Михаил моисеевич гинзбург гипноз обучение. Гинзбург михаил романович и эриксоновский гипноз. Клиенты о тренере

Гинзбург Михаил Романович - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ведущий научный сотрудник и член Ученого совета Московского психолого-социального института, член докторского совета Всемирного университета развития науки, образования и общества .

Психологический Навиагатор: Михаил Романович, Вы являетесь ведущим специалистом по по эриксоновскому гипнозу в России. Расскажите, пожалуйста, немного об этом удивительном методе психотерапии.
Гинзбург Михаил Романович
: У каждого из нас имеется огромное количество ресурсов. Мы все способны побеждать, достигать успехов, созидать, творить. Всё это в нас заложено, но не всегда мы можем использовать то, что в нас уже есть.
С этой точки зрения, когда у человека создаётся ситуация, которую он не может решить, это означает, что нет доступа к его внутреннему ресурсу или он почему-то не может его использовать.
Эриксоновский гипноз, названный так по имени Милтона Эриксона - гения нашего времени, позволяет с помощью специального состояния, которое называется трансом, обеспечить человеку доступ к его «внутреннему компьютеру», к его ресурсам.

Мы все знаем, что у человека есть то, что он осознает на уровне сознания, но есть и бессознательное. Бессознательное - это внутренний компьютер с огромным количеством полезных программ. Но для того, чтобы воспользоваться компьютером, нужно, как известно, ввести пароль. Так вот, транс - это пароль, волшебное слово «сим-сим», которое открывает пещеру с сокровищами. Мы входим в это состояние - и можно использовать ресурсы.
Важно понимать, что транс - это не потеря сознания и не что-то, навязанное извне. С помощью транса используется собственный (!) опыт человека, его собственные возможности, которые ранее как будто дремали.

ПН:Иногда складывается впечатление, что люди боятся этого метода. Почему?
Гинзбург Михаил Романович
: У людей странное представление о гипнозе, хотя понятно, откуда оно берётся - из «жёлтой» прессы, бульварной литературы. Бытовое представление о гипнозе такое: упал, очнулся, гипс, ничего не помню, зазомбировали.
Поэтому, когда с человеком проводишь сеанс гипноза, а он не отключается, то потом он очень удивляется и говорит, что это вообще не гипноз. Важно понимать, что даже в самом глубоком гипнозе сознание не отключается, человек всё слышит, понимает, контроль сохраняется, и если чего-то не хочешь, то можешь этого не делать.
Метод эриксоновского гипноза построен на сотрудничестве с человеком и гипнотерапевт ничего не может навязать.

ПН: Что означает такое сотрудничество?
Гинзбург Михаил Романович
: Во-первых, человек должен сам хотеть (а не терапевт должен хотеть) решить свои проблемы. Всё должно происходить по собственному желанию клиента.
Во-вторых, опора идёт на собственные возможности человека. Чужую проблему разрешить невозможно. Можно решить только свою собственную проблему, но каким-то новым для себя способом, используя свои возможности, которые просто до этого момента не проявлялись.

ПН: Почему у человека часто не получается решать свои собственные проблемы?
Гинзбург Михаил Романович
: Мы часто пытаемся решить проблемы с помощью сознательного разума, анализируя. Этому нас учили в школе, в институте, нас так учили всю жизнь - пользоваться только этим инструментом. Но, кроме сознания, у нас, как я уже сказал, есть и бессознательное. А этим инструментом мы не очень хорошо умеем пользоваться. Этому мы и учимся на наших занятиях и психотерапевтических сессиях.

ПН: Может ли человек обучиться этому и практиковать это потом самостоятельно?
Гинзбург Михаил Романович
: Конечно, обязательный элемент эриксоновской психотерапии - обучение самогипнозу. Всё то, что мы делаем вместе, человек потом может делать самостоятельно. Некоторые авторы вообще утверждают, что никакого гипноза не существует. Существует только самогипноз. Всё равно человек всё делает сам, а психотерапевт - это только инструктор, просто немного раньше прошедший по этому пути и понимающий, как это делать грамотно с тем, чтобы получить желаемый результат.

ПН: Может ли такое быть, что человека погрузили в транс, а он оттуда не вышел?
Гинзбург Михаил Романович
: Это сразу нобелевская премия. Пока что в истории человечества такого случая не зафиксировано. Но хочу повторить ещё раз, что транс придуман не гипнотизёрами. Это психологически и физиологически нормальное состояние. Существует так называемый «повседневный транс». Каждый человек бывает в трансе 40-50 раз в день.

ПН: А как это понять, в трансе человек или нет?
Гинзбург Михаил Романович
: Когда мы просыпаемся, мы проходим через транс. Когда мы засыпаем, мы проходим через транс. Когда мы читаем книгу и ловим себя на том, что глазами бегаем по строчкам, но уже не знаем, что там написано, т.к. мысли улетели далеко - это транс. Когда мы сидим на совещании и изображаем на лице напряжённое внимание, а сами размышляем, что сажать на приусадебном участке - это транс. Всё то, что мы делаем автоматически, не думая, мы делаем в трансе. Посуду моем, пол пылесосим… Когда голова свободная, пустая, а руки и тело делают свое привычное дело.
Кроме того, сейчас известно, что наша психическая активность представляет собой не прямую линию, а синусоиду. Каждые полтора часа мы склонны входить в транс.

ПН: То есть транс - это освобождение от мыслей?
Гинзбург Михаил Романович
: В общем, да. Когда хочется просто посидеть, ничего не делать… Это то время, когда набранная информация укладывается по полочкам, когда включается внутренние целительные силы организма.
А что делает современный человек, когда попадает в это состояние? Он вышибает себя из него…

ПН: Почему? Это состояние неприятно?
Гинзбург Михаил Романович
: Работать надо. Как это сидеть и ничего не делать? Чашка кофе, сигарета и вперёд. Поэтому образуется дефицит повседневных трансов. Тогда приходится идти к психотерапевту, и он за твои деньги устраивает тебе то, что в принципе, должно происходить естественно, само собой.

ПН: Значит транс - это состояние полного покоя?
Гинзбург Михаил Романович
: Не только. Существует также и активный транс. В трансе можно расслабиться и восстановить свои силы, а можно действовать активно. Реагировать мгновенно и адекватно можно только находясь в трансе. На самом деле, те, кто давно и хорошо водят машину, делают это в трансе. Мастера боевых искусств бьются в боевом трансе. Со спортсменами отрабатывается активный транс, потому что им нужно в этом состоянии действовать и получать результаты. Это очень продуктивное состояние.

