Жан-Поль Герлен: история. Парфюмерный дом Guerlain

История

  • Guerlain был основан в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом, французом, получившим химическое образование в Англии . Сначала этот парфюмерный дом существовал как аптечный магазин, в подвалах которого Герлен смешивал свои ароматы. Клиентами были немногие, но достаточно известные люди, в том числе, например, Бальзак и Наполеон , для свадьбы которого был специально создан одеколон Eau de Cologne Impériale . Позже он создавал запахи для королев Виктории и Изабеллы II Испанской. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году.
  • Ему наследовали его сыновья Эме и Габриэль Герлен. Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время как Габриэль занимался менеджментом. Эме Герлен сделал следующие парфюмерные достижения:
  1. Разложение аромата на три составляющие - начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту.
  2. Совмещение в парфюмерии натуральных и синтетических составляющих.
  3. Создание первого унисекс аромата - Guerlain Jicky (1889 год)
  • В 1910 году Эме Герлен умер, компанию в наследство получили сыновья Габриэля Жак и Пьер. Пьеру достается коммерческая составляющая, а Жак берет на себя составление ароматов. За время существования дома под управлением Жака и Пьера семейный бизнес процветает, интернализируется и популяризируется. Guerlain начинает создавать парфюм для звезд кино и эстрады, а также начинает продажи своей продукции по всему миру.
  • Жак Герлен умер в 1956 году, а на пост главы компании встал его внук, Жан-Поль Герлен. Под его руководством компания превращается во всемирно известный бренд.

Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

Характеристика

Vol de Nuit (1933)

Ольга Вайнштейн так описывает основные принципы : «на парфюмерных принципах дома Guerlain стоит остановиться подробнее.

  1. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, „навороченными“: их составляющие не „играют в прятки“ и не заслоняют друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах „Наэма“ („Nahema“), которые в 1979 г. парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев , всего двенадцать компонентов.
  2. Во-вторых, явное предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20%. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
  3. В-третьих, очень большое значение придается дизайну флаконов: „флакон для аромата - что платье для женщины“.
  4. И наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый „герлинад“ („guerlinade“). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль».

Ароматы

Первым мужским ароматом стал одеколон «Империал», созданный специально для Наполеона III Бонапарта. Первый аромат Guerlain для женщин называется «Душа Цветов» - он был создан Паскалем Герленом в 1829 году для его жены. Jicky стал первым в мире ароматом унисекс и одним из первых с использованием синтетики.

Всего с 1828 года дом создал более 300 ароматов.

1828 - 1956

Пьер Герлен Эме Герлен
Жак Герлен
  • Kadine, 1911
  • L’Heure bleue, 1912
  • Jasmiralda, 1912
  • Pois De Senteur, 1917
  • Mitsouko, 1919
  • Eau de Fleurs de Cédrat, 1920
  • Guerlinade, 1921
  • Rue De La Paix, 1922
  • Candide Effluve, 1922
  • Bouquet de Faunes, 1923
  • Ne M’Oubliez Pas, 1923
  • Élixir, 1923
  • Shalimar, 1925
  • Djedi, 1926
  • Liù, 1927
  • Jasmin, 1928
  • Guerlarose, 1930
  • Guerlilas, 1930
  • Vol de Nuit, 1933
  • Sous Le Vent, 1934
  • Amphore, 1935
  • Lanterne Bleue, 1935
  • Véga, 1936
  • Montre, 1936 (флакон)
  • Coque d’Or, 1937
  • Cachet Jaune, 1937
  • Borne, 1939 (флакон)
  • Fleur de Feu, 1948
  • Opaline, 1951
  • Ode, 1955

Жан-Поль Герлен

Серии Guerlain:

  • Aqua Allegoria : Herba Fresca, Pamplelune, Rosa Magnifica, Lavande Velours и Ylang & Vanille (все - 1999); Anisia Bella (2004), Mentafollia (2004), Orange Magnifica и Pivoine Magnifica (2005), Tutti Kiwi (2006), Grosellina (2006), Angelique Lilas & Mandarine Basilic (2007), Figue Iris & Laurier Reglisse (2008), Tiare-Mimosa and Cherry Blossom (2009), Flora Nymphea (2010), Bouquet Numero 1 (2010).
  • Les Parisiennes (2005) - серия переизданных ароматов: Kadine, Sous Le Vent, Djedi, Mouchoir de Monsieur, Voilette de Madame, Vega, Mayotte (в оригинале Mahora), Liu, Purple Fantasy, Attrape-Coeur (в оригинале Guet Apens), Derby, Ode, Vetiver Pour Elle, Philtre d’Amour, Chamade Pour Homme, Candide Effluve, L’Ame d’un Heros (в оригинале Coriolan).
  • L’Art et la Matiеre: Cuir Beluga, Rose Barbare and Angelique Noire, Bois d’Armenie (2006), Iris Ganache (2007), Cruel Gardenia (2008), Tonka Imperiale (2010).

В культуре

Дизайн флакона 1909 года

Для русской культуры эти французские духи издавна считались синонимом роскоши.

  • Н. Э. Гейнце (1898 год):

«Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием - сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путем этого средства делать себе золото».

  • Марка и аромат Mitsouko перечисляются Геллой на сеансе Варьете Воланда («Мастер и Маргарита »):

Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
- Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар , вечерние платья, платья коктейль…

  • Георгий Иванов . «Третий Рим» (1929):

«Прогретый калориферами воздух Астории пахнул как-то томительно. Это была тонкая смесь, где было всего понемногу: Н. Герлен, и дух контрразведок, и египетский табак, и кровь…»

  • Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» описывает:

«высший тип женщины - небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, - на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт


«Сумерки меня тревожат. Им я предпочитаю рассвет: когда ароматы обостряются влажностью уходящей ночи. Запахи пробуждаются и оживают…. Симфония красок, трепет ароматов. Абсолютная гармония, которую я хочу запечатлеть в себе, чтобы потом воссоздать… Каждое мгновение в моём уголке Иль-де-Франс отражается в запахах, которыми я одержим… я верю, что однажды умру, оглушённый ароматами». – Жан Поль Герлен.



