Требования к внешнему виду человека. Требования к внешнему виду сотрудников

Текст: Алёна Белая

В современном институте селебрити модели занимают верхние строчки, олицетворяя образ роскошной и легкой жизни: кажется, достаточно родиться красивой и попасть в нужное место - и вот уже на твой счет начинают литься шестизначные суммы, а ты только ходи по подиуму в дорогой одежде и фотографируйся. Во-первых, это не так (см. «пищевые расстройства», «страшная конкуренция», «изматывающие недели моды», «нищета»), во-вторых, положение моделей в иерархии модной индустрии не всегда было безупречным. В начале XX века девушек, демонстрировавших модные коллекции, приравнивали к маргинальному классу: эта профессия считалась неподобающей для «приличных» женщин, поэтому в манекенщицы шли девушки из бедных неблагополучных семей. Их называли «манекен» («моделью» были выставочные образцы коллекции), что очевидно дегуманизировало женщину и сводило ее восприятие и роль к подставке для одежды. Именно эта коннотация «пустая кукла с идеальными пропорциями лица и тела» сохранится в индустрии вплоть до 1970-х, а в обществе - гораздо дольше: именно отсюда берется привычка пренебрежительно называть моделей «вешалками».

Первым дизайнером, решившим использовать вместо статичных презентаций подиумные показы, считается лондонский модельер Люси Дафф Гордон. Она сама воспитывала манекенщиц для своего модного дома, давая им сценические псевдонимы, что тоже навевало ассоциации со жрицами любви. К 1910 году почти все парижские кутюрье держали в штате собственных манекенщиц, причем двух категорий: одни демонстрировали коллекции на показе, другие - частным клиентам в ателье. На этом их различия заканчивались. У всех были правильные черты лица и гармоничное телосложение, проще говоря, они были красотками по меркам времени - в манекенщицы нередко шли девушки, мечтавшие о карьере актрис, но отсеянные Голливудом.

Такого понятия, как жесткие модельные параметры, выраженные в сантиметрах, не существовало вовсе. Напротив, дизайнеры использовали манекенщиц разной комплекции, чтобы показать вариативность своих моделей. В то время манекенщицы не служили олицетворением недостижимого идеала красоты - наоборот, они должны были имитировать пропорции среднестатистических клиенток кутюра, будь то парижские аристократки или жены американских нуворишей. Некоторые кутюрье, включая Жана Пату, даже выписывали манекенщиц из Америки, так как считалось, что француженки с их типом фигуры не смогут «продать» наряды американским клиенткам.

20-е

В 1920-е на смену концепции одежды, призванной скульптурировать тело и подчеркивать его изгибы, загоняя женщину в жесткие оковы корсета, приходит идея освобождения и расслабленности. Благодаря массовому увлечению спортом в моду входит стройная подтянутая фигура, а прямой силуэт платьев намекает на то, что красивая женщина - женщина без округлостей. Более того, Мадлен Вионне в этом время говорит, что новый корсет для женщины - ее собственное тело. Модельеры понимают, что новые фасоны платьев лучше всего смотрятся на совсем молоденьких, не всегда сформировавшихся девушках, и так профессия манекенщиц заметно молодеет. Впрочем, женственность была важна. Во второй половине 20-х лицами эмансипированного поколения становятся девушки с решительной внешностью Марион Морхаус и Ли Миллер - будущая муза Мана Рэя и военный спецкор. Они отличались от популярного в 20-е типажа легкомысленной и раскрепощенной flapper girl своей благородно-зрелой внешностью и манерами.

30-е

Золотую эру Голливуда 1930-х мы знаем как эпоху, породившую концепцию гламура с культом женщин, роскошных от белоснежного мехового манто до кончиков ногтей. Голливуд предложил новый, очень живучий идеал красоты - недосягаемых див, будто бы без изменений сходящих с экрана в реальность и обратно. В это время в моду входит классическая красота, подчеркнутая драматическим макияжем: высокие скулы, изогнутые выразительной дугой брови и глубоко посаженные глаза. Впрочем, для моделей это десятилетие было не самым доходным временем - для съемок в журналах им всё чаще предпочитали голливудских звезд. В фаворе оказались модели, которые транслировали тот самый голливудский шик: Хелен Беннетт, русская красавица Людмила Федосеева и шведка Лиза Фонсагривс, которую называют первой в истории супермоделью.

