Несмотря на то, что в общих чертах эти новогодние дедушки схожи, их отличия все же бросаются в глаза с первого взгляда - начиная деталями костюма и заканчивая поведением в целом.
1. Головной убор - первый и главный признак, отличающий дедушек.
Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.
Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.
2. Цветовая гамма одежды.
Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой.
Наш Дед Мороз одевается куда богаче. Фоновый цвет его одежды может быть практически любым, за исключением чёрного - лишь бы он ассоциировался с зимой и морозом. Одежда Деда Мороза украшена богатым узором, часто вышита золотом и серебром, повторяющим причудливый рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками.
3. Верхняя одежда.
Дед Мороз одет тепло - в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Ни один уважающий себя Мороз не наденет шубу выше колена! Шуба всегда имеет опушку из белого меха, а в идеале - лебяжьим пухом!
Верхняя одежда Санты - короткая куртка, подпоясывается он черным поясом с пряжкой.
4. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.
5. На ногах у Деда Мороза традиционная русская зимняя обувь - валенки (в классическом варианте - белые).
Санта Клаус носит черные сапоги.
6. На руках.
У Деда Мороза на руках трехпалые перчатки или теплые рукавицы - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу. Даже если возникнет нужда снять рукавицы, Дед Мороз, по русской традиции, заправит их за пояс.
Санта Клаус носит легкие перчатки.
7. Борода
У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят).
У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках, как у барашка, вызывающих сомнение в ее натуральности.
8. Атрибуты.
Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".
В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которые недопустимы у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит (правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет - результат антитабачной пропаганды на Западе).
9. Транспорт.
Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – часто в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.
10. Спутники и помощники.
Помощника Санта Клауса - добрые эльфы. Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
11. Мешок с подарками - пожалуй, единственное, что неизменно общее у Деда Мороза и Санта Клауса. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку, а Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.
12. Общий вид.
Дед Мороз, не смотря на солидный возраст, - высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький пухлый румяный веселый старичок.
|
Совсем скоро новый год! А какой же Новый год без Деда Мороза и Снегурочки?
Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер, обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме.
Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.
Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза.
Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога).
Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.
Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма, полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.
Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки".
Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, тоже серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).
Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.
Часть первая - языческо-сказочная
В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.
Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.
Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил
"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."
Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.
Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).
"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”
Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.
Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”
Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!
Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.
Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).
Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".
Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".
По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.
А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.
И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".
Палехская шкатулка "Морозко"
Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.
Часть вторая - рождественско-христианско-городская
Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп
Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?
Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.
Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).
Дореволюционная Рождественская открытка
Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.
Дореволюционная Рождественская открытка.
Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.
Дореволюционная Рождественская открытка.
В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.
Дореволюционная Рождественская открытка.
В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.
К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.
Дореволюционная Рождественская открытка.
Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.
В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)
Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
Часть третья - советско-сталинско-новогодняя
В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.
1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.
Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года
Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.
Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года
Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.
Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).
Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)
Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html
Я взяла оттуда несколько фотографий
Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).
Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.
Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год
Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.
Часть четвертая - российско-постперестроечная.
Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.
Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.
Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.
А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.
Совсем скоро любимая множеством поколений парочка - Дед Мороз и Снегурочка - начнет свое триумфальное шествие по праздничным домам и квартирам, чтобы дарить детям подарки, а взрослым - хорошее настроение. Сегодня мы расскажем вам, почему у Снегурочки шуба - синяя; почему Санта-Клаус носит красный кафтан и какие меха предпочитает Снежная королева.
Дед Мороз - символ зимнего холода, стужи, это древний языческий бог, властвующий над природой долгие месяцы. Традиционно его изображали в белой или синей шубе, отороченной лебяжьим пухом или собольим мехом, с посохом в руке. Обязательные элементы - трехпалые рукавицы, пояс с орнаментальной вышивкой, белые валенки. Шуба у Мороза длинная, она украшена серебряными узорами и подбита мехом. Посмотрите фильм-сказку «Морозко» - там грозный бог зимней стужи представлен во всей красе.
В красной шубе изображают Санта-Клауса, Святого Николая. Мало кто знает, что это неспроста - Святой Николай был епископом, а красный цвет - традиционный для облачения. «Краснеть» шуба Деда Мороза начала позже - самое забавное, что почти одновременно с зарождением идей коммунизма. После революции рождественские елки большевики отменили как пережиток буржуазного прошлого - повеселиться на новогоднем празднике детям удалось только в 1937 году. Хозяином праздника стал Дед Мороз - в красной шубе. Тогда же впервые у Деда Мороза появляется спутница. Каким образом Снегурочка, героиня знаменитой пьесы-сказки Александра Островского, оказалась мало того что в компании седобородого старца, так еще и на правах родственницы? Считается, что она дочь Весны и приходится Морозу внучкой, однако правдоподобнее выглядит версия, что поздравлять советских детей должна непременно пара. Получился эдакий праздничный вариант рабочего и колхозницы. Также есть мнение, что шуба Деда Мороза «покраснела», чтобы контрастировать с бело-голубой шубкой Снегурочки.
Примерить на себя костюм Снегурочки - мечта многих женщин еще со школьных времен. Изящная синяя или белая шубка, муфта, сапожки, сияющий кокошник или пушистая шапочка - вещи, без которых представить Снегурочку нельзя. Традиционный для нее цвет костюма - серебристо-голубой, цвет снега и льда. Шубка Снегурочки оторочена нежным кроличьим мехом, руки она прячет в кроличью муфточку. Иногда упоминается мех норки или горностая. Роскошный кокошник или венец расшит жемчужинами и бисером, иногда - у висков украшен шариками из лебяжьего пуха. Чтобы превратиться в настоящую Снегурочку, необязательно надевать кокошник - достаточно подобрать роскошную белоснежную шубку из норки, которая гарантированно привлечет мужское внимание.
Снежная Королева - женщина-вамп из сказки Андерсена, властительница дум и сердец, предпочитает длинную соболью шубу, в которую могут укутаться целиком целый десяток Каев и Герд. Эта роскошная женщина носит тяжелую шубу в пол и высокую пушистую шапку ил меха полярной лисы. В отличие от Снегурочки, Снежная Королева полутонов не терпит - только белоснежный мягкий мех, только самый дорогой, только самый качественный. Примерить на себя подобный образ можно, выбрав шубу в пол с шикарным воротником.
С наступающим Новым годом и Рождеством! Добрый Дедушка Мороз исполнит любые желания - если вы, конечно, хорошо вели себя в этом году. Пусть шубы, куртки и дубленки Московской меховой компании согревают вас в зимние холода, а родные и близкие наполняют теплом сердце.
«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.
Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.
Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.
Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.
Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.
Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.
Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.
Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.
Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.
Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .
Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.
Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .
Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.
Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.
Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.
К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.
Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.
В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.
Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.
Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.
Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.
Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.
Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам