Практика организации физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в детском саду. Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Нарушения письма и чтения в данной классиф

В современной России обоснованную тревогу государственных и общественных деятелей, педагогов, психологов, медиков вызывает ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний день это стало едва ли не наиболее актуальной проблемой дошкольного и школьного образования. В ее решении активное участие призваны принимать педагоги по физической культуре и спорту - в силу потенциальных возможностей эффективного оздоровления личности посредством занятий физическими упражнениями .

При оценке состояния здоровья детей первоочередное внимание обращают на его физические параметры: функционирование мышечного аппарата, проявление двигательных качеств и т.д. Эти и другие составляющие здоровья совершенствуются посредством применения физических упражнений, организации оптимального двигательного режима детей, в целом обеспечения их здорового образа жизни.

Важнейшим показателем развития ребенка является его интеллектуальная деятельность, развитие которой связано с формированием способностей здраво, логично рассуждать, решать умственные задачи. Орудием мышления является речь, как средство оформления и выражения мысли. В данном контексте психологи и педагоги подчеркивают значение правильного развития речи у детей для эффективного формирования их интеллектуальных способностей .

По данным Научного центра здоровья детей российской академии медицинских наук, на возрастном отрезке от семи до семнадцати лет, совпадающим с периодом систематического образования, происходит значительное ухудшение физического и умственного состояния детей. Так, среди дошкольников и младших школьников можно признать здоровыми не более 20% детей; 34% имеют различные функциональные нарушения здоровья, а 46% - различные хронические патологии. В среднем и старшем школьном возрасте ситуация обостряется: здоровыми признаются не более 2-2,5% обучающихся; около 28,5% школьников отнесены ко II группе здоровья (функциональные нарушения); до 69% детей имеют хронические заболевания и отнесены к III-IV группам здоровья. Как результат -большинство обучающихся не соответствуют нормативам физического развития, не выполняют нормы физической подготовленности, не в состоянии качественно осваивать образовательные программы. Следовательно, важнейшей задачей дошкольной педагогики является создание условий для здоровьесбережения воспитанников, для их полноценной физической, психической, социальной подготовки к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.

Одной из лежащих в данной плоскости проблем является рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения. В частности, в раннем возрасте речевые дефекты разной степени тяжести обнаруживаются у более чем 30% детей. Среди первоклассников процент обучающихся с нарушениями речи составляет 20%-30%. Это дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), и с задержкой психического развития (ЗПР), и с различными формами Нерезко выраженных общих нарушений речи (НВ ОНР): дизартрией, заиканием, нарушением голоса и пр. Указанные и иные нарушения речевого развития детей могут устранены в период дошкольного детства при условии целенаправленной и систематической работы специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Это потребовало перестройки работы, существующей в детских дошкольных образовательных организациях, с тем, чтобы создать условия для продуктивной работы специалистов по коррекции дефектов речи у дошкольников.

Теория физической культуры и спорта свидетельствует, а практика подтверждает, что дети, посещающие различные спортивные секции, занимающиеся физической культурой физически более развиты, меньше болеют, быстрее усваивают образовательную программу по сравнению со сверстниками, не занимающимися физической культурой и спортом. Систематические занятия физическими упражнениями специальной направленности положительно влияют на состояние здоровья, в том числе, способствуют и преодолению у детей различных речевых патологий. Это связано с тем, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики может рассматриваться как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее достигается положительный результат. Заметим, что логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти . Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе, когда в коррекционной работе участвуют все основные группы специалистов детского сада, а также родители воспитанников.

Вышеуказанные соображения послужили основой для планирования и проведения педагогического эксперимента, направленного на организацию комплексной медико-психолого-педагогической деятельности по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В качестве основного комплексного средства были определены физические упражнения и системы физического воспитания специального - логопедического - назначения, предназначенные для детей дошкольного возраста.