40–50-е

Мир гламура разбился о Вторую мировую, как хрустальная ваза, а на смену шелкам и бриллиантам пришли сдержанные наряды словно с плеча Ингрид Бергман из «Касабланки». Послевоенная эпоха неизбежно диктовала другой курс: модные фотографы избавляются в своих работах от голливудского апломба, а доминирующим трендом становится не роскошный, а здоровый и спортивный образ жизни. Модели всё еще воплощают элегантность и безукоризненную женственность, но выглядят куда более земными существами по сравнению с эталонами предыдущего десятилетия. Образцовыми красавицами второй половины 1940-х и воплощением идеала естественной красоты были Бетти Трет и Лиз Бенн.

Именно в это время происходит один из ключевых моментов в модельной индустрии: разделение на подиумных, то есть high fashion, и коммерческих моделей - тех, кто даже при большой востребованности и гонорарах не мог рассчитывать на обложку Vogue или Harper’s Bazaar. После 1947 года стандарты женской красоты сформируются во вполне определенный канон: высокая грудь, тончайшая талия, выдающиеся бедра. И тут, конечно, не обошлось без Кристиана Диора и его концепции New Look. Силуэт, предложенный Диором, вывел в лидеры модельной индустрии девушек с параметрами 96–63–94 см, что по нынешним меркам находится на пороге профпригодности - сегодня с такими объемами девушек ждут разве что на кастнге Victoria’s Secret. Но в 50-х модели Дориан Лей, Довима, Сьюзи Паркер, Джин Пэтчетт, Санни Харнетт стали олицетворением рафинированной женственности Диора и новыми идеалами благородной красоты.

60-е


Впрочем, эталон красоты «по Диору» закрепился ненадолго - ровно до начала нового десятилетия. Шестидесятые стали поворотной точкой, навсегда изменившей восприятие моды. Если до этого основными клиентами модных кутюрье были взрослые женщины высокого происхождения и дохода, то 1960-е с их повальным увлечением молодежными субкультурами поставили дизайнеров перед фактом: отныне музыку заказывают молодые. Все эти принципиально новые А-силуэты и экстремально короткая длина юбок вкупе с общей инфантильностью моды требовали новых лиц и тел. Ими становятся худенькие девушки с кукольными лицами: Твигги, Джин Шримптон, Пенелопа Три, Патти Бойд и Линда Кит. Их пубертатный образ и мальчишеская фигура были свежим глотком после абсолютного доминирования зрелой женской красоты в духе femme fatale. Модная индустрия 60-х провернула и еще одну небольшую революцию, отменив границу между манекенщицами и фотомоделями.

70-е

Пройдет еще десяток лет, прежде чем профессия модели станет считаться по-настоящему престижным делом. Именно 1970-м мы обязаны феноменом супермоделей, с появлением которых модная индустрия уже никогда не станет прежней. С приходом 70-х модели становятся одними из символов поп-культуры, оказавшись на одной доске почета со знаменитыми актрисами и певицами. В девушках, ставших главными лицами модной индустрии 70-х и последовавших 80-х, не было и следа тинейджерской инфантильности их предшественниц. Это были сильные, эффектные женщины с ярко выраженной сексуальностью и не менее выраженными половыми признаками. Эпоха гламура вернулась. Его посланницами стали любимица Vogue и первая модель, подписавшая контракт с косметическим гигантом Revlon, Лорен Хаттон, а также Джерри Холл, темнокожая муза Ива Сен-Лорана и будущая жена Дэвида Боуи Иман, Мариса Беренсон, внучка Эльзы Скиапарелли, которую Сен-Лоран называл «девушкой 70-х», звезда Sports Illustrated Кристи Бринкли, а также Дейл Хэддон и Дженис Дикинсон.