Дом Герлен – каждый аромат его – это уникальное творение, единственное и неповторимое. Это лучшие духи мира, это истинные художественные произведения. Духи Герлена – нежные, страстные, волнующие, таинственные и даже дерзкие – Apres l’Ondee, Shalimar, Samsara, Mitsouko,…. Духи Герлена вне моды, они вечность.



Пьер-Франсуа Паскаль Герлен родился в 1798 году в Нормандии. Его отец отправил сына в Англию получать химическое образование. Когда молодой медик-химик вернулся во Францию, он открыл небольшую мыловаренную фабрику, а вместе с ней и аптекарско-парфюмерную лавочку на улице Риволи, в которой продавал свою продукцию. В своей деятельности он находил не только коммерческую выгоду, но и удовольствие.
Там он и выставил на продажу свои первые цветочные ароматы Esprit de Fleures («Душа цветов») и Senteurs de Champs («Полевые тропинки»).


Сам Оноре де Бальзак часто захаживал в эту лавочку и заказывал туалетную воду от Герлен. А когда Наполеон III начал реконструкцию Парижа, Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает новый магазин на улице рю де ля Пэ. Проведя реконструкцию Парижа, Наполеон III начал заниматься устройством своей личной жизни. Большой знаток женской красоты, он выбрал себе в жёны прекрасную женщину испанскую Евгению. И к свадебному торжеству Герлен составляет Eau de Cologne Imperial (одеколон «Империал») в хрустальном флаконе с вызолоченным рельефным изображением пчёл – эмблемой дома Бонапартов. Этот изысканный аромат, включающий бергамот, лимон, нероли, приводит Евгению в восхищение. Герлен становится официальным парфюмером Их Императорских Величеств, он получает статус придворного парфюмера и создаёт прекрасные ароматы: Parfum Imperial, Parfum De France, Parfum d’ Imperatrice, Bouquet Napoleon. За ними последовала известность не только при французском дворе. Духи заказывают все европейские монархи. Для московского двора, именно для императора Александра II, он создаёт Eau De Cologne Imperial Russe. Затем созданы ароматы для русских княгинь – Princesse Alexandra и Bouquet d’Olga.





Впоследствии Дом Герлен становится официальным поставщиком Российского Императорского двора. К слову сказать, величие и богатство Российского двора привлекали многих парфюмеров, которые считали за честь снискать благосклонность Императора и его придворной знати. Ароматами Герлена восхищаются и королева Великобритании Виктория, и Изабелла Испанская, и юная принцесса Австро-Венгрии Елизавета (Сисси). В частной коллекции Дома Герлен хранятся флаконы и рецептура одеколонов "Imperial Russe" ("Русский Империал") и "Cour Moscovite" ("Московский Двор").



духи дома Герлен - аромат Jicky


Тем временем подрастают его сыновья Эме и Габриэль, которые становятся его помощниками.


Эме Герлен, также, как и отец, получил образование химика в Великобритании. Он был очарован этой страной, и не только страной. Его сердце покорила одна юная англичанка, Джики. Но по некоторым обстоятельствам они не смогли быть вместе, а тут пришло время отправляться Эме на родину. Он вернулся во Францию, а Джики забыть не смог никогда, и навсегда остался одиноким. Правда семья брата всегда его поддерживала, и не имея собственных детей, он обожал своего племянника Жака. В 1889 году Эме Герлен создал аромат Jicky в память о своей возлюбленной. Эме думал создать мужской аромат, используя в композиции только что недавно синтезированное вещество кумарин, которое обладало запахом свежескошенного сена. Но благодаря оттенкам тёплого майорана и сандалового дерева, аромат приобрёл огромную популярность у женщин. Аромат соединил в себе свежие ноты бергамота и лаванды, острый запах бобов тонка, ванили и опопанакса. Эти духи до сих пор выпускаются Домом Герлена. Эме Герлен стал достойным наследником парфюмерного дома – его творения представляют новую эпоху в парфюмерии – Fleurs d"Italie («Цветы Италии»), Excellence («Совершенство») и другие.



Духи и туалетная вода Герлен


В начале ХХ – го века в управлении империей Герлена становятся Пьер и Жак, племянники Эме. И его любимый Жак начинает самую блистательную эпоху в истории Дома Герлен. Им созданы новые парфюмерные композиции в духе того времени: Bon Vieux Temps («Добрые Старые Времена»), Voilette de Madame («Дамская Вуаль»), Le Mouchoir de Monsieur («Его Носовой Платок»), Muguet («Ландыш»), Rue de la Paix («Улица Мира»). Жак продолжил семейную традицию, посвящать ароматы известным людям. Например, в 1933 году он создал аромат Vol de Nuit («Ночной полёт»), посвящённый французскому лётчику Антуану де Сент- Экзюпери. Легенда и символ начала ХХ-го столетия Сара Бернар – для неё создаёт Жак свои шедевры – Apres l’Ondee (1906г.) L’Heure Bleut (1912г.). Apres l’Ondee («После ливня») – возможно ли лучше передать красоту и свежесть природы после летнего дождя. Аромат относится к семейству цветочно-пудровых, в котором свежесть кассии и аниса, фиалки и гвоздики. Композиция завершается пудровым ароматом ириса и ванили. L’Heure Bleut («Синий час») – вот-вот наступят сумерки, но день ещё не совсем угас, в саду благоухание цветов, и время, кажется, останавливается. Состояние блаженства невозможно передать словами, это могут сделать только духи, созданные Жаком Герленом. Колдовской аромат заключён во флакончик с грациозными арабесками, а пробочка – в виде сердечка. А затем Жак создаёт ещё один шедевр, который до сих пор завораживает и волнует – Mitsouko. Шипровое сочетание ароматов жасмина, розы, пряностей, дубового мха и амбры превратилось в эмблему Дома Герлен. Но когда был создан Shalimar (1927г.) произошёл феноменальный успех – слава Дома Герлена достигла берега Америки. Следует признать, что - это классика, не имеющая возраста, он вечен. Эти духи и по сей день в числе самых продаваемых. В 1955 году Жак Герлен создаёт своё последнее творение – Ode («Ода»). Этот аромат – совместное произведение со своим 18 – летним внуком Жаном Полем.





