

синий- помогает сконцентрироваться и создает гармонию;

черны й- мистический побуждает к любопытству;

белый -символизирует чистоту и открытость.

Это и есть волшебство. А к этому еще добавить волшебство нашей народной музыки! Это и есть сказка!

Основной целью является :

формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку.

Задачи:

Через любовь к прекрасному научить любить свою Родину, трепетно относиться к её красотам;

Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, смекалку, сенсомоторные навыки.

Воспитывать маленького человека – ЧЕЛОВЕКОМ;

Эта работарассчитана на цикл занятий для старшей и подготовительной групп. Разделяется на 3 этапа:

1 этап- Ознакомление с дымковской игрушкой и элементами росписи: роспись на бумаге, раскраске. (Для старшейи подготовительной группы) с разной степенью сложности.

2 этап - Лепка из глины. дымковской барыни.

3 этап - Роспись объемной игрушки (для подготовительной группы)

Предполагаемые результаты:

Знатьисторию дымковской игрушки, её характерные особенности.

Вызвать желание у детей выполнять роспись объёмной форм совершенствуя свой опыт.

Научилисьсравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, выделять из многих элементов, только те, которые относятся к дымковской росписи

Желание детейи умение работать аккуратно.

Воспитание чувства уважения и гордости за свой народ.

Для достижения этих целей и результатовя воспользоваласьпрограммой Microsoft PowerPoint , в которой открыла для себя более новые возможности создания интересных занятий.

При создании этой работы мне было важно, чтобы это было интересно детям, чтобы их можно было бы заворожить и в тоже время не утомить. Потому презентация должна быть «живой»

Во время показа презентации, дети:

Видят : красоту родного края (фотографии природы), разнообразие дымковских игрушек.

Слышат - информацию встихотворно- игровойформе, как наиболее доступной для детского понимания, фрагменты народной музыки, звуки животных, звуки природы.

Могут- поиграть в логические, развивающие и на внимание игры не только за столом, но и во время показа презентации.

И все это было достигнуто с помощью приемов :

Триггеры для воспроизведения не толькозвуков, но и анимационных действий и движений, что очень помогает при работе в контакте с детьми во время просмотра презентации, для составления логических и обучающих игр по закреплению темы.

Анимационные элементы - для оживления презентации. Что бы картинки не просто стояли, а моглинемного потанцевать под задорную музыку.

Музыкальные фрагменты - народной музыки.

И при использовании этих приемов мною были созданы следующие обучающие и развивающие игры:

Загадки;- дети очень любят отгадывать

-«Найди цвета Дымки»; так же можно сделать игру «Составь цветовой круг» по стихотворению «Каждый охотник желает знать»

- «Найди Дымковскую барыню»; так же можно составить игру «Четвертый лишний».

- «Дорисуй узор на юбке»;

- «Пазлы на внимание», а для работы за столами- «Разрезные картинки»

Раздаточный материал:

Технологические карты для практической работы-карты последовательности действий:

Элементы росписи, лепка «Барыни», роспись объемной барыни;

Раскраски: «Дорисуй элемент», «Раскрась игрушку по примеру»,

«Раскрась игрушку»,

Для детей с легкой усвояемостью предоставляются: более сложные раскраски «Раскрась игрушку», настольные игры «Составь узор», «Сложи картинку».

Вот такие идеи у меня возникли, и часть из них воплотилось при работе над этой работой.

Чаще прислушивайтесь к детским фантазиям, ибо это бездонный колодец творческих идей,который захлестнет вас!

Творите и вытворяйте вместе с детьми.

Спасибо за внимание!

I Раздел:

«Ознакомление с дымковской игрушкой»

Задачи:

1. Познакомить детей с дымковскими игрушками.

2. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

3. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

5. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

II Раздел:

Лепка дымковской барыни.

Задачи :

1. Образовательные : способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни. Развивать эстетический вкус воспитанников, их внимание, память, способность анализировать и обобщать, проявлять творческие способности;

2.Коррекционно-развивающие : способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании(анализировать объект, условия работы) умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.