80-е

Десятилетие аэробики, химзавивки и лосин возглавили спортивные американки Джейн Фонда и Синди Кроуфорд. По видеоурокам Фонды (а позже и Кроуфорд) занимались все женщины планеты, и даже некоторые мужчины. Культ тела определил новые идеалы, а значит, и стандарты модельной внешности. Главным были женственные формы, отточенные занятиями в фитнес-зале. Модели окончательно сформировали подразделение героинь современной культуры, а делать бренд из собственного имени стало новой традицией. Отныне модели стали не приложением к роскошным дизайнерским коллекциям, а лидерами общественного мнения, которым модельеры были готовы платить немыслимые деньги за работу: именно их лица и фигуры запускали механизм массовых продаж чего угодно.

90-е

Сформировавшиеся правила закономерно породили золотую эпоху супермоделей, имена которых были не просто говорящими и самодостаточными, но почти нарицательными: Наоми, Линда, Кристи, Синди. Считается, что за их славой стояли не столько неземная красота или умение позировать перед камерой (хотя и это, безусловно, тоже), сколько сила личности и харизматичность - сочетание обаяния, достоинства, самоуверенности и каких-то неуловимых качеств, которое не оставляет окружающим шанса усомниться в вашей исключительности.

Культ личности в индустрии, где 90 % участниц оставались безвестными, сопровождался многомиллионными гонорарами (в историю вошло знаменитое «Мы не встаем с кровати меньше чем за 10 000 долларов в день» Линды Евангелисты) и славой, шлейф от которой тянется до сих пор. Вскоре к ним присоединилась Кейт Мосс, на первый взгляд абсолютно выпадавшая из стандарта и вроде бы сильно уступавшая коллегам со своими 170 см роста и андрогинной внешностью. Столь резкий контраст (хотя, конечно, не только он) «выстрелил», и Кейт с ноги распахнула дверь «героиновому шику» - новому гламуру эпохи гранжа и брит-попа, когда роскошью стала бледная кожа, невыспавшийся вид и трогательно торчащие ключицы.

00-е

Считается, что закат эпохи супермоделей был вызван, во-первых, нежеланием дизайнеров платить те самые условные 10 000 долларов за съемку или выход на показе. Поэтому модельные агентства всё чаще стали предлагать брендам новые лица из Южной Америки и Восточной Европы - эти девушки просили куда меньше, а на фоне примелькавшихся фигур выглядели свежо и ново. Во-вторых, к началу 2000-х мода качнулась в сторону интеллектуальной, без фейерверков в духе Версаче, и она требовала новых лиц, которые не затмевали бы коллекцию.

Поэтому, с одной стороны, на подиумах набрал обороты тренд на болезненно худых, анорексичного вида девушек со странными инопланетными лицами - отчасти мы обязаны этим одному из ключевых дизайнеров начала 2000-х Александру Маккуину, с чьей подачи всё странное стало ультрамодным. С другой - начинает развиваться тренд на новую сексуальность, во главе которого встали «ангелы» Victoria’s Secret. Жизель Бундхен, Адриана Лима, Алессандра Амбросио постепенно возвращали на подиумы классическую женственность, правда, всё же наиболее востребованную в «бельевом» сегменте, где сексуальность вещей традиционно подавалась через сексуальность их носительницы.

В целом 2000-е оказались десятилетием, крайне плодовитым на самые разные типы модельной внешности (а значит, и женской красоты в целом). Тренды некоммерческих моделей вроде «ангелов» сосуществовали с нетипичной красотой в лице Дарьи Вербовой и Коко Роши, а «куклы наследника Тутти» Джемма Уорд и Лили Коллинз отлично уживались с андрогинными Агнеcс Дейн и Фреей Бехой Эриксен. Именно бум на моделей-андрогинов конца 2000-х можно назвать предвестником того, что сегодня мы видим на подиумах: размывания гендерной дифференциации, неофеминизма и возрождения популярной девяностнической идеи унисекс - на этот раз , нового креативного директора Gucci.

Что происходит сейчас


Тема: Стандарты внешнего вида сотрудников магазина .