После этого проходит всего четыре года и Жан Поль уже самостоятельно действует и создаёт один из лучших одеколонов для мужчин – Vetiver («Ветивер»). В 1965 году – первый восточный аромат («Красный фрак»). Этот аромат только для настоящих мужчин, настолько он своим дыханием передаёт силу и энергию, осенние запахи леса и чувственные ароматы кожи и табака. Аромат, который заставит заволноваться сердце женщины. Habit Rouge – сочетание свежих нот апельсина, бергамота, лимона, пряности, пачули, кожи, амбры, ванили.



В 1968 году Жан Поль создаёт духи Chamade («Шамад»). Шамад - вид барабанного боя. Шамад – гимн страсти женщины пленительной, дерзкой и чувственной. Жан Поль Герлен – поэт и музыкант в парфюмерии, поэтому образы, отражающиеся в его ароматах, - это образы его фантазий и поэм, а в аромате «Шамад» образ навеян героиней из фильма по роману Франсуазы Саган «Сигнал к капитуляции». Этот аромат трудно отнести к какому-то определённому семейству духов. Он и полуориентальный, и цветочный, и фруктовый. Верхние ноты составляют гиацинт и гальбанум, сердечные ноты – иланг-иланг, жасмин, смородина, шлейф – сандаловое дерево и ваниль. Кто же может устоять против женщины, благоухающей таким букетом. Да, конечно, название аромата всё объясняет – «Сигнал к капитуляции». А флакон вторит названию и содержанию аромата – перевёрнутое сердце, он увенчан крышечкой в виде наконечника стрелы, достигшей своей цели.



В 1979 году ещё и ещё раз Жан Поль подтверждает титул достойного наследника парфюмерной империи. Он создаёт («Наэма»). Волнующие и пьянящие духи с арией розы, в которых слышится страстность и нежность. Волшебная сила, заключённая во флаконе, доставляет удовольствие не только женщине, которая пользуется ими, но и окружающим.



В 1983 году Жан Поль Герлен снова взволновал появлением новой цветочной композиции «Сады Багатель» – Les jardins de Bagatelle. Радостный, сияющий и дерзкий букет цветов открывается розой, гарденией, жасмином, в сердце букета – ночная красавица тубероза. 1989 год - вызвал целую лавину подражаний. Магический аромат воздействует на душу и сердце своей красотой, и забыть его невозможно.
Ещё в 1955 году совсем молодым Жан Поль создал аромат для мужчин «Vetiver». Это, можно сказать, был первый аромат именно для мужчин. Проходит время, новой женщине нужен новый мужчина, и Жан Поль создаёт аромат L" Instant de Guerlain («Мгновение»). Аромат даёт почувствовать, что каждое мгновение жизни волшебно. Герлен постоянно в поиске того мгновения, которое способно изменить жизнь, подарить новые чувства и непережитые эмоции. Жан Поль Герлен создал великолепную серию ароматов «Fqua Allegoria», которая посвящена любимым герленовским нотам: «Rosa magnifica», «Ylang & Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и др. Придерживаясь семейных принципов, он идёт в ногу со временем, поэтому молодёжь в восторге от его грепфрутового«Pamplelune» и травянистого «Herba Fresca».



Жан Поль Герлен любит литературу, музыку и французскую кухню. Он любит путешествовать по экзотическим странам в поисках новых ингредиентов для своих новых парфюмерных шедевров. Герлен владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта, заводом эфирных масел в Тунисе. Он продолжает семейные традиции согласно принципам герленовской династии. Все парфюмы содержат не столь огромное количество компонентов, предпочитает использовать натуральное сырьё, хотя искусственным также не пренебрегает (его доля составляет не более 20%). Кроме этого, все Герлены придавали большое значение дизайну флакона: «…флакон для аромата – что платье для женщины».


Аромат способен затмить красоту и блеск бриллиантов. Он может обладать магической силой, пробуждая чувства и фантазию. И это своими творениями доказали потомки Пьера Франсуа Герлена.

Guerlain – старейший дом парфюмерии. На протяжении почти двух столетий алхимия ароматов, создаваемая династией Герлен , является олицетворением роскоши, изысканного вкуса и подлинного французского шарма.

История бренда GUERLAIN

В 1828 году молодой химик, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен, открыл на улице Риволи небольшую лавку, в которой продавал соли для ванн и мыло собственного производства. В своей крошечной лаборатории Герлен с упоением создавал новые ароматические композиции сначала для своей мыловаренной продукции, а затем увлекся искусством составления духов.

О талантливом парфюмере вскоре узнал весь Париж. Одним из первых его «звездных клиентов» стал Оноре де Бальзак. За знаменитым писателем последовали высокопоставленные вельможи и представители королевских фамилий.

В 1840 году Герлен открывает парфюмерный бутик в самом фешенебельном районе Парижа. Он получает заказы от Наполеона III и его супруги Евгении, принца Гальского и королевы Виктории. Специально для двора Александра II он создает ароматы «Русский Империал» и «Московский двор».

Сыновья Пьера, унаследовавшие в 1864 году уже именитую марку, сумели сохранить и преумножить все его начинания. Габриэль и Эме совершили революцию в парфюмерии: им удалось получить более стойкие и насыщенные ароматы, благодаря внедрению синтетических компонентов. Главное творение этой эпохи – духи Jicky, увидевшие свет в 1889, выпускают и сейчас. Это самый «долговечный» аромат в истории парфюмерии .

Не менее блистательная эра в истории дома связана с именем Жака Герлена – сыном Габриэля. Ему принадлежат около 400 рецептур, среди которых сохранили популярность и в наши дни Mitsouko, Vol de Nuit, L’Heure Bleue. Но самым выдающимся его созданием, бесспорно, является SHALIMAR (1925) – первый в истории парфюмерии восточный аромат.

Настоящая экспансия бренда в Америку и Азию произошла под руководством еще одного талантливого парфюмера из клана Герлен – Жан-Поля. За 50 лет своей деятельности он составил более 20 композиций, многим из которых суждено было стать бестселлерами. Среди легендарных духов «величайшего парфюмера XX века» - роскошные Samsara, таинственные Parure, волшебные Nahéma, респектабельный Vetiver.

В 1994 году бренд Guerlain перестал быть собственностью семьи и перешел во владение корпорации роскоши Louis Vuitton Moet Hennessy. Должность главного парфюмера теперь не передается по наследству. Сегодня главным «носом» компании является швейцарец Тьерри Вассер.

Парфюмерия Герлен

Компетентность Guerlain в искусстве парфюмерии не подлежит сомнению. Из поколения в поколение парфюмеры этого Дома стремились создавать лучшие в мире духи – уникальные творения, подобные шедеврам в живописи и музыке. Десятки ароматов этой марки удостоились почетного эпитета «легендарный»

Все композиции Герлен отличает элегантная простота и лаконичность – в них используется небольшое количество компонентов, не заглушающих друг друга. Ароматы Guerlain легко узнаваемы, поскольку в них всегда присутствует цветочно-ванильный аккорд (так называемый «герлинад»), уникальная формула которого держится в секрете. В составе духов преобладают натуральные ингредиенты. Синтетическим составляющим отводится не более 20%.

Много внимания уделяется оформлению флаконов. Элитные духи Герлен всегда «одеты» подчеркнуто шикарно. В традиционном дизайне часто используют медовые соты, вензеля, гравировку, золотое тиснение.

Духи «Маленькое черное платье»

В 2009 старейший парфюмерный дом представил лимитированную композицию La Petite Robe Noire, которая стала настолько успешной, что позднее стали выпускать ее вариации.

Первое «издание» - это элегантная классика с нежным восточным оттенком. Душа стильного флакончика раскрывается нотками сицилийского лимона, горьковатым привкусом миндаля, трепетной нежностью розы и теплым искушением ванили.

Вторая версия, появившаяся через два года, получилась такой же сказочно-восточной. Фруктовые нотки здесь несколько присыпаны пудрой. Композиция искрится красными ягодами и ирисами.

Третий фланкер открывается ярким аккордом черешни и красных ягод, в сочетании с нотками миндаля и бергамота. В сердце аромата расцветает болгарская роза, звучит нежный лакричник и терпкий чай. Пачули, анис, ваниль и ирис составляют базу аромата.

Аква Аллегория

Идея Жан-Поля Герлена выстраивать традиционную композицию вокруг одной ноты была воплощена в 1999 году, когда свет увидела первая линия из пяти ароматов Aqua Allegoria. Парфюмерные новинки, в которых талантливый парфюмер выразил свою любовь к «ароматам природы», положили начало коллекции, до сих пор пополняемой новыми вариантами.

Все духи Aqua Allegoria куда более легкие и молодежные, чем традиционный парфюм Герлен, они буквально благоухают свежестью садов и лугов.

Коллекция содержит более двадцати ароматов, одетых в узнаваемые золотистые флаконы, украшенные фирменными «пчелиными» мотивами.

Инсоленс

Дебютировавший в 2006 году аромат Guerlain Insolence мгновенно обрел феноменальную популярность, как один из лучших представителей пудровых духов.

Автору Инсоленс, Морису Руселу, удалось создать интересную игру контрастов: очень сладкие верхние ягодные ноты быстро уступают место элегантным оттенками фиалки и ириса, которые в итоге переходят в чувственную кремовую основу мускуса и сандала.

Присутствие нот фиалки, свойственное «взрослому» парфюму, не помешало Guerlain Insolence стать действительно качественным ароматом для молодых и юных – в нем ощущается подлинная изысканность, и нет приторной сладости, присущей многим молодежным ароматам.

Елисейские поля

Последний шедевр Жан-Поля Герлена, созданный в 1996 году, стал любимым ароматом миллионов женщин. В Champs Elysees мастеру удалось волшебным образом смешать запах цветущих полей с солнечным светом.

Композицию открывают искры фруктов и цветов. В аккорде отчетливо звучат ноты персика, смородины, дыни и фиалки, в элегантном обрамлении оттенков миндаля и аниса. Далее необычайно женственно раскрывается «сердце» аромата. В нем переплетаются нежное дыхание мимозы с тонами розы, пиона, ландыша и сирени, создавая роскошную нежную дымку.

Конец симфонии Champs Elysees венчают благородные и чувственные ноты кедра, бензоина, сандала и ванили.

Под стать удивительному аромату и его упаковка. Флакон одновременно напоминает силуэт женщины и крупный кристалл, с заключенным в него пирамидой Лувра. Хрустальная прозрачность флакона в сочетании с жидким золотом духов, намекает на то, что здесь находится драгоценный аромат.

Духи Шалимар

Этот легендарный аромат 1921 года всегда в моде. Загадочный Shalimar – король восточных ароматов. В нем Жак Герлен увековечил историю любви индийского правителя и его супруги, символом которой стала знаменитая усыпальница Тадж-Махал.

В переводе с санскрита Shalimar означает «Сад любви». Женщина, «одетая» в этот аромат, погружается в жаркие и чувственные запахи восточного сада. Свежий порыв бергамота, кедра и лимона увлекает в сердце композиции, которая раскрывается нотами жасмина, майской розы, пачули и ириса. В финале путешествия по экзотическому саду возникает облако из запахов ванили, опопанакса, бобов тонка, ладана и перуанского бальзама.

Духи Идеал

Свою парфюмерную интерпретацию образа идеального мужчины Дом Герлен выразил в композиции Guerlain L’homme Ideal, увидевшей свет в 2014 году.

