Красители для мыла ручной работы, виды, сравнение. Красители для мыла ручной работы — разбираемся по порядку Какой краситель использовать для мыла ручной работы

Сегодня мы разберемся какие красители можно использовать в мыловарении, чем они отличаются друг от друга, какие бывают и какой эффект вы можете получить, используя тот или иной краситель.

Красители для мыла ручной работы

Натуральные красители для мыла

Натуральные красители – это все натуральные продукты, которые могут окрасить мыло, например кофе, специи, отвары, масла и многие другие. Кроме цвета они полезно влияют на нашу кожу, питая и очищая ее, некоторые даже скрабируют. Однако натуральные красители имеют некоторые минусы. Первый главный минус – это миграция. Миграция красителя в мыле – это когда один цвет проникает в другой, актуально для двух и более цветного мыла. Так же натуральные красители снизят прозрачность вашей основы, незначительно замутнят ее. Кроме того натуральные красители в мыле своими руками со временем могут менять цвет.

Перед приготовлением мыла с натуральным красителем, обязательно прочитайте нашу статью про и то, как каждый из них ведет себя в мыле. Так же помните, что если вы вводите натуральные продукты в мыло, оно может заплесневеть или пропасть, использовать такое мыло необходимо сразу.


Искусственные красители для мыловарения

Искусственные красители – они созданы в лабораториях и дают красивый насыщенный цвет и большую палитру на выбор. Искусственные красители можно разделить на различные подкатегории. Давайте разберемся какие:

Пигменты – долго хранятся и не мигрируют, но замутняют основу.

Какие используются красители для мыла ручной работы? Какие красители лучше, а какие хуже? Обо всем этом читайте на этой странице!

Эта статья полностью посвящена красителям в мыле из основы. Скажем честно, что при всем многообразии красителей для мыла в домашних условиях из основы лучше использовать водорастворимые жидкие красители, глиттер и перламутр. Какие существуют красители Вы можете посмотреть вот , а как сделать мыло своими руками . Но обо всём по порядку.

Водорастворимые жидкие красители

Водорастворимые жидкие косметические красители. С ними очень просто работать: 1-2 капли на 100 грамм основы, немного размешать - и уже нужный равномерный цвет достигнут. Однако если вы делаете многоцветное мыло, со временем цвет «расползается» по всему мылу. В некоторых случаях это очень красиво, в некоторых - портит всю задумку.

Они хорошо смешиваются между собой, варианты получаемых цветов вы можете посмотреть в табличке:

Прозрачные немигрирующие красители Zenicolor

Пастообразные красители, упакованные в удобные тубы по 30 грамм. В наборе пять базовых цветов, которые при смешивании дают множество оттенков. В набор также входит пластиковая карточка для точного измерения количества красителя. Благодаря этому вы можете записать рецепт удачного цвета и в любой момент повторить его. Одного набора хватит для окрашивания 13-15 килограмм .

Официальный сайт - zenicolor.com

Масляные синтетические пищевые красители

Очень экономичны в использовании. Дают чистые яркие цвета. Цвет в мыле со временем мигрирует, результаты этого процесса вы заметите уже через неделю.

Примеры цветов:

  1. Голубой лед
  2. Сочная клубника
  3. Солнечный лимон
  4. Спелая малина
  5. Зелёный виноград
  6. Северная черника
  7. Персиковый нектар
  8. Чёрная смородина
  9. Шоколадный десерт

Жидкие пигменты

Красители для мыла, которые уже смешаны с глицерином. Очень легко пользоваться, не нужно предварительно разводить в масле. Прозрачную основу делают более мутной, не мигрируют.

Косметические пигменты

Косметические пигменты дают стабильный красивый цвет, в большинстве случаев он не расползается, и четкие границы вашего разноцветного мыла останутся на месте. Желательно предварительно тщательно перетереть с любым маслом, глицерином или спиртом, чтобы они не осели в виде комочков на дне мыла. Делают прозрачную основу более мутной.

Косметические перламутры

Придадут мылу сияние и блеск. Используются в косметической промышленности для изготовления блесков, теней и т.п. Лучше добавлять в прозрачную основу, т.к. в матовой их блеск заметен меньше. Цвет, полученный с помощью перламутров, не расползается по мылу.

Глиттеры (блестки)

Они крупнее перламутров, не меняют цвет основы, но добавляют блеск. Эффектнее смотрятся в прозрачной основе, подкрашенной жидкими красителями.

Диоксид титана

Для придания матовости и белого цвета прозрачной основе используется диоксид титана. Если его просто насыпать и размешать в основе, он может осесть мелкими комочками. Поэтому желательно его либо протереть с маслом или глицерином, или как следует взболтать с водой, до исчезновения комочков. Такой взвесью очень удобно пользоваться, она не портится.

В прозрачную основу можно добавить до 0,5% диоксида титана. Т.е. купленной баночки ориентировочно хватит на 6 кг. основы. Также вы можете варьировать мутность, от легкой дымки до полной непрозрачности.

Источник: http://www.mama-mila.ru/

Почему следует использовать водорастворимые жидкие красители для мыла?

Ответ прост – Вам придется меньше возиться с окрашиванием Вашего мыла, и Вы не будете мучиться, разводя те же пигменты в глицерине или масле. Одна капля жидкого красителя может окрасить Ваше мыло в желаемый цвет без особых хлопот – остается лишь только размешать все это ложкой или палочкой. Другое дело, например, с диоксидом титана (который добавляется в мыльную основу – видели в магазинах белую основу? – так вот это та же основа только с добавлением этого вещества), который приходится сначала размешивать в масле (например, в ), а потом долго и нудно размешивать, чтобы не осталось комочков. Вы просто начнете уставать от этого процесса, поэтому лучше покупайте жидкий белый пигмент.

Конечно, мы согласимся с тем, что они дорогие по сравнению с их сухими аналогами. Но поверьте нашему опыту, покупайте жидкие красители для мыла (а также масляные – в зависимости от того, какую именно цель Вы преследуете) – Вы перестанете нервничать понапрасну, а Ваши творения будут получаться красивее и элегантнее.

Сухие красители?

Почему мы отказались, в большинстве своем, от сухих красителей? Очень просто. Мы любим делать свирлы (как сделать свирлы в мыле читайте ), но нас подводят один немаловажный краситель – черный пигмент. Подводят он, как правило, после того, как мы начинаем пользоваться мылом. Черный пигмент начинает краситься на руках. Термопосуду, которую Вы используете при варении мыла, после добавления этого пигмента практически не отмоешь, кроме «Фери» поэтому мы его взяли и выкинули – так продолжаться не могло – к тому же на нем стала появляться плесень, хотя хранили в сухом и прохладном месте. Вот кстати получившееся мыло (вот ) – оно красивое, но пользоваться им не доставляет особого удовольствия, потому что при использовании этого пигмента руки начинают пачкаться, неприятно.

А что насчет перламутров?

Перламутры – это исключение. Использование этого вещества затруднительно, но дает ошеломляющий эффект. Чтобы развести перламутр в мыле, предварительно размешайте его в масле или в глицерине, потом добавьте в расплавленную основу. Приготовьтесь к тому, что Вы будете очень долго и нудно размешивать его, но поверьте, Ваши старания окупятся сполна. Нежная глянцевая поверхность мыла поразит Вас и Ваших близких. Поэтому не бойтесь использовать перламутры – всё не так сложно.

А стоит ли возмться с глиттерами?

Что касается глиттеров. Глиттер - это блестки и добавление их в мыло ничем не обременительно. Их не нужно размешивать в масле или глицерине, достаточно насыпать их в расплавленную основу и размешать. Они красиво разойдутся по мылу и будут сверкать на свету. Чтобы достичь большего эффекта, добавляйте их в прозрачную основу с водорастворимыми масляными красителями. Глиттер мы использовали в мыле с ментолом – смотрите мастер-класс вот .

Всем хорошо известна фраза "лучше один раз увидеть..." и это не случайно, ведь даже при выборе мыла ручной работы человек в первую очередь обращает внимание на цвет , и только потом на форму, запах и полезные свойства. Одним из главных помощников и инструментов для мыловаров являются различные красители . Именно красители позволяют придать мылу ручной работы оригинальный, законченный вид.

Помимо основных красителей в мыловарении активно применяются натуральные и синтетические дополнения для украшения домашнего мыла, например, бисер, сухоцветы, блестки или глиттеры.

Существует несколько видов красителей : жидкие красители, гелевые красители, косметические пигменты. Каждый из них обладает определенными особенностями, которые можно использовать при изготовлении мыла. При помощи красителей домашнему мылу можно предать практически любой цвет, подчеркнуть изгибы формы, сделать мыло более оригинальным.

Натуральные красители для мыла. Большинство мыловаров стараются сделать мыло ручной работы максимально натуральным и красители применяют - натуральныме.Натуральными и совершенно безвредными красителями являются компоненты, которые можно встретить в природе. Например облепиховое масло придаст вашему мылу желто-оранжевые оттенки, шоколад окрасит мыло в кофейный цвет, хна - в зеленый, а порошок Карри - в желтый. Хорошим натуральным красителем является косметическая глина, она бывает красная, розовая, белая, голубая, зеленая, черная. Помимо глины можно использовать эфирное масло ромашки, оно окрасит мыло в голубоватые оттенки, а активированный уголь поможет окрасить мыло в черный цвет.

Сухие косметические пигменты


Косметические пигменты также как и натуральные красители являются безопасными, они широко применяются в промышленности при производстве косметических средств - кремов, губной помады, теней. Косметические пигменты дают очень стабильный и красивый цвет, который не мигрирует . Очень хорошо использовать пигменты для изготовления "мыла в мыле" и мыла с включениями, а также придания четкости границам рисунка. Чтобы избежать появления в мыле ненужных комочков, перед применением сухие пигменты рекомендуется предварительно растворить в небольшом количестве глицерина или базового масла.