1. Общие требования к внешнему виду сотрудников предприятия:

1.1 Форменный дресс-код (требование в обязательном порядке носить форменную одежду);

1.2 Аккуратно уложенные подобранные волосы;

1.3 Легкий не броский макияж;

1.4 Гладковыбритое лицо (для мужчин);

1.5 Ухоженные чистые руки с аккуратным маникюром, неяркий лак для ногтей, длина ногтей не более 3 мм;

1.6 Отсутствие пирсинга на видимых частях тела (бровь, язык, нос, шея);

1.7 Отсутствие резкого запаха духов (туалетной воды, одеколона);

1.8 Закрытая удобная обувь, каблук не более 5 см (обувь очищенная от грязи и покрытая защитным кремом для обуви;

1.9 Чистая, наглаженная одежда, в ансамбле не более трех цветов и двух типов рисунков;

1.10 Допустимо дополнение одежды различными неброскими аксессуарами и украшениями;

1.11 Обязательное наличие бейджа с Ф. И.О. и занимаемой должностью сотрудника.

2. Нарушение стандартов внешнего вида сотрудников магазина:

2.1 Спортивная одежда, майка шорты;

2.2 Спортивная и пляжная обувь, сандалии;

2.3 Яркий вечерний макияж;

2.4 Длинные ногти с ярким броским лаком и рисунком;

2.5 Прозрачная или открытая одежда (блузки и платья на бретельках, без рукавов, топы, глубоко декольтированная одежда, короткие юбки и платья, длиной выше 5 см. от середины колена, юбки и платья с высокими разрезами).

3. Форменная одежда управляющего магазином и заместителя управляющего магазином, бухгалтера:

3.1 Рубашка на выпуск, белого цвета со вставками синего, чуть удлиненный вариант (ниже бедер), с двумя карманами, с вышитым логотипом с левой стороны (летняя рубашка с коротким рукавом, желательно из натуральной ткани, и зимняя рубашка с длинным рукавом);

3.2 Жилетка синего цвета, с логотипом;

3.3 Брюки или юбка не яркого цвета, допускается строгое закрытое платье;

3.4 Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

4. Требования к внешнему виду - Форменная одежда продавца-кассира:

4.1 Рубашка на выпуск, синего цвета, с двумя карманами, с вышитым логотипом с левой стороны (летняя рубашка с коротким рукавом, желательно из натуральной ткани и зимняя рубашка с длинным рукавом);

4.2 Жилетка синего цвета, с логотипом;

4.3 Брюки не яркого цвета;

4.4 Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

5. Форменная одежда младшего приемщика товара и требования к внешнему виду:

5.1 Рубашка-куртка, синего цвета, с карманами, из плотной ткани;

5.2 Жилетка черная;

5.3 Темные брюки (или комбинезон из плотной ткани);

5.4 Закрытая удобная обувь без каблука;

5.5 Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

6. Требования к внешнему виду и одежде уборщицы:

6.1 Рубашка на выпуск, синего цвета, с двумя карманами;

6.2 Жилетка черного цвета;

6.3 Темные брюки;

6.4 Закрытая удобная обувь;

6.5 Бейдж располагающийся с правой стороны, на жилетке (удобнее на жилетку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

7. Одежда сотрудников охраны магазина:

7.1 Рубашка черного цвета, с карманом, с длинным рукавом, с вышивкой «Охрана» (летний вариант – рубашка с коротким рукавом или строгая футболка черного цвета);

7.2 Черные брюки;

7.3 Бейдж располагающийся с правой стороны, на рубашке (удобнее на рубашку пришить прозрачный кармашек, куда будет вкладываться лист с данными сотрудника, т. к. бейдж часто ломается и теряется).

Внешний вид – это визитная карточка любого индивида, согласно которой можно судить о нем, его увлечениях и уровне жизни. Один человек может охарактеризовать другого, только взглянув на него, поэтому люди даже не подозревают, что о них думают окружающие.

Но стоит отметить, что по внешности судить о человеке — это неправильно, быть может, он в силу определенных обстоятельств вынужден так выглядеть. Ведь жизнь – это сложная штука, и в ней бывают разные ситуации.

Этикет в культуре внешности

Первое, что замечают люди при встрече с человеком, — это то, во что он одет. Одежда составляет 90 % от всего облика, именно поэтому ее выбору нужно уделять должное внимание. Поэтому и актуальна пословица о том, что встречают по одежке.

Внешний вид может рассказать о внутреннем мире человека и его нравственных точках зрения. Одежда говорит о вкусах и предпочтениях личности.