«Идеальный мужчина» открывается свежим каскадом цитрусов, розмарина, флердоранжа и миндаля. Сердце композиции представлено древесно-пудровым звучанием бобов тонка. Благородный шлейф наполнен белым кедром, дорогой кожей, лесным ветивером.

«Концентрат идеальности» заключен в стильный прямоугольный флакон, такой же выразительный, благородный и харизматичный, как и его содержимое.

Косметика Guerlain

Мировая слава Guerlain, как непревзойденного производителя элитного парфюма, не мешает компании создавать параллельно и косметическую продукцию самого высокого качества. Со времен основания фирмы мастера Герлен постигали искусство получения разных цветов помады и особо нежной пудры. Именно в этом Доме придумали расфасовывать помаду в цилиндрические футляры. Красная помада, придуманная Жаком Герленом в 1870 году, превратилась в культовую вещь. В 1978 году дизайнеры этого Дома наладили выпуск предшественницы современной подводки для глаз. Немного позже появилась пудра с эффектом загара. Другой революционной разработкой является пудра в прессованных шариках, которая появившись в 1986 году, до сих пор считается гордостью и визитной карточкой марки.

Современный ассортимент косметики Guerlain включает в себя тени для век, туши для ресниц, компактные и рассыпчатые пудры, помады и бальзамы для губ. Для каждого летнего сезона обновляется линия бронзеров и тонирующих кремов.

Фирма огромное внимание уделяет внешнему виду чехлов, тюбиков, пудрениц, флаконов для своей косметической продукции, поскольку ее исключительное качество требует достойной упаковки.

Пудра «Метеориты»

Дебют Météorites Guerlain состоялся в бутике фирмы на Елисейских полях в 1987 году. Разноцветные шарики были разложены в широкие вазы, и публика поначалу приняла их за конфеты.

Каждый прессованный шарик играет в пудре отведенную ему роль. Нежно-розовые придают лицу свежесть, голубоватые скрадывают следы усталости, зеленоватые убирают покраснения, фиолетовые маскируют точечные дефекты, а молочные покрывают лицо сияющей вуалью. Добавляя или убирая тот или иной шарик, можно получить желаемый эффект.

Каждый год линия Météorites Guerlain пополняется усовершенствованными составами и новыми оттенками. Традиционно к каждому Рождеству выходит лимитированная партия «Метеоритов», которая непременно вызывает ажиотаж среди многочисленных поклонниц легендарного «созвездия жемчужин».

Тональный крем Lingerie

Название говорит само за себя – lingerie означает «белье». Между лицом и тональным кремом возникает «интимная» гармония. Подобно комфортному белью, обволакивающему все изгибы тела, крем тончайшим слоем ложится на лицо, подтягивая и разглаживая его. В формулу крема входят эластичные волокна льна и шелка, создающие микроскопическую сеточку (био-фусьон).

В палитре Линжери более дюжины оттенков, поэтому свое средство для выравнивания цвета здесь найдет и светлокожая блондинка, и смуглая брюнетка. Все тональные крема модного дома Герлен защищают кожу от ультрафиолета, Фактор защиты от солнца у Lingerie равняется 20 единицам.

Помада Kiss-Kiss

Появившись в 1994 году, эта помада стала настоящим бестселлером. Огромная палитра цветов, удивительная стойкость, роскошный футляр и фирменные герленовские отдушки покорили сердца миллионов модниц.

Обогащенная природными маслами формула продукта гарантирует бережный уход, увлажнение и бархатистость кожи губ. Kiss Kiss отличает обволакивающая легкая текстура, многомерный деликатный блеск с атласным финишем.

В 2014 году, в честь двадцатилетнего юбилея, помада Kiss-Kiss сменила свой «наряд» – культовую вещицу теперь упаковывают не в золотистый, а в элегантный угольно-черный футляр, созданный знаменитым дизайнером Эрве ванн дер Стратеном.

Направления производства Guerlain

Компания-легенда и в XXI веке продолжает жить и развиваться. Со времен своего основания дом Герлен специализируется исключительно на производстве парфюмерии, декоративной косметики и средств по уходу за кожей класса люкс. 100 % продукции Guerlain изготавливается во Франции. Компании принадлежит сеть фирменных магазинов по всему миру. Сегодня изделия с брендом Герлен поставляются в 80 стран.

В производстве Guerlain ручной труд сочетается с ультрасовременными технологиями. Центральное положение в деятельности компании занимают лаборатории, где вся продукция проходит многоступенчатую проверку на наличие вредных веществ и гиппоаллергенность.

Бутики Guerlain в Москве

В ЦУМе открыт один из семи существующих в мире бутиков Maison Guerlain, где представлены эксклюзивные творения легендарного Дома и есть уникальная возможность составить индивидуальный аромат. Бутики GUERLAIN действуют в ARTICOLI ГУМ, в сети магазинов Л""ЭТУАЛЬ, ИЛЬ ДЕ БОТЭ, РИВ ГОШ.

14 января парфюмер Жан-Поль Герлен (Jean-Paul Guerlain) объявил, что уходит на пенсию. В сообщениях прессы на эту тему неизменно упоминается модельер Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), сделавший аналогичное заявление неделей раньше. В последнее десятилетие громкие отставки культовых фигур индустрии красоты - не редкость. Когда в 1992 году из дома моды «Jean-Louis Sherrer» был уволен Жан-Луи Шеррер собственной персоной, это вызвало бурю негодования французской общественности.

В 1995-м случился настоящий скандал: 70-летний классик высокой моды Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) был заменён на молодого и вызывающе эксцентричного англичанина Джона Гальяно (John Galliano). Французы сочли этот акт циничным и в высшей степени непатриотичным, хотя решение об отставке патриарха принимал их соотечественник Бернар Арно (Bernard Arnault), купивший марку «Givenchy ». Даже всеобщая любимица топ-модель Инес де ля Фрессанж (Ines de la Fressange), одно время представлявшая Францию в образе Марианны, тоже была уволена из основанного ею дома моды. Этим сейчас никого не удивишь: всё чаще слышны заявления промышленников (фактических владельцев модных лейблов), что моду создают не таланты дизайнеров, а потребности рынка.