3. Воспитательные : Воспитывать уважение к людям труда, привитие интереса обучающихся к труду. Воспитывать любовь к искусству наших предков, эстетический вкус

III Раздел:

"Роспись дымковской барыни"

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с произведениями русского народного промысла и историей развития Дымковской игрушки.
  2. Учить украшать игрушку-барыню узорами, сохраняя традиции Дымковских мастеров.

Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главные и отличительные черты и особенности росписи Дымковских барынь.
  2. Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров.
  3. Сформировать навыки выполнения элементов традиционной росписи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
  2. Повышать интерес учащихся к изделиям народного искусства.
  3. Воспитывать художественный вкус.

Текстовое сопровождение презентации:

Сл.3

Вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Сл.4

Лучше Дымки в мире нет.
Дымка – это чудо света.
С Дымкой можно поиграть.
С Дымкой можно поболтать.
Мы о Дымке много знаем,

Но не знаем мы того,
Что у дымкова народа,

Не игрушки –волшебство.
И олени, и лошадки,
Петухи и индюки,

Барышни и няньки,
Кавалеры – молодцы.

Мы сейчас их вам покажем,

И, любя, о них расскажем.

Представление игрушек для полной версии презентации

Сл.5

Расступись, честной народ!

Дядя хрюшу продает

Сл.6

Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

Сл.7

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный олень.

Сл.8

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Сл.9

В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.

Сл.10

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил

Сл.11

Гармонист у нас хороший,

Гармонист мастеровой.

Заиграет - за качаешься,

Буд-то ива над водой.

Сл.12

За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша

Сл.13

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

Сл.14

Карусели, карусели
Закружили, завертели -
Мы с тобой за облаками
Словно птицы полетели!
Мимо дома, Мимо ели,
Мимо мамы на аллее
Быстро-быстро нас вертели
И кружили карусели.Е. Николаева

Сл.15

И путь наш не кончается,

Простор речной широк;

И гонит, гонит лодочку

Попутный ветерок

Сл.16
Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе

Ускачет верст за двести

Сл.17

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья-подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Сл.18

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Сл. 19-20

Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор

Сл.21 скрытыйвидео файл

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Мы замесим глину на воде из речки

Слепим мы красавиц, высушим и в печку

Вытащим из жара кукол точно в срок,

Окунем в белила с головы до ног.

А потом раскрасим красками чудными

Яркие кокошники, платья расписные.

Хоть базар весь обойдешь,

Барынь краше не найдешь!

Сл.22

Ох, налепим барышень,
ладных и красивых.

И раскрасим красками всем другим на диво!

Сл.22 Загадки:

Цель: знакомить детей с народным русским фольклором. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к быту и обычаям России

А теперь мы с няней поиграем,

Все еёзагадки разгадаем!

Здравствуйте детишки

Девчонки и мальчишки!

Загадки интересные

Услышать не хотите ли?

Если правильный ответ

Картинка явится на свет!

Зонтик грибком,

Руки крендельком

Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

Бегут по дорожке борода,

да ножки (козлик).

Посмотрите, пышный хвост.

У него совсем непрост -
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя (индюк)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчиться глиняный …(олень).

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
а первый на селе работник… (конь),

Молодцы девчонки! Молодцы мальчишки!

Все загадки словно прочитали в книжке.

Тайны все вы отгадали

И про дымку всё узнали!

Дидактические игры

Сл.25 «Найти цвета Дымковской росписи»

Кто ответит на вопрос, почесав легонько нос?

Найди основные цвета, которыеиспользуют

мастера, при росписи Дымковской игрушки?

Сл.26 «Составь цветовой круг»

А теперь вопрос простой

Отгадайте цвета «цветового круга» по начальным буквам слов из стихотворения о красках.

Цель: развивать память, мышление

Каждый Охотник

Желает Знать,

Где Сидит Фазан.

Сл.27 «Дорисуй узор»

Нужно чуточку терпения и немножечко умения!

Дорисуйузор на юбке Барыни

Если правильно все сделаешь, барыня станцует.

Цель: знакомить детей с основными элементами дымковской росписи, учить правильно, располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме. Формировать чувства пространства на микро плоскости

Сл.28«Найди Дымковские барыни»

А теперь внимание, вопрос на узнавание!

Среди барышень различных

Найди дымковских, необычных.

Цель:Развивать мышлении, внимание. Учить детей узнавать дымковскую роспись среди других.

Найди, среди всех барынь, дымковских

Сл.29«Пазлы на внимание»

Задание, на внимание!

По порядку посчитаешь,

И картинку, получаешь!

Цель: Запомнить расположение секторов картинки по номерам и по порядку их найти. Учить складывать целое из частей

Развивать мышлении, внимание.

Правила:

Запомнить картинку с разделенными секторами и номера этих секторов.

После исчезновения картинки, найти первый номер сектора- если он соответствует номеру кружка 1, кружок загорится красным цветом и при нажатии на него, картинка встанет на нужное место. Если сектор нажат не по порядку цвет кружка не будет меняться- значит сектор идет не по порядку.

Сл.30

Кто трудился от души веселись теперь, пляши!

Стихи о Дымковской игрушке.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Ели спят у большака

В инее седом

Спит деревня, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Конь бежит

Земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

Водоноска .

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

Индюк.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок,

А высокий гребёшок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная – индюк!

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые рожки

Да куколка в серёжках.

Пёстрые, яркие, славные подарки!

Няня.

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь.

Весёлая Дымка

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Возле Вятки самой Дымково-посёлок,

Окаймлён лесами уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль миновало?

Собирались вместе мужики, бывало.

А управясь дома, бабы приходили,

С удалью знакомой пляски заводили.

Праздник отмечали –

Пели, не скучали…

Как-то вятичи-дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками глина –

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало…

Глину щупать, глину мять –

Жирная, как сало!

В Дымкове, за Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка –

Распушённые бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу –

Сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы

Живут в Дымкове – селе!

Петушок, петушок,

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Индя-индючек, ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копытца с оборкой,

А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день

Балалаечка трень-брень.

Ты играй, мой Ванечка,-

Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки .

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки !

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку. Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки?

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные – желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые.

А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана:

Стоят все на стройных ножках,

Вся краса в рожках .

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

Художественное слово о филимоновских свистульках.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Сундучок тот не простой:

В нём товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Весёлые зверюшки.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

«Каргопольские легенды»

Стоит на реке Онеге славный город Каргополь, что в Архангельской области. В этот город я вас и приглашаю в путешествие. Хотите ли там побывать и узнать, чем он знаменит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»

Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину называли в этом городе игрушки – тарарушками. Это от слава тарарай, что означает шутник или сказочник.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные!

Ненаглядные!

Под руками талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках; волшебно-прекрасные птицы Сирин с женскими головами; получеловек-полуконь – грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчаки-гуляки, барыни - уморительно танцующие пары; пестро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники, верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе познакомимся с ними и рассмотрим. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите? Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно – конь. Один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конечки-бегуночни, верные помощники земледельца». Жители сравнивают его с богом Солнца и его слугой. На Севере в летнее время солнце называли Буркой, а в зимнее – Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют – кобылкой.

А это свистулька – утушка. Они были самыми распространенными и любимыми игрушками. На веселых гуляньях, которые устраивали в Каргополе, они назывались «городища», в первую очередь среди игрушек спрашивались утушки-свистульки. На них можно было сыграть несложную песенку, как, например хороводная каргопольская:

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту величали-называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был так же связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром ее здесь называют «моховой». В одной обрядовой песне про утушку пели так:

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

А как вам нравиться эта игрушка? Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он на половину бравый генерал: грудь крепкая у него, лицо круглое, с большой окладистой бородой, а туловище как у коня, и на ногах копыта. Образ Полкана в каргопольских игрушках – это неодолимо могучий богатырь, как Илья Муромец.

А этот персонаж вы конечно узнали. Про нее говорят:»Коровушка – кормилица крестьян». «Корова есть – и обед есть» - говорит народная пословица. Еще ее называют в народе ласково «красохой».

Еще один забавный герой Каргополя – Медведко – добрый хозяюшко леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не забудьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в их особенного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымковских и филимоновских?

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Вот мы познакомились с коргопольскими игрушками. Понравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Верно, надо прежде накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2-3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками.

Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный орнамент, он идет из глубокой древности: это как правило, крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. Цвета в основном желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый.

Сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм «Славен град на Онеге», о каргопольском промысле.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают каргопольские игрушки?