Если человек одет «с иголочки», то можно говорить о его утонченном вкусе и статусе. В выборе наряда большое значение играет его цвет. Как утверждают психологи, одежду стоит подбирать согласно месту, характеру и времени того или иного события.

Что называется внешним видом?

Внешний вид – это такое понятие, которое важно для каждого Именно от него зависит настоящее и будущее индивида. Например, чтобы познакомиться с парнем, девушка должна иметь красивый внешний вид, который привлечет внимание к своей персоне. Но не только в личной жизни играет роль внешность человека, также она сказывается и на карьере. На собеседование стоит выбрать официальный стиль, если вы хотите, чтобы оно закончилось хорошо и вас приняли на работу.

Но не только одежда способна вызывать первое впечатление. Чтобы сразить человека на повал, необходимо подобрать хороший наряд и проявить свои лучшие эмоции и качества. Самое главное – нужно не казаться дурочкой, и лучше брать пример с бизнес-леди, которые достигли успеха в своей жизни.

Каждая из девушек уникальна, и, чтобы понравиться парню, нужно проявлять свою исключительность. Необходимо демонстрировать свои таланты, если они у вас имеются. Чтобы создать привлекательный внешний вид, рекомендуется пользоваться косметикой, надевать красивую одежду, проявлять свой ум и правильно смотреть на мир.

Деловой человек

Внешний вид может говорить о статусе человека. Если речь идет о деловой персоне, то компаньоны и сотрудники по костюму могут определить его профессиональный статус, уровень дохода, надежность и успех.

Если человек приходит на встречу в дорогом наряде, он должен быть причесанным и хорошо пахнущим. Сначала любого оценивают по тому, как он одет, и только потом замечают остальные его качества.

Но чтобы показаться партнеру достойным человеком, не стоит при нем хвастаться своими богатствами, нужно вести себя как обычно, не показывая того, как вы готовились и наряжались к этому приему. Также на встречу с деловым партнером не следует надевать украшения, таким образом вы можете проявить свою несерьезность.

Внешний вид расскажет о профессии и увлечениях человека

Каждый индивид в своей душе психолог, и, видя перед собой незнакомца, он мысленно начинает представлять, чем тот занимается в жизни, как живет и чем увлекается. Есть такие люди, которые всем своим внешним видом выдают свою жизнь. Например, очень просто среди толпы заметить учителя или работника культуры. Как показывает практика, большинство людей выбирает для себя одежду согласно тому, чем они увлекаются и занимаются.

Профессия накладывает немалый отпечаток на внешний вид человека. Ведь если люди трудятся в офисе, то, скорее всего, на них будет строгий костюм.

Если речь идет о творческих личностях, то они чаще других людей используют в своем гардеробе неординарную одежду и, казалось бы, несовместимые между собой стили. Для того чтобы выглядеть необычно, достаточно дополнить свой образ аксессуарами.

Люди, которые относятся к популярным течениям — готам или эмо — выделяются из толпы сразу же, так как у них свой гардероб. У готов — все черное, подчеркивающее их замкнутость и уединение.

Дополнение к облику

Дополняет внешний вид природная красота, например, выразительные глаза или красивая осанка, которые говорят о многом. Кроме того, жесты и черты лица могут сообщить о человеке намного больше, нежели его одежда.

Если речь идет об открытых людях, то они практически всегда в движении, их редко можно заметить сидящими на стуле со скрещенными ногами или руками. Они открыты не только душой, но и всем своим телом.

Если речь идет о замкнутом человеке, то он одевается строго, практически не пользуется косметикой, а застенчивость можно заметить в его манере общения и походке.

На подсознательном уровне индивид способен чувствовать энергетику другого человека. Если она теплая, то это под силу понять каждому, с такой личностью хотят общаться все люди, ею восторгаются и уважают.

Одежда и внешний вид человека оцениваются лишь при первичном знакомстве. Ведь очень часто внешность обманчива, а человек начинает раскрываться спустя некоторое время после знакомства.

Аксессуары

Если речь идет о деловом человеке, то он обязательно должен носить аксессуары и украшения. Описание внешнего вида базируется в первую очередь на одежде и аксессуарах.