Однако в этом печальном ряду Жан-Поль Герлен стоит особняком: во-первых, он занимался не «haute couture», а исключительно парфюмерией. Во-вторых, все вышеперечисленные персонажи сами сделали себе имя, а Герлен - наследник старинного парфюмерного дома, который вот уже более века является символом Франции во всём мире, подобно Эйфелевой башне, Александру Дюма и сыру камамбер.

Династия Guerlain: вначале было мыло.

В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.

В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix). Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие. Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным. Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов. Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.

Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов. Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky »: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин. Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов. Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).

Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен (его брат Пьер пошел по стопам отца и занимался торговлей). Он активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar », воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов. Примечательно, что при создании «Shalimar» Жак Герлен не побоялся взять за основу всем известный дядюшкин «Jicky»: трансформация уже имеющихся ароматов - одна из многих фамильных хитростей дома Герлен. Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit » («Ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.

Но на долю Жака выпал не только парфюмерный триумф, но и тяжёлое испытание: невесть откуда взявшийся проходимец Марсель Герлен зарегистрировал в 1923 году сразу две торговых марки (Marcel Guerlain и Hugues Guerlain) и некоторое время на волне успеха именитых однофамильцев пытался выпускать собственные ароматы, смущая и распугивая покупателей (любопытно, что одно из творений самозванца называлось «Nitchevo» - в духе тогдашней моды на Россию). В качестве контрмеры истинному Герлену пришлось провести рекламную кампанию под лозунгом «Nous n"avons pas de prenom» («У нас - только фамилия»).

В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.

Jean-Paul Guerlain

О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник. В поисках новых парфюмерных ингредиентов много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках). Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе. Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.

Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.

На парфюмерных принципах дома Герлен стоит остановиться подробнее. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema »), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов. Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.

В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины». И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка , роза и ваниль . В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.

Ароматом «Guerlinade» сам автор был очень доволен и называл её своей самой большой удачей. Но с ним связано и одно из самых неприятных воспоминаний парфюмера: в ночь после того, как Жан-Поль провёл презентацию новых духов, на него было совершено нападение. Двенадцать вооруженных преступников ворвались в загородный дом и связали хозяина и его помощников. Когда Герлен попытался оказать сопротивление, началась стрельба, в результате которой он был ранен в ногу. Украденные злоумышленниками драгоценности, столовое серебро, фарфор и ювелирные украшения «потянули» на полтора миллиона долларов. Но настоящие проблемы начались задолго до этого происшествия.

Аромат денег

На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.

В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel » Тьери Мюглера). В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey » Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.

Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.

В 1994 году произошло неизбежное: после долгих переговоров 52 процента акций предприятия купила группа LVMH («Louis Vuitton Moet Hennessy»), возглавляемая одним из богатейших людей Европы Бернаром Арно - да-да, это тот самый Арно, который посмел уволить Юбера де Живанши.

Критики и скептики не зря называют Арно «коллекционером предметов роскоши»: ему принадлежат многие известные марки высокой моды («Givenchy», «Christian Lacroix », «Kenzo », «Loewe», «Donna Karan », «Marc Jacobs»), а ещё несколько сетей розничной торговли, радиоканал, три сорта шампанского, аукционный дом, виноградники и многое другое.

Снова вспомним Ив Сен-Лорана, который продал свой дом годом раньше: во-первых, у него сразу же отобрали подразделение готовой одежды, оставив в его ведении лишь haute couture, во-вторых, ему пришлось пережить несколько унизительных торгов и перепродаж: корпорации «Elf-Sanofi», «LVMH» и «Gucci Group» перехватывали друг у друга великого модельера, словно сахарную косточку.

Так что можно сказать, что для Герлена обстоятельства сложились вполне благоприятно: он продолжал заниматься любимым делом, и у него сложились неплохие отношения с Арно, известным своим тяжёлым характером. По крайней мере, никаких скандалов не случилось, и публично они высказывались друг о друге с максимальным расшаркиванием: Арно называл Герлена «хранителем храма», Герлен благодарил Арно за предоставленную свободу действий. Более того: когда в 1996 году Герлен сделал новую версию старинных духов «Елисейские поля» и был очень недоволен результатом, поскольку аромат вышел совершенно «негерленовским», именно Арно уговорил его не оставлять парфюмерную деятельность. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм.

Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..

Вот ещё один любопытный факт: в 2000 году никому не известный автор Перси Кемп выпустил свой первый роман «Мускус». Это очень печальная история о немолодом человеке, внезапно обнаружевшем, что у одеколона , который он на протяжении всей жизни считал непременной составляющей своего обаяния, изменился запах. Оказалось, что фирму, производившую этот аромат, купила крупная корпорация, и в целях экономии заменила природный мускус на синтетический, Это обстоятельство в корне изменило жизнь героя, сделав её невыносимой. Нетрудно догадаться, с какими чувствами читал эту книгу ярый поборник натуральных компонентов Герлен: он немедленно учредил литературную премию и вручил её Перси Кемпу.

И вот теперь Герлен покидает дом своего имени. Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим). Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи. Кажется, сделано всё возможное, чтобы его уход не выглядел увольнением: Герлен достиг пенсионного возраста, к тому же в компании он останется на правах консультанта. Однако по некоторым признакам можно заключить, что это решение принимал не он, или не он один: в фирме уже давно назревали крупные перемены. Ещё в ноябре прошлого года было объявлено, что с января в отставку уходит глава американского подразделения «Guerlain, Inc.» Мажори Воллан (её сменила Камий Макдональд), а одновременно с Герленом своё место покинул и руководитель всей компании «Guerlain» Тибо Понруа (Thibault Ponroy). Ему на смену пришёл 40-летний итальянский менеджер Ренато Семерари (Renato Semerari), уже доказавший успешность своего управления в «

Сегодня эта фраза в устах модных девушек является главным комплиментом аромату. И никто лучше Guerlain - самого старого французского парфюмерного дома - не воплощает собой культурный миф под названием "французские духи".