ПН: А на что это похоже? Какая-то внутренняя сосредоточенность, когда мысли сконцентрированы на выполнении какого-то действия?
Гинзбург Михаил Романович
: Это похоже на то, что сейчас с вами происходит - сосредоточенность, фиксация внимания на чём-то. Только при активном трансе оно зафиксировано на чём-то вовне, а в пассивном трансе - на чём-то внутри: мысленных образах, воспоминаниях, переживаниях.
Если нужно отдохнуть, или нужно решать какую-то психологическую проблему, то больше подходит пассивный транс. Если нужно совершить спортивный подвиг - то активный транс.

ПН: А человек научается применять активный или пассивный транс в зависимости от потребностей данного момента?
Гинзбург Михаил Романович
: Да, конечно. Если речь идет о спортсмене, которому нужно повысить результаты, то психотерапевт будет обучать его активному трансу. С обычным клиентом, который приходит со своими проблемами, речь идёт о пассивном клиентском трансе. Человек сидит, отдыхает, как бы ничего не делает.

ПН: А может человек научиться варьировать эти состояния транса в обычной жизни?
Гинзбург Михаил Романович
: Может, но лучше, чтобы кто-то научил, как и в любом деле. Костя Цзю не называет это трансом, но, судя по его интервью, то состояние, в которое он себя вводит перед боем, это, конечно, транс. Подготавливая себя к бою, он ещё и образ соответствующий себе создаёт: «Когда я на ринге, я - машина для уничтожения».

ПН: К гипнотерапевту можно придти в любой жизненной ситуации?
Гинзбург Михаил Романович
: Практически в любой. Более того, когда с этой точки зрения смотришь биографии людей, которые чего-то в жизни достигли, в любой сфере деятельности, то видишь, что они этим пользуются, просто по-разному для себя это называют. Кто-то называет это вдохновением, кто-то говорит «муза пришла», то есть описывают состояние подключения внутренних ресурсов.

ПН: А гипнотерапевт - это человек, который помогает более эффективно их подключить?
Гинзбург Михаил Романович
: Помогает подключить и начать их использовать в зависимости от поставленных задач. Можно в состоянии транса ничего не делать и просто отдыхать, а можно использовать это состояние продуктивно, для достижения чего-то, решения проблемы или задачи.

ПН: Это долгосрочная терапия?
Гинзбург Михаил Романович
: Эриксоновский гипноз относится к так называемым краткосрочным терапиям. На Западе краткосрочная терапия - это до 20 сеансов. У нас - в районе 10-ти.

ПН: Бывают случаи, когда такая терапия не показана?
Гинзбург Михаил Романович
: Психозы. То есть можно работать с психотиками, но это должен делать врач-психиатр, который может использовать это как один из методов. Основное правило безопасности заключается в том, что каждый должен оставаться в рамках своей профессии. Врач остаётся врачом, психолог остаётся психологом.

ПН: Помимо раскрытия собственных ресурсов, в чем еще может помочь эриксоновский гипноз?
Гинзбург Михаил Романович
: В обучении эффективному общению. С помощью эриксоновского гипноза человек может выйти на иной уровень взаимодействия с людьми.

ПН: Получается, что человек приходит решать свою проблему, например, семейную драму, а есть какие-то побочные позитивные моменты наряду с решением основной проблемы - например, общение улучшается…
Гинзбург Михаил Романович
: Так это же известно, что когда происходят позитивные изменения в одной сфере, они затрагивают и другие. Если человек обучился этому методу, и если он будет этим пользоваться, то он очень быстро откроет для себя, что этим можно пользоваться во всех жизненных ситуациях.

ПН: Если психолог захочет овладеть этим методом, то как долго длится обучение?
Гинзбург Михаил Романович
: Мой учебный курс - 6 циклов по 3 дня. Пятница, суббота, воскресенье с 10 до 18 - это один цикл. Это не значит, что люди выучат всё о гипнозе. Но они получают определенную базу, на которую уже можно наложить практику.

ПН: Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь характерном случае, когда применился эриксоновский гипноз?
Гинзбург Михаил Романович
: Ко мне обратился очень тревожный молодой человек. Когда я предложил ему оценить свой уровень тревоги по стобалльной шкале, где сто - «самое сильное, что может вынести человек», он оценил свой уровень тревоги в 90 баллов. Он не мог устроиться на работу, потому что для этого нужно общаться с людьми, а для него это была крайне тревожная ситуация. Он даже гулять выходил по ночам, чтобы ни с кем не встречаться и не общаться. Мы с ним выполнили технику, направленную на снижение тревоги и достижение внутреннего покоя; после сеанса на той же шкале он указал уровень тревоги в 30 баллов. Я объяснил ему, как выполнять эту технику в самогипнозе, через неделю мы с ним встретились во второй раз, а на третью встречу он не пришёл. Позвонил и сказал: «Вы, конечно, извините, но я на работу устроился, мне к вам ездить некогда». Что и требовалось доказать.

ПН: Существует ли понятие «хороший клиент»?
Гинзбург Михаил Романович:
Это сотрудничающий клиент. Есть понятие «сопротивляющийся клиент», который пришёл, чтобы в нём что-то изменилось, но сопротивляется этим изменениям.

ПН: Это нелогично.
Гинзбург Михаил Романович
: А по-вашему, человек логичное существо?

ПН: А почему человек сопротивляется?
Гинзбург Михаил Романович
: Потому что он хочет, чтобы разрешилась проблема или ситуация, но для этого должны произойти какие-то внутренние изменения. А всякие изменения чреваты неожиданностями. То есть изменишься, и неизвестно, что будет.

ПН: Люди боятся изменений?
Гинзбург Михаил Романович
: Да. Они как будто говорят терапевту: «Помоги мне измениться, но так, чтобы ничего не менялось». Ту сторону, которая призывает к изменениям, мы называем «сотрудничество». А ту, которая «чтобы ничего не менялось», мы называем «сопротивление». Человек при этом не мне сопротивляется, не гипнозу, а изменениям внутри себя. Но, к сожалению, те, кто не хочет меняться, обрекают себя на проблемы. Ведь жизнь всё время меняется, и для того, чтобы всё время быть в этой жизни адекватным, мы тоже должны всё время изменяться. Конечно, речь не идет о том, чтобы менять квартиру, жену, работу… Речь идет о внутренних изменениях, позволяющих нам нормально адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. И это очень важно и, собственно, именно для этого и нужна всякая психотерапия.