На первом в учебном году методическом собрании детского сада были утверждены поставленные ключевые задачи, определены ориентировочные направления работы. Далее было проведено обследование уровня развития речи и уровня физического развития и физической подготовленности детей старших групп детского сада (5 лет). Серьезных патологий в развитии речи у детей медицинскими работниками выявлено не было. Однако инструктор по физической культуре отметил, что практически у всех детей недостаточно развита координация движений рук и ног, отсутствует четкость выполнения движений, слабо сформированы умения выполнять словесные инструкции из двух - трех действий. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показало, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

По результатам обследования была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 24 детей, и разделенная на две подгруппы: в первую (I) подгруппу вошли физически более развитые воспитанники (10 человек), во вторую (II) - дети с более низким уровнем физического развития (14 человек). Далее был составлен перспективный план работы подгрупп с учетом физического, речевого и умственного развития детей.

Специалисты, участвующие в эксперименте, проанализировали связь двигательной сферы с речью и изменили цели каждого занятия, акцентируя внимание на коррекции / устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В качестве основного средства воздействий были выбраны игры и упражнения, направленные на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Исходя из цели работы, были сформулированы общие задачи коррекционно-педагогической деятельности:

Логопед: устранение речевых нарушений,

Музыкальный руководитель: развитие дыхания и голоса,

Воспитатели и логопед: выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности,

Инструктор по физической культуре: совершенствованию двигательной сферы,

Психолог: активизации всех психических процессов (внимания, памяти: слуховой, зрительной, двигательной, словесно-логической).

В соответствии с идеей комплексности работы в начале учебного года с родителями воспитанников экспериментальной группы было проведено собрание, на котором присутствовали все специалисты. Логопед познакомила с целями и задачами работы специалистов в группе, обратила внимание на проведение занятий, которые носят как общую оздоровительную направленность, так направленность на коррекцию речевых и двигательных нарушений. Родители одобрили начинание; родительский комитет разработал рекомендации для родителей в области участия в эксперименте. В частности, родителям было рекомендовано:

Проводить подвижные игры с детьми (суббота, воскресенье);

Выполнять дома с детьми каждое задание, полученное от логопеда;

По возможности присутствовать на открытых занятиях в детском саду;

Фиксировать появление положительных тенденций в двигательной и речевой сфере детей;

Поддерживать контакт с логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем и психологом.

В перспективном плане для I подгруппы была предусмотрена обязательная связь речевых и двигательных упражнений, игр, логоритмики и маршировок. Во II подгруппе работа была ориентирована на дальнейшее совершенствование двигательных и речевых функций.

В календарный план были внесены конкретные изменения, связанные с построением и содержанием занятий. Логопед, работая в подгруппе I, тесно связывал коррекцию речи и развитие двигательных функций детей. С этой целью в каждое занятие включили физминутки, двигательные паузы для отдыха, которые соединялись с речевым материалом.

Содержание деятельности инструктора по физической культуре исходило из того, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В контексте экспериментальной работы в начале учебного года учитель-логопед ознакомил инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). После выявления уровня психоречевого развития детей, были совместно определены цели, задачи формирования речедвигательных навыков, составлен план коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре стало: развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, физиологического и речевого дыхания, координации речи с движением; развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текстов в процессе занятий по физической культуре подбирались в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. Был, преимущественно, использован речевой материал из пособия Е.Н. Вареник с соавт. «Физическое и речевое развитие дошкольников» , а также рифмовки собственного сочинения. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствовал двигательный компонент, что способствовало развитию у детей общей и мелкой моторики. Систематическое использование речевых рифмовок обеспечивало закрепление результатов логопедической работы и осуществление преемственности в работе специалистов.

Воспитатели работали в полном контакте с логопедом, инструктором по физической культуре и другими специалистами. Каждый день во второй половине дня они проводили занятия, закрепляющие материал, пройденный на занятиях других специалистов. Особое внимание воспитатели уделяли общению детей друг с другом и с педагогами. Они поправляли детей, добиваясь правильного произношения слов, построения предложений, пересказов. Помимо этого, в арсенале воспитателей имелись различные игры, применение которых способствовало развитию общей моторики, мелкой моторики, правильного дыхания, голоса, выразительности высказывания.

Музыкальный руководитель в содержание каждого занятие также включал элементы логоритмики. В данной части работы основными целями логоритмики были определены: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). В образовательные задачи входило формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). К воспитательным задачам относились воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

В целом логопедическая работа разных специалистов в течение дня включала:

Утреннюю гимнастику с речевками и звукоподражаниями;

Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;

Речевые игры перед едой;

Логоритмические паузы на занятиях;

Динамические паузы между занятиями;

Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

Подвижные игры с пением (на прогулке);

Игры малой подвижности (в группе);

Логоритмические досуги.

В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Однако, уже первые (промежуточные) результаты свидетельствуют о ее эффективности: воспитанники экспериментальной группы стали быстрее отвечать на вопросы, активнее участвовать в проведении занятий, у них четче проходят физкультминутки, занятия по логоритмике. Собственно, речевые успехи проявляются в том, что дети стали легче делить слова на слоги, правильно определять количество слов в предложении, четче артикулировать; повысилась выразительность их речи. Это определяет целесообразность продолжения начатой работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И ДЕТСКОЙ РЕЧИ

"Физическое воспитание детей с нарушением речи"

Студент 2 курса 23 группы

Антонова Мария Александровна

Направление подготовки 050700. 62

Специальное (дефектологическое) образование

Профиль Логопедия

Квалификация: Бакалавр логопедии

Форма обучения дневная

Новосибирск 2014

План

  • Введение (о заболевании)
  • Теории и методики физического воспитания и развития.

Введение (о заболевании)

Речевое нарушение - нарушение речи, включающие в себя различную этиологию. Рассмотрим речевые нарушение в общих чертах:

Клинико-педагогическая классификация 1 . Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

афония, дисфония - отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата

брадилалия (или брадифразия) - патологически замедленный темп речи

тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи

заикание (логоневроз) - нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

дислалия (косноязычие) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

ринолалия (гнусавость, палатолалия) - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

· 2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

алалия - отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)

афазия

дисграфия (аграфия ) - частичное (полное) нарушение письма

дислексия (алексия ) - частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

Психолого-педагогическая классификация

1) Нарушение средств общения:

ФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи - ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

2) Нарушение в применении средств общения:

Заикание - нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Задачи и средства физического воспитания

А ) Оздоровительные - направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка. Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Б ) Воспитательные - В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи:

1. потребность в ежедневных физических упражнениях;

2. умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

3. приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

4. самостоятельность, творчество, инициативность;

5. самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию:

1. создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

2. закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

3. осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

4. прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

В ) Образовательные - Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом "из-за спины через плечо", выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать физические качества.

Влияет на умственную деятельность, на мышление, а, главное, на речь.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Теории и методики физического воспитания и развития

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Методики воспитания - комплекс упражнений, направленных на развитие, улучшение физического состояния человека.

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается задержка моторного развития, плохо развиты чувство ритма, пространственные представления, нарушена координация движений.

Следовательно, в своей работе мы должны были способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни (развитие элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности и личной гигиены), привлечения родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни;

· активно использовать музыкально-ритмические движения, придающие физкультурной деятельности увлекательный характер, поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений

· развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее "оживить" движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

· развивать двигательные способности детей - логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Как отмечает Е.М. Мастюкова, всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями развития речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

· мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

· нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

· нарушение ручной моторики;

· общая скованность и замедленность в выполнении движении;

· дискоординация движений;

· несформированность функций равновесия;

· недостаточное развитие чувства ритма;

· нарушения ориентировки в пространстве;

· замедленность процесса освоения новых движений;

· заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Одним из решающих факторов в совершенствовании двигательных способностей является процесс развития и уточнения характера нервных процессов - силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. В то же время ряд специалистов в области логопедии обращают внимание на то, что у ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными является некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности, при выполнении упражнений. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий.

Упражнения для развития мелкой моторики :

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

нарушение речь физическое воспитание

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак.

Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5-6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

Физические упражнения для детей с нарушением речи :

Упражнения без предметов:

1 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, руки на поясе. Хлопки в ладошки перед собой и за спиной. После 10 хлопков - перерыв. Потом повторить упражнение.

2 . И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть перед грудью, пальцы сжать в кулачки. Постукивать левым кулачком по правому - "забиваем гвозди". Постепенно увеличивать темп. Потом сделать не большой перерыв. После перерыва упражнение повторить, но постукивать правым кулачком по левому.

3 . И. п.: стоя, ноги немного расставить руки согнуть в локтях. Попеременно выпрямлять и сгибать руки - "едет паровоз" 4 .И. п.: стать прямо, ноги немного расставить, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулачки. Энергично резко выпрямлять, поочередно руки вперед, слегка поворачивая туловище - "боксеры".

5 . И. п.: стать прямо, пятки соединить вместе, носки чуть - чуть развести, одну руку поднять вверх, другая опущена вниз. Энергично размахивая, быстро меняем положение рук. Левая вверх - правая - вниз и наоборот.

Комплекс гимнастических упражнений:

Упр . 1 . Ходьба в разных направлениях с ускорением и замедлением темпа, остановками, подпрыгиванием 4-6 раз на месте, бег (30-40 сек).

Упр . 2 . " Кузнечик трещит". Исходное положение - стоя, руки опущены. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника и немного отвести плечи назад (вдох), вернуться в исходное положение, произнося "трр.." (выдох). Повторить 3-4 раза.

Упр . 3 . "Гребля". Исходное положение - сидя на табуретке, руки на коленях. Наклонить туловище вперед с одновременным вытягиванием рук вперед (выдох), затем разогнуться и отвести согнутые локти назад (вдох). Повторить б-10 раз. Темп средний и медленный.

Упр . 4 . " Ноги устали от сидения в лодке - надо размяться". Исходное положение стоя. Постучать ногами об пол. Дышать равномерно. Делать движения попеременно то правой, то левой ногой. Повторить 5 - 6 раз.

Упр . 5 . "Лодку качает на волнах". Исходное положение руки в стороны. Наклонить туловище вправо (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). Делать упражнение то вправо, то влево. Повторить 3-4 раза. Темп средний.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    Психолого-педагогические условия и закономерности становления и развития речи детей младшего дошкольного возраста. Связь между особенностями речевого развития и мелкой моторикой детей. Экспериментальная работа по выявлению особенностей мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Проблема развития связной речи. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте. Влияние мелкой моторики на развитие связной речи. Диагностика и сравнительный анализ развития мелкой моторики и развития связной речи у старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2011

    Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта, клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей. Методики изучения развития речи, содержание коррекционной помощи.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2010

    Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, их клиническая характеристика. Функции речи и их нарушения у детей с умственной недостаточностью. Коррекционная помощь дошкольникам с умственной отсталостью. Методики развития речи.

    презентация , добавлен 13.06.2010

    Психологические особенности и специфика развития детей с общим недоразвитием речи. Сравнительная характеристика уровня развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи и с нормальным развитием речи, методика и этапы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Подбор коррекционных занятий по повышению уровня развития мелкой моторики с использованием арт-терапевтических методов изобразительного искусства (рисования и оригами).

    дипломная работа , добавлен 25.12.2015

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Нарушение речи у детей дошкольного возраста: этиология, классификация, причины. Особенности психофизического развития ребёнка с нарушениями речи. Принципы, задачи и направления работы по развитию моторной сферы у детей. Методики развития мелкой моторики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Теоретический анализ проблемы преодоления общего недоразвития речи у детей 3-х летнего возраста методами физического воспитания. Разработка методики и систематизирование приемов и методов физического воспитания, позволяющих устранить ОНР у детей 3-х лет.

Олейникова Ольга Юрьевна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №4 - комбинированного вида", г.Торжок
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием специальных пособий.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР

1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

14. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

19. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, многие проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:

– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.

Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным упражнениям . Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики .

Во вводной части занятия:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу:
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
пальчиковым играм с речевым сопровождением , которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой .

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом ). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.

Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Что еще почитать