В советские времена, откуда, собственно, родом все наши культурно-потребительские мифы, завораживающее словосочетание "французские духи" не подразумевало продукции фирмы Guerlain. Только избранные, а именно столичная богема, посещавшая посольские приемы, и работники различных дип- и внештогрпредставительств знали названия Shalimar или Mitsouko. Для всех остальных французские духи воплощали Miss Dior, Madam Roshas, Chanel N5 и самая народная марка - духи Climat. Первый герленовский запах, попавший в широкий обиход в позднесоветское время, - это знаменитая Samsara.

Между тем во Франции, да и во всем остальном мире, к Guerlain всегда было совершенно особое отношение. Дело в том, что у других знаменитых марок духи появлялись как дополнение к производимой ими одежде и аксессуарам, Guerlain же всегда занимался исключительно парфюмерией и косметикой. К тому же все остальные не создают запахов самостоятельно, а заказывают их у крупных фирм, специализирующихся на этом, и только Guerlain (да еще Chanel) делают запахи в собственных лабораториях. И это всегда было семейным делом: создавали ароматы и управляли бизнесом четыре поколения Герленов. Диалектика мифа

В сущности, история дома Guerlain - это хрестоматийная история французского производства предметов роскоши. Все они начинались каким-нибудь ловким и трудолюбивым буржуа, владевшим некой технологией и сумевшим ее пристроить к королевскому двору. В данном случае это был основатель династии Пьер Франсуа Паскаль Герлен, имевший мыловаренный заводик и открывший в 1828 году парфюмерную лавку. Его звездным часом стала свадьба Наполеона III и принцессы Евгении, которой Герлен, обросший к тому времени солидными связями, преподнес одеколон (так в те времена называлась любая ароматная продукция) Imperiale, очень ей понравившийся. Этот одеколон, трогательно старинный и незамысловатый на современный вкус, в числе прочих легендарных запахов производится до сих пор. Далее все развивалось по обычным законам.

Успешность марки и, соответственно, ее мифологический ореол возрастали с каждым очередным попаданием в социокультурный тренд: революционный аромат Jicky (1889), где вместо обычного для того времени смешения нескольких узнаваемых цветочных экстрактов была сложная композиция с применением неприродных, химических веществ; эпоха модерна и моды на все японское - L`Heure Bleue (1912) и Mitsouko (1919); эпоха ар-деко и энергичных стриженых девушек за рулем авто - Shalimar (1925). То же и во второй половине века: эпоха сексуальной революции - Chamade (1969), 80-е с их нарочитой буржуазностью - Samsara (1989).

Надо сказать, что такое идиллическое положение дел продлилось довольно долго, и все это время бизнес оставался семейным, пока в 1994 году марку не купил концерн LVHM. Но и после этого последний из династии Герлен, Жан-Поль, создавал запахи еще шесть лет, но маркетинговая политика марки изменилась. Если раньше Герлен каждую новинку готовил по нескольку лет, то в одном только 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых сразу были задуманы как новинки-однодневки - так называемые лимитированные выпуски, которые не повторяются. В этом же году Герлен начинает создавать серию Aqua Allegoria, принципиально отличающуюся от всего, что делалось раньше: простые чистые запахи с простыми названиями, прямо указывающими на источник аромата, - Rosa magnifica, Ylang & Vanille, Lilia bella, Gentiana и т. д. В 2002 году, в возрасте 65 лет, он объявил о своем уходе на пенсию.

Тогда, в январе 2002-го, вся пресса бурно обсуждала это событие. Масла в огонь подлило еще и то, что за несколько дней до Герлена о своем уходе объявил Ив Сен-Лоран, еще одно национальное достояние Франции. И в том, и в другом случае обвиняли Бернара Арно, владельца LVHM, имеющего репутацию человека без всяких сантиментов. Все наперебой сокрушались о потере великих традиций и поминали историю с романом Перси Кемпа "Мускус". В романе рассказывалось о человеке, который всю жизнь пользовался одним одеколоном и вдруг обнаружил, что его запах изменился, потому что фирму-производителя купила крупная корпорация и в целях экономии заменила природный мускус на синтетический. В результате жизнь главного героя начинает буквально разрушаться. Неудивительно, что Жан-Поль Герлен, настоящий апологет натуральных компонентов, который до сих пор владеет фабрикой по производству цветочных экстрактов в Тунисе и плантацией иланг-иланга на острове в Индийском океане, наградил этот роман специальной премией. С тех пор прошло три года, появились новые популярные запахи, сделанные уже командой парфюмеров, сменивших Жан-Поля Герлена, то есть жизнь, конечно же, не остановилась. Мнения поклонников марки разделились: кто-то ровным счетом ничего не заметил, а кто-то воспринял уход Герлена как конец всего.

"Консервативный парфюм" и "аромат юности"

Дом Guerlain за свою историю выпустил более 300 ароматов, среди которых был и Bon Vieux Temps - "Добрые старые времена". Это название прекрасно отражало саму суть дома: Guerlain зиждился на традициях, которые передавались и почитались. За этой стандартной формулировкой скрывались вполне материальные приметы: начиная от дизайна упаковки (очень сдержанного и "серийного") и флаконов (все они выполнены в едином стиле и среди них нельзя, например, обнаружить каких-нибудь шаров или многогранников) и заканчивая особым фирменным аккордом, так называемым герлинадом (бобы тонка, роза, ваниль), который использовался практически во всех композициях. Поэтому, кстати, все герленовские запахи очень узнаваемы, и при наличии некоторой практики их ни с чем не спутаешь. Ну и, конечно, любовь Герленов к переделке старых запахов, когда новый продукт создается как оммаж какому-нибудь старому. Так, легендарный Shalimar был создан "по мотивам" не менее легендарного Jicky, а чрезвычайно популярные у нас несколько лет назад Champs Elysees (1996) - ремейк одноименного запаха 1904 года.