"У КАЖДОГО ИЗ НАС ИМЕЕТСЯ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕСУРСОВ".

Гинзбург Михаил Романович - доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ведущий научный сотрудник и член Ученого совета Московского психолого-социального института, член докторского совета Всемирного университета развития науки, образования и общества .

- Михаил Романович, Вы являетесь ведущим специалистом по по эриксоновскому гипнозу в России. Расскажите, пожалуйста, немного об этом удивительном методе психотерапии.
Гинзбург Михаил Романович
: У каждого из нас имеется огромное количество ресурсов. Мы все способны побеждать, достигать успехов, созидать, творить. Всё это в нас заложено, но не всегда мы можем использовать то, что в нас уже есть.
С этой точки зрения, когда у человека создаётся ситуация, которую он не может решить, это означает, что нет доступа к его внутреннему ресурсу или он почему-то не может его использовать.
Эриксоновский гипноз, названный так по имени Милтона Эриксона - гения нашего времени, позволяет с помощью специального состояния, которое называется трансом, обеспечить человеку доступ к его «внутреннему компьютеру», к его ресурсам.

Мы все знаем, что у человека есть то, что он осознает на уровне сознания, но есть и бессознательное. Бессознательное - это внутренний компьютер с огромным количеством полезных программ. Но для того, чтобы воспользоваться компьютером, нужно, как известно, ввести пароль. Так вот, транс - это пароль, волшебное слово «сим-сим», которое открывает пещеру с сокровищами. Мы входим в это состояние - и можно использовать ресурсы.
Важно понимать, что транс - это не потеря сознания и не что-то, навязанное извне. С помощью транса используется собственный (!) опыт человека, его собственные возможности, которые ранее как будто дремали.

- Иногда складывается впечатление, что люди боятся этого метода. Почему?
Гинзбург Михаил Романович
: У людей странное представление о гипнозе, хотя понятно, откуда оно берётся - из «жёлтой» прессы, бульварной литературы. Бытовое представление о гипнозе такое: упал, очнулся, гипс, ничего не помню, зазомбировали.
Поэтому, когда с человеком проводишь сеанс гипноза, а он не отключается, то потом он очень удивляется и говорит, что это вообще не гипноз. Важно понимать, что даже в самом глубоком гипнозе сознание не отключается, человек всё слышит, понимает, контроль сохраняется, и если чего-то не хочешь, то можешь этого не делать.
Метод эриксоновского гипноза построен на сотрудничестве с человеком и гипнотерапевт ничего не может навязать.

- Что означает такое сотрудничество?
Гинзбург Михаил Романович
: Во-первых, человек должен сам хотеть (а не терапевт должен хотеть) решить свои проблемы. Всё должно происходить по собственному желанию клиента.
Во-вторых, опора идёт на собственные возможности человека. Чужую проблему разрешить невозможно. Можно решить только свою собственную проблему, но каким-то новым для себя способом, используя свои возможности, которые просто до этого момента не проявлялись.

- Почему у человека часто не получается решать свои собственные проблемы?
Гинзбург Михаил Романович
: Мы часто пытаемся решить проблемы с помощью сознательного разума, анализируя. Этому нас учили в школе, в институте, нас так учили всю жизнь - пользоваться только этим инструментом. Но, кроме сознания, у нас, как я уже сказал, есть и бессознательное. А этим инструментом мы не очень хорошо умеем пользоваться. Этому мы и учимся на наших занятиях и психотерапевтических сессиях.

- Может ли человек обучиться этому и практиковать это потом самостоятельно?
Гинзбург Михаил Романович
: Конечно, обязательный элемент эриксоновской психотерапии - обучение самогипнозу. Всё то, что мы делаем вместе, человек потом может делать самостоятельно. Некоторые авторы вообще утверждают, что никакого гипноза не существует. Существует только самогипноз. Всё равно человек всё делает сам, а психотерапевт - это только инструктор, просто немного раньше прошедший по этому пути и понимающий, как это делать грамотно с тем, чтобы получить желаемый результат.

- Может ли такое быть, что человека погрузили в транс, а он оттуда не вышел?
Гинзбург Михаил Романович
: Это сразу нобелевская премия. Пока что в истории человечества такого случая не зафиксировано. Но хочу повторить ещё раз, что транс придуман не гипнотизёрами. Это психологически и физиологически нормальное состояние. Существует так называемый «повседневный транс». Каждый человек бывает в трансе 40-50 раз в день.

- А как это понять, в трансе человек или нет?
Гинзбург Михаил Романович
: Когда мы просыпаемся, мы проходим через транс. Когда мы засыпаем, мы проходим через транс. Когда мы читаем книгу и ловим себя на том, что глазами бегаем по строчкам, но уже не знаем, что там написано, т.к. мысли улетели далеко - это транс. Когда мы сидим на совещании и изображаем на лице напряжённое внимание, а сами размышляем, что сажать на приусадебном участке - это транс. Всё то, что мы делаем автоматически, не думая, мы делаем в трансе. Посуду моем, пол пылесосим… Когда голова свободная, пустая, а руки и тело делают свое привычное дело.
Кроме того, сейчас известно, что наша психическая активность представляет собой не прямую линию, а синусоиду. Каждые полтора часа мы склонны входить в транс.

- То есть транс - это освобождение от мыслей?
Гинзбург Михаил Романович
: В общем, да. Когда хочется просто посидеть, ничего не делать… Это то время, когда набранная информация укладывается по полочкам, когда включается внутренние целительные силы организма.
А что делает современный человек, когда попадает в это состояние? Он вышибает себя из него…

- Почему? Это состояние неприятно?
Гинзбург Михаил Романович
: Работать надо. Как это сидеть и ничего не делать? Чашка кофе, сигарета и вперёд. Поэтому образуется дефицит повседневных трансов. Тогда приходится идти к психотерапевту, и он за твои деньги устраивает тебе то, что в принципе, должно происходить естественно, само собой.

- Значит транс - это состояние полного покоя?
Гинзбург Михаил Романович
: Не только. Существует также и активный транс. В трансе можно расслабиться и восстановить свои силы, а можно действовать активно. Реагировать мгновенно и адекватно можно только находясь в трансе. На самом деле, те, кто давно и хорошо водят машину, делают это в трансе. Мастера боевых искусств бьются в боевом трансе. Со спортсменами отрабатывается активный транс, потому что им нужно в этом состоянии действовать и получать результаты. Это очень продуктивное состояние.

- А на что это похоже? Какая-то внутренняя сосредоточенность, когда мысли сконцентрированы на выполнении какого-то действия?
Гинзбург Михаил Романович
: Это похоже на то, что сейчас с вами происходит - сосредоточенность, фиксация внимания на чём-то. Только при активном трансе оно зафиксировано на чём-то вовне, а в пассивном трансе - на чём-то внутри: мысленных образах, воспоминаниях, переживаниях.
Если нужно отдохнуть, или нужно решать какую-то психологическую проблему, то больше подходит пассивный транс. Если нужно совершить спортивный подвиг - то активный транс.

- А человек научается применять активный или пассивный транс в зависимости от потребностей данного момента?
Гинзбург Михаил Романович
: Да, конечно. Если речь идет о спортсмене, которому нужно повысить результаты, то психотерапевт будет обучать его активному трансу. С обычным клиентом, который приходит со своими проблемами, речь идёт о пассивном клиентском трансе. Человек сидит, отдыхает, как бы ничего не делает.

- А может человек научиться варьировать эти состояния транса в обычной жизни?
Гинзбург Михаил Романович
: Может, но лучше, чтобы кто-то научил, как и в любом деле. Костя Цзю не называет это трансом, но, судя по его интервью, то состояние, в которое он себя вводит перед боем, это, конечно, транс. Подготавливая себя к бою, он ещё и образ соответствующий себе создаёт: «Когда я на ринге, я - машина для уничтожения».

- К гипнотерапевту можно придти в любой жизненной ситуации?
Гинзбург Михаил Романович
: Практически в любой. Более того, когда с этой точки зрения смотришь биографии людей, которые чего-то в жизни достигли, в любой сфере деятельности, то видишь, что они этим пользуются, просто по-разному для себя это называют. Кто-то называет это вдохновением, кто-то говорит «муза пришла», то есть описывают состояние подключения внутренних ресурсов.

- А гипнотерапевт - это человек, который помогает более эффективно их подключить?
Гинзбург Михаил Романович
: Помогает подключить и начать их использовать в зависимости от поставленных задач. Можно в состоянии транса ничего не делать и просто отдыхать, а можно использовать это состояние продуктивно, для достижения чего-то, решения проблемы или задачи.

- Это долгосрочная терапия?
Гинзбург Михаил Романович
: Эриксоновский гипноз относится к так называемым краткосрочным терапиям. На Западе краткосрочная терапия - это до 20 сеансов. У нас - в районе 10-ти.

- Бывают случаи, когда такая терапия не показана?
Гинзбург Михаил Романович
: Психозы. То есть можно работать с психотиками, но это должен делать врач-психиатр, который может использовать это как один из методов. Основное правило безопасности заключается в том, что каждый должен оставаться в рамках своей профессии. Врач остаётся врачом, психолог остаётся психологом.

- Помимо раскрытия собственных ресурсов, в чем еще может помочь эриксоновский гипноз?
Гинзбург Михаил Романович
: В обучении эффективному общению. С помощью эриксоновского гипноза человек может выйти на иной уровень взаимодействия с людьми.

- Получается, что человек приходит решать свою проблему, например, семейную драму, а есть какие-то побочные позитивные моменты наряду с решением основной проблемы - например, общение улучшается…
Гинзбург Михаил Романович
: Так это же известно, что когда происходят позитивные изменения в одной сфере, они затрагивают и другие. Если человек обучился этому методу, и если он будет этим пользоваться, то он очень быстро откроет для себя, что этим можно пользоваться во всех жизненных ситуациях.

- Если психолог захочет овладеть этим методом, то как долго длится обучение?
Гинзбург Михаил Романович
: Мой учебный курс - 6 циклов по 3 дня. Пятница, суббота, воскресенье с 10 до 18 - это один цикл. Это не значит, что люди выучат всё о гипнозе. Но они получают определенную базу, на которую уже можно наложить практику.

- Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь характерном случае, когда применился эриксоновский гипноз?
Гинзбург Михаил Романович
: Ко мне обратился очень тревожный молодой человек. Когда я предложил ему оценить свой уровень тревоги по стобалльной шкале, где сто - «самое сильное, что может вынести человек», он оценил свой уровень тревоги в 90 баллов. Он не мог устроиться на работу, потому что для этого нужно общаться с людьми, а для него это была крайне тревожная ситуация. Он даже гулять выходил по ночам, чтобы ни с кем не встречаться и не общаться. Мы с ним выполнили технику, направленную на снижение тревоги и достижение внутреннего покоя; после сеанса на той же шкале он указал уровень тревоги в 30 баллов. Я объяснил ему, как выполнять эту технику в самогипнозе, через неделю мы с ним встретились во второй раз, а на третью встречу он не пришёл. Позвонил и сказал: «Вы, конечно, извините, но я на работу устроился, мне к вам ездить некогда». Что и требовалось доказать.

- Существует ли понятие «хороший клиент»?
Гинзбург Михаил Романович:
Это сотрудничающий клиент. Есть понятие «сопротивляющийся клиент», который пришёл, чтобы в нём что-то изменилось, но сопротивляется этим изменениям.

- Это нелогично.
Гинзбург Михаил Романович
: А по-вашему, человек логичное существо?

- А почему человек сопротивляется?
Гинзбург Михаил Романович
: Потому что он хочет, чтобы разрешилась проблема или ситуация, но для этого должны произойти какие-то внутренние изменения. А всякие изменения чреваты неожиданностями. То есть изменишься, и неизвестно, что будет.

- Люди боятся изменений?
Гинзбург Михаил Романович
: Да. Они как будто говорят терапевту: «Помоги мне измениться, но так, чтобы ничего не менялось». Ту сторону, которая призывает к изменениям, мы называем «сотрудничество». А ту, которая «чтобы ничего не менялось», мы называем «сопротивление». Человек при этом не мне сопротивляется, не гипнозу, а изменениям внутри себя. Но, к сожалению, те, кто не хочет меняться, обрекают себя на проблемы. Ведь жизнь всё время меняется, и для того, чтобы всё время быть в этой жизни адекватным, мы тоже должны всё время изменяться. Конечно, речь не идет о том, чтобы менять квартиру, жену, работу… Речь идет о внутренних изменениях, позволяющих нам нормально адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. И это очень важно и, собственно, именно для этого и нужна всякая психотерапия.