Жидкие косметические пигменты

Пищевые красители абсолютно безвредны для кожи, работать с ними очень приятно, т.к. они легко смешиваются, не оставляют пятен и следов.

Ещё одним плюсом пищевых красителей является их экономичность. На 100 г мыльной основы достаточно добавить 2-7 капель пищевого красителя, в зависимости от интенсивности оттенка, который необходимо получить. Одним из главных отличий пищевых красителей является способность к миграции . Четкие границы рисунка при изготовлении многоцветного мыла с их помощью получить не удастся - со временем краситель начнет мигрировать и границы цветов постепенно размоются, зато можно использовать это свойство для изготовления красивых плавных переходов цветов и для создания мыла со свирлами. Кроме того, пищевые красители - это единственный способ сделать прозрачное цветное мыло, т.к. другие виды красителей замутняют прозрачную основу и делают её матовой.


Диоксид титана - также широко используют в промышленности, в частности, при изготовлении продуктов питания и лекарств. При помощи диоксида титана можно из прозрачной основы сделать белую, т.к. он придает прозрачной основе белизну и матовость. Диоксид титана в мыле не мигрирует. С его помощью можно создавать самые разные зрительные эффекты.

Так же как и для других сухих красителей, перед использованием, диоксид титана желательно развести в глицерине или базовом масле, если этого не сделать, в основе могут образоваться белые комочки. Если добавить с мыльную основу диоксида титана слишком много, может образоваться осадок. Пропорции добавления диоксида титана в прозрачную основу можно найти . Диоксид титана очень экономичен: маленькой баночки хватает на окраску нескольких килограммов прозрачной мыльной основы.


Для эффектного украшения прозрачной мыльной основы можно использовать глиттеры. Они изготавливаются из особой блестящей мелко нарезанной пленки.
С помощью глиттеров можно придать мылу эффект блеска, свечения, мерцания.

Перламутры


Перламутры - это особый вид косметических пигментов, обладающих эффектом блеска и глянца. Перламутры можно очень красиво сочетать с другими видами красителей для придания мылу ручной работы изысканности и привлекательности.

Совет: придумайте сначала , а затем уже подбирайте подходящие красители. Ведь для натурального мыла больше подходят матовые природные цвета, а для мыла с модным рисунками - можно использовать более яркие красители с различными эффектами.

Безопасные и безвредные, не «замутняют» мыльную основу, просты в использовании, достаточно добавить 1-2 капли жидкого или гелевого красителя на 100 граммов основы, а порошковые предварительно развести в воде. Пищевые водорастворимые красители экономичны и идеально подходят для окрашивания однотонного мыла. Важно знать, что такие красители мигрируют, поэтому не подходят для окрашивания многоцветного мыла с четкими границами.

Пигментные пасты - устойчивы к температуре, изменению pH, светостойки, не мигрируют, оставляя четкие границы в многоцветном мыле. Подходят для мыла из мыльной основы и для мыла с нуля. Дают естественные натуральные цвета. Могут «замутнять» мыльную основу. Необходимо хорошо взбалтывать флакончик с пастой перед применением до достижения однородности. Неразведенные пигментные пасты перед применением нужно разводить водой или глицерином в пропорции 1:3 или 1:4.

Натуральные пигменты состоят из натуральных природных минералов и косметических эмульгаторов - это натуральные неорганические красители. Они устойчивы к температуре, изменению pH, светостойки, не мигрируют, оставляя четкие границы в многоцветном мыле. Подходят как для мыла из мыльной основы, так и для мыла с нуля. Дают естественные натуральные цвета. Могут «замутнять» мыльную основу.

Перламутры в виде порошка, состоящие изнеорганического вещества, предают готовому мылу изысканные перламутровые переливы. Не мигрируют. Удобнее всего добавлять перламутры в расплавленную мыльную основу на кончике палочки или чайной ложки.

Глиттеры (блестки) - это мелкие частицы переливающейся пленки, их можно отнести к красителям условно, т.к. они не изменяют цвет основы. Добавив щепотку глиттера в чуть остывшую расплавленную основу и размешав ее, вы получите мыло с блестками внутри.

На этом, по свойствам красителей – все. Теперь, вооружившись полученными знаниями, можете смело идти в магазин и покупать именно тот краситель, который нужен.

Но, что же делать, если Вы уже приступили к созданию мыло, а под рукой не оказалось нужного Вам красителя или сразу нескольких? Не расстраивайтесь, нужный цвет всегда можно получить путем смешивания других цветов! Чтобы Вам было проще и удобнее ориентироваться, я составила таблицу смешивания цветов.

Желаю Вам удачи в экспериментах с цветом!

¹ Мигрирующие красители смешиваются («мигрируют») в одном многоцветном мыле, проникая друг в друга через границу основы даже в готовом (застывшем) мыле. Мигрирующие красители желательно использовать только в одноцветном мыле.

² Немигрирующие красители не смешиваются (не «мигрируют») в одном мыле. Такие красители используются в многоцветном мыле.

Что еще почитать