Если женщина берет с собой на встречи сумочку, то последняя обязательно из натуральной кожи. Все предметы, где хранятся документы, должны быть выполнены из лучших материалов.

Незаменимым атрибутом любого делового человека являются часы, которые указывают на то, что индивид ценит время. Отдавать предпочтение стоит только дорогим моделям, чтобы подчеркнуть свой статус.

Слишком увлекаться украшениями не стоит, лучше надеть неприметный браслет и кольцо на Ели вы хотите похвастаться своим арсеналом украшений, то надевать их стоит только на вечера или праздники.

Мужчины должны носить на встречи запонки, лучше, если они будут выполнены из золота или серебра. Как правило, запонки должны сочетаться с зажимом для галстука и могут быть декорированы небольшими камнями.

Также у любого делового человека должна быть авторучка и блокнот для записей.

Требования к образу человека

Когда речь идет о предпринимательской деятельности и работе в серьезной фирме, то там существуют специальные требования к внешнему виду сотрудников. Если человек будет придерживаться делового облика, то это можно назвать первым шагом на пути к успеху и карьере.

Требования к облику человека, трудящегося в престижной компании, можно предъявить следующие:

  • Совместимость фактуры материалов.
  • Единство стиля.
  • Соответствие стиля и ситуации, с которой сталкивается работник (работа в офисе, переговоры, командировка, личная встреча).
  • При выборе наряда нужно придерживаться правила трех цветов.
  • Сочетать качество одежды и обуви с аксессуарами. Например, папка для документов должна по фактуре напоминать обувь человека.
  • Умение сопоставлять цвета в выборе костюма.
  • Совместимость рисунков.

Обязательно, помимо аккуратного костюма, у человека должны быть аксессуары, которые подчеркнут его индивидуальность и деловой стиль.

Как вести себя на приеме

Запомните: от того, какой внешний вид человека и как он ведет себя на переговорах, напрямую зависит успех его дел. Необходимо сидеть ровно и открыто, не закрывая руками себя, — это говорит об открытости человека. Если мужчина закинул ногу на ногу, то он должен следить за тем, чтобы брюки не поднимались выше носка. Обнимать колени руками в этом случае не стоит, а также не рекомендуется качать ногой. Помните, что вы на деловой встрече. Лучше всего разместиться посередине своего кресла, дивана или стула.

Когда женщина сидит на стуле, она может закинуть ногу на ногу, но этого не разрешается делать, если она садится на кресло или диван.

Если вам вдруг захотелось кашлять на встрече, то нужно повернуть голову в сторону и сделать это, прикрыв рот рукой. Когда вы болеете, а на прием нужно идти, не забудьте взять носовой платок. Если вы захотели чихнуть, то нужно постараться сделать это тихо.

Также для любого бизнесмена важно, как он будет выглядеть, — важен его костюм и парфюм, которым он будет пользоваться.

В статье было рассмотрено, как выглядит деловой человек и как он должен себя вести. Если вы никогда не встречались с подобными людьми и у вас в голове не сложился их облик, то можно найти информацию о том, каким должен быть внешний вид. Фото любого успешного человека помогут вам в этом.

Ниже будет описано несколько советов относительно того, как стоит вести себя на деловых встречах. В первую очередь, нужно запомнить, что мелочей в этом деле нет.

Необязательно покупать дорогой костюм, самое важное, чтобы наряд находился в приличном состоянии, был по размеру, чистый и поглаженный. Ботинки бизнесмена должны быть вычищенными.

Если речь идет о женском образе, то ее одежду должны дополнять аксессуары, прическа и макияж. Самое главное — это подчеркнуть индивидуальность.

Подробности

Возраст и внешний вид – это далеко не все требования к бортпроводникам и стюардессам при приеме на работу. Важны и аспекты здоровья, знание языков и другое. Давайте узнаем обо всех требованиях подробнее.

Профессия стюардессы выгодно выделяется среди других престижных и высокооплачиваемых специальностей тем, что от кандидата не нужно почти никаких знаний о будущей работе. Всему, что необходимо, вас научат на подготовительных курсах.

Тем не менее, требования к стюардессам при приеме на работу имеются. Необязательно изучать специальную литературу, иметь особенное образование – достаточно иметь все нужные качества и желание работать.