УДК 159.962 Г 49

Главный редактор

Д.И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондарева , д. псх. н., профессор, академик РАО

Члены редакционной коллегии:

Ш. А. Амонашвили , д. псх.н..профессор, академик РАО

В. А. Болотов , д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО

А. А. Деркач , д. псх. н., профессор, академик РАО

A. И. Донцов , д. псх. н., профессор, академик РАО

И. В. Дубровина , д. псх. н., профессор, академик РАО

Ю. П. Зинченко , д. псх. п., профессор

В. Г. Костомаров , д. филол. н., профессор, академик РАО

Н. Н. Малофеев

В. Л. Матросов , д. физ.-мат. п., профессор, академик РАО

Н. Д. Никандров , д. п. н., профессор, академик РАО

B. В. Рубцов , д. псх. н., профессор, академик РАО

М. В. Рыжаков , д. п. н., профессор, академик РАО

Э. В. Сайко , д. ист.н., профессор

М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 312 с.

Эта книга создана на основе систематического курса эриксононского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам – психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помошь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники еще более гибкими и эффективными. Эриксонопский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.

Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.

ISBN 978-5-9770-0397-1

© М. Р Гинзбург, Е. Л. Яковлева, 2008

© Московский психолого-социальный институт, 2008

© Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008

Часть I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ

Глава 1. Природа гипноза

1.1. Предпосылки

Эта книга – практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость. Этот курс – курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам – тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих – и для консультанта, и для клиента.

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности – с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учебой, с жильем, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жилье, работу или место учебы.

У этих двух людей – терапевта и клиента – есть единственный общий предмет для работы – внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.). Психолог – это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нем некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил – неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым – с запозданием, а к некоторым вообще н икогда не приходит.

Как и за счет чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это – та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

Идеодинамические механизмы

Есть такой вид гадания – подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперед-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами – это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя. Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения . «Идея», образ – в голове; моторика, движение – в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это – идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять ее двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить ее (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать их закрытыми) и создать мысленный образ – представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперед-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнет раскачиваться.

Находясь в теплом помещении вы в своем воображении можете представить себе, что вы берете снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце – кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла. Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это – идеосенсорный феномен .

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, – обиду, разочарование, неудачу, – настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее – достижение, радость, успех, – настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это – идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен .

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это – идеокогнитивный феномен .

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами , или, еще короче, идеодинамикой , то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознается, – то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания – логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного – образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать – иногда более, иногда менее успешно.

 | 

Образование:

Факультет психологии Московского государственного университета

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, Ph.D., Gr.Ph.D., Full Professor

Специализация:

Обучение эриксоновскому гипнозу в Парижском институте Милтона Эриксона (Французская ассоциация гипнотерапии).
Участник и докладчик Международных конгрессов по гипнозу: в Будапеште (1996), Мюнхене (2000), Риме (2002, 2009), Акапулько (2006), Нанте (2009), Фениксе (2011), Бремене (2012), Санкт-Петербурге (2013).

Работа:

  • Тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской Академии Образования.
  • Профессор Московского психолого-социального института. Преподает психологию в ВУЗе в течение последних 15 лет.
  • В течение 2 лет преподавал психологию за рубежом (Лаос).
  • Автор обучающей программы по эриксоновскому гипнозу – 12 лет преподавания, более 2000 учеников.
  • Практикующий гипнотерапевт.
  • Инструктор чжун-юань-цигун. Участник международных ретритов (семинаров) по цигун, в Шаолине (Китай) 2000, 2001, 2002, 2004, 2005.
  • Проводил обучающие семинары по эриксоновскому гипнозу во Франции (Париж), Швейцарии (Лозанна), Болгарии (София), Латвии (Рига), Казахстане (Алматы, Астана), Украине (Киев), России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Барнаул, Владивосток, Краснодар, Самара, Уфа). Им подготовлены сотни высоко квалифицированных активно практикующих гипнотерапевтов.

Другие виды профессиональной деятельности:

  • Видео-записи семинаров Михаила Гинзбурга по систематическому курсу эриксоновского гипноза:
    «Базовые техники эриксоновского гипноза »
    «Техники каталепсии и левитации руки »
    «Косвенные внушения в эриксоновском гипнозе »
    «Метафора в эриксоновском гипнозе »
    «Гипнотическое изменение перцептивных и когнитивных процессов »
    «Гипноанализ »
    «Возрастная регрессия и временная прогрессия »
  • Автор видео-курсов серии «Психотехнологии в бизнесе»: «Стрессменеджмент » и «Пришел, увидел, убедил... »
  • Автор более 70 работ по психологии и книги «Путь к себе» (М., 1991).
  • Переводчик, редактор и автор предисловий к ряду книг по эриксоновскому гипнозу серии «Библиотеки психологии и психотерапии» издательства «Класс».
О тренере:

Михаил Романович Гинзбург считает, что эриксоновский гипноз – занятие веселое, поэтому юмор – неизменный атрибут проводимых им занятий.
Систематичность и последовательность обучения сочетается у него с дружелюбным вниманием к каждому участнику группы. У каждого участника возникает ощущение, что все происходящее адресовано ему лично.
В ходе его занятий неизменно проявляются оригинальность, интерес, синтез восточных и западных психотехнологий, внимание к каждому участнику. Все это в совокупности дает гарантированное усвоение материала. Люди, однажды пришедшие на тренинг Гинзбурга, приобретают такой интерес, что проходят весь курс обучения.

– Чем опасен Гинзбург?
– Да ничем. Просто все время
приходится увеличивать дозу...

(шутка одного из участников
длительной программы)

Клиенты о тренере:

«Тренер компетентный и, чувствуется, очень опытный. Материал излагается доступно, благодаря этому легко запоминается. Тренинг прошел в дружеской атмосфере, научил "управлять стрессом", а также спокойно и разумно воспринимать стрессовые ситуации и не терять самообладание».

Компания «БАСФ»


«Участники тренинга «Управление Стрессом» получили большой диапазон «инструментов» для работы со стрессом и практические знания в области психологии, необходимой каждому. Также очень полезным для наших сотрудников был сам опыт общения с таким высокопрофессиональным и мудрым человеком, как Михаил Романович».

Медиа Сервис Видео Интернешнл


«Тренинг очень полезный. Получила много знаний из сферы психологии. Научилась расслабляться и достигать внутренний покой, решать проблемы неординарным способом. О тренере могу отозваться как о 100% профессионале».