Эта более ста лет лелеемая традиционность создала ароматам дома Guerlain репутацию воплощенного комильфо и идеального подарка. И Guerlain тщательно ее поддерживал - дорогие, чувственные, "тяжелые" запахи в ретро-флаконах, благородных и изысканных, выглядели откровенно буржуазными. Как и сам Жан-Поль, в образе которого не было решительно ничего от привычного креативного представителя знаменитого модного дома: пожилой плотный лысоватый господин с мясистым красным носом, живиальный и благодушный любитель дорогих вин, сигар и хорошей кухни - никакой эксцентрики, никаких подчеркнутых перверсий.

Однако в 90-е годы произошел слом культурных стереотипов - традиционность и буржуазность стали казаться фатально скучными и перестали котироваться, котировалась "креативность", "свежесть" и "динамичность". И дело было даже не в конкретных показателях продаж (тот же Shalimar, например, во Франции никогда не покидал десятку самых продаваемых ароматов), а в ощущении модности, соответствия времени.

С начала 90-х началась эпоха, когда все спокойное, респектабельное и благообразное стало синонимом "папиковского" и "тухлого", и вся потребительская картина мира выстраивалась вокруг двадцатилетних. Место традиционных понятий "красивый" и "элегантный", которыми испокон веку оперировала вся индустрия роскоши, заняли новые - "дерзкий" и особенно "сексуальный", ставшее ключевым. Дело дошло до сущего светопреставления: незыблемая классика всех времен и народов, Chanel N5, начала выпускаться еще и в виде максимально облегченной туалетной воды в цветном переливающемся флакончике. Guerlain же - апофеоз респектабельности, элегантности и буржуазности - стал осознаваться как консервативный парфюм, который можно дарить разве что мамам и тетушкам.

Но сегодня, после десятилетия торжества "культа молодости и динамичности", мода, качнувшись влево, самым естественным образом качнулась вправо. "Молодость" и "динамичность" превратились в заурядный коммерческий продукт, а вот "буржуазность" и "респектабельность" - в свежий, незатасканный и очень востребованный тренд. Сейчас, когда мы уже достаточно долго прожили среди запахов "легких", "спортивных", "свежих" и вообще "унисекс", ничто не выглядит так свежо и не ощущается так остромодно, как старые герленовские ароматы. Такие нелегкие и совершенно неспортивные. И даже то, что несколько лет назад мыслилось настоящим вызовом: запах пыли на раскаленной лампочке, запах асфальта, теперь кажется банальным и даже пошлым мейнстримом, став выигрышным фоном для старого буржуазного Guerlain. Философия и бренд

У старых знаменитых марок есть одно свойство, которое и делает их предметы культовыми. Дело в том, что они особенно остро дают почувствовать феномен моды в исторически сконцентрированном виде. Когда вы берете в руки шелковый платочек Hermes или флакончик духов Guerlain, на вас волей-неволей обрушиваются всевозможные культурные ассоциации - начиная от непременных историй про знаменитых актрис, которые ровно в этом платочке и с этими духами прямиком вошли в мировую культуру, и заканчивая вполне учеными суждениями о том, какой социокультурный тренд выразился в этих предметах. Можно в этой связи сколько угодно иронизировать над свойствами обывательского сознания и говорить про "сентиментальную гламурность", а можно использовать интеллектуальный жаргон и сказать про актуализацию маскультурного контекста. В любом случае, в этом есть очевидная сила, которая, собственно, и составляет суть культовой вещи. Для людей, которые к этому абсолютно глухи, таковых вещей не может быть в принципе. Впрочем, поверить в особенную возвышенность подобных натур сложно, а вот в их интеллектуальное кокетство - легко.

История дома GUERLAIN

Основатель дома и всей знаменитой династии Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл первый магазин в Париже в 1828 г. и прославился одеколоном Imperiale, сделанным в качестве свадебного подарка императрице Евгении. С 1864 года дело переходит в руки его сына Эме Герлена, произведшего революцию в парфюмерии: Jicky, аромат с применением химических веществ. Самым ярким парфюмером династии считается племянник Эме Жак Герлен, создавший несколько знаменитых запахов, в том числе L’Heure Bleue, Mitsouko и Shalimar. С 1955 года все ароматы дома делал последний из династии, Жан-Поль Герлен. В их числе такие хиты, как мужской одеколон Vetiver, Chamade, Samsara, Champs Elysees. С 2002 запахи под маркой Guerlain создаются командой парфюмеров.

Где можно купить старые духи Guerlain Речь идет именно о более или менее старых запахах, потому что последний продукт, выпущенный под маркой Guerlain, - L`Instant de Guerlain , Champs-Elysees , Precious Heart , а также предыдущая серия Aqua Allegoria продаются в любой парфюмерной сети. Из старых же запахов там представлены только Shalimar и Samsara. То же и с мужскими ароматами - мужская версия L`Instant и классический Vetiver, первый знаменитый запах, сделанный Жан-Полем Герленом.

Найти же в Украине остальные старые герленовские запахи не так просто. Еще два-три года назад их остатки продавались в магазинах "Брокар", "Л’ескаль" и "Космо". Сейчас их можно найти только в салонах красоты Guerlain. Но и там можно обнаружить, конечно, далеко не все. Есть Eau de Cologne Imperiale, есть Jicky, есть Mitsouko, есть Vol de Nuit, есть Chamade, еще пара названий - вот, пожалуй, и все. Да и они в ограниченных количествах и далеко не во всех вариантах (духи, парфюмированная вода и туалетная вода).

Существуют, конечно, парфюмерные аукционы в Интернете, но там старый запах Guerlain может стоить очень дорого. Однако в Украине есть места, где можно обнаружить самые редкие герленовские запахи. Это несколько точек на известных вещевых рынках, торгующих парфюмерией. Бог ведает, откуда их владельцы достают какой-нибудь Guerlinade, который вообще никогда в Украине не продавался, или распространявшийся только на территории Японии Cherry Blossom, но все это там находится. К тому же с продавцами можно часами разговаривать о превратностях парфюмерной истории и ситуации на рынке, а заодно торговаться.

Что еще почитать