Но это не значит, что стать стюардессой легко и просто. Нет, свои препятствия на пути к этой профессии имеются. Прежде чем писать заявку в отдел кадров авиакомпании прикиньте и тщательно взвесьте, имеете ли вы нужные склонности, возможности и желание, подходите ли вы для этой профессии, подходит ли профессия вам.

Основные требования к бортпроводникам

Требования к бортпроводникам при приеме на работу несколько отличаются в деталях у разных авиакомпаний, но в основном похожи. Первое, на что нужно обратить внимание, это то, что будущим стюардессам предъявляются требования к внешнему виду. Они не сверхсложные, но нужно их учесть, если у вас, скажем, рост выше среднего или татуировки на лице, то учиться на стюардессу вам не подойдет, лучше попробовать что-нибудь другое.

Итак, какие требования к стюардессам предъявляют авиаперевозчики, что входит в этот перечень?

Конечно, очевидно, что профессия стюардессы требует молодости и хорошего здоровья. Но верхний возрастной предел для приема на работу может варьироваться в рамках от 18 до 35 лет.

Требования к здоровью стюардессы

Упомянутое уже хорошее здоровье также является одним из основных требований для возможности обучения на стюардессу. Если у вас есть хронические болезни, то будь вы хоть семи пядей во лбу, в стюардессы вас не примут. И это абсолютно понятно – постоянные перегрузки, стрессовые условия, напряжение влияют не очень хорошо на организм человека.

Поэтому, требования к здоровью стюардессы предъявляются довольно жесткие, медицинскую комиссию пройти будет непросто. Перед прохождением собеседования стоит озаботиться получением нужных справок. Понадобятся справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту прописки о том, что вы не имеете болезней соответствующего профиля и можете работать стюардессой.

Также в требования к бортпроводникам входит предъявление выписки из медицинской карты о перенесенных болезнях за последние 3 года.

Требования к внешности стюардесс

К росту стюардесс могут предъявляться различные требования, основной критерий – она должна быть достаточно высокой, чтобы дотянуться до багажной полки и не слишком высокой, чтобы не испытывать дискомфорта в небольшом салоне самолета.

Как правило, интервал нужного роста для девушек от 160 до 170 сантиметров, мужчинам можно быть несколько выше, до 185 см. Размер одежды при этом должен быть, в среднем, у девушек 44-48, у мужчин – до 54.

Также, требования к внешности стюардесс включают отсутствие пирсинга, татуировок, шрамов, других видимых (на лице, руках) повреждений. Желающим иметь яркую, вызывающую внешность придется избрать другую профессию.

В перечень необходимых требований работодателя входит наличие законченного среднего или средне специального образования. Будет плюсом наличие высшего образования, особенно по смежной специальности (лингвистика, психология и т.п.).

Также, большинство авиакомпаний желают видеть у своих потенциальных сотрудников хороший уровень владения иностранным языком. Английский знать обязательно, другие языки будут еще одним преимуществом.

В требования к стюардессам при приеме могут входить умение плавать, наличие опыта работы в сфере обслуживания клиентов. Все это очень индивидуально в каждой авиакомпании. Так как, конкурс «в стюардессы», обычно, довольно большой, каждый плюсик может иметь значение.

И, наконец, кандидат на должность бортпроводника не должен иметь проблем с законом – ни настоящих, ни прошлых. Требуется не иметь судимостей ни условных, ни погашенных. Бортпроводнику понадобится в работе действующий загранпаспорт, его необходимо получить, если ранее не было.

Такие требования к стюардессам при приеме на работу предъявляют российские авиаперевозчики. Как видите, список достаточно внушительный и соответствовать ему непросто. Если, допустим, иностранный язык можно освоить, то проблемы со здоровьем решить сложнее.

Так что, прежде чем мечтать о профессии стюардессы, прочтите этот список и удостоверьтесь, что подходите по всем пунктам.

Фраза о том, что встречают по одежке, давно стала банальной и неинтересной. Тем не менее, внешний вид человека всегда был и будет его визитной карточкой. Впрочем, также актуальной остается и проблема тех, кто не знает что такое деловой вид одежды. Строгий костюм не всегда приходится к месту на встречах «без галстуков», а летние сорочки будут по вкусу окружающим не на каждом деловом совещании. Какой же он, вид делового человека? Ответ на этот вопрос поможет решить множество проблем.