Из какого материала они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются коргопольскими?

Что любили лепить в Каргополе?

Назови любимые персонажи.

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Художественное слово о каргопольских игрушках.

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные!

Ненаглядные!

Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Где утка шла,

Тут рожь густа,

Околосиста да обмолотиста…

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

Нужно много нам успеть,

Надо, чтоб увидел каждый.

Чудеса, каких не счесть.

«Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка –

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица –

Для маленькой темница.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные!

Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

Много кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана. Взгляните: Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок - глаз.

Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка,

Улыбается, смеётся.

Хоть и жаль её ломать

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку!

Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта матрешка изготовлена в городе Загорске. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды глубоко контрастный: нарядный русский сарафан с несложным геометрическим орнаментом из полосок и скрещивающимися мазками. На темно-зеленом фоне платка оранжевые «кругляши» - горошек. Для выполнения «кругляшей» - пятен можно использовать какой инструмент? («тычок») «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У нее есть ободок-подставка.

А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками. Краски покрывают фигуру отдельными цветами. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник – «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.

Все они матрешеньки,

Все они милашеньки.

С аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать?

Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески.

Деревянный чурбачок

Завертелся, как волчок

Из-под рук струятся стружки

Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап – лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы – вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Программа

... «Буратино») ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно -прикладному искусству Составитель программы : педагог... кружка по декоративно прикладному искусству (5-6 лет) № Тема Программное содержание 1 Знакомство с работой кружка «Мастерская народных умельцев ...

  • Рабочая программа педагога куликовой Натальи Юрьевны, учителя начальных классов, для кружка по изобразительному искусству в 3 классе «как прекрасен божий мир…»

    Рабочая программа

    ... ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Куликовой Натальи Юрьевны, учителя начальных классов, для кружка по изобразительному искусству ... по декоративно прикладному искусству , ... Декоративно прикладное искусство в школе. – М..1988г. Энциклопедический словарь юного художника ...

  • «Художественно – эстетическое воспитание дошкольников через декоративно – прикладное искусство»

    Реферат

    Народное декоративно прикладное искусство . Задачи программы : Приобщать детей к народному декоративно -прокладному искусству в... – М.: 1985 г. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник ». – М.: ТЦ Сфера, 2008 г. ...

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Народные игры. Народные художественные промыслы. Декоративно -прикладное искусство . Умельцы и мастера нашей республики. Традиционные праздники... представлен кружками «Живое слово» - по 1 часу в неделю в 5а и 5б классах. Программы данных кружков ...

  • Знакомство младших дошкольников с дымковской игрушкой

    Одной из задач эстетического воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

    Конечно, не всем приемам работы с разными материалами мы, воспитатели, имеем возможность научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Очень важно, чтобы они полюбили русское народное творчество, научились наблюдать, умели использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
    Предлагаю свой опыт работы с детьми по знакомству с дымковской глиняной игрушкой, обучению их декоративной аппликации. На занятиях по изодеятельности и в свободное время детей знакомлю с видом декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; рассматриваем предметы народных мастеров, обращая внимание на контрастные сочетания цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных на белую основу, на декоративные приемы рисования, основанные на применении простого геометрического орнамента; используя шаблоны, дети учились выполнять аппликацию на силуэтах игрушек; заучивали материал русского народного творчества: стихи, потешки, загадки; обыгрывали свои поделки.

    Тексты для игр с дымковскими игрушками
    Народные песенки, потешки, загадки

    Барашек-свисток
    Левый рог – завиток
    Правый рог – завиток,
    На груди – цветок.

    Бока крутые,
    Рога золотые,
    Копыта с оборкой
    На спине Егорка.

    ***
    Утка-Марфутка
    Бережком идёт,
    Уточек-Марфуточек
    Купаться ведёт.

    ***
    Индюк

    Вот индюк нарядный,
    Весь такой он ладный,
    У большого индюка
    Все расписаны бока.
    Всех нарядом удивил,
    Крылья важно распустил.
    Посмотрите, пышный хвост
    У него совсем не прост -
    Точно солнечный цветок.
    А высокий гребешок,
    Красной горкою горя,
    Как корона у царя.
    Индюк сказочно красив,
    И напыщен, горделив,
    Смотрит свысока вокруг.
    Птица важная - индюк!

