Образовательная игровая ситуация "поможем бабушке федоре"

Ольга Катаева
Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы «Поможем Федоре»

Конспект совместной деятельности

«Поможем Федоре »

(2 младшая группа )

составили и

провели воспитатели

Мокеева М. А.

Вешнякова Г. Л.

Педагогические задачи :

1. Помочь детям активизировать их личный опыт по теме «Посуда» для использования его в процессе совместной деятельности .

2. Показать детям способ взаимодействия в паре в процессе продуктивной деятельности .

3. Поощрять речевые высказывания детей.

4. Развивать мыслительные операции.

Практическая задача для детей :

Помочь Федоре собрать чайные пары , учитывая рисунок.

Воспитатель с детьми играет в коммуникативную игру «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки!

Хлоп – хлоп – хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ!

Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Пухленькие щечки!

Плюх – плюх – плюх!

Здравствуйте, губки!

Чмок – чмок – чмок!

Здравствуйте, зубки!

Щелк – щелк – щелк!

Здравствуй, мой носик!

Бип – бип – бип!

Здравствуйте, гости!

Привет! Вытягивают руки ладонями вверх.

«Пружинка» .

Гладят ладонями щеки

3 раза слегка похлопывают по щекам.

Круговые движения кулачками по щеке.

3 раза слегка хлопают по щекам

Качаю головой, вправо – влево.

3 раза чмокают губами.

Качают головой вправо-влево.

3 раза щелкают зубами.

Гладят нос ладонью.

Нажимают на нос указательным пальцем.

Протягивают руки вперед ладонями вверх.

Машут рукой

Появляется Федора .

Федора : Ой, горе мне, горе. Бедная я, бедная. Воротилась посуда к Федоре . Мне бы радоваться, а у меня все равно горе.

Воспитатель : Федора , ты успокойся и расскажи, что с тобой случилось.

Федора : Я решила пригласить гостей на чай, стала стол накрывать. Поставила как полагается : блюдца, чашки, а они разные оказались, не красиво! Да еще и блюдца сломаны. Вот и расстроилась. Посмотрите сами. (В подтверждении своих слов Федора достает блюдца , в которых дырки)

Федора : Что делать - не знаю.

Воспитатель : Ребята, как можно помочь Федоре ?

Предполагаемые ответы детей : купить новые, слепить, нарисовать, починить.

Воспитатель : Как можно починить блюдца? (Найти подходящие осколки)

Воспитатель : Чтобы быстрее помочь Федоре найти подходящие осколки и склеить блюдца, давайте разделимся на две группы . У каждого из вас есть разноцветный значок. Те, у кого синий значок подойдите к этому столу, а те, у кого красного цвета – подойдите к этому столу. На столах лежат подносы в них осколки разного цвета и формы.

Воспитатель кладет на стол по одному(2) блюдцу, которые принесла Федора .

Воспитатель : Выберите из разных осколков один, который подойдет к блюдцу.

Дети выполняют задание. Федора радуется .

Физминутка «Чайничек» .

Федора : Спасибо, дети, что вы склеили мои блюдца, но как же я накрою на стол, если на чашках есть узор (показывает, а на блюдце - нет, и они разного цвета?

Воспитатель : Ребята, давайте рассмотрим чашку и блюдце.

Чем чашка отличается от блюдца? (чашка красного цвета, а блюдце синего цвета; на чашке есть узор, а на блюдце – нет).

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы чашка и блюдце превратились в чайную пару? (чашку и блюдце надо подобрать по цвету и сделать блюдце одинаковым по узору как чашка).

Федора : Но я не знаю, как это можно сделать, ведь фигуры все отпали. (показывает детям фигуры разного цвета)

Воспитатель : Как можно помочь Федоре ?

Дети : Приклеить их.

Федора : Спасибо, девочки и мальчики. Можно я буду вам помогать ?

Воспитатель предлагает детям, у которых синие значки сесть за столы, где синие чашки, а детям, у которых красные значки – где красные чашки.

Воспитатель : Подберите подходящие по цвету блюдца к чашке и составьте на чашках точно такой же узор. Работать мы будем в парах. Один будет намазывать клеем, а другой – приклеивать. Чтобы помочь Федоре нужно между собой договориться и работать дружно.

Федора и Воспитатель по необходимости включаются в ситуацию выбора и совместную детскую деятельность .

Воспитатель : Посмотрите, дети, и ты, Федора , какие красивые чайные пары получились! Теперь они одинаковые по цвету и по узору.

Федора : Мне очень понравилось, как дружно вы умеете работать. Спасибо, что помогли мне собрать мой чайный сервиз. Теперь он почти как новый! А чтобы и у вас поднялось настроение, я хочу вас угостить чаем. Вы любите чай? А с чем вы любите пить чай? (ответы детей) .