Участница открытого тренинга «Stress management»


«Большое впечатление произвел профессионализм тренера. Его тонкое умение чувствовать в вести всю группу и каждого участника в отдельности. Это человек необыкновенной духовности и интеллекта».
«М. Гинзбург – настоящий Учитель, Гуру…»

Участник открытого тренинга «Stress management»

Для тех, кто не в курсе: эриксоновский гипноз — это один из родителей НЛП (http://en.wikipedia.org/wiki/Milton_model). А именно на базе НЛП основаны все современные "тренинги личностного роста и саморазвития".

Спасибо за наводку именно на Гинзбурга burchakov

Если кому-то проще смотреть видео — есть курс на торренте. Но там плохое качество записи звука, куски записи просто вырезаны — в принципе, понятно, что 10 или сколько там дней занятий никто ни записывать, ни выкладывать, ни, главное, смотреть не будет.

Книга изумительно легко читается

UPD: Вообще, по прочтении я пришёл к выводу, что эриксоновский гипноз — лучшее, что может предложить психология. Там есть абсолютно всё. Проблема, как обычно, одна — найти хорошего специалиста.

РОССИЙСКАЯ Академия образования. Московский психолого-социальный институт
М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева

ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ:
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Эта книга создана на основе систематического курса эриксоновского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам — психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помощь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники ещё более гибкими и эффективными. Эриксоновский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то, что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.

Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.

Часть I. Базовые принципы, понятия и техники
Глава 1. Природа гипноза

1.1. Предпосылки
1.2. Основные понятия
1.3. Основные принципы
1.4. О Милтоне Эриксоне
1.5. Микродинамика транса

Глава 2. Базовые техники
2.1. Неопределённые слова
2.2. Сопровождение в приятном воспоминании
2.3. Ратификация минимальных признаков транса
2.4. Диссоциация
2.5. Релятивизация
2.6. Пальцевый идеомоторный сигналинг
2.7. Гармонизация с клиентом
2.8. Особенности использования языка в гипнозе
2.9. Самогипноз

Глава 3. Наведение и углубление транса
3.1. Природа наведения
3.2. Наведение фиксацией внимания
3.3. Наведение сопровождением
3.4. Наведение счётом
3.5. Наведение расслаблением
3.6. Идеомоторные наведения
3.7. Демистифицирующее наведение
3.8. Имитация транса
3.9. Натуралистическое наведение
3.10. Углубление транса
3.11. Выведение из транса
3.12. Транс терапевта

Глава 4. Внушения
4.1. Природа внушений
4.2. Прямые внушения
Явное прямое внушение
Прямое закамуфлированное внушение
Постгипнотическое внушение
4.3. Косвенные внушения
Последовательность принятия
Импликация
Подразумеваемое указание
Вопрос
Негативное парадоксальное внушение
Двойная связка
Контекстуальное внушение
Составное внушение
Трюизм (банальность)
Внушение отсутствием упоминания
Внушение, связанное со временем
Аллюзия (намёк)
Инвертированное внушение
Невербальное внушение
4.4. Открытые внушения
Мобилизующее внушение
Ограниченное открытое внушение
Внушение, охватывающее все возможности класса

Глава 5. Метафора
5.1. Природа метафоры
5.2. Источники метафор
5.3. Конструирование метафор
5.4. Метафорическое сопровождение процесса
5.5. Тематические метафоры
5.6. Метафорическая сказка
5.7. Метафора раннего научения
5.8. Метафора изменения

Часть II. Гипнотические феномены и их терапевтическое использование

Глава 6. Наиболее употребительные феномены
6.1. Каталепсия руки. Техника выполнения
6.2. Терапевтическое использование каталепсии руки
6.3. Левитация руки. Техника выполнения
6.4. Терапевтическое использование левитации руки
6.5. Субъективное искажение времени

Глава 7. Замешательство
7.1. Природа замешательства
7.2. Техники разрыва шаблона
Намеренные смысловые несуразности
Нарушения синтаксиса
Торможение двигательных проявлений
Прерывание ключей доступа
Парадоксы
Наведение рукопожатием
7.3. Техники перегрузки
Повторение
Сенсорная перегрузка
Дезориентация во времени
Дезориентация в пространстве
Практическое использование сдвига внешней системы координат
Антонимы
Техника для работы с сопротивлением
Двойное наведение
7.4. Другие возможности создания замешательства
Перенос качеств с одного объекта на другой
Противоречивая инструкция
Синестезии

Глава 8. Амнезия
8.1. Роль и место амнезии в эриксоновском гипнозе
8.2. Прямое внушение
8.3. Фигура-фон
8.4. Мотивация на забывание
8.5. Трудность запоминания
8.6. Косвенные внушения
8.7. Переключение внимания
8.8. Использование образов
8.9. Диссоциация
8.10. Замешательство
8.11. Структурированная амнезия
8.12. Встроенная метафора

Глава 10. Возрастная регрессия и временная прогрессия
10.1. Континуум возрастной регрессии
10.2. Стратегии использования возрастной регрессии
10.3. Техники создания возрастной регрессии
10.4. Двухуровневая диссоциированная возрастная регрессия
10.5. Доска почёта
10.6. Временная прогрессия
10.7. Стратегии использования временной прогрессии
10.8. Техники создания возрастной прогрессии

Глава 11. «Связанная с состоянием теория психофизиологического (духовно-телесного) исцеления и терапевтического гипноза» Эрнеста Росси
11.1. Связанные с состоянием память, научение и поведение
11.2. Базовый вопрос доступа
11.3. Трёхшаговые терапевтические стратегии

Приложение. Использование восточных техник в эриксоновском гипнозе
Буддистская Медитация покоя
«Большое дерево» китайского цигун

Часть I
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ

Глава 1
Природа гипноза

Эта книга — практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость.

Этот курс — курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам — тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих — и для консультанта, и для клиента.

Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности — с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учёбой, с жильём, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жильё, работу или место учёбы.

У этих двух людей — терапевта и клиента — есть единственный общий предмет для работы — внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.).

Психолог — это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нём некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил — неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым — с запозданием, а к некоторым вообще никогда не приходит.

Как и за счёт чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это — та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.

Идеодинамические механизмы

Есть такой вид гадания — подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперёд-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».

Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?

Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами — это они раскачивают маятник.

В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя.

Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения . «Идея», образ — в голове; моторика, движение — в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это — идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.

Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять её двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить её (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать иx закрытыми) и создать мысленный образ — представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперёд-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой... очень быстро грузик реально начнёт раскачиваться.