Деловой внешний вид – что он собой представляет?

Прежде всего, деловых людей, с которыми хотят взаимодействовать окружающие, отличают от остальных такие черты характера как аккуратность, организованность, целеустремленность и умение ценить свое и чужое время. Причем проявление внутреннего стержня, всегда отражается в одежде. Опрятность и аккуратность – именно такой внешний вид делового человека является залогом хорошего впечатления. В то же время неопрятная, мятая, а то и вовсе грязная одежда сразу ассоциируется с забывчивостью, лишней суетой и ненадежностью. Чтобы не стать объектом из второй категории, стоит запомнить, какие виды делового стиля существуют на сегодняшний день.

Вне зависимости от половой принадлежности нюансы, которые касаются деловой одежды, едины для всех. Каждая компания или фирма диктует свои правила дресс-кода в рабочее время. Однако в природе существует всего два типа:

  1. Консервативный дресс-код. Этот стиль характеризуется единством правил для всех сотрудников компании и не приемлет исключений. Костюмы, блузки, носки и даже пуговицы должны строго соответствовать допустимым цветам. Этот стиль обязателен для тех, кто проводит переговоры вне офиса, а расцветка в большинстве случаев является корпоративной.
  2. Контактный дресс-код. Такой стиль больше подходит для встреч с коллегами в нерабочее время. Например, на торжественных вечерах и прочих не формальных мероприятиях. Главный принцип – соблюдение рамок приличия и элегантности. Строгие костюмы и рубашки можно заменить на свободные брюки с блузками без пиджака. Женщинам можно сделать более яркий макияж и добавить к своему образу различные аксессуары.

В деловой среде стоит придерживаться правил консервативного дресс-кода. Для представителей разных полов требования естественно будут разными.

Как должен выглядеть деловой мужчина?

Самым приемлемым атрибутом одежды современного бизнесмена является костюм. Эта классическая форма одежды всегда будет актуальной. Однако, есть и такие мелкие детали мужского гардероба как жилет, ремень и носки. Как правильно их сочетать, чтобы создать образ делового человека:

  • длина брюк должна быть такой, чтобы слегка спускаться на обувь спереди и доходить до начала каблука туфель сзади;
  • наиболее предпочтительный вид пиджака – «английский», т.е. классический. Он имеет две шлицы сзади и придает элегантности в любой позе, независимо стоит мужчина или сидит;
  • если мужчина надевает жилет, то стоит помнить, что он не может быть слишком коротким. Рубашка и ремень не должны быть видны;
  • нейлоновые и трикотажные рубашки в деловом гардеробе крайне не рекомендуются. Также нельзя под пиджак надевать рубашку с коротким рукавом;
  • воротник рубашки должен быть на один или полтора сантиметра выше вороника пиджака;
  • ремень никак не сочетается с подтяжками. Надевать следует что-то одно;
  • носки независимо от вида костюма должны быть в тон. Белые и слишком длинные недопустимы.

Еще несколько советов для различных ситуаций: светлые костюмы лучше надевать днем, а темные вечером. На любой официальной встрече пиджак лучше носить застегнутым. Расстегивать пуговицы можно на торжественном банкете или в театре. Также в арсенале любого мужчины должно быть два носовых платка. Один – в кармане брюк, а другой – во внутреннем кармане пиджака.

Вид деловой женщины

А сейчас мы поговорим о том, как должна выглядеть деловая женщина. Представительницы прекрасной половины имеют больше выбора в фасонах и видах материала для одежды. Главное – это соответствие образа обстановке, в которой находится дама. Итак, несколько слов о том, каким должен быть вид деловой женщины:

И ещё несколько советов: роскошные платья в дневное время не надевают. Лучшей заменой будет платье-костюм. Блондинкам предпочтительнее надевать одежду синего цвета, а брюнеткам – желтого. Для тех, у кого розовый оттенок кожи лица больше всего подойдет белый цвет. А черный цвет способен поглощать блеск других цветов.

Что еще почитать