Федора : Тогда я пойду за угощением к чаю, а вы накрывайте на стол. (Федора уходит )

Воспитатель : Кто к нам приходил сегодня? (ответы детей)

Воспитатель : Зачем она приходила? (ответы детей)

Воспитатель : Что мы сделали для Федоры ? (предполагаемы ответы детей : склеили блюдца, подобрали чайные пары по цвету и узору)

Воспитатель : Трудно ли было помогать Федоре ? Трудно ли было работать в парах? Несмотря на то, что было трудно, вы справились с заданием, помогли Федоре . Вы настоящие друзья. Молодцы! Спасибо! Давайте накроем на стол, и подождем Федору к чаепитию .

Главная героиня сказки «Федорино горе» — бабушка Федора Егоровна. У нее случилось горе – все ее вещи решили срочно от нее убежать. По улице понеслись разнообразные предметы: метла, лопата, кочерга, топоры. По лугам поскакали сито и корыто. Следом торопились предметы кухонной утвари: ножи, кастрюли, чайник с кофейником. Из окна Федориного дома выскочил стол, на котором восседал самовар и тоже побежал.

Испуганная курица стала спрашивать, откуда и куда все бегут. Ей рассказали, что бабушка Федора очень плохо относилась к своей утвари, не мыла ее, не чистила, и все они решили от нее уйти. Следом за сбежавшими предметами устремилась сама Федора со своими котами. Она призывала непослушные предметы вернуться, но ее никто не слушал.

Вскоре бежавшие оказались в незнакомых местах. Они шли уже долго, и некоторые из них стали жаловаться на усталость. Тут блюдо заметило, что их кто-то догоняет. Это была Федора. Она осознала, что вела себя неправильно и всячески уговаривала беглецов вернуться домой, обещая, что будет относиться к ним бережно и содержать в чистоте и порядке.

Сбежавшие предметы пожалели свою хозяйку и вернулись домой. Федора их привела в порядок, и у всех поднялось настроение. Кастрюли отправились в печь и стали готовить еду, а метла вымела из дома всю пыль. Ну а самовар угостил бабушку Федору чаем. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Федорино горе» заключается в том, что необходимо всегда поддерживать в доме чистоту и порядок. Следует бережно относиться к предметам домашнего обихода, и тогда они будут служить верой и правдой долгие годы. Сказка учит быть аккуратным в быту, чтобы не случилось того, что произошло с Федорой.

В сказке мне понравилась главная героиня, бабушка Федора Егоровна. Она сумела побороть в себе лень и неряшливость и уговорила вернуться все предметы, сбежавшие из ее дома. Она полностью исправилась и в дальнейшем относилась к домашней утвари с любовью и уважением.

Какие пословицы подходят к сказке «Федорино горе»?

Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Порядок в доме есть - хозяину честь.
Чистота – залог здоровья.

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира­мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по­рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо­жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом­нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо­жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо­ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз­меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под­борки изображений разных предметов, которые можно объеди­нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та­кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери­ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть­ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару.

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред­ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред­метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча­шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да­вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно­го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис­кать парные карточки. Затем это задание выполняют само­стоятельно.

5. «Радуга-дуга»

Цель: познакомить детей с последовательным располо­жением цветов у радуги, упражнять детей в составлении предметов по их цвету.

Стимулъный материал: на белом листе бумаги нарисо­вана радуга, наполовину раскрашенная. Вторую половину ребенок должен нарисовать сам.

«Посмотри, на небо вышла радуга-дуга, но почему-то кто-то стер краски. Давай посмотрим, какие цвета у радуги, в какой очередности они расположены. Давай вместе дори­суем радугу-дугу!»

После того как радуга будет готова, можно ребенку про­читать стихотворение Е. Измайлова:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса.

Ленты пестрые в косе -

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица -

Бери, какая нравится!

Красная

Если красный помидор, То поспел он, ясно, Если красный светофор, То идти опасно, Ну, а если красный нос - Значит, на дворе мороз.

Оранжевая

Что за мяч оранжевый Весело наряженный? Мячик не резиновый, Мячик апельсиновый.

Желтая

Желтый лимон на цыпленка похож, Только вот ног у него не найдешь. Желтый цыпленок похож на лимон, Только растет не на дереве он.

Зеленая

Ваш. кузнечик Кузька - Зеленое пузико. Спинка, лапки, голова - Весь зеленый, как трава.

Голубая

Нравятся Насте голубые краски: Голубые платья, Голубые глазки, Голубика в лесах, Дали голубые. Голубые чудеса - Выбирай любые!

Синяя

Слышал я, будто стащила синица В небо лоскутик синего ситца. Сшила синица из ситца косынку, Синими стали крылья и спинка.

Лиловая

Цвет лиловый - цвет сирени,

Цвет фиалок,

Цвет весенний.

Цветет он и колышется,

И в нем приятно дышится!

После чтения следует обратить внимание ребенка на то, что в данном стихотворении о цветах радуги говорится в той же последовательности, в какой они изображены на рисунке у радуги-дуги. Также следует ребенку объяснить, что в своем стихотворении поэт последнюю краску радуги - фиолетовую - называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет.

6. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит­ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла­жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя­тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

7. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри­ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг­лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку­бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред­меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред­меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре­бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

Что еще почитать