Находясь в тёплом помещении вы в своём воображении можете представить себе, что вы берёте снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце — кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла.

Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это — идеосенсорный феномен.

Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, — обиду, разочарование, неудачу, — настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее — достижение, радость, успех, — настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это — идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.

В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это — идеокогнитивный феномен.

Итак, возникающие у человека образы, представления автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеоэмотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами , или, ещё короче, идеодинамикой , то есть динамикой самореализации представления, образа.

Это и есть предпосылка, основа гипноза.

Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознаётся, — то, что называют «бессознательным». У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания — логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного — образы, символы. Оно пытается говорить с нами на этом языке ночью: мы видим сны. Эти сны что-то значат, это послание от нашего внутреннего разума, от нашего бессознательного, в них содержится что-то важное для нас. И мы пытаемся их разгадывать — иногда более, иногда менее успешно.

Мы тоже разговариваем с бессознательным на его языке. Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, — это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. Если человек всё время думает о том, какой он бедный, несчастный и больной, автопилот как бы смотрит: «Что там просит хозяин? Бедность, несчастья, болезнь. Курс зюйд-зюйд-вест. Поехали». И приведёт — безошибочно. Если же представлять себе счастье, успех, удачу — курс будет другой. И результат будет другой. (Я понимаю, что это как раз первоисточник, а не десятая копия, но идея реально заебала. Радует, что автор про здоровье так самоуверенно не пишет — H.B.)

Итак, образ — это основа регуляции внутренних состояний. Человек «программирует» сам себя посредством тех образов, которые он создаёт. (Неправда. 1) Желающих попрограммировать — вагон, и не всегда в силу возраста или других причин человек в состоянии им противостоять 2) Помимо образов есть физическая реальность — H.B.)

Психологическим механизмом такого «самопрограммирования» являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности.
— Где-то ты случайно повернёшь направо, а не налево,
— случайно встретишь нужного человека,
— случайно попадёшь на важный семинар,
— случайно прочитаешь нужную книгу... (А вот это очень интересно. Как правило, все скептики (я сам иной раз так делаю) всегда говорят именно эту фразу "Это случайность" и "Это самовнушение".

Интересно также поведение людей, которые целенаправленно идут на поиск "случайностей" — поступают в какие-то учебные заведения не ради знаний, а ради "среды".

Кроме того, есть совсем свежий такой рассказ: http://transurfer.livejournal.com/229626.html . Коротко: у человека классический ОКС (OCD) на почве ручек в течение 20 лет. А потом она ЕЁ нашла. СЛУЧАЙНО. "В магазин зашла даже без мысли о ручках, и вообще это был магазин для путешествующих (сумки, зонты, чемоданы). Кстати, написала это и поняла: это случилось, когда я стала ходить на терапию. Так совпало, что путь до офиса тер проходил как раз по той улице, где был магазин. Сам магазин там внезапно открылся, а потом, пару лет назад, также внезапно сгинул".

Так вот у меня вопрос: КАК подсознание могло знать про то, что там продаются эти ручки? — H.B.)

Обычно человек не осознаёт, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создаёт. Можно ли это делать целенаправленно — использовать идеодинамические механизмы для улучшения качества своей жизни — и что для этого нужно?

Важным условием хорошего срабатывания идеодинамических механизмов является расслабление. Когда держишь в руке нитку с грузиком, руку надо расслабить — тогда движения грузика видны более отчётливо.

Есть ещё одно условие, которое помогает оптимизировать работу идеодинамических механизмов. Принято считать, что за работу сознания отвечает левое полушарие головного мозга, а за работу бессознательного — правое. Конечно, человеческий мозг устроен намного сложнее, но в любом случае известно, что левое полушарие отвечает за последовательные, логические, рациональные процессы, а правое — более целостное, синтетическое, творческое. Когда активность левого полушария несколько понижается, а активность правого — повышается, мы получаем промежуточное состояние, которые можно назвать изменённым состоянием сознания , а можно назвать и трансовым состоянием — трансом, или гипнотическим состоянием. Сознание при этом не «отключается»; работают оба — и сознание, и бессознательное.

Это состояние интересно тем, что в нём многократно усиливается работа идеодинамических механизмов. Именно поэтому мы и занимаемся гипнозом. В гипнозе нет ничего ни магического, ни мистического. Всё, что можно делать в гипнозе, можно делать и без гипноза. Но в гипнозе получается мощнее и быстрее. Это — трансформатор , он усиливает воздействие идеодинамических механизмов.

Или можно сказать иначе: гипноз позволяет усилить воздействие духа на тело. Или: усиливает работу бессознательных механизмов. Это одно и то же, только сказанное немного по-другому.

Определение гипноза

Имеется много определений гипноза. Мы приведём определение Жана Годена — нашего первого учителя. Жан Годен определяет гипноз следующим образом.

Гипноз — это такой особый тип психического функционирования, при котором человек, благодаря воздействию другого человека, забывает о внешнем мире, сохраняя при этом связь с оператором, и который позволяет осуществлять психическое переструктурирование.

В этом определении есть два момента, на которых следует остановиться.

Первое — термин «оператор». В эриксоновском гипнозе не любят употреблять слово «гипнотизёр», так как оно вызывает много нежелательных ассоциаций. Но и слово «оператор» в русском языке имеет определённые ассоциации: «оператор атомной электростанции», например. Поэтому мы обычно говорим «гипнотерапевт» или просто «терапевт».

Второе — психическое переструктурирование.

В гипнозе временно снижается критический контроль и — что очень важно — временно снимаются ограничения сознания. Сознание — логично, у него есть ограничения. У человека есть определённое представление о себе, он знает: «Досюда — могу, отсюда — не могу».

В гипнозе этих ограничений нет; здесь возможно то, что сознанию кажется невозможным и нелогичным. Это похоже на то, словно открываешь скобку в своем психическом функционировании, и внутри этой скобки могут осуществиться позитивные изменения. А затем скобка закрывается (человек выходит из транса), а изменения сохраняются и продолжают действовать. При этом действуют они как бы сами по себе, и это очень удобно и практично.

Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом (1 по Ш. Жуслену. Модифицировано.)

