Плохая память у ребенка 7 лет причины. Если у ребенка плохая память…. Решение проблемы с плохой памятью

Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.

Причины плохой памяти у детей

  1. Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.
  2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.
  3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.
  4. Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.

Как развить память у ребенка?

Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.

Различают следующие типы памяти:

Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления – подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.

Плохая память у ребенка. Что делать?

Чаще всего проблемы с памятью обнаруживаются в самом начале обучения, когда ребенок идет в первый класс. Основываясь на этом, не нужно делать скоропалительные выводы, что ваш ребенок не обладает способностями или проявляет лень. В этой проблеме нужно спокойно разобраться, чтобы понять ее суть и принять правильные меры.

Почему у ребёнка плохая память?

Усталость и недостаток отдыха

Во-первых, важен анализ общей загруженности вашего чада. Во внимание следует принять все, что отнимает его время - занятия в школе, приготовление уроков, дополнительные кружки и секции, чтение, просмотр телевизора. После чего нужно задуматься, а сколько времени остается у него на отдых, как часто ему удается побывать на свежем воздухе, существует ли у него четкий распорядок дня и достаточно ли он спит.

Современные дети устают не меньше взрослых. Их усталость склонна к накоплению, и отсутствие полноценного питания, согласования отдыха и труда, здорового образа жизни с дополнением, в виде чрезмерных нагрузок, не дают ребенку восстановиться во время ночного сна. В результате возникает рассеянность, недостаточная концентрация внимания, раздражительность и прочее. Как результат - плохая память у ребенка. Что делать, как помочь любимому чаду?

Эта проблема решается несложно - необходимо нормализовать режим дня ребенка, и вскоре улучшение ситуации не заставит себя ждать.

Не хватает витаминов и микроэлементов

Правильно ли питается ваш ребенок? Получает ли он достаточно витаминов и микроэлементов, а также других необходимых организму веществ?

Проверьте, достаточно ли жидкости пьет ребёнок в течение дня. Недостаток воды в организме отрицательно влияет на функционирование мозга. Как следствие, память ухудшается.

Подумайте, достаточно ли йода в рационе ребенка. Ест ли ребенок морскую капусту и морепродукты или продукты, обогащенные йодом? К примеру йодированную соль? В большинстве регионов России жителям не хватает йода. Недостаток йода сказывается не только на памяти, но и постепенно ухудшает развитие растущего организма. Ребенок быстро утомляется и устает, усталось превращается в хроническую. Настроение подавленное, успеваемость в школепадает. Если вы заметили подобные симптомы у своего ребенка, поскорее обогащайте его рацион йодом. Сейчас ваптеках продается множество различных биоактивных добавок с йодом. Кроме того, можно добавлять в пищу ребенка морскую капусту или спирулину. Внимание! Спиртовой раствор йода использовать в пищу запрещено! Он может вызвать тяжелое отравление, особенно у ребенка!

Не хватает тренировки памяти

Но иногда проблема заключается в нетренированной памяти. И это можно безболезненно решить, если всерьёз заняться ее развитием, не допуская упреков в отношении ребенка. Замечая, что он с трудом умеет выражать собственные мысли, вы должны насторожиться. Недостаточно развитая речь, как правило, сочетается с плохой памятью.

Как тренировать память ребенка

Ничто так не развивает детскую речь, как общение. Расспрашивайте ребенка о делах в школе, не обрывайте его рассказ, любую фразу дослушивайте до конца. При ответах на ваши вопросы, в головном мозге ребенка активизируются участки, отвечающие за память. Чем больше деталей произошедшего вы хотите узнать, тем активнее они работают, а ребенок при этом тренирует память. Кстати, почитайте книгу Как говорить с детьми, чтобы они учились. Эта замечательная книжка поможет вам правильно строить диалог с ребенком, чтобы мотивировать его к учебе!

Ежедневно заучивайте с ребенком хотя бы несложную пословицу, скороговорку или четверостишие. Весьма полезно запоминать новые иностранные слова. При этом не забывайте повторить выученное ранее, так как это немаловажно.

Уделяйте внимание развитию ассоциативной памяти. Разговаривая с ребенком, обращайте внимание на признаки предмета: цвет, аромат, отдельные детали, их описание. Благодаря этому вы формируете в памяти ребенка образы, а их легче запомнить. Образное мышление помогает лучше запоминать текст или стихи. Строки прочнее улягутся в памяти, если ребенок визуально представляет, о чем сейчас идет речь. Предложите ребенку игры на развитие внимания.