    Индя-индя
    Индя - индя - индючок
    Ты похож на сундучок.
    Сундучок не простой:
    Красный, белый, золотой.

    Водоноска

    За студеною водицей
    Водоноска - молодица,
    Как лебедушка плывет,
    Ведра красные несет
    На коромысле не спеша.
    Посмотри, как хороша

    Эта девица - краса,
    Тугая черная коса,
    Щечки алые горят,
    Удивительный наряд:
    Сидит кокошник горделиво,
    Как лебедушка плывет,
    Песню тихую поет.

    В кокошнике няня,
    На руках Ваня.
    И хорош, и пригож Ваня,
    Не забудь няню,
    Когда подрастешь.

    Все игрушки не простые,
    А волшебно расписные,
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы узор,
    Но отвести не в силах взор.

    ***
    В любой порядочной избушке
    Есть место дымковской игрушке!
    Какие чудные зверюшки!
    Лошадки, курочки, индюшки!
    У барыни на коромысле ведёрки синие повисли.
    А у другой румяной пышки под боком милые детишки!

    Привезли мы глину с дальнего бугра,
    Ну-ка, за работу, чудо мастера!
    Я слеплю лошадку, я её приглажу
    И сидельце с бахромой на спине прилажу.
    Слепим, высушим – и в печь!

    А потом распишем,
    Будем мы игрушки «печь»,
    Печка жаром пышет.
    А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
    Не пышки, не ватрушки,
    А в печи – дымковские игрушки!

    ***
    Конь бежит
    Вся земля дрожит.
    В поле травушка-муравушка,
    Ничком лежит.
    * * *
    Петушок, петушок.
    Золотой гребешок,
    Ты полай голосок
    Через темный лесок,
    Через лес, через реку
    Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».
    * * *
    Поглядите, каковы!
    И нарядны, и новы:
    Расписные сани,
    Медведь с гармошкой,
    Солдат с усами.
    Козел - золотые рожки
    Да куколка в сережках.
    Пестрые, яркие, славные подарки!

    ***
    отрывок из стихотворения А. Дьякова «Веселая дымка»

    Возле Вятки самой Дымково - поселок,
    Окаймлен лесами уголок веселый.
    Лет ему за двести, триста ль миновало.
    Собирались вместе мужики бывало.
    А, управясь дома, бабы приходили,
    С удалью знакомой пляски заводили.
    Праздник отмечали - пели, не скучали.
    Как-то вятичи дружки
    Сели в праздник у реки.
    Под руками- глина-
    Слой на три аршина.
    Стали шарики катать,
    Как снежки, бывало...
    Глину щупать, глину мять-
    Жирная, как сало!

    ***
    Ели спят у большака
    В инее седом,
    Спят деревья, спит река,
    Скованная льдом.
    Мягко падает снежок,
    Вьется голубой дымок,
    Дым идет из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом.
    Голубые дали,
    И село большое
    «Дымково» назвали.
    Там все любят песни, пляски,
    Здесь рождались чудо – сказки.
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Все игрушки непростые,
    А волшебно – расписные.
    Белоснежны, как березки
    Кружочки, клеточки, полоски -
    Простой, казалось бы узор,
    Но отвести не в силах взор».

    * * *
    Загадки.

    1.Бегут по дорожке борода, да ножки (козлик).

    2.Посмотрите, пышный хвост
    У него совсем непрост -
    Точно солнечный цветок,
    А высокий гребешок?
    Красной краскою горя,
    Как корона у царя (индюк)

    3.Заплелись густые травы,
    Закудрявились луга,
    Да и сам я весь кудрявый,
    Даже завитком рога (баран).

    4. Чок, чок, пятачок.
    Сзади розовый крючок.
    Посреди бочонок.
    Голос тонок, звонок.
    Кто же это, угадайте!
    Это… (поросенок)

    5. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
    а первый на селе работник (конь),
    6. Веселая белая глина,
    Кружочки, полоски на ней,
    Козлы и барашки смешные,
    Табун разноцветных коней.
    Кормилицы и водоноски,
    И всадники, и ребятня,
    Собаки, гусары и рыбка,
    А ну, отгадайте, кто я.

    Что еще почитать