Традиционный гипноз Эриксоновский гипноз
Авторитарный подход Пермиссивный подход
Прямые внушения Косвенные внушения
Особое состояние, в которое погружаются под влиянием гипнотизёра Особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге
Наведение - это «ключ» ко входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра Человек принимает определённую установку, из которой вытекает всё его поведение
Культивируется подчинение Культивируется высвобождение
Что-то вкладывается человеку в голову Что-то «извлекается» из головы
Гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть имеет такую установку, которую стремится передать клиенту Терапевт стремится создать у человека установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой»

Правильнее было бы говорить не о двух гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые существенно различаются между собой.

Для традиционного гипноза характерен авторитарный подход. Эриксоновский подход к гипнозу — пермиссивный, то есть разрешающий (permission — разрешение).
В традиционном гипнозе гипнотизёр всячески старается создать имидж властной, авторитарной фигуры со знаменитым «гипнотическим взглядом». В эриксоновском гипнозе всячески подчёркиваются отношения равенства, партнерства, сотрудничества. Клиенту в сеансе эриксоновского гипноза обеспечивается максимум свободы — ему «разрешается» практически всё.

В традиционном гипнозе используются прямые внушения. В эриксоновском — по большей части косвенные.

В традиционном гипнозе считается, что гипноз — это особое состояние, в которое «погружаются» под влиянием гипнотизёра. В эриксоновском считается, что это особый тип психического функционирования, в который вступают в диалоге. Прекрасный французский мастер Жак Келе метафорически выразил это следующим образом: в традиционном гипнозе человек находится «под гипнозом», в эриксоновском — «в гипнозе».

В традиционном гипнозе считается, что наведение транса — это ключ к входу в иное состояние; этот ключ находится в руках гипнотизёра. В эриксоновском считается, что человек принимает определённую установку и из этой установки вытекает всё его поведение.

В традиционном гипнозе культивируется подчинение. Традиционный гипнотизёр скажет: «Вы слышите только мой голос». В эриксоновском гипнозе культивируется высвобождение. Эриксоновский гипнотерапевт скажет: «Вам нет необходимости слушать то, что я говорю».

В традиционном гипнозе пытаются что-то вложить человеку в голову — внушения. В эриксоновском гипнозе пытаются что-то извлечь из этой головы — ресурсы.

И последнее. В традиционном гипнозе гипнотизёр думает, что имеет власть, то есть сам имеет такую установку, которую стремится передать клиенту. В эриксоновском гипнозе мы стремимся создать установку «Я помогу тебе обрести власть над самим собой».

Установка

При обсуждении различий между традиционным и эриксоновским гипнозом дважды было использовано понятие «установка».

Установка — это внутреннее отношение человека к чему-то. Установка очень важна. Можно сказать, что гипноз — это такая игра, в которую играют два или несколько человек. Эта игра разворачивается по определённым правилам, а правила задаются установками. Рассмотрим несколько примеров того, как работает установка.

Шаман первобытного племени уверен, что он обладает властью над душами своих соплеменников, то есть он имеет такую установку. Но и соплеменники верят, что он имеет власть над их душами, то есть тоже имеют соответствующую установку. На встрече этих двух установок всё и происходит: шаман внушает соплеменнику, что тот выдра, и человек ныряет в озеро и возвращается с рыбой в зубах.

В XVII столетии во Франции жил знаменитый врач — Амбруаз Паре. Это был великий врач и великий диагност. Было известно, что если Амбруаз Паре поставил человеку диагноз, то он его вылечит. И вот в одной парижской больнице умирал молодой человек. Он умирал от неизвестной болезни, никто не мог поставить ему диагноз. Его лечащие врачи сказали ему: «У тебя есть один-единственный шанс. Очень маленький, но есть. Завтра у нас в больнице будет с обходом великий Амбруаз Паре. Если ты доживёшь, если он тебя осмотрит и если он тебе поставит диагноз, — вот тогда ты спасён». Молодой человек собирает волю в кулак, доживает до рассвета, до обхода — и вот торжественный момент: в палату входит великий Амбруаз Паре со свитой. Амбруаз Паре тщательно осматривает больного и произносит свой диагноз. Здесь надо сказать, что языком образованных людей — врачей в том числе — была латынь, а простой французский народ её не понимал. Итак, Амбруаз Паре осматривает больного и произносит только одно слово: «muribondus» — «при смерти». Вся процессия выходит из палаты, и, начиная с этого момента, молодой человек резко идёт на поправку и выздоравливает — потому что великий Амбруаз Паре поставил ему диагноз. Сработала установка (2 По П. Ваплавику).

Итак, «правила игры» определяются установками её участников. Поэтому очень важно, какие установки терапевт создаёт у своих клиентов, то есть как он объясняет им что такое гипноз. Самому же терапевту необходимо формировать у себя установку на сотрудничество и поддержку.

Транс

Некоторые авторы различают транс и гипноз: транс рассматривается как состояние, а гипноз — как процесс, помогающий войти в это состояние. Можно придерживаться этого различия, на практической работе это никак не отражается. Мы будем использовать термины «транс» и «гипноз» как синонимы.

Чем отличается транс от так называемого обычного состояния сознания? Он отличается тем, куда направлено внимание. Транс — это внутренний фокус внимания. Внимание похоже на луч прожектора.

Внимание, направленное наружу, на внешний мир — это то, что принято называть обычным состоянием сознания. Если этот луч развернуть и направить вовнутрь, то мы получим состояние, которое мы называем «транс». На что вовнутрь? На что угодно: на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии — неважно.

«Навести транс» — это значит помочь человеку развернуть своё внимание внутрь себя самого. Поэтому самое простое наведение транса — это предложить что-нибудь вспомнить или представить. Для того, чтобы что-то вспомнить или что-то представить, человек погружается в самого себя и в какой-то мере перестаёт обращать внимание на окружающее.

Итак, транс — это внимание, обращённое вовнутрь. А для того, чтобы внимание обратить вовнутрь, его сначала надо на чём-то зафиксировать. Неважно, на чём, — на чём угодно.

Традиционный гипнотизёр фиксирует внимание на каком-нибудь предмете. Он может предложить смотреть на «магический» кристалл. На точку на ковре, на свой палец, себе в глаза. До сих пор бытует представление о том, что гипнотизёр должен обладать неким особым «магнетическим» взглядом. На самом же деле особенности взгляда гипнотизёра не имеют к трансу субъекта никакого отношения. Фактически субъект сам вводит себя в транс; терапевт лишь подсказывает ему, как это сделать грамотно. Терапевт выступает в роли «инструктора».

Внимание можно фиксировать в любой модальности, об этом — далее.

Вперёд:
Содержание:

Что еще почитать