Конечно, процесс тренировки памяти длителен и трудоемок. Но пускать все на самотек неправильно, лучше начать занятия своевременно в начальных классах, пока школьные предметы не отличаются сложностью и высоким объемом. Иначе в будущем вам предстоят еще большие проблемы, где вина самого ребенка будет не столь велика.

У ребенка плохая память

Тот факт, что у ребенка плохая память, как правило, обнаруживается с началом школьного обучения. Но проблемы с запоминанием не всегда свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы с запоминанием. Не следует также делать преждевременные выводы о том, что ребенок лениться и прилагает недостаточно усилий к учебе. Понимание сути проблемы поможет найти ответ на вопрос о том, как улучшить память ребенку.

Причины плохой памяти у детей

1. Группа причин, связанная с образом жизни и нагрузкой. Понаблюдайте за ребенком, отметьте, какие занятия, помимо учебы занимают значительную часть его времени: игры, прогулки, просмотр телевизора, дополнительные кружки и секции. Есть ли у ребенка четкий режим дня? Чередует ли он физическую и умственную активность? Достаточно ли он отдыхает? Дело в том, что современные дети устают подчас не меньше взрослых. От обилия поступающей извне информации и ежедневных перегрузках они не могут полноценно отдыхать и восстанавливать силы во время ночного сна. От этого они становятся вялыми, рассеянными, снижается концентрация внимания и, как следствие, ухудшается память.

2. Нехватка микроэлементов и витаминов. Проследите за тем, что ест ваш ребенок, полноценно ли его питание. Постарайтесь обеспечить малышу вместе с едой поступление в организм всех необходимых полезных веществ. Не менее важно и количество потребляемой жидкости, ведь ее недостаток отрицательно сказывается на функционировании мозга.

3. Недостаточная тренировка памяти у детей. Иногда суть проблемы в том, что тренировке памяти ребенка уделялось недостаточно внимания. Эта проблема устранима упорными регулярными занятиями. Также нужно отметить, что память непосредственно связана с речью, поэтому ребенок, с недостаточно развитой речью неизбежно будет иметь проблемы с памятью.

Таким образом, справиться с первыми двумя группами причин можно посредством пересмотра образа жизни ребенка, установления четкого режима сна и бодрствования, нагрузки и отдыха. Если же причина носит педагогический характер, с ребенком нужно заниматься.

Как развить память у ребенка?

Знание особенностей развития памяти у детей поможет в поиске методов ее улучшения. В первую очередь, нужно выяснить, какой тип памяти наиболее выражен у ребенка.

Различают следующие типы памяти:

· зрительная - ребенку проще запомнить то, что он видит перед глазами, поэтому учебный материал ему лучше преподносить в письменной или печатной форме;

· слуховая - он лучше запомнит информацию, рассказанную кем-то. Такому ребенку нужно читать вслух, рассказывать, пояснять;

· двигательная - для наилучшего запоминания ребенку нужно проговорить информацию, хотя бы про себя, но, шевеля губами.

Ничто так хорошо не отражается на развитии ребенка, как общение. Ежедневно общайтесь с ребенком как можно больше, учите маленькие стихотворения и интересные скороговорки, используйте специальные игры на память для детей и результат не замедлит сказаться. Также уделяйте внимание развитию ассоциативного мышления - подробно описывайте предмет: его цвет, размер, форму, запах, это благоприятно отразится на развитии образной памяти.

Не стоит сразу делать выводы, что у ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.

В первую очередь, внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во внимание всё – школьные занятия, домашние задания, всевозможные кружки, чтение, просмотр телевизионных программ (они тоже очень утомляют). А теперь подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Наши дети устают точно так же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие правильного питания, здорового образа жизни, режима труда и отдыха плюс чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание, трудности в школе, раздражительность, капризы и прочее.

Решение этой проблемы лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка, контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую ситуацию.

Но случается, что проблемы школьной неуспеваемости в другом – в нетренированной памяти. И это решаемо, если родители серьезно займутся развитием памяти своего ребенка, причем, не упрекая и заставляя его, а помогая и развивая.

Вы заметили, что ваш ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо запоминать.

Чтобы развить речь у детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте своего ребенка о школьных делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы о деталях происшедшего заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.

Старайтесь заучивать стихи и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили - повторяйте и его тоже, так как это очень важно.

Развивайте у ребенка ассоциативную память. Для этого, в разговорах с ним обращайте его внимание на частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая снежная баба во дворе, запах свежего хлеба из булочной, начало снегопада и пр. Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например, снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом, а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)

Образное мышление тоже поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом повторении.

Важно не забывать и о зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки, которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы и пр. Вспомнив расположение правила в учебник, ребенок автоматически будет вспоминать и текст.

Безусловно, тренировки памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда школьные занятия еще несложные и небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых вина собственно ребенка будет невелика.

Ребенок забывает дома тетради и учебники, хотя собирался с вечера и никуда не спешил? Вы послали его за хлебом, а он купил шоколадку? Он не помнит, что проходили сегодня в школе?

Плохая память у ребенка — что делать?

Не спешите обвинять сына или дочь в лени или нежелании учиться. Возможно во всем виновата плохая память у ребенка, и на это есть вполне объективные причины. Чтобы определиться, как улучшить память, необходимо разобраться в причинах этого нарушения:

Пора на обед!

Одна из причин ухудшения памяти у ребенка очевидна -неправильное питание. Если Ваш сын на завтрак съест бутерброд, в школе перекусит шоколадным батончиком с «Колой», а в обед «угостит» свой желудок чипсами перед прогулкой, в этом случае даже полноценный вечерний ужин в компании с родителями не поможет делу.

Несбалансированное питание, отсутствие нужных растущему организму витаминов, микроэлементов и других полезных веществ в период становления может привести к плачевным результатам.

Что делать : именно в детстве закладывается основа всего в организме. Недополученное в детстве уже не наверстать во взрослом состоянии. Поэтому обратите пристальное внимание на то, чем Ваш ребенок питается, поговорите с классным руководителем, чтобы она последила, чтобы ребенок обязательно получал завтрак в школьной столовой. Дети обязательно должны обедать в школе и не печеньем, а полноценным горячим блюдом . И никаких диет, которым подвержены девочки в подростковом возрасте. Любые ограничения в питании губительны в том числе и для памяти.


Режим дня

Невнимательность, нарушение концентрации, ухудшение памяти может быть связано с неправильным режимом дня:

  1. ребенок допоздна сидит у телевизора или за компьютером;
  2. мало спит;
  3. не отдыхает днем;
  4. поздно заканчивает делать уроки.

Неправильное соотношение между отдыхом и нагрузкой может привести к перенапряжению, и ребенок просто перестанет воспринимать необходимый ему в его возрасте объем информации.

Что делать : постарайтесь соблюдать установленный режим дня. Привлеките к его составлению Вашего ребенка, пусть он добавит в него те занятия, которые он считает важными. Сделайте плакат и повешайте на видное место.

Электронное зло

Еще никому не помогало бесконтрольное использование электронных средств мобильных телефонов, компьютеров, планшетов. Зачем ребенку тренировать память, запоминать что-то, если он, весь увешанный гаджетами, всю нужную информацию за одну минуту может найти в Интернете. Вот Вам и еще один источник беспамятства современных детей — компьютеризация нашей жизни.

Что делать: попробуйте отвлечь ребенка от его персонального электронного друга: поговорите с ним, расскажите историю из жизни Вашей семьи, поделитесь знаниями по истории, предложите вместе почитать, а потом обсудить книгу, сходите вместе в музей, где ребенок получит новую для себя информацию. Разумеется, если рассказчиком будет мама или папа, которых ребенок так редко видит, он запомнит все гораздо быстрее.

Жвачка для беспамятства

Современные ученые порой приходят к совершенно неожиданным результатам в своих исследованиях. Оказывается, ухудшает память… жевательная резинка. Психологи Кардиффского университета в Англии доказали, что жвачка вредит кратковременной памяти.

Жевание резинки — это монотонное однообразное рефлекторное движение. Но из-за этого человек не может сосредоточиться на чем-то важном. Причем это относится как к детям, так и к взрослым. Человек становится рассеянным и не помнит, что делал минуту назад. Сами посудите, Вашему чаду не видать пятерки, если всю контрольную он будет концентрироваться на жевании, а не заниматься решением примеров.

Что еще почитать